Научная статья на тему 'Кредитно-модульная система и возможности формирования клинического мышления в условиях обучения студентов выпускающей кафедры'

Кредитно-модульная система и возможности формирования клинического мышления в условиях обучения студентов выпускающей кафедры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1429
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТЫ / МОДУЛИ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / CREDITS / UNITS / CREDIT-RATING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынович Наталья Николаевна, Крупская Тамара Семёновна, Хасанова Алла Витальевна

На современном этапе имеется трехлетний опыт внедрения кредитно-модульной системы организации учебного процесса в работу кафедры педиатрии №1. В статье освещаются результаты ее внедрения на выпускающей кафедре педиатрии и раскрываются дополнительные возможности, которые открывает эта система в преподавании клинических дисциплин в медицинском ВУЗе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынович Наталья Николаевна, Крупская Тамара Семёновна, Хасанова Алла Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Credit-unit system and the possibilities of formation of clinical thinking in the conditions of teaching students at the graduating chair of Irkutsk state medical university

Presently we have a three-year experience introducing the credit-unit system of learning process organization into the chair of pediatrics No. 1 work. Th e article shows the results of this introduction at the graduating chair of pediatrics and reveals additional possibilities which this system gives for teachinf clinical disciplines in medical school.

Текст научной работы на тему «Кредитно-модульная система и возможности формирования клинического мышления в условиях обучения студентов выпускающей кафедры»

Рейтинговая оценка учебной успешности студентов (OPTIMA ("Успешность"))

KI а Q И Мсмодическая карт умеїа учебной успешносіи

ВУЗ - Ижевская государственная медицинская академия

Факуі*>тет - Педиатрический Группа - 305-306

кафедра - Моб подготовки здравоохр и медм^ны кататастроф

F3 • МоОу/и. оценки учебной успешности

Ф И О обучаемых

Учебная успей ность

Сред- ний балл Балл актив- ности Коэф- фици- ент актив- ности Оценка учебной успеш- ности За- чат Экаа- мена- цион- ная оценка Средняя оценка Коэф- фициент зачетны- единиц Итоговая оценка уровня учебной успей ноет и Оценка по •І-баппьмой шкапе Распре- деление мест

в баллах в рейтинговых единицах(РЕ) уровень учебной успешности

1 Айметова А В 3.47 48,00 -0.05 3.42 5,00 4,21 0.05 4.26 85 высокий 4 13

2 Бажитова АМ 4.21 80,00 0,15 4.36 5.00 4,68 0.05 4.73 94 высшим 5 з

3 Баранова М И 4.00 50,00 0.00 4,00 ♦ 4.00 4,00 0.05 4.05 81 высокий 4 15

4 Беленкова НА 4.11 53,00 0,00 4.11 ♦ 5.00 4,56 0,05 4.61 92 высший 5 7

5 Григорьева К.А 4,89 55,00 0,00 4,89 ♦ 4,00 4.45 0,05 4.50 90 высший 6 9

б.Ефаров АО 3.87 38,00 -0.10 3.77 ♦ 4,00 3.89 0.05 3,94 78 высокии 4 17

7 Журавлева Т.Н. 3.71 50,00 0,00 3.71 4,00 3,86 0.05 3.91 78 высокий 4 1в|

8. Завьялова ДД 4.53 55,00 0,00 4.53 5,00 4.77 0.05 4,82 96 высший 5 2

9 Зидымакова С.Г 4.06 98,00 0,20 4,26 5,00 4,63 0.05 4.68 93 высший 5 4

10 Иванова К В 4.40 48,00 0.05 4.35 5,00 4,68 0.05 4.73 94 высшии 5 3)

11 Кабитов А В 3.71 55,00 0,00 3.71 5,00 4,38 0.05 4.41 88 I I S' 4 10

12 Калинина АГ 3.94 50,00 0,00 3.94 5,00 4.47 0,05 4.52 90 высший 5 8

13 Канделова Л Ф 3.73 44,00 -0.05 3.68 4,00 3,84 0.05 3.89 77 высокий 4 19

14 Кожевникова С В 3.93 50,00 0,00 3.93 5,00 4.47 0.05 4,52 90 высший 5 е

15 Колонских ДМ 4.13 55,00 0.00 4.13 5,00 4,57 0.05 4.62 92 высший 6 6

16 Ленских ТА 4.00 75.00 0.10 4.10 ♦ 4,00 4,05 0.05 4.10 82 высокий 4 14

1 7 Леонтиева Л А 3.93 50.00 0.00 3.93 ♦ 5,00 4.47 0.05 4.52 90 высший 5 8

18 Михайлова Ю.И 3.62 50.00 0.00 3.62 ♦ 4,00 3.81 0.05 3.86 77! высокий 4 21

19 Петухов АП. 3.59 46.00 -0.05 3.54 5,00 4.27 0.05 4.32 86 высокий 4 12

20 Семенихина Н.Ф 4.13 75,00 0.10 4.23 ♦ 5,00 4.62 0.05 4.67 93 высший 5 5

21 Соболева АВ 4.86 85,00 0,15 5.01 ♦ 5,00 5,01 0,05 5.06 101 наивысший 5 її

22 Тимергалиева Е.И 3.86 50,00 0,00 3.86 ♦ 4,00 3,93 0.05 3,98 79 высокий 4 16

23 Хайруллин Р.Ф ] 3,46 75,00 0.10 3.56 5,00 4,28 0.05 4.33 86 высокий 4 її]

