Научная статья на тему 'Креативная компетенция преподавателя системы высшего образования МВД России'

Креативная компетенция преподавателя системы высшего образования МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ / CREATIVE COMPETENCE / CONDITIONS OF FORMATION / LECTURERS EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION THE INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомина Анна Михайловна

В статье исследуется сущность креативной компетенции и ее составляющих, анализируется содержание компонентов, характеризующих творческую индивидуальность педагогического работника организации высшего образования МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE COMPETENCE OF THE LECTURER OF HIGHER EDUCATION THE INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA

In the article the essence of pedagogical creativity and its components, the components analyzed content characterizing creative individuality of teaching staff of the educational organization of higher education formed the Interior Ministry of Russia.

Текст научной работы на тему «Креативная компетенция преподавателя системы высшего образования МВД России»

в разных формах (индивидуальной, групповой, в форме деловой игры и т. д.), что позволит повысить уровень профессионально-коммуникативной компетенции будущих специалистов в области юриспруденции и будет способствовать развитию эффективных отношений как среди коллег, так и в профессиональной сфере. Преподаватели юридической психологии имеют наибольшие возможности для оказания такой помощи будущим специалистам в области юриспруденции, которые, в свою очередь, полученный опыт могут использовать в дальнейшей профессиональной деятельности.

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р. — URL: http://www.stgau.ru/cuko/docs/ koncepcija1620.pdf.

2. Амплеева В. В., Сурнин Д. И. Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов в вузе // Молодой ученый. — 2012. — № 3. — С. 399-405.

3. Григорьев В. И., Давиденко Д. Н., Чистяков В. А. Государственный образовательный стандарт — стабилизационный инструмент развития физической культуры в вузах // Ученые записки университета им. П. Ф. Лес-гафта. — 2011. — № 4 (74).— С. 40-48.

4. Даниличева Т. П., Караваев А. Ф. Коммуникативные навыки сотрудников УИС как фактор успешного профессионального развития // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2003. — № 2 (20). — С. 44-47.

5. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг. — М. : Гарда-рики, 2003. — С. 24-27.

6. Зникина Л. С. Профессионально-коммуникативная компетенция как фактор повышения качества образования менеджеров : автореф дис. ... д-ра пед. наук. — Кемерово, 2005. — 48 с.

7. Ильина Т. А. Составляющие психолого-педагогической подготовки слушателей к профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2005. — № 2 (24). — С. 17-18.

8. Проблема формирования профессионально важных качеств в процессе получения профессионального образования / Н. Е. Колесник, Ю. Ю. Грибова, С. В. Ава-ряскин, И. А. Соболева // Молодой ученый. — 201 5. — № 7. — С. 780-782.

9. Марищук В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств : дис. . д-ра психол наук. — Л., 1982. — 385 с.

10. Молоканова А. В. Профессионально-психологические качества следователя и их развитие в высшем образовательном учреждении МВД России : дис.. канд. пси-хол. наук. — М., 2000. — 198 с.

11. Тимохина Е. В. Модель формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. — 201 5. — № 1-1. — URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=17801.

УДК/UDC 373.24

А. М. Фомина A. Fomina

КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ

CREATIVE COMPETENCE OF THE LECTURER OF HIGHER EDUCATION THE INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA

В статье исследуется сущность креативной компетенции и ее составляющих, анализируется содержание компонентов, характеризующих творческую индивидуальность педагогического работника организации высшего образования МВД России.

In the article the essence of pedagogical creativity and its components, the components analyzed content characterizing creative individuality of teaching staff of the educational organization of higher education formed the Interior Ministry of Russia.

Ключевые слова: креативная компетенция, научно-педагогические работники организаций высшего образования МВД России.

Keywords: creative competence, conditions of formation, lecturers (research and teaching staff) educational institutions of higher education the Interior Ministry of Russia.

Принятие нового закона об образовании в нашей стране позволяет утверждать, что понятием «компетентность» сегодня измеряется результат образования. Актуальность распространения компетентностного подхода в современной науке исследователи связывают с потребностью современного человека действовать, принимать решение, а не просто знать.

В контексте профессиональной компетентности преподавателя организации

высшего образования мы говорим о составляющих ее компетенциях, среди которых ключевое место, по мнению преподавателей и адъюнктов организаций высшего образования системы МВД России, отводится так называемой креативной компетенции. Новый закон об образовании регламентирует качественные изменения, среди которых важное значение отводится формированию креативной личности, готовой к саморазвитию, самостоятельному добыванию знаний, к эффективному их применению в учебной и профессиональной деятельности. В Национальной доктрине образования Российской Федерации (2000-2025 гг.) провозглашена идея необходимости творческого развития личности. В современном обществе «формируется запрос на массовость креативных, исследовательских, проектных компетенций, которые до сих пор рассматривались как эли-тарные...»1.

