A.A. SOKOLOV SHORT-TERM LEAVES FOR FEMALE PRISONERS
КРАТКОСРОЧНЫЕ ВЫЕЗДЫ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ ЗА ПРЕДЕЛЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация: в статье рассматривается вопрос расширения перечня оснований для краткосрочных выездов осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных колоний, для их устройства за пределами ИУ и женщин, имеющих несовершеннолетних детей-инвалидов вне ИК, а также поднимается вопрос предоставления равных прав
осужденным мужчинам.
Ключевые слова: осужденные женщины, краткосрочные выезды, исправительные учреждения.
В законе (ч. 2 ст. 97 УИК РФ) для осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных колоний, закреплена возможность выезда за пределы ИУ для устройства детей у родственников либо в детском доме на срок до пятнадцати суток, не считая времени, необходимогодля проезда туда и обратно, и осужденных женщин, имеющих несовершеннолетних детей-инвалидов вне ИК, -один краткосрочный выезд в год для свидания с ними на тот же срок, что является ярким примером действующей в последние годы тенденции гуманизации условий отбывания наказания в местах лишения свободы. С этим же связано увеличение срока выезда указанным категориям женщин с семи до пятнадцати суток. Кроме того, изменения коснулись и видов исправительных учреждений, в которых осужденные женщины отбывают наказание. Так, ч. 4 ст. 74 УИК РФ устанавливает, что женщины отбывают наказания в колониях общего режима (ранее они отбывали наказания в колониях строгого режима и в тюрьмах).
Анализ действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства показывает, что до недавнего времени особенности личности женщины вообще не учитывались при назначении и исполнении наказания, хотя еще в начале XX в. известный ученый М.Н. Гернет писал: «Несмотря на то, что десятки тысяч женщин поступали ежегодно в царские тюрьмы, законодательство совсем не знало «женского
вопроса» в местах лишения свободы; уравнение в тюрьме мужчин и женщин создавало в действительности для женщин новые, добавочные тяготы...»'.
Нахождение в местах лишения свободы, общение в социально неблагополучной среде, ограничение контактов с семьей вызывают у всех осужденных состояние тоски, тревоги, депрессии, обреченности, апатии. В большей степени отрицательные последствия лишения свободы сказываются на осужденных женщинах. Распад семьи в жизни женщины куда более значим, чем в жизни мужчины. «За время отбывания наказания распадается каждая вторая семья осужденной женщины (у мужчин -каждая третья)»2. Отрыв от детей сказывается на женщинах сильнее, чем на мужчинах. Полагаем, что перечисленные обстоятельства подтолкнули законодателя к внесению изменений в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, связанных со смягчением условий отбывания наказания в отношении женщин, особенно в отношении женщин, имеющих малолетних детей в домах ребенка ИК или несовершеннолетних детей-инвалидов.
Следует отметить, что персонал мест лишения свободы посчитал введение краткосрочных выездов важным и необходимым. Из числа опрошенных практических сотрудниковУИС (927 чел.) 66,9 % относятся положительно к закрепленным в законе выездам осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка при
А.А. СОКОЛОВ
(НИИ ФСИН России)
колонии, для устройства этих детей у родственников либо в детских домах, отрицательно -16,1, 17 % - не определились; к закрепленным в законе выездам осужденных женщин, имеющих несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительной колонии, для свидания с ними положительно отнеслись 64,4 % опрошенных сотрудников ИУ, отрицательно - 19,8, не определились - 15,8 % респондентов.
