Научная статья на тему 'Психологические основания выбора стратегий саморазвития в профессии'

Психологические основания выбора стратегий саморазвития в профессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
495
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ / СТРАТЕГИИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ СЕБЯ В ПРОФЕССИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВЫБОРА СТРАТЕГИЙ / УРОВНИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Минюрова С.А.

В статье представлена модель стратегий преобразования человеком себя в профессии модель, которая опирается на закономерности проявления ценностно-ориентационной активности человека. Психологические основания стратегий определяются особенностями позиционирования ценности профессиональной самореализации в структуре ценностно-ориентационной активности. В ходе эмпирической проверки модели установлено, что характер проявления психологических оснований стратегий преобразования человеком себя в профессии определяет уровень личностно-профессионального саморазвития человека: самоорганизации, преобразования, неопределенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические основания выбора стратегий саморазвития в профессии»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9.072;159.99

психологические основания выбора стратегий саморазвития в профессии

С.А. МИНЮРОВА* Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург

В статье представлена модель стратегий преобразования человеком себя в профессии - модель, которая опирается на закономерности проявления ценностно-ориентационной активности человека. Психологические основания стратегий определяются особенностями позиционирования ценности профессиональной самореализации в структуре ценностно-ориентационной активности. В ходе эмпирической проверки модели установлено, что характер проявления психологических оснований стратегий преобразования человеком себя в профессии определяет уровень личностно-профессионального саморазвития человека: самоорганизации, преобразования, неопределенности.

Ключевые слова: жизненные стратегии, стратегии преобразования человеком себя в профессии, психологические основания выбора стратегий, уровни личностно-профессионального саморазвития.

Введение

Современный человек живет в мире неустойчивых социально-профессиональных отношений, развивающихся в контексте постоянно преобразующейся системы «человек - профессия - общество». В этой связи возникает задача изучения стратегий, которые позволяют ему гибко и эффективно воплощать в реальность представления о самом себе как профессионале.

Эту задачу следует рассматривать в рамках более широкой проблемы жизненных стратегий как способа конструирования человеком собственной жизни, выбора ее направления на основе определенных ценностных ориентаций [1]. Жизненная

© Минюрова С.А., 2009

* Для корреспонденции:

Минюрова Светлана Алигарьевна канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой психологии развития факультета психологии Уральского государственного педагогического университета (Екатеринбург) Тел.: (343) 334-92-49 E-mail: svem@sky.ru

стратегия рассматривается как интегральная личностная характеристика, основной функцией которой является регуляция социального поведения человека [15]. именно эта функция выполняется ценностями, составляющими «ядро» стратегии. «Периферию» стратегии образуют способы разрешения ценностных противоречий, социальные установки, представления человека о путях реализации ценностей. исследователи выделяют различные основания типологии жизненных стратегий. одним из них является анализ стратегий в зависимости от сферы жизнедеятельности, в которой они представлены. В контексте настоящей работы особый интерес представляют стратегии, которые отражают проявление человеком себя в профессии.

можно выделить три группы исследований этих стратегий в отечественной психологии. В первую группу входят работы, в которых изучаются стратегии, отражающие направленность человека на собственный успех в профессии: стратегии конкурентоспособности [9], стратегии самоутверждения человека в профессии [10], стратегии карьеры [3, 16], акмеологи-

ческие стратегии развития [2]. Во вторую группу входят исследования стратегий, которые отражают направленность человека на решение возникающих в условиях профессиональной деятельности личностных проблем: стратегий самосохранения [7, 18], стратегий совладания с кризисными ситуациями [6, 19]. В третью группу входят работы, в которых представлен целостный подход к изучению стратегий: исследование стратегий профессионального развития [17], исследование стратегий развития и адаптации человека в профессии [12]. Современное состояние разработки данной проблемы можно обозначить как этап накопления различных представлений о способах выстраивания человеком своего профессионального пути. При этом исследователи ориентированы на выделение полярных, альтернативных стратегий, направленных либо на адаптацию, функционирование человека в профессии, либо на профессиональное развитие [12]. В качестве основания для анализа стратегий используется критерий активности человека по преобразованию себя и собственной жизнедеятельности.

