Научная статья на тему 'КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВУЗА'

КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимодействие / воспитательное взаимодействие / креативность / креативная педагогика / креативные индустрии / interaction / educational interaction / creativity / creative pedagogy / creative industries

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манузина Елена Борисовна, Попова Ольга Викторовна, Щвец Наталья Алексеевна

Актуальность статьи обусловлена необходимостью построения эффективного воспитательного взаимодействия посредством использования потенциала креативной индустрии. Цель статьи – разработка и выявление возможностей реализации инновационных технологий на основе креативных индустрий для эффективного воспитательного взаимодействия педагога и обучающихся в условиях вуза. Методологическую основу исследования составили положения аксиологического и личностно-ориентированного подходов. Эмпирической базой исследования выступил Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина (г. Бийск). Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), изучение и обобщение педагогического опыта (анализ документов, изучение продуктов педагогической деятельности). В статье проведен анализ отечественных исследований по проблеме формирования креативной личности, раскрыты возможности креативной индустрии в условиях высшей школы, дано описание различных сегментов креативной индустрии. Представлены результаты исследований научных педагогических школ АГГПУ им. В.М. Шукшина и описаны наиболее продуктивные технологии формирования креативности в образовательном процессе вуза: технологии искусственного интеллекта (ИИ) и виртуальной реальности (VR); технологии создания и функционирования единого образовательного и воспитательного пространства, технологии цифровой гуманитаристики; технологии формирования и реализации образовательного контента дополнительного образования; технологии, основанные на теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и интеллектуальных инструментов; технологии внедрения творчества в воспитательный процесс и др. Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении теории креативной педагогики и применения ее ключевых положений в высшей школе. Практическая значимость заключается в обогащении инструментария воспитательного взаимодействия в системе преподаватель-студент-школьник эффективными технологиями формирования креативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манузина Елена Борисовна, Попова Ольга Викторовна, Щвец Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE INDUSTRIES FOR EDUCATIONAL INTERACTIONS WITH STUDENTS

The relevance of the article is due to the need to build effective educational interaction through the use of the potential of the creative industry. The purpose of the article is to develop and identify opportunities for implementing innovative technologies based on creative industries for effective educational interaction between teachers and students in a university environment. The methodological basis of the study was the provisions of the axiological and personality-oriented approaches. The empirical basis of the study was the Shukshin Altai State University for Humanities and Pedagogy (Biysk). Research methods: theoretical (analysis of psychological and pedagogical literature on the research problem), study and generalization of pedagogical experience (analysis of documents, study of products of pedagogical activity). The article analyzes domestic research on the problem of forming a creative personality, reveals the possibilities of the creative industry in higher education, and provides a description of the various segments of the creative industry. The results of research of scientific pedagogical schools of the above mentioned university and describes the most productive technologies for the formation of creativity in the educational process of a university: artificial intelligence (AI) and virtual reality (VR) technologies; technologies for the creation and functioning of a unified educational and educational space, technologies for digital humanities; technologies for the formation and implementation of educational content of additional education; technologies based on the theory of inventive problem solving (TRIZ) and intellectual tools; technologies for introducing creativity into the educational process, etc. The theoretical significance of the study is to enrich the theory of creative pedagogy and the application of its key provisions in higher education. The practical significance lies in enriching the tools of educational interaction in the teacher-student-student system with effective technologies for the formation of creativity.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВУЗА»

grade primary school L2 Chinese learners' ideal selves, motivation, engagement, and reading test performance in Hong Kong: A person-centered approach. Early Education and Development, 2022, pp. 1-18.

8. Zalavina T. Yu. Aspekty primeneniya lichnostno-oriyentirovannogo podkhoda v sisteme vysshego obrazovaniya [Aspects of the application of a person-centered approach in the higher education system]. Pedagogika, psikhologiya, obshchestvo [Pedagogy, psychology, society], 2020, pp. 60-62.

9. Turdieva M. J. The essence of organizing the process of preschool education and education on the basis of an individual approach. International Engineering Journal For Research & Development, 2021, no. 6, pp. 3.

10. Fong C. J., Kremer K. P., Cox C. H. T., Lawson C. A. Expectancy-value profiles in math and science: A person-centered approach to cross-domain motivation with academic and STEM-related outcomes. Contemporary Educational Psychology, 2021, no. 65, 101962.

11. Somkin A. A. Lichnostno oriyentirovannyy podkhod v sisteme sovremenno-go gumanitarnogo obrazovaniya: ot monologizma k dialogicheskoy modeli obucheni-ya [Personality-oriented approach in the system of modern humanitarian education: from monologism to a dialogical model of teaching]. Education and Science [Obrazo-vaniye i nauka], 2019, 21, no. 3, pp. 9-28.

