Научная статья на тему 'Смена образовательных парадигм как условие креативного развития личности обучающегося и формирования профессиональных компетенций'

Смена образовательных парадигм как условие креативного развития личности обучающегося и формирования профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
897
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ (КЛАССИЧЕСКАЯ) ПАРАДИГМА / РЕФЛЕКСНОКРЕАТИВНЫЙ (КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ) ПОДХОД / HOMOCREATOR / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ЗНАНИЕ / KNOWLEDGE / НЕПАРАДИГМАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / NON-PARADIGM PROBLEMS / МИССИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / MISSION OF EDUCATION / ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CRITICAL THINKING / МЕТАПРЕДМЕНОСТЬ / INFORMATIONAL(CLASSIC)PARADIGM / REFLEX-CREATIVE COMPETENCEORIENTED)APPROACH / MODIFICATION OF TEACHER''S FUNCTIONS / METAPARADIGMATISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горелов Николай Афанасьевич, Мельников Олег Николаевич

Принятие закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №274-ФЗ, заложило правовую основу становления новой образовательной парадигмы. На смену информационной парадигме, ставящей перед собой задачу преимущественно передачи информации обучающимся, приходит системно-деятельностный (компетентностный) подход, базирующийся на рефлексно-креативном обучении. В данной статье рассмотрены некоторые особенности новой парадигмы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горелов Николай Афанасьевич, Мельников Олег Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Change of Educational Paradigms as a Condition for Creative Development of Student's Personality and Professional Competency Formation

The adoption of the federal law No. 274-FZ of the Russian Federation «On Education in the Russian Federation» dated December 29th, 2012 has laid the legal foundation for the development of new educational paradigms. The informational paradigm, mainly aimed at transfer of information to students was replaced by systematic activity (competence-oriented) approach based upon the reflex-creative education. This article considers some particularities of the new educational paradigm.

Текст научной работы на тему «Смена образовательных парадигм как условие креативного развития личности обучающегося и формирования профессиональных компетенций»

переход к обучению

нестандартным решениям

смена образовательных парадигм

как условие креативного развития личности

обучающегося и формирования профессиональных

компетенций

_Аннотация

Принятие закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №274-ФЗ, заложило правовую основу становления новой образовательной парадигмы. На смену информационной парадигме, ставящей перед собой задачу преимущественно передачи информации обучающимся, приходит системно-деятель-ностный (компетентностный) подход, базирующийся на рефлексно-креативном обучении. В данной статье рассмотрены некоторые особенности новой парадигмы образования.

Ключевые слова: информационная (классическая) парадигма, рефлексно-креативный (компетентностный) подход, homocreator, творчество, знание, непара-дигмальные проблемы, миссия образования, изменение функций преподавателя, критическое мышление, метапредменость

Научно-технический прогресс, отражая объективную реальность социально-экономического развития общества, выдвигает на первый план формирование работников нового типа, способных решать непарадигмальные проблемы1.

1 Непардигмальными являются проблемы, для решения которых требуются нестандартные решения и которые нельзя получить с помощью имеющихся представлений, методов и приемов решения проблем, т.е. на базе известных парадигм. То есть полученные в результате решения данных проблем знания не укладываются в рамки сущест-

Горелов Николай Афанасьевич

д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой экономики труда и трудовых ресурсов, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный экономический университет gorelov33@inbox.ru

Мельников Олег Николаевич

д-р экон. наук, профессор

кафедры менеджмента,

почетный

работник высшего

профессионального

образования Российской

Федерации,

Московский

государственный

технический

университет

им. НЭ. Баумана

melnikov@

creativeconomy.ru

информационная

система «человек-

_ноосфера» образует

_и генерирует новое

_качество, которое

_не сводится к сумме

_качеств ее элементов

Это подтверждает факт того, что XXI век исторически обречен стать эпохой интеллектуалов, творцов и креативно ориентированных профессионалов. Интеллектуально-креативные способности, направленные на созидание, постоянно излучают и генерируют мысли, которые представляют сгусток сверхтонких полей творческой энергии личности. Одновременно соответственно подготовленный человек принимает мысли излучения единого информационного поля - ноосферного интеллекта2. Являясь единым целым, информационная система «человек-ноосфера» образует и генерирует новое качество, которое не сводится к сумме качеств ее элементов. Это качество (сгеаНуш) присуще новой модели человека, которая формируется в настоящее время.

