Научная статья на тему 'Креативность как основа инновационной деятельности педагога'

Креативность как основа инновационной деятельности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креативность как основа инновационной деятельности педагога»

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Вестник «Oрлеу»-kst ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

КРЕАТИВНОСТЬ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Интенсивные изменения в экономической, социально-политической и культурной жизни казахстанского общества усилили потребность в энергичном, творческом человеке как активном субъекте социального созидания. Важнейшим условием и критерием качества подготовки такого ученика является креативное образование. Оно должно формировать образное мышление, развитое воображение, фундаментальные знания, методологическую культуру (умение мыслить логично, доказательно, четко и т. п.), системность знаний (сбалансированность, сочетание, интеграция и др.), умение учиться и учить, непрерывность образования,инновационный потенциал, профессиональную ответственность.

Андрей Алейников, автор термина и концепции креативной педагогики, дал ей определение в виде формулы изобретения. «Педагогика креативной ориентации, содержащая педагогическое воздействие на субъект для освоения определенного учебного материала (учебного предмета) и отличающаяся тем, что с целью повышения эффективности обучения педагогическое воздействие осуществляется на фоне центробежного надкритического взаимодействия, при этом обучаемый переводится из ранга объекта воздействия в ранг субъекта творчества (креативности), а традиционный (основной) учебный материал переводится из ранга предмета освоения в ранг средства достижения некоторой созидательной цели, дополнительный же материал содержит описание и показ действия эвристических приемов и методов» [1].

В педагогическом словаре креативность определяется как уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности Цель креативной педагогики состоит в том, чтобы преобразовать любой

К.Б. Нуртаева,

старший преподаватель филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по СКО», г.Петропавловск

предмет (класс, курс, программу, школу) в творческий учебный процесс, который воспитывал бы творческих учащихся (учащихся «на всю оставшуюся жизнь», умеющих и любящих самообучаться) - намного более эффективных, чем выпускаемые традиционной школой. Такой процесс преобразования традиционного предмета (класса, курса, программы, школы) называется «креативной или творческой ориентацией». В настоящее время термин «креативная педагогика» становится общепринятым и используется все более широко, а его разновидности, такие, например, как, «создание креативной дидактической среды» становятся предметом диссертационных исследований. Как «создать креативную дидактическую среду» на уроках истории? Задачу развития творческих способностей учащихся на уроках истории можно решать через применение инновационных педагогических технологий. Как учитель истории и старший преподаватель ИПК в работе с детьми и взрослыми для «создания креативной дидактической среды» я использую: игровую технологию Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Большинство игр отличает следующие черты (С.А. Шмаков):

- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ^ ради удовольствия от самого процесса дея- 2 тельности, а не только от результата (проце- & дурное удовольствие); н

- творческий, в значительной мере им- ^ провизационный, активный характер этой де- Н ятельности («ноле творчества»); д

-эмоциональная приподнятость деятель- ^ ности, соперничество, состязательность, кон- Н куренция («эмоциональное напряжение»); Д

и

Вестник «Орлеу^-kst

а

^

н и

Н

И =

Рч

и

н =

S

- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. Использую активные методы обучения. М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:

• принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

• самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых [2].

Охарактеризую особенности некоторых активных методов обучения. Проблемная лекция - лекционная форма, в которой процесс познания слушателей курсов или учащихся приближается к творческой, поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемной лекции обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача лектора - не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Анализ конкретных ситуаций (case-study) - один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. Мозговой штурм (мозговая атака)

— широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма

— возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигает-

ся перед слушателями как учебная задача [3].

Стратегия семикратного поиска (метод семикратного поиска) — один из инструментов систематизированного поиска идей и решений, применяется при решении творческих задач. Стратегия семикратного поиска — метод, состоящий из стратегической и тактической частей, суть которого заключается в последовательном, системном и многократном применении различных таблиц, матриц, диаграмм, схем и т.п. Автор метода (Г.Я. Буш) исходит из того, что эффективному одновременному рассмотрению, сравнению, изучению человек может подвергнуть до семи предметов, понятий, идей. Проблемное обучение - это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Проблемная ситуация - основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление. Еще один элемент - метод эвристических вопросов. Известен также как метод «ключевых вопросов». Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения творческой задачи [4].

