Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФОРМАЦИОННОГО КОНТЕНТА И ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФОРМАЦИОННОГО КОНТЕНТА И ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
174
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-САНОГЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-РИСКИ / ПОДРОСТКИ / РОДИТЕЛИ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мишина М.М., Воробьева К.А.

Цель исследования - изучить взаимосвязь информационного контента и особенностей личности молодого человека в подростковом и юношеском возрасте, их безопасность. Статья посвящена изучению информационно-саногенной безопасности и интернет-активности молодого поколения. Авторы делают особый акцент на том, что ввиду тотальной зависимости подростков от общения в социальных сетях и подверженности их некоторым негативным эффектам интернета (когнитивной поглощённости, предпочтению онлайн общения реальному, компульсивному использованию, девиантной активности, депрессивным или агрессивным состояниям, отдалению от близких людей) следует обратить внимание на развитие осознанности к восприятию сетевого контента. При этом необходимо понять, каким образом происходит самоидентификация молодых людей, формируется их позитивное отношение к себе и окружающим, а также насколько у них сформирована способность к преодолению внутриличностных конфликтов.Процедура и методы исследования. В статье рассматриваются связи индивидуально-психологических показателей юношей и девушек с информационно-саногенной безопасностью, полученные и проанализированные с помощью следующих эмпирических методов: анкеты «Активность личности в виртуальной социальной сети» (Е. И. Богомолова); шкалы интернет-зависимости Чена (CIAS); опросника «Оценка удовлетворённости личности в потребности безопасности» (О. Ю. Зотова); методики субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина; личностного опросника Айзенка» (EPQ); математико-статистических методов обработки полученных данных - первичной статистики, метода сравнения (U критерия Манна-Уитни), корреляционного анализа (коэффициента Кендалла).Результаты. В статье приведены результаты исследования информационно-саногенной безопасности молодого поколения. Проведённое исследование выявило, что у подростков мужского пола и юношей меньше проблем с управлением временем по сравнению с подростками женского пола и девушками, но при высокой личностной тревожности повышается склонность к интернет-зависимости.1Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость заключается в анализе объективных детерминант влияния различных факторов среды на информационно-саногенную безопасность личности в подростковом и юношеском возрасте. Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты исследования информационно-саногенной безопасности молодого поколения с учётом их психологических особенностей позволяют обосновать комплекс применения профилактических мероприятий, способствующих нормальному развитию личности молодого человека. В статье описаны направления профилактики для молодых людей группы риска, которые имеют низкий уровень устойчивости к информации, такой как интернет-риски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мишина М.М., Воробьева К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF INFORMATION CONTENT AND PERSONALITY TRAITS IN ADOLESCENCE AND TEEN-AGE

Aim. To study the influence of information content on the formation of a young person's personality in adolescence and adolescence, their safety. The article is devoted to the study of information and sanogenic security and Internet activity of younger generation. The authors emphasize that with ‘ teenagers' total addiction to communicating in social networks and their exposure to some negative effects of the Internet (cognitive absorption, preference for real online communication, compulsive use, deviant activity, depressive or aggressive states, distance from loved ones), attention should be paid to the development of awareness to the perception of network content. At the same time, it is necessary to understand how the self-identification of young people occurs, their positive attitude towards themselves and others is formed, as well as to what extent their ability to overcome intrapersonal conflicts is formed.Methodology. The article examines the relationship of indicators of individual psychological boys and girls with information and sanogenic safety, obtained and analyzed using the following empirical methods: questionnaire “Personality activity in a virtual social network” (E.I. Bogomolova); Chen's Internet addiction scale (CIAS); questionnaire “Assessment of personal satisfaction in the need of security” (O.Y. Zotova); the method of subjective assessment of situational and personal anxiety by C.D. Spielberger and Y.L. Khanin; the personal questionnaire of Eysenck” (EPQ). Mathematical and statistical methods of processing the obtained data - primary statistics, comparison method (Mann-Whitney U criterion), correlation analysis (Kendall coefficient).Results. The article presents the results of studying information and sanogenic safety of younger generation. The study revealed that male adolescents and male youths have fewer problems with time management compared to female adolescents and youths, but with high personal anxiety, the tendency to Internet addiction increases.Research implications. The theoretical significance lies in the analysis of objective determinants of the influence of various environmental factors on the information and sanogenic security of the individual in adolescence and teen-age. The practical significance lies in the fact that the obtained results of the study of the information and sanogenic safety of the young generation, taking into account their psychological characteristics allows us to justify the complex of preventive measures that contribute to the normal development of a young person's personality. The article describes the directions of preventive work with young people at risk who have a low level of resistance to information characterized as Internet risks.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФОРМАЦИОННОГО КОНТЕНТА И ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.9

DOI: 10.18384/2310-7235-2022-3-99-108

взаимосвязь информационного контента и особенностей личности в подростковом и юношеском возрасте

Мишина М. М, Воробьева К. А.

