Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛАССА'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛАССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / профессиональная мотивация / психолого-педагогический класс / профессиональные пробы / непрерывное педагогическое образование / professional self-determination / professional motivation / psychological and pedagogical class / professional tests / continuous pedagogical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.В. Гаврутенко, И.Н. Чичканова, С.Е. Максимова

В статье описывается практика развития профессиональной мотивации обучающихся на базе психолого-педагогических классов, деятельность которых осуществляется при сетевом взаимодействии педагогического университета и школы. Авторы статьи обращают особое внимание на реализацию организационно-педагогических условий, повышающих мотивацию к педагогической профессии старшеклассников: осуществление профориентационного и системно-деятельностного подходов, использование просветительских и диагностических методов, системы наставничества студентов со школьниками, демонстрацию профессиональных проб. В статье рассматриваются ключевые этапы технологии развития профессиональной мотивации обучающихся, представлено описание совместных мероприятий педагогического университета и школы, на базе которой создается педагогический класс. В работе представлена новизна исследовательской работы, ее практическая значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.В. Гаврутенко, И.Н. Чичканова, С.Е. Максимова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ PROFESSIONAL MOTIVATION DEVELOPMENT IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CLASSES

The article describes practice of developing students’ professional motivation based on psychological and pedagogical classes, where activities are carried out with the network interaction of the pedagogical university and the school. The authors of the article pay special attention to the implementation of organizational and pedagogical conditions that increase motivation for the teaching profession of high school students: the implementation of career-oriented and system-activity approaches; the use of educational and diagnostic methods; mentoring systems of students and schoolchildren; demonstrations of professional tests. The article examines the key stages of the technology for development of professional motivation of students, describes joint activities of a pedagogical university and school, on the basis of which a pedagogical class is created. The work presents novelty of research work, its practical significance.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛАССА»

Шаг 3) попросите студентов записать заголовок, который они прочитали, проверьте ответы на точность. При необходимости повторите второй шаг добившись стопроцентного выполнения задания.

Шаг 4) усложните задачу: теперь необходимо отложить несколько линий от ключевого концепта и выписать словосочетания, расширяющие выбранную тему. Повторно предъявите карту памяти обучающимся на две-три секунды, предварительно проинструктировав концентрироваться не на каждом слове, а на целых словосочетаниях.

Шаг 5) проверьте понимание предложений, попросив студентов по памяти восстановить содержимое семантического поля. Попросите их также спрогнозировать, о чем еще, по их мнению, будет идти речь в учебном тексте.

Шаг 6) создайте следующую концепт-карту по мотивам этого же текста, включите больше элементов, добавьте изображения. Повторите шаги 4, 5.

Библиографический список

Шаг 7) подведите итог, оцените работу обучаемых.

Подробно описав историю и потенциал концепт-карт, становится возможным сделать следующие выводы: карты памяти являются гибким средством визуализации учебных текстов, однако является необходимым проведение дальнейших исследований, в рамках которых предполагается формирование контрольной и экспериментальной групп обучаемых. Поставленные цели и задачи исследования выполнены, открывается перспектива для дальнейших исследований: на учебных занятиях для получения достоверного результата необходимо обеспечить составление концепт-карты с целью проверки гипотезы об увеличении скорости восприятия информации студентами. Соответствующая корреляция между использованием карт памяти и оценкой позволит исследователю проанализировать статистические данные, полученные в результате такого эксперимента.

1. Мадханрадж К., Шерин Б.А., Дивиджа Р, Венкатачалам Дж., Джой Б., Зиле С. и Анил Дж.П. Индийский журнал общественной медицины. 2019; № 42 (1): 19 - 23.

2. Бьюзен Б. От международной системы к международному обществу: структурный реализм и теория режима встречаются с английской школой. Международная организация. 1993; № 47 (3): 327 - 352.

3. Суджана И.М. Реорганизация обучения чтению в контексте ESP для улучшения навыков академического чтения и продвижения «обучения тому, как учиться». Международная конференция TEFLIN в UKSW. 2006.

4. Фарранд П., Хуссейн Ф., Хеннеси Э. Эффективность метода изучения «карты памяти». Медицинское образование. 2002; № 36: 426 - 431.

