Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки
Достижения частных компаний США по контрактам с NASA с 2006 года
SpaceX
■Falcon 1 (легкая РН на жидком топливе) ■Falcon 9 (средняя РН на жидком топливе) ■FalconHeavy (тяжёлая РН) ■Dragon (космический грузовой корабль) ■ Grasshopper (ракета-кузнечик для тестовых полетов)
Orbital Sciences
■ космический грузовой корабль Cyg-nus
Разработки частных компаний на космическом рынке
В сентябре 2013 года совершил первый полёт к МКС частный космический грузовик Cygnus, разработанный компанией Orbital Sciences [2]. NASA заключила с Orbital Sciences контракт общей стоимостью в $1,9 млрд на восемь полетов Cygnus к МКС до 2016 года. Для доставки грузовика Cygnus к МКС компания Orbital Sciences использует ракету-носитель Antares, созданную с участием украинского КБ «Южное» и корпорации Aerojet и с двигателями НК-33/AJ26, разработанными и произведенными на самарском предприятии «Кузнецов».
В настоящее время контракты с двумя частными компаниями действуют до декабря 2015 года. Руководство NASA высказывает намерение продлить договора до 2017 года [3].
Итак: частные компании все успешнее решают задачи по освоению ближнего космоса. И достигается это как с помощью собственных разработок, так и с использованием унифицированных двигателей, агрегатов других производителей, т. е. кооперацией в производстве РН. Это позволяет сократить сроки разработки и уменьшить стоимость изделия. Приме-
нение новейших ракетно-космических технологий создает перспективы изготовления частными компаниями ракет-носителей с возвращаемыми ракетными блоками и космическими кораблями.
Библиографические ссылки
1. Ракета-кузнечик компании SpaceX прыгает на высоту 250 метров [Электронный ресурс]. 24.04.2013. URL: http ://www. daily techinfo. org/space/4742-raketa-kuznechik-kompanii-spacex-prygaet-na-vysotu-250-metrov.html (дата обращения: 04.04.2014).
2. Частный космический грузовик Cygnus отправился в первый полёт к МКС. [Электронный ресурс]. 18.09.2013. URL: http://ria.ru/science/20130918/9640 99658.html (дата обращения: 04.04.2014).
3. NASA продлит контракты с компаниями Orbital Sciences и Space-X. [Электронный ресурс]. 01.04.2014. URL: http ://argumenti.ru/science/2014/04/329185 (дата обращения: 05.04.2014).
© Голубкина М. Г., Русакова О. А., 2014
УДК: 338.24
А. А. Елистратова Научный руководитель - Е. А. Рыбакова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
КРАУДСОРСИНГ: СОБЛАЗНИТЕЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГОВЫЙ АГРЕССОР
Рассматривается что такое Краудсорсинг, его категории и применение в России. Краудсорсинг в настоящее время активно развивается в качестве модели для решения любого вида проблем и задач, стоящих как перед бизнесом, так и перед государством и обществом в целом.
Краудсорсинг - это мобилизация ресурсов людей посредством информационных технологий с целью решения задач, стоящих перед бизнесом, государством и обществом в целом [1].
Краудсорсинг можно разделить на следующие категории:
I. По сфере жизни (бизнес, социальный, политический).
II. По типу решаемых задач (создание продукта (контента), голосование, поиск решения, поиск людей, сбор информации, сбор мнений, тестирование, служба поддержки, сбор средств - Краудфандинг) [2].
Преимущества Краудсорсинга:
Большой охват. Предлагая решение задачи большой группе потенциальных исполнителей, заказчик автоматически достигает широкого охвата. При этом он не прикладывает дополнительных ресурсов или усилий.
Вовлечение пользователей. Это определенно один из ключевых моментов технологии Краудсорсинга. Когда человек берется выполнять задание, обменивается идеями, обсуждает результаты работы, рассказывает о проекте своим друзьям, он мотивирован и тем ценен для компании.
Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»
Многообразие выбора. Заказчик получает в свое распоряжение большое количество вариантов, среди которых находит лучший. Свои варианты присылают люди из разных континентов, представляющие разные профессии и обладающие различным опытом.
Единственно возможный вариант. Зачастую решить задачу удается исключительно с применением Краудорсинга. Множество сложных вопросов (медицина, космос, технологии) были успешно решены обычными людьми, которые далеко не всегда являлись учеными.