12. Tulenkova L. A. Lichnostno-oriyentirovannyy podkhod v formirovanii lichnostnykh universal'nykh uchebnykh deystviy. Nauchnoye obozreniye [Personality-oriented approach in the formation of personal universal educational actions. Scientific review]. Pedagogicheskiye nauki [Pedagogical Sciences], 2019, no. 5-1, pp. 15-19.

КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВУЗА

Манузина Елена Борисовна

Кандидат педагогических наук, доцент, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина (г. Бийск), e-mail: manuzina70@mail.ru

Попова Ольга Викторовна

Доктор педагогических наук, профессор, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина (г. Бийск), e-mail: olgapopova677113@gmail.com

Щвец Наталья Алексеевна

кандидат педагогических наук, доцент, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина (г. Бийск), e-mail: shvets-07@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2024-1-91-105

Аннотация:

Актуальность статьи обусловлена необходимостью построения эффективного воспитательного взаимодействия посредством использования потенциала креативной индустрии. Цель статьи - разработка и выявление возможностей реализации инновационных технологий на основе креативных индустрий для эффективного воспитательного взаимодействия педагога и обучающихся в условиях вуза.

Методологическую основу исследования составили положения аксиологического и личностно-ориентированного подходов. Эмпирической базой исследования выступил Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина (г. Бийск).

Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), изучение и обобщение педагогического опыта (анализ документов, изучение продуктов педагогической деятельности).

В статье проведен анализ отечественных исследований по проблеме формирования креативной личности, раскрыты возможности креативной индустрии в условиях высшей школы, дано описание различных сегментов креативной индустрии.

Представлены результаты исследований научных педагогических школ АГГПУ им. В.М. Шукшина и описаны наиболее продуктивные технологии формирования креативности в образовательном процессе вуза: технологии искусственного интеллекта (ИИ) и виртуальной реальности (VR); технологии создания и функционирования единого образовательного и воспитательного пространства, технологии цифровой гуманитаристики; технологии формирования и реализации образовательного контента дополнительного образования; технологии, основанные на теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и интеллектуальных инструментов; технологии внедрения творчества в воспитательный процесс и др.

Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении теории креативной педагогики и применения ее ключевых положений в высшей школе. Практическая значимость заключается в обогащении инструментария воспитательного взаимодействия в системе преподаватель-студент-школьник эффективными технологиями формирования креативности.

Ключевые слова: взаимодействие, воспитательное взаимодействие, креативность, креативная педагогика, креативные индустрии.

CREATIVE INDUSTRIES FOR EDUCATIONAL INTERACTIONS WITH STUDENTS

Manuzina Elena Borisovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Shukshin Altay State University for Humanities and Pedagogy (Biysk), e-mail: manuzina70@mail.ru

Popova Olga Viktorovna

Doctor of Pedagogics, Professor, Shukshin Altay State University for Humanities and Pedagogy (Biysk), e-mail: olgapopova677113@gmail.com

Shvets Natalya Alekseevna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Shukshin Altay State University for Humanities and Pedagogy (Biysk), e-mail: shvets-07@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2024-1-91-105

Abstract:

The relevance of the article is due to the need to build effective educational interaction through the use of the potential of the creative industry. The purpose of the article is to develop and identify opportunities for implementing innovative technologies based on creative industries for effective educational interaction between teachers and students in a university environment.

The methodological basis of the study was the provisions of the axiological and personality-oriented approaches. The empirical basis of the study was the Shukshin Altai State University for Humanities and Pedagogy (Biysk).

Research methods: theoretical (analysis of psychological and pedagogical literature on the research problem), study and generalization of pedagogical experience (analysis of documents, study of products of pedagogical activity).

The article analyzes domestic research on the problem of forming a creative personality, reveals the possibilities of the creative industry in higher education, and provides a description of the various segments of the creative industry.

The results of research of scientific pedagogical schools of the above mentioned university and describes the most productive technologies for the formation of creativity in the educational process of a university:

artificial intelligence (AI) and virtual reality (VR) technologies; technologies for the creation and functioning of a unified educational and educational space, technologies for digital humanities; technologies for the formation and implementation of educational content of additional education; technologies based on the theory of inventive problem solving (TRIZ) and intellectual tools; technologies for introducing creativity into the educational process, etc.

The theoretical significance of the study is to enrich the theory of creative pedagogy and the application of its key provisions in higher education. The practical significance lies in enriching the tools of educational interaction in the teacher-student-student system with effective technologies for the formation of creativity.

Keywords: interaction, educational interaction, creativity, creative pedagogy, creative industries.

Введение

В настоящее время все социальные процессы, в том числе и в образовательно-

воспитательной сфере претерпевают непрерывные изменения, для которых характерна неопределенность, спонтанность и стремительность. Особенно заметно влияние таких изменений на различные сферы взаимодействий в обучении, воспитании и развитии.

