Научная статья на тему 'Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества'

Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1223
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлев В.А.

В настоящее время эпоха индустриального развития в развитых странах в основном завершилась. Она сменяется эпохой инновационного развития, когда главную роль играют знания, наукоемкие технологии и новые разработки. В развитых странах создаются национальные инновационные системы, цель которых построение экономики, основанной на инновациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества»

копайте

креативное мышление,

креативный менеджмент

и инновационное развитие общества

В настоящее время эпоха индустриального развития в развитых странах в основном завершилась. Она сменяется эпохой инновационного развития, когда главную роль играют знания, наукоемкие технологии и новые разработки. В развитых странах создаются национальные инновационные системы, цель которых построение экономики, основанной на инновациях.

Развитые зарубежные страны переходят в стадию инновационного развития, когда инновационные процессы пронизывают все сферы общества: экономику, социальную сферу, политику, образование, науку, технику, производство, бизнес и др. В настоящее время считается, что экономика стран (и общество в целом) в своем развитии проходят шесть стадий (эпох), которые определяются главными отраслями, ресурсами и товарами, предрешающими экономический рост. Этими стадиями являются [1, 2]:

1. Доиндустриальная (главная роль принадлежит сельскому хозяйству).

2. Индустриальная (главная роль принадлежит промышленности).

3. Постиндустриальная (на первое место выходит сфера услуг).

4. Информационная экономика (экономическое развитие обеспечивается в первую очередь информационными системами и технологиями).

5. Экономика знаний (ведущую роль в экономике начинают играть нематериальные активы и интеллектуальная собственность).

глубже...

Журавлев ВЛ.

канд. экон. наук, доцент кафедры «Логистика и менеджмент» Международного института трудовых и социальных отношений, г. Минск

креативный менеджмент

на инновационной _стадии развития

_информация

_и знания

_становятся

_предметами

_и средствами

_труда

_для креативного

_мышления

______мике, политике, социал

_______нике, искусстве, образо:

_______В более узком смысле и

_____ваемые и осваиваемые ]

6. Креативное или инновационное общество (главную роль в развитии общества играют новые идеи и инновации). На инновационной стадии развития информация и знания становятся предметами и средствами труда для креативного мышления, продуктом которого являются новые идеи, имеющие большой социально-экономический эффект. При этом при переходе на новую стадию все достижения предыдущих стадий сохраняются и развиваются на более высоком уровне.

В широком смысле инновации - это все виды нововведений, повышающие эффективность социально-экономических процессов во всех областях и на всех уровня общества: в эконо-ике, политике, социальной сфере, науке, технике, искусстве, образовании и др. В более узком смысле инновации - это создаваемые и осваиваемые новые или усовершенствованные технологии, товары и услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товаров и услуг на рынок [3].

По уровню новизны инновации делятся на [4]:

1. Базисные (радикальные) - реализуют открытия и изобретения, открывающие новые направления развития науки, техники, технологии, продукции и др.

2. Крупные - реализуют изобретения, которые формируют новые поколения техники, технологии, продукции в рамках известного направления.

3. Средние - создают новые модели объектов в рамках существующих поколений.

4. Мелкие - улучшают отдельные показатели объектов.

5. Организационно-технические мероприятия - направлены на улучшение качества и снижения затрат на производство продукции. Наиболее важной задачей для экономики является разработка базисных и крупных идей, обеспечивающих опережающее и прорывное развитие страны, регионов, отраслей, произ-

водственных предприятий, продукции и технологий.

Под инновационным развитием мы будем понимать развитие, основанное на инновациях первого и второго уровней. Объектами инновационного развития являются экономика, политика, социальная сфера страны, ее регионы, отрасли, предприятия, продукция, услуги, технологии, образование, бизнес, культура, искусство и все общество в целом.

В основе инноваций первого и второго уровней должны лежать изобретения. Как отмечал М. Тринг: «творческую сущность изобретения составляет новый конструктивный принцип, который не может быть получен из известных идей путем логического вывода» [5]. Такие инновации должны обладать следующими характеристиками [6]:

1. Креативной силой - высокой новизной и полезностью.

2. Стратегией - обеспечивать конкурентные преимущества и успешную корпоративную деятельность на рынке в долгосрочном периоде.

3. Реализацией - быть реализуемыми в виде конкретных процессов, товаров и услуг.

4. Прибыльностью - повышать до максимума ценность конечного продукта для потребителей, предприятия и общества.

В современном западном менеджменте управление процессами формирования таких новых идей в настоящее время относят к «креативному менеджменту», который является частью инновационного менеджмента. Креативный менеджмент реализуется на предпроектной и проектной стадиях инновационного цикла, задачей которых является формирование и отбор новых идей для их практической реализации в инновационных проектах. Креативный менеджмент должен быть направлен на всемерное раскрытие творческих способностей людей [6-8]. Тогда как традиционное администрирование основано на выполнении людьми твердо установленных правил и не направлено на проявление ими инициативы и раскрытие всех своих способностей.

