T.N. RADOCHINA
REFORMATION OF THE IMPRISONMENT INSTITUTE FOR FEMALE PRISONERS WITH MINOR CHILDREN
О РЕФОРМИРОВАНИИ ИНСТИТУТА ОТБЫВАНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ОСУЖДЕННЫМИ ЖЕНЩИНАМИ, ИМЕЮЩИМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
Аннотация: статья посвящена проблемам правового регулирования исполнения наказаний, назначенных осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей. Предлагается ряд изменений законодательствав целях гуманизации уголовной политики в отношении данной категории осужденных.
Ключевые слова: отбывание лишения свободы женщинами, имеющими несовершеннолетних детей.
В рамках процесса реформирования уголовно-исполнительной системы хотелось бы обратить внимание на некоторые важные проблемы правового регулирования исполнения наказаний в отношении осужденных женщин. Все новеллы последних лет напрямую не касались положения данной категории осужденных (мы имеем в виду учет гендерных особенностей), между тем наряду с несовершеннолетними женщины признаны наиболее уязвимой частью тюремного населения. В Декларации от 14 декабря 1974 г. «О защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов» указывается, что в особых чрезвычайных условиях и во время войны женщинам (наряду с детьми) необходимо предоставлять особую защиту, поскольку они в данные периоды «слишком часто являются жертвами бесчеловечных актов и в результате этого испытывают тяжелые страдания», а также отмечается, что любое государство осознает свою ответственность «за судьбу подрастающего поколения и за судьбу матерей, которые играют важную роль в обществе, в семье, и особенно в воспитании детей»1. В целом внимательное отношение к женщине обусловлено основной ее привилегией, состоящей в выполнении ею такой социальной роли, как материнство.
Не случайно в Европейских пенитенциарных правилах указано: «Наряду с соблюдением настоящих Правил, непосредственно касающих-
ся женщин-заключен-ных, при принятии любых решений, влияющих на те или иные аспекты их заключения, администрация должна уделять особое внимание потребностям женщин, в частности их физическим, профессиональным, социальным и психологическим потребностям»2.
По-прежнему остры проблемы переполненности исправительных колоний и следственных изоляторов, материально-бытового обеспечения контингента лишенных свободы, а также вопросы, связанные с качеством обеспечения процесса исполнения наказаний, реализацией целей уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в части исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений.
Вместе с тем, как показывает практика, далеко не все правовые и правоприменительные механизмы задействованы в работе по улучшению положения осужденных женщин, гуманизации уголовной политики в отношении их.
Что же можно предложить в настоящее время для изменения ситуации к лучшему? Начнем с того, что суды назначают наказания, предусматривающие длительные сроки лишения свободы, женщинам, не учитывая их социально-психологические, физиологические и иные черты, быструю дезадаптацию женщин при изоляции от семьи, нормального социального окружения. Данные выборочного исследования выявили процент женщин, осужденных к раз-
Т.Н. РАДОЧИНА,
доктор юридических наук (Академия ФСИН России)
личным срокам лишения свободы: менее года -0,06 %; 1 год - 0,4; от 1 года до 3 лет - 24,3; от 3 до 5 лет - 24; от 5 до 10 лет - 43,8; от 10 до 15 лет - 7; от 15 до 20 лет - 0,8; от 20 до 25 лет -
0,1 %.
Сроки лишения свободы, оптимально способствующие реализации целей наказания и сохранению социальных связей женщины (от 1 года до 3 лет), составляют около 25 % от общего числа. Для изменения подобного положения целесообразно внести поправки в ч. 2 ст. 56 УК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Лишение свободы устанавливается: на срок от 2 месяцев до двадцати лет - осужденным мужчинам, и на срок от 1 месяца до пятнадцати лет - осужденным женщинам. В отношении женщин, имеющих малолетних детей в возрасте до 14 лет, срок лишения свободы не может превышать 10 лет».
