Научная статья на тему 'Инновационный механизм развития малого предпринимательства'

Инновационный механизм развития малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
536
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / ИННОВАЦИОННЫЕ ЦИКЛЫ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / INNOVATIONS / INNOVATIVE MECHANISM / INNOVATION CYCLES / INNOVATIVE BUSINESS / SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинников А. В.

Статья посвящена проблеме инновационного развития предпринимательства. Показана роль инноваций в долгосрочном экономическом росте и перспективах их внедрения. На основе предварительного анализа, с учетом современной экономической ситуации в стране, предложен авторский инновационный механизм развития малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE MECHANISM OF SMALL BUSINESS'S DEVELOPMENT

The article is dedicated to the issue of entrepreneurship innovative development. The role of innovations in the long-term economic growth is shown, as well as the prospects of their introduction. Basing on preliminary analysis and taking into account the present economic situation in the country, the author proposes the innovative mechanism of small business's development.

Текст научной работы на тему «Инновационный механизм развития малого предпринимательства»

УДК 334.01

А.В. ОВЧИННИКОВ,

аспирант

Вятский социально-экономический институт

инновационный механизм развития малого предпринимательства

Статья посвящена проблеме инновационного развития предпринимательства. Показана роль инноваций в долгосрочном экономическом росте и перспективах их внедрения. На основе предварительного анализа, с учетом современной экономической ситуации в стране, предложен авторский инновационный механизм развития малого предпринимательства.

В эпоху глобального рынка и перехода России на постиндустриальный путь развития происходит переосмысление многих экономических явлений современного общества. Данные события затрагивают все сферы деятельности народного хозяйства. Ученые все в большей степени уделяют внимание вопросам роли малого предпринимательства и инноваций в развитии экономики [1; 2; 3; 4; 5].

Малый бизнес, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость, способствует решению проблем занятости населения, удовлетворению индивидуальных потребностей, мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы. Он обеспечивает здоровую конкуренцию, а также осуществляет значительный вклад в научно-технический прогресс.

Среда, в которой протекает предпринимательская деятельность, обусловлена внутренними и внешними связями, которые представлены в виде отношений между властными структурами, бизнесменами, научными и прочими организациями, вследствие чего одного желания создать бизнес часто бывает недостаточно. Для этого, по нашему мнению, необходимо создать систему взаимоотношений между государством, бизнесом и наукой, которые нередко в социально-экономической жизни общества функционируют обособленно друг от друга. Тем не менее соединение этих структур возможно благодаря организации деятельности инновационных механизмов предпринимательства.

В долгосрочной перспективе рост экономики невозможен без перехода ее на другой, более высокий качественный уровень развития. Процесс такого перехода происходит, прежде всего, посредством широкого внедрения инноваций во все сферы современной жизни. Однако в настоящее время в России активный инновационный процесс сталкивается с целым рядом проблем.

Разработка и внедрение инноваций в производство - очень трудный и дорогостоящий процесс, для осуществления которого даже крупным компаниям подчас не хватает финансово-экономических возможностей. Решение данной проблемы облегчается соединением устремлений власти, науки и бизнеса в единое усилие. Инновационные механизмы, имеющиеся сегодня в стране, отвечают лишь за отдельные циклы инновационного процесса. Соответственно существует необходимость соединения этих инновационных циклов в одну целостную систему, организации в итоге единой инновационной системы страны. Подобные системы уже созданы в ряде зарубежных стран (США, Канада, Япония и др.).

Премьер-министр РФ В.В. Путин, выступая 18 мая 2010 г. на общем собрании Российской академии наук, акцентировал внимание на том, что отечественный бизнес может и должен стать более чувствительным к инновациям. По его мнению, главной проблемой в модернизации российской экономики является неспособность реального сектора производить и внедрять новые технологии (инновации) в производство. Необходимым условием развития экономики инновационным путем является создание благоприятной

среды и реальных инновационных механизмов, в том числе стимулирующих развитие предпринимательства. Таким образом, перед учеными и бизнес-сообществом поставлена задача не только поиска механизмов создания и реализации тех или иных технических инноваций, но и инноваций в сфере технологии развития бизнеса в целом.

