Научная статья на тему 'Стратегический анализ характеристик чайного рынка и эффективности работы автотранспорта при перевозке чая в республике Шри-Ланка за период 2008 2009 гг'

Стратегический анализ характеристик чайного рынка и эффективности работы автотранспорта при перевозке чая в республике Шри-Ланка за период 2008 2009 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТА / ЧАЙНЫЙ РЫНОК В РЕСПУБЛИКЕ ШРИ-ЛАНКА / STRATEGICALLY ANALYSIS / EFFECTIVENESS OF WORK IN AUTOMOBILE TRANSPORTING / TEA MARKET IN THE REPUBLIC OF SRI LANKA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Унантенне В. М., Кавинда Д.Б.У.

Производство и реализация чая играет большую роль в экономике Республики Шри-Ланка. Статья анализирует стратегические характеристики чайного рынка и определяет роль перевозки чая внутри страны, рассматривает возможности получения более эффективной работы автотранспорта при перевозке чая, а также долю участия в этом процессе государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC ANALYSIS CHARACTERISTICS OF TEA MARKET AND PERFORMANCE TRANSPORT IN THE TRANSPORT OF TEA IN THE REPUBLIC OF SRI LANKA FOR 2008 20091Moscow State Automobile &amp

Production and sale of tea plays an important role in the economy of Sri Lanka. Article analyze strategically conditions of the tea market and defines the role of the transport of tea in the country, is considering the possibility of obtaining more effective methods for transportation of tea, as well as its stake in the process of the state.

Текст научной работы на тему «Стратегический анализ характеристик чайного рынка и эффективности работы автотранспорта при перевозке чая в республике Шри-Ланка за период 2008 2009 гг»

В рамках данного исследования не представляется возможным уделить должное внимание всем проблемам социально-экономического развития общества и государства. Основной акцент автором будет сделан на проблемах, связанных с обеспечением процесса воспроизводства вне зависимости от внешних факторов через механизм вовлечения сбережений населения в экономический оборот и условий для активизации инвестиционной деятельности.

Бесспорным является тот факт, что государство крайне заинтересовано в вовлечении сбережений населения в экономический оборот. Во-первых, используя сбережения населения государство получает огромный инвестиционный ресурс и в меньшей степени будет зависимо от иностранных инвестиций. Во-вторых, инвести-

ции, аккумулированные внутри страны, дадут большую стабильность государству в целом. В-третьих, население, получая дополнительный доход со своих сбережений, будет больше тратить, что, соответственно, приведет к увеличению совокупного спроса, в том числе и внутри страны, и будет способствовать экономическому росту и развитию экономики государства. В-четвертых, финансирование некоторых сфер и мероприятий, которые в настоящее время финансируются за счет государства, может быть переложено на плечи населения.

Приняв во внимание вышеизложенное, можно сказать, что рынок коллективных инвестиций имеет достаточно высокий потенциал при решении вышеуказанных проблем.

СТРАТЕГИЧЕСКИИ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ЧАЙНОГО РЫНКА И ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ЧАЯ В РЕСПУБЛИКЕ ШРИ-ЛАНКА ЗА ПЕРИОД 2008 - 2009 ГГ.

Унантенне В.М., Кавинда Д.Б.У., аспиранты кафедры Экономики автомобильного транспорта,

Московский Автомобильно-Дорожный Государственный Технический Университет (МАДИ)

Производство и реализация чая играет большую роль в экономике Республики Шри-Ланка. Статья анализирует стратегические характеристики чайного рынка и определяет роль перевозки чая внутри страны, рассматривает возможности получения более эффективной работы автотранспорта при перевозке чая, а также долю участия в этом процессе государства.

Ключевые слова: Стратегический Анализ; эффективность работы автотранспорта; чайный рынок в республике Шри-Ланка.

STRATEGIC ANALYSIS CHARACTERISTICS OF TEA MARKET AND PERFORMANCE TRANSPORT IN THE TRANSPORT OF TEA IN THE REPUBLIC OF SRI LANKA FOR 2008 - 2009

Unantenne W., Kavinda D.B U., The post-graduate students, Department of Economics of road transport,

Moscow State Automobile & Road Technical University.

Production and sale of tea plays an important role in the economy of Sri Lanka. Article analyze strategically conditions of the tea market and defines the role of the transport of tea in the country, is considering the possibility of obtaining more effective methods for transportation of tea, as well as its stake in the process of the state.

