Научная статья на тему 'Кредитный потенциал для модернизации и инновационного развития экономики'

Кредитный потенциал для модернизации и инновационного развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СИСТЕМА КРЕДИТОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / CREDIT POTENTIAL / SYSTEM OF THE CREDITING INNOVATIVE ACTIVITY / FUNCTIONAL MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Довбий И. П.

Построение национальной модели кредитования инновационной деятельности наиболее актуальная проблема в России. Система кредитования инновационной деятельности нацелена на обеспечение экономики кредитными ресурсами. Основой системы кредитования инновационной деятельности является кредитный потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREDIT POTENTIAL FOR MODERNIZATION AND INNOVATIVE DEVELOPMENTS OF THE ECONOMY

Building the national model of crediting innovations is The Most up to date issue in Russia. The system of the lending innovative activity targeted on ensuring the economy credit resource. Base of the system of the crediting innovative activity is a credit potential.

Текст научной работы на тему «Кредитный потенциал для модернизации и инновационного развития экономики»

Изменение транспортных доход и затрат втечение2008-2009 гг.

2008 2009

Q Транспортные доходы $ Транспортные Затраты $ Прибиль Q Транспортные доходы $ Транспортные затраты $ Прибиль изменения %

Тыс. т Тыс. т

Высокогорье 34.74 25.18 22.58 2.60 32.54 26.91 24.95 1.96 -24.59%

Средняя полоса 49.67 35.96 32.22 3.74 43.55 35.78 32.23 3.55 -5.00%

Низменные районы 49.01 30.81 26.47 4.34 44 35.56 31.36 4.20 -3.29%

Всего тыс. т 185.28 98.25 83.38 14.87 170.8 104.91 92.23 12.68 -14.74%

Частный сектор 318.70 190.20 164.65 25.55 290.89 203.16 180.77 22.39 -12.37%

Г осударственный 167.85 110.04 93.05 16.99 159.59 110.08 95.55 14.53 -14.48%

Индивидуальный 130.98 65.40 58.88 6.52 114.4 77.48 72.42 5.06 -22.39%

Всего тыс. т 19.87 14.76 12.72 2.04 16.9 15.60 12.80 2.80 37.04%

Высокогорье 318.70 190.20 164.65 25.55 290.89 203.16 180.77 22.39 -12.38%

также видно, что транспортные расходы снижаются при большем объеме перевозки.

Частный инвестиционный сектор не интересует производство и перевозка чая из Высокогорных районов из-за высокой стоимости транспортировки и следовательно снижения доходности. Поэтому государство должно стимулировать перевозку чая из высокогорных районов.

Почему государство должн?

- очень большой спрос на мировом рынке на Высокогорные сорта чая, как на лучшие сорта, выращенные в особых экологически чистых районах с уникальным климатом;

- второе место в объеме доходов от экспорта и большая роль в ВВП;

- низкая себестоимость производства чая, по сравнению с другими районами;

- ликвидация безработицы и создание новых рабочих мест для населения высокогорья;

- развитие экономики в высокогорных районах с расширенной инфраструктурой.

Как стимулировать?

- контролировать и управлять ценообразованием чая;

- для перевозчиков чая из высокогорных районов предлагать выгодные цены на автозапчасти, ремонт машин и топливо:

- для перевозчиков чая из высокогорных районов оптимизировать налогообложение.

Литература:

1. http://www.gov.lk

2. http://www.infolanka.com

3. http://www.alta.ru

4. http://www.pureceylontea.com

5. http://www.cbsl.gov.lk

6. Экономическая и социальная статистика Шри-Ланки, 2010. (Центральный банк Шри-Ланки)

7. Центральный банк Шри-Ланки. Годовой отчет

КРЕДИТНЫМ ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Довбий И.П., канд. экон. наук, Доцент кафедры денег, кредита, ценных бумаг,

Всероссийского заочного финансово-экономического института

Построение национальной модели кредитования инновационной деятельности - наиболее актуальная проблема в России. Система кредитования инновационной деятельности нацелена на обеспечение экономики кредитными ресурсами. Основой системы кредитования инновационной деятельности является кредитный потенциал.

