Научная статья на тему 'Концептуальные основы согласования интересов в системе кредитования инновационной деятельности на макроуровне'

Концептуальные основы согласования интересов в системе кредитования инновационной деятельности на макроуровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТ / СИСТЕМА КРЕДИТОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / КРЕДИТНЫЕ РЕСУРСЫ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / CREDIT / SYSTEM OF THE CREDITING INNOVATIVE ACTIVITY / COORDINATION INTEREST / NATIONAL INTERESTS / CREDIT FACILITY / INNOVATIVE DEVELOPMENTS OF THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Довбий И. П., Малахова Е. С.

Наиболее актуальная проблема в России это построение национальной модели кредитования инновационной деятельности. Главная проблема согласование интересов в экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASES OF THE COORDINATION INTEREST IN SYSTEM OF THE LENDING INNOVATIVE ACTIVITY1All-Russian Distance Institute of Finance end Economic

The most urgent problem in Russia is to build a national model of innovation credit. Main problem the reconciliation of interests in the economy.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы согласования интересов в системе кредитования инновационной деятельности на макроуровне»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОГЛАСОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ КРЕДИТОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МАКРОУРОВНЕ

Довбий И.П., к.э., доцент кафедры денег, кредита, ценных бумаг, Всероссийского заочного финансово-экономического института Малахова Е.С., директор Челябинского представительства ЗАО «СтарБанк»

Наиболее актуальная проблема в России - это построение национальной модели кредитования инновационной деятельности. Главная проблема - согласование интересов в экономике.

Ключевые слова: кредит, система кредитования инновационной деятельности, согласование интересов, национальные интересы, кредитные ресурсы, инновационное развитие экономики.

CONCEPTUAL BASES OF THE COORDINATION INTEREST IN SYSTEM OF THE LENDING INNOVATIVE ACTIVITY

Dovbiy I., Cand. of Econ. Sci., Assistant professor, Chair of the Money, Credit, Securities, All-Russian Distance Institute of Finance end Economic

Malakhova E., Director of Chelyabinsk representative office of StarBank

The most urgent problem in Russia - is to build a national model of innovation credit. Main problem - the reconciliation of interests in the economy

Keywords: credit, system of the crediting innovative activity, coordination interest, national interests, credit facility, innovative developments of the economy.

Стратегические задачи посткризисного развития страны определяются необходимостью формирования высокоразвитой постиндустриальной рыночной экономики, что предполагает глубокие качественные изменения институциональной среды, соответствующей требованиям модернизации, диверсификации и инновационного развития.

Финансовый кризис продемонстрировал серьезные проблемы: низкое качество институтов, прежде всего, обеспечивающих безопасность бизнеса и собственности; структурные проблемы российской экономики и экспорта; высокий инфляционный потенциал; Moral hazard и быстрый рост квази-государственного внешнего долга; высокий уровень монополизма и слабое развитие конкуренции; необходимость сочетания антикризисных и модернизационных мер [1].

По мнению ученых, практиков, аналитиков, российский кризис - это кризис финансового недопроизводства и недокредитова-ния; его следствие - недостаточный уровень развития производительных сил. Соотношение величины выданных кредитов к ВВП в России является едва ли ни самым низким в Европе, составляя $5 тыс. руб. на душу населения (корпоративных и розничных кредитов), при том что во Франции - $63 тыс., Германии - $55 тыс., США

- $47 тыс., Китае - $9 тыс. Потенциал банковского кредитования, определяемый как доля банковских кредитов по отношению к ВВП страны находится на уровне 30 %, в отличие от подавляющего большинства развитых стран (более 60 %).

Вместе с тем, Россия в силу своего географического, геополитического, геоэкономического и ресурсного потенциалов де-факто занимает особое положение в мировом процессе, играя одну из ведущих ролей в мировом развитии [2], что предъявляет определённые требования к её военно-промышленному и оборонному потенциалу, требующему поддержание на высочайшем уровне высокотехнологичных отраслей при высоких финансовых затратах.

