Научная статья на тему 'Креативное общество - новая парадигма развития стран в XXI веке'

Креативное общество - новая парадигма развития стран в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
722
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлев В.А.

Современные экономика и общество в развитых странах все в большей степени становятся креативными (творческими), главными продуктами которых являются новые идеи и инновации в различных областях человеческой деятельности. В развитых странах креативность становится и основным источником экономической ценности. Интеллектуальная собственность приходит на смену таким ресурсам, как земля, рабочая сила, капитал в качестве наиболее ценного экономического ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креативное общество - новая парадигма развития стран в XXI веке»

Современные экономика и общество в развитых странах все в большей степени становятся креативными (творческими), главными продуктами которых являются новые идеи и инновации в различных областях человеческой деятельности. В развитых странах креативность становится и основным источником экономической ценности. Интеллектуальная собственность приходит на смену таким ресурсам, как земля, рабочая сила, капитал в качестве наиболее ценного экономического ресурса.

Журавлев В.А.

канд. экон. наук, доцент кафедры логистики и менеджмента Международного института трудовых и социальных отношений, г. Минск

новая волна

креативное общество -

новая парадигма развития стран в XXI веке

Экономика и общество государств проходят в своем развитии шесть стадий, которые характеризуются главными факторами, определяющими экономический рост:

• доиндустриальную;

• индустриальную;

• постиндустриальную;

• информационную;

• знаний;

• креативную (инновационную) (1,2,3).

В настоящее время на стадии креативного развития находятся США, Япония, Южная Корея. Стремятся перейти к этой стадии страны ЕС, а также Китай, где разработаны программы инновационного развития, которые предусматривают технологическую модернизацию экономики на основе эффективной

взаимоувязки всех звеньев инновационного цикла «исследования -разработки - производство - распространение - использование инноваций».

В странах ЕС создаются национальные инновационные системы, цель которых - построение к 2010 г. экономики, основанной на инновациях.

В развитии креативного общества главную роль играют новые идеи и инновации. Объектами инновационного развития в креативном обществе становятся все его сферы: экономика, наука, техника, политика, социальная сфера, регионы, отрасли, предприятия, товары, технологии, образование, культура, искусство, спорт и др. Одним из главных инструментов креативного общества является

креативное мышление, которое можно определить, как способность с помощью анализа, комбинации и синтеза разнородных элементов создавать новые значимые знания и формы, имеющие большой социально-экономический эффект в различных областях. Под креативным анализом понимается разбиение множества элементов на разнородные группы (например, сегментирование потребительского рынка и т.п.). Креативный синтез - это объединение в определенном контексте разнородных элементов с целью придания результату дополнительной ценности.

В креативном обществе в наибольшей степени раскрывается творческий потенциал людей. Можно предположить, что главной целью существования и развития человечества является максимальное раскрытие креативных способностей людей, а смена общественных формаций - это переходы человечества на новый, более высокий креативный уровень. При этом всё, что несоответствует или мешает этому процессу, нежизнеспособно, и оно исчезает. Как показывает опыт развитых стран (США, Японии, Швеции, Германии и др.), наиболее благоприятные условия для развития креативности в обществе создаются, когда оно основано на принципах гуманизма, либерализма и демократии, а его целями являются богатство, сила и развитие. Гуманизм означает, что в обществе всё делается для блага, совершенствования, развития и защиты человека. Он является главной составляющей креативного обще-

ства и другие принципы не должны ему противоречить. В таком обществе человек является главной ценностью.

Либерализм - многообразие идей и действий в области экономики и политики, в т.ч. многообразие форм собственности, политических идей и партий в обществе. Демократия - выборность власти на всех уровнях - республиканском (федеральном), региональном и местном.

Богатство - главная цель и смысл всякой экономической деятельности. Экономика развитых стран ориентирована на рост благосостояния. Богатство страны включает все материальные, нематериальные (в том числе интеллектуальные), финансовые, природные, человеческие ресурсы, а также объемы, качество и ассортимент потребляемых в стране продукции и услуг, удовлетворяющих личные и общественные потребности. Богатство общества является основным источником удовлетворения материальных потребностей людей и необходимым условием достижения всех его целей. Богатство общества не может рассматриваться в отрыве от богатства его граждан. Сделать людей состоятельными является важнейшей задачей управления креативной экономикой.