Российский государственный гуманитарный университет 125993, г. Москва, Миусская площадь, д. 6, Российская Федерация

Аннотация

Цель исследования - изучить взаимосвязь информационного контента и особенностей личности молодого человека в подростковом и юношеском возрасте, их безопасность. Статья посвящена изучению информационно-саногенной безопасности и интернет-активности молодого поколения. Авторы делают особый акцент на том, что ввиду тотальной зависимости подростков от общения в социальных сетях и подверженности их некоторым негативным эффектам интернета (когнитивной поглощённости, предпочтению онлайн общения реальному, компульсивному использованию, девиантной активности, депрессивным или агрессивным состояниям, отдалению от близких людей) следует обратить внимание на развитие осознанности к восприятию сетевого контента. При этом необходимо понять, каким образом происходит самоидентификация молодых людей, формируется их позитивное отношение к себе и окружающим, а также насколько у них сформирована способность к преодолению внутриличностных конфликтов. Процедура и методы исследования. В статье рассматриваются связи индивидуально-психологических показателей юношей и девушек с информационно-саногенной безопасностью, полученные и проанализированные с помощью следующих эмпирических методов: анкеты «Активность личности в виртуальной социальной сети» (Е. И. Богомолова); шкалы интернет-зависимости Чена (CIAS); опросника «Оценка удовлетворённости личности в потребности безопасности» (О. Ю. Зотова); методики субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина; личностного опросника Айзенка» (EPQ); математико-статистических методов обработки полученных данных -первичной статистики, метода сравнения (U критерия Манна-Уитни), корреляционного анализа (коэффициента Кендалла).

Результаты. В статье приведены результаты исследования информационно-саногенной безопасности молодого поколения. Проведённое исследование выявило, что у подростков мужского пола и юношей меньше проблем с управлением временем по сравнению с подростками женского пола и девушками, но при высокой личностной тревожности повышается склонность к интернет-зависимости.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость заключается в анализе объективных детерминант влияния различных факторов среды на инфор-мационно-саногенную безопасность личности в подростковом и юношеском возрасте. Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты исследования ин-формационно-саногенной безопасности молодого поколения с учётом их психологических особенностей позволяют обосновать комплекс применения профилактических мероприятий, способствующих нормальному развитию личности молодого человека.

© CC BY Мишина М. М., Воробьева К. А., 2022.

В статье описаны направления профилактики для молодых людей группы риска, которые имеют низкий уровень устойчивости к информации, такой как интернет-риски.

Ключевые слова: информационно-саногенная безопасность, интернет-риски, подростки, родители, профилактика

THE RELATiONSHiP OF iNFORMATiON CONTENT AND PERSONALITY TRAiTS iN ADOLESCENCE AND TEEN-AGE

M. Mishina, K. Vorobyova

Russian State University for the Humanities,

ploshad' Miusskaya, 6, Moscow, 125993, Russian Federation

Abstract

Aim. To study the influence of information content on the formation of a young person's personality in adolescence and adolescence, their safety. The article is devoted to the study of information and sanogenic security and Internet activity of younger generation. The authors emphasize that with ' teenagers' total addiction to communicating in social networks and their exposure to some negative effects of the Internet (cognitive absorption, preference for real online communication, compulsive use, deviant activity, depressive or aggressive states, distance from loved ones), attention should be paid to the development of awareness to the perception of network content. At the same time, it is necessary to understand how the self-identification of young people occurs, their positive attitude towards themselves and others is formed, as well as to what extent their ability to overcome intrapersonal conflicts is formed. Methodology. The article examines the relationship of indicators of individual psychological boys and girls with information and sanogenic safety, obtained and analyzed using the following empirical methods: questionnaire "Personality activity in a virtual social network" (E.I. Bogomolova); Chen's Internet addiction scale (CIAS); questionnaire "Assessment of personal satisfaction in the need of security" (O.Y. Zotova); the method of subjective assessment of situational and personal anxiety by C.D. Spielberger and Y.L. Khanin; the personal questionnaire of Eysenck" (EPQ).

