Научная статья на тему 'Креативная компетентность и ее структура'

Креативная компетентность и ее структура Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2081
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / СТРУКТУРА / COMPETENCE / CREATIVITY / STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильмутдинова Рада Уеловна

В статье приводятся определения понятия «креативной компетентность», данные различными исследователями, представляется интегральное определение данного феномена, предложенное автором. На основе анализа имеющихся представлений о структуре креативной компетентности, автор предлагает свое видение составляющих компонентов данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative competence and its ITS structure

The article contains different researchers ’ definitions of the notion “creative competence” and represents the author ’s integrated interpretation of this phenomenon. Based on the analyses of existed conceptions, the author also gives his point of view to the structure of creative competence.

Текст научной работы на тему «Креативная компетентность и ее структура»

у работников соответствующих умений и навыков самовоздействия с целью предотвращения развития стресса, предупреждения тревожных состояний и психического напряжения. Наряду с программами по повышению степени физической тренированности все чаще развитие стрессоустойчивости достигается с помощью различных методов психической саморегуляции: аутогенной тренировки, биологической обратной связи и медитации.

Нами составлен обобщенный психологический портрет стрессоустойчивой личности: духовность; оптимизм; чувство юмора; волевые качества (настойчивость, решительность, инициативность и др.); доброжелательность; самообладание; самоконтроль; адекватная самооценка; самоуважение; отсутствие склонности к конфликтному поведению; невысокий уровень тревожности; отсутствие агрессивных тенденций; общительность; профессиональная устойчивость.

Таким образом, необходима разработка новых акмеологических средств преодоления стрессовых состояний у работников частных охранных предприятий, с учетом выявленной системы детерминант.

Литература

[1] Агапов В.С. Системное изучение Я-концепции субъекта в российской психологии // Акмеология. 2013. №1. С.27-30

[2] Гаражеев И.М. Акмеологические детерминанты преодоления стрессовых состояний у работников частных охранных предприятий // Развитие концепции Я и самости субъекта познания, общения и деятельности: Сборник статей / Под ред. В.С. Агапова, Я.В Артемовой и Т.И. Сытько. - СПб.: Контраст, 2013. - С.55-58

[3] Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М.: РАГС, 2003.

[4] Китаев-Смык Л.А. Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти. - М.: Смысл, 2012.

[5] Лазарус Р. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья, под. Ред. Р. Калимо и др. -ВОЗ, Женева: 1989, С. 121 - 125

[6] Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Физиологические и психологические реакции, под. Ред. Л.Леви. - Л.: «Медицина», 1970. - С. 178-208

[7] Lasarus R., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer, 1984.

Гильмутдинова Р. У. КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЕЕ СТРУКТУРА

Термин «креативная компетентность» связан с актуальными на современном этапе образования подходами к подготовке специалистов нового времени.

Первым понятие «креативная компетентность» в научный обиход ввел Р.Эпстайн, ко -торый характеризует данный феномен как готовность адаптивно применять полученные знания, дополнять систему знаний самостоятельно и стремление к самосовершенствованию. [10]

И.Е Брякова определяет креативную компетентность как интегральное многофакторное качество личности, обусловливающее на профессиональной основе развитие и саморазвитие литературно-творческих и собственных творческих способностей личности. [2] При рассмотрении понятия «креативность», автор отмечает, что креативность в профессио-

нальной педагогике - это способность к творчеству, принятию и созданию нового, нестандартному мышлению, генерированию большого числа оригинальных и полезных идей [1].

А.М. Давтян представляет креативную компетентность учащихся как теоретическую и практическую готовность действовать творчески в различных ситуациях. Личностные образования, включающие в себя систему обобщенных знаний, умений и навыков, обладающих свойством широкого переноса, эрудицию в той или иной области, а также теоретическую и практическую готовность эффективно действовать в этой области [4].

Согласно А.Г. Нафиевой, креативная компетентность специалиста - это устойчивое свойство личности, выражающееся в согласовании знаний, умений, личностных качеств и опыта релятивного процесса создания нового [6].

Вслед за О.В.Соловьевой и Л. А. Халиловой, Т.В.Бугайчук, и С.Л.Янбых полагают, что креативная компетентность включает систему знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых для творчества [3].

