Научная статья на тему 'Долгосрочное кредитование и проектное финансирование банками с государственным участием НИОКР финансовых инноваций'

Долгосрочное кредитование и проектное финансирование банками с государственным участием НИОКР финансовых инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1120
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / БАНКОВСКОЕ ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ПРОЕКТ / БАНК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Т.Ю.

В статье рассматриваются вопросы долгосрочного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) финансовых инноваций банками с государственным участием. Предлагается создание федеральной сети магазинов инновационных продуктов, а также развитие банковского проектного финансирования для инвестирования в крупные высокотехнологичные инновационные проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Долгосрочное кредитование и проектное финансирование банками с государственным участием НИОКР финансовых инноваций»

УДК 336.71

ДОЛГОСРОЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ И ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ БАНКАМИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ НИОКР ФИНАНСОВЫХ ИННОВАЦИЙ

Т. Ю. ПОПОВА,

аспирант кафедры финансов и кредита E-mail: goncharova. sofia@gmail.ru Российский государственный торгово-экономический университет, Волгоградский филиал

В статье рассматриваются вопросы долгосрочного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) финансовых инноваций банками с государственным участием. Предлагается создание федеральной сети магазинов инновационных продуктов, а также развитие банковского проектного финансирования для инвестирования в крупные высокотехнологичные инновационные проекты.

Ключевые слова: льготное кредитование, банковское проектное финансирование, инновации, проект, банк.

В результате анализа попыток создания инновационных финансово-кредитных продуктов в банках с государственным участием автором была выявлена недостаточность разработки инновационных технологий в банковском секторе. Развитие этого направления необходимо не только для финансового обеспечения инновационных проектов российского бизнеса, но и для стимулирования у него спроса на инновации. В условиях модернизации отечественной экономики для банковской системы страны очень важно применение финансовых инструментов, позволяющих повысить эффективность инвестиций в сфере финансирования инновационной деятельности. В этой связи пристальное внимание уделяется долгосрочному кредитованию и проектному финансированию как особым способам финансирования банками с государственным участием инновационных НИОКР.

Льготное кредитование как инструмент финансового обеспечения инновационньж проектов. Наибольшая часть общенациональных ассигнований на научные исследования и разработки в развитых странах приходится на частный бизнес. Доля инвестиций промышленных компаний составляет 60 %. Наибольшее значение этот показатель достигает в США, Швеции, Финляндии — до 75 % [5]. При этом государство является главным координатором в применении широкого спектра различных форм финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Основными из них являются:

- налоговые льготы;

- льготное кредитование;

- целевые программы в поддержку малого и

среднего инновационного бизнеса;

- венчурное финансирование.

Согласно проведенному анализу в нашей стране финансирование частным бизнесом НИОКР составляет не более 30 % всех затрат. Такие ограниченные возможности инвестирования частного бизнеса обусловлены сложившимися институциональными противоречиями российской финансовой системы. С одной стороны, она характеризуется недоступностью долгосрочных финансовых ресурсов для предпринимательского сектора, с другой — наблюдается дефицит таких ресурсов у банковской системы, не позволяющий обеспечивать в полной мере финансовые потребности малого и среднего бизнеса на инновационные цели.

Роль банковского сектора в модернизацион-ном развитии российской экономики заключается в возможности предоставить долгосрочное и дешевое финансирование для крупных инвестиционных проектов. По состоянию на 01.01.2010 объем портфеля корпоративных кредитов на срок более трех лет составил 4,64 трлн руб., сумма привлеченных средств организаций и физических лиц — 1,76 трлн руб. [1]. Как правило, разницу между активами и пассивами банкам приходится покрывать за счет собственных средств и пассивов меньшей срочности, что представляет собой угрозу для их ликвидности.

В настоящее время более 80 % всех долгосрочных кредитов приходится на 30 крупнейших по активам банков, из которых только в нескольких кредитных организациях доля кредитов сроком более чем на три года превышает 40 %. В эту группу входят четыре банка с государственным участием: ОАО Сбербанк России, Банк ВТБ, Банк ВТБ24, ОАО «Россельхозбанк», а также банки с иностранным участием — ЗАО «Райффайзенбанк» и АКБ «Абсолют-банк» (ЗАО) [1].