Таким образом, назрела необходимость, во-первых, преодоления критического несоответствия уровней базовых потенциалов, прежде всего ресурсного и институционального, во-вторых, инно-

вационного и кредитно-финансового, что определяет остроту и актуальность проблем разработки механизмов управления системой кредитования инновационной деятельности (СКИД), необходимых для использования возможностей рынка при равноправном участии государства, бизнеса, науки и общественных институтов [3].

Реализации национальных интересов в СКИД на макроуровне должны способствовать следующие предпосылки: формирование законодательной базы СКИД, выбор общенациональных приоритетов инновационного развития и формирование механизма их выбора, формирование механизмов обеспечения прозрачности и открытости финансирования и проведения экспертизы инновационных проектов, подготовка кадров (рис. 1).

1. При согласовании интересов участников СКИД необходимо учитывать, что они существуют в пространстве, находящемся под воздействием права, выступающего социальным регулятором, «внешним» по отношению к рассматриваемой системе. Формирование законодательной базы кредитования ИД должно быть гармонизировано с налоговым, бюджетным, таможенным, инновационным, антимонопольным законодательством и объективно отражать реальные процессы в экономике и в обществе, как условие устойчивого развития и нормального функционирования банковской системы [4, с. 76].

Законодательные основы банковского кредитования ИД и функционирования специализированных финансовых институтов должны быть направлены на установление цивилизованных принципов банковского и внебанковского кредитования инновационноактивных компаний, в первую очередь микрофинансирования начинающих (на старт-апах) и развитие системы лизинга для малых и средних компаний; на формирование эффективного механизма энфорсмента, обеспечиваемого механизмом соотношения «цены нарушения законодательства» с «ценой потерь в случае выявления нарушения».

2. Консолидация интересов на макро уровне должна работать на реализацию социальных и экономических перспектив общества и основываться на селекции общенациональных приоритетов в

Рис. 1. Предпосылки согласования интересов на макроуровне

области науки технологий, для фокусирования финансовых ресурсов на наиболее перспективных направлениях. Критериальным признаком согласования интересов на макроуровне является выработка, уточнение и реализация приоритетных направлений развития науки, техники и технологий и перечня критических технологий. Приоритеты должны отражать не субъективные оценки и интересы, а объективные закономерности научно-технического и социального развития.

Уточнение приоритетов не должно превратиться в процесс выбора победителей и проигравших, но должно обеспечить концентрацию финансовых ресурсов государства и бизнеса на технологиях, необходимых для ускорения экономического роста, укрепления безопасности и конкурентоспособности РФ; Четко сформулированные приоритеты должны иметь следствием повышение эффективности бюджетных расходов и отдачи государственного сектора науки [5, с. 3]. В связи с этим, важным моментом, наряду с выбором приоритетов, является механизм их выбора. Главным принципом в данном случае должно стать участие всех субъектов, для чего необходимо задействовать дифференцированный инструментарий прогнозно-аналитических исследований. Необходимо использовать возможности современных информационно-коммуникационных технологий для организации многоуровневых интерактивных процедур отбора проектов.

3. Механизм формирования ресурсов для кредитования. Как отмечает академик А. Г. Аганбегян, главное, что не было сделано в России за последнее 10-летие, ? не сформированы рыночные фонды «длинных» денег, обеспечивающие стабильность банков, предприятий и организаций: есть небольшой фонд накопительных пенсий ( порядка $10 млрд), паевых фондов (около $20 млрд), активы страховых компаний невелики (менее $40 млрд), долгосрочные (около 3-х лет) пассивы банков составляют порядка 4 % [6].

