Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2023. № 2. С. 49-58. УДК 159.9
DOI: 10.24147/2410-6364.2023.2.49-58
КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Т. Ю. Удалова, З. А. Аксютина
Омский государственный педагогический университет (Омск, Россия)
Работа посвящена анализу реализации программы краткосрочной профилактики интернет-зависимости у старших подростков в гимназиях мегаполиса в условиях всё усиливающейся информатизации общества. Отечественные ученые уделяют основное внимание разнообразным аспектам интернет-зависимости, проявляющимся у подростков. Зарубежные исследования осуществляются на стыке психологии с фармакотерапией, психиатрией, философией, социологией, аддиктологией.
Новизна исследования заключается в выделении этапов формирования представлений о феномене интернет-зависимости на основе методолого-теоретического анализа, а также в уточнении понятийного аппарата на основе анализа категорий «информатизация», «цифровизация», «интернет-зависимость». Отталкиваясь от общепринятой трактовки интернет-зависимости как стандартной нехимической зависимости, десоциализирующей либо препятствующей нормальной социализации, на основе учета особенностей развития современного информационного общества исследователи приходят к выводу о необходимости осуществления профилактики интернет-зависимости.
Цель статьи заключалась в описании эмпирических результатов исследования краткосрочной профилактики интернет-зависимости у старших подростков в гимназиях мегаполиса. Предполагалось, что целенаправленно организованная профилактика интернет-зависимости будет способствовать ее снижению независимо от сроков реализации профилактических мероприятий. В исследование было вовлечено 50 учеников 9-х классов в возрасте от 14 до 16 лет. Анализ результатов первичной диагностики 9-х классов двух разных образовательных организаций перед началом реализации программы показал, что 94 % обучающихся находятся в группе риска по сформированности интернет-зависимости, и позволил сделать вывод, что старший подростковый возраст является ключевым фактором в возникновении склонности к интернет-зависимому поведению. Опытно-экспериментальная работа была направлена на реализацию краткосрочной групповой программы профилактики интернет-зависимости у обучающихся старшего подросткового возраста. По результатам итоговой диагностики единственным статистически значимым количественным изменением у экспериментальной группы стали изменения показателей по Шкале внутриличностных проблем, что может указывать на эффективность тренинговой части профилактической работы, а также эффективность индивидуальной консультационной помощи, оказанной обучающимся. Выделены факторы неэффективности краткосрочной программы профилактики, и даны целевые ориентиры для выстраивания комплексной работы по профилактике интернет-зависимости у учащихся образовательных учреждений.
Ключевые слова: старшие подростки; профилактика; интернет-зависимость; информатизация общества; краткосрочная профилактика.
SHORT-TERM PREVENTION OF INTERNET DEPENDENCE IN OLDER ADOLESCENTS
T. Yu. Udalova, Z. A. Aksyutina
Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia)
The work is devoted to the analysis of the implementation of the program of short-term prevention of Internet addiction in older adolescents in the ever-increasing informatization of society, in the conditions of metropolitan gymnasiums. Domestic scientists focus on various aspects of Internet addiction, which are manifested in adolescents. Foreign research is carried out at the intersection of psychology with pharmacotherapy, psychiatry, philosophy, sociology, and addictology.
The novelty of the study lies in highlighting the stages of forming ideas about the phenomenon of Internet addiction based on methodological and theoretical analysis, as well as clarifying the concepts of "informatization", "digitalization", "Internet addiction". Based on the generally accepted paradigm of Internet addiction as a standard non-chemical addiction, acting as desocializing or interfering with normal socialization, based on the development of the modern information society, there is a need to prevent Internet addiction.
© Удалова Т. Ю., Аксютина З. А., 2023
The purpose of the article was to describe the empirical results of a study of short-term prevention of Internet addiction in older adolescents in urban gymnasiums. It was assumed that purposefully organized prevention of Internet addiction would contribute to its reduction, regardless of the timing of the implementation of preventive measures. The study involved 50 students of the 9th grade aged 14 to 16 years. An analysis of the results of the primary diagnosis of grade 9 of two different educational organizations before the start of the program showed that 94 % of students are at risk for the formation of Internet addiction and allowed us to say that older adolescence is a key factor in the emergence of a tendency to Internet addictive behavior. Experimental work was aimed at the implementation of a short-term group program for the prevention of Internet addiction in students of older adolescence. According to the results of the final diagnosis, the only significant quantitative change in the experimental group was the change in the Scale of intrapersonal problems, which may indicate the effectiveness of the training part of the preventive work, as well as the effectiveness of individual consulting work provided to students. The factors of inefficiency of a short-term prevention program and targets in building a comprehensive work on the prevention of Internet addiction among students of educational institutions are identified.