Российская банковская система в современных экономических условиях остро нуждается в укреплении пассивной базы и создании условий для стимулирования выдачи долгосрочных кредитов. Автор считает, что наиболее перспективным направлением в вопросе финансирования НИОКР должны стать такие меры государственного регулирования, как наращивание кредитования частного бизнеса. Это является для него обязательным условием участия в инновационном процессе. Для этого в России действуют специальные институты поддержки науки и научно-технической деятельности, например, Российский фонд фундаментальных научных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, задачами которых являются [5]:

- участие в оценке инновационных проектов совместно с учеными, представителями органов государственной власти, специалистами промышленных предприятий;

- обеспечение конкурсного отбора и финансирование результатов научно-исследовательских работ на начальном этапе инновационного процесса в соответствии с критериями эффективности инновационных проектов.

Эти фонды взаимодействуют с вузами, исследовательскими центрами, научно-техническими предприятиями промышленности, включая частные. Особую роль в финансировании предпринимательского сектора играет ОАО «Российский банк

развития» (ОАО «РосБР»), созданный специально для обеспечения малого и среднего бизнеса (МСБ) среднесрочными и долгосрочными финансовыми ресурсами на всей территории Российской Федерации, включая ресурсодефицитные регионы.

В настоящее время ОАО «РосБР» в рамках разрабатываемой программы «Финансирование для инноваций и модернизации» рассматриваются предложения банков-партнеров по кредитованию инновационных и модернизационных проектов субъектов малого и среднего бизнеса, созданных на определенных условиях в соответствии с законодательством РФ. Особое внимание будет уделяться финансированию инвестиционных проектов МСБ в производственном секторе экономики и в области современных технологий [18].

В мировой практике наиболее распространенным инструментом финансирования инновационных проектов является льготное кредитование. Так, компании Италии и Испании за счет этого ресурса покрывают 55—65 % затрат на инновации. Процентная ставка по кредиту составляет 1 %, льготный период — до двух лет. В других европейских странах ставки по долгосрочным кредитам не превышают 4,5—5 % годовых [5].

В настоящее время ни один российский банк, даже из числа банков с государственным участием, не имеет возможности предоставить кредит на условиях, которые широко применяются в развитых странах. По сравнению с зарубежными странами в России процентные ставки по кредитам превосходят аналоги в 3—5 и более раз. Такое положение в кредитовании обусловлено следующими факторами:

- ставка рефинансирования (среднее значение этого показателя в 2010 г. составило 8,2 %);

- уровень инфляции (к концу 2010 г. она была явно выше 8,1 %) [20];

- микро- и макроэкономические условия (курс национальной валюты, положение на внутреннем и внешнем финансовых рынках и т. д.).

В России на льготных условиях предоставляются лишь субординированные кредиты, которые в основном предназначены для крупных банков с государственным участием для дальнейшего рефинансирования и перераспределения средств. В рамках антикризисной программы Правительства РФ некоторым госбанкам были предоставлены такие финансовые ресурсы под 8 и 9,5 % годовых [2]. Очевидно, что кредиты, полученные ведущими банками даже на таких льготных условиях, по-прежнему остаются дорогими и для банков, и для их клиентов.

Кроме того, банки неохотно принимают на себя риски, связанные с долгосрочным кредитованием. Низкий уровень залоговой базы у большинства промышленных предприятий также увеличивает риски в случае предоставления долгосрочного кредита. Принятие закона о секьюритизации станет важным шагом в регулировании долгосрочного финансирования предпринимательского сектора, поскольку он должен содержать необходимые нормативы Центрального банка РФ относительно долгосрочных ресурсов.

Для пропорционального распределения финансовых ресурсов в предпринимательском секторе и его обеспечения среднесрочными и долгосрочными финансовыми ресурсами с 19 июня 2009 г. ОАО «РосБР» начал реализацию программы «Рефинансирование», построенной по принципу двухуровневой системы (рис. 1).

Сначала ОАО «РосБР» кредитует банки под залог портфеля кредитов, выданных малому и среднему бизнесу, который в свою очередь рефинансируется при условии передачи требований по ним. Затем ОАО «РосБР» сам рефинансируется в Банке России под пул выданных кредитов. При этом банки всех уровней получают доступ к длинному и дешевому фондированию, которое при обычных условиях им недоступно. Автор считает, что такой механизм должен применяться при кредитовании инвестиционных проектов для эффективного распределения финансовых ресурсов во всей банковской системе.