Ключевые слова: кредитный потенциал, система кредитования инновационной деятельности, функциональная модель

CREDIT POTENTIAL FOR MODERNIZATION AND INNOVATIVE DEVELOPMENTS OF THE ECONOMY

Dovbiy I., Cand. of Econ. Sci., Assistant professor, Chair of the Money, Credit,

Securities, All-Russian Distance Institute of Finance end Economic

Building the national model of crediting innovations is The Most up to date issue in Russia. The system of the lending innovative activity targeted on ensuring the economy credit resource. Base of the system of the crediting innovative activity is a credit potential.

Keywords: credit potential, system of the crediting innovative activity, functional model

Среди главных факторов, препятствующих инновационной деятельности является высокий уровень транзакционных издержек, обусловленных опережающей, по сравнению с инфляцией, динамикой цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий; устойчивым ростом реальной заработной платы темпами, значительно превышающими рост производительности труда. В условиях мирового кризиса в России резко ухудшились макроэкономические показатели, но особенно опасным для экономической безопасности страны является разрушение научно-производственного потенциала, обеспечивавшего непрерывный инновационный цикл.

Решение данных проблем диктует необходимость создания такой системы кредитования инновационной деятельности (СКИД), которая будет адекватна требованиям инновационного

развития экономики, где будут не просто связи между кредитными организациями и инновационно активными экономическими субъектами, образующиеся с целью получения экономической выгоды, но связи, носящие публичный характер и подчиняющие всех участников единым целям.

Под СКИД можно понимать систему экономических отношений, возникающих в процессе движения ссудной стоимости от кредитора в лице кредитной организации к заемщику в лице инновационно активного субъекта экономической деятельности, подлежащих нормативно-правовому регулированию и надзору, и опосредующих в процессе внедрения инновации взаимодействие ее элементов. Наличие нерешенных проблем определяет необходимость развития теории, методологии и методов формирования и функционирования СКИД; практически ценным результатом этого должно

стать обеспечение баланса интересов всех субъектов названной системы в долгосрочном периоде времени.

Ядро СКИД составляют отношения, возникающие на пересечении сфер интересов финансово-кредитной, банковской и инновационной систем, кроме того, ее развитие должно осуществляться в тесной взаимосвязи с окружающей экономической и социальной средой. В качестве основополагающих принципов формирования и развития СКИД сформулированы: стратегическое целе-полагание, единство политики формирования и размещения кредитных ресурсов, интеграция экономической и инновационной активности агентов, достижение баланса интересов, результативность.

Необходимость создания эффективной системы кредитования инновационной деятельности актуализирует конкретизацию роли ее элементов, которая зависит от содержания понятия СКИД. Важным методологическим приемом исследования структуры СКИД является многоаспектный подход к пониманию ее сущности и содержания.

Во-первых, СКИД можно рассматривать как совокупность экономических субъектов и институтов, функционирование которых направлено на генерирование особого фонда кредитных ресурсов и направление и на кредитование инноваций. Системообразующим элементом в данном случае будет выступать государственное регулирование, в связи с чем, можно выделить ряд постулатов:

- в СКИД объединяются государственные и негосударственные формирования, смешанные, автономные, квазигосударственные, интеграционные структуры и формирования;

- СКИД включает в себя акторов1, выполняющих регулятивные и субстативные функции;

- архитектоника СКИД в определенной мере отражает структуру государственного аппарата;

- прирост величины ресурсов, направляемых из бюджета на кредитование ИД, детерминирует расширенное воспроизводство государственного сектора.

Во-вторых, СКИД представляет собой комплекс видов деятельности и сопряженных экономических механизмов, обеспечивающих кредитование инновационного процесса. В данном представлении отражается интерактивный характер кредитных взаимодействий, и перечень уже названных постулатов дополняется в связи с расширением сектора пересечения СКИД и сферы государственного управления:

- эволюция СКИД имеет как стохастическую составляющую, которая дополняется целенаправленной, привносимой государственными институтами;

- на СКИД помимо финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики, одновременно воздействуют налоговая, инвестиционная, амортизационная политика и т.д.

- государство включено в процессы формирования ресурсной базы СКИД и рефинансирования;

- формирование СКИД сопровождается возникновением новых механизмов государственного воздействия на национальную инновационную систему и социально-экономическую динамику.

