Научная статья на тему 'Креативность как ресурс личностно-профессионального саморазвития субъекта'

Креативность как ресурс личностно-профессионального саморазвития субъекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
877
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АУТЕНТИЧНОСТЬ / САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Минюрова Светлана Алигарьевна

В статье обосновывается понимание креативности как ресурса личностно-профессионального саморазвития субъекта, который способствует обретению профессиональной аутентичности на стадии стабильной профессиональной деятельности. Выявлена факторная структура личностно-профессиональных диспозиций в группах аутентичных профессионалов («Ориентация на личностные ресурсы», «Ориентация на средовые ресурсы») и неаутентичных профессионалов («Ориентация на гигиенические факторы мотивации», «Ориентация на идеалистические представления о собственных личностных ресурсах»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Минюрова Светлана Алигарьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креативность как ресурс личностно-профессионального саморазвития субъекта»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ББК Ю952 УДК 152.3 (045)

КРЕАТИВНОСТЬ КАК РЕСУРС ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА

С. А. Минюрова

Ключевые слова: креативность; личностно-профессиональное саморазвитие; профессиональная аутентичность; самодетерминация.

Резюме: В статье обосновывается понимание креативности как ресурса личностно-профессионального саморазвития субъекта, который способствует обретению профессиональной аутентичности на стадии стабильной профессиональной деятельности. Выявлена факторная структура личностно-профессиональных диспозиций в группах аутентичных профессионалов («Ориентация на личностные ресурсы», «Ориентация на сре-довые ресурсы») и неаутентичных профессионалов («Ориентация на гигиенические факторы мотивации», «Ориентация на идеалистические представления о собственных личностных ресурсах»).

На основе постнеклассического типа научной рациональности (И. При-гожин, Г. Хакен, Н. Н. Моисеев, В. А. Лекторский, В. С. Степин и др.), мета-системного подхода (А. В. Карпов) нами разрабатывается концепция личностно-профессионального саморазвития. Мы считаем, что по мере прохождения различных этапов профессионализации и овладения деятельностно-пре-образующим способом существования на метауровне психики, изоморфном реально существующей системе «человек - профессия - общество», формируется личностно-профессиональная диспозиция как предрасположенность субъекта вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций профессионализации. В структуре данной диспозиции можно выделить когнитивный аспект (ценностные ориентации субъекта в профессиональной сфере, представления о креативном потенциале профессиональной среды, представления о социально-психологических характеристиках профессиональной среды); аффективный аспект (уровень эмоционального напряжения в профессиональной сфере); поведенческий аспект (устойчивые механизмы личностной саморегуляции, сопровождающие профессионализацию, устойчивые способы поведения в межличностных отношениях в профессиональной среде). Личностно-профессиональное саморазвитие рассматривается нами как

особый вид деятельности, который обеспечивает способ существования субъекта в контексте системы «человек - профессия - общество» через его самоорганизацию на метасистемном уровне психики, что ориентирует на анализ микрогенеза профессионализации. В данной статье мы обратились к проверке гипотезы о том, что ресурсом самоорганизации субъекта на стадии стабильной профессиональной деятельности становится проявление креативности как открытости к новому, чувствительности к проблемам, высокой потребности в творчестве, а это, в свою очередь, способствует обретению профессиональной аутентичности.

Исследованию психологических особенностей творческой, креативной личности посвящены работы как зарубежных (К. Тэйлор, К. Кокс, Т. Амабайл, М. Коллинз, Ф. Баррон, А. Маслоу, Р. Стернберг и др.), так и отечественных психологов (Н. С. Лейтес, А. Н. Лук, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, А. М. Матюшкин и др.). При всем многообразии интерпретаций креативности отчетливо наблюдается тенденция рассматривать ее как проявление самореализации личности (А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, Д. Н. Узнадзе, В. Д. Шадриков и др.). В концепции развития креативности в профессиональной акмеологии Н. Ф. Вишняковой гипотетически выделяется несколько направлений исследования структуры личности с целью определения ее креативных характеристик [2]. Во-первых, продуктивная мыслительная деятельность, контролируемая и регулируемая сознанием: творческое мышление, которое выражается в оригинальности, нестереотипности, способности продуцировать идеи, нешаблонности поиска их решения, изобретательности и новаторстве в продуктивной деятельности, а также любознательность, которая проявляется в открытости творчеству, познанию и деятельности. Эти креативные качества результируются в творческом отношении к профессии в зрелом периоде. Во-вторых, интуитивная подсознательная сфера, которая основывается на необычности и латентности подсознательных процессов: интуитивного постижения истины, воображения как творческого озарения при создании новых образов. В-третьих, эмоциональная сфера, включающая высокую чувствительность личности, эмпатийность и эмоциональную идентификацию в творческом процессе [1]. Н. Ф. Вишняковой вводится понятие «профессиональная креативность», которое включает продуктивную профессиональную направленность личности, уровень оригинальности мышления, импровизаци-онность, открытость к новому в деятельности и новаторство. Мы считаем, что представленность этих характеристик в личностно-профессиональной диспозиции становится ресурсом самоорганизации субъекта в ходе профессионализации и способствует проявлению механизма профессиональной аутентичности.