Приоритетным направлением программы является сфера инноваций. На поддержку российского малого и среднего бизнеса, в том числе для долгосрочного кредитования инноваций, Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) под гарантии Внешэкономбанка было предоставлено 500 млн евро [3].

ОАО «Российский банк развития»

Рефинансирование под выданные кредиты

Коммерческие банки

Кредитование компаний

Источник: составлено автором по материалам [3].

Рис. 1. Двухуровневая схема рефинансирования малого и среднего бизнеса

По мнению автора, в процессе инновационного развития отечественной экономии льготное кредитование должно быть одним из обязательных финансовых инструментов, используемых банковским сектором для привлечения широкого круга клиентов к участию в инновационной деятельности. Оно должно распространяться на все категории частного бизнеса: малый, средний, крупный. Для того чтобы предоставляемые кредитные ресурсы в такой форме были долгосрочны, дешевы и доступны, необходима модернизация действующей модели финансирования, ее реструктуризация для более эффективного функционирования. Российский финансовый рынок должен быть конкурентоспособным с внешним рынком по кредитованию российской экономики, что возможно при условии решения важнейших государственных задач [7]:

- институциональной;

- макроэкономической;

- монетарной.

Кредитование на льготных условиях всегда предполагает снижение процентной ставки относительно среднерыночной, следовательно, влечет снижение ставки и по депозитам, что является для многих клиентов банка невыгодным. Чтобы не допустить сокращения клиентской базы, банковскому сектору одновременно с решением вопроса о льготном кредитовании необходимо постоянное совершенствование и расширение линейки банковских продуктов, которые бы учитывали новые взаимовыгодные и удобные условия для банков и их клиентов.

Создание национальной платежной системы России и внедрение инновационного банковского продукта — универсальной электронной карты — непосредственно ориентированы на реализацию поставленных задач, в первую очередь за счет

обеспечения прозрачности и концентрации финансовых ресурсов внутри страны. С учетом международной практики и в рамках программы по стимулированию инноваций [17], оказанию финансовой поддержки организациям, ведущим научно-исследовательские и конструкторские работы, автор

Центральный банк РФ

Компании малого и среднего бизнеса

полагает необходимым

сформировать сеть магазинов инновационных продуктов, которая может дать дополнительный источник для финансирования НИОКР инноваций и увеличить количество потребителей инновационной продукции.

Так, приобретая инновационный товар в специализированной торговой сети, покупатель при недостатке денежных средств может оформить его в кредит, в частности, оплатить с помощью кредитной карты на новых, более выгодных условиях, прежде всего по льготной процентной ставке. Покупатель сразу становится клиентом банка, одновременно приобретая новый кредитный банковский продукт (рис. 2).

Аналогичная модель успешно реализуется российскими банками в области автокредитования. В рамках партнерских соглашений автодилеры заинтересованы в заключении новых взаимовыгодных контрактов с банками для реализации автомобилей. Фактически при поддержке государственной программы, предполагающей субсидирование потребительских автокредитов, выдаваемых на 36 мес. под банковский процент за вычетом 2/3 ставки рефинансирования Банка России, доля автомобилей, приобретенных с помощью льготных кредитов, уже в первой половине 2010 г. увеличилась на 5 % по сравнению с 2009 г. и составила 11,6 % [24].

При оформлении автокредита на стандартных условиях ставка кредита была в пределах 12,85—16,5 % годовых, а при заключении льготного автокредита с учетом ставки рефинансирования — 7,52—11,3 % годовых [11, 19, 20]. Таким образом,

удешевление кредита составляет более 5 процентных пунктов. Поэтому, по мнению автора, целесообразно осуществлять реализацию инновационных продуктов по предложенной схеме. Распространение инновационных продуктов в масштабах страны будет способствовать повышению спроса на нее у населения, а также формированию интереса на ее производство у предпринимателей. Для банков с государственным участием повысится спрос на кредитные ресурсы со стороны физических лиц и на долгосрочные кредиты от различных компаний частного бизнеса, участвующих в инновационной деятельности. В целом это создаст благоприятные условия для финансирования НИОКР финансовых инноваций.

