Научная статья на тему 'Государственное стимулирование банковского кредитования инновационной деятельности'

Государственное стимулирование банковского кредитования инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1413
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ / БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ БАНКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Е.М.

В статье отмечается, что в современных условиях остро назрела необходимость перехода российской экономики к инновационной модели экономического роста. Значительные средства, необходимые для удовлетворения инвестиционного спроса экономики в инновациях в российских условиях, способен предоставить банковский сектор. Рассматриваются проблемы в области банковского кредитования инновационной деятельности, предлагаются меры со стороны государства по стимулированию кредитной активности банков в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соколова Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное стимулирование банковского кредитования инновационной деятельности»

УДК 336.77

государственное стимулирование

банковского кредитования инновационной деятельности

е. М. СОКОЛОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела E-mail: emsokolova2010@mail.ru Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

В статье отмечается, что в современных условиях остро назрела необходимость перехода российской экономики к инновационной модели экономического роста. Значительные средства, необходимые для удовлетворения инвестиционного спроса экономики в инновациях в российских условиях, способен предоставить банковский сектор. Рассматриваются проблемы в области банковского кредитования инновационной деятельности, предлагаются меры со стороны государства по стимулированию кредитной активности банков в этой сфере.

Ключевые слова: стимулирование инновационной активности, банковское кредитование инноваций, меры государственной поддержки банков.

Повышение эффективности российской экономики на современном этапе напрямую связано с ростом инновационной активности. Развитые и быстроразвивающиеся страны с начала XXI в. реализуют так называемый VI технологический уклад хозяйства, где инновации и наука выступают непосредственной и главной производительной силой. В России пока сосуществуют, по мнению специалистов, III и IV уклады. В некоторых отраслях, на отдельных предприятиях в различной степени освоен V уклад. Что касается VI технологического уклада, то фрагментарно он имеет место лишь в космической промышленности [4].

Развитие инновационной деятельности, которая включает три основных составляющих: 1) создание инноваций, НИОКР и доведение результатов до уровня инновационных проектов; 2) освоение (внедрение) 3) распространение и применение

на практике инновационных проектов, продуктов, технологий, провозглашено приоритетным направлением в ряде стратегических документов страны. Однако при этом теоретики и практики констатируют нарастающее отставание технического и технологического потенциала страны. Оно выражается как в изношенности оборудования, так и в недостаточной (на уровне около 20 %) доле инвестиций в основной капитал в ВВП, в структуре инвестиций, направляемых в основном на простое воспроизводство, а также в низком уровне всех показателей инновационной деятельности [7].

В настоящее время нехватка ресурсов для финансирования исследований и разработок в наукоемких сферах высоких технологий, а также для внедрения их результатов и продуктов в производство - один из главных факторов, тормозящих развитие инноваций в России.

В современных российских условиях ограниченности ресурсов у большинства отраслей и предприятий страны базовая роль в осуществлении перехода на инновационный путь развития экономики принадлежит государству. Инструменты экономической политики должны порождать и поощрять такие виды деятельности, которые связаны с формированием инновационного типа экономики.

Государство может стимулировать инновационно-инвестиционную деятельность прямо или косвенно. Прямой метод предполагает прогнозирование, планирование, финансирование за счет бюджетных и внебюджетных источников в соответствии с государственными приоритетами, а также

формирование инновационной инфраструктуры. Тем самым фактически стимулируется предложение научных разработок. В настоящее время в России наблюдается определенный прогресс в этом направлении. Растут объемы бюджетного финансирования инноваций, создается система государственной поддержки наукоемких предприятий на национальном (Российская венчурная компания, Роснанотех) и региональном уровнях (22 областных и городских венчурных фонда) [6]

Косвенное государственное стимулирование освоения достижений науки осуществляется посредством патентной политики, а также финансово-кредитных механизмов, таких как налоговые льготы, амортизационная политика, льготное кредитование и т. д. Косвенное стимулирование поддерживает спрос на научные разработки и услуги по сравнению с прямым финансированием, требуя существенно меньше бюджетных средств и, соответственно, позволяя охватить большее число предприятий.

Система косвенного стимулирования должна способствовать решению задач общей активизации применения инноваций, выравниванию структурных дисбалансов и повышению уровня конкурентоспособности реального сектора экономики.

