Научная статья на тему 'Управление креативным классом: зарубежный и отечественный опыт'

Управление креативным классом: зарубежный и отечественный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
572
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС / ИНДЕКС КРЕАТИВНОСТИ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ В КРЕАТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ КРЕАТИВНЫМ КЛАССОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махалин Виктор Николаевич

Сформулированы отличительные особенности креативного класса, его значимость в креативной экономике. Обоснованы условия появления креативного класса. Рассмотрено состояние и развитие креативного класса в некоторых зарубежных странах и в России. Предложены возможные способы и методы управления креативным классом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Махалин Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE CREATIVE CLASS: FOREIGN AND DOMESTIC EXPERIENCE

Distinctive features of a creative class, its importance in creative economy are formulated. Conditions of emergence of a creative class are proved. The state and development of a creative class in some foreign countries and in Russia is considered. Possible ways and methods of management of a creative class are offered.

Текст научной работы на тему «Управление креативным классом: зарубежный и отечественный опыт»

УПРАВЛЕНИЕ КРЕАТИВНЫМ КЛАССОМ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ

Аннотация. Сформулированы отличительные особенности креативного класса, его значимость в креативной экономике. Обоснованы условия появления креативного класса. Рассмотрено состояние и развитие креативного класса в некоторых зарубежных странах и в России. Предложены возможные способы и методы управления креативным классом.

Ключевые слова: креативный класс, индекс креативности, инвестирование в креативность, управление креативным классом.

MANAGEMENT OF THE CREATIVE CLASS: FOREIGN AND DOMESTIC EXPERIENCE

Annotation. Distinctive features of a creative class, its importance in creative economy are formulated. Conditions of emergence of a creative class are proved. The state and development of a creative class in some foreign countries and in Russia is considered. Possible ways and methods of management of a creative class are offered.

Keywords: creative class, creativity index, investment into creativity, management of a creative class.

В 2002 г. американский социолог Ричард Флорида ввел и детализировал такое понятие, как «креативный класс». Креативный класс, по его словам, «зарабатывает деньги, проектируя и создавая что-то новое, и делает это с большой степенью автономии и гибкости». По подсчетам Р. Флориды, креативный класс США составляет более 30 % рабочего населения, превышая рабочий и аграрный класс вместе взятые [7].

Креативный класс является важнейшим элементом креативной экономики, которая представляет собой синтез научных знаний о создании и широком применении оригинальных идей, элементов, моделей, новой компоновке уже существующих технологий, генерации знаний, критическом мышлении, выработке ключевых компетенций и их реализации. Креативный класс по определению должен обладать целым рядом интересных особенностей. Его представители — люди новой формации. Главные их качества: внутреннее согласие с веяниями эпохи и готовность принимать и осваивать новации и перемены, которые несет с собой глобализация и новая экономика. Лояльность своему времени — важная черта креативного класса. Она заключается в стремлении ценить то, что имеется в настоящем, и не тосковать по ушедшему. Это дает силы комфортно жить в ситуации постоянных перемен, которыми так славится современный мир.

Люди, которые могут быть отнесены к креативному классу, тяготеют к специфичному стилю межличностных отношений, обладают своеобразным взглядом на мир. Составляя обобщенный портрет представителей креативного класса, эксперты выделили их следующие отличительные особенности [1]:

— открытость и восприимчивость к новым знаниям;

— склонность к обмену знаниями между собой;

— умение работать на стыке разных профессией и областей знания;

— умение легко адаптироваться в меняющемся мире;

— мобильность - умение психологически комфортно переносить смену обстановки, норм и правил поведения, легко переходить из одной системы корпоративных отношений к другой;

— стремление избегать принадлежности к формальным организациям;

— высокая самооценка и развитая рефлексия по поводу собственной востребованности на рынке труда.

Значимость креативного класса для России обусловлена, в том числе, и сокращением числен-

УДК 338.242.2 В.Н. Махалин

Victor Makhalin

© Махалин В.Н., 2015

ности населения страны. Вектор демографических процессов в короткое время изменить, к сожалению, невозможно. Разными могут быть лишь темпы сокращения населения. Потому идет поиск того, что кроме умелой миграционной политики можно противопоставить неблагоприятной тенденции сокращения количества россиян? Только значительное повышение качественного измерения человеческого потенциала, т.е. их физическое и интеллектуальное состояние. И в том, и в другом параметрах решающую роль наряду с объективными условиями жизни играет образование. Для развитых стран в XXI в. будут характерны такие процессы, как быстрое приближение к модели почти полного охвата молодежи высшим образованием, бурным ростом численности и удельного веса специалистов и особенно ученых. Самой динамичной и эффективной составляющей экономики считается владение научными знаниями и информацией, способность к творчеству и постоянному обучению. Уже сейчас человеческий капитал в общей структуре совокупного капитала стран Западной Европы и Японии составляет около 70 % [4].