Опираясь на методологические представления системно-эволюционного подхода [14], мы считаем актуальной постановку проблемы многовариантности путей изменения человеком себя в профессии и поиска психологических оснований для анализа этих путей. Многовариантность предполагает реализацию неодинаковых вариантов развития людей со сходными психологическими характеристиками в различных условиях, а также выбор одного из потенциально существующих вариантов. Для продвижения в изучении этой проблемы нами вводится понятие «стратегии преобразования человеком себя в профессии». Оно определяется как способы порождения и осуществления человеком опыта профессионализации, основанного на ценности профессиональной самореализации.

мы считаем, что способы порождения опыта обнаруживаются через развертыва-

ние во внутреннем мире человека ценнос-тно-ориентационной активности, в структуре которой представлены три составляющие.

Мотивационная составляющая обнаруживается через стремление человека обогащать свои универсально-действенные способности в ходе профессионализации при опоре на определенные ценности. Направленность на личностно-професси-ональное саморазвитие связана с акцентированием значимости мотивирующих тенденций изменений на основе ценности профессиональной самореализации. Эти тенденции ориентированы на содержание выполняемой работы и повышают удовлетворение от профессиональной деятельности, по сравнению с материальными или гигиеническими тенденциями, которые связаны с организацией рабочей среды, но не определяют содержание деятельности, удовлетворенность профессией и не ориентируют на саморазвитие в профессии [20]. '

Целевая составляющая отражает характер становления во внутреннем мире человека субъектных качеств и ключевых квалификаций, обеспечивающих его направленность на позитивные самоизменения в системе «человек - профессия - общество». Человек либо ставит перед собой новые задачи по расширению сферы своей включенности в профессию, либо, напротив, упрощает эти задачи.

Инструментальная составляющая включает в себя психологические механизмы саморегуляции, которые обеспечивают преобразование внутреннего мира человека и определяют специфику осуществления его ценности профессиональной самореализации в реальность. К ним мы относим механизмы «ориентация на действие» и «ориентация на состояние» [21]. Первый предполагает, что регуляция действия основана на полноценном намерении, оно управляется как бы само по себе, не требует постоянного контроля со стороны сознания и непроизвольно воплощается в

реальность. Второй проявляется в случае, если действие основано на неполноценном намерении (отсутствует или недостаточно представлен какой-либо элемент в связи между мотивом, целью, способами достижения цели). Это вызывает постоянное самовозобновление, зацикливание формирования намерения, которое не воплощается в действие, а работает на поддержание своего рабочего состояния, самопостижение. Требуются дополнительные внешние или внутренние усилия для претворения такого намерения в реальность.

С нашей точки зрения, ценностно-ори-ентационная активность выступает как психологическое основание личностно-профессионального саморазвития, когда в ее структуре представлены альтернативные тенденции, свидетельствующие о направленности человека на изменение себя в профессии. Альтернативы могут обнаруживаться как внутри составляющих цен-ностно-ориентационной активности, так и между ними. Содержание альтернатив становится одним из внутренних условий, определяющих характер возможных изменений и направляющих человека на выбор тех или иных стратегий преобразования себя в профессии. Мы придерживаемся мнения, что выбор - это не измерение линейкой двух отрезков или сравнение с образцом двух деталей, а особая внутренняя деятельность, в ходе которой встречаются ценность и оцениваемая деятельность [5]. Главный вопрос при анализе выбора состоит в том, чтобы понять, как, в какой форме это происходит. С наших позиций, выбор человеком стратегии преобразования себя в профессии определяется степенью сфор-мированности ценности профессиональной самореализации, а также спецификой ее позиционирования в структуре ценнос-тно-ориентационной активности. Нами выделено несколько оснований для анализа этого позиционирования.