Одной из специфических особенностей организации финансирования инновационной деятельности является мультивариантность источников ресурсов, обеспечивающая комплексность охвата различных субъектов и направлений инноваций, и адаптивность к меняющимся условиям.

Следует отметить, что традиционно ассоциирующееся с инновациями венчурное предпринимательство в последние годы демонстрирует достаточно активное развитие в России. По данным Российской ассоциации венчурного предпринимательства, к концу 2011 г. объем капитала под управлением всех действующих фондов на российском рынке прямого и венчурного инвестирования достиг примерно 20,1 млрд долл., а число действующих фондов составило 174. Общая сумма зафиксированных инвестиций, осуществленных в российские компании, превысила 3 млрд долл. при средней сумме финансирования 23 млн долл. Однако общее число профинансированных компаний невелико - всего 135 [5]. Отметим также, что доля финансирования ими проектов на поздних стадиях превышает 93 %, что не полностью отвечает их функциональному назначению - поддержке, прежде всего, ранних стадий инновационного процесса.

В связи с узостью и специфичностью ниши венчурного финансирования оно может и должно на практике сочетаться с банковским кредитованием, при этом их следует рассматривать не только в качестве альтернативных форм финансирования инноваций, но и как дополняющие друг друга механизмы.

Банки зачастую являются активными участниками венчурных фондов, особенно это характерно для европейских стран. По мнению автора, европейская модель источников венчурного капитала больше подходит к современным российским условиям (недостаток «длинных денег» в экономике), чем американская, ориентированная на пенсионные, страховые и другие фонды. Первым из российских банков, сформировавшим венчурный фонд при поддержке РВК, стал банк ВТБ. Недавно о запуске венчурных фондов объявили Сбербанк России (объем 100 млн долл.) и Промсвязьбанк (300 млн руб.).

В мировой практике также распространено участие банков в качестве партнеров венчурных инвесторов (это сделки с выкупом LBO (leveraged buy-out), под которые банки могут предоставить менее рисковые (и менее дорогие) кредиты, тогда как венчурный инвестор берет на себя более рисковую и менее ликвидную составляющую прямых инвестиций). Банки также могут выступать в роли стратегических инвесторов на этапе выхода венчурных инвесторов из бизнеса.

Банковское кредитование как источник ресурсов для инновационных проектов получило наибольшее распространение в развитых странах: в США, в Израиле, в Германии, в Японии. Через коммерческие банки проходит 30-40 % всех капиталовложений в инновационный сектор [2].

Банки обладают наиболее развитой инфраструктурой, квалифицированным персоналом. Кроме того, они занимают уникальную позицию в сфере экономической информации, зачастую обладая сведениями, недоступными для других экономических субъектов. Банки способны играть решающую роль в мобилизации ресурсов, выступая в качестве проводников (а в ряде случаев и в качестве гарантов) осуществляемых инновационных мероприятий. Банки заинтересованы в возвратности кредитов и, соответственно, добросовестной оценке проектов и результатов инвестирования. Из всех российских финансовых институтов банки имеют наиболее мощную ресурсную базу.

Анализ темпов роста объемов ресурсной базы банковского сектора РФ за последние годы демонс-

трирует устойчивую положительную динамику, в том числе за счет вкладов населения (на 01.01.2013 их объем превысил 14 трлн руб.) и роста собственного капитала банков (более 6 трлн руб.). Статистика свидетельствует и о важной для решения рассматриваемой проблемы тенденции увеличения в составе банковских средств доли долгосрочных ресурсов (см. таблицу).

В современных российских условиях банковские кредиты обслуживают преимущественно финансирование потребительского спроса населения, а также текущие потребности компаний в формировании оборотного капитала (особенно в сфере торговли) и пока не играют существенной роли в решении приоритетных задач по стимулированию инновационного развития и модернизации реального сектора экономики. Доля банковских кредитов в источниках финансирования основного капитала на 01.01.2013 составила лишь 7,9 % [6]. Конечно, по сравнению с 2000 г., когда этот показатель находился на уровне 2,9 %, имеется положительная динамика, но она явно недостаточна, ведь в развитых странах данный показатель превышает 50 % [1].

Банки рассматривают инвестиционное кредитование по сравнению с кредитованием потребностей в оборотном капитале как более рискованное, и такая точка зрения имеет веские основания. А сфера инноваций изначально сопряжена с высокими и разнообразными рисками.