Для учителей в период курсовой подготовки разработаны лекционно-практические занятия: «Креативтш педагогика. Креативтшк педагогтщ инновациялы; кызметшщ негiзi ретшде», «Креативная педагогика. Творческие задания для оценки и контроля знаний на уроках общественно-гуманитарного цикла», «Креативность как основа инновационной деятельности педагога». Одним из заданий для самостоятельной работы является разработка творческих заданий по предмету (класс и темы по выбору педагогов).

Следующие темы предлагаются слушателям курсов для выполнения практико-ори-ентированных проектов:

1. Приёмы организации самостоятельной работы на уроках истории, обществоведения как средство формирования и развития

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Вестник « информационных и интеллектуальных умений учащихся (выбор класса, предметного раздела/темы - за слушателем).

2. Развитие критического мышления у учащихся на уроках общественно-гуманитарного цикла как условие активизации познавательного интереса к предмету (выбор класса, предметного раздела/темы - за слушателем).

3. Использование технологии развития критического мышления как фактора успешности школьников в обучении истории Казахстана (выбор класса, предметного раздела/ темы - за слушателем).

4.Использование эффективных способов формирования творческой деятельности учащихся при изучении обществоведения в профильных классах.

5. Проблемное обучение на уроках истории как система методов и средств обучения для активизации познавательного процесса школьников.

6. Диалоговое обучение, как одна из форм эффективных педагогических технологий в преподавании предметов общественно-гуманитарного цикла и другие. К.Д. Ушин-ский неоднократно подчеркивал, что ученик может стать обладателем знаний только тог-

да, когда сам проявит самостоятельность в их приобретении. Поэтому те виды работ по развитию творчества и креативности педагогов, используемые во время курсовой подготовки, призваны работать на активизацию, актуализацию творческих способностей учащихся.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Брякова И.Е. Креативная компетентность педагога //Профессиональное образование. Столица. - 2008. -№12. - С.27-28

2. Брякова И.Е. К вопросу развития креативных способностей школьников /И.Е. Брякова //Учитель в России: вчера, сегодня, завтра - СПб., 2009. - С.109-114

3. Попов В.В., Креативная педагогика. Методология, теория, практика.-3-е издани-е.-М. БИНОМ. Лаборатория знаний,2012.-319 с.

4. Янушевич И.И. Использование инновационных технологий в преподаваниисоциаль-но-гуманитарных дисциплин на гуманитарном факультете Бел.гос.университета [Электронный ресурс]. URL: http: // www.pacademy.edu. by /public / academ.phtml?l&page=yanushevich. htm

МЕКТЕПКЕ ДЕЙ1НГ1 УЙЫМЫНДА ЦОЛДАНЫЛАТЫН ДЕНСАУЛЬЩ САЦТАУ ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫЦ ТИ1МД1Л1Г1

С.Д. Нургалиева,

мугалгмнгц кэсгби дамуын психологиялыц-педагогикалыц CYйемелдеу кафедрасыныц ага оцытушысы «Эрлеу» бтктшкт1 арттыру орталыгыныц Павлодар облысы бойынша ПКДАИ филиалы

^аз1рп кездеп елiмiзде жYргiзiлiп алган бала тэрбиес мектепке дешнп тэрбие §

жаткан бшм саясаты элемдш бшм кещсть уйымдарында жалгасын тауып, болашакка ^

пмен ьщпалдасуга багдарланган. Элемдiк кадам басары анык. Олай болса, мектепке Н

бiлiм кещстшнен жалпы бiлiм берудщ ба- дешнп тэрбие уйымдарындагы бYлдiршiндер ,

сымдылык; максаты - eзгермелi eмiр жагдай- тэрбиесiн жан-жакты жепвдрудщ жолдарын ^

ына тез бейiмделетiн, ез жолын д^рыс тацдай айкындап, бала денсаулыгын сактаудыц жол- X

бiлетiн, оц шешiм кабылдай алатын тулга да- дарын карастыру заман талабынан туындап н

ярлау. ^ай кезецде болмасын бiлiм мен тэрбие отырган жагдайлардьщ бiрi. ^

егiз угым екендiгiн ескерсек, отбасынан бастау Мектепке дешнп бшмде бага жет- 8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.