Креативная компетентность студента в интерпретации Н.А.Тимофеевой, является интегральным многофакторным качеством личности, обусловливающим на профессиональной основе развитие творческих способностей школьников и саморазвитие собственных творческих способностей студентов. Это самостоятельное личностное образование, находящееся в сложных диалектических связях с профессиональной компетентностью, предполагающих возможность, как совпадения, так и расхождения с ней [8].

А.Г.Шумовская трактует креативную компетентность личности как способность к творческой деятельности, обусловленная владением собственно креативной, командной и коммуникативной компетенциями по генерированию идеи, созданию нового, творческому решать различного рода задач и т.п. В своем определении автор делает акцент на способность (компетентность) личности создавать новое (креативность) [9].

На основе вышеизложенных мнений авторов относительно сущности креативной ком -петентности, нами выведено интегративное определение понятия:

Креативная компетентность - это многофакторное качество личности, система интеллектуальных, эмоциональных, нравственных, волевых и пр. знаний, умений, навыков, личностных качеств и опыта личности, обусловливающих развитие творческих способностей человека и позволяющих на принципиально новом уровне генерировать множество оригинальных, нестандартных и полезных идей и продуктов, а так же их адаптивность, теоретическая и практическая готовность человека действовать творчески в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Некоторые определения понятия «компетентность» обусловливают необходимость включения в структуру компетентности определенных характеристик мышления, в частности, творческих характеристик, обеспечивающих способность экстраполировать знания и умения в новые области их применения, самостоятельность в принятии решений, способность к разрешению проблем.

Различные авторы так же включают в состав компетентности: компетенции, охватывающие способности, готовность познания и отношения (образы поведения), необходимые для выполнения деятельности (В.И.Байденко); способности и умения выполнять определенные трудовые функции (А.К.Маркова); готовность и способность к деятельности, а так же ряд личностных качеств (О.М.Атласова).

По И.А.Зимней, каждая компетентность включает в свою структуру пять компонентов:

а) готовность к проявлению компетентности (личностного свойства) в деятельности и поведении человека (мотивационный аспект);

б) знание средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществления правил и норм поведения, то есть владение содержания компетентности (когнитивный аспект);

в) опыт проявления компетентности (реализации знаний, умений) в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект);

г) отношение к процессу, содержанию и результату компетентности и объекту ее приложения, личностная значимость (ценностно-смысловой аспект);

д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности в деятельности (эмоционально-волевой аспект) [5].

По мнению Бряковой И.Е. креативная компетентность объединяет мотивационный, ког -нитивный, операциональный, аксиологический, рефлексивный компоненты, обусловливающие умение продуктивно решать профессиональные задачи, достигая при этом максимальной эффективности, результативности, успешности. В диссертационном исследовании, структуру креативной компетентности филолога автор раскрывает через специфические креативные компоненты следующих компетенций: филологической (литературоведческой, языковой и лингвистической), культурологической, психолого-педагогической, методической [2].

О.В.Соловьева и Л.А.Халилова в структуре креативной компетентности выделяют следующие качества: способность к творчеству, к решению проблемных задач; изобретательность; гибкость и критичность ума, интуицию, самобытность и уверенность в себе; способность ставить и решать нестандартные задачи, способность к анализу, синтезу и ком -бинированию, способность к переносу опыта, предвидению и др.; эмоционально-образные качества: одухотворенность, эмоциональный подъем в творческих ситуациях; ассоциативность, воображение, чувство новизны, чуткость к противоречиям, способность к эмпатии (эмпатийность); проницательность, умение видеть знакомое в незнакомом; преодоление стереотипов; склонность к риску, стремление к свободе [7].

На основе анализа изученной литературы, структуру креативной компетентности бакалавров мы видим в единстве следующих компонентов:

1) Когнитивный компонент. Приобретение необходимых теоретических знаний в процессе активной поисково-познавательной деятельности, обращенной к различным областям и источникам знаний и наличие интеллектуальных качеств. Включает в себя: способность к синтезу, анализу, сравнению, прогнозу; способность ставить и решать нестандартные, проблемные задачи; развитое дивергентное мышление; сформированность базовых знаний, умений; способность к отбору и применению методик, адекватных целям и ситуациям; умение извлекать необходимую информацию из окружающей среды; семантическая гибкость; образная адаптивная гибкость; способность к переносу опыта; боковое мышление.