Понятие «аутентичность» разработано в гуманистической психологии и психотерапии и отражает одну из важнейших интегративных характеристик личности. Часто в качестве синонимов термина «аутентичность» исполь-

зуются такие понятия, как полноценно функционирующая личность (К. Роджерс), свобода (Г. Олпорт), самоактуализация (А. Маслоу), самость, целостная личность (Ф. Перлс), конгруэнтность (Р. Бендлер, Д. Гриндер). Психологический смысл аутентичности определяется как согласованное, целостное, взаимосвязанное проявление основных психологических процессов и механизмов, обусловливающих личностное функционирование. Проявление или непроявление аутентичности с этой точки зрения наблюдается при столкновении личностных мотивов и интересов с социальными нормами, доминирующими тенденциями общественного сознания. В такой ситуации аутентичное поведение предполагает цельное переживание непосредственного опыта, не искаженного психологическими защитными механизмами. Человек вовлеченно воспринимает происходящее и затем непосредственно проявляет свое эмоциональное отношение к нему. Его мысли и действия согласованы с эмоциями. В традициях гуманистической психологии аутентичность характеризует также некую идеальную личность. Но аутентичность -это не образец для подражания, а выстраданная в борьбе с самим собой свобода в принятии своих уникальных особенностей и неповторимой стратегии построения собственной жизни [5, с. 40-41].

Мы считаем, что на стадии стабильной профессиональной деятельности механизм аутентичности позволяет субъекту согласовывать реальные и идеальные представления о самом себе как профессионале, открытом навстречу новому опыту, и на этой основе переключать собственную активность на ценностное использование ресурсов окружающей профессиональной среды для проявления, воплощения в ней своих творческих способностей и целостной личности. В таком случае ярко обнаруживается личностно-профессиональное саморазвитие как деятельность, в процессе которой порождается субъектность как содержательно-действенная характеристика активности, как системное качество личности, как отношение человека к себе как к деятелю. Мы согласны с мнением Е. Н. Волковой, что истоком деятельностно-преобразующего отношения человека к самому себе и миру является различение им в себе некоторой внутренней инстанции, которая в самом общем виде может быть обозначена как «Я-концепция» и которая обеспечивает понимание сложности и многообразия как своего внутреннего мира, так и гибкость поведения в социуме [3]. Степень осознания человеком изменений, происходящих с ним и производимых им, определяет его способность выбирать цели для достижения, находить средства для этого, отслеживать и оценивать полученные результаты и причины, способствующие и препятствующие достижению целей. Сущностной характеристикой такого выбора является его свобода, которая придает деятельности человека нравственное измерение (М. М. Бахтин). Свободный выбор, в свою очередь, требует от человека осознания ценности объекта социальной действительности, и тем самым формируется особый вид отношения к нему - ценностное отношение. Обладание ценностями всегда

включает в себя осознание их иерархии, облегчает человеку задачу поиска смысла жизни, который служит системным стержнем, обеспечивающим целостность человека, его тождественность самому себе в потоке изменений и са-моизменений (В. Франкл, В. Э. Чудновский).

Выборку проведенного нами эмпирического исследования составили педагоги (Ы = 300) как представители профессии продуктивного типа, для которой характерна индивидуализированная концептуальная основа деятельности и установка на высокий уровень личного мастерства с преобладанием креативных механизмов идентификации. Для изучения личностно-профессиональной диспозиции были использованы методики: «Ценностные ориентации персонала» (Е. Б. Фанталова), опросник «Якоря карьеры» (В. Э. Винокурова и В. А. Чикер), «Определение креативного потенциала» (С. И. Макшанов), тест «Пульсар» (Л. Г. Почебут), «Опросник МВ1» (Н. Е. Водопьянова), «Опросник межличностных отношений» (В. Шутц), «Шкала контроля за действием» (Ю. Куль), тест «Креативность» (Н. Ф. Вишнякова).