В процессе изучения передового опыта УИС становится очевидным, что практическими органами ФСИН России предпринимаются конкретные шаги по повышению эффективности воспитательной работы с осужденными женщинами. Например, из опыта социальной работы учреждения ОЕ-256/1 (УФСИН России по Вологодской области)3 можно выделить несколько основных задач, касающихся отбывания наказания осужденными женщинами. Одной из них является развитие и укрепление социально полезных связей с внешним миром. Отпуск за пределами колонии является одной из приоритетных форм поддержания подобных связей. В целях восстановления социально полезных связей осужденной социальные работники учреждения разыскивают родственников и иных близких лиц; активизируют связи осужденной с ее малолетними детьми, братьями, сестрами. По нашему мнению, данный опыт будет целесообразно ввести во всех ИУ, в которых отбывают наказания осужденные женщины.
В результате проведенных нами исследований и заполнения анкет из 413 осужденных количество осужденных женщин составило 51 чел. (12,3 %), из которых большинство (62,8 %) составили женщины среднего возраста (25-39 лет). Приведенная статистика подтверждает факт совершения преступлений женщинами в более зрелом возрасте. Основная часть осужденных женщин - 64,7 % - в браке не состояли. У 15,7 % осужденных женщин семья распалась во время отбывания наказания и лишь 19,6 % женщин состояли в браке, и их семья сохранилась во время нахождения в местах лишения свободы. Как известно, при отсутствии семьи женщины сталкиваются не только с духовными, моральными, но и с материальными трудностями. Многие женщины видят лишь один выход из сложившейся ситуации - совершение преступления. За время отбывания наказания лишь 3,9 % осужденных
женщин вступили в брак, находясь в условиях изоляции.
Характеризуемые выезды во многом будут способствовать решению данной проблемы. Многие сотрудники ИУ предлагают расширить перечень оснований для выездов осужденных женщин, в частности поступило предложение предусмотреть выезды осужденных женщин для заключения брака, а также рождения ребенка за пределами колонии. Данные предложения представляются весьма актуальными, так как они способствуют укреплению семей, что, в свою очередь, положительно сказывается на исправлении осужденных. В связи с этим считаем необходимым дополнить ст. 97 УИК РФ, включив в нее пункт следующего содержания: «Осужденным женщинам может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы исправительных учреждений продолжительностью до 7 суток, не считая времени в пути туда и обратно, для заключения брака».
Следует отметить, что предложенная норма является законным интересом осужденной женщины, она необходима в целях поощрения женщин администрацией ИУ в случаях, когда осужденная этого заслуживает. Кроме того, внесение такого дополнения в закон будет стимулировать других женщин к правопослушному поведению и вызовет у них стремление к позитивным моментам жизни на свободе. Уголовно-исполнительным законодательствомпре-дусматривается возможность бракосочетания в ИУ, однако, на наш взгляд, заключение брака на свободе во время соответствующего выезда получит более широкое общественное признание, что, вероятно, позволит снизить количество случаев расторжения брака. Нельзя не признать тот факт, что свадьба является одним из важных событий в жизни любого человека, особенно женщины. Нельзя лишать осужденную такой возможности, если она доказала своим поведением в ИУ, что заслуживает это право. Необходимо принимать во внимание и колоссальный воспитательный эффект выездов такого характера. Весомым аргументом в пользу принятия соответствующей поправки является то, что такие выезды предложены в инициативном порядке сотрудниками УИС, имеющими непосредственное отношение к осужденным.
Предоставление выездов женщинам для устройства малолетних детей способствует сохранению и укреплению семьи, а закрепление в законе предоставления выезда для заключения брака будет способствовать ее созданию, что очень важно в первые месяцы после освобождения, когда вероятность рецидива особенно велика и отсутствие поддержки семьи, неустроенность ребенка могут снова толкнуть ее на путь совершения преступления.
Рассматривая вопросы выезда матери к не-совершеннолетнемуребенку-инвалиду, находящемуся вне ИУ, необходимоотметить важность участия отца в воспитании ребенка. Лишение свободы отца ребенка не должно полностью разъединять семью, поэтому нам представляется необходимым закрепить в законе (ст. 97 УИК РФ) возможность выезда отца несовершеннолетнего ребенка-инвалида, находящегося вне ИУ, один раз в год для свидания с ним сроком до пятнадцати суток.