Первое основание - характер взаимосвязи ценности профессиональной самореализации с показателями мотивационной

составляющей ценностно-ориентацион-ной активности в континууме тенденций «мотивирующие - стабилизирующие». Мотивирующие тенденции проявляются при акцентировании взаимосвязи ценности профессиональной самореализации и мотивов, побуждающих человека к принятию на себя ответственности за собственную жизнедеятельность, к обретению авторитета, статуса, признания. эти тенденции определяют такой признак возможной стратегии преобразования человеком себя в профессии, как стремление к жизненному успеху. Стабилизирующие тенденции обнаруживаются при акцентировании взаимосвязи ценности профессиональной самореализации и мотивов, которые направляют человека на повышение комфортности условий, сопровождающих профессионализацию, но не определяют его стремление развивать содержание профессиональной деятельности и себя в ней. Данные тенденции характеризуют следующий признак возможной стратегии преобразования человеком себя в профессии - стремление к жизненному благополучию.

Второе основание - характер взаимосвязи ценности профессиональной самореализации с показателями целевой составляющей, который рассматривается в континууме «амплификация - симплифи-кация». Под амплификацией [4] понимают способность человека к обогащению собственного опыта профессионализации. это обеспечивается через установление тесных многообразных взаимосвязей между ценностью профессиональной самореализации и ориентацией на разнообразие, новизну деятельности, на управление собственным взаимодействием с другими людьми, на профессиональную компетентность и т.д. Амплификация определяет такой признак возможной стратегии преобразования человеком себя в профессии, как расширение границ жизнедеятельности. Симплификация [13] же, напротив, предполагает обеднение этого опыта, что обнаруживается через противоречивые

взаимосвязи, которые указывают на взаимное отталкивание ценности профессиональной самореализации и характеристик целевой составляющей. Симплификация характеризует такой признак возможной стратегии преобразования человеком себя в профессии, как стремление к стабильности жизнедеятельности.

Мы считаем, что смещение взаимосвязей ценности профессиональной самореализации к одному из полюсов выделенных континуумов определяет специфику побуждений и целей человека, которые составляют «ядро» выбираемой им стратегии преобразования себя в профессии.

Способы осуществления выбранного варианта составляют «периферию» стратегии и определяются типом личностной саморегуляции человека. При ориентации на действие, когда у человека формируется целостное намерение на самоизменение, проявляется самовоплощение как способ его непроизвольного, мобильного осуществления в реальность. При ориентации на состояние проявляется самопостижение как способ напряженного формирования намерения на самоизменение, как во внутреннем плане, так и при его реализации.

На рисунке 1 изображена разработанная нами модель стратегий преобразования человеком себя в профессии.

мы считаем, что представленная модель при опоре на принцип заимствования позволяет выделить уровни личностно-профессионального саморазвития человека. согласно данному принципу, возможно извлечение из развивающейся системы элемента, который используется ею в качестве «образца», а затем сквозь его «призму» осуществляется рассмотрение других элементов, с учетом меры уклонения системы от собственного проекта [11].

В качестве «образца» мы рассматриваем представленность мотивирующих тенденций и амплификации. В данном случае имеют место процессы, связанные с совершенствованием способности человека к постоянному самообучению и ценност-

ному осмыслению приобретаемого в ходе профессионализации опыта. Эти процессы основываются на самодетерминации и характеризуют уровень самоорганизации личностно-профессионального саморазвития.

Противоречивое соотношение между проявлением тех или иных изменений отражает переходное состояние развивающегося профессионала, при котором направленность на саморазвитие поддерживается за счет перестройки целевой или мотива-ционной составляющих.

эти процессы в качестве опоры могут иметь как внутреннюю, так и внешнюю детерминацию. Они характеризуют уровень преобразования личностно-профессио-нального саморазвития.

м Ст

А С

Рис.1. Модель стратегий преобразования человеком себя в профессии.