5. Прессли М., Линда Ю., Пегги М., Шон Э. и Джеффри Ф. Некоторые из причин, по которым подготовка к экзаменам так сложна: что можно сделать, чтобы облегчить ее? Обзор педагогической психологии. 1997; № 9 (1): 1 - 38.

6. Чейз М. Порфирий о когнитивном процессе. Древняя философия. 2010; № 30 (2): 383 - 405.

7. Коллинз А., Квиллиан М. Время извлечения из семантической памяти. Журнал вербального обучения и вербального поведения. 1969; № 8 (2): 240 - 247.

8. Антонов А.Ю., Веряев А.А. Использование пакета Cmaptools и концепт-карт в процессе обучения английскому языку. Преподаватель XXI век. 2017; № 1: 9 - 19.

9. Антонов А.Ю., Веряев А.А., Костюкова Т.А., Доманский В.А. Трехстадийная модель использования облака тегов и концепт-карт в учебном процессе для работы с англоязычными текстами. Язык и культура. 2017; № 49: 122 - 134.

10. Антонов А.Ю. Лексические методы обработки учебных текстов с помощью информационных технологий как фактор повышения эффективности усвоения знаний студентами. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1: 4 - 7.

11. Ас'Ари Использование карт памяти в качестве инструмента преподавания и обучения для поощрения вовлеченности учащихся. Локен: Журнал английских исследований. 2016; № 9 (1): 1 - 10.

References

1. Madhanradzh K., Sherin B.A., Dividzha R., Venkatachalam Dzh., Dzhoj B., Zile S. i Anil Dzh.P. Indijskijzhurnalobschestvennojmediciny. 2019; № 42 (1): 19 - 23.

2. B'yuzen B. Ot mezhdunarodnoj sistemy k mezhdunarodnomu obschestvu: strukturnyj realizm i teoriya rezhima vstrechayutsya s anglijskoj shkoloj. Mezhdunarodnaya organizaciya. 1993; № 47 (3): 327 - 352.

3. Sudzhana I.M. Reorganizaciya obucheniya chteniyu v kontekste ESP dlya uluchsheniya navykov akademicheskogo chteniya i prodvizheniya «obucheniya tomu, kak uchit'sya». Mezhdunarodnaya konferenciya TEFLIN v UKSW. 2006.

4. Farrand P., Hussejn F., Hennesi 'E. 'Effektivnost' metoda izucheniya «karty pamyati». Medicinskoe obrazovanie. 2002; № 36: 426 - 431.

5. Pressli M., Linda Yu., Peggi M., Shon 'E. i Dzheffri F. Nekotorye iz prichin, po kotorym podgotovka k 'ekzamenam tak slozhna: chto mozhno sdelat', chtoby oblegchit' ee? Obzor pedagogicheskoj psihologii. 1997; № 9 (1): 1 - 38.

6. Chejz M. Porfirij o kognitivnom processe. Drevnyaya filosofiya. 2010; № 30 (2): 383 - 405.

7. Kollinz A., Kvillian M. Vremya izvlecheniya iz semanticheskoj pamyati. Zhurnal verbal'nogo obucheniya i verbal'nogo povedeniya. 1969; № 8 (2): 240 - 247.

8. Antonov A.Yu., Veryaev A.A. Ispol'zovanie paketa Cmaptools i koncept-kart v processe obucheniya anglijskomu yazyku. Prepodavatel'XXI vek. 2017; № 1: 9 - 19.

9. Antonov A.Yu., Veryaev A.A., Kostyukova T.A., Domanskij V.A. Trehstadijnaya model' ispol'zovaniya oblaka tegov i koncept-kart v uchebnom processe dlya raboty s angloyazychnymi tekstami. Yazyk i kul'tura. 2017; № 49: 122 - 134.

10. Antonov A.Yu. Leksicheskie metody obrabotki uchebnyh tekstov s pomosch'yu informacionnyh tehnologij kak faktor povysheniya 'effektivnosti usvoeniya znanij studentami. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1: 4 - 7.

