Научная статья на тему 'Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества'

Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
836
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества»

Журавлев В.А.

канд. экон. наук, доцент кафедры «Логистика и менеджмент» Международного института трудовых и социальных отношений, г. Минск

копайте глубже...

креативное мышление, креативный менеджмент

и инновационное развитие общества

Важными особенностями творческой (креативной) работы являются то, что эта работа требует также внутренней мотивации человека, знаний и опыта и носит в современных условиях во многом командный характер.

В настоящее время выделяется следующие основные условия для творческого решения задачи: знания, опыт, труд, умение творчески мыслить, личная мотивация [61].

Креативность мышления требует уверенности в себе, активности и лидерства, способности идти на риск. Креативность зависит от таких качеств как: изобретательность, умение находить решения на базе нового мышления, способность взглянуть на проблему с разных и новых сторон, интерес к экспериментированию, способность к рефлексии и непрерывному обучению, способность вновь и вновь придумывать новые идеи. Креативные люди всегда стремятся пересмотреть существующие процедуры и стереотипы, опери-

Окончание. Начало в № 4/2008 «кэ»

руют сценариями будущего, рассматривают различные изобретения и их последствия. Они ищут общие черты в том, что казалось несопоставимым, создают неожиданные комбинации, в которых и лежит ключ к решению проблемы. По существу творческая, креативная деятельность разрушает существующие стереотипы [72]. Креативность опирается на прикладное воображение, интеллект, изобретательность и самообучение. Т. М. Амайстайл выделяет три необходимых элемента для креативности [94]:

1) компетенцию: знания, навыки, опыт;

креативность мышления требует уверенности в себе, активности и лидерства, способности идти на риск

в современных условиях инновационные идеи

перестали быть уделом одиночек, а стали результатом коллективного труда групп специалистов

2) творческое мышление: гибкость, изобретательность и настойчивость при поиске решения, использование методов креативного мышления;

3) мотивацию: внутреннюю - личная заинтересованность в решении проблемы, стремление к самореализации и применению своих знаний, и внешнюю - материальные поощрения и продвижения по службе. При этом для креативности более важную роль играет внутренняя мотивация.

В современных условиях инновационные идеи перестали быть уделом одиночек, а стали результатом коллективного труда групп специалистов. При разработке новых продуктов вместе работают маркетологи, дизайнеры, конструкторы, технологи, инженеры, экономисты, специалисты по продажам, потребители, поставщики, смежники (138). Основными элементами управления такими творческими группами являются (83):

- постановка задачи;

- формирование рабочей группы;

- планирование и распределение заданий;

- ресурсы;

- свобода действий;

- поощрение;

- организационная поддержка;

- право на ошибку;

- уважение мнения партнеров. Как показывает опыт, для успешной работы таких групп они должны формироваться не только из людей разных профессий, способных повлиять на результат, но и разных когнитивных предпочтений или стилей мышления (право-, и левополу-шарных). При этом руководитель группы должен ясно понимать как свое когникативное предпочтение, так и своих сотрудников и правильно его использовать (94).

При работе творческих групп необходимо выделять время для двух стадий: дивергентной, когда формулируются различные варианты решения задачи и конвергентной, когда вырабатывается компромисс и осуществляется выбор наилучшего решения.

При разработке инноваций в настоящее время используется два подхода:

- традиционный или аналитический, когда инновация рассматривается как проект;

менеджеры-интерпретаторы

стремятся не к завершению, а к непрерывному развитию процесса инноваций

5реативная экономика, 2008, № 5 2

- интерпретативный, когда инновация рассматривается как непрерывный процесс.

В инновационной экономике разработку новых продуктов надо рассматривать не как отдельные проекты, а как непрерывные процессы. Задача состоит не в определении окончательного образа продукта, а в том, чтобы одновременно формировать и удовлетворять потребности потребителей. Менеджеры-интерпретаторы стремятся не к завершению, а к непрерывному развитию процесса инноваций [105].

В этих условиях исключительно важную роль в решении инновационных проблем и задач играют методы и технологии креативного мышления и креативного менеджмента для коллективного поиска новых идей. Эти методы можно разделить на две части. Ориентированные:

- на внешнюю среду (внешние целевые аудитории);

- на внутреннюю среду (персонал) предприятия.

Уверенное производство новых продуктов и идей, обеспечивающих конкурентные преимущества на мировом рынке, требует наличия специфических технологий. Эти технологии в настоящее время относятся к новой области менеджмента, которая называется «креативным менеджментом». Методами, ориентированными на внешнюю среду предприятия являются все методы маркетинговых исследований, связанные сбором первичной информации о рынке:

- анкетирование потребителей, клиентов, дистрибьютеров, других посредников, поставщиков;

уверенное производство

новых продуктов и идей, обеспечивающих конкурентные преимущества на мировом рынке, требует наличия специфических технологий

- экспертные оценки специалистов;

- SWOT-анализ;

- метод фокус-групп;

- маркетинговые эксперименты и наблюдения.