Mathematical and statistical methods of processing the obtained data - primary statistics, comparison method (Mann-Whitney U criterion), correlation analysis (Kendall coefficient). Results. The article presents the results of studying information and sanogenic safety of younger generation. The study revealed that male adolescents and male youths have fewer problems with time management compared to female adolescents and youths, but with high personal anxiety, the tendency to Internet addiction increases.

Research implications. The theoretical significance lies in the analysis of objective determinants of the influence of various environmental factors on the information and sanogenic security of the individual in adolescence and teen-age. The practical significance lies in the fact that the obtained results of the study of the information and sanogenic safety of the young generation, taking into account their psychological characteristics allows us to justify the complex of preventive measures that contribute to the normal development of a young person's personality. The article describes the directions of preventive work with young people at risk who have a low level of resistance to information characterized as Internet risks.

Keywords: information and sanogenic security, Internet risks, adolescents, parents, prevention

Введение

Постановка проблемы исследования. В настоящее время остро стоит вопрос вовлечения молодёжи в деструктивные социальные сети, нацеленные на агрессивную пропаганду с тяжёлыми последствиями для молодого поколения как с психологической, так и с юридической точки зрения [1]. Поэтому важно понять психологические механизмы, лежащие в основе интернет-рисков с целью разработки способов обеспечения безопасной интернет-среды [8; 9]. При создании системы информа-ционно-саногенной безопасности интернет-среды необходимо исследовать психологическую и юридическую конструкцию общественных отношений, которая будет учитывать права молодого человека [5]. Мнформационно-саногенная безопасность заключается в готовности личности самостоятельно распознать деструктивные влияния информационной среды на ценностные ориентации и характерологические особенности личности молодого человека [11; 15].

При формировании личности молодого человека, активно включённого в интернет-пространство, необходимо научить его критичному восприятию деструктивной информации и сформировать умение отбора информационного контента [15; 18]. При этом следует развивать навыки ассертивного поведения с целью недопущения попадания под воздействие различных интернет-рисков [2]. К числу наиболее распространённых интернет-рисков относится контент, связанный с сексуальным поведением, мошенничеством, фейка-ми (недостоверной информацией) и хищением личной информации. Особую тревогу вызывают интернет-риски,

связанные с использованием интернет-ресурсов, вовлекающих молодёжь в экстремистские сообщества [13; 17].

В современных научных исследованиях, посвящённых личности подростков, A. A. Артамоновой, Е. а. Мазуренко, Е. а. Заворотных, Т. Л. Крюковой, Т. Р. Рашидовой установлено, что при значительном количестве времени, проведённом в виртуальном пространстве, существует риск развития интернет-зависимости, сопровождающейся формированием эгоцентризма и одиночества [12; 14]. Обрыв ранее созданных социально значимых связей компенсируется общением в социальных сетях с использованием негативного контента и распространённой киберагрессией [13; 16]. Следовательно, условиями профилактики негативных последствий влияния агрессивной интернет-среды на молодое поколение являются обучение навыкам информационно-психологической безопасности и формирование у них эффективных механизмов самозащиты, саморазвития и самореализации [3; 10].

Степень разработанности темы исследования. Современные эмпирические исследования в сфере инфор-мационно-саногенной безопасности опираются на разные, порой противоречивые теории личности [6; 7]. интерес молодого поколения к интернету постоянно растёт. В процессе знакомства с интернет-ресурсом молодое поколение часто учится пользоваться интернетом без целенаправленного обучения, методом «проб и ошибок» [13]. Государственные структуры, образовательные учреждения, а также родители не могут полностью контролировать контент, выкладываемый в интернете и

используемый детьми, о чём свидетельствует огромное количество сайтов с негативным, часто агрессивным контентом [4; 11]. Поэтому нам представляется важным изучение информационно-са-ногенной безопасности молодого поколения - необходимым условием успешной социализации личности.

Цель исследования: изучить взаимосвязь информационного контента и особенностей личности молодого человека в подростковом и юношеском возрастах, их безопасность.