11. As'Ari Ispol'zovanie kart pamyati v kachestve instrumenta prepodavaniya i obucheniya dlya pooschreniya vovlechennosti uchaschihsya. Loken: Zhurnal anglijskih issledovanij. 2016; № 9 (1): 1 - 10.

Статья поступила в редакцию 18.01.22

УДК 378

Gavrutenko T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychological, Educational, Preschool and Primary Education, Altai State Humanitarian and Pedagogical University n.a. V.M. Shukshin (Biysk, Russia), E-mail: gavrutenkotv70@mail.ru Chichkanova I.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychological, Pedagogical, Preschool and Primary Education, Altai State Humanitarian and Pedagogical University n.a. V.M. Shukshin (Biysk, Russia), E-mail: artpav-71@mail.ru

Maksimova S.E., teacher, Department of Psychological, Pedagogical, Preschool and Primary Education, Altai State Humanitarian and Pedagogical University n.a. V.M. Shukshin (Biysk, Russia), E-mail: sonya.maximova@mail.ru

STUDENTS' PROFESSIONAL MOTIVATION DEVELOPMENT IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CLASSES. The article describes practice of developing students' professional motivation based on psychological and pedagogical classes, where activities are carried out with the network interaction of the pedagogical university and the school. The authors of the article pay special attention to the implementation of organizational and pedagogical conditions that increase motivation for the teaching profession of high school students: the implementation of career-oriented and system-activity approaches; the use of educational and diagnostic methods; mentoring systems of students and schoolchildren; demonstrations of professional tests. The article examines the key stages of the technology for development of professional motivation of students, describes joint activities of a pedagogical university and school, on the basis of which a pedagogical class is created. The work presents novelty of research work, its practical significance.

Key words: professional self-determination, professional motivation, psychological and pedagogical class, professional tests, continuous pedagogical education.

Т.В. Гаерутенко, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина», г. Бийск, E-mail: gavrutenkotv70@mail.ru

И.Н. Чичканоеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина», г. Бийск, E-mail: artpav-71@mail.ru

С.Е. Максимова, преп., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина», г. Бийск, E-mail: sonya.maximova@mail.ru

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛАССА

В статье описывается практика развития профессиональной мотивации обучающихся на базе психолого-педагогических классов, деятельность которых осуществляется при сетевом взаимодействии педагогического университета и школы. Авторы статьи обращают особое внимание на реализацию организационно-педагогических условий, повышающих мотивацию к педагогической профессии старшеклассников: осуществление профориентационного и системно-деятельностного подходов, использование просветительских и диагностических методов, системы наставничества студентов со школьниками, демонстрацию профессиональных проб. В статье рассматриваются ключевые этапы технологии развития профессиональной мотивации обучающихся, представлено описание совместных мероприятий педагогического университета и школы, на базе которой создается педагогический класс. В работе представлена новизна исследовательской работы, ее практическая значимость.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная мотивация, психолого-педагогический класс, профессиональные пробы, непрерывное педагогическое образование.

В условиях развития непрерывного педагогического образования и дефицита педагогических кадров в Алтайском крае особенно актуальным становится решение проблемы профессионального самоопределения, ранней профориентации школьников, их устойчивого интереса к педагогической деятельности.

Вопрос мотивов профессионального выбора имеет ключевое значение в контексте развития профессиональной субъектности [1; 2]. Вместе с тем анализ практики приема абитуриентов в педагогический университет демонстрирует недостаточный уровень мотивации первокурсников на педагогическую профессию.

По результатам анкетирования первокурсников ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина» констатируется, что доля студентов, которые имеют устойчивый интерес к профессии, личностную направленность на получение профессии учителя, составила 46%, и лишь 28% респондентов из них считают, что получат престижную профессию. 18% студентов по результатам анкетирования показали низкий уровень мотивации, 15% первокурсников имеют средний уровень мотивации и отмечают, что их выбор оказался случайным в связи с недостаточным количеством баллов ЕГЭ для поступления в другой вуз на иное направление подготовки.