В условиях неопределенности, спонтанности и стремительности изменений как от педагога, так и от обучаемого потребовалось наличие набора компетенций, которые обозначились как глобальные и получили некое сокращенное обозначение «4К». Данные компетенции включают в себя: креативность, критическое мышление, коммуникативную компетентность, навыки командной работы. В рамках данной статьи, учитывая изучение воспитательных взаимодействий с обучаемыми, наиболее интересной считаем креативность. При этом мы рассматриваем воспитательные взаимодействия как открытую систему совместной деятельности субъектов образовательно-воспитательного процесса, которая способствует достижению социально-значимых педагогических результатов, а также обеспечивает гражданский и личностный рост всех участников взаимодействий [11, с. 47].

Обзор литературы.

Креативность - это умение человека отступать от стандартных идей, правил и шаблонов. Но в современном понимании «креативность» и «творчество» -это схожие, но не тождественные понятия. Так как креативность предполагает присутствие прогрессивного подхода, воображения и оригинальности [2, с. 357]. Прослеживается в различных видах деятельности, ее продуктах, а также в отдельных сторонах качества личности.

Для системы воспитательных взаимодействий важна согласованность совместных действий, которые способствуют воспитанию гражданина, патриота, профессионала под запросы всех социальных, государственных и профессиональных сфер деятельности, освоение обучающимся общественного, профессионального и личностного социально-культурного опыта [9]. И в этом отношении становление креативной личности можно определить как формирование и развитие личности, адекватно выполняющей все виды деятельности с нестандартным подходом, творческим взглядом, без шаблонных решений, способной к получению результатов, обеспечивающих максимальную оригинальность и инновационность [3, 9]. Психолого-педагогическими исследованиями в педагогике XXI века установлено, что формирование креативности личности связано с биологическими особенностями и социальной средой ее развития, собственной активностью, эмоционально-образными качествами, жизненно важными обстоятельствами и событиями, а также сферой общения и профессионально обусловленными факторами [1, с. 96].

Казалось бы, ни у кого не вызывает сомнения, что творческий подход может спасти жизнь от рутинных решений, неэффективных взаимодействий, скучных дел и не вызывающей интерес деятельности. Однако в педагогической практике при реализации воспитательных взаимодействий очень часто обнаруживается недостаточное внимание к созданию среды, обеспечивающей непрерывность

развития взаимодействий, способствующих развитию творчества как процесса деятельности, в результате которого создаются качественно новые объекты, формируются духовные ценности, и (или) появляется объективно инновационное решение [2, 3, 10].

Благодаря интеллекту человек способендумать, анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи, делать выводы. Воображение позволяет выйти за рамки привычных шаблонов, отбросить стереотипы, увидеть новые пути решения задач.

Креативность в воспитательных взаимодействиях с обучаемыми становится сегодня самым востребованным качеством, которое необходимо получить педагогу и от образовательной организации, и от технологий («индустрий») реализации, и от собственно социальной системы в целом. Педагогика, основанная на производстве смыслов и идей, может быть определена как креативная педагогика [5, с. 201].

Необходимость выделения новой отрасли педагогики - креативной педагогики, или педагогики креативного образования, - назрела давно и в последнее время это направление педагогической науки бурно развивается. Даже на данном этапе исследований в области креативной педагогики можно сделать вывод, что творческий взгляд не поддается кризису, и на креативное восприятие может опереться любой человек - как педагог, так и обучающийся.

При этом креативность для сегодняшнего образования основывается на важности понимания ценностей, применимости креативных методик в повседневной педагогике и использовании нестандартных мультимедийных инструментов в обучении, воспитании, развитии школьника, студента, слушателя дополнительного образования.

Основной тренд в современной педагогической науке состоит в том, что образование само становится креативной индустрией, областью применения творческих подходов, расширения мышления через мультидисциплинарные практики и командную проектную работу.

Материалы и методы.

Цель исследования - разработка и выявление возможностей реализации инновационных технологий на основе креативных индустрий для эффективного воспитательного взаимодействия педагога и обучающихся в условиях вуза.

Эмпирической базой исследования выступил Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина (г. Бийск).

Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), изучение и обобщение педагогического опыта (анализ документов, изучение продуктов педагогической деятельности).

Методологическую основу исследования составили положения аксиологического и личностно-ориентированного подходов.

Результаты исследования.

Проблема, на которую обратила свои исследования научная педагогическая школа Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета

имени В.М. Шукшина (АГГПУ им. В.М. Шукшина), заключается в том, что сама система понятий в креативной педагогике для большинства педагогов еще не совсем ясна. Одним из самых сложных вопросов с научной педагогической точки зрения - это смешение понятий: творческие индустрии, креативные индустрии, культурные инициативы, арт-кластер, творческое пространство и др.

Кроме того, уже на первом этапе исследования было выявлено, что в педагогике воспитания недостаточно исследован аспект креативности как важной способности в современной жизни любого профессионала, особенно у педагога, осуществляющего непрерывные воспитательные взаимодействия. Решение воспитательных задач требует от педагога умения нешаблонно мыслить, находить новые нестандартные решения, генерировать идеи и в этом случае в подготовке педагога должно учитываться то, что креативность - это, как минимум, интеллект + воображение [1, 10].

