у работников соответствующих умений и навыков самовоздействия с целью предотвращения развития стресса, предупреждения тревожных состояний и психического напряжения. Наряду с программами по повышению степени физической тренированности все чаще развитие стрессоустойчивости достигается с помощью различных методов психической саморегуляции: аутогенной тренировки, биологической обратной связи и медитации.
Нами составлен обобщенный психологический портрет стрессоустойчивой личности: духовность; оптимизм; чувство юмора; волевые качества (настойчивость, решительность, инициативность и др.); доброжелательность; самообладание; самоконтроль; адекватная самооценка; самоуважение; отсутствие склонности к конфликтному поведению; невысокий уровень тревожности; отсутствие агрессивных тенденций; общительность; профессиональная устойчивость.
Таким образом, необходима разработка новых акмеологических средств преодоления стрессовых состояний у работников частных охранных предприятий, с учетом выявленной системы детерминант.
Литература
[1] Агапов В.С. Системное изучение Я-концепции субъекта в российской психологии // Акмеология. 2013. №1. С.27-30
[2] Гаражеев И.М. Акмеологические детерминанты преодоления стрессовых состояний у работников частных охранных предприятий // Развитие концепции Я и самости субъекта познания, общения и деятельности: Сборник статей / Под ред. В.С. Агапова, Я.В Артемовой и Т.И. Сытько. - СПб.: Контраст, 2013. - С.55-58
[3] Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М.: РАГС, 2003.
[4] Китаев-Смык Л.А. Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти. - М.: Смысл, 2012.
[5] Лазарус Р. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья, под. Ред. Р. Калимо и др. -ВОЗ, Женева: 1989, С. 121 - 125
[6] Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Физиологические и психологические реакции, под. Ред. Л.Леви. - Л.: «Медицина», 1970. - С. 178-208
[7] Lasarus R., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer, 1984.
Гильмутдинова Р. У. КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЕЕ СТРУКТУРА
Термин «креативная компетентность» связан с актуальными на современном этапе образования подходами к подготовке специалистов нового времени.
Первым понятие «креативная компетентность» в научный обиход ввел Р.Эпстайн, ко -торый характеризует данный феномен как готовность адаптивно применять полученные знания, дополнять систему знаний самостоятельно и стремление к самосовершенствованию. [10]
И.Е Брякова определяет креативную компетентность как интегральное многофакторное качество личности, обусловливающее на профессиональной основе развитие и саморазвитие литературно-творческих и собственных творческих способностей личности. [2] При рассмотрении понятия «креативность», автор отмечает, что креативность в профессио-
нальной педагогике - это способность к творчеству, принятию и созданию нового, нестандартному мышлению, генерированию большого числа оригинальных и полезных идей [1].
А.М. Давтян представляет креативную компетентность учащихся как теоретическую и практическую готовность действовать творчески в различных ситуациях. Личностные образования, включающие в себя систему обобщенных знаний, умений и навыков, обладающих свойством широкого переноса, эрудицию в той или иной области, а также теоретическую и практическую готовность эффективно действовать в этой области [4].
Согласно А.Г. Нафиевой, креативная компетентность специалиста - это устойчивое свойство личности, выражающееся в согласовании знаний, умений, личностных качеств и опыта релятивного процесса создания нового [6].
Вслед за О.В.Соловьевой и Л. А. Халиловой, Т.В.Бугайчук, и С.Л.Янбых полагают, что креативная компетентность включает систему знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых для творчества [3].
Креативная компетентность студента в интерпретации Н.А.Тимофеевой, является интегральным многофакторным качеством личности, обусловливающим на профессиональной основе развитие творческих способностей школьников и саморазвитие собственных творческих способностей студентов. Это самостоятельное личностное образование, находящееся в сложных диалектических связях с профессиональной компетентностью, предполагающих возможность, как совпадения, так и расхождения с ней [8].
А.Г.Шумовская трактует креативную компетентность личности как способность к творческой деятельности, обусловленная владением собственно креативной, командной и коммуникативной компетенциями по генерированию идеи, созданию нового, творческому решать различного рода задач и т.п. В своем определении автор делает акцент на способность (компетентность) личности создавать новое (креативность) [9].
