Научная статья на тему 'ИНОЯЗЫЧНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО ВУЗА: СТРАТЕГИЯ И ПРАКТИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ'

ИНОЯЗЫЧНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО ВУЗА: СТРАТЕГИЯ И ПРАКТИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / РОБОТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / МЕТОДИКА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Ольга Викторовна, Громогласова Татьяна Игоревна

В статье раскрываются проблемы конструирования иноязычного профессионально-коммуникативного пространства современного вуза с позиций стратегического подхода. Авторы анализируют особенности современного вуза как центра создания и развития инноваций в своем регионе и обсуждают требования, предъявляемые к нему не только как к инкубатору стартапов, но и прежде всего как к хранителю культуры и генератору ценностных ориентиров. Научная новизна исследования заключается в определении стратегии конструирования иноязычного профессионально-коммуникативного пространства современного вуза в призме инновационных изменений, которые являются основой для ответа на вызовы, тренды и перспективы развития высшего образования. Выделяются и описываются характерные особенности конструирования иноязычного профессионально-коммуникативного пространства современного вуза с реализацией трех базовых взаимодополняющих процессов: конструирование содержания профессионального образования (конструктивно-содержательная деятельность); конструирование материальных и материализованных средств, поддерживающих все виды образовательных и воспитательных взаимодействий (конструктивно-материальная деятельность); конструирование технологий реализации образовательных действий (конструктивно-операционная деятельность).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Ольга Викторовна, Громогласова Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONAL AND COMMUNICATIVE ENVIRONMENT OF MODERN UNIVERSITY: DESIGN STRATEGY AND PRACTICE

The article reveals problems of designing foreign language professional and communicative environment of a modern university from the standpoint of a strategic approach. The authors analyze features of a modern university as a center for creation and development of innovations in the region and discuss requirements for it not only as an incubator of startups, but primarily as a guardian of culture and a generator of value orientations. The novelty of the research lies in determination of the strategy for designing foreign language professional and communicative environment of a modern university in the context of innovative changes, which form the basis for the response to the challenges, trends and prospects of professional education development. The authors identify and describe characteristic features of designing foreign language professional and communicative environment at a modern university, including implementation of three basic complementary processes: design of the content of professional education, design of material and materialized means that support all types of educational interaction, and design of technologies for the implementation of educational actions

Текст научной работы на тему «ИНОЯЗЫЧНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО ВУЗА: СТРАТЕГИЯ И ПРАКТИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ»

УДК 37.016:811.1 DOI 10.26170/2079-8717_2022_01 _08

ББК Ш12/18-9 ГРНТИ 14.35.01 Код ВАК 13.00.08 (5.8.7)

Попова Ольга Викторовна,

доктор педагогических наук, профессор, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина; 659333, Россия, г. Бийск, ул. Владимира Короленко, 53; e-mail: pov@bigpi.biysk.ru

Громогласова Татьяна Игоревна,

кандидат филологических наук, доцент, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»; 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Каменская, 52/1; e-mail: t.gromoglasova@yandex.ru

ИНОЯЗЫЧНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-

КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО ВУЗА: СТРАТЕГИЯ И ПРАКТИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: иноязычное образование; профессионально-коммуникативное пространство; образовательное пространство; высшие учебные заведения; конструирование образовательного пространства; цифровизация образования; искусственный интеллект; роботизация образования; профессионализм; информационные технологии; иностранные языки; методика преподавания иностранных языков; методика иностранных языков в вузе; студенты.

АННОТАЦИЯ. В статье раскрываются проблемы конструирования иноязычного профессионально-коммуникативного пространства современного вуза с позиций стратегического подхода. Авторы анализируют особенности современного вуза как центра создания и развития инноваций в своем регионе и обсуждают требования, предъявляемые к нему не только как к инкубатору стартапов, но и прежде всего как к хранителю культуры и генератору ценностных ориентиров. Научная новизна исследования заключается в определении стратегии конструирования иноязычного профессионально-коммуникативного пространства современного вуза в призме инновационных изменений, которые являются основой для ответа на вызовы, тренды и перспективы развития высшего образования. Выделяются и описываются характерные особенности конструирования иноязычного профессионально-коммуникативного пространства современного вуза с реализацией трех базовых взаимодополняющих процессов: конструирование содержания профессионального образования (конструктивно-содержательная деятельность); конструирование материальных и материализованных средств, поддерживающих все виды образовательных и воспитательных взаимодействий (конструктивно-материальная деятельность); конструирование технологий реализации образовательных действий (конструктивно-операционная деятельность).