Более 28% студентов первого курса в анкетировании показали, что для них значимы мотивы престижа педагогической профессии в социуме и высокая заработная плата. Следовательно, результаты констатирующего этапа эксперимента указали на преимущественно средний и низкий уровень сформированности профессиональной мотивации обучающихся.

Таким образом, целью исследования стало теоретическое обоснование, создание и экспериментальная проверка совокупности условий, обеспечивающих развитие устойчивой профессиональной мотивации обучающихся в педагогическом классе.

Для достижения цели был решен ряд задач:

- раскрыты теоретические основы и современное состояние проблемы исследования;

- определена сущность, содержание, уровни сформированное интереса к профессии учителя как ведущего качества будущего педагога, его специфика у школьников педагогического класса;

- сконструирована и экспериментальным путем проверена технология развития профессиональной мотивации обучающихся психолого-педагогического класса, включающая просветительские и деятельностные методы.

На формирующем этапе эксперимента осуществлялось внедрение технологии и выявленных организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие профессиональной мотивации обучающихся психолого-педагогического класса.

В своем исследовании за основу мы взяли идеи педагогического наследия К.Д. Ушинского, который утверждал, что важнейшим компонентом профессиональной направленности является мотивация, раннее самоопределение в профессии, которое существенным образом влияет на устойчивость интереса к осуществлению педагогической деятельности [3].

Опираясь на исследования Н.В. Кузьминой, под профессиональной направленностью мы понимаем «интерес к профессии, желание заниматься ею, которая включает в себя представление о цели, мотивы, побуждающие к деятельности, и эмоциональное к ней отношение» [4, с. 36].

Анализ работ ученых убеждает в том, что профессиональный интерес - это самая сильная мотивация, которая подпитывает желание обучающегося приобретать профессию.

В.А. Сластенин характеризует профессионально-педагогическую направленность личности как «потребность в педагогической деятельности, движущую силу развития педагогических способностей, как одну из предпосылок педагогического мастерства» [5, с. 89].

Разделяя позицию ученого, мы выделяем факторы, влияющие на выбор педагогической профессии: интерес к учебному предмету; желание обучать данному предмету; стремление посвятить себя воспитанию детей; осознание педагогических способностей; желание иметь высшее образование; представление об общественной важности, о престиже педагогической профессии; стремление к материальной обеспеченности.

На основе анализа исследований А.Н. Леонтьева [6], С.Л. Рубинштейна [7], В.Д. Шадрикова [8] мотивация рассматривается нами как система факторов, на-

правленных на внутреннее побуждение к деятельности, проявление активности личности и раскрытие личностных качеств.

Следует отметить, что мотивационную готовность к осознанному выбору профессии у будущих учителей можно эффективно формировать через пропедевтику будущей профессиональной деятельности в рамках обучения в психолого-педагогическом классе. Говоря об изучении исследований, направленных на раскрытие роли психолого-педагогических классов как эффективной формы профориентации и самоопределения школьников, мы рассматривали идеи, представленные в работах А.К. Шленева [9].

Открытие психолого-педагогических классов на базе института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина» осуществляется на основе подписанных соглашений со школами Бийского образовательного округа Алтайского края. Дорожная карта совместных мероприятий студентов и школьников психолого-педагогического класса предусматривает реализацию профориентационных модулей учебного плана гуманитарного профиля и плана внеурочных занятий со школьниками на площадке университета.

Вместе с тем 60% содержания учебного плана реализуется на площадках школ в процессе реализации социально-гуманитарного профиля, 40% - на базе Технопарка универсальных компетенций «Учитель будущего поколения России» и Педагогического кванториума университета.

Анализ опыта работы педагогических классов показывает, что их ключевой задачей в ходе формирования мотивационной готовности учащихся на получение педагогической профессии выступает раскрытие значимости педагогического труда [10].

В рамках нашего исследования мы направляем усилия не только на раскрытие талантов, необходимых в педагогической профессии, и выбор в дальнейшем конкретного педагогического направления, но и осуществляем их допрофес-сиональную подготовку, развитие личностных качеств.

В качестве важного условия повышения профессиональной мотивации обучающихся психолого-педагогического класса мы выделяем интеграцию подходов к определению содержания образования старших школьников допрофес-сиональной подготовки:

1. Профориентационный подход, ориентирующий на выбор педагогической профессии.