в современном

западном

менеджменте

управление

процессами

формирования

новых идей

в настоящее

время относят

к «креативному

менеджменту

креативный менеджмент_

яШШ^^^Ш 5

опсш

целью креативного

_менеджмента

является генерация „новых идей и поиск _новых решений

для достижения __успеха страны,

фирмы

и организации

_в различных

_областях

Под креативным менеджментом мы будем понимать управление людьми в организациях, направленное на максимальное раскрытие и использование их творческих способностей на предпроектной и проектной стадиях инновационного цикла для создания новых, конкурентоспособных идей на уровне изобретений в различных областях человеческой деятельности. Целью креативного менеджмента является генерация новых идей и поиск новых решений для достижения успеха страны, фирмы и организации в различных областях. При этом управление людьми осуществляется как в самой организации (персоналом), так и вне ее (поставщиками, партнерами, посредниками, клиентами, потребителями и др. целевыми игориями).

ативный в переводе с английского озна-т творческий, созидательный. Согласно варю Вебстера «креативность - это способность создавать новые значимые формы». В более широком смысле креативность - это процесс выявления скрытых возможностей и творческого использования их потенциала в определенной области [7]. Креативность не тождественна интеллекту, под которым понимается способность анализировать, обрабатывать и усваивать большие объемы информации. Она предполагает способность к синтезу и созданию нового. Результатом креативного синтеза могут быть изобретения, новые теории, понимания проблемы, произведения искусства. Креативность является основной предпосылкой для создания инноваций. Инновациями становятся реализованные на практике новые (креативные) идеи, обычно полученные при помощи креативного мышления или путем заимствования.

Креативность всегда являлась основным источником развития общества. Креативность в обществе зависит от исторической ситуации. Если в древности и средние века креативность проявлялась в основном в искусстве, то, начиная со второй половины XVII в. и до первой половины XIX в., она про-

являлась, в основном, в науке и искусстве. Со второй половины XIX в. - в науке и технике, а с середины XX в. она проявляется в первую очередь в технике и экономике. В настоящее время креативность в развитых странах становится постоянной практикой и основным источником конкурентного преимущества. Практически в любой области производства побеждает в конечном итоге тот, кто обладает творческим потенциалом. Креативность имеет следующие основные формы:

- научную (открытия);

- техническую (изобретения);

- экономическую (предпринимательство);

- художественную (искусство);

- социальную (отношения с людьми);

- политическую (государственное управление).

Источниками креативности являются творческие люди и организации.

Основой креативности является креативное мышление, которое мы определим, как способность с помощью синтеза (комбинации) разнородных элементов создавать новые значимые знания и формы, имеющие большой социально-экономический эффект. Как установили физиологи, многие особенности творческого мышления и поведения людей определяются разными функциями и уровнями развития двух полушарий головного мозга человека [8, 9].

Если левое полушарие отвечает в основном за последовательные процессы: анализ, логические рассуждения, выводы, планирование, вычисления, способности к точным наукам, кратковременную память и речь. То правое -за непрерывные, параллельные процессы, а именно: за чувства, эмоции, синтез, озарения, долговременную память, способности к языкам и искусству.

Таким образом, левое полушарие человека является в основном аналитическим и логическим, а правое - синтетическим и креативным. В искусстве большую роль играет синтез, в науке - анализ.

многие особенности

творческого

мышления

и поведения людей

определяются

разными

функциями

и уровнями

развития

двух полушарий

головного мозга

человека

креативный менеджмент

Литература

1. Горелов Н.А., Литун О.Н, Мельников О.Н. Человеческие ресурсы в креативной экономике // Креативная экономика.-2007.- №1.

2. Журавлев В.А. Креативность и инновационное развитие общества // Гуманитарно-экономический вестник, №, 2007.

3. Закон Республики Беларусь "Об основах Государственной научно-технической политики".

4. Кандауров Н.Н., и др. Инновационный менеджмент. Мн.: Современные знания, 2006.

5. М. Тринг, Э. Лейтуэйт. Как изобретать? М., Мир. 1980.

6. Дантон Э. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду. М.,2006.

7. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. -М.,2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Креативное мышление в бизнесе. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

9. Белецкий Н.П. Интеллектуальная техника менеджера: Учеб. пособие.- Мн.: Новое знание, 2001.

Согласно этому люди делятся на два основных типа по стилю их мышления или когнитивным различиям [8].

Первый тип с левополушарным мышлением предпочитает аналитический, последовательный, логический подход к решению проблемы. Второй тип с правополушарным мышлением предпочитает интуитивный, ценностно-ориентированный, нелинейный подход. Таким образом, есть две формы мышления. Логическое мышление получает новые результаты за счет логических выводов и причинно-следственных связей.

Креативное - за счет синтеза разнородных элементов. Именно креативное мышление в основном определяет развитие общества. Многие авторы творческий процесс представляют как последовательность следующих этапов [6, 8]:

1. Постановка проблемы (задачи).

2. Подготовка (изучение задачи, сбор, классификация и анализ информации, прогнозирование).

3. Поиск решения, инкубация (логическая и подсознательная обработка информации).

4. Озарение (новая идея, синтез, решение задачи).

5. Верификация и оценка (осмысление и анализ полученного результата).

6. Презентация (доведение полученного результата до заинтересованных целевых аудиторий в наилучшем виде).

Кроме этого творческий процесс имеет две фазы:

а) дивергентную, когда формулируются различные варианты решения проблемы;

б) конвергентную, когда проводится анализ и выбирается лучшее решение.

В творческом процессе участвуют оба полушария, реализуя творческий цикл «сбор информации - анализ - синтез». При этом левое полушарие в основном работает осознанно, а правое - неосознанно. Результатами работы левого полушария являются анализ и выводы, а правого - синтез и озарение.

Окончание следует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.