Keywords: older teenagers; prevention; internet addiction; informatization of society; short-term prevention.
1. Введение. Теоретический обзор
Подростки являются самой психологически уязвимой категорией населения, у которой интернет-зависимость приобретает острое протекание в силу положения данной возрастной группы между детством и взрослостью.
Интернет-зависимость в России начали исследовать сравнительно недавно, интерес исследователей к данной научной проблеме лишь возрастает. Первое российское исследование в научной библиотеке е-ПЬгагу датировано 2004 годом, на сегодняшний день публикаций насчитывается 1867. Это говорит о стремительно развивающемся интересе к этому аспекту аддиктивного поведения.
Отечественные исследователи обращают свой научный интерес на разнообразные подростковые аспекты интернет-зависимости, что можно обнаружить в научных публикациях. Так, О. Л. Москаленко, С. Ю. Терещенко, Э. В. Каспаров обращают внимание на виды и признаки компьютерной зависимости и ее профилактику среди подростков [1], З. И. Аджиева, Ф. А. Борлакова, А. М. Аджи-ев и М. М. Боташева предприняли попытку описать социально-психологическую профилактику в подростковой среде [2]. Ряд работ посвящен психологическим особенностям зависимых подростков. Например, Н. И. Ис-маилова и Н. Г. Гайфуллина обратили внимание на когнитивные способности среди неуспешных подростков с зависимостью [3], а Е. В. Лебедева и В. А. Горфинкель проверяли наличие взаимосвязей между копинг-страте-гиями и компьютерной зависимостью [4], группа красноярских ученых посвятила работу психическому статусу интернет-зависимых [5]. Особое место среди исследований имеют
работы по медицинским наукам. Так, группа уфимских исследователей выявляла психовегетативные индикаторы интернет-зависимости подростков [6]. Такой интерес к подростковой интернет-зависимости обусловлен заботой о сохранении психического здоровья у подрастающего поколения.
Зарубежные исследования отличаются еще более разнообразной проблематикой исследований интернет-зависимости. Так, польские ученые пытались выявить эффективность фармакотерпии в лечении интернет-зависимости [7], медицинскую проблематику продолжают итальянские ученые, выявляя сопутствующие интернет-зависимости заболевания [8]. Можно выделить интересную работу на стыке философии и психологии турецких исследователей о связи стыда и интернет-зависимости [9], итальянские специалисты обратили внимание на проявление психопатических черт в злоупотреблениях кибер-свиданиями [10], иранские психологи выявляли влияние интернет-зависимости на витальные потребности человека (сон, качество жизни) [11], а китайские исследователи попытались обозначить специфические различия между зависимостью от смартфона и интернет-зависимостью [12].
Проведенный обзор научных публикаций позволяет говорить о широкой тематике исследований интернет-зависимости и ее высокой актуальности для современного социума.
2. Организация исследования
Цель: описать эмпирические результаты исследования краткосрочной профилактики интернет-зависимости старших подростков в городских гимназиях мегаполиса (на примере г. Омска).
Задачи исследования:
1) определить основные понятия исследования;
2) выявить этапы формирования представлений о феномене интернет-зависимости и определить компоненты цикла взаимозависимости общества и интернета;
3) представить анализ эмпирических результатов исследования интернет-зависимости у подростков до и после реализации краткосрочной программы профилактики.
Гипотеза исследования: целенаправленно организованная профилактика интернет-зависимости будет способствовать ее снижению независимо от сроков реализации профилактических мероприятий.
Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос: каковы особенности профилактики интернет-зависимости у старших подростков в образовательной организации?
Теоретической базой исследования выступают деятельностный (прослеживающийся в фиксации изменений интернет-зависимости у старших подростков) и категориально-системный (прослеживающийся в применении методов категориально-системной методологии для описания теоретических аспектов) подходы.
Выборка. Опытное исследование проводилось на базе БОУ г. Омска «Гимназия № 12» и БОУ г. Омска «Гимназия № 85» в марте 2023 - мае 2023 гг. В марте 2023 года была проведена первичная диагностика на базе БОУ г. Омска «Гимназия № 12». Выборку составили учащиеся 9-х классов в возрасте от 14 до 15 лет в количестве 25 человек. В марте 2023 года первичная диагностика была проведена на базе БОУ г. Омска «Гимназия
№ 85». Выборку составили ученики 9-х классов в возрасте от 14 до 16 лет в количестве 25 человек.
Методики. Для выявления интернет-зависимого поведения была использована методика «Тест «Шкала интернет-зависимости Чена», целью которой является определение степени выраженности интернет-зависимого поведения, специфические симптомы зависимости, а также психологические ее аспекты.