2. Системно-деятельностный подход, сущность которого заключается в погружении школьника в реальную педагогическую практику, в рамках которой осуществляются профессиональные пробы.

Второе условие - это реализация принципов персонализации, геймифика-ции и технологии проектно-исследовательского обучения в психолого-педагогическом классе.

Персонализация предполагает раскрытие особенностей профессии педагога в связи с личностными смыслами обучающегося. Принцип геймификации раскрывается за счет погружения обучающихся психолого-педагогического класса в ролевую игру и обеспечивает максимальное их увлечение. Благодаря игровому наполнению повышается мотивация к изучению профессии учителя и установка на постоянное самосовершенствование навыков культуры педагогического труда.

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся психолого-педагогического класса способствует раскрытию их личностных качеств и развитию современных навыков: коммуникации, коллаборации, критического и креативного мышления.

Третьим условием выступает усиление роли практических навыков обучающихся в процессе реализации содержания учебного плана гуманитарного профиля на основе профессиональных проб.

Технология развития профессиональной мотивации обучающихся психолого-педагогического класса включает три ключевых этапа.

На подготовительном этапе проводятся следующие мероприятия:

- анкетирование учащихся, их родителей, администрации и учителей школ, на основе которого проводится анализ проблем, связанных с внедрением профильного обучения;

- анализ запросов учащихся, родителей и возможностей школы;

- анализ кадрового, материально-технического и методического обеспечения, необходимого для реализации педагогической профилизации админи-

страцией, учителями школы и преподавателями кафедры педагогики и психологии АГГПУ им. В.М. Шукшина;

- проектирование концепции развития школы на основе педагогической профилизации учебного и воспитательного процессов;

- разработка нормативной базы, обеспечивающей деятельность психолого-педагогического класса школы при сетевом взаимодействии с педагогическим университетом;

- планирование процедуры приема обучающихся в психолого-педагогический класс и разработка перечня локальных актов;

- проведение на базе университета стратегических сессий по разработке совместных мероприятий, направленных на повышение профессиональной мотивации обучающихся на базе психолого-педагогического класса;

- осуществление организации семинаров, совещаний, консультаций по проблемам педагогической профилизации, включение в их решение всех участников образовательного процесса.

Этап профильной довузовской подготовки направлен на развитие устойчивой мотивации и осознанный выбор профессии «Педагог», оценку уровня профессиональной мотивации обучающихся.

Методический блок технологии развития профессиональной мотивации обучающихся в психолого-педагогическом классе включает работу с учащимися, педагогами, родителями и администрацией школы.

Для повышения эффективности в процессе повышения профессиональной мотивации обучающихся в психолого-педагогических классах мы выделяем ряд методов профориентационной работы [11; 12]:

- просветительские - это живые встречи и интервью с лучшими учителями региона, победителями регионального и всероссийского конкурсов «Учитель года», преподавателями вузов, авторами инновационных образовательных методик;

- использование наставничества студентов старших курсов педагогического университета направления подготовки «Педагогическое образование» над старшеклассниками;

- профессиональные пробы (решение кейсовых задач, организация во-жатских мероприятий на площадках пришкольного лагеря, деловые игры, помощь учителю в проведении открытых занятий со школьниками и др.).

В качестве педагогических проб обучающихся психолого-педагогического класса выступают:

- разработка со студентами исследовательских образовательных проектов на базе Педагогического кванториума АГГПУ им. В.М. Шукшина;

- проведение игр на переменах со школьниками, осуществление воспитательных событий, где в качестве участников выступают не только ученики, но и их родители, подготовка и проведение фрагментов уроков;

- разработка и реализация волонтерских акций, практика в пришкольном лагере в качестве вожатого и др.

Студенты направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с обучающимися психолого-педагогического класса эффективно организовывают воркшопы, педагогические мастерские, квесты на площадке Корокинг-центра АГГПУ им. В.М. Шукшина.

По запросам обучающихся психолого-педагогического класса проводятся психологические тренинги по проблемам определения личностного потенциала и

Библиографический список

уровня его развития, самопознания, развития навыков общения, коммуникации в команде, эмоционального интеллекта и др.