В структуре общественного богатства в креативном обществе возрастает доля внеэкономических составляющих: науки, образования, здравоохранения, экологии, человеческих ресурсов. На первое место выходит формирование и развитие человеческого капитала для обеспечения соци-

ально-экономического развития. В Германии, Швеции, Японии удельный вес человеческого капитала достигает 80% национального богатства (4).

Сила общества включает экономическую, политическую, научно-техническую, военную и демографическую составляющие. Сила необходима для защиты богатства, обеспечения развития и безопасности общества и его граждан. Развитие общества предполагает инновационное развитие всех его составляющих: экономики, политики, социальной сферы, отраслей, регионов, предприятий, товаров, услуг, технологий, бизнеса, науки, техники, образования, культуры, искусства и др.

Для развития креативного общества важнейшую роль играет фор-

инновационная (креативная) организация -новая модель гибкой организации, позволяющая использовать знания, творческий и инновационный потенциал каждого отдельного работника для получения прибыли

мирование креативного класса, т.е. людей, занимающихся инновационными разработками в разных областях. Как отмечает Р.Флорида (6), опережающее развитие США по сравнению с другими странам объясняется сложившимся в этой стране креативным классом, численность которого в конце 90-х годов составляла 30% от общего количества работающих. При этом рабочий класс составлял 25%, а обслуживающий - 45%. В креативный класс входят инженеры, ученые, преподаватели университетов, архитекторы, дизайнеры, писатели, журналисты и др. В качестве основных характеристик креативного общества выделяют (6):

1) систематическое инвестирование в креативность в форме затрат на инновации в различных сферах (экономика, наука, техника, искусство, социальная сфера, политика и др.);

2) рост практической отдачи от затрат на инновации;

3) рост количества профессионалов, занятых креативной работой в различных областях;

4) развитие венчурного капитала;

5) развитие инновационных инфраструктур (технопарки, инновационно-технологические центры и комплексы, инновационные венчурные фирмы, бизнес-инкубаторы). Основные отрасли креативной экономики: информатика, био- и нанотехнологии, научные исследования и конструкторские разработки, архитектура, дизайн, кино, музыка и др. Они производят объекты интеллектуальной собственности в виде товаров, технологий, патентов, авторских прав,

торговых марок, оригинальных разработок.

В развитых странах увеличивается финансирование по направлениям, которые определяют весь ход мирового прогресса в XXI веке: энергетика, робототехника, нанотехнологии, генная инженерия и др.

По прогнозам, расходы на науку к 2020 г. значительно вырастут и составят в США - 3%; Японии - 3,5%; ЕС - 2,4% от ВВП. Крупные вложения направляют национальные и международные корпорации на модернизацию производства, создание новых технических средств и материалов: американские Ford, General Motors, Microsoft затратили на НИОКР в 2007 г. 7,1; 6,4; 7,4; японская Toyota Motor -8,3; финская Nokia - 5,7 млрд долл. соответственно (7). В креативной экономике высока доля частного сектора в финансировании НИОКР: в США она составляет 66%, Германии - 64,1%, Канаде - 49,4%, Франции - 48,5%, и применяются различные формы частно-государственного финансирования крупных проектов(8). Креативная экономика опирается на развитую систему венчурного капитала. Продуктом креативной экономики являются не только новые товары, но и формирование новых институтов и систем производства. В настоящее время широко распространяются такие системы производства, как технология «нулевых запасов», «точно в срок», «тотального качества» и др. К результатам проявления креативности в экономике относятся развитие аутсорсинга (контрактного производства) и «виртуаль-

главной целью существования и развития человечества является максимальное раскрытие креативных способностей людей

ных компаний», которые передают субподрядчикам практически все - производство, логистику, рекламу, бухгалтерию, сохраняя за собой лишь небольшой штат администраторов, специалистов по маркетингу и разработчиков. Такие фирмы сохраняют за собой только те функции, которые связаны с производством интеллектуальной собственности, творческими разработками или торговой маркой.

В креативном обществе создаются сети технополисов, технопарков и технологических центров, где на ограниченной территории разрабатываются инновационные технологии и развиваются наукоемкие производства. Важная роль в креативной экономике принадлежит малым высокотехнологичным предприятиям (МВП), которые, действуя в рамках технопарков и бизнес-инкубаторов, разрабатывают на основе венчурного финансирования инновации, затем совместно с крупными фирмами обеспечивают их производство и рентабельное распространение на рынке (9). При такой системе финансирования МВП являются собственниками патентов на инновации.