Представляет научный и практический интерес оценка состояния и развития креативного класса, которые приведены в книге Р. Флорида: «В наши дни Россия, как и другие ведущие страны XX в., пытается освоить правила креативной экономики, креативного менеджмента нового столетия. Процесс перехода от власти машины к власти интеллекта не может быть легким. Правила игры стали куда более запутанными, чем они были в ту эпоху, когда судьба страны или города зависела от сырья, физического труда и чисто технической мощи. В своей книге я исследую воздействие креативной экономики на различные страны и регионы. Даже согласно самым строгим из моих критериев, в России сейчас около 13 млн представителей креативного класса, т.е. ей принадлежит второе после США место в мире по абсолютному числу работников, занятых в креативных профессиях. По проценту от общей рабочей силы это ставит ее на 16- е место. В моем Мировом индексе креативности — комбинации разного рода показателей технологий, таланта и креативности — она попадает на несколько менее впечатляющее 25-е место. Другими словами, есть поводы для оптимизма, но впереди еще много работы» [7].

В своих исследованиях Р. Флорида дает некоторые ответы на вопрос о том, что это за работа и почему она настолько важна. На то существует много причин. Согласно текущим прогнозам ООН, за последующие пятьдесят лет население Российской Федерации сократится на 18 %, с 147 млн до 121 млн чел.Чтобы российская экономика могла справиться с массовым оттоком рабочей силы, понадобится огромное количество иммигрантов. Воспитание и образование креативного и талантливого младшего поколения должно стать решающим фактором, но одного этого недостаточно. Чтобы добиться реального успеха, России, подобно многим другим промышленно развитым странам, необходимо научиться использовать глобальные потоки таланта. Российские города должны приобрести прочный статус городов мирового класса, чтобы привлекать квалифицированных профессионалов из-за рубежа и удержать местные таланты от соблазна найти себе более подходящий креативный климат.

Положительным примером активного роста креативного класса являются США. Количество профессионалов, занятых креативной технической работой (инженеры, ученые), увеличилось существенным образом — с 42 000 в 1900 г., до 625 000 в 1950 г., после чего оно возросло еще в восемь раз и к 1999 г. составило 5 млн чел. Рост креативной рабочей силы становится еще более очевиден на фоне общей статистики. В 1900 г. на каждые 100 000 чел. в США приходилось всего 55 ученых и инженеров. Эта цифра увеличилась до 400 к 1950 г. и до тысячи с лишним к 1980 г. К 1999 г. на 100 000 человек приходилось более 1800 ученых и инженеров [3].

Темпы прироста креативной рабочей силы в России значительно ниже, чем в США. Однако в настоящее время в России создана достаточно фундаментальная техническая база креативного персонала. В 2012 г. численность персонала, занятого исследованиями и разработками, достигла 726 318 чел., из них исследователи — 372 620, техники — 58 905 чел. Число организаций, выполняв-

ших исследования и разработки составляет 3566. Расходы федерального бюджета на финансирование науки достигли 355 920,1 млн руб. [6].

Систематическое инвестирование в креативность в форме затрат на научно- исследовательскую и опытно-конструкторскую работу (НИОКР) в США начиная с 1950-х гг. последовательно увеличивалось. Инвестиции на НИОКР выросли с 5 млрд до 250 млрд долл., и выше в 2000 г. Даже с учетом инфляции рост НИОКР инвестиций за этот период дает изумительный показатель — более 800 %. Практическая отдача от исследований в течение последнего столетия также стабильно росла, значительно ускорившись после 1950 г. Количество патентов, ежегодно выдаваемых в США, за период с 1900 по 1950 гг. почти удвоилось: с 25 000 достигнув 43 000. Затем оно более чем утроилось, составив 150 000 в 1999 г., что равняется приблизительно 250 % [7].

По данным Роспатента в 2011 г. выдано 29 999 патентов, а всего по состоянию на 31 декабря

2011 г. в России действует 168 558 патентов. Кроме этого, в 2011 г. выдано патентов на полезные модели 11 079 шт., на промышленные образцы - 3489 шт. [5]. Приведенная статистика в области патентов в России свидетельствует о серьезном отставании от мировых лидеров. Так, например, Израиль лидирует в рейтинге Всемирной организации по защите интеллектуальной собственности. 99,7 % поданных израильтянами заявок на оформление патента проходят бюрократическую процедуру за месяц. Израиль занимает ведущее место в мире по росту количества заявок на патенты: по данным за

2012 г. Израиль увеличил их число на 24 %. Занимающий второе место Китай — на 15 %. Третьи — США — на 11 %. Израиль входит в тройку ведущих государств мира в патентах в области глобальных цифровых коммуникаций и медицинской техники. С 2009 по 2013 гг. израильтяне подали 1470 заявок на оформление патентов в этих областях, уступив лишь Голландии и Великобритании.

Много поучительного можно почерпнуть из анализа создания и развития креативной экономики в Индии или Китае. Сегодня в Поднебесной функционируют пять свободных экономических зон (СЭЗ), 90 зон технико-экономического развития, 75 зон новых и высоких технологий, 13 свободных таможенных зон и 14 зон приграничного экономического сотрудничества. В 2012 г. суммарный объем внешней торговли только по пяти китайским СЭЗ составил 610 млрд долл. (73 % российского внешнеторгового оборота), в том числе экспорт — 348 млрд долл. (17 % китайского экспорта), импорт — 262 млрд долл. 14 % китайского импорта). В национальных зонах развития высоких технологий в Китае занято более 70 тыс. предприятий, 14 тыс. сотрудников, число патентов на изобретения в

2013 г. приблизилось к 200 тыс., а совокупный годовой объем экспорта составляет 413,33 млрд долл.