П (h

; КОб 1

че

'даШ!

(со ти

Смена экономических парадигм

Переход от модели «экономического человека» (homoeconomicus), основанной не на деятельности, на потребительском выборе, к модели творческого еловека (homocreativus) предполагает:

создание экономики, основанной на знаниях; ) формирование способности работника к творческой генерации существенных новых форм в любом виде, которые должны быть легко распро-раняемы и широко используемы. ущностной основой новой модели творческого ловека является его способности к креативной (созидательной) энергии, проявляющейся на практике через взаимодействие следующих структурных компонентов:

• компетентности - как суммы накопленных знаний и опыта;

вующих теорий и представлений. Отсюда следует, что именно эти проблемы являются фактором, который ведет познание к экстраординарным открытиям, к построению принципиально новых теорий и т.д. / Источник: А.С. Майданов. Непрардигмальные проблемы, их источники и способы постановки. - (http://kiev.philosophy.ru/iphras/ library/mai/01.htm)

2 Ноосфера - это разумная созидательная сила мышления и деятельности большинства людей в биосфере (Вернадский В.И. Мышление как планетарное явление. - М.: Наука, 1990)

креативная экономика, 2013, № 3

м и

• умения проявлять творческие способности в той или иной предметной области, в которой конкретный человек является специалистом;

• гибкости и изобретательности в поисках решения возникающих на практике бизнес-проблем;

• мотивации к творчеству, которая выступает не только как сложный процесс формирования у субъекта внутренних побудительных сил к действию под влиянием внешних стимулов и внутренних характеристик сознания (потребностей, интересов, ценностных ориентиров и др.), но и как вершина - физиологическая мотивация к постоянному проявлению своих творческих способностей. Последняя возникает у человека в том случае, когда вектор его природных творческих способностей совпадает с вектором области его личностного социального развития и экономической деятельности. Например, заложенные природой (генные) склонности к изучению химии развиваются в школе, затем в вузе и на практике.

Отсюда следует, что в основу формирования нового типа работника должно быть положено развитие способности к созданию и широкому применению оригинальных идей, элементов, моделей, умение новой компоновки уже существующих технологий и т.п. в конкретной предметной области. При таком подходе на первый план выступает не обладание знаниями вообще, а способность к их созданию и применению, иначе говоря, необходимы не просто знающие специалисты, а владеющие определенными компетенциями и творческими способностями их использования в практических целях. Поэтому бизнес чрезвычайно заинтересован в креативных работниках.

Это положение актуально не только для российских компаний. Так, например, американские работодатели не удовлетворены тем (пишет газета «Ведомости» от 10 апреля 2012), что в США «... бакалаврские программы с бизнес-специализацией целиком и полностью посвящены изучению финансов и бухгалтерских дисциплин, не развивают критического мышления и способности разрешать проблемы... Компании заявляют, что им нужны работники с гибким мышлением, инновационными идеями и широким кругозором. требуется в первую очередь умение мыслить аналитически и изобретать собственные ноу-хау..».

сущностной_

основой новой_

модели творческого человека является его способности

к креативной_

(созидательной) энергии_

на первый план

выступает

не обладание

знаниями вообще,

к их созданию и применению

По мнению американского ученого Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результатов решения. Наметившийся переход в экономике к модели творческого человека (Иотосгеа^уиэ) как ведущего звена производительных сил обусловливает необходимость рефлексно-креативного обучения, становления новой образовательной парадигмы.

Смена образовательных парадигм

Отвечая на социальный запрос практики, научное сообщество предложило новую образовательную парадигму, нашедшую отражение в новом законе образовании, государственных образовательных тандартах, национальной рамке квалификаций Российской Федерации.

В основу новой образовательной парадигмы поло-ен системно-деятельностный (компетентност-ый) подход, базирующийся на рефлексно-креа-тивном обучении. Новое содержание стандартов ысшего профессионального образования нацеливает на развитие личности студента, умения решать им непарадигмальные задачи, применять знания на практике, владеть системой метапред-метности.

Метапредметность означает выработку таких умений у студента, которые он мог бы использовать при изучении любой дисциплины. Это относится, прежде всего, к методологии исследования, решению поливариантных инновационных проблем, теории решения изобретательских задач, выбору моделей экономического роста или, например, организации работы с информацией и др.