Keywords: Strategically Analysis; effectiveness of work in automobile transporting; Tea market in the Republic of Sri Lanka

Экономический рост ВВП республики Шри-Ланка составил 2,6% за первые три квартала 2010 года, а за весь 2009 год - 3,5%. И это несмотря на негативное влияние мирового экономического кризиса, который препятствует экономическому росту. Успехи достигнуты за счет решения таких проблем, как: контроль над инфляцией, управление запасами в условиях неопределенности и больших колебаний курсов валют, глобальной рецессии, противодействия финансовым спекулятивным структурам, создающим угрозу нормальному развитию экономики и дестабилизирующим усилия по преодолению кризиса, а также прямому негативному вмешательству в позитивные процессы выхода из трудной экономической ситуации, в которой оказалась страна. Скоординированные и своевременные меры, принятые правительством и Центральным банком Республики являются ключом к успеху. Экспортные поступления в 2009 году составили 7,1 млрд. долл. США, что на 12,7% меньше по сравнению с 8,1 млрд. долл. США в 2008 году. Это негативным образом сказалось на прибыли. Так, прибыль от экспорта чая снизилась на 1% до 1,19 млрд. долл. США, а от экспорта одежды на 5,6% до 3,3 млрд. долл. США.

Из-за последствий глобального экономического кризиса и засухи, которая преобладала в первой половине 2009 года, производство чая в Шри-Ланке по сравнению с наихудшими показателями

1999 года снизилось на 9 % и достигло уровня в 290.89 тыс. тонн. Общий объем производства чая в Шквартале 2009г составило 80.4тыс.тонн, что явилось самым высоким урожаем, произведенным в течение этого года.

В таблице 1 представлено распределение производства чая по районам республики Шри-Ланка в течение последних двух лет (тыс. тонн).

Объем производства чая в течение последних двух лет (тыс.-тонн).

В таблице 2, дана структура инвестиций по различным сегментам экономики. Анализ данных показывает, что вклад частного сектора за этот период был значительным, несмотря на произошедшее сокращение общего объема производства чая в 2009 году по сравнению с прошлым годом на 8.26 тыс. тонн. В государственном секторе, а это высокогорные и средние регионы, которые пострадали от засухи в течение первой половины года, объем производства чая значительно сократился, по сравнению с прошлым годом.

Произошедшие изменения в объемах производства чая, определенным образом сказались на его цене, которая зависит не только от производства чая в республике Шри-Ланка, но и в других стра-нах-производителях. Сокращение объемов производства, как в Шри-Ланке, так и в других странах повысило цены на чай.

Таблица 1

Изменение Q

Районы 2008 2009 тыс.тонн %

Высокогорье 84.41 76.09 -8.32 -9.85%

Средняя полоса 49.01 44 -5.01 -10.23%

Низменные районы 185.28 170.8 -14.48 -7.81%

Всего: 318.70 290.89 -27.81 -8.73%

Таблица 2

Изменение Q

Инвестиции 2008 2009 тыс. тонн %

Частный сектор 167.85 159.59 -8.26 -4.92%

государственный 130.98 114.4 -16.58 -12.66%

индивидуальный 19.87 16.9 -2.97 -14.95%

Всего: 318.70 290.89 -27.81 -8.73%

Таблица 3. Цены реализации чая по районам производства и секторам рынка в 2008 - 2009 гг.

2008 2009

Q Цены ($/кг) Q Цены ($/кг)

Высокогорье 84.41 2.92 76.09 2.51

Средняя полоса 49.01 2.87 44 2.48

Низменные районы 185.28 3.54 170.8 3.06

Всего: 318.70 3.28 290.89 2.82

Частный сектор 167.85 3.39 159.59 2.78

государственный 130.98 2.88 114.4 3.04

индивидуальный 19.87 3.53 16.9 3.31

Всего: 318.70 3.61 290.89 2.82

Таблица 4. Объем экспорта чая в течение последних двух лет (тыс. тонн).