Соответственно ч. 4 данной статьи изложить в новой редакции: «В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы, назначаемый осужденным мужчинам, не может быть более двадцати пяти лет, осужденным женщинам - двадцати лет, а по совокупности приговоров - мужчинам - более тридцати лет, а женщинам - более двадцати лет».
Подобное ограничение срока лишения свободы для женщин не исключение из правил. Например, в ст. 79 УК Украины установлена возможность полного освобождения от отбывания наказания с испытательным сроком беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 7 лет. Однако украинские законодатели пошли дальше российских коллег и предусмотрели возможность полного освобождения от отбывания наказания беременных и женщин, имеющих детей до 3 лет.
Давно поднимается вопрос о ничтожно малой практике применения отсрочки в свете положений ст. 82 УК РФ (при назначении наказания) и ст. 177 УИК РФ, когда женщина уже отбывает назначенное судом наказание. Не вдаваясь в подробности причин и условий, способствующих данному обстоятельству, предложим свое видение путей повышения эффективности данного института.
В частности, испытательный срок при такой отсрочке (до 14 лет) необоснованно дли-
тельный, что фактически искажает гуманную суть данной меры освобождения от наказания. До достижения ребенком 14 лет, как устанавливает ст. 82 УК РФ, на женщин ложится груз судимости со всеми связанными с ней ограничениями и последствиями, в то время как срок судимости в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, составляет 8 лет (ст. 86 УК РФ). Таким образом, для осужденной реализация права на отсрочку наказания очевидно невыгодна.
В связи с этим предлагаем:
- расширить круг субъектов применения данных видов отсрочки, исключив из ч. 1 ст. 82 УК РФ слова «кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности»; соответственно исключить ч. 2 ст. 177 УИК РФ, содержащую запрет на применение отсрочки данного вида к той же категории осужденных женщин;
- сократить испытательный срок при применении данной отсрочки до пределов, регламентированных ст. 73 УК РФ в отношении условного осуждения. Таким образом, новая редакция данной статьи стала бы следующей:
1. «Осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, суд может отсрочить реальное отбывание наказания с установлением испытательного срока, в течение которого осужденная должна доказать свое исправление. В случае назначения лишения свободы на срок до одного года или более мягкого вида наказания испытательный срок должен быть не менее шести месяцев и не более трех лет, а в случае назначения лишения свободы на срок свыше одного года - не менее шести месяцев и не более пяти лет.
2. Оставить в прежней редакции.
3. Суд, устанавливая испытательный срок, может возложить на осужденную исполнение определенных обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденной, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, иные обязанности, способствующие ее исправлению и ресоциализации».
4. В течение испытательного срока суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением осужденной, может отменить полностью либо частично либо дополнить ранее установленные для осужденной, к которой применена отсрочка от отбывания наказания, обязанности.
5. Оставить в прежней редакции.
Соответственно ст. 177 УИК РФ изложить
в следующей редакции:
«1. Осужденным беременным женщинам и осужденным женщинам, имеющим малолетних детей, отбывающим наказание в исправительной колонии, судом может быть предоставлена отсрочка отбывания наказания с установлением испытательного срока по правилам ст. 82 УК РФ.
2. Исключить.
Части 3-8 ст. 177 оставить без изменений.
Следует остановиться на проблемах женщин, отбывающих лишение свободы фактически вместе с малолетним ребенком, находящимся в доме ребенка при колонии. В настоящее время в России функционируют 11 таких колоний, в домах ребенка при которых содержится более 500 детей до 4 лет. Как устанавливает
ч. 3 ст. 100 УИК РФ, если ребенку содержащемуся в доме ребенка исправительного учреждения, исполнилось три года, а матери до окончания срока отбывания наказания осталось не более года, администрация может продлить время пребывания ребенка до окончания срока отбывания наказания матерью.