Банковское проектное финансирование как способ реализации крупномасштабных инновационных проектов. В условиях построения инновационной экономики закономерно большое внимание уделяется различным способам долгосрочного финансирования инновационных проектов. В этой связи наряду с предоставлением кредитов на льготных условиях, перспективным направлением является развитие банковского проектного финансирования (БПФ).

По данному виду финансирования Россия в мировом рейтинге входит в десятку стран — мировых лидеров, его применяют в нашей стране преимущественно крупные банки. Вместе с тем исследование состояния НИОКР в промышленности и в банковском секторе показало, что финансирование научно-исследовательских и опытно-конструктор-

Источник: составлено автором.

Рис. 2. Взаимодействие при приобретении инновационных продуктов в кредит

ских работ осуществляется в основном из средств федерального бюджета, которые составляют до 80 % всех затрат на НИОКР в экономике.

Ситуация характеризуется крайне низкой ролью банков в этом процессе. В дополнение к традиционным формам инвестирования в инновации необходимо более широкое применение банковского проектного финансирования, для которого характерны безопасность и структурированность этой активной операции.

Банковское проектное финансирование имеет свою специфику. Его следует отнести к комплексному методу инвестирования. По содержанию БПФ представляет собой разновидность целевого инвестиционного кредита для реализации конкретного проекта. От всех прочих способов финансирования БПФ отличается несколькими особенностями:

- возврат займа осуществляется за счет денежных потоков, генерируемых самим проектом. В качестве обеспечения кредитных обязательств выступают активы, формирующиеся в ходе его реализации. Средства предоставляются с ограниченным оборотом на заемщика;

- производится финансирование конкретного проекта, а не компании-заемщика, выступающей в качестве инициатора проекта;

- возможно привлечение капитала в больших объемах, с высоким финансовым рычагом. На долю заемных средств может приходиться до 70—90 % стоимости проекта [6]. Указанные отличия делают этот вид финансирования привлекательным для компаний, желающих принять участие в инвестировании выбранного проекта. Особенности способа возврата займа позволяют заемщику не обременять свой баланс финансовыми обязательствами. Для реализации инвестиционного проекта, как правило, специально создается проектная компания, выступающая в роли заемщика и оператора проекта. Это позволяет сделать проект полностью прозрачным при отслеживании денежных потоков, оптимизировать распределение рисков проекта между его участниками.

По мнению экспертов в области банковского проектного финансирования, операционная деятельность проектной компании должна быть в полной мере независимой от операционной деятельности инициаторов (финансовых спонсоров) проекта. При этом банк сам может выступать в качестве инвестора, кредитора, гаранта, финансового консультанта, лизингового института, инвестиционного брокера [21].

В мировой практике сформировались три базовые модели проектного финансирования:

- модель привлечения финансирования, разновидностями которой являются инвестиционная кредитная линия, ипотечная ссуда, инвестиционный кредит, венчурное финансирование, лизинг;

- организационная модель — проектное финансирование типов «Take and pay» («брать и платить») и «Take or pay» («брать или платить»). Различные формы государственно-частных партнерств (Public Private Partnerships, PPP);

- модель софинансирования включает синдицированное кредитование, параллельное финансирование, последовательное финансирование [4].

В настоящее время в нашей стране более широкое применение БПФ находит при реализации инфраструктурных проектов в топливно-энергетической сфере, строительной отрасли и телекоммуникационном бизнесе. В России преобладает государственное финансирование, как НИОКР финансовых инноваций, так и крупномасштабных проектов. Учитывая мировой опыт, для нашей страны может быть эффективна модель БПФ, основанная на государственно-частном партнерстве. Одной из основных форм этой модели является схема «Build, Operate, Transfer» (BOT) — «Строительство, эксплуатация, передача» (рис. 3).

При таком построении финансирования инвестиционных проектов наряду с Правительством РФ активным участником проекта выступают банковские организации. Этот подход позволяет одновременно использовать банковский, государственный и иностранный капитал. Поэтому, по мнению автора, данный способ инвестирования в значимые инновационные проекты вполне приемлем для крупных российских банков с государственным участием.