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Попова, О. В. Иноязычное профессионально-коммуникативное пространство современного вуза: стратегия и практика конструирования / О. В. Попова, Т. И. Громогласова. -Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 1. - С. 69-75. - DOI: 10.2б170/2079-8717_2022_01_08.

Popova Olga Viktorovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Shukshin Altai State University for Humanities and Pedagogy, Biysk, Russia

Gromoglasova Tatyana Igorevna,

Candidate of Philology, .Associate Professor, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russia

FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONAL

AND COMMUNICATIVE ENVIRONMENT OF MODERN UNIVERSITY: DESIGN STRATEGY AND PRACTICE

KEYWORDS: foreign language education; professional and communicative space; educational space; higher educational institutions; construction of educational space; digitalization of education; artificial intelligence; robotization of education; professionalism; Information Technology; foreign languages; methods of teaching foreign languages; methodology of foreign languages at the university; students.

ABSTRACT. The article reveals problems of designing foreign language professional and communicative environment of a modern university from the standpoint of a strategic approach. The authors analyze features of a modern university as a center for creation and development of innovations in the region and discuss requirements for it not only as an incubator of startups, but primarily as a guardian of culture and a generator of value orientations. The novelty of the research lies in determination of the strategy for designing foreign language professional and communicative environment of a modern university in the context of innovative changes, which form the basis for the response to the challenges, trends and prospects of professional education development. The authors identify and describe characteristic features of designing foreign language professional and communicative environment at a modern university, including implementation of three basic complementary processes: design of the content of professional education, design of material and materialized means that support all types of educational interaction, and design of technologies for the implementation of educational actions.

FOR CITATION: Popova, O. V., Gromoglasova, T. I. (2022). Foreign Language Professional and Communicative Environment of Modern University: Design Strategy and Practice. In Pedagogical Education in Russia. No. 1, pp. 69-75. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_08.

© Попова О. В., Громогласова Т. И., 2022

Введение. Актуальность проблемы конструирования иноязычного профессионально-коммуникативного пространства современного вуза обусловлена тем, что социум предъявляет все большие требования к качеству подготовки специалистов и к формированию стратегических компетенций для востребованных в будущем направлений подготовки, поскольку как на международном, так и на внутригосударственном уровне идет существенное изменение функциональной составляющей одних профессий, смена других и отмирание третьих. Процесс глобализации способствует все большей интеграции российских специалистов в мировое профессиональное сообщество, поэтому спрос на иноязычные коммуникативные навыки у выпускников вузов постоянно возрастает. Кроме того, процессы глобализации неизменно приводят к смене и трансформации ценностных ориентаций, что также повышает требования к вузу как профессиональной образовательной организации, которая должна обеспечить запросы не только социально-профессионального пространства, но и каждой личности, выбравшей получение профессии в конкретном вузе.

Цель исследования - определить вызовы, тренды и перспективы развития современного вуза, которые детерминируют стратегию конструирования иноязычного профессионально-коммуникативного пространства высшей школы.

Подходы к трактованию понятия «современный вуз». Терминологически уже несколько лет в академическом и научном сообществе используется понятие «современный вуз». Попробуем первоначально разобраться в том, что вкладывается в это понятие, так как говорить о конструировании иноязычного профессионально -коммуникативного пространства без достаточно четкого понимания, на какой платформе оно будет происходить, на наш взгляд, невозможно.

Сегодня вуз, претендующий на звание современного и эффективного, должен не только быть успешным в основных видах деятельности (образовательной, научной, воспитательной), но и быть для региона в зоне своего действия центром создания и развития инноваций [10].