Объект: информационно-саноген-ная безопасность.

Предмет: формирование информа-ционно-саногенной безопасности молодёжи.

Гипотеза исследования: инфор-мационно-саногенная безопасность молодёжи связана с особенностями личности: при повышенном уровне тревожности и нейротизма наблюдается выраженная включённость в интернет среду (без учёта анализа направленности контента).

Методологическую основу исследования составляют принципы: единства сознания и деятельности, который постулирует о том, что общение как деятельность в интернет-пространстве при определённых условиях способствует развитию личности; принцип развития, направленный на учёт возрастных особенностей молодёжи; принцип детерминизма, как наличия изменений психики, обусловленных влиянием «виртуального мира».

Методы исследования: анкетирование (анкета «Активность личности в виртуальной социальной сети» (Е. И. Богомолова)); тестирование (шкала интернет-зависимости Чена

(CIAS); опросник «Оценка удовлетворённости личности в потребности безопасности» (О. Ю. Зотова); методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина; личностный опросник Айзенка» (EPQ)).

Математико-статистические методы обработки полученных данных: первичная статистика, U критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ (коэффициент Кендалла).

Описание выборки. В эмпирическом исследовании информационно-саногенной безопасности молодёжи приняли участие 145 (n=145) человек, из них 51(n=51) подросток мужского пола и 60 (n=60) подростков женского пола (16-17 лет) и 16 юношей (n=16) и 18 девушек (n=18) 19-22 лет, обучающихся в образовательных учреждениях Московской области.

Результаты исследования. Имея в виду уязвимость молодого поколения перед онлайн-рисками, мы провели эмпирическое исследование, в процессе которого были получены довольно интересные результаты.

У подростков мужского пола (n=51) выявлена значимая корреляционная связь между показателями шкалы «Проблемы с управлением временем» с показателями интернет-зависимости и показателями субтеста «Личностная тревожность», которая выглядит следующим образом: чем выше личностная тревожность, тем более ярко выражены у них проблемы управления временем (p<0,05). Очевидно, что у подростков с выраженной интернет-зависимостью существует установка на самоутверждение в социальных сетях как возможность включённости

в социальную среду единомышленников.

У подростков женского пола (п=60) в ходе эмпирического исследования психологических особенностей корреляционный анализ показал следующие значимые связи: чем выше нейротизм, тем более выражена компульсия как навязчивое поведение, ведущее к интернет-зависимости ф<0,01). Кроме того, при выраженном нейротизме, наблюдается снижение сознательного контроля над временем, проведённом в интернете ф<0,01). Подростки женского пола, имеющие выраженное желание понравиться кому-либо, в большей степени имеют компульсивную зависимость от интернета ф<0,05). исходя из полученных результатов исследования, можно выявить тенденцию реализации значимой гендерной мотивации («потребность быть привлекательной, любимой»), связанной с длительностью пребывания в интернет-сети девушек-подростков, находящейся под угрозой исчезновения.

У юношей мужского пола (п=16) выявлены разноплановые корреляции: чем выше уровень личностной тревожности ф<0,05), тем более ярко выражены компульсивные симптомы в виде навязчивых действий, которые они вынуждены выполнять ф<0,05), и толерантность ф<0,05). Внутриличностные проблемы тесно связаны с проблемами со здоровьем ф<0,05) и проблемой управления временем ф<0,05). Кроме того, было выявлено, что чем меньше проблем с управлением временем, тем ниже потребность быть защищённым от опасностей во враждебном мире ф<0,05).

У девушек в юношеском возрасте (п=18) обнаружены следующие кор-

реляционные связи между показателями психологических особенностей личности: чем выше личностная тревожность, тем более выражены ком-пульсивные симптомы ф<0,05). При интернет-зависимости выраженные показатели внутриличностных проблем связаны со здоровьем ф<0,01). интересно, что при высоком уровне реактивной тревожности компуль-сивные симптомы менее выражены ф<0,05). Обнаружена положительная корреляционная связь между потребностью в защите от непредвиденных обстоятельств: войны, общественных беспорядков и отменой интернет-зависимости ф<0,05), что показывает высокую потребность в безопасности. При интернет-зависимости у девушек в юношеском возрасте выявлена обратно-пропорциональная связь между выраженной потребностью быть любимой ф<0,05) и наличием толерантности ф<0,05), а также проблемой управления временем ф<0,05).