Анализ научной литературы, проведенный автором, показал, что на сегодняшний день существуют исследования, посвященные общим или частным вопросам формирования инновационных механизмов предпринимательства (Г. Громов (1988), П. Шеко (1999), А.А. Дагаев (2000), В.А. Колоколов (2002), Н.Л. Маренков (2005), М.А. Матвеева (2006), Т.М. Посталюк (2007)). Их значение в экономическом и социальном развитии современного общества не вызывает никаких сомнений (А.В. Куашева (2004), В.П. Часовской (2004), О.А. Плотникова (2006), В.Г. Басарева (2008), Е.Б. Крылова (2008)). Однако исследований, посвященных инновационным механизмам развития малого предпринимательства, пока явно недостаточно.

Как правило, описываемые в научной литературе инновационные механизмы (Г. Громов (1988), А.А. Дагаев (2000), Г.Д. Ковалев (2000), В.А. Колоколов (2002), М.А. Матвеева (200б), Е.Б. Крылова (2008)) отражают лишь один конкретный инновационный цикл, который способен обеспечить работу определенного промежутка инновационного пути. Так, например, для генерирования идеи, как первоначального и неизбежного рубежа создания инноваций, В.А. Колоколов предложил «механизм поиска», а для их распространения - «механизм технологического трансферта» и т.п. Но эти указанные механизмы начинают функционировать лишь тогда, когда необходимо провести разработку, внедрение или финансирование инновации для дальнейшей коммерциализации [3, с. 2-4]. В этом их недостаток.

По нашему мнению, необходимо создание соединительных элементов, способствующих объединению отдельных инновационных механизмов в единый непрерывный инновационный процесс. Таким элементом может быть, к примеру, виртуальный «банк бизнес-идей и бизнес-проблем», который соединил бы в себе все циклы инновационной деятельности.

Инновационный процесс, на наш взгляд, включает механизмы инициации творческой и инновационной активности не только научных или образовательных учреждений, но и населения в целом. Он мог бы пониматься именно так.

Предлагаемый автором инновационный механизм развития малого предпринимательства (далее - ИМРМП) решает вышеозначенную задачу. ИМРМП объединяет существовавшие ранее разрозненные инновационные элементы и механизмы в единое целое. Прежде такой подход не использовался и в доступной автору научной литературе не рассматривался. Он имеет ряд отличительных особенностей.

Во-первых, ИМРМП охватывает непосредственно весь комплекс инновационных циклов и задействованных в них механизмов.

Во-вторых, ИМРМП предназначен для обширной целевой аудитории (ученые, предприниматели, инвесторы, чиновники и т.п.).

В-третьих, работа ИМРМП осуществляется перманентно, независимо от текущей необходимости провести разработку, внедрение или финансирование инновации для дальнейшей коммерциализации.

В.А. Колоколов определил инновационный механизм как организационно-экономическую форму осуществления инновационной деятельности и способов ее проведения, поиска инновационных решений, а также рычаг стимулирования и регулирования этой деятельности. По мнению автора, любые инновационные механизмы должны формировать функциональное обеспечение. Оно заключается, во-первых, в помощи генерирования или поиска идей для будущих инноваций (бизнес-проектов), во-вторых, в упрощении процесса практического распространения новшеств с целью их коммерциализации, обеспечении соответствующих источников финансирования [3, с. 1-3].

С учетом всех стадий сетевой модели инновационного процесса [6, с. 25] и его функционального обеспечения, деятельность ИМРМП осуществляется в четыре этапа (рис. 1):

1) этап генерирования новшеств;

2) этап аккумулирования бизнес идей;

3) этап распространения новшеств;

4) этап коммерциализации новшеств.