Александр Асмолов, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, директор Школы антропологии будущего ИОН РАНХиГС, говоря о современном вузе, считает: «Мы живем в перегретом мире. Мы боимся рисков простых решений в ситуациях неопределенности. Нами овладел "Гипноз спины" и "Рейтинговый гипноз". Нам мешает эффект колеи и диктатура

трендов. Мы находимся в ловушке стереотипов, парадигм и стратегий и т. д. Современный вуз должен искать иные дороги, исходя из того, что в пределах логики нельзя найти ничего нового. Современному вузу необходим парадокс "полезности бесполезного". В современном вузе крайне необходимо сочетаться смыслами» [13, с. 34].

Не менее интересен взгляд на современный вуз Альберта Ефимова, вице-президента Сбербанка, директора Управления исследований и инноваций блока «Технологии», который считает, что современным вузом можно считать только университет, и объясняет это следующим: «Университет - это непрерывное движение: Идея -команда - стартап - реализация - команда - идея. Университет может обеспечить отбор - создавать и поддерживать мотивацию - ставить цели - направлять к реализации. Университет формирует технические стеки, экосистемы данных, технологическую инфраструктуру и стеки решений [5].

Однако современный вуз - это не только и не столько инкубатор стартапов, сколько прежде всего хранитель культуры и генератор ценностных ориентиров [11].

Вызовы, тренды и перспективы, определяющие развитие современного вуза. Несмотря на то, что современный вуз, который еще часто называют новым, находится в стадии смены ориентиров, можно особо отметить следующие основные направления, определяющие его развитие:

1. Первое направление - цифровая трансформация современного вуза, в которой выделяются:

- вызовы как трудные проблемы, для решения которых требуются большие усилия, смелость, определяемые как создание цифровой экосистемы и многомерной модели обучения;

- тренды как основная тенденция изменения чего-либо, направленные на уход от линейной модели обучения, переход к образовательному пространству, моделирующему индивидуализацию и вынужденный уход от монополии «профессора»;

- перспективы, определяющие основные требования к современному вузу в XXI веке, обеспечивающие в данном направлении непрерывность цифровой трансформации и непрерывное эволюционирование образовательного пространства.

2. Следующее направление связано с деятельностью современного преподавателя вуза как педагога настоящего и будущего, где можно выделить:

- вызовы, связанные с тем, что преподаватель современного вуза должен обладать универсальными надпрофессиональ-ными навыками и умениями, профессио-

нальными компетенциями, в том числе и цифровыми (коммуникативными, интеллектуально-творческими, технико-технологическими);

- тренды, указывающие на то, что преподаватель строит линейную модель обучения, продолжает медленно перестраивать систему самостоятельного непрерывного совершенствования, идет путем, противоположным от студентов, - путем отказа от гаджетов и др.;

- перспективы, которые требуют, чтобы преподаватель учил и сам учился по-новому, обеспечивал студентоцентричность, не обучал, а сотрудничал, создавая индивидуальную, персонифицированную траекторию познания для студента, конструируя для этого специальное образовательное пространство.

3. Еще одно направление, характеризующее современный вуз, - это направление, связанное с новым поколением студентов. Действенность данного направления связана с ответом на вопросы: Кто они, современные студенты современного вуза, и как их учить? В данном направлении также выделяются:

- вызовы современному вузу при взаимодействии со студентами в том, что современные студенты «ни плохие, ни хорошие», они просто «иные»: в основном они не способны и не хотят работать с научными текстами, на первом месте для них потребление, а не изучение, многие из них не имеют культурного багажа, они не задают вопросов, но при этом требуют прикладных навыков, они не способны надолго погружаться в занятия, однако практически все они абсолютно не переживают на этот счет и др.;

- тренды, многое объясняющие, - это склонность многих студентов к перфекцио-низму через стремление убрать все «лишнее», их стремление к прокрастинации через постоянное откладывание даже важных и срочных дел, практически полный отказ от логридов в пользу дайджестов, студенты идут путем применения гаджетов (зачем учить, если можно погуглить), для них преподаватель всегда не способен конкурировать с интернетом и др.;

- перспективы, определяющие как их все-таки учить и дающие ответы: заинтересовывать, но не развлекать, раскрывать внутренний потенциал каждого студента и строить обучение на индивидуализации, не просто обучать, а вместе работать, демонстрировать образцы собственной деятельности, развивать критическое мышление, помещать в образовательное пространство саморазвития и др.