Необходимо отметить, что практически вся система регулирования банковской и, в частности, кредитной деятельности имеет риск-ориентированный характер. Банки находятся под воздействием отрицательных стимулов со стороны регулятора. Это прежде всего выражается в методологии регулирования достаточности капитала банков и создания резервов на возможные потери. В последнее время новации в регулировании кредитной деятельности банков носили в основном ужесточающий характер. Ориентированные на выполнение требо-

ваний базельских соглашений, новые документы Банка России, регламентирующие измерение и расчет показателя адекватности капитала рискам, правила создания резервов под кредитные риски, уже повлекли определенное снижение кредитной активности банков. Признавая необходимость ограничительных, «охлаждающих» мер в таком агрессивно растущем сегменте, как потребительское кредитование, следует отметить, что целесообразно их сочетание с эффективными стимулами кредитной активности в сфере корпоративного и особенно инвестиционного кредитования.

Для активного включения банков в инновационные процессы, с точки зрения автора, необходимо обеспечение ряда институциональных и экономических условий. К таким условиям относятся:

- изменения в сфере банковского регулирования;

- реализация мер по укреплению и «удлинению» ресурсной базы банковского сектора;

- работоспособная система долгосрочного рефинансирования;

- создание системы гарантирования для инвестиционного кредитования;

- создание нормативной базы по секьюритиза-ции долгосрочных инвестиционных кредитов банков;

- развитие правовой базы и государственной поддержки синдицированного кредитования;

- применение ряда преференций и льгот в отношении банков, предоставляющих кредиты на инвестиционные и инновационные цели.

В частности, необходим пересмотр порядка создания резервов по ссудам, также необходимо введение особого порядка формирования резервов для инновационно направленных кредитных продуктов с учетом длительности кредитуемых мероприятий и степени контроля банка за выполнением проекта. Целесообразным является и частичное исключение инвестиционных кредитных продуктов (с учетом

динамика ресурсов российского банковского сектора, млрд руб.

Показатель 01.01.2010 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013

Собственный капитал банков 4 620,6 4 732,3 5 242,1 6 112,9

Привлеченные средства юридических и физических лиц 20 944,9 21 289,3 26 565,2 23 171,7

В том числе вклады населения 7 485,0 9 818,0 11 871,4 14 251,0

Доля привлеченных средств на срок более 3 лет, % 9,9 8,1 11,7 16,4

Источник: Обзоры банковского сектора, Бюллетень банковской статистики (2011-2012). URL: http://www. cbr. га/analytics/ bank_system/obs/;www. cbr. ru/publ/BBS.

степени контроля банка за проектом) из активов повышенного риска в целях расчета достаточности капитала.

В условиях недостаточности в российской экономике «длинных» денег, слабости пенсионного и страхового сегментов особую актуальность приобретает формирование четкой позиции государства в области применения мер по повышению доверия к российским банкам и укреплению их ресурсной базы. К таким мерам относятся: повышение порога застрахованной суммы вклада для физических лиц, расширение объектов страхования депозитов за счет распространения гарантий на обезличенные металлические счета, а также круга владельцев застрахованных депозитов (за счет индивидуальных предпринимателей и, возможно, малых предприятий). Перспективным представляется и внедрение давно и широко обсуждаемых безотзывных сертификатов.

Зарубежный (например, японский) опыт свидетельствует об эффективности применения для оживления инвестиционно-инновационной активности системы рефинансирования коммерческих банков центральным банком при жестком контроле ее целевой направленности. В России необходимо создание системы целевого рефинансирования банков по пониженной ставке под их участие в реализации одобренных государством, прошедших независимую экспертизу проектов в рамках инвестиционно-инновационных программ. Для создания системы инвестиционного рефинансирования Банка России требуется внесение изменений в закон о Центральном банке РФ.

Кроме того, для стимулирования роста инвестиционного кредитного портфеля российских банков может быть использован механизм рыночного рефинансирования инвестиционных кредитов за счет их секьюритизации. Думается, что потребуется внесение изменений в существующий (и значительно ужесточенный с 2013 г.) порядок ограничения кредитного и особенно рыночного риска.

Для стимулирования банковского кредитования приоритетных экономических субъектов за рубежом активно используются различные схемы государственного гарантирования банковских ссуд. Так, в Великобритании в рамках программы гарантирования кредитов, внедренной в 1981 г., государство гарантирует до 85 % ссуды, кредиты предоставляются на срок до 7 лет. В программе принимают участие все основные клиринговые банки страны.