Для интерпретации теоретических данных наряду с теоретическими методами исследования (анализ и синтез) использовались методы категориально-системной методологии, разрабатываемые в Омской научной школе В. И. Разумова: конечный информационный поток и пентаграмма у-син [13].
3. Результаты теоретического исследования и их обсуждение
Под интернет-зависимостью понимаем деструктивную модель поведения индивида, обусловленную использованием компьютерных средств информатизации с доступом в глобальную сеть Интернет, характеризующуюся прерыванием социальных связей и избеганием негативных чувств и эмоций в реальности. Ключевой в интернет-зависимости выступает деструктивизация поведения, характеризующаяся прерыванием социальных связей.
Обращение к аспектам интернет-зависимости требует раскрытия его феноменологии в современных реалиях развития общества. Методолого-теоретический анализ рассматриваемого феномена представляет возможность выделить этапы его развития. Отразим их посредством модели конечного информационного потока (рис. 1).
К3 - междисциплинарные исследования феномена интернет-зависимости (2000 г. -наст. время)
К2 - выделение понятия и начало исследования феномена интернет-зависимости (19952000 гг.)
К1 - этап выхода интернета из научного сообщества и приобщения к нему массового пользователя
Рис. 1. Этапы формирования представлений о феномене интернет-зависимости
На основании данных, полученных с применением метода «конечный информационный поток» (рис. 1), можно говорить о наличии нечетких временных границ. Это связано с тем, что интернет появился сравнительно недавно, а его история начинается с разработки компьютеров в 1950-х годах. Широко использовать интернет начинают лишь 30 лет назад (1992 г.) - этот период можно выделить как первый этап. Он характеризуется выходом интернета из закрытого научного сообщества в мир рядовых пользователей, и с каждым днем он становился более доступным пользователям по всему миру.
Второй этап ознаменовался выделением феномена интернет-зависимости в научных кругах. Так, в 1995 году психолог Кимберли Янг разрабатывает специальный опросник по определению интернет-зависимости, а психиатр Айвен Голдберг выделяет интернет-зависимость как психологический феномен. Они независимо друг от друга пришли к единому мнению о наличии данной зависимости у людей. К. Янг позднее разработала первый тест для изучения интернет-зависимости (The Internet Addiction Test) [14]. А. Голдберг, в свою очередь, предложил для описания патологической непреодолимой тяги к использованию интернета, применять название нового вида зависимого поведения - интернет-зависимость (в оригинале Internet Addiction Disorder) [15]. В России этот феномен начал изучаться позже - с 2000 года и впервые был описан А. Е. Войскунским [16].
Третий этап начинается на рубеже XXI века и завершится, когда некоторые формы компьютерной зависимости начнут официально признаваться психическим заболеванием. Предпосылки для этого уже имеются. В 2019 году ВОЗ включила зависимость от видеоигр и зависимость от азартных онлайн-игр в МКБ-11 [17]. Предполагалось ввести его в действие в 2022 году, но пандемия внесла свои коррективы. В связи с высокой динамичностью интернет-технологий и научно-технического прогресса этот этап по характеру можно назвать динамичным. Полагаем, что в будущем выделятся и другие этапы.
На данный момент наблюдается неоднозначное отношение общества и научной общественности к феномену интернет-зависимости, а исследования характеризуются междисциплинарностью. Дискуссии в науке по проблеме интернет-зависимости продол-
жаются. Отметим, имеются гипотезы, определяющие интернет-зависимость либо как стандартную нехимическую зависимость, либо как новую форму поведения в норме [18].
Для дальнейшего проведения исследования необходимо понять сущность информатизации и цифровизации, а также выявить влияние этих процессов на образовательный процесс, где планируется осуществить профилактику.
Обобщая мысли Ю. Е. Хохлова (2009) [19], С. В. Сысоевой (2011) [20], А. Д. Урсула (1975) [21], Н. М. Тюкавкина (2012) [22], под информатизацией будем понимать процесс слияния различных технологических и ин-формационного-коммуникационных средств для удовлетворения информационных потребностей общества, которые выражаются в получении, обработке, хранении, передаче информации. Цифровизация - это перенос привычных социальных отношений в электронный вид, обусловленный повсеместным распространением новшеств компьютерной техники. Российская педагогическая энциклопедия определяет информатизацию образовательного процесса как «... комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией» [23]. Отметим, что информатизация и цифровизация являются частью процесса глобализации (культурной, экономической, политической, международной). Исследователи проблемы информатизации отмечают, что условиями процесса глобализации являются устранение компьютерной неграмотности, формирование информационной культуры и информационной гигиены.
Современная эпоха характеризуется повсеместной информатизацией и цифровиза-цией окружающего пространства. Люди в целях упрощения обмена информацией, документооборота и экономии времени, переносят в интернет все большее количество социальных функций, формируя тем самым виртуальное социальное пространство. Складывается четкое представление об острой необходимости интернета и информационных технологий в жизни современного человека.