Обозначения: СВ - самовоплощение; СП - самопостижение; М - мотивирующие тенденции; Ст - стабилизирующие тенденции; А - амплификация; С -симплификация

При преобладании стабилизирующих тенденций и симплификации проявляется уровень неопределенности, на котором происходит реализация личностно-професси-онального саморазвития, возможная при организации внешних воздействий, стимулирующих осознание человеком необходимости и возможности самоизменений.

рис. 2. Варианты представленности психологических оснований стратегий на разных уровнях личностно-профессионального саморазвития: а) самоорганизации; б) и в) преобразования; г) неопределенности

согласно предложенной модели, внутренним условием перехода от уровня неопределенности к уровню преобразования, а затем к уровню самоорганизации служит нарастание роли в стратегиях мотивирующих тенденций и амплификации на фоне снижения стабилизирующих тенденций и симплификации. самовоплощение и самопостижение задают альтернативные пути реализации намерения на личностно-про-фессиональное саморазвитие на каждом из выделенных уровней (рис. 2).

Методы

разработанная модель эмпирически проверена на трех выборках, которые различаются по типу профессиональной деятельности и стадии профессионализации. Выборку 1 составили рабочие-сборщики оборонного предприятия (N=427).

В выборку 2 вошли педагоги средних школ ^=470). Выборку 3 составили студенты вуза, находящиеся на этапе подготовки к профессиональной деятельности педагога ^=470). Такой подход к подбору участников направлен на обнаружение общего и особенного в стратегиях преобразования себя в профессии у людей с разным опытом профессионализации.

нами проверялись две гипотезы: 1) психологические основания стратегий преобразования человеком себя в профессии определяются степенью сформированности ценности профессиональной самореализации, а также спецификой ее позиционирования в структуре ценностно-ориентаци-онной активности; 2) выявление вариативности психологических оснований стратегий создает возможности для определения уровней личностно-профессионального саморазвития человека.

В ходе исследования проводилось изучение мотивации личностно-профессио-нального развития и саморазвития, ценностных ориентаций работников, личностных и субъектных характеристик, профессиональной креативности, личностной саморегуляции.

Для этого были использованы методики: «Ценностные ориентации персонала» (Фанталова Е.Б.); «Якоря карьеры» (Шейн Э. в адаптации Винокурова В.Э., Чикер В.А.); «Опросник межличностных отношений» (Шутц В. в адаптации Рукавишникова А. А.); «Шкала контроля за действием» (Куля Ю. в адаптации Шапкина С.А.). Для получения дополнительной информации о психологических особенностях испытуемых применялись методики: «самоактуализацион-ный тест» (САТ, Кроз М.В., Гозман Л.Я., Латинская М.В.); «Определение креативного потенциала» (Макшанов С.И.); «Опросник МВ1» (Водопьянова Н.Е.); тесты «Пульсар» (Почебут Л.Г.) и «Креативность» (Вишнякова н.Ф.).

на основе показателей методики «ценностные ориентации персонала» каждая выборка была разбита на группы участников с разной степенью сформированности ценности профессиональной самореализации. Затем на основе показателей методики «Шкала контроля за действием» в каждой группе были выделены подгруппы участников с разными типами саморегуляции. Показатели, полученные в каждой подгруппе, прошли следующую статистическую обработку.

Посредством и-критерия Манна - Уит-ни были найдены значимые различия между характеристиками ценностно-ориента-ционной активности участников исследования, с помощью коэффициента корреляции спирмена были определены взаимосвязи ценности профессиональной самореализации (ЦПС) с характеристиками мотивационной и целевой составляющих ценностно-ориентационной активности. Выявленные взаимосвязи продемонстрировали особенности позиционирования этой

ценности в континууме тенденций «мотивирующие - стабилизирующие» и «амплификация - симплификация» у лиц с разным опытом профессионализации, которые различаются по степени сформированности ценности профессиональной самореализации и типу личностной саморегуляции.

Заключение в пользу мотивирующих тенденций принималось в случае представленности взаимосвязей цПс и мотивов, побуждающих человека к принятию на себя ответственности за собственную жизнедеятельность, к обретению авторитета, статуса, признания.