Банк России и Министерство финансов обладают значительным набором инструментов формирования финансовых ресурсов

- механизмы рефинансирования, эмиссии, управления процентными ставками и др. ? для использования мощных рычагов промышленной политики; ГЧП для развития классических методов и процедур проектного финансирования. Следует активизировать размещение средств Пенсионного фонда, обладающего огромными денежными ресурсами на национальном уровне и являющегося активным инвестором. Последнее предполагает формирование инвестиционной активности у застрахованных через механизм инвестирования пенсионных средств. Так при официальном уровне инфляции 8 %, доходность 3,14 % показала по итогам 3 кв. 2009 г. Управляющая компания Внешэкономбанк, аккумулирующая значительную долю пенсионных накоплений. При этом доходность УК «Портфельные инвестиции» в аналогичный период составила 54,8 %. Обеспечивая интересы Пенсионного фонда, можно направлять средства на предоставление субординированных кредитов банкам на кредитование инновационных проектов под плавающие процентные ставки.

Классическими источниками «длинных» денег в экономике являются не только пенсионные средства, но и средства страховых компаний и паевых фондов, выведенные из банковского рынка и «замороженные» властями в стабилизационных фондах. Взаимодействие пенсионных и страховых капиталов расширяет границы банковского бизнеса, распространяя его на парабанковский рынок. Парабанки обеспечивают аккумуляцию мелких сбережений домашних хозяйств и их размещение в реальном секторе экономики. Возникают предпосылки для формирования многоуровневого обращения капитала и производного финансирования, трансформирующего «короткие» деньги в «длинные».

А. Г. Аганбегян рассматривает в качестве источника «длинных» денег золотовалютные резервы, из которых на цели модернизации и инновационного развития к имеющимся $300 млрд инвестиций в основной капитал, в экономике можно позаимствовать $250 млрд, отмечая, что до кризиса не было законной формы использования этих денег. Однако в период кризиса был создан прецедент: Банк Росси и Правительство осуществили перевод более триллиона рублей во Внешэкономбанк, который на возмездных началах выдал в виде субсидированных государственных кредитов госбанкам до 2020 г. под 8 % годовых. Таким образом, возможна передача средств Внешэкономбанку или специально созданной организации под эгидой государства долгосрочных инвестиционных кредитов под низкие процентные ставки для дальнейшего кредитования надежных коммерческих банков. На последние возможно возложение обязан-

ности эффективного и подконтрольного использования названных средств для целевого инвестиционного и инновационного кредитования. На кредитующем банке лежит обязанность возвратить деньги государству, для чего важно сделать эти финансовые потоки полностью прозрачными. Если средства будут направляться на закупку оборудования и технологий последнего поколения, то эшелонирование использования даже очень крупных средств не приведет к заметной инфляции, поскольку деньги не будут впрыскиваться в экономику [7, с. 11].

Кроме того, источниками дополнительных инвестиций могут служить:

- $60-70 млрд - за счёт приватизации нестратегических, а коммерческих государственных предприятий и организаций;

- $40-50 млрд - за счёт выпуска Правительством доходного для населения России и иностранных инвесторов облигационного инвестиционного займа;

- $20-30 млрд - за счёт инвестиционных кредитов банков после принятия решений по усилению стимулов привлечения банками «длинных» денег;

- $20-30 млрд - за счёт увеличения доли инвестиций в консолидированном бюджете России, которая крайне низка, зи сокращения ряда текущих расходов;

- $20-30 млрд - за счёт средств предприятий и организаций, для которых будут снижены налоги и таможенные сборы;

- около 5 трлн руб.? перевод денежных потоков из Казначейства в банковский сектор обеспечил бы базу инвестиционных кредитов в сумме [6, с. 27].