— двусторонняя (обратная) связь между элементами механизма __ границы ТНТП, ПИП и инвестиционного поля

Рис. 1. Инновационный механизм развития малого предпринимательства (ИМРМП)

Ряд авторов (В.М. Аньшин, A.A. Дагаев, В.А. Колоколов, Л.Г. Кудинов, Н.В. Шелюбская) сходятся во мнении, что новшество - это потенциальная инновация, новое решение до его коммерциализации (практическое использование новшества, сопровождающееся его выходом на рынок) [2]. По нашему мнению, новшество - это «сырая» бизнес-идея, сформулированная лишь в уме человека, не нашедшая своего практического применения.

Инновация - это процесс, включающий в себя не только научно-техническое открытие и решение той или иной проблемы, но и всю технологическую цепочку практического воплощения инновационной идеи, вплоть до ее коммерческой реализации. Нет идеи - нет новшества. Таким образом, генерирование идей является первоначальным и ключевым этапом ИМРМП.

Возникновение идеи как явления в уме человека носит хаотичный и непредсказуемый характер. Невозможно планирование этого феномена. Если представить появление идеи как некую задачу, которую нужно решить, то для этого необходимо создать благоприятную среду, способствующую субъекту создать новшество. К примеру, на этом строится широко известная в нашей стране система ТРИЗ (теории решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера).

Новации (идеи) создаются благодаря взаимодействию и отлаженной работе двух взаимосвязанных элементов инновационного механизма, в который входят творческое научно-техническое и предпринимательское инновационное поля.

Творческое научно-техническое поле (далее -ТНТП) - это «площадка» развития творческого мышления, которая формирует общий интеллектуально-творческий фон в городе или регионе. Она образуется из свободного взаимодействия целого ряда разноплановых формализованных и неформализованных организаций, работу и взаимодействие которых инициирует управляющий центр. В его качестве может выступать соответствующий муниципальный департамент, отвечающий за работу в сфере инноваций или предпринимательства. ТНТП формируется из отделов НИРС вузов, советов молодых ученых, клубов технического творчества, интеллектуальных и дискуссионных клубов и т.п. Эти и другие творческие и научно-технические организации могут

существовать (и реально существуют) на базах высших и других профессиональных учебных заведений, муниципальных бизнес-инкубаторов, при предпринимательских ассоциациях и т.п.

Основная функция ТНТП заключается в стимулировании творчества вообще и научно-технического в частности, развитии навыков поиска новых идей (решений) и т.п. Цель ТНТП сводится к оказанию помощи населению, в первую очередь молодежи, в раскрытии и производительном применении их творческих способностей. Данное поле, как и все остальные, представляет собой комплекс независимых (исчезновение одного не ведет к исчезновению другого), но взаимодействующих между собой элементов.

В рамках первого этапа следует также выделить предпринимательское инновационное поле (далее - ПИП), в задачу которого входит не активизация творческого мышления вообще, а специализированное, целенаправленное развитие и обучение предпринимательскому, инновационному или изобретательскому мышлению. В ПИП создаются центры (школы) обучения предпринимательству и клубы молодых изобретателей (клуб инноваторов). В их задачи могли бы входить обучение «теории решения изобретательских задач» (ТРИЗ), проведение тренингов предпринимательского мышления, встречи с потенциальными инвесторами и т.п.

Для стимулирования развития экономики необходимо, в том числе, создание благоприятных условий для здоровой конкуренции. Появление нового, имеющего спрос продукта на «прилавках рынка» является сигналом тревоги для конкурирующих фирм. Адекватная реакция предпринимателей на данную ситуацию приводит к интенсивному росту производства.

По нашему мнению, для стимулирования конкуренции, развития экономики в целом и бизнеса в частности необходим следующий этап ИМРМП - аккумулирование бизнес-идей. Он подразумевает формирование информационного банка бизнес-идей и бизнес-проблем.

«Банк идей» - это общественная организация, зарегистрированная в Министерстве юстиции России. Такой «банк» регистрирует актуальные идеи и бизнес-проекты (новации) из любых областей человеческой деятельности (экономической, социальной и т.п.). Новшества могут публиковаться в

различных изданиях (научные журналы, альманахи, монографии) для общественного обсуждения и оценки их актуальности и значимости.