Кроме того, Конституция Российской Федерации (ст. 19) гласит, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации, тем самым устанавливая принцип равноправия полов. Отметим, что судебная практика также идет по пути признания равных прав мужчины и женщины. Так, в соответствии с жалобой гражданина Е.В. Ше-ховцова4 оспаривалась конституционность положений ч. 1 ст. 30 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в соответствии с которыми жены военнослужащих, умерших вследствие причин, перечисленных в п. «а» ст. 21, в том числе связанных с исполнением обязанностей военной службы, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении 50-летнего возраста, а те из них, кто занят уходом за не достигшими 8-летнего возраста детьми умерших, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет. Указанный закон не содержит положений о распространении действия данной нормы на мужей погибших военнослу-жащих-женщин, что, по мнению Конституцион-
ного Суда Российской Федерации, нарушает требования Конституции Российской Федерации и ограничивает право мужа на пенсионное обеспечение с точки зрения справедливой и равной социальной защиты обоих родителей. В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации признал положение ч. 1 ст. 30 указанного Закона в той мере, в какой им исключается право на пенсию по случаю потери кормильца мужей погибших военнослужащих-женщин, занятых уходом за не достигшими 8-летнего возраста детьми умерших, не соответствующим Конституции Российской Федерации, оно утрачивает силу и не подлежит применению судами и другими органами и должностными лицами.
Приведенный пример красноречиво свидетельствует о гарантии мужчинам и женщинам равных прав и является весомым аргументом в пользу законодательного закрепления выездов отцов к несовершеннолетним детям-инва-лидам, поскольку действующая норма о выездах женщин нарушает конституционные права мужчин.
Конечно, предоставление выезда один раз в год не обеспечит полноценного воспитания, потребности ребенка в родителях, но все же будет способствовать возможности повидаться с отцом, получить от него какое-то тепло и поддержку. В некоторыхслучаях такие дети не имеют матерей, в связи с чем свидание с отцом приобретет дополнительную значимость. Введение такого дополнения в Закон повысит также воспитательный потенциал наказания, будет стимулировать осужденных мужчин к позитивному поведению в местах лишения свободы. Следует отметить, что в результате опроса сотрудников ИУ большая часть - 38,4 % - отнеслись положительно к внесению такого дополнения в закон, 37 - отрицательно и 24,6 % - не определились.
Результаты различных исследований позволяют сделать вывод, что у осужденных женщин «нарушения общепринятых норм, как правило, не носят стойкого характера, по сравнению с соответствующими категориями муж-чин»5, «им в меньшей степени присущи асоциальные установки, отсутствуют устойчивые преступные убеждения. Изучение и психологические исследования осужденных женщин свидетельствуют о сравнительно низкой социальной опасности и неплохих перспективах для
дальнейшего их исправления, более широкого использования психолого-педагогических методов работы»6. Для закрепления результатов исправления осужденных женщин им следует чаще предоставлять выезды за пределы ИУ, перечень оснований для выездов осужденных женщин необходимо расширять в целях сохранения их семей, полноценного воспитания детей и законопослушной жизни после освобождения.
1 ГернетМ.Н. Женщины в тюрьмах // История царской тюрьмы. 3-е изд. М., 1961-1963. Т. 3. С. 372.
2 СушкоВ.А. Особенности отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными женщинами, имеющими малолетних детей, и беременными: Пособие / Под ред. А.С. Мих-лина. 1996. С. 3-4.
3 См.: Социальная работа с осужденными женщинами (опыт УФСИН России по Вологодской области) // Аннотированный сб. материалов передового опыта уголовно-исполнительной системы РФ за 2004 год. М., 2005. С. 21-23.
4 См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. № 428-О // СПС «Кон-сультантПлюс».
5 Середа Е.В. Использование личностных особенностей осужденных женщин при их перевоспитании. М., 1985. С. 24.
6 Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М., 1992. С. 230-231.