Исследования научной педагогической школы АГГПУ им. В.М. Шукшина, которые мы далее представим в статье, направлены на то, чтобы продемонстрировать технологии формирования креативности в образовательном процессе. Кроме того, нам хотелось бы объяснить некие аспекты понятийно-терминологического поля с позиций научных исследований. Проводимые исследования показывают, что в образовательной и воспитательной деятельности большое значение имеют креативные индустрии, которые помогают корректно развивать креативность, обеспечивают воспитательные взаимодействия с обучаемыми для различных направлений проектной деятельности [9].

Что же важно выделить в понятийном поле воспитательных взаимодействий с обучаемыми и какова роль креативных индустрий в образовательно-воспитательной деятельности?

С педагогической точки зрения креативная индустрия (лат. industria partum - деятельность, усердие) - это сфера деятельности, включающей в себя:

- расширение внедрения творческой деятельности в воспитание, образование, развитие;

- использование креативной деятельности как инновационной технологии современного образовательного процесса;

- рассмотрение данной индустрии с позиции наличия стратегической цели, производства интеллектуальных продуктов воспитательной и образовательной деятельности;

- обеспечение управляемости творческих воспитательных взаимодействий с ориентацией на потребности обучаемых;

- развитие новых и все более необычных форм и методов воспитательных взаимодействий;

- применение диалога между всеми участниками воспитательных взаимодействий для перехода из стадии креативных разработок в стадию внедрения;

- формирование способности и готовности к творчеству во всех процессах воспитания, обучения, развития;

- проявление в воспитательных взаимодействиях в различных сферах активности и созидания;

- становление креативной личности, способной и готовой к субъективному и объективному творчеству как процессу и результату [1, 5, 10] и др.

Считаем, что креативные индустрии - это сферы воспитательных взаимодействий с обучаемыми, в которых формируется креативность и творческая направленность личности за счёт управления интеллектуально-творческой деятельностью и включением различных структур творческой индустрии в образовательно-воспитательную деятельность.

С позиций креативной педагогики и исследований научной педагогической школы АГГПУ им. В.М. Шукшина в структуру воспитательных взаимодействий из многообразия сегментов креативной индустрии можно включать следующие:

- образовательные (видео, аудио, мультимедиа лекции и презентации, образовательное проектирование, творческие элементы во всех видах образования, воспитания, развития и др.);

- визуальное искусство (галереи, архитектура, дизайн);

- аудиовизуальные элементы (медиа, фильмы, музыка);

- перфоманс (танец, театр);

- книги и прессу;

- комплексные (кинематография, мода, фэшн-индустрия, шоу-румы, реклама);

- творческая деятельность в медиапространстве и социальных сетях;

- практики игрового взаимодействия (онлайн, офлайн, сетевые, междисциплинарные, воспитательно-игровые, компьютерные и т.п.) и др.

Применение креативных индустрий для воспитательных взаимодействий - это сложная, многоуровневая тема, где искусство соединяется с педагогикой и психологией, финансовая экономика с экономикой знаний, вопросы личностных взаимозависимостей с развитием личности педагога и обучаемого как совокупного субъекта, а преимущества креативных методов, форм и средств не сводятся исключительно к новому формату организации образовательного и воспитательного пространства, а предполагают применение технологически обоснованных решений.

При этом в настоящее время образование может принципиально улучшить жизнь многих людей, сделав качественные знания доступными для каждого, вне зависимости от места, культуры и возраста. Однако в системе формирования профессионала воспитательные взаимодействия имеют не менее важное значение, чем передача знаний, обеспечение умений и навыков, так как опыт деятельности, в том числе и творческой достигается в первую очередь за счет личностных качеств (креативность, эмпатию, способность к критическому мышлению, коммуникабельность), которые обеспечивают способности ко взаимодействиям и навыкам командной работы. Это происходит за счёт внедрения инновационных образовательных и воспитательных технологий.

Инновационные образовательные и воспитательные технологии,

базирующиеся на достижениях креативных индустрий, в том числе и в современных цифровых форматах, не только обновляют и демократизируют процессы взаимодействий с обучаемыми, но и делают эти взаимодействия более научными, человекоцентричными и персонифицированными.

Далее мы приведем примеры применения различных технологий, разработанных в научной педагогической школе АГГПУ им. В.М. Шукшина для воспитательных взаимодействий с применением креативных индустрий.

Научные исследования по разработке и реализации инновационных технологий на основе креативных индустрий для воспитательных взаимодействий проводятся в АГГПУ им. В.М. Шукшина через следующие научные лаборатории университета: лаборатория инновационных процессов в образовательном пространстве, лаборатория альтернативной энергетики и робототехники, лаборатория этнокультурных исследований, лаборатория «Этническая культура Алтая», педагогический технопарк «Кванториум» имени К.Д. Ушинского, Научно-методический центр сопровождения педагогических работников АГГПУ им. В.М. Шукшина, инновационная площадка «Талант 22» и другие подразделения.