Виды чая 2008 2009 Изменение Q

Q Цены ($/кг) Q Цены ($/кг) тыс. тонн Цены ($/кг)

Чай навалом 183.47 3.44 167.56 3.73 -15.91 -8.67%

Пакеты 89.29 3.78 78.49 4.16 -10.80 -12.10%

Пакетированный чай 23.29 6.56 20.69 7.14 -2.60 -11.16%

Ароматизированный чай 2.32 8.17 2.36 7.51 0.04 1.72%

Зеленыйчай 4.93 7.37 4.89 7.87 -0.04 -0.81%

Другие 15.4 5.43 16.9 5.91 1.50 9.74%

Всего: 318.70 3.91 290.89 4.27 -27.81 -8.73%

Средняя цена черного чаяв Шри-Ланке увеличилась почти на 66% в 2009 году и составила 2,87 $ за килограмм, сохраняя высокие цены на аукционах.

В Таблицах 3, 4 показаны изменения средних цен реализации чая и объемов экспорта в 2008-2009 годах.

В стране насчитывается 129 предприятий по переработке чая. Организация перевозки чая осуществляется следующим образом:

1. перевозка чая от плантаций до перерабатывающих заводов осуществляется частным автотранспортом в общем объеме 2008 г. 167,85 тыс. тонн.

2. перевозка чая от плантаций до перерабатывающих заводов осуществляется государственным автотранспортом в общем объеме 2008 г. 130,98 тыс. тонн.

3. перевозка чая от заводов до морских портов и аэропортов осуществляется частным автотранспортном в объеме 2008 г. 171,18 тыс. тонн.

4. перевозка чая от заводов до морских портов и аэропортов осуществляется государственным автотранспортном в объеме 101,82 тыс. тонн.

5. перевозка чая в магазины осуществляется автотранспортном как государственной принадлежности, так и частным в общем объеме 84,34 тыс. тонн.

- Затраты на перевозку чая, приходящиеся на государственный автотранспорт составляют в 2009 г. 72,42 млн. долл. США.

- Доходы, получаемые государственными авто предприятиями от перевозки чая, составляют в 2009г77,48млн долл. США.

- Затраты на перевозку чая, приходящиеся на частный автотранспорт составляют в 2009 г. 95,55 млн. долл. США.

- Доходы, получаемые частным авто предприятиями от перевозки чая, в 2009 г составлили 110,08 млн. долл. США.

В таблице №5 показано, что транспортные расходы по перевозке чая в 2008-2009 г. увеличились в среднем на 5,73%. Из неё

Таблица 5. Изменение транспортных расходов втечение2008-2009 гг.

2008 2009 изменения %

Q Цена Транспортные расходы $ Транспортные расходы % Q Цена Транспортные расходы $ Транспортные расходы %

тыс. т. 1 кг Млн. $ тыс. т. 1 кг Млн. $

Высокогорье 84.41 2.92 246.26 54.80 22.25% 76.09 2.51 190.96 57.18 29.94% 7.69%

Средняя полоса 49.01 2.87 140.74 26.47 18.81% 44 2.48 109.09 31.36 28.75% 9.94%

Низменные районы 185.28 3.54 655.39 83.38 12.72% 170.8 3.06 522.66 92.23 17.65% 4.92%

Всего тыс. т 318.70 3.11 1,042.39 164.65 15.80% 290.89 2.82 822.71 180.77 21.97% 6.18%

Частный сектор 167.85 3.49 585.55 93.05 15.89% 159.59 2.78 444.04 95.55 21.52% 5.63%

Г осударственный 130.98 2.95 386.81 58.88 15.22% 114.4 3.04 347.77 72.42 20.82% 5.60%

Индивидуальный 19.87 3.53 70.19 12.72 18.12% 16.9 3.31 57.57 12.80 22.24% 4.12%

Всего тыс. т 318.70 3.20 1,042.55 164.65 15.79% 290.89 2.83 822.03 180.77 21.99% 6.20%

■ 2008 ■ 2009

Высокогорье Средняя Низменные полоса районы

Изменение транспортных расходов в $ за 2008-2009 гг.

Изменение транспортных доход и затрат втечение2008-2009 гг.