креативная экономика

опирается

на развитую систему

венчурного капитала

Творческая (креативная) составляющая в настоящее время становится главным требованием для конкурентоспособности любого предприятия. Происходящая глобализация повышает масштабы и требования к бизнесу, поскольку маркетинг, закупки, производство, НИОКР, дистрибуция и логистика нацелены на общемировые рынки. Управление творческой и инновационной деятельностью становится краеугольным камнем современной организации. Наиболее общей характеристикой креативной деятельности Г. Хелел и К. Прахалад считают «нацеленность на опережение» (10). Инновационная (креативная) организация - новая модель гибкой организации, позволяющая использовать знания, творческий и инновационный потенциал каждого отдельного работника для получения прибыли (11). В основе успеха любой из стремительно развивающихся фирм лежит ноу-хау, оригинальный товар, новая идея организации производства, продаж, рекламы, новое видение рынка.

Креативность организации (фирмы) проявляется в различных сферах ее деятельности: при разработке новых продуктов, построении стратегии развития фирмы, в экономическом управлении, организации и осуществлении маркетинговой

деятельности, при взаимодействии с клиентами, оптовыми и розничными организациями, потребителями, посредниками, поставщиками, партнерами и конкурентами. Для инновационной организации характерны: адаптивная организационная структура, использование новых идей и методов работы, применение методов креативного менеджмента, исследования и экспериментирование, непрерывное обучение, поддержка инициативы и инноваций. Креативная организация в отличие от некреативной является динамичной, постоянно развивающейся системой, что обеспечивает ей постоянные конкурентные преимущества на рынке (3,12,13).

В работе (13) рассматривается понятие креативной системы, под которой можно понимать общество в целом и ее элементы, экономику, предприятие, фирму, коллектив и одного человека. Креативность системы определяется, как ее способность создавать новое путем объединения в новом контексте двух или более разнородных элементов с целью сообщения продукту (результату) дополнительной ценности.

Некреативная система имеет конечный жизненный цикл, тогда как креативная качественно изменяется, когда этого требуют обстоятельства, способна прогрессировать и совершенствоваться для достижения своих целей. Предпринимательство является одной из основ креативного общества. Креативность - неотъемлемое свойство предпринимательской деятельности. Создатели теории предпринимательства Ж.Сэй,

креативная экономика, 2008, № 11

46

Й.Шумпетер, П.Друкер выделяли новаторскую, инновационную функцию предпринимательства, основанную на комбинировании факторов производства с целью получения прибыли, путем перевода ресурсов из сфер с низкой производительностью и прибыльностью в области, где они могут дать наибольший результат. Именно через предпринимательство миллионы людей вовлекаются в творческую, креативную деятельность на рынке товаров и услуг, что обеспечивает наиболее быстрое и эффективное развитие страны. Высокая эффективность предпринимательской деятельности на всех стадиях «маркетинг-закупки-производство-продажи» достигается посредством применения методов креативного менеджмента (12, 13).

В развитых странах малый бизнес является также основой среднего класса, развитие которого определяет уровень и качество жизни граждан страны.

Государство играет центральную роль в креативном обществе. Государственное управление должно быть направлено на рост богатства во всех сферах и на всех уровнях общества в т.ч.: государства, регионов, отраслей, предприятий, негосударственных организаций и граждан. Государство должно регулировать инновационные и образовательные процессы для обеспечения конкурентоспособности страны на мировых рынках, финансировать фундаментальные исследования и НИОКР, результаты которых не могут найти в ближайшее время применения в коммерческом секторе, т.к. бизнес

не может взять на себя финансирование науки в полном объеме. Целями государственной инновационной политики являются: развитие науки, техники и образования на мировом уровне, увеличение их вклада в развитие экономики страны, повышение конкурентоспособности страны на мировых рынках, улучшение экологии и др. Главные функции государства в креативном обществе - защита свободы, личности и собственности; активная поддержка предпринимательства; формирование институционной среды, способствующей созданию и распространению инноваций.

В развитых странах мира государство играет большую роль в создании национальной инновационной системы и обеспечении ее эффективного функционирования (14). Государство должно обеспечить создание и развитие гражданского общества, т.к. общественные, экономические и политические институты тормозят или, наоборот, способствуют развитию креативности в обществе. Например, Древние Китай и Восток сначала опережали Запад в экономике, науке и технике, но затем отстали из-за застоя в развитии своих социально-экономических и политических институтов.