На основании соотношения представлений об «Я-реальном» и «Я-иде-альном» по шкале «Творческое отношение к профессии» методики «Креативность» (Н. Ф. Вишнякова) вся выборка была поделена на две группы. В первую вошли 132 человека, чьи значения по этой шкале находятся в континууме, когда показатель «Я-реальное» приближается к показателю «Я-идеальное», между ними наблюдается значимая корреляционная связь (коэффициент корреляции Спирмена Я = 0,924187 при р < 0,01). Во вторую группу вошли 168 человек, чьи значения находятся в континууме, когда показатель «Я-идеальное» больше показателя «Я-реального», значимая связь между этими показателями не представлена (коэффициент корреляции Спирмена Я = 0,775519 при р < 0,01). Для выявления личностно-профессиональных диспозиций был применен факторный анализ.

В первой группе получившиеся факторы названы «Ориентация на личностные ресурсы» и «Ориентация на средовые ресурсы». Они воссоздают представленность в личностно-профессиональной диспозиции двух состояний (табл. 1). Первое связано с суждениями субъекта о себе как об оригинальном, любознательном человеке с творческим отношением к работе, у которого развиты также и внепрофессиональные интересы, позволяющие ему быть достаточно автономным, но всегда готовым к их использованию и при служении делу.

Второе состояние отражает представление субъекта о своей профессиональной среде как референтной, хорошо подготовленной к деятельности, организованной, интегрированной, активной, направленной на достижение поставленных целей. Таким образом, выявленная личностно-профессиональная диспозиция акцентирует ценностное отношение субъекта к самому себе и профессиональной среде, что и становится основой для его продуктивной профессиональной направленности, способствует проявлению профессиональной аутентичности как подлинности проживания себя в профессии.

Таблица 1

Факторная структура личностно-профессиональной диспозиции в группе 1 («Я-реальное» = «Я-идеальное»)

Показатели Факторы

Ориентация на личностные ресурсы Ориентация на средовые ресурсы

Оригинальность «Я-реальное» 0,98781

Любознательность «Я-идеальное» 0,90398

Карьерная ориентация по типу «Служение» 0,90090

Удовлетворенность мотивов свободы от проф. деятельности 0,86864

Оригинальность «Я-идеальное» 0,86088

Потребность в признании со стороны других 0,80326

Любознательность «Я-реальное» 0,79966

Креативность в подходе к решению проблем 0,78481

Творческое отношение к профессии «Я-идеаль-ное» 0,75334

Эмоциональная эмпатия «Я-реальное» 0,70817

Карьерная ориентация по типу «Автономия» 0,70750

Карьерная ориентация по типу «Менеджмент» - 0,71399

Удовлетворенность мотивов отношений - 0,74733

Напряженность в сфере творческого мышления - 0,77501

Интуиция «Я-реальное» - 0,78906

Потребность в контроле - 0,80324

Значимость мотивов статуса - 0,82373

Напряженность мотивов самореализации - 0,84610

Напряженность в области признания - 0,88819

Напряженность в области контроля - 0,90602

Референтность группы 0,94477

Подготовленность группы к деятельности 0,93163

Организованность группы 0,87613

Напряженность в сфере интуиции 0,82098

Интенсивность интеракций в области контроля 0,81968

Интегративность группы 0,81656

Значимость мотивов свободы от проф. деятельности 0,78495

Напряженность в сфере чувства юмора 0,77085

Активность группы 0,76020

Направленность группы 0,70890

Контроль за действием при неудаче 0,70871

Удовлетворенность мотивов самореализации - 0,83920

Значимость мотивов комфорта -0,84694

Доля объясняемой дисперсии 25,39300 19,90090

Факторы, получившиеся во второй группе, названы: «Ориентация на гигиенические факторы мотивации» и «Ориентация на идеалистические представления о собственных личностных ресурсах» (табл. 2). Первое состояние личностно-профессиональной диспозиции отражает значимость для субъекта материальных мотивов, мотивов свободы от профессиональной деятельности, мотивов стабильности и защищенности. Представление о собственном потенциале при этом ограничивается фиксацией своей способности к созданию новых образов в соответствии с творческими замыслами, реализуемыми в продуктах деятельности. Отношение к другим людям характеризуется как противоречивое: с одной стороны, субъект ожидает признания от других, с другой стороны, очень осторожен в выстраивании отношений. Профессиональная среда воспринимается как неорганизованная и не подготовленная к деятельности. Субъект настроен на автономное существование в профессии.