Проведённое исследование выявило, что у подростков мужского пола (п=51) и юношей мужского пола (п=16) меньше проблем с управлением временем по сравнению с подростками и девушками женского пола, но при высокой личностной тревожности у первой группы повышается склонность к интернет-зависимости.

Развитие интернет-зависимости у подростков и юношей ведёт к усилению тревожности, нейротизма при актуализации потребности в безопасности, что требует разработки современных психолого-педагогических технологий профилактики интернет-рисков.

Проведённое исследование связи интернет-зависимости с информа-

ционно-саногенной безопасностью личности позволяет выделить некоторые приоритетные направления профилактической деятельности для развития устойчивости подростков и юношей к интернет-рискам. Важным превентивным направлением является психологическое просвещение педагогов, родителей и общественности по проблемам наличия в информационном контенте интернет-ресурса агрессивной и антиобщественной информации, т. к. характер угроз может нанести невосполнимый вред личности подростка и юноши.

Реализация психолого-педагогических программ по развитию устойчивости к интернет-угрозам должна носить целенаправленный характер и проводиться как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Социально-психологические тренинги по обучению подростков и юношей противостоянию имеющихся интернет-угроз при активном групповом воздействии сформируют необходимые социальные навыки и вовлекут молодёжь в активную практическую общественно-значимую деятельность.

Профилактика интернет-зависимости у подростков и юношей предполагает разъяснительную работу о представленной в интернет-сити информации. Незнание возможных последствий от включённости в деструктивные интернет-сообщества может иметь не только психологические, но и юридические последствия.

Избегание интернет-угроз связано с формированием ассертивного поведения и развитием способности брать на себя ответственность при сознательном выборе социальных ориентиров при анализе событий и поступков

людей. Необходимо развивать критичность мышления, умение воспринимать информацию с разных позиций, что даст возможность предвидеть последствия негативного поведения.

Развитие эмпатии у подростков и юношей, анализ мотивов их поступков с учётом собственных интересов и возможностей ведёт к устойчивости позитивных характерологических черт личности. Восприятие действительности через самоанализ поведения и чувство социальной уверенности даёт возможность подросткам и юношам влиять на собственную жизнедеятельность. Важно осуществлять просветительскую деятельность всех участников образовательного процесса, обучая их способам противодействия распространению негативной информации [11].

Выводы

Безопасность информационно-са-ногенной среды для подростков и юношей связана с нормированием времени, проведённом в виртуальном пространстве, с поиском интересного общественно-значимого контента, направленного на развитие познавательной сферы и коммуникативных способностей, а также с поиском единомышленников. В условиях активного участия в информационном пространстве подростки демонстрируют умеренный уровень реактивной и личностной тревожности, а юноши проявляют выраженную тревожность, чаще испытывают стресс, нервозность, озабоченность и беспокойство.

Заключение

Эмоциональная нестабильность, характерная для подростков и юно-

шей, выражается в повышенной тревожности и агрессии, конфликтности, виртуальной девиантной активности в поиске пути самореализации. Удовлетворение потребности в принятии и недостаточно сформированные навыки противостояния чужому давлению, диффузная система ценностей, пробелы в правовых знаниях и невысокий уровень рефлексии у подростка приводит его к использованию негативного контента интернета, что создаёт интернет-зависимость.

При несоблюдении условий безопасности интернет-среды и наличии интернет-угроз у подростков и юношей наблюдаются выраженные

депрессивные состояния, уход от реального общения в виртуальное, социальная дезадаптация и неадекватность самооценки.

информационно-саногенная безопасность молодого поколения связана с организацией целенаправленной комплексной профилактической работы в образовательной организации, заключающейся в своевременном актуальном информировании негативных последствий неумелого противостояния интернет-угрозам с выработкой копинг-стратегий и саногенного мышления всех участников образовательной среды.

Статья поступила в редакцию 17.05.2022

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонова Е. Г., Ефимова О. И., Калинина Н. В. Организация Всероссийского педагогического совета «Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков» // Образование личности. 2017. № 2. С. 12-27.

2. Богомолова М. А., Бузина Т. С. Интернет-зависимость: аспекты формирования и возможности психологической коррекции // Медицинская психология в России: [сайт]. 2018. T. 10. №2 (49). URL: http://mprj.ru (дата обращения: 03.04.2022).