На основе вышеизложенных мнений авторов относительно сущности креативной ком -петентности, нами выведено интегративное определение понятия:
Креативная компетентность - это многофакторное качество личности, система интеллектуальных, эмоциональных, нравственных, волевых и пр. знаний, умений, навыков, личностных качеств и опыта личности, обусловливающих развитие творческих способностей человека и позволяющих на принципиально новом уровне генерировать множество оригинальных, нестандартных и полезных идей и продуктов, а так же их адаптивность, теоретическая и практическая готовность человека действовать творчески в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Некоторые определения понятия «компетентность» обусловливают необходимость включения в структуру компетентности определенных характеристик мышления, в частности, творческих характеристик, обеспечивающих способность экстраполировать знания и умения в новые области их применения, самостоятельность в принятии решений, способность к разрешению проблем.
Различные авторы так же включают в состав компетентности: компетенции, охватывающие способности, готовность познания и отношения (образы поведения), необходимые для выполнения деятельности (В.И.Байденко); способности и умения выполнять определенные трудовые функции (А.К.Маркова); готовность и способность к деятельности, а так же ряд личностных качеств (О.М.Атласова).
По И.А.Зимней, каждая компетентность включает в свою структуру пять компонентов:
а) готовность к проявлению компетентности (личностного свойства) в деятельности и поведении человека (мотивационный аспект);
б) знание средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществления правил и норм поведения, то есть владение содержания компетентности (когнитивный аспект);
в) опыт проявления компетентности (реализации знаний, умений) в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект);
г) отношение к процессу, содержанию и результату компетентности и объекту ее приложения, личностная значимость (ценностно-смысловой аспект);
д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности в деятельности (эмоционально-волевой аспект) [5].
По мнению Бряковой И.Е. креативная компетентность объединяет мотивационный, ког -нитивный, операциональный, аксиологический, рефлексивный компоненты, обусловливающие умение продуктивно решать профессиональные задачи, достигая при этом максимальной эффективности, результативности, успешности. В диссертационном исследовании, структуру креативной компетентности филолога автор раскрывает через специфические креативные компоненты следующих компетенций: филологической (литературоведческой, языковой и лингвистической), культурологической, психолого-педагогической, методической [2].
О.В.Соловьева и Л.А.Халилова в структуре креативной компетентности выделяют следующие качества: способность к творчеству, к решению проблемных задач; изобретательность; гибкость и критичность ума, интуицию, самобытность и уверенность в себе; способность ставить и решать нестандартные задачи, способность к анализу, синтезу и ком -бинированию, способность к переносу опыта, предвидению и др.; эмоционально-образные качества: одухотворенность, эмоциональный подъем в творческих ситуациях; ассоциативность, воображение, чувство новизны, чуткость к противоречиям, способность к эмпатии (эмпатийность); проницательность, умение видеть знакомое в незнакомом; преодоление стереотипов; склонность к риску, стремление к свободе [7].
На основе анализа изученной литературы, структуру креативной компетентности бакалавров мы видим в единстве следующих компонентов:
1) Когнитивный компонент. Приобретение необходимых теоретических знаний в процессе активной поисково-познавательной деятельности, обращенной к различным областям и источникам знаний и наличие интеллектуальных качеств. Включает в себя: способность к синтезу, анализу, сравнению, прогнозу; способность ставить и решать нестандартные, проблемные задачи; развитое дивергентное мышление; сформированность базовых знаний, умений; способность к отбору и применению методик, адекватных целям и ситуациям; умение извлекать необходимую информацию из окружающей среды; семантическая гибкость; образная адаптивная гибкость; способность к переносу опыта; боковое мышление.
2) Волевой компонент. Преодоление внешних и внутренних препятствий для достижения цели. Составляющими волевого компонента являются: независимость; настойчивость; способность к преобразованию; открытость новому опыту; способность идти на риск; умение доводить дело до конца; ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне; преодоление стереотипов; стремление к свободе; способность самостоятельно принимать решения.