Получая такие гарантии, банки платят государству специальную рисковую премию в размере 2-2,5 % от негарантированной части кредита, которую они включают в процентные платежи. В Германии для малых и средних предприятий действует ряд государственных гарантий относительно кредитов, которые предоставляются коммерческими банками на длительный срок (до 15 лет). Обычно гарантии предоставляются через специализированные гарантийные банки на 80 % суммы кредита.

В российских условиях представляется целесообразным создание Федерального фонда гарантий для инновационно-инвестиционных проектов с региональными представительствами на базе институтов развития (например, на базе госкорпорации ВЭБ). Предоставление гарантий в размере 40-70 % от суммы кредита способно увеличить кредитную активность банков, обеспечив их адекватную ответственность за выбор клиента и определенный риск. В то же время участие государства в покрытии кредитного риска способно оказать понижающее влияние на цену кредитных ресурсов, направляемых на наукоемкие инновационные проекты. Как показывает зарубежный опыт, предоставляя гарантии через целевые фонды, государство получает возможность привлечения в инновационные проекты кредитов на суммы в 5-6 раз превышающие объемы данных фондов (мультипликационный эффект). При этом немедленного отвлечения бюджетных средств не требуется, так как фонды могут капитализироваться постепенно. В целях определения уровня достаточности банковского капитала кредитные требования, обеспеченные государственными гарантиями, необходимо учитывать с коэффициентом риска не выше 10 %.

Помимо гарантирования к известным механизмам разделения рисков относится использование синдицированного кредитования. Оно также хорошо зарекомендовало себя в зарубежной практике как инструмент финансирования крупных инвестиционных проектов, диверсификации кредитных рисков для банков и удешевления ресурсов для заемщика. В России развитие данного направления сдерживается не только и не столько недостаточностью правовой базы, но, скорее, низкой степенью взаимного доверия банков. Поэтому перспективной выглядит государственная поддержка взаимодействия крупных банков с госучастием и региональных банков в такого рода синдикатах. Крупные банки могут выступать организаторами и аналитиками, а

региональные - исполнителями, что обеспечит им повышение конкурентоспособности.

Важным и «больным» вопросом, несомненно, является возможность и стоимость осуществления тщательной научно-технической экспертизы инновационных проектов. Ни один (даже крупнейший) банк не может себе позволить содержать штат высококвалифицированных экспертов во всех областях науки и техники. Для небольших по размеру проектов банки могут привлекать независимых экспертов на договорных условиях. Однако создание работающего механизма научно-технической экспертизы на основе общенационального научного потенциала как элемента инновационной инфраструктуры - это задача государства (одновременно это является способом поддержки отечественной науки).

Одним из шагов по развитию сотрудничества банков в области кредитования инноваций стало принятие Ассоциацией российских банков в 2010 г. Стандарта процесса инновационного кредитования. Как и другие стандарты в области качества банковской деятельности, данный стандарт направлен на распространение лучшей банковской практики. С одной стороны, он представляет собой инструмент оценки качества деятельности банка в сфере инновационного кредитования, с другой - способствует его развитию, повышению интереса инвесторов и государственных органов, так как применение стандарта в определенной степени снижает риски. Развитие стандартизации кредитно-инновационной деятельности банков характеризуется некоторыми субъективными сдерживающими факторами со стороны банков. С этой точки зрения логичным представляется продолжение работы по созданию стандартов качества таких новых кредитных продуктов, как проектное кредитование, инновационный лизинг, а также связанных с их реализацией банковских процессов.

Целесообразно также создать для банков ряд преференций, связанных с развитием кредитования инновационной деятельности (не только предприятий, отнесенных к инновационным, но и отдельных мероприятий, имеющих инновационный потенциал). Действенной мерой могло бы стать льготирование или освобождение от налога прибыли банков, полученной от кредитования инновационных мероприятий. Величину льгот можно рассчитать на основе прогноза увеличения поступлений налогов от получателей таких кредитов по завершении реализации проектов. Конечно, льготы

должны сочетаться с системой эффективных санкций при нарушении условий их получения.