4. Последнее направление, которое отчасти связано с предыдущим, но ориенти-

ровано на оказание помощи современному вузу, да и социуму в целом, - это воспитание подрастающего поколения, которое в настоящее время находится между глобальными вызовами и локальными практиками. Данному направлению также присущи:

- вызовы, которые в современном мире направлены на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса и формирование специального воспитательного пространства, укрепление общественного согласия и солидарности в вопросах воспитания как детей, так и взрослых в профессиональной направленности воспитательных процессов, адаптацию программ и практик воспитания под российский менталитет с поликультурным, многонациональным социумом, обновление морально-нравственных критериев и принципов повседневной жизни и др.;

- тренды, которые связаны с проблемами социализации и снижением инстинкта самосохранения личности в связи с доминированием виртуального общения, зависанием практик воспитания в связи с тем, что линия информационной динамики превышает по своей скорости социальное ускорение, доминированием интеллектуальных и материальных потребностей над морально-нравственными и др.;

- перспективы, направляющие воспитание на развитие свободных, неповторимых и самостоятельных личностей, обеспечение доминирования духовных ценностей (доброты, милосердия, великодушия, справедливости, гражданственности и патриотизма), воспитательные взаимодействия в партнерских отношениях между воспитывающими и воспитанниками, воспитание личности XXI века с применением технологии коучинга, создание образовательного и воспитательного пространства, направленного на воспитание к социальной адаптиро-ванности в цифровом мире, и др.

Иноязычное профессионально-коммуникативное пространство университета как компонент образовательного пространства современного вуза. Рассмотрев указанные выше направления инновационных процессов, характеризующие современный вуз, мы выявили, что конструирование иноязычного профессионально-коммуникативного пространства (как одного из компонентов образовательного пространства вуза в целом) может стать условием успешной и эффективной реализации названных процессов в учреждениях высшего образования.

Обратимся к понятийному основанию для объекта конструирования, который мы обозначили как «иноязычное профессионально-коммуникативное пространство».

Иноязычное профессионально-коммуникативное пространство можно определить как совокупность форм, способов и технологий организации образовательной деятельности высшего учебного заведения, которая оказывает позитивное стимулирующее влияние на профессиональное становление личности студентов как субъектов образовательного процесса через развитие их иноязычных, профессиональных и коммуникативных навыков.

Иноязычное профессионально-

коммуникативное пространство является одним из компонентов образовательного пространства вуза, которое включает в себя множество пространств разной направленности и определяет их универсальные механизмы.

Термин «образовательное пространство» используется не только в рамках педагогики, но и в рамках ряда других наук, таких как философия, социология, психология и т. д. Все эти науки рассматривают и анализируют образовательное пространство с разных точек зрения, изучают конкретные элементы, связанные непосредственно с понятийным полем той науки, которая данный термин использует [8].

Наиболее часто образовательное пространство трактуется как вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого выступает приращение индивидуальной культуры образующегося [1].

Образовательное пространство - это и некая неограниченная протяженность (во всех измерениях, направлениях), способная обеспечить все аспекты реализации образовательной деятельности, и место, способное вместить все необходимые объекты образовательной среды и обеспечить взаимодействие субъектов образовательных отношений [9].

Понятие образовательного пространства широко применяется в научных исследованиях и разработках, где используется в самых различных значениях и интерпретациях. Несмотря на это многообразие, потенциал использования понятия «образовательное пространство» в педагогической науке и практике достаточно велик, а его теоретически обоснованное применение позволяет избежать многих противоречий [8]. Образовательное пространство простирается и охватывает все те объекты и процессы, которые включаются в образовательный процесс, приводят к образовательному результату - приращению индивидуальной культуры человека, в том числе и профессиональной культуры, в случае обучения в вузе [3]. Образовательное пространство «захватывает», с одной стороны,

некоторую часть окружающей среды, выделяя то, что мы называем образовательной средой, с другой стороны, педагога и обучаемого как субъектов образовательных взаимодействий [11].