24 Чукавина ЕВ 3.71 46,00 -0.05 3.66 4,00 3,83 0,05 3,88 77 высокий 4 20

Итого по группе 305*306 3.99 57,54 0,00 3.99 ♦ 4,63 4,31 0,05 4,36 87 высокий 4 1)

Итого по факультету Педиатрический 3,99 57,54 0,00 3.99 + 4.63 4,31 0.05 4.36 высокий 4 1

Итого 3.99 57,54 0,00 3,99 ♦ 4,63 4.31 0,05 4.36 87 высокий 4

L

ej Документ2 - bbcroso... Пв осег.0708

: Рейтинговая оценка...

«и ? п -м

Рис. 2. Карта учета учебной успешности студентов учебной группы.

ференциях РФ, были представлены на конференции Международной Ассоциации работников образовательных медицинских учреждений в г. Лос-Анджелесе (2005г.), на конференции Европейской Ассоциации медицинского образования в г. Генуя (2006 г.), на Международном форуме «Информационных технологии и общество — 2008» в г. Кемер (Турция), а также международных научно-практических конференциях г. Одесса (2007, 2008, 2009 гг.).

В 2008 году программа экспонировалась в г. Москве (ВВЦ) на 10 Всероссийском форуме «Образовательная

среда — 2008». В 2009 году она внедрена в практику обучения в Ижевской государственной медицинской академии и Ижевского юридического института.

Использование информационно-аналитической программы позволило нам оценивать знания студентов по альтернативной балльно-рейтинговой шкале с точностью до 0,01 балла (не исключающей и традиционную четырех балльную шкалу), проводить педагогический мониторинг на всех этапах обучения, широко используя электронные модули (журналы) учета и обработки данных образовательного процесса.

Информация об авторах: 426034, г. Ижевск, ул. Коммунаров, 281, тел.: (3412) 91-82-93, t-mail: army@igma.udm.ru ГОУ ВПО Ижевская государственная медицинская академия, кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф.

Калиниченко Анатолий Николаевич — доцент, к.м.н.

Наговицын Сергей Грацианович — заведующий кафедрой, к.п.н., доцент,

Шкатова Елена Юрьевна — заведующая кафедрой,

Усынина Надежда Игоревна — специалист по учебно-методической работе.

© МАРТЫНОВИЧ Н.Н., КРУПСКАЯ Т.С., ХАСАНОВА А.В. — 2010

КРЕДИТНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА И ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКАЮЩЕЙ КАФЕДРЫ

Н.Н. Мартынович, Т.С. Крупская, А.В. Хасанова (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. На современном этапе имеется трехлетний опыт внедрения кредитно-модульной системы организации учебного процесса в работу кафедры педиатрии №1. В статье освещаются результаты ее внедрения на выпускающей кафедре педиатрии и раскрываются дополнительные возможности, которые открывает эта система в преподавании клинических дисциплин в медицинском ВУЗе.

Ключевые слова: кредиты, модули, балльно-рейтинговая система.

CREDITUNIT SYSTEM AND THE POSSIBILITIES OF FORMATION OF CLINICAL THINKING IN THE CONDITIONS OF TEACHING STUDENTS AT THE GRADUATING CHAIR OF IRKUTSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

N.N. Martynovich, T.S. Krupskaya, A.V. Khasanova (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. Presently we have a three-year experience introducing the credit-unit system of learning process organization into the chair of pediatrics No. 1 work. The article shows the results of this introduction at the graduating chair of pediatrics and reveals additional possibilities which this system gives for teachinf clinical disciplines in medical school.

Key words: credits, units, credit-rating system.

Участие российской Высшей школы в Европейском пространстве высшего образования, предлагаемое Болонским процессом, обозначило необходимость внесения в сложившуюся систему высшего образования значительных перемен. Одной из них стала перестройка учебного процесса в высшей школе под европейские стандарты.

Анализ результатов трехлетнего опыта внедрения кредитно-модульной системы организации учебного процесса в работу кафедры педиатрии №1 Иркутского государственного медицинского университета, определил дополнительные возможности, которые открывает эта система в преподавании клинических дисциплин в медицинском ВУЗе.