Преимуществами такого способа являются:

- долевое участие государства в финансировании инвестиционного проекта при котором происходит лишь субсидирование вложений частных компаний;

- участие банков совместно с государством в капитале инвестиционных институтов;

- привлечение большого объема инвестиционного капитала, позволяющего создавать на осваиваемой территории совместные предприятия с использованием капитала концессионера (как правило, иностранные инвесторы), а также предприятия страны или государства.

Рис. 3. Модель банковского проектного финансирования по форме «Build, operate, transfer» [22]

Банковское проектное финансирование как вид долгосрочного кредитования имеет свои преимущества и недостатки. Преимуществами этого типа финансирования являются:

- обеспечение высокой доходности от финансирования инвестиционного проекта;

- обеспечение притока долгосрочных финансовых ресурсов в большом объеме;

- структурированный финансовый инструмент;

- возможность кредитующему банку не только рассчитывать на возврат займа, но и получить свою долю в капитале фондов прямых инвестиций.

К недостаткам банковского проектного финансирования можно отнести:

- более высокую степень риска финансирования данного типа по причине отсутствия залога на всю стоимость кредита;

- более высокую стоимость, чем обычного кредита, из-за более высокой процентной ставки по кредиту;

- большие сроки рассмотрения заявки на финансирование (от 2 мес. до 1,5 лет) [16]. Несмотря на характерные недостатки, БПФ

обладает явными преимуществами и является эффективным финансовым инструментом для банковского сектора в условиях модернизации отечественной экономики.

На современном этапе в российской банковской системе внедрение этого инновационно-финансового подхода только начинает развиваться,

ускоренному его продвижению препятствуют следующие факторы [9]:

- несовершенство правовой базы, слабая правовая защищенность инвестора при проведении расчетов, залоговых и гарантийных операций;

- отсутствие системы эффективного распределения рисков между участниками проекта. Этот факт обусловлен недостаточной диверсификацией портфеля проектов, связанной с сырьевой направленностью развития экономики;

- ограничение к участию в проектном финансировании для российских предприятий, из-за наличия у большинства из них крупных кредитных обязательств, в то время как проектное финансирование предполагает большие финансовые вложения. Высокий уровень налоговой нагрузки;

- недостаточность ресурсной базы отечественного банковского сектора для обеспечения долгосрочного кредитования;

- отсутствие качественных страховых и консалтинговых услуг. Мировая практика подтверждает необходимость активного участия страховых и консалтинговых компаний в долгосрочных проектах.

Например, на 01.01.2011 доля долгосрочных кредитов (сроком свыше трех лет) в кредитном портфеле российских банков составила около 7,7 % [20], что еще раз доказывает низкий уровень долгосрочного кредитования российскими банками реального сектора экономики. Развитие БПФ

особенно необходимо в условиях изношенности экономической инфраструктуры.

По мнению автора, банковское проектное финансирование необходимо развивать, отходя от сырьевой направленности отечественной экономики, акцентируя финансирование именно высокотехнологичных инвестиционных проектов. В этой связи создаваемый в России в рамках общенационального проекта крупнейший инновационный центр «Сколково» может существенно повлиять на развитие в нашей стране банковского проектного финансирования для инвестирования в НИОКР финансовых инноваций.

Ключевой задачей проекта «Сколково» является обеспечение глобальной интеграции российской науки и экономики, соединение в одну работающую структуру науки и бизнеса [8]. Поэтому предложения об участии российских банков с государственным участием в долгосрочных финансовых проектах по стратегическим направлениям научных исследований и разработок следует реализовывать, используя именно БПФ.

По данным информационного агентства «РосБизнесКонсалтинг», участниками проекта уже стали 28 компаний, из которых Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (далее — Фонд «Сколково») профинансирует 11 проектов на сумму до 3 275 млн руб. При этом инвестиции в шесть проектов в области биомедицинских технологий составят 1 984 млн руб.; в три проекта в области информационных и компьютерных технологий — 639 млн руб.; в два проекта в сфере энергосбережения и энергоэффективности — 652 млн руб. [14].

В настоящее время в создании инновационного центра «Сколково» наиболее активную позицию занимают ведущие зарубежные компании Microsoft, Nokia, Siemens, Cisco, Tata. Так, корпорация Microsoft готова поддержать 100 перспективных российских стартапов. В рамках ее программы на территории «Сколково» планируется создание элементов платформы Technical Computing (новой инициативы по созданию крупномасштабных решений в области обработки данных для научных исследований, инженерных работ, анализа данных и экспериментального моделирования) и Microsoft Business Solutions (бизнес-приложения). Корпорация намерена осуществлять собственное финансовое участие. Размер инвестиций корпорации Microsoft будет варьироваться от 50 до 500 тыс. долл. в каждый стартап [23].