Все направления научной педагогической школы АГГПУ им. В.М. Шукшина направлены на реализацию различных направлений Национальных проектов Российской Федерации.

Основные инновационные технологии воспитательных взаимодействий с обучающимися (студенты, школьники, слушатели дополнительного образования), применяемые в АГГПУ им. В.М. Шукшина и позволяющие использовать различные варианты креативных индустрий, следующие:

1. Технологии искусственного интеллекта (ИИ) и виртуальной реальности (VR), которые не только повышают интерактивность воспитательной и образовательной деятельности, но и способствуют формированию у обучающихся креативности, творческого начала в любых видах деятельности. Использование виртуальной реальности и искусственного интеллекта в педагогическом Кванториуме сделало весьма успешными воспитательные взаимодействия в рамках взаимодействия «преподаватель-студент-школьник» в онлайн и офлайн режимах. Эффективные практики были представлены в рамках Научно-просветительской выставки «Мир роботов Педагогического Кванториума», медиа мастер-класса по теме «Формирование конструктивных умений обучающихся посредством робототехники», в рамках проведения педагогической гостиной «Из педкласса на студенческую скамью», мастер-класса на тему «Соревновательная робототехника» для обучающихся психолого-педагогических классов и студентов, презентации проектов «Робот моей мечты», комплексного представления об участии в программе обучения «Подводная робототехника» и др. [8]

2. Технологии создания и функционирования единого образовательного и воспитательного пространства в многообразии и вариативности, которые в настоящее время невозможно проектировать и реализовать без визуализации,

применения творческих площадок, объединения усилий различных образовательных организаций и конечно же без вышеназванных креативных индустрий. В данных технологиях большую помощь оказывает подготовка к педагогической деятельности на базе детских технопарков «Кванториум», центров естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», центров цифрового образования «1Т-куб». Очень важно расширение пространства воспитательных взаимодействий через креативные индустрии детского эколого-туристического центра и Дома детского творчества г. Бийска, мероприятий конкурса «Талант 22». Существенно расширить пространство воспитательных взаимодействий помогли: интерактивный круглый стол «Взаимодействие вуза и школы по сопровождению родителей в воспитательном процессе» с элементами виртуальных взаимодействий, летняя школа естественнонаучной направленности «НаукаСтарт», молодежный форум просветительского проекта «Умный маршрут» на тему «Современное образование», Всероссийская (с международным участием) дистанционная студенческая олимпиада «Педагогика: от традиций к инновациям», технологические квесты при формировании этнокультурной образованности обучающихся, организация выставок, конференций, семинаров для учащихся школ по историческому краеведению, «занимательной этнографии» и др. [11]

3. Технологии исследований развития педагогического образования «Антропологический Поворот» на основе понимания феномена изменяющегося человека в изменяющемся мире и перехода от предмето-центризма к персоно-центризму. В данном направлении для воспитательных взаимодействий с применением креативных индустрий использовались научные фильмы, аудио и видео книги, лаборатории с элементами ИИ, виртуальное пространство визуализации и другие направления («Использование учебно-исследовательской лаборатории биосигналов и нейротехнологий на уроках анатомии», серии вебинаров педагогических технопарков «Кванториум», выполнение работ в рамках научной тематики «Нейротехнологии в проектно-исследовательской деятельности обучающихся «Думай как гений», проведение экскурсий «Макромир: привычные вещи под большим увеличением» и др.)

4. Технологии цифровой гуманитаристики (ЦГ) - перспективное направление научных исследований: применение информационных технологий в гуманитарных и социальных науках, профессиональном образовании; в которых использование креативных индустрий направлено на языковые ресурсы ЦГ как наиболее развитое направление гуманизации и гуманитаризации; применение интерактивных, роботизированных и цифровых ресурсов национальной электронной научной библиотеки и информационных центров ЦГ для развития образования. Трансформирование данных технологий под запросы воспитательных взаимодействий в АГГПУ им. В.М. Шукшина проводилось через: использование Международной интерактивной игры «Необычайные приключения студентов в стране К.И. Чуковского», участие в Патриотическим десанте «Что я знаю о России», организацию литературных мероприятий,

посвященных альманаху «Бийск литературный», применение проектирования на принципах приоритетности регионального поликультурного наследия Алтая (этнокультурная карта г. Бийска, семейно-брачные отношения как отражение этничности в городской среде XXI в., традиционные календарные праздники и обряды русских, история повседневности, историческое краеведение и др.) [7, 8,

9, 12].