Раскроем содержание данной ситуации в контексте проблемы исследования. Старшие подростки, наряду с юношеством, являются самой активной возрастной группой пользователей интернета и технологических нов-
шеств. При этом важно отметить, любая зависимость несет разрушительное воздействие на человека, особенно на нестабильную и не до конца сформированную личность подростка. Возникают вопросы: может ли вынужденная ситуация перманентного присутствия подростка в интернете определяться как зависимость? Ведь очевидно, что современный ребенок вынужден постоянно присутствовать в интернет-пространстве как минимум в об-
И
Сделаем пояснения к рис. 2 и условным обозначениям к нему. Создав доступный для всех интернет (И - начальный элемент, зарождение системы), человечество осознало его существенный потенциал для работы с самым ценным ресурсом на данный момент - информацией, и приступило к процессу всеобщей цифровизации и информатизации (ВЦ -выход первоэлемента из внутреннего состояния во внешнюю среду), скорость которой увеличивается в геометрической прогрессии. Повсеместная цифровизация, в свою очередь, вынуждает всех активных членов общества взаимодействовать с интернетом и информационными ресурсами различного рода (ВОИ - активное действие / использование ресурсов). Однако интернет как таковой и информационные технологии не стоят на месте и развиваются, вместе с тем нельзя с уверенностью говорить то же самое о способностях людей к адаптации к этим новшествам (СОА - нахождение баланса системы). В результате прохождения всего цикла взаимозависимости общества и интернета происходит
разовательных и коммуникационных целях. Ведет ли это к нарушению ситуации социального развития ребенка?
Для более полной картины современной ситуации развития старших подростков рассмотрим цикл взаимозависимости общества и интернета. Для этого воспользуемся схемой пентаграммы у-син (Г. Д. Боуш, В. И. Разумов) [13]) (рис. 2).
приспособление или обособление общества к новой цифровой реальности (ПОЦР - итог, завершение деятельности системы).
Проведенный анализ позволяет утверждать, что могут складываться два наиболее распространенных сценария развития событий:
1) приспособление человека и общества к новой цифровой реальности;
2) обособление человека и общества от новой цифровой реальности.
Анализируя пентаграмму, укажем на социальную обусловленность обозначенных явлений и процессов. Человечество трансформируется в информационно-цивилизованный социум, в нем информация рассматривается как абсолютное благо, подчиняющее себе средства и способы ее производства, передачи и потребления. Однако, разрабатывая интернет и технологии, создаваемые на его основе, человечество в некоторой степени обрекло себя на «информационное рабство» -все взаимосвязи от чего-либо, приводящие к одному: информация и технологии теперь первостепеннее человека, создавшего их.
ВОИ
Рис. 2. Цикл взаимозависимости общества и интернета: - интернет; ВЦ - всеобщая цифровизация и информатизация; ВОИ - взаимодействие общества в информационном пространстве; СОА - способность общества к адаптации; ПОЦР - приспособление / обособление общества к новой цифровой реальности;
ИЗ - интернет-зависимость
Существующая богатая информационная среда вовсе не доказывает адаптированность социума к ней. Это лишь его частичное приспособление, которое может проявляться в адекватных формах, не разрушающих личность, и в формах девиантных или опасных для личности или общества. Особый интерес вызывает то, что и позитивные, и негативные формы приспособления могут носить форму зависимости. Например, человек, профессиональная деятельность которого полностью связана с интернетом и технологиями, зависим, но вынуждено. Эта зависимость несет для него очевидное благо (не включая сюда физиологические проблемы, возникающие при работе с техникой). В то же время, человек, чья социальная жизнь полностью завязана на социальных сетях и общении в интернете, испытывает зависимость, которая несет вред психическому и социальному здоровью. В таком случае речь идет о полном замещении реального общения виртуальным или его частичной замене. Однако, виртуальное скорее является дополнением к стандартному паттерну социального общения и вполне может нести позитивный характер.
Проведенный анализ рис. 2 и определение понятия интернет-зависимость, позволяют выдвинуть предположение об интернет-зависимости, как о новой социально-психологической норме, куда общество переносит практически все социальные отношения и тем самым провоцирует ситуацию зависимости. Вместе с тем, отталкиваясь от общепринятой парадигмы интернет-зависимости как стандартной нехимической зависимости и, соответственно, явления десоциализирующего, либо препятствующего нормальной социализации и имея в виду все обозначенные особенности развития современного информационного общества, возникает необходимость осуществления профилактики интернет-зависимости.
4. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение
В ходе проведения исследования была разработана краткосрочная программа профилактики, включающая информационный материал, тренинговые профилактические
занятия, психологическое консультирование. Разработанная программа профилактики рассчитана на реализацию в течение двух месяцев. Она была реализована для выявления потенциала и включала:
1. Вводное занятие. Просмотр и групповое обсуждение фильма «Как смартфоны и соцсети убивают наше время» с обучающимися из экспериментальной группы - 2 академических часа.
2. «Приручение времени». Авторский групповой тренинг, элементы индивидуального тренинга - 4 академических часа.
3. «Уверенность в себе». Авторский групповой тренинг, тренинг поведения -4 академических часа.
4. Групповая и индивидуальная консультационная работа.
По прошествии двух месяцев была проведена итоговая диагностика для контрольной и экспериментальной групп. Сравнительные результаты первичной и итоговой диагностики для экспериментальной и контрольной групп представлены в табл. 1.
По результатам исследования можно говорить, что в контрольной группе никаких изменений не произошло, при этом результаты итоговых диагностических процедур фактически продублировали результаты первичной диагностики. В экспериментальной группе количественные показатели изменились, однако незначительно: лишь один человек перешел из группы склонных к интернет-зависимости в группу имеющих минимальный риск развития интернет-зависимости (в связи с недостаточным количеством сдвигов в результатах группы (п = 1) невозможно применение критериев значимости различий для зависимых выборок), что говорит о низкой эффективности краткосрочной профилактической программы.
Шкалирование результатов диагностического исследования не показало почти никаких существенных изменений, за исключением показателей по Шкале внутриличностных проблем. Сравнительная характеристика результатов по Шкале внутриличностных проблем у экспериментальной группы представлена в табл. 2.
Таблица 1
Результаты исследования выраженности интернет-зависимого поведения в экспериментальной и контрольной группах, чел.
Диагностика Уровни выраженности интернет-зависимости
Минимальный (27-42 б.) Средний (43-64 б.) Высокий (65 б. и выше)
Экспер. гр. Контр. гр. Экспер. гр. Контр. гр. Экспер. гр. Контр. гр.
первичная 1 2 19 18 5 5
итоговая 2 2 18 18 5 5
Таблица 2
Сравнение результатов по Шкале внутриличностных проблем в экспериментальной группе до и после реализации профилактической программы, среднее арифметическое
До экспе римента После эксперимента
Подгруппа с выявленной склонностью к ИЗ (43-64 б.) Подгруппа выявленной ИЗ (> 64 б.) Подгруппа с выявленной склонностью к ИЗ (43-64 б.) Подгруппа с выявленной ИЗ (> 64 б.)
14,4 11,4 12,4 10,2
Для оценки достоверности изменений в уровне признака по Шкале внутриличностных проблем использовался Т-критерий Уилкоксо-на. Альтернативная гипотеза подтверждена на 5 % уровне значимости (Тэмп = 98, Т0,05 = = 100, Т0,01 = 76). Такие изменения результатов по шкале внутриличностных проблем могут указывать на эффективность проведенного тренинга, направленного на установление адекватной самооценки у подростков, а также эффективность консультативной работы.
Полученные результаты позволяют говорить, что краткосрочная программа профилактики интернет-зависимости оказалась неэффективной, на что могли повлиять следующие факторы:
• краткосрочный формат реализации профилактической программы;
• занятость потенциальных участников реализации программы;
• низкая заинтересованность некоторых обучающихся в проблематике проводимых мероприятий;
• высокая загруженность обучающихся в конце учебного года, направленность их внимания на контрольные работы и экзамены.
5. Заключение
Деятельность по профилактике зависимостей является одной из ключевых для современной практической психологии. Особенно важна работа с подростками, так как подростковый возраст является крайне нестабильным и асинхронным из-за бурных изменений в психике и в физиологии, что, в свою очередь, делает подростка особенно беззащитным к различным влияниям (как позитивным, так и негативным) социальных институтов и групп, что может приводить к возникновению девиаций.
Появление проблемы интернет-зависимости связано с продолжающимися процессами информатизации и цифровизации окружающего мира. Чрезмерность увлечения интернетом прослеживается в таких проявлениях жизненных сценариев, при которых наблюдаются негативные влияния на всю повседневную жизнь, развитие, психическое, социальное и физическое здоровье подростков.
Опытно-экспериментальная работа была направлена на реализацию краткосрочной групповой программы профилактики интернет-зависимости у обучающихся старшего подросткового возраста. Анализ результатов первичной диагностики 9-х классов двух образовательных организаций перед началом реализации программы позволил говорить, что старший подростковый возраст является ключевым фактором в возникновении склонности к интернет-зависимому поведению.