Наличие льгот и стимулов со стороны государства повысит привлекательность клиентов-инноваторов для банков. Это может привести к формированию банками «режима наибольшего благоприятствования» для предприятий, занимающихся инновационной деятельностью (использование пониженных тарифов за обслуживание или повышенных процентов при размещении в банках временно свободных денежных средств, представление неценовых преимуществ). Но главное, это должно повлечь создание банками новых кредитных продуктов, специально «заточенных» под потребности рынка инноваций.

Специфика данных продуктов заключается:

- в необходимости правильного выбора банком приоритетов и ориентиров кредитования;

- в формировании ассортимента кредитных продуктов, соответствующих различным стадиям жизненного цикла инноваций (предполагается, что наиболее приемлемыми периодами для использования кредитных источников являются этап промышленного освоения инновации, а также завершающий этап инновационного процесса, где уже проявляется эффект «финансового рычага». Однако не исключено и участие банка в течение всего жизненного цикла проекта, начиная с проведения НИОКР. В таком случае банку целесообразно воспользоваться опытом венчурных инвесторов и войти в капитал будущего проекта, приобретя долю не менее 51 %);

- в повышенных требованиях к банковским методикам выявления и оценки степени рисков (речь, конечно, идет преимущественно об экономических рисках, однако возможно и проведение банком комплексной экспертизы инноваций с привлечением на договорной основе высококвалифицированных специалистов именно в требуемой области знаний);

- в применении взвешенного подхода к определению цены кредита и возможности применения «плавающих ставок». Здесь необходимо учитывать повышенную рисковость кредитного продукта, а также меры, принятые самим банком и, возможно, государством по минимизации, распределению и компенсации рисков;

- во введении в кредитный договор ряда кове-нант, связанных с ограничениями по срокам и условиям, управлением денежными потоками

заемщика и контролем за его деятельностью банком;

- в использовании специфической техники выдачи и погашения ссуд (в том числе рамочных кредитных линий);

- в разработке и внедрении специальных механизмов снижения рисков, основанных на комплексном применении залогового обеспечения кредитов, на установлении минимальной доли собственного капитала фирмы-инноватора в проекте, на временном участии банка в капитале клиента и т. д.;

- в желательности сочетания собственно кредитных продуктов с сопутствующими услугами, в том числе небанковского характера (например, услуги налогового и правового консалтинга, услуги по подбору контрагентов и др.). Таким образом, радикальное повышение доли

высокотехнологичной продукции, структурная перестройка российского реального сектора и преодоление сырьевого перекоса невозможны без изменения кредитно-инвестиционной стратегии банковского сектора. Государству следует поощрять управляемую и направленную кредитную экспансию, осуществляемую в целях модернизации и инновационного развития российской экономики.

Список литературы

1. Аганбегян А. Г. Социально-экономическое развитие России: финансово-кредитные аспекты // Деньги и кредит. 2013. № 1. С. 4-10.

2. Ерошкин А. М. Роль банковского сектора в финансировании инновационного развития экономики России // Бизнес и банки. 2011. № 14. С. 1, 2.

3. Информационно-аналитические материалы Банка России. Обзор банковского сектора (март 2013). URL: http// www. cbr. ru/analytics/bank_system/ obs_1303.pdf.

4. Киянова Л. Д., Краснокутский П. А., Миронова О. А. Россия в условиях глобализации мировой экономики: проблемы и перспективы инновационного развития: монография. Ростов-на-Дону: ДГТУ. 2010. С. 65.

5. Официальный сайт РАВИ. Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций за 2011 г. URL: http:// www. rvca. ru/rus/resource/library/rvca-yearbook.

6. Официальный сайт РВК. URL: http://www. rusventure. ru/ru/investments/regional_funds.

7. Тихомирова Е. В. Роль кредитных продуктов банков в обеспечении инвестиционно-инновационного роста российской экономики // Деньги и кредит. 2012. № 10. С. 34-38.

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» ИнфорМИруеТ

о продолжении подписки на I полугодие 2014 г.

Все издаваемые журналы и отдельные статьи, публикуемые в наших изданиях, доступны и в электронном виде на сайте интернет-магазина www.dilib.ru.

По всем вопросам подписки либо приобретения предыдущих выпусков журналов

обращаться в отдел реализации.

Напоминаем также, что нашим подписчикам предоставляется возможность размещения рекламы в наших изданиях с 50%-ной скидкой.

(495) 721-85-75 podpiska@fin-izdat.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.