Научная статья на тему 'Использование в вузе балльно-рейтинговой шкалы'

Использование в вузе балльно-рейтинговой шкалы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / БАЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ / ВАРИАТИВНАЯ ШКАЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паначев Валерий Дмитриевич

В предлагаемой психолого-педагогической технологии балльно-рейтинговой оценки учебной успешности и физической подготовленности, состояния здоровья студентов используется шкала имеющая параметры от 2,50 до 5,50 балла и от 0 до 300 рейтинговых единиц. Данная шкала, как и технология в целом, показали высокую эффективность при исследовании. Это позволило создать компьютерную информационно-аналитическую программу балльно-рейтинговой оценки учебной успешности студентов, автоматизирующую процессы накопления, хранения и обработки информации о ходе учебно-воспитательного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паначев Валерий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование в вузе балльно-рейтинговой шкалы»

УДК 796.075

В.Д. Паначев

Пермский государственный технический университет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ВУЗЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ШКАЛЫ

Предлагается балльно-рейтинговая шкала, имеющая параметры от 2,50 до 5,50 балла и от 0 до 300 рейтинговых единиц для мониторинга учебной успешности и физической подготовленности студентов. Шкала позволила создать компьютерную информационно-аналитическую программу балльно-рейтинговой оценки учебной успешности студентов, автоматизирующую процессы накопления, хранения и обработки информации о ходе учебно-воспитательного процесса.

Переход России на гуманистическую, личностно-ориентированную образовательную парадигму, ее вхождение в сообщество стран-участников Болонского процесса обусловили необходимость модернизации образовательной системы в целом и интеграции отечественной вузовской системы подготовки специалистов с западноевропейской. При этом на первый план выдвигается среди прочих проблема создания альтернативной унифицированной системы контроля и оценки качества обучения. Требования конвертируемости дипломов выпускников вузов 33 стран, подписавших Болонскую декларацию, придают этой проблеме особую актуальность.

Преемственность в вопросах контроля и оценки качества обучения становится возможной при использовании всеми участниками учебно-воспитательного процесса идентичных подходов, одним из которых может быть балльно-рейтинговый. Фундаментальной основой данного подхода, на наш взгляд, является балльно-рейтинговая шкала.

В разрабатываемой нами психолого-педагогической технологии балльно-рейтинговой оценки учебной успешности и физической подготовленности, состояния здоровья студентов используется шкала, имеющая параметры от 2,50 до 5,50 балла и от 0 до 300 рейтинговых единиц. Данная шкала, как и технология в целом, показали высокую

эффективность при исследовании. Это позволило создать компьютерную информационно-аналитическую программу балльно-рейтинговой оценки учебной успешности студентов, автоматизирующую процессы накопления, хранения и обработки информации о ходе учебно-воспитательного процесса.

На этапе теоретических исследований данной программы выяснилось, что при условии реконструкции входящей в нее шкалы стало возможным балльно-рейтинговое измерение не только учебной успешности студентов вуза, но и портфолио физических упражнений, выполняемых при круговой тренировке на занятиях физической культуры. Таким образом, предлагаемая вариативная шкала (рисунок) может выступать в качестве унифицированной, а значит, и общеприемлемой для разноуровневых образовательных учреждений.

Критерии оптимальности шкалы - 5,00 и более балла (Б), 100 и более рейтинговых единиц (РЕ), критерии минимальности - 0,00 балла (Б) и 0 рейтинговых единиц (РЕ). Путем деления традиционных 5,00 Б на 100 и деления на 100 (не менее традиционных) 100 РЕ была получена балльно-рейтинговая структурная единица, где 0,05 Б соотносится с 1 РЕ. Соответственно, количество этих единиц, набранных студентами, и определяет уровни их учебной успешности - от наивысшего до чрезвычайного.

Балльно-рейтинговый спектр всей шкалы формирует оценки от 5+ до 2, определяющие стереотип мышления большинства преподавателей ПГТУ, которые, используя данную шкалу, могут видеть содержательную часть каждого балла и оценивать любую составляющую учебновоспитательного процесса с точностью до 0,01. Кроме того, данная шкала, составляющая основу информационно-аналитической программы балльно-рейтинговой оценки учебной успешности студентов, позволяет отслеживать их успешность на любом этапе учебно-воспитательного процесса, т. е. осуществлять педагогический мониторинг.

Следует отметить, что предлагаемая технология использования вариативной шкалы балльно-рейтингового контроля и оценки составляющих образовательного процесса с точностью до 0,01 является, на наш взгляд, эффективной и в качестве унифицированной может быть использована в учебно-воспитательном процессе ПГТУ.