Фиксированные сроки. Большинство Краудсор-синговых проектов имеет жестко ограниченные сроки, в рамки которых участники должны уложиться. Это позволяет не затягивать решение вопроса, а иметь четкие временные ориентиры.
Экономия финансовых ресурсов. Финансовое вознаграждение получает только один или несколько победителей, а вовлеченных людей на несколько порядков больше. Плюс при этом происходит экономия в маркетинговой составляющей.
Слабые места и споры вокруг Краудсорсинга. Многие эксперты считают что, толпа не может быть разумна. На их взгляд, она не способна создать нечто ценное, потому что она состоит из слишком разных людей, которые не смогут договориться и выдать цельное решение. В этом утверждении есть доля правды, однако секрет успеха во многом зависит от поставленной задачи, от понимания самим заказчиком чего он хочет.
Следующим слабым звеном является несправедливый принцип вознаграждения. Приз получает только ограниченное количество человек. В связи с этим бытует мнение, что профессионалы не смотрят в сторону Краудсорсинга, так как ценят свое время, чтобы тратить его зря. Если говорить о креативном Крауд-сорсинге, где необходимо создавать сложные трудоемкие продукты, то почти все платформы предлагают сначала работать на базе прототипов или ограниченных решений. И только, когда заказчик определяется с одним или несколькими финалистами, они продолжают работу над полноценным решением.
Также Краудсорсинг далеко не всегда оказывается самым дешевым способом. Например, создание логотипа или дизайна зачастую дешевле заказать у недорогого дизайнера. Плюс необходимость выделять ресурсы на просмотр вариантов, общение с аудиторией, рекламную поддержку также требуют ресурсов. Однако вариативность выбора, охват, вирусность и другие преимущества перекрывают возможные издержки.
Еще одним недостатком необходимо назвать утечку информации. Компания-заказчик может обратиться к людям за решением очень частных, но важных задач, связанных с их бизнесом. Конкуренты внимательно следят за появлением таких заданий. Кроме самих заданий есть еще и сами решения, которые чаще всего выставляются в публичный доступ.
Поэтому компания должна быть готова максимально быстро внедрить полученный результат и как можно скорее запатентовать его.
Краудсорсинг в России. На территории Российской Федерации Краудсорсинг только только начинает обретать форму. Основоположниками как бизнес, так и политического Краудсорсинга можно считать компанию Witology (Витология). Она успешно провела самые громкие Краудсорсинговые проекты - Сбербанк 21, Очередей.Нет!, проекты для АСИ, РОСА-ТОМа и т. д. На данный момент Witology является законодателем мод Краудсорсинговых решений для крупного и среднего бизнеса.
Основателем социального Краудсорсинга по праву является Григорий Асмолов, создатель таких проектов, как «Карта помощи», «Виртуальная рында». Он направляет свои усилия на создание и развитие социально значимых проектов.
Платформе Liza Alert. Она помогает в поиске пропавших детей.
Креативный Краудсорсинг, который ставит своей целью создание контента в любой форме, представлен платформой Citycelebrity.ru. Отличительной чертой является вовлечение пользователей в проект путем нематериальной мотивации. Хотя иногда денежные призы также имеют место быть.
Краудсорсинговая платформа Millionagents.com. Он предлагает бизнесу проводить полевые маркетинговые исследования с применением технологий Кра-удсорсинга. Речь идет в первую очередь о сборе данных для ритейловых компаний (товарный аудит, контроль рекламных материалов) [3].
Заключение. Итак, краудсорсинг - это маркетинговая деятельность, в которой потребитель соучаствует в процессах создания, оценки и продвижения потребительских ценностей. Важно, что эти действия он осуществляет бесплатно или за символическую плату (подарки, премии за победу в конкурсах), имея в качестве главных мотивов деятельности самоутверждение и общение с участниками.
Бизнес медленно, но верно входит во вкус применения Краудсорсинга и начинает обращать внимание на конкретные результаты, которые он дает. Маркетинговые бюджеты, выделяемые на Краудорсинг, постепенно растут, что неизбежно приведет к увеличению количества платформ в России, а значит к улучшению качества услуг и к появлению новых для нашей страны форм Краудсорсинга.
Библиографические ссылки
1. URL: http://crowdsourcing.ru/article/what_is_the_ crowdsourcing (дата обращения: 12.04.2014).
2. Панкрухин А. П. Журнал «Практический маркетинг». 2011. № 1.
3. Юлдашева Л. Ф. Краудсорсинг: российский и зарубежный опыт. 2013.
© Елистратова А. А., 2014