2) Волевой компонент. Преодоление внешних и внутренних препятствий для достижения цели. Составляющими волевого компонента являются: независимость; настойчивость; способность к преобразованию; открытость новому опыту; способность идти на риск; умение доводить дело до конца; ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне; преодоление стереотипов; стремление к свободе; способность самостоятельно принимать решения.

3) Эмоциональный компонент. Регулирование и оптимизация деятельности на сознательном и бессознательном уровне. Данный аспект объединяет: умеренная чувствительность; экспрессивность; эмоциональная устойчивость; чувство новизны; чуткость и терпимость противоречий.

4) Мотивационный компонент представлен в виде пускового механизма для активизации психики, ее настройки и мобилизации на предстоящую деятельность; наличие мотивации к осознанному и качественному осуществлению собственной творческой деятельности. Мотивационный компонент включает в себя: стремление к самореализации; мотивация достижения успеха; сформированность мировоззрения; готовность к актуализации; реалистический уровень притязаний; ценностные ориентации; благоприятные условия окружающей среды; внутренняя мотивация

5) Деятельностный компонент это реализация совокупности знаний, умений, навыков, творческого опыта и личностных качеств в деятельности; содержит набор операций и способов, с помощью которых осуществляется достижение осознанной цели деятельности, а именно: способность находить решение в нестандартных ситуациях; гибкость поведе-

ния и мышления; активность; толерантность к неопределенности; уверенность; владение основными способами и средствами хранения и переработки информации; адаптивность; оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей.

6) Рефлексивный компонент подразумевает наличие таких качеств как объективная оценка себя и своей деятельности; самоконтроль; критичность оценки достигнутого; самоуважение; развитая интуиция; развитое самосознание; внутренний локус контроля; прогнозирование результатов своей деятельности.

Выделение сущностных признаков и структуры креативной компетентности делают возможным дальнейшее исследование данного феномена, выделение критериев, показателей и уровней сформированности, а так же разработку программ и методов по развитию данного качества личности.

Литература

[1] Брякова И.Е. Готовность студентов к развитию творческих способностей учеников как аспект формирования креативной компетентности будущих учителей-словесников. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. - 188 с.

[2] Брякова И.Е. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза: Автореф дис. ... д-ра. пед. наук.: 13.00.02 / Брякова Ирина Евгеньевна. - СПб. 2010. - 182с. [Электронный ресурс] // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. URL: http://www.dissercat.com/content/metodicheskaya-sistema-formirovaniya-kreativnoi-kompetentnosti-studentov-filologov-pedagogic#ixzz2e8UvZYaa (дата обращения 11.08.2013)

[3] Бугайчук Т.В., Янбых С.Л. Характеристика креативной компетентности преподавателя высшей школы [Электронный ресурс] // ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского». URL: yspu.org/images/d/d1/Креативная_компетент-ность^^ (дата обращения 7.09.2013)

[4] Давтян А.М. Формирование креативной компетентности учащихся в условиях школьного дополнительного образования: методические рекомендации для учителей. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2006. - 51с.

[5] Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. N 5. С. 35-41.

[6] НафиеваА.Г. Креативная компетентность педагога: теоретический аспект. [Электронный ресурс] // Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы III Международной научно-практической конференции. - Невинномысск: НИЭУП, 2010. Том I: Культурология. Педагогика. - C. 315. URL: http://lib.znate.ru/docs/index-127373.html7page = 75 (дата обращения 1.09.2013)

[7] Соловьева О.В., Халилова Л.А. Креативность в структуре педагогического мышления будущих преподавателей высшей школы. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электронный научный журнал. 2010. №2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения 2.05.2012)

[8] Тимофеева Н.А. Креативная компетентность в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза. [Электронный ресурс] // Преемственность в образовании. 2012. №2(11). URL: http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/31-2012-god/2112012/tekhnologii-ot-detskogo-sada-do-vuza/276-kreativnaya-kompetentnost-v-professionalnoj-podgotovke-studentov-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения 6.09.2013)

[9] Шумовская А.Г. Командная работа как условие формирования креативной компетентности будущего педагога. [Электронный ресурс] // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2011, №1. URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/ files/rar/nafievaag.pdf

[10] Epstein, R. (1990). Generativity theory and creativity. In M. A. Runco & R. S. Albert (Eds.), Theories of creativity (pp. 116-140). Newbury Park, CA: Sage Publications; Cresskill, NJ: Hampton Press. 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.