Активный интерес к изучению креативности зафиксирован в педагогической и психологической науках во второй половине XX в. В 1922 г экономист Д. Симпсон ввел понятие «креативность» в научный обиход в значении «способность человека отказываться от стереотипных способов мышления». В словарях заимствований понятие «креативность» (от лат. creation — создание, сотворение) является синонимичным выражению «способность к творчеству».

В статье мы рассматриваем креативную компетенцию преподавателя как инте-гративное свойство личности (Т. А. Барыше-ва. Ю. А. Жигалов), проявляющееся чертами продуктивного оригинального мышления (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Е. Торренс) в определенной обстановке социального взаимодействия (Д. Джонсон).

Педагогическая энциклопедия 1968 г. издания дает толкование понятию творчества с точки зрения следующих его составляющих:

— чуткость в наблюдении за явлениями;

— избирательное запоминание важного, существенного;

— волевое напряжение, реализуемое в настойчивом, постоянном поиске ответа на поставленный вопрос;

— эмоциональный подъем, выражающийся в особом состоянии, именуемом вдохновением.

Педагогическая креативность в «Педагогике творчества» сторонника антропологического подхода в педагогическом образовании В. А. Сластенина определяется как способность к творчеству в значении ставить и оригинально решать педагогические проблемы и задачи, ориентироваться в педагогических условиях и предвидеть результаты. При этом решающая роль в творческом процессе отводится мыслительной деятельности педагога, в рамках которой успешно соотносятся логическое мышление и воображение.

На наш взгляд, овладение креативной компетенцией предполагает две стороны — объективную и субъективную. С объективной точки зрения оценить сформированность креативной компетенции можно продуктом творчества — научным открытием. С субъективной точки зрения креативная компетенция определяется самим процессом творчества, независимо от новизны конечного продукта.

Уже в начале XX в. ученые предприняли попытку осмысления педагогического процесса как творческого. Говоря современным языком — без сформированности креативной компетенции педагога процесс обучения невозможен.

Практика свидетельствует, что только творчески компетентные преподаватели формируют личность обучающегося и делают его хорошим специалистом. Еще в XIX в. К. Д. Ушинский писал о том, что образование и воспитание в первую очередь основываются на личности педагога-воспитателя. «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер...»2.

Сформированность креативной компетенции преподавателя невозможна без наличия у преподавателя педагогического идеала и творческой индивидуальности. Педагогический идеал проявляется в осознании преподавателем своего предназначения в достижении целей образования, в требовательности к себе в соответствии с поставленными целями и в видении им себя как главной фигуры пе-

1 Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики. Материал для обсуждения / Я. И. Кузьминов, И. М. Реморенко, Б. Л. Рудник, И. Д. Фрумин, Л. И. Якобсон, А. Е. Волков // Вопросы образования. — 2008. №1. — С. 32-64.

2 Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собр. соч. в 11 т. — М., 1950. — Т. 8. — С. 35.

дагогического процесса. «Видение себя ключевой фигурой в педагогическом процессе помогает преподавателю определить характер взаимоотношений с обучающимися и коллегами, т. е. характеризует целостное отношение педагога к своей деятельности. В этом и проявляется его идеал»3. Каждому человеку нужен идеал, иначе человек не будет развиваться. Идеал педагога должен быть более высоким, потому что призван воспитывать, брать ответственность. Его основу, на наш взгляд, должны составлять высокая общая культура и способность создавать оригинальное, новое. Присутствие идеалов в жизни преподавателя формирует у него активную жизненную позицию к конструктивным преобразованиям в рамках образовательного процесса. «Любое педагогическое преобразование, по утверждению ученых, обязательно включает в себя творческое начало, ибо сама преобразуемая личность всегда уникальна и неповторима. Как только педагог уходит от задач преобразования и ограничивается информационной и «мероприятийной» стороной дела, то он уходит от творчества»4.

Активная деятельность преподавателя образовательной организации высшего образования ведет от незнания к знаниям и научным открытиям. Таким образом, все, что педагог знает, чему научился, что создал, непосредственно связано с его педагогическим идеалом.

Второй маркер сформированности креативной компетенции — творческая индивидуальность преподавателя. По мнению абсолютного большинства педагогов, творческая индивидуальность — понятие многоаспектное. К основным ее компонентам условно относятся мировоззренческий, профессиональный, этический и эстетический компоненты.