3) Эмоциональный компонент. Регулирование и оптимизация деятельности на сознательном и бессознательном уровне. Данный аспект объединяет: умеренная чувствительность; экспрессивность; эмоциональная устойчивость; чувство новизны; чуткость и терпимость противоречий.
4) Мотивационный компонент представлен в виде пускового механизма для активизации психики, ее настройки и мобилизации на предстоящую деятельность; наличие мотивации к осознанному и качественному осуществлению собственной творческой деятельности. Мотивационный компонент включает в себя: стремление к самореализации; мотивация достижения успеха; сформированность мировоззрения; готовность к актуализации; реалистический уровень притязаний; ценностные ориентации; благоприятные условия окружающей среды; внутренняя мотивация
5) Деятельностный компонент это реализация совокупности знаний, умений, навыков, творческого опыта и личностных качеств в деятельности; содержит набор операций и способов, с помощью которых осуществляется достижение осознанной цели деятельности, а именно: способность находить решение в нестандартных ситуациях; гибкость поведе-
ния и мышления; активность; толерантность к неопределенности; уверенность; владение основными способами и средствами хранения и переработки информации; адаптивность; оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей.
6) Рефлексивный компонент подразумевает наличие таких качеств как объективная оценка себя и своей деятельности; самоконтроль; критичность оценки достигнутого; самоуважение; развитая интуиция; развитое самосознание; внутренний локус контроля; прогнозирование результатов своей деятельности.
Выделение сущностных признаков и структуры креативной компетентности делают возможным дальнейшее исследование данного феномена, выделение критериев, показателей и уровней сформированности, а так же разработку программ и методов по развитию данного качества личности.
Литература
[1] Брякова И.Е. Готовность студентов к развитию творческих способностей учеников как аспект формирования креативной компетентности будущих учителей-словесников. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. - 188 с.
[2] Брякова И.Е. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза: Автореф дис. ... д-ра. пед. наук.: 13.00.02 / Брякова Ирина Евгеньевна. - СПб. 2010. - 182с. [Электронный ресурс] // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. URL: http://www.dissercat.com/content/metodicheskaya-sistema-formirovaniya-kreativnoi-kompetentnosti-studentov-filologov-pedagogic#ixzz2e8UvZYaa (дата обращения 11.08.2013)
[3] Бугайчук Т.В., Янбых С.Л. Характеристика креативной компетентности преподавателя высшей школы [Электронный ресурс] // ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского». URL: yspu.org/images/d/d1/Креативная_компетент-ность^^ (дата обращения 7.09.2013)
[4] Давтян А.М. Формирование креативной компетентности учащихся в условиях школьного дополнительного образования: методические рекомендации для учителей. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2006. - 51с.
[5] Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. N 5. С. 35-41.
[6] НафиеваА.Г. Креативная компетентность педагога: теоретический аспект. [Электронный ресурс] // Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы III Международной научно-практической конференции. - Невинномысск: НИЭУП, 2010. Том I: Культурология. Педагогика. - C. 315. URL: http://lib.znate.ru/docs/index-127373.html7page = 75 (дата обращения 1.09.2013)
[7] Соловьева О.В., Халилова Л.А. Креативность в структуре педагогического мышления будущих преподавателей высшей школы. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электронный научный журнал. 2010. №2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения 2.05.2012)
[8] Тимофеева Н.А. Креативная компетентность в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза. [Электронный ресурс] // Преемственность в образовании. 2012. №2(11). URL: http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/31-2012-god/2112012/tekhnologii-ot-detskogo-sada-do-vuza/276-kreativnaya-kompetentnost-v-professionalnoj-podgotovke-studentov-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения 6.09.2013)
[9] Шумовская А.Г. Командная работа как условие формирования креативной компетентности будущего педагога. [Электронный ресурс] // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2011, №1. URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/ files/rar/nafievaag.pdf
[10] Epstein, R. (1990). Generativity theory and creativity. In M. A. Runco & R. S. Albert (Eds.), Theories of creativity (pp. 116-140). Newbury Park, CA: Sage Publications; Cresskill, NJ: Hampton Press. 2005