3. Войкунский А. Е. Информационная безопасность: психологические аспекты // Национальный психологический журнал. 2010. № 1 (3). С. 48-53.

4. Воробьева К. А. Профилактика агрессивного и девиантного поведения подростков в образовательных учреждениях // Воспитание школьников. 2013. № 4. С. 45-49.

5. Зинченко Ю. П. Методологические основы психологии безопасности // Национальный психологический журнал. 2011. № 2 (6). С. 11-14.

6. Карпова Г. Г., Трухачева М. А. Ребёнок в информационном обществе: формирование политики в области информационной безопасности детей и молодёжи // Власть. 2016. № 9. С. 88-93.

7. Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Информационно-психологическая безопасность личности: сущностная характеристика // Современные проблемы науки и образования: [сайт]. 2014. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=11882 (дата обращения: 08.06.2022).

8. Малюк А. А., Полянская О. Ю. Зарубежный опыт формирования в обществе культуры информационной безопасности // Безопасность информационных технологий. 2016. №4. С. 25-37.

9. Малыгин В. Л., Хомерики Н. С., Антоненко А. А. Индивидуально-психологические свойства подростков как факторы риска формирования интернет-зависимого поведения // Медицинская психология в России: [сайт]. 2015. № 7 (30). URL: http://mprj.ru (дата обращения: 11.04.2022).

10. Мишина М. М., Воробьева К. А. Индивидуально-психологические особенности подростков с разными предпочтениями в компьютерных играх // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 4. С. 143-155.

11. Плешаков В. А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens'a до Homo Cyberus'a. М.: Прометей, 2012. 212 с.

12. Соболева А. Н. Риски интернет-пространства для здоровья подростков: возрастной и гендерный анализ // Образование личности. 2016. № 1. С. 60-66.

13. Солдатова Г. В., Зотова Е. Ю., Чекалина А. И. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете. М.: Фонд развития «Интернет», 2011. 176 с.

14. Теперик Р. Ф. Особенности эмоциональной регуляции подростков, зависимых от ролевых компьютерных игр // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме. М.: Московский педагогический государственный университет, 2019. С. 177-182.

15. Трухачева М. А. Культура детства в контексте информационной безопасности: исторический аспект и современные реалии // Общество: философия, история, культура. 2016. № 11. С. 115-117.

16. Block J. J. Issues for DSM. Internet Addiction // American Journal of Psychiatry. 2008. Vol. 165. Iss. 3. P. 306-307.

17. Griffiths M. D. A «components» model of addiction within a biopsychosocial framework // Journal of Substance Use. 2005. Vol. 10. P. 191-197.

18. Widyanto L., Griffiths М., Brunsden V. A psychometric comparison of the Internet Addiction Test, the Internet-Related Problem Scale and self-diagnosis // Cyberpsychology, behavior and social networking. 2011. № 14 (3). P. 141-149.

REFERENCES

1. Artamonova E. G., Efimova O. I., Kalinina N. V. [Organization of the All-Russian Pedagogical Council "Prevention of Internet risks and threats to the life of children and adolescents"]. In: Obrazovanie lichnosti [Personal Education], 2017, no. 2, pp. 12-27.

2. Bogomolova M. A., Buzina T. S. [Internet addiction: aspects of formation and possibilities of psychological correction]. In: Medicinskaya psihologiya v Rossii [Medical psychology in Russia], 2018, vol. 10, no. 2 (49). Available at: http://mprj.ru (accessed: 03.04.2022).

3. Vojkunskij A. E. [Information security: psychological aspects]. In: Nacional'nyjpsihologich-eskij zhurnal [National Psychological Journal], 2010, no. 1 (3), pp. 48-53.

4. Vorob'eva K. A. [Prevention of aggressive and deviant behavior of adolescents in educational institutions]. In: Vospitanie shkol'nikov [Education of schoolchildren], 2013, no. 4, pp. 45-49.

5. Zinchenko Yu. P. [Methodological foundations of security psychology]. In: Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal [National Psychological Journal], 2011, no. 2 (6), pp. 11-14.

6. Karpova G. G., Truhacheva M. A. [A child in the information society: the formation of a policy in the field of information security of children and youth]. In: Vlast', 2016, no. 9, pp. 88-93.