Анализ результатов первичной диагностики на базе БОУ г. Омска «Гимназия № 85» показал, что 94 % обучающихся находятся в группе риска по сформированности интернет-зависимости. Единственным статистически значимым количественным изменением у экспериментальной группы после проведения повторной диагностики стали изменения по Шкале внутриличностных проблем, что может указывать на эффективность тренинговой части профилактической работы, а также эффективность индивидуальной консультационной работы, оказанной обучающимся в решении внутриличностных проблем.
В целом, реализация краткосрочной программы профилактики показала, что значимых изменений не происходит, тем самым
можно говорить о низкой эффективности краткосрочной профилактики интернет-зависимости у подростков.
На основании выявленной неэффективности реализации краткосрочной программы профилактики рекомендуем:
1) при разработке профилактических программ опираться на среднесрочные и долгосрочные перспективы их реализации;
2) наиболее целесообразной в профилактике интернет-зависимости формой реализации программ является групповая форма с целевыми ориентирами на замещение и выработку коммуникативных навыков у подростков, способности к осознанности и рефлексии;
3) при отборе содержательной стороны программ профилактики опираться на возможности тренинговой работы как наиболее эффективной при замещении компьютерного взаимодействия на реальные коммуникации;
3) осуществлять диагностический мониторинг сдвигов в преодолении интернет-зависимости для корректировки содержания и осуществления индивидуальной консультативной работы с участниками профилактических групп с целью их психолого-педагогического сопровождения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Москаленко О. Л., Терещенко С. Ю., Каспаров Э. В. Компьютерная зависимость у подростков: виды, признаки, профилактика // Russian Journal of Education and Psychology.
- 2023. Т. 14, № 1-2. - С. 177-186. - DOI: 10.12731/2658-4034-2023-14-1-2-177-186.
2. Аджиева З. И., Борлакова Ф. А., Аджиев А. М., Боташева М. М. Социально-психологическая профилактика интернет-зависимости у подростков // Этносоциум и межнациональная культура. - 2022. - № 12 (174). - С. 93-97. EDN CZDCSX.
3. Исмаилова Н. И., Гайфуллина Н. Г. Когнитивные способности неуспешных в обучении подростков, являющихся зависимыми от интернета // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. -№ 78-1. - С. 316-318.
4. Лебедева Е. В., Горфинкель В. А. Взаимосвязь копинг-стратегий и компьютерной зависимости старшеклассников // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 6.
- С. 181-189. - DOI: 10.26170/2079-8717_ 2022_06_22.
5. Семенова Н. Б., Терещенко С. Ю., Эверт Л. С., Шубина М. В. Характеристика психического статуса интернет-зависимых подростков: гендерные и возрастные особенности //
Профилактическая медицина. - 2022. -Т. 25, № 8. - С. 83-89. - DOI: 10.17116/ profmed20222508183.
6. Ахмадеев Р. Р., Тимербулатов И. Ф., Муха-мадеев Т. Р., Тимербулатова М. Ф., Юлда-шев В. Л. Показатели пупиллографии и межзрачковой асимметрии как психовегетативный индикатор интернет-зависимости у подростков // Бюллетень медицинской науки. - 2023. - № 1 (29). - С. 24-30. - DOI: 10.31684/25418475-2023-1-24.
7. tukawski K., Rusek M. & Czuczwar S. J. Can pharmacotherapy play a role in treating internet addiction disorder? // Expert Opinion on Pharmacotherap. - 2019. - Vol. 20, iss. 11. -P. 1299-1301. - DOI: 10.1080/14656566. 2019.1612366.
8. Masi G., Berloffa S., Muratori P., Paciello M., Rossi M. & Milone A. Internet addiction disorder in referred adolescents: a clinical study on comorbidity // Addiction Research & Theory. -
2021. - Vol. 29, iss. 3. - P. 205-211. - DOI: 10.1080/16066359.2020.1772242.
9 Farkush F. T., Kachooei M. & Vahidi E. The relationship between shame and internet addiction among university students: the mediating role of experiential avoidance // International Journal of Adolescence and Youth. -
2022. - Vol. 27, iss. 1. - P. 102-110. - DOI: 10.1080/02673843.2021.2025116.
10. Costa B. de J., Simoes A. M. & Relva I. C. Psychopathic Traits and Cyber Dating Abuse: Mediating Effect of Internet Addiction in a University Student Sample // Journal of Forensic Psychology Research and Practice. -
2023. - Vol. 23, iss. 2. - P. 113-135. - DOI: 10.1080/24732850.2021.2016116.
11. Karimy M., Parvizi F., Rouhani M. R., Griffiths M. D., Armoon B. & Moghaddam L. F. The association between internet addiction, sleep quality, and health-related quality of life among Iranian medical students // Journal of Addictive Disease. - 2020 - Vol. 38, iss. 3. -P. 317-325. - DOI: 10.1080/10550887.20 20.1762826.