Особое внимание уделяется организации взаимодействия школы и АГГПУ им. В.М. Шукшина на основе подписанного договора, в рамах которого осуществляются совместные воспитательные мероприятия студентов и обучающихся психолого-педагогического класса, посещение практических занятий преподавателей университета, реализующих курс «Инновационные технологии в образовании».

Специфической особенностью повышения интереса школьников к педагогической профессии выступает интеграция кадровых, методических, материально-технических ресурсов педагогического университета и школы на основе единого плана работы и реализации учебного плана в профильном классе в условиях привлечения преподавателей педагогического университета.

Мотивация обучающихся психолого-педагогических классов к освоению педагогической профессии включает следующие критерии: наличие выраженных целей обучения педагогической направленности; интерес к педагогической деятельности, позитивные установки на выбор педагогической профессии; мотивация на саморазвитие своих личностных качеств.

Таким образом, технология развития профессиональной мотивации обучающихся педагогического класса включает диагностический, целевой, организационно-методический, коррекционный и оценочный этапы.

Практическая значимость исследования находит свое отражение в систематизации и методической подготовке материалов исследования, которые могут быть использованы в практике развития профессиональной ориентации обучающихся психолого-педагогического класса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новизна исследовательской работы заключается в развитии методологии профессиональной мотивации обучающихся психолого-педагогического класса, в частности, в уточнении специфических подходов, методов и инструментов про-фориентационной работы на педагогическую профессию.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

- состояние проблемы исследования в теории и практике развития профессиональной мотивации обучающихся психолого-педагогического класса позволило изучить степень ее разработанности, выявить потенциал профориента-ционных и системно-деятельностных методов в совершенствовании субъектной позиции старшеклассников;

- в ходе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы по теме исследования решена научная проблема, связанная с поиском организационно-педагогических условий, способствующих повышению уровня профессиональной мотивации обучающихся психолого-педагогического класса;

- в результате анализа состояния проблемы исследования в теории и практике определена специфика развития интереса школьников к педагогической профессии, заключающаяся в интеграции кадровых, методических, материально-технических ресурсов педагогического университета и школы;

- сконструирована и внедрена в практику технология развития профессиональной мотивации обучающихся педагогического класса, направленная на раннюю профориентацию школьников, обеспечивающую их осознанный выбор с учетом интересов, склонностей и способностей личности.

1. Газиева А.М. Формирование у учащихся педагогических классов фонд готовности к профессиональному самоопределению. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2009.

2. Дрожалкин В.А. Понимание мотивации как побудителя человеческой активности. Молодой ученый. 2015; № 8 (88): 848 - 850. Available at: https://moluch.ru/ archive/88/17411/

3. Кочемасова Л.А. Научно-педагогические подходы К.Д. Ушинского и современное российское образование. Стратегия подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования: материалы III Международной научно-практической конференции. Брянск: БГУ им. академика И.Г Петровского, 2019: 123 - 128.

4. Кузьмина Н.В., Софьина В.Н. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности в вузе: монография. Санкт-Петербург: Центр стратегических исследований, 2012.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2002.

6. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации. Available at: file:///C:/Users/Acer/Downloads/ponyatie-motiva-u-a-n-leontieva-i-problema-kachestva-motivatsii.pdf

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Available at: https://azps.ru/hrest/28/122604.html

8. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. Москва: Логос, 2003.

9. Шленев А.К. Педагогический класс как субъект воспитательной системы школы. Available at: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/shlenev-pedagogicheskij-klass-kak-subekt-vospitatelnoj-sistemy-shkoly.html

10. Педагогические классы: опыт и перспективы: материалы II Республиканской научно-практической конференции. Минск: БГПУ, 2017.

11. Гущина Т.И., Макарова Л.Н., Курин А.Ю. Сетевой педагогический класс как форма профессиональной ориентации старшеклассников. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018; №2: 23 - 28.

12. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Подготовка учителя к педагогическому сопровождению обучающихся к будущему профессиональному выбору. Платформа-навигатор: развитие карьеры. 2018; № 1: 51 - 61.

