ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
КРЕАТИВНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Ибраимов Х.И.
Ибраимов Холбой Ибрагимович - доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: способности педагога могут и должны проявляться через творчество, которое влияет на личностную профессиональную траекторию, отношенческую систему, в которой отражены оригинальные подходы, технологии, методики образовательной деятельности. В итоге достижением творческой деятельности преподавателя будет качественно новый результат. В статье рассматриваются творчество и креативность как важнейшие составляющие педагогического мастерства. А также раскрываются основные подходы к проблеме креативности как одной из характеристик качеств личности педагога. Подчеркивается, что креативность педагога проявляется в его профессиональной деятельности и оказывает продуктивное влияние на воспитание и обучение учащихся. Ключевые слова: творчество, педагог, креативность, компетенция.
Профессия учителя, несмотря на ее массовый характер, справедливо относится к числу творческих. На творческий характер учительского труда обращали внимание многие педагоги как прошлого, так настоящего. А. Дистервег, например, писал, что без стремления к научной работе учитель попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается. Ушинский подчеркивал, что работа педагога более чем какая-либо другая нуждается в постоянном воодушевлении. Подлинным творчеством проникнуты теоретическая и практическая деятельность А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, В.А. Караковского, С.Н. Лысенковой, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова и других мастеров педагогического труда [1]. Что такое творчество и креативность? В чем оно проявляются? Какую роль играет творческий процесс в жизни и деятельности педагога? Можно ли учить и научиться творчеству? И хотя педагогика, психология и философия значительно продвинулись в изучении природы творческого процесса, вопросы, связанные с ним, по-прежнему остаются актуальными и в наше время.
Часто понятие «креативность» отождествляют с понятием «творчество». Теоретический анализ литературы позволил разграничить данные понятия. Отличие состоит в том, что творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, а креативность рассматривается как внутренний ресурс человека. Хотя и в креативности, и в творчестве необходимо присутствует момент преобразования, но в креативности оно касается системы знаний и ценностей самого субъекта, а в творчестве и некоторой части системы социокультурных отношений, норм, ценностей, знаний, способов действий. И в творчестве, и в креативности присутствует момент оценки созданного и создаваемого, но в творчестве это оценка со стороны другого, а в креативности по меньшей мере самооценка. Понятие «творчество» является более общим (включающим в себя в том числе и креативность), отражающим помимо субъективных моментов также процесс новизны, порождаемой субъектом деятельности.
Креативность — способность сделать или каким-либо иным способом осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства [2].
Креативность, по мнению Е. Торренса (Е.Р. Torrance, 1980), включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, а также действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Он выделял следующие критерии креативности:
• Беглость — способность создавать большое количество идей;
• Гибкость — способность придумывать различные решения проблем;
• Оригинальность — способность производить необычные, нестандартные идеи;
• Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи;
• Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем;
• Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму.
В связи с этим мы выделяем в творчестве два уровня: потенциальный (характеризующий потребность педагога продуцировать новые идеи, подходы, способы и методы работы) и актуальный (характеризующий готовность реализовывать вышеназванную потребность и обладание соответствующими способами действия и навыками).
Таким образом, креативность педагога - это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а также способность решать проблемы, возникающие в процессе педагогической деятельности, это диагностические способности для реализации индивидуально-дифференцированного подхода, способность адресно мотивировать каждого учащегося, используя различные подходы и способы, умение четко ставить цель, понятную и принятую учащимися, владение различными педагогическими технологиями. Совокупность навыков, обеспечивающих нестандартное решение педагогических задач, включая формирование креативности у детей, мы обозначаем как творческая педагогическая компетентность. Можно выделить три аспекта такой компетентности:
1. Во-первых, насколько педагог готов к творчеству в условиях многомерности, неопределенности, неструктурированности и альтернативности образовательного пространства.
2. Во-вторых, насколько педагог открыт, восприимчив к достижениям в других предметных областях, не являющихся сферой его профессиональной деятельности (проблема физиков и лириков); готов ли он к амплификации и межпредметной интеграции.