12. Jeong Y. J., Suh B. & Gweon G. Is smartphone addiction different from Internet addiction? comparison of addiction-risk factors among adolescents // Behaviour & Information Technology. - 2020. - Vol. 39, iss. 5. - P. 578593. - DOI: 10.1080/0144929X.2019.1604 805.
13. Боуш Г. Д., Разумов В. И. Методология научных исследований (в кандидатских и докторских диссертациях). - М. : ИНФРА-М, 2020. - 227 с.
14. Young K. S. Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction - and A Winning Strategy For Recovery. - New York : Wiley, 1998. - 274 p.
15. Wallis D. Just Clock No. // New Yorker Magazine. - URL: http://www.newyorker.com/ma gazine/1997/01/13/just-click-no (дата обращения: 12.05.2023).
16. Войскунский А. Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. 12-14 апреля 2000 г. -М. : Экопсицентр РОСС, 2000. - С. 251-253.
17. Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация болезней 11 пересмотра. - URL: https://icd.who.int/bro wse11/l-m/en (дата обращения: 09.05.2023).
18. Dalal P. K., Basu D. Twenty years of Internet addiction... Quo Vadis? // Indian J Psychiatry. -2016. - № 58 (1). - pp. 6-11. - URL: https:// www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC477658 4/#ref1 (дата обращения: 12.05.2023).
19. Хохлова Ю. Е. Глоссарий по информационному обществу. - М. : Институт развития информационного общества, 2009. - 162 с.
20. Сысоева С. В. Сущность категории «информатизация» в современном обществе // Вестник Омского университета. - 2011. -№ 3. - С. 330-335.
21. Урсул А. Д. Проблема информации в современной науке. - М. : Наука, 1975. - 288с.
22. Тюкавкин Н. М. Информатизация экономики и информационное общество // Вестник Самарского государственного университета. -2012. - № 10 (101). - С. 139-146.
23. Информатизация образования. Российская педагогическая энциклопедия. - URL: https: //pedagogicheskaya.academic.ru/1241/ (дата обращения: 12.05.2023).
REFERENCES
1. Moskalenko O.L., Tereshchenko S.Sh., Kasparov V.V. Computer addiction in adolescents: types, recommendations, prevention. Russian Journal of Education and Psychology, 2023, Vol. 14, no. 1-2, pp. 177186. DOI: 10.12731/2658-4034-2023-14-1-2177-186 (In Russian).
2. Adzhieva Z.I., Borlakova F.A., Adzhiev A.M., Botasheva M.M. Socio-psychological prevention of internet dependence in teenagers. Etnosocium i mezhnacional'naya kul'tura = Etnosotsium i mezhnatsional'naya kul'tura, 2022, no. 12 (174), pp. 93-97. (In Russian).
3. Ismailova N.I., Gayfullina N.G. Cognitive abilities of unsuccessful teenagers who are addicted to the internet. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2023, no. 78-1, pp. 316-318. EDN GRSCXM. (In Russian).
4. Lebedeva E.V, Gorfinkel V.A. The relationship between coping strategies and computer addition of high school students. Pedagogich-
eskoye obrazovaniye v Rossii = Pedagogical education in Russia, 2022, no. 6, pp. 181189. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_22. (In Russian).
5. Semenova N.B., Tereschenko S.Yu., Evert L.S., Shubina M.V. Characteristics of the mental status of internet-addicted adolescents: aspects of gender and age. Profilakticheskaya meditsina = The Russian journal of preventive medicine, 2022, Vol. 25, no. 8, pp. 83-89. DOI: 10.17116/profmed20222508183 (In Russian).
6. Akhmadeev R.R., Timerbulatov I.F., Mukhamadeev T.R., Timerbulatova M.F., Yuldashev V.L. Pupillography and interpupillary asymmetry as psychovegetative indicators of internet addiction in adolescents. Byulleten' meditsinskoy nauki = Bulleten medicinskoi nauki, 2023, no. 1 (29), pp. 24-30. DOI: 10.31684/25418475-2023-1-24. (In Russian).
7. Lukawski K., Rusek M. & Czuczwar S.J. Can pharmacotherapy play a role in treating internet addiction disorder? Expert Opinion on Pharmacotherap, 2019, Vol. 20, iss. 11, pp. 1299-1301. DOI: 10.1080/14656566. 2019.1612366.
8. Masi G., Berloffa S., Muratori P., Paciello M., Rossi M. & Milone A. Internet addiction disorder in referred adolescents: a clinical study on comorbidity. Addiction Research & Theory, 2021, Vol. 29, iss. 3, pp. 205-211. DOI: 10.1080/16066359.2020.1772242.