5-

(4+) ®

Б РЕ

>5,00 >100

5,00 100

4,95 99

4,90 98

4,85 97

4,80 96

4,75 95

4,70 94

4,65 93

4,60 92

4,55 91

4,50 90

4,45 89

4,40 88

4,35 87

4,30 86

4,25 85

4,20 84

4,15 83

4,10 82

4,05 81

4

4- ®

(3+) ®

Б РЕ

4,00 80

3,95 79

3,90 78

3,85 77

3,80 76

3,75 75

3,70 74

3,65 73

3,60 72

3,55 71

3,50 70

3,45 69

3,40 68

3,35 67

3,30 66

3,25 65

3,20 64

3,15 63

3,10 62

3,05 61

3

3-

(2+) ®

Б РЕ

3,00 60

2,95 59

2,90 58

2,85 57

2,80 56

2,75 55

2,70 54

2,65 53

2,60 52

2,55 51

2,50 50

2,45 49

2,40 48

2,35 47

2,30 46

2,25 45

2,20 44

2,15 43

2,10 42

2,05 41

2 ®

Б РЕ

2,00 40

1,95 39

1,90 38

1,85 37

1,80 36

1,75 35

1,70 34

1,65 33

1,60 32

1,55 31

1,50 30

1,45 29

1,40 28

1,35 27

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1,30 26

1,25 25

1,20 24

1,15 23

1,10 22

1,05 21

Б РЕ

1,00 20

0,95 19

0,90 18

0,85 17

0,80 16

0,75 15

0,70 14

0,65 13

0,60 12

0,55 11

0,50 10

0,45 9

0,40 8

0,35 7

0,30 6

0,25 5

0,20 4

0,15 3

0,10 2

0,05 1

0,00 0

>5 Б- >100 РЕ - наивысший

5,00-4,50 Б-100-90 РЕ - высший

4.45-3,50 Б - 89-70 РЕ - высокий ¡. -

’ ’ (ни учебной успешности

3.45-2,50 Б - 69-50 РЕ - средний

2.45-2,00 Б - 49-40 РЕ - низкий <2.00 Б - <40 РЕ - чрезвычайный

Рис. Вариативная шкала балльно-рейтинговой оценки учебной успешности студентов (баллов (Б) - 5,00, рейтинговых единиц (РЕ) - 100)

5,00Б: 100 = 0,05 Б-—100РЕ : 100 = 1 РЕ, т.е. 0,05Б = 1 РЕ

Требования, предъявляемые к образовательной системе в современных условиях, предполагают раскрытие закономерностей и создание дидактических условий личностного роста студентов. В связи

с этим для целенаправленного воздействия на физическое развитие студентов ПГТУ разработана технология построения, использования, контроля и оценки круговой тренировки, проводимой на занятиях физической культуры. Ее основу могут составлять 10 учебных мест (станций), расположенных последовательно по кругу, где учащиеся в определенных временных параметрах поочередно выполняют соответствующий перечень физических упражнений, предусмотренных государственным стандартом. На каждом учебном месте студенты могут распределяться на группы от двух, трех и более человек (в зависимости от их количества в учебной группе). Физическая нагрузка подбирается индивидуально, с учетом возрастных и физических возможностей.

Контроль и оценка результатов круговой тренировки осуществляются по методике, разработанной кафедрой физической культуры на теоретических основах психолого-педагогической технологии балльно-рейтинговой оценки учебной успешности студентов с точностью до 0,01 балла с помощью вариативной шкалы (см. рисунок). При этом все десять упражнений круговой тренировки сведены в модуль, где каждому из них в зависимости от сложности упражнений выделяется соответствующее количество баллов и рейтинговых единиц.

По каждому упражнению круговой тренировки составлен по-уровневый балльно-рейтинговый оценочный модуль как для юношей, так и для девушек. В модуле для первого упражнения «Подтягивание на высокой перекладине» представлены соответствующие уровни от наивысшего до крайне низкого. Одно подтягивание оценено в 0,05 балла (Б) и одну рейтинговую единицу (РЕ). Например, студент подтянулся 12 раз - оценка Б (0,75); РЕ (15); 13 раз - оценка Б (0,80); РЕ (16); 10 раз - оценка Б (0,65); РЕ (13) и т.д. Итоговые результаты круговой тренировки проставляются в учебно-методической карте.

Следует отметить, что работа в модульном балльно-рейтинговом регламенте контроля и оценки круговой тренировки является альтернативной ныне существующей пятибалльной шкале и может быть рекомендована к применению в вузе.