Не менее важной задачей проекта «Сколково» является вовлечение в инновационную деятель-

ность российского среднего и крупного бизнеса. Наличие существующих в отечественной экономике монополий серьезно препятствует созданию в экономическом пространстве должного уровня конкурентных отношений, в результате которых и возникает спрос на инновации. В настоящее время 50 % инвестиций в проект принадлежат государству, 50 % — бизнесу и иностранным партнерам [15].

Инвестирование в НИОКР подразумевает финансирование идеи, что всегда сопряжено с высокими рисками. Этот фактор также тормозит вложения российских бизнесменов в развитие инноваций. В то же время научные разработки часто не могут быть эффективно реализованы на рынке. В этом случае в качестве мер косвенного финансирования позитивное значение для участников-резидентов инновационного центра «Сколково» будут иметь налоговые преференции, заключающиеся в нулевой ставке налога на прибыль и в освобождении от налога на имущество [12]. Кроме того, принятые поправки в действующее законодательство устанавливают пониженные тарифы страховых взносов, таможенные пошлины, уплачиваемые на определенных условиях участниками-резидентами инновационного центра «Сколково» [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В создании благоприятных условий для участия в инновационной деятельности нуждается и банковский сектор. Современные отечественные банки, желающие инвестировать в НИОКР на основе БПФ, испытывают дефицит долгосрочных ресурсов и недостаток специалистов банковского проектного финансирования. Для использования зарубежного опыта при содействии Банка России и ЕБРР создан акционерный банк «Банк Проектного Финансирования» (ЗАО). При Министерстве экономики РФ действуют ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» и Российский центр содействия иностранным инвестициям, функции которых заключаются в поддержке процесса финансирования новых проектов.

С учетом больших капиталовложений, с которыми связано развитие банковского проектного финансирования, принять участие в крупномасштабных проектах пока могут только крупнейшие российские компании и госкорпорации. Создаваемый наукоград будет являться международным центром по разработке и коммерциализации новых технологий. В начале 2011 г. Фондом «Сколково» подписаны меморандумы о сотрудничестве с восемью глобальными зарубежными (в том числе Boeing, Intel) и двумя ведущими российскими (ОАО «ЛУКОЙЛ», госкорпорация «Росатом»)

партнерами. Заключены соглашения о проведении совместных исследований ведущих российских научно-исследовательских центров и Массачусет-ского технологического института (MIT) [14].

По мнению автора, на основе БПФ должны инвестироваться субнациональные проекты «Скол-ково-прим». В качестве модели «Сколково-прим» может использоваться проект по созданию в Томске центра образования, исследований и разработок «ИНО Томск 2020», инвестиции в который составят более 60 млрд руб. По предварительным оценкам, общий объем финансирования проекта «ИНО Томск 2020» из бюджетов всех уровней и со стороны банков с государственным участием и частных инвесторов составит около 66 млрд руб. [13].

Системное применение инструментария долгосрочного финансирования НИОКР инноваций банками с государственным участием представлено на рис. 4.

Использование инструментария долгосрочного финансирования НИОКР инноваций банками с государственным участием позволит им обеспечить инвестирование различных по масштабам иннова-

ционных проектов и финансирование потребителей и производителей инновационных продуктов.

Таким образом, вложения банков с государственным участием в НИОКР финансовых инноваций наиболее перспективны в двух формах:

- долгосрочное льготное кредитование заемщи -ков, занимающихся инновационной деятельностью, а также заемщиков — покупателей готовой инновационной продукции;

- банковское проектное финансирование субнациональных инновационных проектов «Скол-ково-прим».

Эти крупномасштабные и долгосрочные операции банков с государственным участием обеспечат создание финансово-экономической базы для федеральной сети магазинов инновационных продуктов, что в свою очередь позволит замкнуть цикл финансирования НИОКР инноваций и поддерживать регулярный спрос населения, государственного и реального секторов на инновационную продукцию.