Образовательное пространство современного вуза - это часть образовательной среды, представленная многоступенчатой системой связей и отношений, направленных на осуществление эффективного педагогического процесса подготовки профессионала, специалиста, востребованного на рынке труда [7].

Особенности конструирования иноязычного профессионально -

коммуникативного пространства современного вуза. Учитывая сложность и многомерность образовательного пространства современного вуза в целом и иноязычного профессионально-коммуникативного пространства в частности, мы используем педагогическое конструирование как создание конструкта, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов, обеспечивающих образовательную деятельность, детализацию проекта, дающего возможность ответить на вызовы, тренды и перспективы XXI века и приближающего конструкт с его детализацией для использования в конкретных условиях реальными участниками образовательных и воспитательных отношений [4].

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта, в нашем случае - иноязычного профессионально-коммуникативного пространства.

В педагогическом конструировании иноязычного профессионально-коммуникативного пространства современного вуза важны стратегический подход и создание стратегии как общего, недетализированного плана, охватывающего длительный период времени и обеспечивающего достижение сложной цели (конструирование иноязычного профессионально-коммуникативного пространства современного вуза), а далее создание условий для реализации построенного конструкта в конкретных видах деятельности.

С точки зрения стратегического подхода иноязычное профессионально-коммуникативное пространство современного вуза должно обеспечивать подготовку специалиста, востребованного социумом и рынком труда, а также отвечать наиболее полно вызовам, трендам и перспективам, запрашиваемым обществом, государством и условиями глобализации на международном уровне [6].

В современных условиях конструирование иноязычного профессионально -коммуникативного пространства вуза, по нашему мнению, должно охватывать инновационные изменения, которые являются основой для ответа на вызовы, тренды и перспективы развития высшего образования, и включать следующие из них:

1. Цифровизация образования и трансформация образовательной деятельности в сторону внедрения цифровых образовательных технологий. Развитие иноязычных, профессиональных и коммуникативных навыков в электронной образовательной среде представляется весьма эффективным, поскольку она комфортна и привычна для современного студента, кроме того, она предоставляет необходимые возможности для применения инновационных технологий, развивает автономность обучающихся, позволяет субъектам образовательного процесса взаимодействовать в новом формате [2]. Сегодня происходит активное приращение разнообразных электронных и виртуальных способов, используемых для конструирования иноязычного профессионально-коммуникативного пространства вуза: электронные учебно-методические материалы (мультимедийные комплексы, электронные учебники и т. д.), образовательные онлайн-ресурсы (видео- и аудиоматериалы, онлайн-словари, онлайн-платформы с заданиями открытого доступа и т. д.), программные продукты для видеоконференций (Microsoft Teams, Zoom, Skype и т. д.), программные продукты для коллективной онлайн-работы c текстами (Google Classroom, Padlet и т. д.), онлайн-сервисы для генерации тестов и опросов (Quizlet, Kahoot, Learningapps и т. д.).

2. Искусственный интеллект и внедрение образовательных технологий на основе интеллектуальных саморазвивающихся роботов. Идея о применении искусственного интеллекта для оптимизации процесса организации обучения иностранным языкам сама по себе не нова, поскольку, например, разработки парсеров для автоматического исправления ошибок на иностранном языке появились в 90-е годы ХХ века [14]. Текущий этап цифровизации образования позволяет использовать платформы для изучения языков на базе искусственного интеллекта (например, FluentU), предлагая студентам такие преимущества, как работа в собственном темпе с индивидуализацией тем для изучения и возможность выполнения наиболее интересных типов заданий для изучения / закрепления материала. Преподаватель в данном случае трансформируется в «наставника», «гида», «консультанта», при этом благодаря деле-

гированию части повседневного функционала роботизированным программам (проверка самостоятельной работы студентов, обработка статистических данных, оформление документов и т. д.) у него появляется больше времени для аналитической и исследовательской работы.