Продуктивность образовательного процесса зависит не только от его высокой организации, использования новых обучающих технологий, но и от условий, в которых он проводится. И здесь важная роль отводится безопасности. Существует множество опасностей, поэтому учет и знание их природы необходимы при создании безопасности,

структура которой сложна и многоаспектна. Поскольку структура безопасности предопределяет ее качественную характеристику (степень надежности), то измерение (оценка ее параметров) в отдельности, параллельно с оценкой безопасности в целом, является важным показателем условий функционирования образовательных учреждений.

Существующая традиционная оценка безопасности производится, как правило, на основе проверочных актов и включает только два показателя: «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», что носит, на наш взгляд, выраженный субъективный характер.

В целях объективизации оценки определения уровней безопасности образовательных учреждений нами разработана методика ее измерения на основе балльно-рейтингового подхода. При этом были использованы теоретические положения и вариативная балльнорейтинговая оценочная шкала психолого-педагогической технологии балльно-рейтинговой оценки учебной успешности обучающихся.

Изначально были изучены и обобщены (сведены в модуль) потенциальные опасности образовательных учреждений. Каждому виду опасности, в зависимости от степени ее выраженности, определено соответствующее количество баллов и рейтинговых единиц (см. рисунок) из оценочной шкалы. Получив, таким образом, структуру опасности в целом, мы разработали, с учетом шкалы, по каждому виду опасности систему адекватных мер, направленных на их предотвращение или максимальное ослабление в случае возникновения (таблица).

10 составляющих комплексной безопасности вуза

Баллы Рейтинговые единицы

Пожарная безопасность 0,75 15

Антитеррор 0,50 10

Личная безопасность 0,50 10

Санитарно-эпидемиологическая безопасность, экологическая безопасность 0,40 8

Охрана труда 0,35 7

Безопасность передвижений (ПДД) 0,50 10

Здоровьесбережение 0,60 12

Безопасность зданий, сооружений, конструкций и коммуникаций вуза 0,60 12

Информационная безопасность 0,35 7

Психологическая безопасность 0,45 9

Это фактически составило структуру комплексной безопасности. Степень надежности каждого вида безопасности выражается количеством набранных баллов и рейтинговых единиц в соответствии со шкалой. Оценка общей (комплексной) безопасности - среднее арифметическое показателей всех десяти модулей. Соответствующие уровни определены шкалой.

В заключение следует отметить, что предлагаемая нами методика позволяет не только анализировать и изучать комплексную безопасность в образовательных учреждениях, но и обеспечивать ее надежность.

Основным научным направлением любой кафедры вуза могут быть разработка, совершенствование и использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Компьютеризация образовательного процесса в вузе берет свое начало с 1992 г., когда был организован компьютерный класс. Использование в учебном процессе электронно-вычислительной техники обусловило становление и развитие информационных образовательных технологий. В этой связи разработана педагогическая технология модульного структурирования учебного материала, реализующая основные положения деятельностной теории учения, модульный принцип обучения, рейтинговую систему контроля. Она позволила создать на алгоритмической основе системную целостность возрастающих по сложности профессиональных деятельностных заданий - задач, т.е. модульных программ деятельности по изучаемым разделам учебной дисциплины.

Обучение по модульным программам позволило использовать в учебном процессе ЭВМ. Первоначально был разработан компьютерный вариант модульной обучающей программы путем перевода учебной программы информации в программу деятельности с последующим вводом ее в компьютер. При эксплуатации данная автоматизированная обучающая система легко осваивалась обучаемыми, которые работали в режиме диалога с помощью удобного меню. Однако данная система могла работать лишь в обучающем режиме, и для проверки и оценки качества решения заложенных в программу заданий -задач требовалось обязательное присутствие преподавателя, который при этом использовал традиционную 5-балльную систему. Потребовалась коренная модернизация.

За период с 1993 по 2008 г. был разработан вариант модульной компьютерной обучающе-контролирующей программы. Контрольный режим работы программы обеспечивается разработанной рейтинговой системой контроля знаний обучающихся по электронному учебнику.

На практике программа позволила реализовать следующее: обучение по интенсивной технологии, включающей дифференцированный и системно-деятельностный подходы, модульный принцип обучения, рейтинговую систему контроля; оценку качества усвоения учебного материала по разделам и за весь теоретический и практикометодический курс в целом путем определения суммарного коэффициента (рейтинга); получение документа учета качества усвоения учебного материала (рейтинговой карты).

В последующем разработки и их практическая реализация проводятся с ориентацией на требования Болонского процесса с сохранением традиций отечественной образовательной системы.

Получено 08.07.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.