Эти методы должны стимулировать у респондентов и разработчиков формирование новых идей, способствующих развитию предприятия, его товаров, экономики и общества в целом. Методы, ориентированные на персонал предприятия нацелены на формирование новых идей у специалистов на предпроектной и проектной стадий инновационного цикла.

С некоторой степенью условности их можно разделить на три группы [149-1813]:

1. Методы психологической активизации мышления.

2. Методы систематизированного поиска.

3. Методы направленного поиска. К методам психологической активизации мышления можно отнести:

мозговой штурм, обратную мозговую атаку, корабельный совет, аналогии, синектику, конференцию идей.

К методам систематизированного поиска относятся: списки контрольных вопросов, оператор РВС, морфологический анализ, функциональный анализ, функциональный метод проектирования Мэтчетта, метод фокусных объектов, метод гирлянд ассоциаций и метафор, метод многократного последовательного классифицирования, метод синтеза оптимальных форм.

К методам направленного поиска относятся: функционально-стоимостной анализ (ФСА), функционально-физический метод поискового конструирования Р. Колера, теория и алгоритм решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера (ТРИЗ и АРИЗ). -При этом каждый из методов имеет целью облегчить поиск решения творческих задач по сравнению с методом «проб и ошибок», кото-

каждый из методов направленного поиска имеет целью облегчить поиск решения творческих задач по сравнению с методом «проб и ошибок», которым обычно пользуется человек

рым обычно пользуется человек. Целесообразность применения метода, принадлежащего к той или иной группе, зависит от сложности решаемой задачи. В настоящее время креативность становится основным источником экономической ценности. Интеллектуальная собственность приходит на смену таким ресурсам, как земля, рабочая сила, капитал в качестве наиболее ценного экономического ресурса. Как отмечает Р. Флорида, необходимым условием креативности общества является обеспечение социальных условий для ее развития, в том числе художественного и культурного творчества, построения и развития гражданского общества и др. Именно общественные и экономические институты способствуют или тормозят проявлению креативности в различных областях (72). Как показывает опыт развития человеческой цивилизации, наиболее благоприятные условия для креативного мышления создаются при наличии в обществе трех основных элементов - гуманизма, либерализма и демократии. Креативный менеджмент в развитых странах стал неотъемлемой частью инновационного менеджмента и осуществляется на пред-проектной стадии инновационного процесса.

В области креативного менеджмента уже сформировалась определенная методология, теория и эффективная система методов реализации его целей (1491813).

Книга А. Осборна «Управляемое воображение», в которой изла-

креативная экономика, 2008, № 5

гается один из основных методов генерации новых идей, издавалась в США множество раз и до настоящего времени является одним из основных учебников по развитию творческих способностей в различных областях деятельности.

Почти все западные и японские фирмы применяют в своей практике методы креативного менеджмента, который стал в настоящее время одним из важнейших факторов быстрого инновационного развития стран, регионов, отраслей и предприятий (1813). Это говорит о необходимости применения и развития методов креативного мышления и менеджмента для повышения эффективности и ускорения инновационного развития в различных сферах и на различных уровнях экономики и общества. Необходимо обучать методам креативного менеджмента и креативного мышления студентов и специалистов, а также формировать у детей в средней школе и дошкольных учреждениях креативное мышление, т.е. способность путем синтеза разнородных элементов формировать новые значимые формы.

Литература

1. Дантон Э. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду. М., 2006.

2. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. -М.: Издательский дом «Классика XXI века», 2005.

3. Креативное мышление в бизнесе. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

4. Т.М. Амайстайл. Как убить творческую инициативу// Креативное

необходимым условием креативности общества является обеспечение социальных условий для ее развития

мышление в бизнесе. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

5. Д. Леонард, С. Строс. Как заставить работать коллективный мозг компании// Креативное мышление в бизнесе. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

6. Хелел Г., Прахалад. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. М. 2002.

7. Белецкий Н.П. Интеллектуальная техника менеджера / Учеб. пособие. - Мн.: Новое знание, 2001.

8. Д. Баррат, К. Дауд. Новый авиалайнер для нового мира. Самолет мечты - Boeing 787 // Креативный директор. - 2007. - №0(0).

9. Кузьмин А.М. Методы поиска новых идей // Методы менеджмента качества. - 2003. - №1-12.

10. Кузьмин А.М. Методы поиска новых идей // Методы менеджмента качества. - 2004. - №1-12.

11.Дулькин А.В. Креативность фирмы как фактор повышения эффективности предпринимательства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -СПб., 2003.

12. www.inventech.ru

13. Урадаев В.Г. ТРИЗ в электронике. М.: Техносфера, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.