Понятно, что в иных случаях ребенок отправляется в гражданское общество (в детский дом, к родственникам, опекунам), расставаясь с матерью. Несомненно, что при этом явно нарушаются интересы семьи, игнорируется принцип гуманизма, поскольку даже для осужденных женщин, добросовестно выполняющих свои материнские обязанности и при этом исполняющих все требования режима, имеющих положительные характеристики, исключается возможность освобождения вместе с ребенком. Мы, с одной стороны, поощряем материнство и создаем специальные условия для реализации прав и обязанностей матери, а с другой - беспощадно разрываем эти связи лишь по формальному признаку, состоящему в соблюдении субъективно установленных законодателем сроков.
На наш взгляд, в целях исправления данного положения следует ввести новый вид условнодосрочного освобождения (УДО) для женщин, отбывающих лишение свободы в исправительных колониях с детьми, содержащимися в домах ребенка при них. В частности, речь идет о предоставлении условно-досрочного освобождения матери-осужденной, когда ребенку исполнилось 4 года (как мы указали, это предельный срок пребывания ребенка в детском доме при ИК согласно ст. 100 УИК РФ). Основания применения такого вида УДО могут быть сформулированы в новой статье, например в ст. 791 УК РФ «Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания в виде лишения свободы осужденных женщин, имеющих малолетних детей в детских домах при исправительных колониях». Вариант ее редакции:
«1. Женщина, отбывшая не менее 1/3 срока наказания в виде лишения свободы, имеющая ребенка, содержащегося в детском доме при исправительном учреждении, при достижении им возраста 4 лет подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления она не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.
2. Применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденную обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 настоящего Кодекса, которые должны ею исполняться в течение оставшейся не отбытой части наказания.
3. Если в течение оставшейся не отбытой части наказания:
а) осужденная совершила административное правонарушение, уклонение от исполнения родительских и иных, возложенных судом обязанностей, отказалась от ребенка, суд, по представлению специализированных государственных органов, осуществляющих контроль за поведением условно-досрочно освобожденной, может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся не отбытой части наказания с одновременным решением вопроса о направлении ребенка в специализированное детское учреждение или передаче на воспитание родственникам осужденной;
б) осужденная совершила преступление по неосторожности, вопрос об отмене либо о сохранении условно-досрочного освобождения решается судом;
в) осужденная совершила умышленное преступление, суд назначает наказание по правилам, предусмотренным ст. 70 настоящего Кодекса. По этим же правилам назначается наказание в случае совершения преступления по неосторожности, если суд отменяет условнодосрочное освобождение».
Необходимость поддержания материнского статуса женщины, ее связи с детьми и семьей обусловливает целесообразность изменения системы свиданий для осужденных к лишению свободы женщин, имеющих несовершеннолетних детей. В том, что осужденная женщина не видится с собственным ребенком столь продолжительное время, не просматривается какой-либо криминологически полезной цели. Напротив, разрыв самой важной семейной связи - связи между матерью и детьми -приводит к отчуждению, утрате эмоциональной привязанности между ними, огрублению личности женщины, поэтому в ст. 121 УИК РФ «У словия отбывания лишения свободы в исправительных колониях общего режима» следует внести изменения:
- п. «б» ч. 1 - «иметь шесть краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года - осужденным мужчинам, а также женщинам, не имеющим несовершеннолетних детей (до 18 лет); двенадцать краткосрочных свиданий и восемь длительных свиданий в течение года - осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей»;
- п. «б» ч. 2 - «иметь шесть краткосрочных и шесть длительных свиданий в течение года -осужденным мужчинам, а также женщинам, не имеющим несовершеннолетних детей; двенадцать краткосрочных и десять длительных свиданий в течение года - осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей»;
- п. «б» ч. 4 - «иметь два краткосрочных и два длительных свидания в течение года - осужденным мужчинам, а также женщинам, не имеющим несовершеннолетнихдетей; четыре краткосрочных и четыре длительных свидания в течение года - осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей».