7. Lunev A. N., Pugacheva N. B., Stukolova L. Z. [Information and psychological security of personality: essential characteristic]. In: Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2014, no. 1. Available at: https://science-edu-cation.ru/ru/article/view?id=11882 (accessed: 08.06.2022).

8. Malyuk A. A., Polyanskaya O. Yu. [Foreign experience in the formation of information security culture in society]. In: Bezopasnost' informacionnyh tekhnologij [Security of information technologies], 2016, no. 4, pp. 25-37.

9. Malygin V. L., Homeriki N. S., Antonenko A. A. [Individual psychological properties of adolescents as risk factors for the formation of Internet-addicted behavior]. In: Medicinskaya psihologiya v Rossii [Medical psychology in Russia], 2015, no. 7 (30). Available at: http:// mprj.ru (accessed: 11.04.2022).

10. Mishina M. M., Vorob'eva K. A. [Individual psychological characteristics of adolescents with different preferences in computer games]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki, 2021, no. 4, pp. 143-155.

11. Pleshakov V. A. Kibersocializaciya cheloveka: ot Homo Sapiensa do Homo Cyberusa [Human cybersocialization: from Homo Sapiens to Homo Cyberus]. Moscow, Prometej Publ., 2012. 212 p.

12. Soboleva A. N. [Risks of the Internet space for the health of adolescents: age and gender analysis]. In: Obrazovanie lichnosti, 2016, no. 1, pp. 60-66.

13. Soldatova G. V., Zotova E. Yu., Chekalina A. I. Pojmannye odnoj set'yu: social'no-psihologich-eskoe issledovanie predstavlenij detej i vzroslyh ob internete [Caught by the same network: a socio-psychological study of the ideas of children and adults about the Internet]. Moscow, Fond razvitiya "Internet" Publ., 2011. 176 p.

14. Teperik R. F. [Peculiarities of emotional regulation of adolescents dependent on role-playing computer games]. In: Cifrovoe obshchestvo v kul'turno-istoricheskoj paradigme [Digital Society in the Cultural-Historical Paradigm]. Moscow, Moscow State Pedagogical University Publ., 2019, pp. 177-182.

15. Truhacheva M. A. [Childhood culture in the context of information security: historical aspect and modern realities]. In: Obshchestvo:filosofiya, istoriya, kul'tura [Society: philosophy, history, culture], 2016, no. 11, pp. 115-117.

16. Block J. J. Issues for DSM. Internet Addiction. In: American Journal of Psychiatry, 2008, vol. 165, iss. 3, pp. 306-307.

17. Griffiths M. D. A «components» model of addiction within a biopsychosocial framework. In: Journal of Substance Use, 2005, vol. 10, pp. 191-197.

18. Widyanto L., Griffiths M., Brunsden V. A psychometric comparison of the Internet Addiction Test, the Internet-Related Problem Scale and self-diagnosis. In: Cyberpsychology, behavior and social networking, 2011, no. 14 (3), pp. 141-149.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мишина Марина Михайловна - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики образования Института психологии им. Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета; e-mail: mishinamm@yandex.ru; ORCID: 0000-0001-9348-7804-id

Воробьева Ксения Андреевна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии личности Института психологии им. Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета; e-mail: kseniaprimavera@mail.ru; ORCID 0000-0002-9244-9336

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Marina M. Mishina- Dr. Sci. (Psychological Sciences), Prof. of the Department of Psychology and Pedagogy of Education, Vygotsky Institute of Psychology, Russian State University for the Humanities;

e-mail: mishinamm@yandex.ru; ORCID: 0000-0001-9348-7804-id

Ksenia A. Vorobyeva - Cand. Sci. (Psychology), Assoc. Prof., Department of Personality Psychology, Vygotsky Institute of Psychology, Russian State University for the Humanities; e-mail: kseniaprimavera@mail.ru; ORCID 0000-0002-9244-9336

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Мишина М. М., Воробьева К. А. Взаимосвязь информационного контента и особенностей личности в подростковом и юношеском возрасте // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2022. № 3. С. 99-108. DOI: 10.18384/2310-7235-2022-3-99-108

FOR CITATION

Mishina M. M., Vorobyeva K. A. The relationship of information content and personality traits in adolescence and teen-age. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychological Sciences, 2022, no. 3, рр. 99-108. DOI: 10.18384/2310-7235-2022-3-99-108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.