9. Farkush F.T., Kachooei M. & Vahidi E. The relationship between shame and internet addiction among university students: the mediating role of experiential avoidance. International Journal of Adolescence and Youth, 2022, Vol. 27, iss. 1, pp. 102-110. DOI: 10.1080/02673843.2021.2025116.
10. Costa B. de J., Simoes A.M. & Relva I.C. Psychopathic Traits and Cyber Dating Abuse: Mediating Effect of Internet Addiction in a University Student Sample. Journal of Forensic Psychology Research and Practice, 2023, Vol. 23, iss. 2, pp. 113-135. DOI: 10.1080/ 24732850.2021.2016116.
11. Karimy M., Parvizi F., Rouhani M.R., Griffiths M.D., Armoon B. & Moghaddam L.F. The association between internet addiction, sleep quality, and health-related quality of life among Iranian medical students. Journal of Addictive Disease, 2020, Vol. 38, iss. 3, pp. 317-325. DOI: 10.1080/10550887.2020. 1762826.
12. Jeong Y.J., Suh B. & Gweon G. Is smartphone addiction different from Internet addiction? comparison of addiction-risk factors among adolescents. Behaviour & Information Technology, 2020, Vol. 39, iss. 5, pp. 578593. DOI: 10.1080/0144929X.2019.1604805.
13. Boush G.D., Razumov V.I. Methodology of scientific research (in candidate and doctoral dissertations). Moscow, INFRA-M publ., 2020. 227 p. (In Russian).
14. Young K.S. Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction -and A Winning Strategy For Recovery. New York, Wiley, 1998. 274 p.
15. Wallis D. Just Clock No. New Yorker Magazine, available at: http://www.newyorker.com/ma gazine/1997/01/13/just-click-no (accessed: May 12, 2023).
16. Voiskunsky A. E. Psychological studies of the phenomenon of Internet addiction, in: Abstracts. 2nd Russian Conference on Environmental Psychology (April 12-14, 2000). Moscow, Ecopsycenter ROSS publ., 2000, pp. 251-253. (In Russian).
17. World Health Organization. International Classification of Diseases 11 revision, available at: https://icd.who.int/browse11/l-m/en (accessed: May 12, 2023). (In Russian).
18. Dalal P.K., Basu D. Twenty years of Internet addiction... Quo Vadis? Indian J Psychiatry,
Информация о статье Дата поступления 13 мая 2023
Дата принятия в печать 23 мая 2023
Сведения об авторах
Удалова Татьяна Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры практической психологии Омского государственного педагогического университета (Омск, Россия). Адрес для корреспонденции: 644099, Россия, Омск, наб. Тухачевского, 14. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8929-3780.
Аксютина Зульфия Абдулловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы Омского государственного педагогического университета (Омск, Россия). Адрес для корреспонденции: 644099, Россия, Омск, наб. Тухачевского, 14. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2548-4673.
Для цитирования
Удалова Т. Ю., Аксютина З. А. Краткосрочная профилактика интернет-зависимости у старших подростков // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2023. -№ 2. - С. 49-58. DOI: 10.24147/2410-6364. 2023.2.49-58.
2016, no 58 (1), pp. 6-11, available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PM C4776584/#ref1 (accessed: May 12, 2023).
19. Khokhlova Yu.E. Glossary on the information society. Moscow, Institute for the Development of the Information Society publ., 2009. 162 p. (In Russian).
20. Sysoeva S.V. The essence of the category "informatization" in modern society. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2011, no. 3, pp. 330-335. (In Russian).
21. Ursul A.D. The problem of information in modern science. Moscow, Nauka publ., 1975. 288 p. (In Russian).
22. Tyukavkin N.M. Informatization of economy and information society. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Samara State University, 2012, no. 10 (101), pp. 139-146. (In Russian).
23. Informatization of education. Informatization of education, available at: https://pedagogiches kaya.academic.ru/1241/ (accessed: May 12, 2023). (In Russian).
Article info
Received May 13, 2023 Accepted May 23, 2023
About the authors
Udalova Tatyana Yuryevna - PhD in
Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Practical Psychology, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia). Postal address: 14, Tukhachevskogo nab., Omsk, 644099, Russia. E-mail: [email protected].
Aksyutina Zulfiya Abdullovna - PhD in
Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Social Pedagogy and Social Work, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia). Postal address: 14, Tukhachevskogo nab., Omsk, 644099, Russia. E-mail: [email protected].
For citations
Udalova T.Yu., Aksyutina Z.A. Short-Term Prevention of Internet Dependence in Older Adolescents. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2023, no. 2, pp. 49-58. DOI: 10.24147/2410-6364. 2023.2.4958. (In Russian).