Кредитно-модульная система — это модель организации учебного процесса, основывающаяся на единстве модульных технологий обучения и зачетных кредитов ESTS, как единиц измерения учебной нагрузки студента.

Понятие «кредит» означает в данном случае количественную характеристику, позволяющую учесть вклад каждой учебной дисциплины в содержание образовательно-профессиональной подготовке.

Термин «модуль» применительно к высшей школе подразумевает задокументированную завершенную часть образовательно-профессиональной программы учебной дисциплины. Зачетный кредит — это единица измерения учебной нагрузки студента. Он учитывает все виды работ студента, предусмотренные в утвержденном индивидуальном плане: аудиторную (лекции, практические и семинарские занятия), самостоятельную работу по анализу изображений, полученных с помощью современных технологий, подготовку студентов к сдаче практически ориентированного государственного экзамена.

Кредитно-модульная система организации учебного процесса призвана обеспечить положительное решение следующих задач:

— деление материала дисциплины на модули с проверкой усвоения каждого модуля;

— использование более широкой шкалы оценки знаний;

— повышение объективности знаний;

— стимулирование систематической самостоятельной работы студентов на протяжениисеместра;

— внедрение здоровой конкуренции в обучении.

Применение в высшей школе системы зачетных единиц открывает возможность позитивного преобразования учебного процесса в целях:

— индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, предоставляющей студентам возможность составления индивидуальных учебных планов, свободного определения последовательности освоения дисциплин, самостоятельного составления личных семестровых расписаний учебных занятий;

— стимулирующей балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности студентов;

— формирования и постоянного развития учебных планов, программ и стандартов содержания образования;

— предоставление преподавателям академических свобод, в том числе, права свободного выбора методики обучения;

— экономических расчетов размера платы за обучение и заработной платы преподавателей;

— формирования бюджетов доходов и расходов структурных образовательных подразделений университета.

Таким образом, определяющими элементами системы зачетных единиц являются индивидуальноориентированная организация учебного процесса и

стимулирующая балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности в сочетании с прогрессивными принципами педагогического менеджмента.

Важно отметить, что стимулирующая балльнорейтинговая система оценки учебной деятельности студента заменила жесткую оценочную шкалу: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», отлично». Такая шкала определяла практически «трансляцию» студентом информации, полученной из учебников, либо лекций. Преподаватель был ограничен возможностью оценить качество передачи прочитанной информации, которое определяется по большей части общим уровнем интеллектуального развития студента, его эрудицией, а иногда и просто владением русским языком. В ответах студенты придерживались прочитанных формулировок, страх быть неправильно понятыми, а значит ниже оцененными, удерживал их от высказывания собственных соображений.

Используемая в настоящее время стимулирующая балльно-рейтинговая система позволяет студенту свободно высказываться по обсуждаемой теме, а это в свою очередь, открывает возможности формировать логические зависимости, что способствует развитию клинического мышления и переводит студента из пассивного слушателя на занятии в активного участника.

Анализ трехлетней работы в балльно-рейтинговой системе показал устойчивую тенденцию к росту общей суммы балов по окончанию модуля по детским болезням от 35,2 в 2008 году, до 38,9-39 в 2010 году. При этом написание реферативных сообщений в форме графологических структур выросло в процентном соотношении от 23% в 2008 году до 76% в 2010 году.

Следует отметить, что качественной характеристикой позитивных тенденций могут служить логические зависимости, формулируемые студентами при написании предварительного диагноза в истории болезни и формировании плана обследования с цель подтверждения или исключения выявленной патологии. В результате чего формируется четкая позиция студента в отношении плана лечения, когда студент обосновывает ожидаемый эффект от назначаемой группы препаратов, либо старается разобраться в неэффективности в данном конкретном случае и предлагает альтернативу. Эта система в корне отличается от зазубренных ответов при защите истории болезни, с использованием механической экстрапалляции стандартов лечения на конкретного больного.

Предоставление преподавателям права свободного выбора методики обучения позволяет выпускающей кафедре проводить занятия в виде ролевых игр, где студенты включаются в решение практических задач, которые позволяют им осознать свою ответственность за принятое решение. Такая методика обучения позволяет оценить не только качество знаний, но и умение их практически реализовать, а главное мотивированно отстаивать принятое решение в отношении тактики ведения пациента. При этом приходит осознание своей ответственности за здоровье больного, что очень значимо в практической деятельности начинающего врача.

Одним из главных плюсов модульной системы, на наш взгляд, является то, что компоновка учебных дисциплин в осмысленный учащимся образовательный путь создаёт альтернативу традиционной системе, при которой принцип организации дисциплин в «циклы» и блоки был не проблемно-тематическим, а достаточно формальным, непрозрачным для студента и даже преподавателя как реальных субъектов учебного процесса. Модуль позволяет студенту «видеть», по каким законам дисциплины сочетаются друг с другом, и выбирать со-

став своего обучения свободно и осознанно. Всё это создаёт условия для формирования гибкой индивидуализированной системы обучения.