Применяя предметные и метапредметные знания студент получает полный взгляд на вещи, процессы, явления и их модели, а также на те социально-экономические, экологические и другие последствия, которые они влекут за собой. Такой подход способствует творческому использованию комплексного, системного решения непарадигмальных задач, выработке личного мнения студента, формированию его креативности.

Сравнение классической _

(информационной) и системно- _

деятельностной парадигм _

Цель любой образовательной программы - подгото- _

вить студента к самостоятельной профессиональной _

деятельности. Цель не меняется, но меняется содер- _

жание этой деятельности, а значит должна меняться и _

система подготовки к ней. _

Господствующая в настоящее время в образовании клас- _

сическая (информационная) парадигма, ставящая перед _

собой задачу преимущественно передачи информации, _

не отвечает требованиям системно-деятельностного, _

компетентносного подхода, поскольку те знания, кото- _

рые передаются в ходе образовательного процесса уста- _

ревают или требуют дополнений уже через несколько _

лет, а в высокотехнологичных отраслях этот срок еще _

меньше. В связи с этим в национальной рамке квалифи- _

каций ставится задача контекстного обучения, развития _

у обучающихся креативного мышления, аналитических _

навыков, умения создавать и синтезировать новые зна- _

ния междисциплинарного характера. _

Сравним некоторые особенности новой парадигмы с _

классической (информационной) (см. табл. 1). _

В новой парадигме меняется также позиция препода- _

вателя в учебном процессе (табл. 2). _

В новой парадигме в деятельности преподавателя _

ведущая роль отводится развитию самоорганизации _

и самоконтроля, межличностного общения, парт- _

нерства, сотрудничества, гибкости и модульности _

содержания и форм учебного процесса, отходу от _

унификации, включению ресурсов автономности, _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

достижению академических свобод в области проек- _

тирования содержания образования и др. _

Самыми ценными для работодателей будут люди, _

которые смогут сочетать креативность, гибкость, ком- _

муникабельность и умение быстро разрешать про- _

блемы. Чтобы быть успешными, компании должны _

существенно повысить инвестирование в человечес- _

кий капитал и новые технологии. креативность_

С целью формирования креативного мышления, включает в себя_

широкого использования креативных идей, иннова- повышенную_

ционных решений в западных вузах читаются новые чувствительность

курсы - «Креативная экономика», «Критическое к проблемам,_

мышление», «Компенсационный менеджмент», к дефициту_

«Менеджмент интеллектуально-креативной деятель- или противоречивости

ности», «Начала креативной деятельности» и др. знаний_

Таблица 1

Сравнение некоторых особенностей классической (информационной) и системно-деятельностной парадигм

Классическая (информационная) парадигма Системно-деятельностный (рефлексно-креативный)подход

1 Сущность и основная миссия образования

Образование как подготовка подрастающего поколения к жизни и труду. Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. Образование - это совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

2 Знание

Знание рассматривается как опыт предыдущих поколений - «школа памяти». Знание - результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знание - это: - продукт общественной, материальной и духовной деятельности людей; - идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. Индивидуальные знания - персональные, личные знания, формируемые в процессе воспитания, образования, обучения и социального взаимодействия людей в обществе.

3 Квалификация

Квалификация - степень профессиональной подготовленности работника к выполнению конкретного вида работы. Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

4 Обучение

Обучение - передача обучаемому готовых образцов знаний, умений, навыков. Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течении всей жизни.

5 Обучающиеся

Рассматриваются как объект педагогического воздействия. Рассматриваются как субъекты познавательной деятельности.

Окончание табл. 1

Классическая (информационная) парадигма Системно-деятельностный (рефлексно-креативный) подход

6 Воспитание

Воспитание - процесс формирования активной жизненной позиции у обучаемого с целью подготовки его к выполнению социальных функций и ролей. Воспитание-деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

7 Образовательная деятельность

Репродуктивная («ответная») деятельность обучаемого. Деятельность по реализации образовательных программ.