В креативном обществе важная роль принадлежит изобрета-

креативность -неотъемлемое свойство предпринимательской деятельности

тельской активности населения и эффективной системе управления объектами интеллектуальной собственности (ОИС), т.к. именно ОИС составляют основу большинства инноваций. Основными индикаторами изобретательской активности в обществе являются: коэффициент изобретательской активности населения; количество патентов, выданных USPTO(Ведомство патентов и товарных знаков США), ЕРО (Европейское патентное ведомство), JPO (Японское патентное ведомство); количество патентов зарегистрированных в стране на 10 тыс. жителей и др. Важнейшим показателем, характеризующим креативный потенциал нации, является коэффициент изобретательской активности населения (количество патентных заявок на 10 тыс. населения). С большим отрывом здесь лидируют Япония и Ю. Корея.

Данный показатель в 2006 г. составил в Японии -34,6; Ю.Корее -23,0; США - 7,7; Германии - 7,2; Финляндии - 4,7, Швеции -4,1; в

важнейшим показателем, характеризующим креативный потенциал нации, является коэффициент изобретательской активности населения

России - 1,9; Беларуси - 1,28 (15). Это говорит о необходимости России и Беларуси активизировать создание у себя креативного общества. Для повышения эффективности и увеличения количества патентоспособных изобретений западными и японскими фирмами широко применяются методы креативного менеджмента (3,12). Система образования и воспитания в креативном обществе должна быть основана на принципах гуманизма, либерализма и демократии и обеспечивать подготовку специалистов для разработки и использования инноваций во всех сферах и на всех стадиях инновационного цикла: исследования-разработки-производство-рас-пространение-использование инноваций.

Образование должно развивать у учащихся и студентов самостоятельность в усвоении теоретического материала на основе раздаточных материалов и самостоятельных заданий. Если в советское время образование и воспитание на всех уровнях были нацелены в основном на контроль, то в креативном обществе креативное образование и воспитание должны быть направлены на формирование способностей адаптации учащихся к изменяющимся условиям и на формирование у них креативного и логического мышления.

Таким образом, в креативном обществе креативными, т.е. инновационными должны быть все его сферы: экономика, социальная сфера, политика, государственное управление, наука, техника, образование, культура, и др.

При развитии этих сфер должны использоваться методы креативного мышления и креативного менеджмента, - это позволит обеспечить ускоренное развитие и конкурентоспособность страны на мировых рынках. А все, что мешает или несоответствует этому должно должно быть устранено. России и Беларуси необходимо ускорить создание у себя креативного общества.

Литература

1. Горелов Н.А., и др. Человеческие ресурсы в креативной экономике // Креативная экономика. - №1. -

2007.

2. Заходякин И.В. Постиндустриальная экономика - что значит это понятие в современном мире // Креативная экономика. - №1. -

2008.

3. Журавлев В.А. Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества // Креативная экономика. -№4, 5. - 2008.

4. Степанова Т.Е. Экономика XXI века - экономика основанная на знаниях // Креативная экономика. - №4, 2008.

5. Дантон Э. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду. - М., 2006.

6. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. -М., 2005.

7. Иванова Н. Инновационная динамика мировой экономики // Наука и инновации . - №6. - 2008.

8. Ленчук Е. Проблемы формирования национальной инновационной системы в России // Наука и инновации. - №5. - 2008.

9. Грасмик К.И. Малые высокотехнологичные предприятия в экономике России: состояние, проблемы развития // Креативная экономика.- №3. - 2008.

10. Хелел Г., Прахалад. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. - М. - 2002.

11. Бережнов Г.В. Инновационно-активная деятельность предприятия // Креативная экономика.-№1. - 2008.

12. Сак А.В., Журавлев В.А. Методы креативного менеджмента // Экономика, финансы, управление. -№2. - 2008.

13. Дулькин А.В. Креативность фирмы как фактор повышения эффективности предпринимательства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -СПб., 2003.

14. Дудин М.Н. Государственная политика и регулирование инноваций в сфере малого предпринимательства в современных условиях развития РФ // Креативная экономика. - №2. - 2008.

15. Нечепуренко Ю. Беларусь в мировой системе правовой охраны изобретений // Наука и инновации. - №5. - 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.