5. Технологии формирования и реализации образовательного контента дополнительного образования (ДО), которые позволяют решать через воспитательные взаимодействия ряд насущных проблем, в том числе чему и как сегодня обучать педагогов в области творческих (креативных) индустрий, как обеспечить психолого-педагогическое сопровождение обучающихся для достижения воспитательных и образовательных целей, чем полезны креативность и творчество в воспитательных взаимодействиях. Для этих целей в АГГПУ им. В.М. Шукшина разработан аудио и видео визуальный образовательный и воспитательный контент ДО с книгами, лекциями, презентациями, мультимедиа материалами и рекомендациями по его использованию в воспитательных взаимодействиях по следующим направлениям: формирование функциональной грамотности (в части 4К); решение проблем психологического климата; формирование ситуации успешности и преодоления неуспешности; перенос компетенций из ДО в практику творческой деятельности; применение креативных цифровых инструментов, технологий, сервисов и др.

6. Технологии, основанные на теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и интеллектуальных инструментов, для воспитательных взаимодействий при развитии творческого системного мышления обучающихся. ТРИЗ позволяет повысить эффективность и улучшить способности обучаемых при решении сложных задач, используя при этом креативный подход, развивая фантазию и гибкое мышление. В настоящее время данная теория считается одной из наиболее эффективных для разработки творческих навыков, так как она не основывается на оценке и не предусматривает единого правильного ответа [6]. Использование элементов ТРИЗ для воспитательных взаимодействий применялись при проведении всероссийского (с международным участием) конкурса «Проектирование студенческих инициатив» конкурсов и конкурса проектов «Экологическое исследование», интеллектуальных игр по теме «Компьютерные и лазерные технологии в проектировании и изготовлении изделий», онлайн и офлайн тематических экскурсий в Педагогический Кванториум для юных исследователей и др. [6, 8, 13]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Технологии внедрения творчества в воспитательный процесс - это включение различных воспитательных событий и мероприятий, которые направлены на формирование у обучаемых креативности. Воспитание творчеством проводится в АГГПУ им. В.М. Шукшина непрерывно и, что наиболее важно, в рамках постоянно повторяемых (на новом творческом уровне) мероприятий, таких как: подготовка и реализация открытого городского конкурса новогодних инсталляций «Модная Ёлка», участия в ежегодном молодежном

фестивале эстрадной и авторской песни «Мерцание звезд», методическая разработка и организация ежегодного детского социального проекта для детей с ограниченными возможностями «Голос ребенка» (с созданием креативных проектов в виде сочинений, рисунков, фотографий, презентаций, поделок и др.), участие во всероссийском конкурсе творческих работ обучающихся и педагогов сферы общего и дополнительного образования «Новогодняя карусель», привлечение педагогов и обучающихся и их сопровождение в Межрегиональном конкурсе методических разработок по теме «Культура, традиции и народное искусство», исследование и возрождение утраченных умений по изготовлению предметов традиционных народных ремесел народов Алтая; формирование творческой среды в молодежном и студенческом туризме различной направленности (образовательных, экологический, этнографический, творческий и др.), реализации театрализованных постановок по популяризации национального колорита Алтая (кумандинская свадьба, дружба народов Алтая, национальные костюмы малых народностей Алтая и др.), онлайн и контактные творческие мероприятия посвященные дням Шукшина и др.

Участие педагогических работников и студентов в межрегиональном конкурсе методических разработок, посвященного году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России «Культура, традиции и народное искусство» способствовало не только их самореализации, профессиональному росту педагога, развитию профессиональных компетенций, но и креативных качеств (оригинальность, фантазия, инициативность и др.).

Обсуждение и заключения.

Таким образом, представленные варианты исследований по применению креативных индустрий для воспитательных взаимодействий, проводимые научной педагогической школой АГГПУ им. В.М. Шукшина, позволяют сделать следующие выводы и обобщения:

1. Творческий подход к воспитанию требует применения все более новых и разнообразных креативных индустрий при условии проектирования и реализации педагогических технологий во все сферы взаимодействий с обучаемыми (обучение, воспитание, развитие).

2. Проведенные исследования, на наш взгляд, требуют продолжения изучения следующих аспектов воспитательного взаимодействия:

- развития творческого потенциала всех участников образовательной и воспитательной среды (педагоги, научные работники, учебный и административно-вспомогательный персонал, обучающиеся, представители социума и др.);

- расширения культурного и творческого образования в условиях постоянного роста его разнообразия;

- создания благоприятной воспитательной среды для расширения единого воспитательного пространства за счет связей с различными партнерами, использующие элементы креативных индустрий;

- научного обоснования педагогических форм, методов и средств

воспитательных взаимодействий для становления креативной личности;

- организации воспитательных взаимодействий через креативные, когнитивные, деятельностно и личностно ориентированные виды творчества;

- подготовки педагога креативного образования как субъекта креативной педагогической деятельности и др.

3. Все направления педагогических исследований по использованию креативных индустрий в воспитательных взаимодействиях должны быть сформулированы в виде тематики непрерывного научного поиска студентов, аспирантов, педагогов и научных работников.

Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении теории креативной педагогики и применения ее ключевых положений в высшей школе. Практическая значимость заключается в обогащении инструментария воспитательного взаимодействия в системе «преподаватель-студент-школьник» эффективными технологиями формирования креативности.

Литература

1. Андрюхина Л.М. Креативность, креативный капитал и креативные практики в образовании: монография / Л. М. Андрюхина; под ред. А. Г. Кислова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 238 с.

2. Гнедовский М.Б. Творческие индустрии: политический вызов для России. [Электронный ресурс]. URL : http://www.strana-oz.ru/numid=25&arti-cle=1106 (дата обращения: 21.01.2024).

3. Гордин В.Э., Кузьмина К.А., Никольская М. В. Анализ образовательного потенциала креативных пространств // Международный журнал исследований культуры. № 1 (26). 2017. [Электронный ресурс]. URL : https:www.culturalre-search.ru/ru/ archives/108--126 (дата обращения: 21.01.2024).

4. Дробышева Е.Э. Высшая школа и креативные индустрии: возможности взаимодействия // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2018. № 14 (809) С. 356-359.

5. Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. 2-е изд., испр., доп. М.: TB RUGRAM, 2021. 210 с.

6. Манузина Е.Б. Содержание деятельностного подхода в условиях профессиональной подготовки будущих педагогов // Развитие личности в образовательном пространстве: Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции (Бийск, 18 мая 2018 г.) / Отв. ред. Л.А. Мокрецова. - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018. - 283 с. - С.113-118.

7. Панчук Т.А. Технологические квесты в формировании этнокультурной образованности обучающихся /Т.А. Панчук, И.Б. Соловьева// Сибирская ментальность как объект гуманитарных исследований: материалы Всероссийской с международным участием научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Василия Макаровича Шукшина, Бийск - Сростки, 28-29 июня 2019 г. / отв. ред. М.С. Власов. - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2019. С.

135-138.

8. Педагогика профессионального образования XXI века: теория и практика деятельности педагогического вуза /Л.А. Мокрецова, О.В. Попова, Н.А. Швец и др.; Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина. под общ. ред. проф. О.В. Поповой - Бийск: АГГПУ, 2021. 323 с.

9. Стеклова И. А., Рагужина О. И. Архитектоника креативного пространства: лофты // Архитектон: известия вузов. 2014. № 5. [Электронный ресурс]. URL : https: archvuz.ru/ cont/2557 (дата обращения: 21.01.2024).

10. Творческие (креативные) индустрии Справочник. М.: ООО «Культурные стратегии». 2022. 222 с.

11. Утёмов В. В. Креативная педагогика : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. В. Утёмов, М. М. Зиновкина, П. М. Горев. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. 237 с.

12. Явнова Л.А., Швец Н.А. The ethnic and confessional culture of the Altai Polis at the end of the XX - the beginning of the XXI centuries // Язык, литература, история и культура в современных парадигмах научного знания: материалы 22-й Всероссийской научно-практической конференции (Бийск, 24 апреля 2020 г.) Ч. 2 / отв. ред. И.П. Исаева; Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина. - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2020. С. 115-120.

13. Mokretsova L.A., Popova O.V. Innovative support for the formation of cognitive interests of university students. Scientific research of the SCO countries: synergy and integration. Beijin, China. 2019. August 31. Part 2. P. 55-61. [Электронный ресурс]. URL : http://naukarus.ru/public_html/wp-content/uploads/2019/Scien-tific%20research%20of%20the%20SC0%20countries%20-%20English%20Re-ports%20-%20August%2031%20-%20Part%202.pdf (дата обращения: 21.01.2024).

References

1. Andryukhina L.M. Kreativnost', kreativnyy kapital i kreativnyye praktiki v obrazovanii: monografiya [Creativity, creative capital and creative practices in education] Yekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2019. 238 p.

2. Gnedovsky M.B. Tvorcheskiye industrii: politicheskiy vyzov dlya Rossii [Creative industries: a political challenge for Russia]. Available at: http://www.stra-na-oz.ru/numid=25&article=1106 (accessed 21.01.2024)

3. Gordin V.E., Kuzmina K.A., Nikolskaya M.V. Analiz obrazovatel'nogo po-tentsiala kreativnykh prostranstv. [Analysis of the educational potential of creative spaces]. Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kul'tury, 2017, no. 1 (26) Available at: https:www.culturalresearch.ru/ru/archives/108—126 (accessed 21.01.2024)

4. Drobysheva E.E. Vysshaya shkola i kreativnyye industrii: vozmozhnosti vzai-modeystviya [Higher school and creative industries: opportunities for interaction]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2018, no 14

(809), pp. 356-359.

5. Zelentsova E., Gladkikh N. Tvorcheskiye industrii: teorii i praktiki [Creative industries: theories and practices] M.: TB RUGRAM, 2021. 210 p.