References

1. Gazieva A.M. Formirovanieu uchaschihsyapedagogicheskihklassovfondgotovnostikprofessional'nomusamoopredeleniyu.Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2009.

2. Drozhalkin V.A. Ponimanie motivacii kak pobuditelya chelovecheskoj aktivnosti. Molodoj uchenyj. 2015; № 8 (88): 848 - 850. Available at: https://moluch.ru/archive/88/17411/

3. Kochemasova L.A. Nauchno-pedagogicheskie podhody K.D. Ushinskogo i sovremennoe rossijskoe obrazovanie. Strategiya podgotovki sovremennogo pedagoga v usloviyah dialogovogo prostranstva obrazovaniya: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Bryansk: BGU im. akademika I.G. Petrovskogo, 2019: 123 - 128.

4. Kuz'mina N.V., Sof'ina V.N. Akmeologicheskaya koncepciya razvitiya professional'noj kompetentnosti v vuze: monografiya. Sankt-Peterburg: Centr strategicheskih issledovanij, 2012.

5. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr "Akademiya", 2002.

6. Ponyatie motiva u A.N. Leont'eva i problema kachestva motivacii. Available at: file:///C:/Users/Acer/Downloads/ponyatie-motiva-u-a-n-leontieva-i-problema-kachestva-motivatsii.pdf

7. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Available at: https://azps.ru/hrest/28/122604.html

8. Shadrikov V.D. Vvedenie vpsihologiyu: motivaciya povedeniya. Moskva: Logos, 2003.

9. Shlenev A.K. Pedagogicheskij klass kak sub'ekt vospitatel'noj sistemy shkoly. Available at: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/shlenev-pedagogicheskij-klass-kak-subekt-vospitatelnoj-sistemy-shkoly.html

10. Pedagogicheskie klassy: opyt i perspektivy materialy II Respublikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Minsk: BGPU, 2017.

11. Guschina T.I., Makarova L.N., Kurin A.Yu. Setevoj pedagogicheskij klass kak forma professional'noj orientacii starsheklassnikov. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2018; №2: 23 - 28.

12. Chistyakova S.N., Rodichev N.F. Podgotovka uchitelya k pedagogicheskomu soprovozhdeniyu obuchayuschihsya k buduschemu professional'nomu vyboru. Platforma-navigator: razvitie kar'ery. 2018; № 1: 51 - 61.

Статья поступила в редакцию 14.01.22

УДК 379.634:371.4

Zarechnev D.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),

E-mail: zarechnev1964@mail.ru

Fedulov B.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Barnaul Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: fedulovb@mail.ru

INTERNET-MEMES AS A MEANS OF COMMUNICATION FOR TEENAGERS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article substantiates the relevance of studying modern means of communication and the need to take into account the influence of the global Internet network. Peculiarities of adolescent communication are analyzed, in which memes are highlighted as one of the means. The essence and content of the concept of a meme is clarified, the history of its origin is considered, and the existing classification is given. The negative influence of memes and the possibility of their positive influence of this phenomenon on the language culture of the younger generation are revealed. An analysis of the attitude towards adolescent memes, the frequency of their use and thematic focus in communication, the possibility of using them in the educational environment is given. The possibility of the implementation of memes as a method of Internet communication in the educational sphere, in order to increase the activity and interest in the issues under study, has been substantiated. Practical recommendations on the use of memes in the educational process are given.

Key words: meme, Internet, means of communication, language culture, educational environment, adolescents, methodological foundations.

Д.О. Заречнев, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: zarechnev1964@mail.ru

Б.А. Федулов, д-р пед. наук, проф., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: fedulovb@mail.ru

ИНТЕРНЕТ-МЕМЫ КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье обосновывается актуальность изучения современных средств коммуникации и необходимость учета влияния глобальной сети Интернет Анализируются особенности общения подростков, где одним из средств выделяются мемы. Уточняется сущность и содержание понятия «мем», рассматривается история его возникновения, приводится существующая классификация. Раскрыто отрицательное влияние мемов и возможность положительного воздействия данного феномена на языковую культуру подрастающего поколения. Дан анализ отношения к мемам подростков, частота их использования и тематическая направленность при общении, возможность применения в образовательной среде. Обоснована возможность реализации мемов как способа интернет-коммуникации в образовательной сфере с целью повышения активности и интереса к изучаемым вопросам. Приведены практические рекомендации по применению мемов в учебно-воспитательном процессе.