3. Нейронет (Web 4.0) как один из этапов развития всемирного интернет-пространства и его потенциальный вклад в развитие образовательного пространства. Интеллектуальная сеть, в которой взаимодействие участников (людей, интеллектуальных агентов, роботов и др.) осуществляется на принципах нейрокоммуни-каций, на данный момент - технология будущего, однако уже заведомо известно, что такие приложения, как социальные сети, и такие технологии, как Интернет вещей (In-temet of Things), большие данные (Big Data), искусственный интеллект (AI) и межмашинное взаимодействие (M2M), будут играть ключевую роль во внедрении Web 4.0 [12]. Очевидно, что переход на нейронет обеспечит субъектам иноязычного профессионально-коммуникативного пространства вуза больше автономности и проактивности как следствие большей интерактивности образовательного контента.

4. Гибридные модели взаимодействий с доминированием дистанционных и онлайн-взаимодействий. Одной из ключевых характеристик иноязычного профессионально-коммуникативного пространства современного вуза должна стать адаптивность к вызовам времени. В частности, это касается и пересмотра моделей взаимодействия субъектов этого пространства. На сегодняшний день в процессе организации гибридного обучения (когда одна часть студентов на занятии находится онлайн, а другая - в аудитории) и смешанного обучения (когда студенты осваивают часть (до 75%) учебного материала в электронной и виртуальной образовательной среде) наиболее остро стоящим вопросом, требующим решения, являются готовность, компетентность и цифровая грамотность преподавателей.

5. Поликультурность как интегра-тивное качество современного человека. Иноязычное профессионально-коммуникативное пространство способно предоставить множество возможностей для формирования поликультурной личности выпускника вуза, который будет иметь базовое понимание своей культуры, культуры стран изучаемого иностранного языка, а также позитивное отношение к культурным различиям и готовность принимать и уважать эти различия. К таким возможностям относятся встречи с представителями различных культур на научных мероприятиях,

профессиональных семинарах / вебинарах; реализация международных проектов; программы академической мобильности; использование аутентичных источников информации при решении учебных задач и т. д. Подобные виды деятельности будут, безусловно, положительно влиять на дальнейшую интеграцию студентов в мировое образовательное и профессиональное сообщество.

6. Междисциплинарность, совокупное знание, конвергенция наук. Предметно-языковое интегрированное обучение (CL.IL) представляет собой высокопотенциальную технологию, которая дает преимущества как студентам, так и преподавателям для развития иноязычных и коммуникативных навыков, а также расширения профессиональных знаний [15]. Междисциплинарный подход может реализовываться в двух вариациях: на занятиях иностранным языком через внедрение контента предметов профессиональной направленности и на занятиях профессионального блока с частичным применением иностранного языка для выполнения отдельных видов работ.

Таким образом, в целом на иноязычное профессионально-коммуникативное пространство современного вуза определяющее влияние оказывают инновационные изменения, происходящие в образовательной системе, социальной среде и научно-технической сфере. Вместе с тем следует отметить, что конструирование отдельных процессов будет проходить как целенаправленные действия, учитывающие образовательную политику, стратегию и управленче-

ские директивы более высокого уровня иерархии, а также социальные реалии, особенности региональной или территориальной образовательной системы и другие составляющие, накладывающие ограничение на отдельные элементы конструируемого пространства [7].

Заключение. С точки зрения стратегии и практики конструирования иноязычного профессионально-коммуникативного пространства современного вуза важны три базовых взаимодополняющих процесса:

- конструирование содержания профессионального образования (конструктивно-содержательная деятельность);

- конструирование материальных и материализованных средств, поддерживающих все виды образовательных и воспитательных взаимодействий (конструктивно-материальная деятельность);

- конструирование технологий реализации образовательных действий (конструктивно-операционная деятельность) [9].

Для каждого из вышеназванных процессов конструирования иноязычного профессионально-коммуникативного пространства необходимы индивидуальное наполнение конструктивными элементами содержания, подбор материальных и материализованных средств и выбор образовательных технологий. Только в этом случае будет обеспечено полномасштабное завершение конструирования, а иноязычное профессионально-коммуникативное пространство сможет соответствовать вызовам, трендам и перспективам развития современного вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисенков, В. П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования : монография / В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк. - М. : Изд-во ООО «Педагогика», 2006. - 464 с.

2. Громогласова, Т. И. Особенности обучения иностранным языкам в электронной образовательной среде / Т. И. Громогласова // Могущество Сибири будет прирастать!? : сборник докладов международного научного форума «Образование и предпринимательство в Сибири: направления взаимодействия и развитие регионов» (Новосибирск, 12-13 октября 2017 г.). - Новосибирск : Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2018. - C. 166-169.