Управление креативным классом необходимо рассматривать в двух аспектах: воспитание (воспроизводство) креативного класса; управление сформировавшегося креативного класса в процессе трудовой деятельности. Рассмотрим кратко эти аспекты.

Воспитание креативного класса. Креативный класс — продукт общества. Его представители рождаются и растут вместе с другими детьми. На каком-то этапе для их учителей, родителей и для них самих становятся ясны их творческие способности и склонности, что определяет дальнейший выбор профессии и жизненный путь. Современное общество осознает проблему воспроизводства креативного класса. Десятки работ сегодня выполняются в рамках изучения темы творчества и его развития у детей. Тем не менее без целенаправленной государственной политики в этом направлении ситуация во многом оказывается довольно тяжелой. Общества, которые не сумели наладить систему воспроизводства креативного класса в собственной системе образования, сегодня вынуждены «импортировать» его представителей из-за рубежа. Там, где не созданы условия для жизни креативного класса, его теряют в ходе трудовой миграции. На процесс развития личности влияют сотни факторов — начиная с физического и психического здоровья и благополучия родителей и заканчивая длинной цепочкой общественных институтов (семья — детский сад — школа — вуз — работа).

Управление деятельностью сформировавшегося креативного класса. Креативные люди всегда

стремятся пересмотреть существующие процедуры и стереотипы, оперируют сценариями будущего, рассматривают различные изобретения и их последствия. Они ищут общие черты в том, что казалось несопоставимым, создают неожиданные комбинации, в которых и лежит ключ к решению проблемы. По существу творческая, креативная деятельность разрушает существующие стереотипы [3].

Креативность опирается на прикладное воображение, интеллект, изобретательность и самообучение. Т.М. Амайстайл выделяет три необходимых элемента для креативности [1]:

1) компетенцию: знания, навыки, опыт;

2) творческое мышление: гибкость, изобретательность и настойчивость при поиске решения, использование методов креативного мышления;

3) мотивацию: внутреннюю — личная заинтересованность в решении проблемы, стремление к самореализации и применению своих знаний, и внешнюю — материальные поощрения и продвижения по службе. При этом для креативности более важную роль играет внутренняя мотивация.

В современных условиях инновационные идеи перестали быть уделом одиночек, а стали результатом коллективного труда групп специалистов. При разработке новых продуктов вместе работают маркетологи, дизайнеры, конструкторы, технологи, инженеры, экономисты, специалисты по продажам, потребители, поставщики, смежники.

Основными элементами управления такими творческими группами являются:

— постановка задачи;

— формирование рабочей группы;

— планирование и распределение заданий;

— ресурсы; свобода действий;

— поощрение; организационная поддержка;

— право на ошибку;

— уважение мнения партнеров.

Методы, ориентированные на персонал предприятия, нацелены на формирование новых идей у специалистов на предпроектной и проектной стадий инновационного цикла. С некоторой степенью условности их можно разделить на три группы:

1) методы психологической активизации мышления;

2) методы систематизированного поиска;

3) методы направленного поиска.

При этом каждый из методов имеет целью облегчить поиск решения творческих задач по сравнению с методом «проб и ошибок», которым обычно пользуется человек. Целесообразность применение метода, принадлежащего к той или иной группе, зависит от сложности решаемой задачи. Это говорит о необходимости применения и развития методов креативного мышления и менеджмента для повышения эффективности и ускорения инновационного развития в различных сферах и на различных уровнях экономики и общества. Необходимо обучать методам креативного менеджмента и креативного мышления студентов и специалистов, а также формировать у детей в средней школе и дошкольных учреждениях креативное мышление, т.е. способность путем синтеза разнородных элементов формировать новые значимые формы.

Библиографический список

1. Аксенова Ю., Антонов В., Анчугин А., Екатерижина Т., Еловский Д., Закабулковский В., Саунин О., Яб-лоновская Я. Феномен креативного класса: опыт экспертного анализа. Итоговый доклад группы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.buk.irk.rU/exp_seminar/4/doc3.pdf (дата обращения: 17.12.2014).

2. Амайстайл Т.М. Как убить творческую инициативу // Креативное мышление в бизнесе. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

3. Журавлев В. А. Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества // Креативная экономика. — 2008. — № 4.

4. Крылов А.Н. Креативный класс в структуре региональной экономики // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Сер. 8. Экономика. -2007. - Вып. 6. - С. 15—19.

5. Отчет о деятельности Росспатента за 2013 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rupto.ru/about/reports/2013 (дата обращения: 17.12.2014).

6. Российский статистический ежегодник. 2013: Стат.сб. - М., 2013. - 717 с.

7. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида. - М.: Классика XXI, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.