Ключевые слова: мем, сеть Интернета, средства коммуникации, языковая культура, образовательная среда, подростки, методические основы.

Особое значение в развитии общества приобретает язык, который представляет собой одно из проявлений социальной человеческой сущности и позволяет обществу существовать и развиваться. Язык, на котором мы говорим, показывает наши предпочтения, интересы, место проживания и характер деятельности. Современной особенностью его формирования является то, что сегодня на него оказывает существенное влияние Интернет, в котором средством общения подростков выделяются мемы. Сегодня можно констатировать, что в языковой среде происходят разнообразные трансформации, которые могут негативно отразиться на развитии социума. Поэтому актуальность работы определяется тем, что интернет-мемы получают все большее распространение одновременно и как средство общения, и как источник информации, которыми пользуются все большее число подростков. Опасность этого связана с тем, что оно может быть средством манипулирования сознанием, общественным мнением, обеднять и обескультуривать речь. В виду все большего распространения мемов существует потребность в их изучении, выявлении отрицательных и привлекательных сторон и, учитывая их возрастающую популярность, нейтрализовать негативные проявления и, реализуя сильные стороны, применять в учетно-воспитательном процессе.

Исследований, посвященных анализу возможностей применения мемов как средства получения информации и коммуникации, небольшое количество, среди них можно выделить рассмотрение мемов как феномена массовой культуры в работах Т.Е. Савицкой, воздействие мемов на пользователей Интернетом в трудах Н.А. Зиновьевой, влияние мемов на национальную культуру в исследованиях И. Дацкевича, возможности применения мемов как средства коммуникации в изысканиях Ю.В. Щуриной. Вместе с тем имеется крайне ограниченное количество работ, посвященных непосредственно применению мемов в образовательном пространстве.

Цель исследования: выполнить анализ возможности использования феномена интернет-мемов как средства общения и получения информации, а также выявить его влияние на коммуникационные процессы в образовательной среде.

Научная новизна состоит в обосновании возможности реализация мемов как способа интернет-коммуникации в образовательной сфере с целью повышения активности и интереса к изучаемым вопросам.

Теоретическое значение определяется тем, что в статье раскрыто отрицательное влияние мемов, их привлекательные стороны и возможность применения в образовательной среде. Дан анализ отношения к мемам подростков, частота их использования и тематическая направленность при общении, возможность применения в образовательной среде.

Воздействие возможности глобальной сети на сознание и поведение людей значительно выросло к концу ХХ века. Особенно популярным их применение в общении стало у молодежи, которая начала общаться друг с другом с помощью различных программ, сервисов, и в самостоятельное средство общения выделились интернет-мемы. Он дает анонимность и вседозволенность, а значит, позволяет отойти от устоев общепринятой и традиционной жизни и создать новую интернет-культуру, которая включает в себя новые модели поведения и нормы. Интернет-мемы дают возможность в наглядном виде воспринимать все новости, вызывающие интерес, осуществлять их воспроизведение.

Молодёжь - наиболее активная часть населения, ее деятельность можно рассматривать как особый жанр культуры общения в социальных сетях. Это определенные изображения, видео, «гифки», современные выражения и слова, которые имеют фиксированное значение и изменяющуюся, «мутирующую» форму. Они способны отражать текущие новости и офлайн-реальность, сохраняя заданный авторами иногда скрытый смысл.

Первичные источники мемов разнообразны: горячие новости, объект искусства, персонаж аниме, высказывания пользователя Интернета, политиков и деятелей культуры [1, с. 37]. Для старшего поколения мемы, скорее всего, остаются не очень понятными и часто несущими негативный оттенок и, соответственно, не вызывают интересной и смешной реакции. Основная популярность мемов среди молодежи объясняется потребностью в развлечении без особых усилий и желании получить одобрение со стороны других пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.