3. Громогласова, Т. И. Педагогические традиции и инновации в неразрывном единстве гармоничного взаимодействия / Т. И. Громогласова, Л. А. Мокрецова // Наука и образование: проблемы и перспективы : материалы XXI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (г. Бийск, 29-30 апреля 2019 г.) / отв. ред. М. С. Власов. - Бийск : АГГПУ им. В. М. Шукшина, 2019. - С. 191-196.

4. Дарханова, Т. М. Конструирование образовательного процесса в вузе на основе иерархии современных образовательных технологий / Т. М. Дарханова, М. М. Стрекаловская. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2. - URL: http://science-education.ru/ru/ article/view?id=24446 (дата обращения: 12.04.2021).

5. Ефимов, А. Р. Рождение, жизнь и смерть технологических инноваций / А. Р. Ефимов. - URL: https: //rectory.ru/#program (дата обращения: 11.05.2021). - Текст : электронный.

6. Налетова, И. В. Трансформация ценностей академической культуры в условиях глобализации / И. В. Налетова, А. В. Прохоров. - Текст : электронный // Аналитика культурологии. - 2009. - № 3 (15). -URL: http://analiculturolog.ru (дата обращения: 12.04.2021).

7. Педагогика XXI века: смена парадигм : коллективная монография. Т. 1 / Л. А. Мокрецова, О. В. Попова, Н. В. Волкова [и др.] ; под общ. ред. проф. О. В. Поповой ; Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В. М. Шукшина. - Бийск : ФГБОУ ВО «АГГПУ», 2019. - 416 с.

8. Пономарев, Р. Е. Образовательное пространство : монография / Р. Е. Пономарев. - М. : МАКС Пресс, 2014. - 100 с.

9. Попова, О. В. Единое информационное образовательное пространство вуза как платформа для подготовки профессионально востребованного специалиста / О. В. Попова, В. А. Осипов // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 1 (8о). - С. 204-207. - DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00084.

10. Сапрыкина, А. А. Дом как образовательное пространство / А. А. Сапрыкина // Вестник ПСИ У. Серия IV: Педагогика. Психология. - 2016. - № 2 (41). - С. 76-94.

11. Фрумин, И. Д. Образовательное пространство как пространство развития / И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 24-32.

12. Almeida, F. Concept and dimensions of Web 4.0 / F. Almeida // International Journal of Computers and Technology. - 2017. - № 16 (7). - P. 7040-7046. - DOI: 10.24297/ijct.v16i7.6446.

13. Asmolov, A. New view on education: from the paradigm of technology to the paradigm of value / А. As-molov, M. Guseltseva // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. - 2019. - Vol. 64, No. 5. -P. 33-39. - DOI: 10.15405/epsbs.2019.07.5.

14. Dodigovic, M. Artificial intelligence and second language learning: an efficient approach to error remediation / M. Dodigovic / / Language Awareness. - 2007. - No. 16. - P. 99-113.

15. Gromoglasova, T. I. Implementing CLIL into higher education curriculum (on the example of «Globalisation and International Integration» course) / T. I. Gromoglasova // Языковое образование сегодня - векторы развития : материалы VI международной научно-практической конференции-форума (Екатеринбург, 14-18 апреля 2015 г.). - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2015. -C. 24-29.

REFERENCES

1. Borisenkov, V. P., Gukalenko, O. V. (2006). Polikul'turnoe obrazovatel'noeprostranstvo Rossii: istoriya, teoriya, osnovy proektirovaniya [Polycultural Educational Space in Russia: History, Theory, Fundumentals of Design]. Moscow, Pedagogika. 464 p.

2. Gromoglasova, T. I. (2018). Osobennosti obucheniya inostrannym yazykam v elektronnoi obrazovatel'noi srede [Peculiarities of Teaching Foreign Languages in Electronic Educational Space]. In Mogushchestvo Sibiri budet prirastat'!?: sbornik dokladov mezhdunarodnogo nauchnogo foruma «Obrazovanie i predprinimatel'stvo v Sibiri: napravleniya vzaimodejstviya i razvitie regionov» (Novosibirsk, 12—13 oktyabrya 2017). Novosibirsk, Novosibirskii gosudarstvennyi universitet ekonomiki i upravleniya «NINH», pp. 166-169.