Проявление стабилизирующих тенденций обнаруживалось через установление взаимосвязей между цПс и показателями мотивов комфорта, свободы от деятельности, стабильности и защищенности, личного благополучия.

Заключение в пользу амплификации принималось при обнаружении взаимосвязей цПс и показателей целевой составляющей ценностно-ориентационной активности, которые отражают направленность человека на профессиональную компетентность, автономию, менеджмент, предпринимательство, на обретение новизны, разнообразия в деятельности, на служение обществу, интеграцию стилей жизни.

О симплификации свидетельствовали взаимосвязи цПс и показателей целевой составляющей, которые отражают направленность на стабильность работы и места жительства. Все заключения принимались при значениях коэффициента корреляции Спирмена р < 0,01.

Результаты и обсуждение

Анализ полученных результатов обнаруживает, что в мотивационной составляющей ценностно-ориентационной активности во всех выборках выявлено смещение взаимосвязей ценности профессиональной самореализации к полюсу стабилизирующих тенденций по сравнению с мотивирующими (табл. 1).

Таблица 1

Распределение участников исследования на основании позиционирования ценности профессиональной самореализации в континууме тенденций «мотивирующие - стабилизирующие»

Характеристика участников исследования Количество участников с преобладанием мотивирующих тенденций (%) количество участников с преобладанием стабилизирующих тенденций (%)

Выборка Номер группы Тип саморегуляции 1 2 3 4 1 2 3 4

1 Ориентация на действие 6,6 - - - - 10,8 6,6 20,8

Ориентация на состояние - - - - 8,2 11,9 - 28,5

2 Ориентация на действие 7,2 7,2 - - - - 8,5 11,1

Ориентация на состояние - - - - 7,2 17,4 11,1 30,3

3 Ориентация на действие 12,6 10,8 - - - - 8,7 10,8

Ориентация на состояние - - 12,6 - 11,3 14,7 - 18,5

Примечание (здесь и далее): Выборка 1 - рабочие; выборка 2 - педагоги; выборка 3 -студенты. Группа 1 - высокие уровни значимости и удовлетворенности ЦПС; группа

2 - высокий уровень значимости и низкий уровень удовлетворенности ЦПС; группа

3 - низкий уровень значимости и высокий уровень удовлетворенности ЦПС; группа

4 - низкие уровни значимости и удовлетворенности ЦПС

В большей степени это выражено у рабочих: стабилизирующие тенденции представлены у 86,8% участников выборки, мотивирующие - у 6,6% участников. У педагогов стабилизирующие тенденции представлены у 85,6% участников выборки, мотивирующие - у 14,4% участников. На стадии подготовки к профессиональной деятельности стабилизирующие тенденции представлены у 64% участников выборки, мотивирующие - у 36% участников. В целом по всей выборке у большинства участников (78,7%) констатировано преобладание стабилизующих тенденций.

Это указывает на то, что в структуре ценностно-ориентационной активности участников исследования сформировано устойчивое представление о взаимосвязи между направленностью на самореализацию в профессии и наличием благоприятных средовых условий для этого. С этих позиций профессиональная самореализация

может разворачиваться в условиях достойного материального вознаграждения, защищенности в социальной среде, позитивных взаимоотношений на работе, при наличии возможностей для самосовершенствования на досуге.

Полученные результаты отражают характерную для современного состояния общества направленность на повышение качества жизни, указывают на создание во внутреннем мире человека условий для формирования признаков стратегии жизненного благополучия. Преобладание мотивирующих тенденций показано у 19,4% участников исследования, что свидетельствует о наличии признаков стратегии жизненного успеха. В нашей работе обнаружено также проявление ухода от выбора как стабилизирующих, так и мотивирующих тенденций изменений у 1,9% участников исследования. Это позволяет выделить уход от изменений в качестве самостоятельного

признака возможной стратегии преобразования человеком себя в профессии.