2008 2009

Q Транспортные доходы $ Транспортные Затраты $ Прибиль Q Транспортные доходы $ Транспортные затраты $ Прибиль изменения %

Тыс. т Тыс. т

Высокогорье 34.74 25.18 22.58 2.60 32.54 26.91 24.95 1.96 -24.59%

Средняя полоса 49.67 35.96 32.22 3.74 43.55 35.78 32.23 3.55 -5.00%

Низменные районы 49.01 30.81 26.47 4.34 44 35.56 31.36 4.20 -3.29%

Всего тыс. т 185.28 98.25 83.38 14.87 170.8 104.91 92.23 12.68 -14.74%

Частный сектор 318.70 190.20 164.65 25.55 290.89 203.16 180.77 22.39 -12.37%

Г осударственный 167.85 110.04 93.05 16.99 159.59 110.08 95.55 14.53 -14.48%

Индивидуальный 130.98 65.40 58.88 6.52 114.4 77.48 72.42 5.06 -22.39%

Всего тыс. т 19.87 14.76 12.72 2.04 16.9 15.60 12.80 2.80 37.04%

Высокогорье 318.70 190.20 164.65 25.55 290.89 203.16 180.77 22.39 -12.38%

также видно, что транспортные расходы снижаются при большем объеме перевозки.

Частный инвестиционный сектор не интересует производство и перевозка чая из Высокогорных районов из-за высокой стоимости транспортировки и следовательно снижения доходности. Поэтому государство должно стимулировать перевозку чая из высокогорных районов.

Почему государство должн?

- очень большой спрос на мировом рынке на Высокогорные сорта чая, как на лучшие сорта, выращенные в особых экологически чистых районах с уникальным климатом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- второе место в объеме доходов от экспорта и большая роль в ВВП;

- низкая себестоимость производства чая, по сравнению с другими районами;

- ликвидация безработицы и создание новых рабочих мест для населения высокогорья;

- развитие экономики в высокогорных районах с расширенной инфраструктурой.

Как стимулировать?

- контролировать и управлять ценообразованием чая;

- для перевозчиков чая из высокогорных районов предлагать выгодные цены на автозапчасти, ремонт машин и топливо:

- для перевозчиков чая из высокогорных районов оптимизировать налогообложение.

Литература:

1. http://www.gov.lk

2. http://www.infolanka.com

3. http://www.alta.ru

4. http://www.pureceylontea.com

5. http://www.cbsl.gov.lk

6. Экономическая и социальная статистика Шри-Ланки, 2010. (Центральный банк Шри-Ланки)

7. Центральный банк Шри-Ланки. Годовой отчет

КРЕДИТНЫМ ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Довбий И.П., канд. экон. наук, Доцент кафедры денег, кредита, ценных бумаг,

Всероссийского заочного финансово-экономического института

Построение национальной модели кредитования инновационной деятельности - наиболее актуальная проблема в России. Система кредитования инновационной деятельности нацелена на обеспечение экономики кредитными ресурсами. Основой системы кредитования инновационной деятельности является кредитный потенциал.

Ключевые слова: кредитный потенциал, система кредитования инновационной деятельности, функциональная модель

CREDIT POTENTIAL FOR MODERNIZATION AND INNOVATIVE DEVELOPMENTS OF THE ECONOMY

Dovbiy I., Cand. of Econ. Sci., Assistant professor, Chair of the Money, Credit,

Securities, All-Russian Distance Institute of Finance end Economic

Building the national model of crediting innovations is The Most up to date issue in Russia. The system of the lending innovative activity targeted on ensuring the economy credit resource. Base of the system of the crediting innovative activity is a credit potential.

Keywords: credit potential, system of the crediting innovative activity, functional model

Среди главных факторов, препятствующих инновационной деятельности является высокий уровень транзакционных издержек, обусловленных опережающей, по сравнению с инфляцией, динамикой цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий; устойчивым ростом реальной заработной платы темпами, значительно превышающими рост производительности труда. В условиях мирового кризиса в России резко ухудшились макроэкономические показатели, но особенно опасным для экономической безопасности страны является разрушение научно-производственного потенциала, обеспечивавшего непрерывный инновационный цикл.

Решение данных проблем диктует необходимость создания такой системы кредитования инновационной деятельности (СКИД), которая будет адекватна требованиям инновационного

развития экономики, где будут не просто связи между кредитными организациями и инновационно активными экономическими субъектами, образующиеся с целью получения экономической выгоды, но связи, носящие публичный характер и подчиняющие всех участников единым целям.

Под СКИД можно понимать систему экономических отношений, возникающих в процессе движения ссудной стоимости от кредитора в лице кредитной организации к заемщику в лице инновационно активного субъекта экономической деятельности, подлежащих нормативно-правовому регулированию и надзору, и опосредующих в процессе внедрения инновации взаимодействие ее элементов. Наличие нерешенных проблем определяет необходимость развития теории, методологии и методов формирования и функционирования СКИД; практически ценным результатом этого должно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.