В нашем понимании, информационный «банк бизнес-идей и бизнес-проблем» должен быть не только реальной, но и виртуальной организацией, существующей в глобальной информационной сети (Интернет). В нем должны отражаться все циклы инновационной деятельности ИМРМП. В «банке» отсутствует управляющее звено - директор (менеджер), но существует «смотритель-координатор». Цель информационного «банка» состоит в том, чтобы открыть доступ всем желающим к новым методикам, способам организации труда, производства, технологиям и изобретениям. «Банк бизнес-идей и бизнес-проблем» также облегчает процесс изобретения новшеств, способствует их распространению, сокращает время поиска нужных патентов, упрощает процесс ведения бизнеса. Банк создается для исследования и реализации актуальных, общественно значимых идей и проектов. В электронной базе данных «банка» обязательно должен быть полный набор государственных стандартов, нормативно-правовых документов, относящихся к инновационной деятельности и к сфере бизнеса. Благодаря доступности информации, уменьшению времени поиска нужных документов (идеи, патенты, стандарты, бланки и т.п.), «банк» способствует становлению бизнеса, развитию конкуренции и продвижению инноваций в частности.

Сотрудничество информационных «банков» различных регионов позволит всем подразделениям, включенным в состав ИМРМП, вступить в «глобальную виртуальную организацию», что расширит границы возможностей ее членов и поможет отследить инновационное развития предприятий. Главным в таком сотрудничестве является организация новых малых фирм в регионах и по стране в целом.

Идеи, полученные на ТНТП и ПИП, хранятся в информационном «банке», принадлежат их участникам (студенты, аспиранты, молодые ученые и их руководители). В большинстве случаев они не в состоянии претворить на практике свои теоретические проекты (разработки). Этап распространения новшеств и решает проблему практической реализации этих проектов. Любой человек, способный реализовать какой-либо коммерческий проект,

может воспользоваться электронной базой данных «банка идей», заключить договор с лицом, зарегистрировавшим идею как интеллектуальную собственность, и приступить к ее осуществлению.

Ключевым моментом бизнес-процесса, а также развития инновации является привлечение инвесторов для коммерческой реализации конечного продукта. С этой точки зрения, нами и рассматривается последний и необходимый этап коммерциализации новшеств. Этот этап особенно значим для лиц, которые не в силах воплотить собственные коммерческие идеи в жизнь из-за нехватки материальных средств или капитала для получения нужного кредита (рассрочки, суды и т.п.). Коммерциализация новшеств осуществляется внутри «инвестиционного поля» (далее - ИП).

Представители ИП занимаются непосредственно изучением мировой (государственной, региональной и т.п.) ситуации на рынке, проводят полный анализ эффективности и доходности предприятий, потребительской способности населения, выявляют проблемы развития предпринимательства во всех сферах народного хозяйства. В состав ИП должны входить венчурные фонды, «бизнес-ангелы», центры развития малого инновационного предпринимательства. Элементы ИП занимаются рассмотрением и финансированием бизнес-планов и других коммерческих идей, из которых можно получить какую-либо выгоду. В функцию ИП входит обязательное проведение конкурсов по поддержке предпринимательских и инновационных проектов (КППП).

Таким образом, ИП способствует формированию предпринимательской силы населения, увеличению выживаемости фирм на первых этапах их становления и сокращения для бизнесменов процесса поиска инвесторов.

Все этапы ИМРМП взаимодействуют и скоординированы на достижение одной цели - развитие малого предпринимательства на территории того или иного региона и страны в целом.

Предпринимательское инновационное поле взаимодействует и частично «сливается» с творческим научно-техническим полем. на стыке двух полей образуется самостоятельный структурный элемент. Главной его функцией является отбор актуальных, коммерчески выгодных идей и передача их на дальнейшее хранение в «банк бизнес-идей» для последующей реализации.