Формирование творческой компетенции начинается, на наш взгляд, с целенаправленной квалифицированной психолого-педагогической подготовки начинающего преподавателя. Для решения задач такой подготовки, а также повышения квалификации преподавателей высшей школы МВД в этом направлении необходимо разработать адекватные требованиям образовательных стандартов третьего поколения учебные программы для подготовки преподавателей-исследователей

на факультетах подготовки научно-педагогических кадров и в адъюнктурах, а также в институтах повышения квалификации и школах педагогического мастерства. Таким образом, в образовательном процессе необходимо уделить большее внимание, с одной стороны, воспитанию нравственных идеалов преподавателей системы МВД России, с другой — компетентностно-ориентированным практикумам и другим активным методам обучения, способствующим развитию креативных способностей.

Обобщая результаты констатирующего этапа эмпирического исследования уровня сформированности креативной компетенции преподавателей высшей школы на выборке адъюнктов и профессорско-преподавательского состава Академии управления МВД России и Санкт-Петербургского университета МВД России, следует отметить, что творчество как ценность не имело для адъюнктов очной формы обучения высокой степени значимости и не являлось идеалом профессиональной деятельности. В то время как для большинства научно-педагогических работников со стажем педагогической деятельности больше 15 лет средний показатель осознания ценности креативной компетенции составил 0,98 балла из возможных значений до одного. На формирующем и контрольном этапах в группах адъюнктов были зафиксированы рост интереса к педагогическому творчеству и положительная динамика в отношении осознания ценности овладения креативной компетенцией. По показателю «осознание творчества как ценности» разница значений на контрольном этапе между экспериментальной и контрольной группами адъюнктов составила 1,79, тем самым подтвердив значимость полученных результатов.

Основываясь на результатах исследования и точке зрения, согласно которой креативная компетенция определяется самим процессом творчества, можно выделить следующие этапы формирования креативной компетенции:

1) рождение педагогической идеи (формирование интереса к педагогической деятельности), ее анализ и оценка;

2) воплощение педагогического замысла в процессе обучения и воспитания;

3 И. В. Горлинский. Педагогическое творчество преподавателя и пути его развития // Известия МЦ ПО и КНИ при ГУК МВД РФ. — 1997. — № 2. — С. 152-158.

4 Там же.

3) самоанализ и оценка достигнутых результатов и сопоставление результатов с критериями, определяющими субъективную сторону педагогического творчества, а также самоутверждение в профессии через включение в исследовательскую и проектную работу по профилю деятельности, т. е. достижение объективной стороны педагогического творчества.

Формирование и развитие креативной (творческой) компетенции — комплексная задача. С одной стороны, она может быть решена при помощи осознаваемых психических процессов, основу которых составляют конкретные знания и навыки. Второй путь предполагает, в основном, участие подсознания и интуиции.

В завершении следует сказать о том, что современный научно-педагогический работник на каждом этапе профессиональной деятельности включается в решение всего ком-

плекса педагогических задач, для решения которых требуется использование всей совокупности компетенций, составляющих его профессиональную компетентность.

Брякова И. Е. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза [Электронный ресурс]. — URL:http://www. ceninauku.ru/.

Горлинский И. В. Педагогическое творчество преподавателя и пути его развития. // Известия МЦ ПО и КНИ при ГУК МВД РФ. — 1997. — № 2. — С. 152-158. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб.: Питер, 2011. — 448 с. Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики. Материал для обсуждения / Я. И. Кузьминов, И. М. Реморенко, Б. Л. Рудник и др. // Вопросы образования. — 2008. — №1. — С. 32-64.

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собр. соч. : в 11 т. — М., 1950. — Т 8. — С. 35.

Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. — М. : Флинта, 1997. — 224 с.

УДК/UDC 378

О. Н. Валеева O. Valeeva

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА

METHODOLOGICAL BASIS OF STUDENTS' PERSONAL-PROFESSIONAL IMAGE FORMATION

В статье представлен анализ научных подходов к формированию личностно-профессио-нального имиджа студента. С позиции лич-ностно ориентированного и акмеологического подходов показана взаимосвязь формирования личностно-профессионального имиджа студента с качеством профессиональной подготовки будущих специалистов в современных условиях, учитывающей требования работодателей и рынка труда.

The article presents the analysis of scientific approaches to the formation of students' personal-professional image. From the perspective of student-centered and acmeological approaches the interrelation of students' personal-professional image formation with future specialists' training quality in the modern conditions is shown to reflect the requirements of employers and the labour market.

Ключевые слова: имидж, личность, лич-ностно ориентированный подход, акмеологи-ческий подход, деятельность преподавателя, самореализация.

Keywords: image, personality, person-oriented approach, acmeological approach, teaching, self-realization.

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в государственной образовательной политике. В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. зафиксировано: «В настоящее время в молодежной среде существует целый комплекс проблем, который сдерживает ее развитие и приводит к снижению репродуктивного, интеллектуального и экономического потенциала российского обще-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.