В целях поддержания связи матери и ребенка при условии ее надлежащего поведения при отбывании лишения свободы необходимо разрешить осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетнихдетей, ежегодный отпуск по
данному признаку (для работающих - оплачиваемый) с выездом за пределы исправительного учреждения. Для этого ч. 2 ст. 97 УИК РФ следует изложить в следующей редакции: «Осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, предоставляются ежегодные выезды на время отпуска продолжительностью 21 день для свидания с детьми либо решения иных вопросов, связанных с реализацией родительских прав и обязанностей».
Таким образом, все женщины, имеющие детей до 18 лет (как малолетних в домах ребенка при исправительной колонии, так и оставшихся у родственников, в детских домах и т. д.), будут иметь время и возможность для решения семейных проблем. Наряду с реализацией права на ежемесячные свидания с детьми, введение данной новеллы будет также способствовать укреплению семьи, созданию благоприятного психологического фона в процессе ресоциализации осужденных женщин-матерей.
Следующий аспект связан с проблемой интенсивного роста количества обвиняемых женщин, заключаемых под стражу, имеющих малолетних детей (в том числе совместно с детьми), часто при отсутствии для этого явных оснований. Предлагаем внести изменения в ст. 108 УПК РФ «Заключение под стражу», в частности ввести дополнительный пункт 2.1. «К подозреваемым или обвиняемым женщинам, имеющим малолетних детей (до 14 лет), при явке их с повинной, активном способствовании раскрытию совершенного преступления мера пресечения в виде заключения под стражу не применяется».
Вызывает интерес также проблема применения помилования к осужденным женщинам, в частности проблема низкой активности обращений с ходатайствами к Президенту страны тех из них, кто по своим характеристикам мог бы претендовать на помилование. Считаем, что определенную лепту в улучшение ситуации могли бы внести практические рекомендации, адресованные комиссиям по помилованию при губернаторах субъектовРоссийской Федерации, а также сотрудникам женских исправительных учреждений, содержащие разъяснения криминологической значимости института помилования, повышения качестваработы по выявлению лиц, отбывающих наказание, относящихся к категориям преступников, не представляющих значитель-
ной общественной опасности (в частности, из категории женщин, имеющих малолетних и несовершеннолетних детей), положения по совершенствованию процесса подготовки ходатайств о помиловании и создания приоритетов для данной части осужденных.
Наконец, было бы полезным, на наш взгляд, Пленуму Верховного Суда РФ разработать постановление, ориентирующее судей на гуманизацию правоприменительной политики в отношении женщин, имеющих несовершеннолетних детей, в частности:
- на удовлетворение ходатайств о заключении под стражу таких лиц в исключительных случаях;
- преимущественное применение альтернативных лишению свободы наказаний;
- назначение минимальных сроков наказаний (в особенности лишения свободы);
- широкое применение отсрочки беременным женщинам и осужденным женщинам, имеющим малолетних детей (в соответствии как со ст. 82 УК РФ, так и со ст. 177 УИК РФ);
- применение УДО при отбывании лишения свободы женщинами, имеющими несовершеннолетних детей, с учетом поведения женщины при отбывании наказания.
Несомненно, предлагаемые новеллы не лишены недостатков и представляют собой только часть концепции гуманизации и оптимизации уголовной политики в отношении женщин, имеющих несовершеннолетних (и особенно малолетних) детей. В основе данного процесса должны лежать идеологические, образовательные, организационные, воспитательные и иные меры и мероприятия, целью которых является предупреждение преступности женщин, исключение их криминализации в условиях содержания в пенитенциарных учреждениях, предотвращение разрыва с семьей и социально полезным окружением. История и опыт применения уголовно-репрессивного воздействия без учета гендерного признака как в России, так и за рубежом свидетельствуют о том, что данный путь не только не приводит к желаемому результату (исправлению осужденной), но и усугубляет ее криминологические характеристики в худшую с точки зрения криминальной «зараженности» сторону.
1 Международное право в документах Сборник. М., 2003. С. 168.
2 Европейские пенитенциарные правила // Международные стандарты в уголовно-исполнительной системе. Рязань, 2006. С. 355.