3. Третий аспект творческой компетентности представляет собой степень овладения педагогом системой технических и технологических навыков и умений, от которой зависит способность осуществить задуманные идеи.
По мнению Н.А.Асташовой, «креативность педагога — это отличительная черта педагогической профессии, развитие которой предусматривает, с одной стороны, наличие объективных (социальных, материальных, личностных) предпосылок, условий для творчества, а с другой — развитие комплекса ключевых способностей к творческой самореализации личности» [3, с. 91].
Креативность как одна из характеристик личности педагога проявляется в педагогической деятельности, характер которой определяется, во-первых, высокой социальной значимостью и неповторимостью ее продукта - формирования личности ученика во всем богатстве ее индивидуального своеобразия. Во-вторых, сам процесс педагогической деятельности, основанный на взаимодействии учителя и учащихся, не терпит стандарта и шаблона, хотя масштабы творческих задач учителя могут быть,
конечно, разными, начиная от внесения принципиальных инноваций в содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса и кончая решением многообразных частных вопросов, возникающих в конкретных ситуациях деятельности и общения с учащимися. Искусство учителя проявляется и в том, как он строит архитектонику и композицию своего урока; и в том, каким способом он организует самостоятельную работу учащихся, включая их в решение учебно -познавательных задач; и в том, как он находит контакты и нужный тон общения с учащимися в тех или иных ситуациях школьной жизни. Словом, креативность - это не какая-то отдельная сторона личности педагога, а наиболее существенная и необходимая ее характеристика. Любое педагогическое изменение включает в себя творческое начало, а личность, осуществляющая его, всегда уникальна и неповторима. В.А. Кан Калик отмечал, что, как только учитель уходит от задач преобразования и ограничивается информационной и «мероприятийной» стороной дела, он уходит от творчества, и педагогический процесс разрушается [4]. Отсюда можно сделать вывод, что творчество - непременное условие педагогической деятельности, объективная профессиональная необходимость учительского труда.
Р. Стернберг и С. Любарт в инвестиционой теории креативности отмечают, что для формирования и проявления творческих способностей необходимо наличие 6 условий:
1. Интеллектуальные способности (синтетическая способность видеть проблемы в новом свете и избегать привычного способа мышления; аналитическая способность, позволяющая оценить стоящие идеи; практически-контекстуальная способность, которая выражается в умении убедить другого в ценности идеи).
2. Знания (необходимость иметь достаточно знаний о своем поле деятельности).
3. Законодательный стиль мышления (собственные принципы и законы движения мысли).
4. Личностные характеристики (готовность преодолевать препят- ствия, принимать на себя разумный риск, терпеть неопределенность).
5. Внутренняя мотивация, сосредоточенность на задаче.
6. Поддержка окружающей среды.
Творчески работающему преподавателю необходимы знания особенностей творческого процесса. П.М. Якобсон в структуре данного процесса выделяет следующие этапы: интеллектуальная готовность, зарождение идеи — формулировка цели, поиск решения, получение принципа изобретения, превращения принципа в схему, техническое оформление и развертывание изобретения. Данный вариант структуры процесса творческой деятельности приемлем и в педагогике. Например, педагогическое изобретение — это новаторское решение по совершенствованию методов и средств обучения и воспитания. Также, по мнению В.С. Шубинского, преподаватель сталкивается в своей работе с творческими ситуациями, которые содержат звено столкновения с новым, звено творческой неопределенности. Для решения данных ситуаций педагогу необходимо пройти эвристический этап, состоящий из звена эврики, звена развития решения, а также этап завершения, в котором центральное место занимает звено критики, подтверждения и воплощения. Данные знания позволяют педагогу ориентироваться в инновационных процессах.
Список литературы
1. Сластенин В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс //
Сибирский педагогический журнал, 2005. № 4.
2. Креативность // Философский энциклопедический словарь. М., 2010.
3. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. Москва.
Воронеж, 2000.
4. Кан Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.