3. Gromoglasova, T. I., Mokretsova, L. A. (2019). Pedagogicheskie traditsii i innovatsii v nerazryvnom edinstve garmonichnogo vzaimodeistviya [Pedagogical Traditions and Innovations in Continuous Unity of Harmonious Interaction]. In Nauka i obrazovanie: problemy i perspektivy: materialy XXI Vserossiiskoi s mezhdu-narodnym uchastiem nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh, studentov i uchashchikhsya (Biisk, 29-30 aprelya 2019). Biysk, AGGPU im. V. M. Shukshina, pp. 191-196.

4. Darhanova, T. M., Strekalovskaya, M. M. (2016). Konstruirovanie obrazovatel'nogo protsessa v vuze na osnove ierarkhii sovremennykh obrazovatel'nykh tekhnologii [Design of Educational Process in University Based on the Hierarchy of Modern Educational Technologies]. In Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya. No. 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24446 (mode of access: 12.04.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Efimov, A. R. (2021). Rozhdenie, zhizn' i smert' tekhnologicheskikh innovatsii [Birth, Life and Death of Technological Innovations]. URL: https://rectory.ru/#program (mode of access: 11.05.2021).

6. Naletova, I. V., Prokhorov, A. V. (2009). Transformatsiya tsennostei akademicheskoi kul'tury v uslovi-yakh globalizatsii [Transformation of Academic Culture Values in the Context of Globalization]. In Analitika kul'turologii. No. 3 (15). URL: http://analiculturolog.ru (mode of access: 12.04.2021).

7. Mokretsova, L. A., Popova, O. V., Volkova, N. V. et al. (2019). Pedagogika XXI veka: smena paradigm [Pedagogy of the XXI Century: Change of Paradigms] / ed. by O. V. Popova. Vol. 1. Biysk, FGBOU VO «AGGPU». 416 p.

8. Ponomarev, R. E. (2014). Obrazovatel'noe prostranstvo [Educational Space]. Moscow, MAKS Press. 100 p.

9. Popova, O. V., Osipov, V. A. (2020). Edinoe informatsionnoe obrazovatel'noe prostranstvo vuza kak plat-forma dlya podgotovki professional'no vostrebovannogo spetsialista [Unified Informational Educational Space of a Higher Educational Institution as a Platform for Training a Professionally Demanded Specialist]. In Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. No. 1 (80), pp. 204-207. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00084.

10. Saprykina, A. A. (2016). Dom kak obrazovatel'noe prostranstvo [Home as Educational Space]. In Vestnik PSTGU. Seriya IV: Pedagogika. Psikhologiya. No. 2 (41), pp. 76-94.

11. Frumin, I. D., El'konin, B. D. (1993). Obrazovatel'noe prostranstvo kak prostranstvo razvitiya [Educational Space as Environment for Development]. In Voprosy psikhologii. No. 1, pp. 24-32.

12. Almeida, F. (2017). Concept and Dimensions of Web 4.0. In International Journal of Computers and Technology. No. 16 (7), pp. 7040-7046. DOI: 10.24297/ijct.v16i7.6446.

13. Asmolov, A., Guseltseva, M. (2019). New View on Education: from the Paradigm of Technology to the Paradigm of Value. In European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Vol. 64. No. 5, pp. 33-39. DOI: 10.15405/epsbs.2019.07.5.

14. Dodigovic, M. (2007). Artificial Intelligence and Second Language Learning: an Efficient Approach to Error Remediation. In Language Awareness. No. 16, pp. 99-113.

15. Gromoglasova, T. I. (2015). Implementing CLIL into Higher Education Curriculum (on the Example of «Globalisation and International Integration» Course). In Yazykovoe obrazovanie segodnya — vektory razvitiya: materialy VI mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii-foruma (Ekaterinburg, 14—18 aprelya 2015). Ekaterinburg, Ural'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, pp. 24-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.