Согласно третьему определению, СКИД - это система отношений между элементами научного, социально-экономического и кредитного комплексов, порожденных необходимостью формирования Национальной системы финансирования инновационного развития экономики. В данной трактовке акцентируется органическое встраивание в эволюцию экономики и финансов общества, что дает основание продолжить перечень характерных черт интеграции государства в процесс кредитного финансирования инноваций:

- генезис и эволюция СКИД непосредственно испытывают на себе влияние триады взаимосвязей «наука-бизнес-государство»;

- выработка эффективной политики кредитования инновационной деятельности (ИД) требует воспринимать СКИД как динамичную социально-экономическую систему.

Совершенно очевидно, что три названные формулировки не противоречат, но дополняют друг друга, соответствуя разным уровням теоретической абстракции.

Таким образом, СКИД - совершенствующаяся система социально-экономических отношений (между государственными, негосударственными и смешанными структурами), связанных с генерированием и использованием кредитно-финансовых ресурсов в целях модернизации и инновационного развития экономи-

Функциональный аппарат СКИД включает: 1) базовые функции (аккумулирование ресурсов, распределительная, интеграционная, информационная); 2) специализированные функции (стимулирование, прогнозирование, управление рисками, международное сотрудничество).

Цели СКИД (удовлетворение потребностей инновационного развития экономики в кредитных ресурсах) и ее подсистем имеют единый вектор направленности, не противоречат ее функциям, однако не могут быть полностью подчинены друг другу в силу различий интересов и потребностей, не могут быть достигнуты при произвольных условиях и состоянии. Для достижения целей система должна находиться в «области достижимости», характеризующейся определенными значениями параметров и среды. Определение данных параметров - специфическая задача многокритериальной оптимизации.

Нацеленность СКИД на обеспечение сотрудничества и партнерства всех субъектов экономических процессов должна порождать системные синергетические эффекты как результат действия законов и закономерностей динамической трансформации и диверсификации традиционных и инновационных экономических отношений; их сбалансированность на отдельных циклах и фазах инновационного процесса. Современные высокотехнологичные продукты создаются на стыке отраслей и направлений науки, имеют сложную структуру, характеризующуюся множеством взаимозависимых высокотехнологичных деталей (например, ракетостроение), соответственно кредитование инновационной деятельности должно охватывать как весь цикл технологической цепи (от научной идеи до рыночной коммерциализации), так и цепи межотраслевого взаимодействия.

Сущностной характеристикой СКИД выступает ее кредитный потенциал (КП), предопределяющий качественные и количественные параметры - объемов, направлений, темпов роста кредитования ИД. Принципиально отметить, что кредитный потенциал СКИД формируется не механическим суммированием потенциала кредитной, инновационной и банковской систем, поскольку потенциальные цели кредитования инновационной деятельности могут носить не только индивидуальный экономический эффект, но и различные виды неэкономического эффекта, постольку структурирование названных потенциалов обеспечивает образование синергетического эффекта. В основе синергетического эффекта лежит широкое вовлечение частного капитала в кредитование инноваций на принципах государственно-частного партнерства.

КПСКИД = ПЦФ + ПБК + ПДгФ + ПДлФ + СЭ (1)

где: КП - кредитный потенциал СКИД; Пцф - потенциал целевого (государственного, частного и т.д.) финансирования; П^

- потенциал банковского кредитования ИД; Пдгф- потенциал долгового финансирования ИД; П^ф- потенциал долевого финансирования ИД; СЭ - синергетический эффект.

Кредитный потенциал СКИД должен быть нацелен на преодоление диспропорций между воспроизводственно-технологическим, природно-ресурсным и финансовым потенциалами. Ключевое направление повышения потенциала СКИД в обеспечении инновационного развития - создание условий и механизмов трансформации сбережений домашних хозяйств, пенсионных фондов в инвестиционные ресурсы для модернизации экономики.

Максимальный КП может быть реализован при условии:

- соответствия основных ориентиров кредитования ИД задачам стратегии инновационного развития экономики;

- синхронности процессов развития кредитного, банковского и инновационного секторов экономики.