На решение проблемы формирования ресурсной базы кредитных организаций направлена инвестиционная стратегия РОСНАНО, суть которой сводится к необходимости размещения временно свободных средств на депозитах в кредитных организациях, соответствующих соответствующим требованиям, прежде всего наличие у кредитной организации Генеральной лицензии ЦБ РФ на осуществление банковских операций; наличие рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня ВВ? (по классификации Fitch Ratings или Standard & Poor’s) либо Ва3 (по классификации Moody’s Investors Service), присвоенного названными агентствами. Конкурсный отбор из 30 соответствующих требованиям, прошли 8 банков по критерию лучших ставок. Объем размещения составил 130 млрд руб. на 1,5 года с ежеквартальным начислением процентов при средневзвешенной ставке 10,21 % годовых. Для продолжения эффективной деятельности корпорации предусмотрена возможность досрочного изъятия порядка 37 млрд руб. средств для финансирования текущей деятельности. Для обеспечения надежности вложений в договорах прописано что, в случае лишения банком необходимого рейтинга или исключения из списка Минфина, они должны на следующий день вернуть деньги [8].

Выгоды от привлечения средств очевидны для всех участников: инновационно-активные компании-заемщики получат доступ к недорогим долгосрочным ресурсам на модернизацию и инновационное развитие производства; банки качественно улучшат свою ресурсную базу, обеспечивая достаточный уровень ликвидности; государство обеспечит улучшение инвестиционного климата и рост доверия к национальной валюте. Все это в будет способствовать развитию государственно-частного партнерства в триаде «государ-ство-бизнес-наука».

4. Не менее значимым условием согласования интересов является прозрачность рынка и деятельности для общественного контроля и открытость кредитования для исключения «криминального налога», коррупции и «откатов». Закрытость и непрозрачность российского рынка способствует усилению асимметричности информации и ограничению рациональной деятельности субъектов ИД. Тенденция перекачки ресурсов из регионов в центр создала переизбыток ресурсов в центре и недостаток на местах, лишая экономику горизонтальных денежных потоков. Решающую роль также должно играть государство, формирующего «правила игры», обеспечивающие рефинансирование и свободу доступа на рынок кредитных ресурсов.

5. Базовой предпосылкой согласования интересов должна стать подготовка кадров, поскольку как отмечает В. Мау, в России за «восемь тучных лет, предшествовавших мировому кризису выросло поколение политиков, привыкших «управлять ростом благосостояния» и все более забывающих о кризисном управлении; такие же настроения стали возникать и в народе; «экономическая и политическая элита в условиях инновационного финансового бума утра-

тила контроль за движением финансовых инструментов» [9, с. 10?11].

Подготовка кадров должна осуществляться, как минимум, в трех направлениях: для государственного управления, кадров научных и кадров банковских. Действующая федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009?2013 годы» нацелена на финансирование проектов НИОКР, выполняемых молодыми учеными, аспирантами и студентами под руководством наиболее эффективных ученых - кандидатов и докторов наук; объем финансирования одного проекта от 1,5 до 5 млн. руб. Реализация программы, помимо достижения научных результатов мирового уровня нацелена на исключение «возрастных ям» в научных коллективах.

Необходимо возрождение утраченной традиции обучения и переподготовки государственных руководителей и служащих высокого уровня по программам, ориентированным на будущее. Программы подготовки специалистов ведущих российских вузов в лучшем случае используют адаптированные западные программы Master Business Administration (МВА) которые, во-первых, ориентированы на управление в стабильных условиях с невысоким уровнем риска и не учитывают своеобразие российских политических, экономических и социальных реалий. Российские управленческие стратегии, как государственные, так и корпоративные, должны учитывать длительные, порядка 7?10 лет, сроки создания и внедрений базисных инноваций в приоритетных направлениях и критических технологиях. Ошибки на данном уровне управления являются очень дорогостоящими и их зачастую невозможно исправить действиями на более низких уровнях, о чем свидетельствует сомнительная эффективность «многих инвестиционных проектов, начатых на волне бума и вряд ли способных выдержать испытанием кризисом» [8, с. 10]. Особое место должно быть уделено подготовке банковских кадров, задействованных в финансировании инновационных программ и проектов.