Таблица 2

Факторная структура личностно-профессиональной диспозиции в группе 2 («Я-реальное» < «Я-идеальное»)

Показатели Факторы

Ориентация на гигиенические факторы мотивации Ориентация на идеалистические представления о собственных личностных ресурсах

1 2 3

Значимость материальных мотивов 0,97870

Удовлетворенность мотивов авторитета 0,84611

Потребность в контроле 0,82202

Напряженность мотивов авторитета 0,81345

Напряженность мотивов стабильности и защищенности 0,80869

Значимость мотивов свободы от проф. деятельности 0,80752

Потребность в приятии со стороны других 0,80647

Напряженность в сфере воображения 0,79196

Интенсивность интеракций в области признания 0,78117

Карьерная ориентация по типу «Автономия» 0,77604

Значимость мотивов статуса 0,74869

Потребность в признании со стороны других 0,74251

Воображение «Я-реальное» 0,71916

Творческое мышление «Я-идеальное» - 0,75755

Значимость внешних мотивов - 0,78821

Окончание табл. 2

1 2 3

Организованность группы - 0,79324

Потребность в приятии - 0,82033

Чувство юмора «Я-идеальное» - 0,85104

Напряженность в области приятия - 0,85519

Удовлетворенность мотивов стабильности и защищенности - 0,89003

Подготовленность группы к деятельности - 0,89719

Интуиция «Я-идеальное» 0,91357

Оригинальность «Я-идеальное» 0,89711

Удовлетворенность мотивов самореализации 0,86273

Творческое мышление «Я-реальное» 0,83727

Карьерная ориентация по типу «Менеджмент» 0,81513

Напряженность в сфере творческого мышления 0,75910

Карьерная ориентация по типу «Интеграция стилей жизни» 0,75074

Удовлетворенность внешних мотивов 0,71267

Удовлетворенность мотивов отношений - 0,70143

Напряженность в сфере чувства юмора - 0,71179

Интегративность группы -0,71499

Потребность в контроле со стороны других - 0,75768

Удовлетворенность мотивов комфорта - 0,77905

Доля объясняемой дисперсии 25,55363 20,96637

Второе состояние отражает идеальное представление субъекта о себе как об оригинальном человеке с выраженной интуицией, при этом отмечается, что в «Я-реальном» есть напряжение в сфере творческого мышления и проблемы с чувством юмора. Субъект считает, что его мотивы самореализации удовлетворены. Для него значимы мотивы комфорта и отношений. Он направлен на реализацию управленческих функций, принятие на себя ответственности за дело. При этом от других людей не ожидается направленности на ответственность. Профессиональная среда воспринимается как неинтегрированная. Таким образом, данная личностно-профессиональная диспозиция отражает непродуктивную профессиональную направленность, при которой идеализируются личностные ресурсы и обесцениваются ресурсы профессиональной среды. Есть риск развития профессиональной маргинальности, когда при внешней формальной причастности человека к профессии наблюдается его внутренняя непринадлежность к профессиональной этике и ценностям данной сферы труда.

В целом выполненное исследование подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что ресурсом самоорганизации субъекта на стадии стабильной профес-

Проблема профессионального отчуждения педагогов в аспекте возникновения дисфункционального стереотипа эмоционального поведения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сиональной деятельности становится проявление креативности, а также акцентирует значимость для личностно-профессионального саморазвития субъекта принципа самодетерминации [4]. Этот принцип характеризуется способностью субъекта использовать личностные и средовые ресурсы для повышения собственной эффективности в системе «человек - профессия - общество» и проявляется в гибкости, опоре на свободу выбора при управлении взаимодействиями со средой для удовлетворения значимых потребностей и ценностей. Поведение детерминируется информацией, поступающей от среды, а также психологическими особенностями субъекта, который эту информацию воспринимает и интерпретирует.

Литература

1. Вишнякова Н. Ф. Создание тестовой методики на определение уровня креативности взрослой личности // Психология зрелости и старения. - 1997. -Осень. - С. 43-67.

2. Вишнякова Н. Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1996.

3. Волкова Е. Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру // Мир психологии. 2005. - № 3. - С. 33-40.

4. Дергачева О. Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана / / Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - С. 103-121.

5. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия - СПб.: Питер Ком, 1998. - 752 с.

УДК 37.015.3 ББК 88.40

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В АСПЕКТЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТЕРЕОТИПА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Э. П. Кожевникова

Ключевые слова: дисфункциональный стереотип эмоционального поведения; педагогическая индифферентность; профессиональные деформации; профессиональное отчуждение; синдром эмоционального сгорания; эмоциональная дезадаптация; эмоциональная культура.

Резюме: В статье рассматриваются проявление эмоциональной дезадаптации у педагогов, формирование дисфункционального стереотипа эмоционального поведения в профессиональной деятельности и возникновение на этой основе профессионального отчуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.