В связи с этим целесообразно поднимать вопрос об эффективности, динамичности, пропорциональности и прочих характеристиках кредитного потенциала СКИД, соответственно возникает вопрос об эффективности управления, регулирования и использования кредитного потенциала в интересах всех входящих в СКИД субъектов.

Кредитный потенциал СКИД - финансово-экономическая категория, отражающая совокупность способностей и возможностей экономической системы к консолидированной мобилизации совокупного потенциала кредитных ресурсов на всех уровнях, а также механизмы их вовлечения в процессы, обеспечивающие не только необходимые потребности экономики в кредите для достижения целей модернизации и расширенного воспроизводства, но и закладывающие основу для интенсивного инновационного развития.

1 Сознательно действующие субъекты, принимающие значимые для себя и других решения.

м / ft1

Цель системы кредитования інновационной деятельности

Z

Потребности субъектов инновационной деятельности в финансировании

Государственная системная "экономическая политика „

Управление системой кредитования инновационной деятельности

Dp.

Ресурсы для финансирования , инновационной / деятельности

Политика

Банка

России

Цели и задачи

Информация о ходе и результатах кредитования

]

Фундаментальные

условия

инновационной

деятельности

Функционирование системы кредитования инновационной деятельности

Dp.

Распределенные ресурсы и механизмы для кредитования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Удовлетворенные

потребности

субъектов

инновационной

деятельно^иГв

финансировании

Дополнительные ресурсы и |еханизмы для кредитования

Рис. 1. Концептуальная модель СКИД

В данном определении закрепляется не только возможность формирования СКЦД, но и необходимость и способность этой системы к развитию.

Механизм формирования и использования кредитного потенциала должен включать в себя:

1) совокупность принципов, на основе которых осуществляется его формирование и реализация (системный подход, непрерывность и прозрачность процессов формирования, накопления, управления и использования ресурсов; стимулирование);

2) совокупность инструментов (кредиты, займы, облигации, производные инструменты, налоги и т.д.);

3) совокупность показателей для измерения. Базовыми требованиями к системе показателей являются: 1) полнота, единство и взаимосвязь; 2) способность интегрироваться и дезинтегрироваться; 3) ограниченное число при четкой измеримости и сопоставимости; 3) гибкость (способность отражать статику, изменения и динамику). Показатели могут быть: абсолютные и относительные; количественные и качественные; фактические и прогнозные; входные, промежуточные и выходные; комплексные и локальные.

4) совокупность методов оценки эффективности использования. Эффективность любого процесса определяется как соотношение затрат и результата (экономического, социального и проч.), характеризующего степень достижения поставленной цели: во-первых, как оценку результативности функционирования (сопоставление величины полученного эффекта и суммы затрат); во-вторых, как оценку степени достижения цели (отношение полезного конечного результата к результату, заданному в соответствии с поставленной целью.

Эффективность функционирования СКИД будет зависеть от двух важных элементов кредитной стратегии и кредитной политики, как в государственном масштабе, так и на уровне отдельной кредитной организации. Под стратегией кредитования ИД предлагается понимать систему сбалансированных целей и задач субъектов национальной инновационной системы и субъектов финансово-кредитной системы, согласованных по ресурсам и срокам, потребностям секторов и отраслей экономики, обеспечивающих в перспективе удовлетворение потребности экономических субъектов в кредите при заданном уровне риска.

Государственная политика кредитования инновационной деятельности (ГПКИД) может быть определена как система мер государственного регулирования экономики, проводимых на макроуровне, отражающая отношение государства к кредитованию инновационной деятельности как средству решения задач финансирования инновационного развития экономики, определяющая цели, задачи, направления и механизм деятельности органов государственной власти в формировании и распределении фондов кре-

дитных ресурсов между инновационными подсистемами и субъектами ИД, направленная на формирование благоприятного инвестиционно-инновационного климата, учет и реализацию национальных и частных интересов в макросистеме «наука-бизнес-госу-дарство».

ГПКИД должна представлять собой деятельность по формированию идеологии финансирования инновационного развития и решать триединую задачу стимулирования: 1) инновационной активности субъектов экономики; 2) предложения кредитов, способствующих развитию инновационной деятельности; 3) вовлечения частных инвестиций в финансирование инноваций.