Модуль может быть понят как отдельный фрагмент учебного курса, тематический блок, объединяющий несколько учебных тем, освоенных в лекциях и на семинарских занятиях. Однако такой подход не учитывает положения модуля по отношению к другим дисциплинам образовательной программы. На нашей кафедре, как в основном по России, по сложившейся традиции модуль понимается как часть курса, например, как логически завершенную часть предмета, приуроченную к календарным срокам.

На кафедре педиатрии №1 идет активная методическая работа: разрабатываются новые и регулярно перерабатываются в соответствии с современными требованиями задания в тестовой форме для самостоятельной работы, контрольные тесты, традиционные и адаптированные для открытого обучения учебные пособия.

Создана методическая база и подготовлены практически все условия для асинхронной организации учебного процесса, когда студент работает с образовательной средой, предварительно созданной в той или иной форме преподавателями. Однако практический опыт показывает, что асинхронная организация учебного процесса наиболее эффективна в сочетании с синхронной организацией обучения. Это повышает интенсив-

ность обучения при определенной свободе выбора формы получения информации у студента.

На современном этапе основным направлением методической работы кафедры является не только повышение уровня интенсивности обучения но разработка различных форм обратной связи, с целью определения уровня усвоения студентом учебного материала.

Важнейшей задачей в контексте реализации принципов Болонского процесса является внедрение модульной системы обучения. Важно отметить, что модульная система построения учебного процесса в медицинском ВУЗе не тождественна форме учебного плана: она является скорее формой организации содержания и практик в обучении, а также способом формирования необходимых выпускнику профессиональных и социальных компетенций.

Сам кредит связан с достижением определенных результатов обучения за определенное время. Фактически академический кредит определяет количество трудозатрат преподавателя и студента для достижений требуемого образовательного результата. Кредит включает в себя часы, предназначенные не только для аудиторной, но и самостоятельной работы студента.

В настоящее время Российское высшее образование находится в процессе глобальных преобразований, которые сделают его частью Европейского пространства высшего образования.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1 Мартынович Наталья Николаевна — заведующая кафедрой, профессор, д.м.н., Крупская Тамара Семёновна — доцент, к.м.н.,

Хасанова Алла Витальевна — доцент, к.м.н.

© ПОДКОРЫТОВ Ю.М., ВЯЗЬМИН А.Я., КЛЮШНИКОВ О.В. — 2010

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ

Ю.М. Подкорытов, А.Я. Вязьмин, О.В.Клюшников (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. Рейтинговая система позволяет интегрировать в единую оценку такие разные виды учебной деятельности, как тестирование, рефераты, доклады, устные ответы, выравнивая возможности студентов, обладающих различными психофизиологическими характеристиками, создает благоприятные предпосылки для решения насущных проблем высшего профессионального образования по активному освоению студентами современными профессиональными компетентностями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: стоматологи, подготовка, компетентность.

BALLNO-RATING ESTIMATION OF LEVEL OF COMPETENCE OF STUDENTSSTOMATOLOGISTS

J.M. Podkorytov, A.J. Vjazmin, O.V. Kljushnikov (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. The rating system allows to integrate such different kinds of educational activity as testing, essays, communications, oral answers in only one rate equalizing abilities of students with different psychological and physiological characteristics. It makes favourable premises for solving urgent problems of higher professional education in getting familiar with modern professional competences.

Key words: stomatology, professional competences.

Одним из принципиально важных явлений и процессов современности становится схема парадигмы экономического развития, что выражается в становлении информационной экономики, базирующейся на знаниях, информационных технологиях, глобализации общественных процессов. В этой связи ключевым ресурсом экономического роста становится интеллектуальнообразовательный потенциал общества, а совершенствование образовательной системы является стратегически важным с точки зрения обеспечения конкурентоспособной экономики.

Необходимо стимулировать студентов к систематическим занятиям, позволяющим получить прочные знания и навыки практической работы. Этому может служить балльно-рейтинговая оценка знаний, которая,

по существу, является критерием оценки перспектив выпускника на рынке труда. В этом смысле балльнорейтинговая система оценки знаний студентов может считаться одним из инструментов модернизации системы образования.

Рейтинговая система оценки знаний студентов является одним из элементов, характеризующих качество учебного процесса в вузе, наряду с такими, как соответствие учебных программ государственному стандарту, учет современных тенденций в образовании, участие в научных исследованиях и т.п. Основными целями и задачами рейтинговой оценки:

— повышение значимости текущей систематической работы студентов;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.