8 Качество образования

Качество образования -соответствие знаний обучаемого требованиям учебного плана (по итогам экзаменационных оценок). Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Таблица 2

Сравнительная характеристика некоторых педагогических приемов и методов в классической и новой парадигмах

Классическая (информационная) парадигма Новая парадигма

1 Изложение преподавателем готовых 1 Готовность преподавателя изменить

истин свою позицию

2 Работа без обратной связи («игра в 2 Стимулирование обратной связи с обуча-

одни ворота») ющимися, чтение проблемных лекций

3 Ориентация преподавателя на пере- 3 Ориентация преподавателя на вос-

даваемую информацию приятие и понимание излагаемого

материала

4 Ориентация на среднего студента 4

Учет индивидуальных особенностей

5 Оценочные действия усвоения ма- 5 обучающихся

териала обучающимися остаются за Преобладание самооценки и оценки со

преподавателем стороны группы

деятельностный (компетентностный) _подход

Выход за пределы дисциплинарного поля свидетельствует об элитности образования. Экспертами Международного аналитического бюро составлен сводный психологический портрет менеджера будущего: хорошо образованный, интеллектуальный, креативный, имеющий навыки аналитического мышления, коммуникабельный, понимающий других людей, готовый к компромиссам, сдержанный в своих суждениях человек.

ям

Выводы

Принятие нового закона об образовании, образовательных стандартов высшего профессионального образования, национальной рамки квалификаций Российской Федерации создает научную и правовую основу для: 1. Изменения парадигмы образования, перехода от информационного к системно-деятельностному (компетентностному) подходу, базирующемуся на рефлексно-креативном обучении. ". Ориентации образования на развитие креативной ичности обучающегося, умения решать нестандарт-ые, сложные задачи, применять знания на практике. . Введения двухциклового обучения: бакалавриата и магистратуры, сопоставляемости степеней высшего бразования, применения, наряду с внутривузовской, :езависимой оценки качества образования, осуществляемой в соответствии со ст. 95 Закона об образовании.

4. Обеспечения соответствия знания и умения выпускников университетов требованиям не только конкретной стороны, но и мировым стандартам.

5. Приведения образовательных программ в соответствие с национальной рамкой квалификации Российской Федерации и формированию профессиональных стандартов.

Литература

1. Алан Дж. Роу. Креативное мышление / Пер. с англ. Островский В.А. - М.: НТ Пресс, 2007.

2. Альтшуллер Г. Найти идею: Введение в ТРИЗ -теорию решения изобретательских задач / Генрих Альтшуллер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

3. Гогац А. Бизнес + креатив: Преодолеть невидимые барьеры /Артур Гогац, Рубен Мондехар; пер. с англ. С.С. Гуринович - Минск: Гревцов Паблишер, 2007.

4. Креативное мышление в бизнесе / Пер. с англ. -М.: Альпина бизнес Букс, 2006.

5. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. - М.: Изд-во «Креативная экономика», 2011.

6. Мельников О.Н. Физиологические мотиваторы проявления созидательных действий личности // Креативная экономика.- 2007. - № 8. - С. 81-87

7. Мельников О.Н. Случайно ли наступление эпохи креативной экономики? // Креативная экономика. - 2013.- № 2. -С. 118-126.

8. Основы наукоемкой экономики (Знания-Креативность-Инновации). Учебник/ Под ред. д.э.н. проф. И.А. Максимцев. - М.: Издательство «Креативная экономика», 2011. - 456 с.: ил.

9. Паундстоун Уильям. Как сдвинуть гору Фудзи? Подходы ведущих мировых компаний к поиску талантов / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004

10. Попов А.И. Развитие теории управления человеч-скими ресурсами в трудах профессора Н.А.Горелов // Известия СПбГУЭФ, 2008, №4.

применяя предметные и метапредметные

знания, студент_

получает полный взгляд на вещи,

процессы, явления_

и их модели_

NikolayA. Gorelov

Candidate of Economic Sci, Professor, Head of the Chair of Labor Economics and Resources, Honorable Scientist of the Russian Federation, Saint Petersburg State University of Economics Oleg N. Melnikov

Candidate of Economic Sci, Professor of the Management Chair, Honoured Academician of Higher Professional Education Bauman Moscow State Technical University

Change of Educational Paradigms as a Condition for Creative Development of Student's Personality and Professional Competency Formation

_Abstract

Tlhe adoption of the federal law No. 274-FZ of the Russian Federation «On Education in the Russian Federation» dated December 29th, 2012 has laid the legalfoundation for the development of new educational paradigms. The informational paradigm, mainly aimed at transfer of information to students was replaced by systematic activity (competence-oriented) approach based upon the reflex-creative education This article considers some particularities of the new educational paradigm.

Key words: informational (classic) paradigm, reflex-creative (competence-oriented) approach, homocreator, creativity, knowledge, non-paradigm problems, mission of education, modification of teacher's functions, critical thinking, metaparadigmatism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.