В целевой составляющей ценностно-ориентационной активности на выборках участников, которые находятся на стадии реализации профессиональной деятельности, определено смещение взаимосвязей ценности профессиональной самореализации к полюсу симплификации по сравнению с амплификацией (табл. 2).

выборке педагогов у 7,2% не выявлено взаимосвязей ценности профессиональной самореализации с показателями целевой составляющей ценностно-ориентационной активности. Выявленная тенденция свидетельствует о направленности данной категории участников на стремление к упрощению задач жизнедеятельности, к сведению их до намерения поддерживать стабильность работы и привычный уклад жизни. В то время как на стадии подготовки к профессиональной деятельности, напротив, обнаружено смещение взаимосвязей ценности профессиональной самореализации к полюсу амплификации у большинства участников выборки (56,6%), симплифика-

У рабочих симплификация представлена у 38,2% участников выборки, амплификация - у 18,5% участников. В выборке рабочих у 43,3% не выявлено взаимосвязей ценности профессиональной самореализации с показателями целевой составляющей ценностно-ориентационной активности. У педагогов симплификация представлена у 58,8% участников выборки, амплификация - у 34% участников. В

ция представлена у 43,4% участников. Это отражает направленность молодых людей на расширение границ жизнедеятельности, стремление к разнообразию, новизне в профессии, желание активно проявлять себя во взаимодействии с окружающими людьми. В целом по выборке смещение к полюсу сим-плификации представлено у 51,7% участников исследования, к полюсу амплификации - у 28,7% участников исследования. У 19,6% участников не выявлено взаимосвязей ценности профессиональной самореализации с показателями целевой составляющей цен-ностно-ориентационной активности. Полученные данные позволяют определить следующие признаки стратегий преобра

Таблица 2

Распределение участников исследования на основании позиционирования ценности профессиональной самореализации в континууме «амплификация - симплификация»

Характеристика участников исследования Количество участников с преобладанием амплификации (%) количество участников с преобладанием симплификации (%)

Выборка Номер группы Тип саморегуляции 1 2 3 4 1 2 3 4

1 Ориентация на действие 6,6 - - - - 10,8 - 20,8

Ориентация на состояние - 11,9 - - - - 6,6 -

2 Ориентация на действие 7,2 - 8,5 - - - - 11,1

Ориентация на состояние 7,2 - 11,1 - - 17,4 - 30,3

3 Ориентация на действие 12,6 10,8 8,7 - - - - 10,8

Ориентация на состояние 11,3 - - - - 14,7 12,6 18,5

Таблица 3

Распределение участников исследования по уровням личностно-профессионального саморазвития

Выборка Количество участников (%)

Уровень самоорганизации Уровень преобразования Уровень неопределенности

Рабочие 6,6 11,9 81,5

Педагоги 7,2 34 58,8

Студенты 23,4 32,6 44

Выборка в целом 12,5 26,5 61

зования человеком себя в профессии: стремление к упрощению задач жизнедеятельности, стремление к расширению границ жизнедеятельности, уход от выбора.

В таблице 3 представлено распределение участников исследования по уровням личностно-профессионального саморазвития в зависимости от выявленных признаков стратегий.

Уровень самоорганизации представлен у 12,5% участников от всей выборки. На основании проведенного исследования можно утверждать, что для лиц, которые находятся на этом уровне, характерны следующие особенности: высокая степень сформированности ценности профессиональной самореализации; стремление к новым достижениям за счет выхода за пределы сложившегося способа жизни; стремление к расширению границ жизнедеятельности за счет обогащения своего внутреннего ценностно-смыслового пространства; стремление к открытости, незавершенности проявления себя за счет поддержания дальней мотивации; обнаружение гибкости, мобильности при переходах от решения одних задач саморазвития к другим.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве движущей силы личностно-профессионального саморазвития на этом уровне акцентируется роль гармонии. Вза-имодополняя и координируясь друг с другом, составляющие ценностно-ориентаци-онной активности создают возможности

для порождения, накопления, воплощения нового опыта через расширение разнообразных проявлений человека в системе «человек - профессия - общество» на основе самодетерминации.