Разработка и реализация ГПКИД должна проводиться в соответствии со следующими принципами: 1) встроенность системы кредитования инновационной деятельности в систему государственно-частного финансирования инновационной деятельности, а также структурирование ее элементов на основе системного подхода;

2) консолидированность на всех этапах разработки, обсуждения, принятия и реализации; 3) гибкость, эффективность и непротиворечивость государственной политики в сфере кредитования инновационной деятельности; 4) долгосрочность.

В качестве концептуального подхода к разработке организационно-функциональной модели, отражающей совокупность финансово-кредитных отношений как основы функционирования инновационного кредита, выбрана методология функционально-структурного моделирования (рис. 1).

СКИД должна иметь две подсистемы: управляющую и управляемую, каждая из которых выполняет свои функции и функционирование которых осуществляется: 1) при условии нацеленности на реализацию государственной системной экономической политики, включающей промышленную, инвестиционную, инновационную, наряду с политикой Банка России, направленной на регулирование деятельности кредитных организаций; 2) при наличии механизмов, включающих цели, задачи, принципы, инструменты и т.д.; 3) при четком определении ресурсной базы; 4) при определении условий инновационной деятельности.

Дальнейшая декомпозиция модели осуществляется по следующим направлениям.

1. Моделирование процесса функционирования системы управления СКИД и выявление подпроцессов, реализация которых приводит к формированию заданных результатов в соответствии с требованиями к управлению (рис. 2), при переходе от макро- к мезо- и микро- уровням возможна их детализация.

Декомпозиция позволяет определить основные действия, осуществляемые органом управления. В процессе управления формируются промежуточные результаты, которые частично не выходят за рамки процесса, а используются внутри него в качестве сигна-

Рис. 2 Подсистема управления СКИД

Рис. 3 Подсистема кредитования ИД

лов для корректировки содержания действий (обратные связи). Формируемые цели и задачи управления должны учитывать содержание происходящих в процессе его реализации процессов и при необходимости определять цели и задачи на каждом этапе. Определение стратегических направлений кредитования ИД должно осуществляться в одном ключе с законодательством, определяющим порядок долгосрочного прогнозирования, стратегического планирования и национального прогнозирования социально-экономического развития РФ.

2. Моделирование процесса кредитования ИД для определения содержания управленческих решений, необходимых для изменения условий реализации, ресурсного обеспечения функционирования и получения необходимого результата.

Процесс кредитования ИД представляет собой сложную задачу кредитования в государственных масштабах, на уровне отдельного банка и отдельных кредитных операций. Ограниченность ресурсов диктует необходимость учета интересов, ориентирующихся на удовлетворение постоянно растущих потребностей финансирования инновационной деятельности. Функционирование СКИД должно осуществляться при выполнении целевых установок, а также информировании управляющей системы о состоянии и результатах деятельности. Дальнейшая осуществляется в направлении стратегического планирования и управления ресурсами банка в части управления кредитными рисками и формирования порт-

феля инновационных кредитов.

Субъекты СКИД - инновационно активные участники различных отраслей, организационно-правовых форм, форм собственности; для которых необходимы специальные методы анализа их кредитоспособности с учетом специфики проводимых инновационных преобразований. Необходимо уделять не только финансовым показателям деятельности компании-заемщика, но и нефинансовым, определяющим инновационный бизнес: 1) циклический характер развития отрасли и предприятия, 2) жизненный цикл самого предприятия-заемщика, 3) стадию жизненного цикла проекта.

Для банка кредитование ИД характеризуется повышенными рисками, но в условиях стратегических целей инновационного развития и обеспечения национальной безопасности наличие таких ссуд становится незаменимым инструментом финансирования инновационного развития экономики. Для заемщика долгосрочный кредит является более привлекательным механизмом, чем поиск соучредителей и размещение на фондовом рынке IPO и других ценных бумаг, обладая преимуществами: невысокие издержки при минимальном количестве документации, высокая скорость получения средств и гибкие условия финансирования.

Эффективное функционирование СКИД в интересах общества достигается только при условии комплексного взаимодействия между государством, обществом, рыночными и финансово-кредитными институтами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.