В информационный «банк бизнес-идей и бизнес-проблем» поступает информация с «форсай-тинг клубов» и «бизнес-инкубаторов» (структурный элемент на стыке пересечения ПИП и ТНТП) в виде коммерческой идеи, нового изобретения или любого другого объекта интеллектуальной собственности. В «банке» информация распределяется по электронной базе данных и хранится до морального устаревания новшества, после чего автоматически удаляется. После распределения идея в виде новой технологии поступает на рассмотрение к практикам-специалистам (бизнесменам) на последующий этап практической реализации новшества. Параллельно бизнес-идеям в информационном «банке» также существует электронная база данных бизнес-проблем, которые, в свою очередь, посылаются с ИП и от индивидуальных предпринимателей. Данная информация хранится в банке до момента передачи ее в «форсайтинг-клубы» и «бизнес-инкубаторы», где она детально анализируется и обрабатывается, после чего перенаправляется в виде рекомендаций и наставлений в ТНТП и ПИП. С «банком» взаимодействуют федеральные и региональные научно-исследовательские институты.

Таким образом, организация деятельности ИМРМП способствует формированию бизнеса путем комбинированного соединения устремлений власти, науки и предпринимательства в единое усилие. Данные условия достигаются путем кооперации инновационных циклов в общую инновационную систему. Все элементы ИМРМП непосредственно контактируют, дополняют, взаимно поддерживают друг друга - от возникновения идеи до ее коммерческой реализации, то есть работа механизма протекает целостно, как единый непрерывный поток. Также механизм может способствовать развитию инновационной инфраструктуры, выпуску высокотехнологичной продукции, всесторонне поддерживать инновационно-ориентированные предприятия и вести их статистику.

Список литературы

1. Дагаев А.А. Рычаги инновационного роста // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - № 5.

2. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития / A.A. Дагаев, В.А. Колоколов, В.М. Аньшин и др. - М.: Дело. - 2007. - 584 с.

3. Колоколов В.А. Инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - № 1.

4. Ляшенко М.В. Тенденции развития малого предпринимательства // Регион. - 2003. - № 3. - С. 163-174.

5. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство: учеб. пособие. - М.: ИНФРА - М, 1997. - 240 с.

6. Дроговоз П.А. Новый путь. Эволюция моделей инновационного процесса и современная классификация инноваций // Креативная экономика. - 2007. - № 7. - С. 24-25.

7. Громов Г. Инновационный механизм: зоны риска // НТР. - 1988. - № 3.

8. шеко П. Инновационный хозяйственный механизм. // Проблемы теории и практики управления. - 1999. - № 2. -С. 71-78.

9. Маренков Н.Л., Золотарева М.А. Инновации в России: учеб. пособие. - М.: Флинта: МПСИ, 2005. - 320 с.

10. Матвеева М.А. Механизмы управления инновационной деятельностью в экономических системах // Инновации. Инвестиции. - 2006. - № 3(7).

11. Посталюк Т.М. Механизм обеспечения инновационных отношений в современной экономике // Вестник ТИСБИ. - 2007. - № 3.

12. Куашева А.В. Совершенствование организационно-экономического механизма развития малого предпринимательства: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Нальчик, 2004.

13. Часовской В.П. Методы формирования организационно-экономического механизма развития малого пред-принимательств: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2004.

14. Плотникова О.А. Малое предпринимательство и его роль в обеспечении развития национальной экономики Российской Федерации. - М., 2006. - 216 с.

15. Басарева В.Г. Взаимосвязь между уровнем жизни населения и развитием малого бизнеса // Регион: экономика и социология. - 2008. - № 3.

16. Крылова Е.Б. Взаимообусловленность развития малого предпринимательства и занятости населения // Экономика и управление. - 2008. - № 1.

17. Ковалев Г. Д. Инновационные коммуникации. - М.: ЮНИТИ., 2000. - 288 с.

В редакцию материал поступил 23.09.10

Ключевые слова: инновации, инновационный механизм, инновационные циклы, инновационное развитие, малое предпринимательство, инновационное предпринимательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.