6. Важным элементом является экспертиза инновационных проектов, техническое регулирование и экологическая экспертиза. Венчурный бизнес является высокорисковым apriori и гарантий от потерь не дает даже качественная работа банков. Тем не менее, для получения средств софинансирования, проекты проходят серьезную экспертизу. Для исключения вероятности возникновения договоренности между банком и проектной компанией о нецелевом использовании выделенных средств предусмотрено, во-первых, предоставление отчета об исполнении бюджета и использовании выделенных средств с соответствующего счета; во-вторых, в состав совета директоров проектных компаний в обязательном порядке входят представители РОСНАНО; в-третьих, особое внимание уделяется репутации партнеров, которую они могут потерять в случае «договоренностей». Предполагается, что на расчетно-кассовое обслуживание проектов могут претендовать любые банки, но скорее всего те, у которых уже реализована система казначейского управления счетом, позволяющая адаптировать ее под финансирование инновационного бизнеса, в противном случае это будет не интересно и не выгодно, поскольку внедрение новой системы повлечет дополнительные затраты. Наиболее популярными формами финансирования инновационных проектов являются: приобретение акций и предоставление займов, которое осуществляется в основном под обеспечение. Кредитные организации, в которых размещены депозиты, проявляют определенный интерес к инвестициям в проекты РОСНАНО как потенциальные соинвесторы. Наличие разветвленных клиентских сетей связано с обращением клиентов за кредитами на реализацию проектов, поэтому банки направляют данные проекты в корпорацию на рассмотрение, в случае их перспективности корпорация поддерживает банк в осуществлении их финансирования [8].

Одним из важнейших факторов эффективного функционирования СКИД на макроуровне является наличие политической воли. Паллиатив общенациональных и частных интересов в СКИД на макроуровне должен найти отражение в процессе выработки и реализации государственной политики кредитования инновационной деятельности.

Государственная политика кредитования инновационной деятельности должна согласовываться с концепцией промышленной политики и обеспечивать формирование иерархии ценностей и баланса интересов субъектов СКИД с целью наиболее полного удовлетворения инновационного развития национальной экономики в кредитных ресурсах. Согласование интересов участников СКИД на

макроуровне при селекции приоритетов должно способствовать формированию национальной модели финансирования инновационного развития экономики.

Литература:

1. Мау, В. А. Глобальный кризис и вызовы посткризисной

модернизации Электронный ресурс] / В. А. Мау. - Режим доступа : http:// www.fcr.russianpost.ru/troika/ru/home/forum/

conferencemateriials

2. Кузык, Б. Н. У России один эффективный путь развития -свой [Текст] / Б. Н. Кузык. - 2-е изд. - М. : ИНЭС, 2004. - 368 с. (БОРИС КУЗЫК: collection; Т. 1(1).

3. Довбий И.П. Теоретико-методологические основы кредитования инновационной деятельности [Текст] / И. П. Довбий // Логистика. - 2010. - № 2. - С. 9-12.

4. Ильясов, С. Совершенствование правового обеспечения реструктуризации банковской системы [Текст] / С. Ильясов // Хозяйство и право. - 2001. - № 1.

5. Иванов, С. Б. Актуальные меры государственной политики по совершенствованию национальной инновационной системы [Текст] / С. Б. Иванов // Инновации. - 2010. - № 5. - С. 2-5.

6. Аганбегян, А. Г. Кризис: беда и шанс для России [Текст] / А. Г. Аганбегян. - М. АСТ : Астрель, 2009. - 285 с.

7. Аганбегян, А. Г. Финансы для модернизации [Текст] / А. Г. Аганбегян // Деньги и кредит. - 2010. - № 3. - С. 3-11.

8. Понуров, С. Разумные инвестиции [Текст] / С. Понуров // Рынок ценных бумаг. - 2009 ? № 7-8. - С. 20?23.

9. May, В. А. Экономическая политика 2006 года: на пути к инвестиционному росту [Текст] / В. А. Мау // Вопросы экономики.

- 2007. - № 2. - С. 4-25.

10. Довбий, И. П. Кредитный потенциал для модернизации и инновационного развития экономики / И. П. Довбий // Транспортное дело России. - 2010. - № 5. - 148-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.