Эффективность вложений банков с государственным участием в НИОКР финансовых инноваций обусловлена, с одной стороны, упорядочением

Банки с государственным участием

f Инструменты финансирования инновационных \

проектов

Льготное кредитование

Банковское проектное финансирование

Предоставление кредитов и кредитных карт на льготных условиях отдельным инновационным проектам Инвестирование крупных инновационных проектов по модели «Сколково-прим»

Потребители инновационных продуктов:

- граждане России;

- организации государственного

сектора;

- частный бизнес

Изучение спроса

Производители инновационных продуктов

Организации государственного и предпринимательского секторов

Приобретение инновационной продукции

Производство инновационной продукции

Федеральная сеть магазинов инновационных продуктов

Реализация инновационной продукции

Источник: составлено автором.

Рис. 4. Система инструментов долгосрочного финансирования НИОКР инноваций банками с государственным участием

государственного регулирования в части создания в российском экономическом пространстве высокого уровня конкуренции, с другой — предоставлением участникам инновационных проектов государственного косвенного финансирования в форме налоговых преференций. Кроме того, требуются совершенствование мер государственной денежно-кредитной политики для снижения вдвое от среднерыночных процентных ставок при проектном финансировании и обеспечение банков с государственным участием достаточным объемом долгосрочных ресурсов.

Список литературы

1. Велиева И. В погоне за длинным рублем /И. Ве-лиева, М. Доронин, П. Самиев. URL: http: //www. banki.ru/news/bankpress/?id=2298448&sphrase_ id=67007.

2. ВТБ отказался досрочно погасить субординированный кредит. URL: http://www.rcb.ru/ theme/45058.

3. Дворецкая А. Е. Инновационные решения в национальной экономике: инфраструктурные и финансовые аспекты // Всероссийский экономический журнал. 2010. № 9.

4. ДерябинаМ. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. 2008. № 8.

5. Клавдиенко В. П., Тарасов А. П. Финансирование научных исследований и разработок в инновационной экономике: партнерство государства, бизнеса и университетов // Финансы и кредит. 2009. № 12.

6. Королькова Е. В. Проблемы развития проектного финансирования как комплексной услуги коммерческих банков в России // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2008. № 3.

7. Кудрин А. Л. Выступление на международной конференции «Россия и мир: вызовы нового десятилетия». URL: http://www.strf.ru/ innovation.aspx?CatalogId=370&d_no=26902.

8. Кузнецов Е. Выступление на пресс-конференции, посвященной форуму «Глобальное инно-

вационное пространство». URL: http://rus.ruvr. ru/2010/10/08/24865151.html.

9. Марамыгин М. С., Салимов Р. Р. Перспективы развития проектного финансирования как метода банковского кредитования крупных проектов // Известия УрГЭУ. 2007. № 18. Т. 1.

10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково»: Федеральный закон от 28.09.2010 № 243-Ф3.

11. Официальный сайт банка ВТБ24. URL: http:// www.vtb24.ru.

12. Официальный сайт издательского дома «КоммерсантЪ». URL: http://www.kommersant.ru.

13. Официальный сайт информационного агентства «РИА Новости». URL: http://www.rian.ru.

14. Официальный сайт информационного агентства «РосБизнесКонсалтинг». URL: http://www. rbc.ru.

15. Официальный сайт кремниевой долины «Сколково». URL: http://www.siliconvalleyskolkovo.ru.

16. Официальный сайт ОАО «Республиканская финансовая корпорация». URL: http://www. rfcor.ru.

17. Официальный сайт Правительства России. URL: http://www.government.ru.

18. Официальный сайт Российского банка развития. URL: http://www.rosbr.ru.

19. Официальный сайт Сбербанка России. URL: http://www.sbrf.ru.

20. Официальный сайт Центрального банка России. URL: http://http://www.cbr.ru.

21. Панченко О. Финансы в проекте. URL: http:// www.rfcor.ru/news_rfc_700.htm.

22. Пилякина В. С. Модели банковского проектного финансирования // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2010. № 1.

23. Фонд «Сколково» будет сотрудничать с Microsoft. URL: http://top.rbc.ru/econom-ics/01/11/2010/491647.shtml.

24. Чупров А. Где взять хороший кредит на авто. URL: http://moscow.carsellers.ru/news/arti-cle/30203/.

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

V_У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.