6. Manuzina E.B. Soderzhaniye deyatel'nostnogo podkhoda v usloviyakh profes-sional'noy podgotovki budushchikh pedagogov [The content of the activity approach in the conditions of professional training of future teachers]/ Razvitiye lichnosti v obrazovatel'nom prostranstve: Materialy XVI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Biysk, 18 maya 2018 g.) [Personal development in the educational space: Materials of the XVI All-Russian scientific and practical conference (Biysk, May 18, 2018)]. Biysk: AGGPU im. V.M. Shukshina, 2018, pp. 113-118. (In Russian)

7. Panchuk, T.A., Solovyova I.B. Tekhnologicheskiye kvesty v formirovanii et-nokul'turnoy obrazovannosti obuchayushchikhsya [Technological quests in the formation of ethnocultural education of students]. Sibirskaya mental'nost' kak ob"yekt gumanitarnykh issledovaniy: materialy Vserossiyskoy s mezhdunarodnym uchasti-yem nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 90-letiyu so dnya rozhdeniya Vasiliya Makarovicha Shukshina, Biysk - Srostki, 28-29 iyunya 2019 g. [Siberian mentality as an object of humanitarian research: materials of the All-Russian scientific conference with international participation dedicated to the 90th anniversary of the birth of Vasily Makarovich Shukshin Biysk - Srostki, June 28-29, 2019] Biysk: AGGPU im. V.M. Shukshina, 2019. pp. 135-138. (In Russian)

8. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya XXI veka: teoriya i praktika deyatel'nosti pedagogicheskogo vuza [Pedagogy of vocational education of the 21st century: theory and practice of a pedagogical university] L.A. Mokretsova, O.V. Pop-ova, N.A. Shvets et al.; Altai State Humanitarian and Pedagogical University named after V.M. Shukshina. under general ed. prof. O.V. Popova - Biysk: AGGPU, 2021. 323 p.

9. Steklova I. A., Raguzhina O. I. Arkhitektonika kreativnogo prostranstva: lofty [Architectonics of creative space: lofts]. Arkhitekton: izvestiya vuzov - Architect: news of universities, 2014, no. 5. Available at: https: archvuz.ru/cont/2557 (accessed 21.01.2024)

10. Tvorcheskiye (kreativnyye) industrii Spravochnik [Creative industries Directory]. M.: OOO «Kul'turnyye strategii»., 2022. 222 p.

11. Utemov V.V., Zinovkina M.M., Gorev P.M. Kreativnaya pedagogika [Creative pedagogy]. M.: Izdatel'stvo Yurayt, 2019. 237 p.

12. Yavnova L.A., Shvets N.A. The ethnic and confessional culture of the Altai Polis at the end of the XX - the beginning of the XXI centuries // Language, literature, history and culture in modern paradigms of scientific knowledge: materials of the 22nd All-Russian scientific and practical conference (Biysk, 24 April 2020) Part 2 / resp. ed. I.P. Isaeva; Altai State Humanitarian and Pedagogical University named after. V.M. Shukshina. - Biysk: AGGPU im. V.M. Shukshina, 2020. pp. 115-120. (In Russian)

13. Mokretsova L.A., Popova O.V. Innovative support for the formation of cognitive interests of university students. Scientific research of the SCO countries: synergy and integration. Beijing, China. 2019. August 31. Part 2. pp. 55-61. Available at:

http://naukarus.ru/public_html/wp-content/uploads/2019/Scientific%20research%20 of%20the%20SCO%20countries%20-%20English%20Reports%20-%20August%20 31%20-%20Part %202.pdf (accessed 21.01.2024) (In China)

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНИКОВ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ

Иашвили Мириан Вахтангович

Кандидат биологических наук, доцент, Новосибирский государственный педагогический университет (г. Новосибирск), e-mail: mirai@mail.ru

Макарова Ольга Борисовна

Кандидат педагогических наук, доцент, Новосибирский государственный педагогический университет (г. Новосибирск), e-mail: maknsk@mail.ru

Галкина Елена Александровна

Кандидат педагогических наук, доцент, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (г. Красноярск), e-mail: galkina7@ yandex.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2024-4-105-

Аннотация:

Введение. Значимость экологического компонента в условиях современной образовательной практики. Материалы и методы. Сравнительно-описательный метод в исследовании экологического компонента школьных учебников по основам безопасности жизнедеятельности, их содержательная наполненность. Результаты исследования. Экологическое содержание текстов учебников. Дидактический потенциал внетекстовых компонентов. Ресурсные возможности иллюстраций, аппарата организации усвоения и аппарата ориентировки. Обсуждение и заключения. Учет достоинств и недостатков учебников по основам безопасности жизнедеятельности в формировании экологической грамотности старшеклассников.

Ключевые слова: экологическая грамотность, анализ учебников, тексты, внетекстовые компоненты учебника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.