Так выражается стратегия жизненного успеха «Я - признанный обществом профессионал», которая способствует личнос-тно-профессиональному саморазвитию. невысокий процент участников, для которых характерен уровень самоорганизации, соотносится с представлениями исследователей о том, что количество людей, жизнедеятельность которых проходит в режиме активного профессионального развития и саморазвития, относительно невелико [12].

Уровень преобразования обнаружен в среднем у 26,5% участников. При этом среди педагогов и студентов процент выраженности данного уровня выше, чем у рабочих. В исследовании показано, что у лиц, которые находятся на уровне преобразования, в качестве движущей силы лич-ностно-профессионального саморазвития акцентируется роль противоречий: между направленностью на получение признания своих профессиональных достижений и стремлением к стандартизации, упрощению жизнедеятельности; между направленностью на расширение границ жизнедеятельности и стремлением к обретению жизненного благополучия, комфорта.

Противоречивый период личностно-профессионального саморазвития повышает роль саморегуляции, которая обеспечивает реализацию человеком намерения на изменение себя либо через самопостижение, что предполагает напряженность самоконтроля, либо через самовоплощение, что характеризуется мобильностью, гибкостью.

У субъектов, находящихся на уровне преобразования, проявляется стратегия жизненного благополучия «Я - работник, обеспечивающий достойное качество жизни для себя и близких людей». Она обнаружена в группах участников с различной степенью сформированности ценности профессиональной самореализации, для которых характерна как внутренняя, так и внешняя детерминация. В первом случае она способствует личностно-профессио-нальному саморазвитию, во втором - создает барьеры для его реализации.

В исследовании найдено, что как в каждой отдельной выборке, так и в целом среди участников исследования преобладают субъекты, находящиеся на уровне неопределенности личностно-профессионально-го саморазвития. Особенно эта тенденция выражена у рабочих (81,5%), в меньшей степени - у педагогов (58,8%) и студентов (44%) (в среднем 61%).

Для людей, которые находятся на уровне неопределенности, характерны следующие особенности: дезинтеграция профессионального и личностного саморазвития, которая представлена стремлением развиваться вне контекста своей профессиональной деятельности на фоне отчуждения от профессиональных ценностей; ожидание извне социальной защищенности, которая может дать уверенность в завтрашнем дне; упрощение задач выражения человеком себя в профессии до намерения функционировать в профессии, поддерживая стабильность работы и привычный уклад жизнедеятельности. На этом уровне обнаруживается стратегия профессионального маргинализма «Я - функционер в про-

фессии, мои интересы представлены вне работы».

Проявление личностно-профессио-нального саморазвития как деятельности возможно в данном случае лишь при организации внешних влияний, стимулирующих осознание человеком необходимости и возможности самоизменений в профессии.

Следует отметить, что тенденция к распространению профессионального марги-нализма теоретически обоснована в отдельных работах отечественных психологов [8]. Наше исследование позволило обнаружить эмпирические индикаторы в пользу данной тенденции.

Заключение

Введено представление о стратегиях преобразования человеком себя в профессии как способах порождения и осуществления опыта профессионализации, основанного на ценности профессиональной самореализации. Предложена модель стратегий, которая опирается на закономерности ценностно-ориентационной активности. Показано, что психологические основания стратегий преобразования человеком себя в профессии определяются особенностями взаимосвязи ценности профессиональной самореализации с характеристиками мотивационной, целевой составляющих ценностно-ориентационной активности, а также типом личностной саморегуляции.

Проведенное исследование подтвердило разработанную модель. Установлено, что особенности стратегий определяют уровень личностно-профессионального саморазвития человека. Уровень самоорганизации представлен при проявлении мотивирующих тенденций и амплификации, что характеризует стратегию жизненного успеха, которая основана на самодетерминации и способствует личностно-профес-сиональному саморазвитию.

Уровень преобразования представлен при проявлении противоречивого соотношения в мотивационной составляющей цен-

ностно-ориентационной активности мотивирующих и стабилизирующих тенденций, в целевой составляющей - амплификации и симплификации. На этом уровне выявляется стратегия стремления к обретению жизненного благополучия, комфортных условий жизнедеятельности. Будучи основанной на внутренней детерминации, она способствует личностно-профессиональному саморазвитию, на внешней - создает барьеры для его реализации. Уровень неопределенности обнаруживается при преобладании стабилизирующих тенденций и симплификации. на этом уровне демонстрируется стратегия профессионального маргинализма, которая основана на внешней детерминации, что создает барьеры для реализации личностно-профессионального саморазвития.

Исследование выявило проблему преобладания уровня неопределенности личнос-тно-профессионального саморазвития, что ставит задачу разработки психотехнологий, направленных на актуализацию у человека рефлексии ценностных оснований опыта собственной профессионализации.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.

2. Акмеология / Под общ. ред. A.A. Деркача. -М.: Изд-во РАГС, 2004.

3. Афанасенко И.В. Я-концепция как детерминанта карьерной стратегии у представителей технономических профессий: Дисс. ... канд. психол. н.: Ростов н/Д, 2005.

4. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопр. психологии. - 2002. - № 2. - С. 28-39.

5. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во МГУ, 1984.

6. Демин А.Н. Личность в кризисе занятости: стратегии и механизмы преодоления кризиса: Дисс. ...докт. психол. н. - Краснодар, 2005.

7. Ежова О.Н. Формирование у педагогов адаптивных копинг-стратегий поведения как условие их психологического здоровья: Автореф. дисс. . канд. психол. н.

- Самара, 2003.

8. Ермолаева, Е. П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда // Психол. журн. - 2001. - Т. 22

- № 5. - С. 69-78.

9. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования: Пособие для социальных работников службы занятости и менеджеров по работе с персоналом. -М.; Воронеж: Моск. психол.- социал. ин-т; МОДЕК, 2003.

10. Лебедев С.А. Стратегии профессионального самоутверждения в педагогической деятельности: Дисс. ... канд. психол. н. -Санкт-Петербург, 2002.

11. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. -М.: Институт психологии РАН, 2000.

12. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

13. Новейший философский словарь. - Минск, 2003.

14. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. -М.: Прогресс, 1986.

15. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). - М.: Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2002.

16. Романов В.Л. Карьера и карьерная стратегия: теоретико-концептуальные основы // Служебная карьера / Под общ. ред. Е.В. Охотского - М.: Экономика, 1998. - С. 15-49.

17. Солнышкина Н.Г. Профессиональные стратегии личности. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2006.

18. Сыманюк Э.Э. Стратегии профессионального самосохранения личности // Мир психологии, - 2005. - № 1. - С. 156-162.

19. Ханова З.Г. Стратегии поведения успешных предпринимателей в кризисных ситуациях: Дисс. .канд. психол. н. - Ставрополь, 2005.

20. Херцберг Ф., Майнер М.У. Побуждение к труду и производственная мотивация // Социологические исследования. - 1990. -№ 1. - С. 122-131.

21. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. - М.: Смысл; Институт психологии РАН, 1997.

PSYCHOLOGICAL BASES OF THE SELECTION OF SELF-DEVELOPMENT STRATEGIES IN PROFESSION

S.A. MINYUROVA Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg

The article presents a model of strategies of transformation by man himself in the profession - a model that relies on the regularity of the value-orientation human activity. The psychological bases of policies are determined by the peculiarities of the professional values of self-positioning in the structure of value-orientation activity. In the empirical verification of the model was revealed that the nature of psychological strategies for transforming human itself determines the level of self-development as a person and professional: self-organization, transformation, uncertainty.

Keywords: life policies, transform strategies of man himself into the profession, the psychological bases of strategies selection, levels of personal and professional self-development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.