Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
582
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Севастьянова Ольга Алексеевна, Иванов Дмитрий Викторович

Статья посвящена исследованию эффективности методов психологической коррекции интернет-зависимости у подростков. Авторы исходят из позиций, согласно которым психологическая коррекция интернет-зависимости возможна средствами арт-терапии. Преимущество данного метода, по мнению авторов, заключается в том, что арт-терапия действует на языке визуальной и пластической экспрессии, а это особенно эффективно в работе с подростками и позволяет использовать ее как инструмент исследования, развития и гармонизации в случаях, когда подростку сложно выражать свои эмоции словесно. В статье проанализированы современные исследования соотношения интернет-зависимости и личностных особенностей у подростков, взаимосвязи склонности к интернет-зависимости с акцентуациями характера у подростков, различия личностных особенностей и акцентуаций характера интернет-зависимых юношей и девушек. Авторы отмечают недостаток научных исследований эффективности психологической коррекции и профилактики интернет-зависимости подростков с учетом их личностных особенностей. Выявление и учет таких особенности позволят в дальнейшем индивидуализировать процесс коррекционно-развивающей и психопрофилактической деятельности психолога. Приводится описание проведенного исследования эффективности методов арт-терапии в психологической коррекции интернет-зависимости у подростков. Представлены результаты анализа личностных особенностей подростков, склонных к интернет-зависимости. К личностным особенностям подростков, склонных к интернет-зависимости, относятся: неустойчивость эмоциональной сферы, неуверенность в себе и повышенную личностную тревожность, сниженный уровень социального и эмоционального интеллекта. Эти особенности личности создают трудности в общении подростка с окружающими и его взаимодействии с социумом, а также приводят к возникновению трудностей в дальнейшей социализации личности, что еще больше вовлекает подростков в использование интернета. Анализ личностных особенностей позволил разработать программу коррекции интернет-зависимости у подростков. Представлены результаты диагностики, позволяющие оценить эффективность психолого-педагогической программы коррекции интернет-зависимости. Сравнительные результаты показали, что количество испытуемых группы риска с Интернет-зависимостью и склонностью к ней сократилось, что позволяет говорить об эффективности разработанной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF INTERNET DEPENDENCE OF ADOLESCENTS BY ART THERAPY

Psychological correction of Internet addiction is possible by means of art therapy. The advantage of the method is that art therapy acts in the language of visual and plastic expression, which is especially effective in working with adolescents and allows you to use it as a tool for research, development, and harmonization in cases where it is difficult for a teenager to express his emotions verbally. Modern studies of the relationship between Internet addiction and personality traits in adolescents, the relationship between the propensity to Internet addiction and character accentuations in adolescents, and the differences in personality traits and character accentuations of Internet-addicted boys and girls have been analyzed. There is a lack of scientific research on the effectiveness of psychological correction and prevention of Internet addiction among adolescents, taking into account their personal characteristics. Identifying and taking into account such features will further individualize the process of correctional, developmental, and psychoprophylactic activity of a psychologist. A description of the study of the effectiveness of methods in adolescents is given. The results of the analysis of the personality traits of adolescents prone to Internet addiction are presented. The personality traits of adolescents prone to Internet addiction include instability of the emotional sphere, self-doubt and increased personal anxiety, a reduced level of social and emotional intelligence. These personality traits create difficulties in the adolescent's communication with others and his interaction with society and also lead to difficulties in the further socialization of the individual. This further engages teenagers in using the Internet. The analysis of personality traits made it possible to develop a program for correcting Internet addiction in adolescents. Comparative results showed that the number of subjects at risk with Internet addiction and propensity to it decreased. The effectiveness of the developed program is noted.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

УДК 159.9.07 https://doi.org/10.33619/2414-2948/72/39

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ

СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

©Севастьянова О. А., СОШ№ 7 им. Д.М. Карбышева, г. Оха, Россия, moa95@mail.ru

©Иванов Д. В., SPIN-код: 6942-6881, ORCID: 0000-0003-3768-7523, канд. психол. наук, Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара, Россия, avatary@yandex.ru

PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF INTERNET DEPENDENCE OF ADOLESCENTS BY ART THERAPY

©Sevastyanova O., Karbyshev Okha Secondary School no. 7, Okha, Russia, moa95@mail.ru ©Ivanov D., ORCID: 0000-0003-3768-7523, SPIN-code: 6942-6881, Ph.D., Samara State University of Social Sciences and Education, Samara, Russia, avatary@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию эффективности методов психологической коррекции интернет-зависимости у подростков. Авторы исходят из позиций, согласно которым психологическая коррекция интернет-зависимости возможна средствами арт-терапии. Преимущество данного метода, по мнению авторов, заключается в том, что арт-терапия действует на языке визуальной и пластической экспрессии, а это особенно эффективно в работе с подростками и позволяет использовать ее как инструмент исследования, развития и гармонизации в случаях, когда подростку сложно выражать свои эмоции словесно. В статье проанализированы современные исследования соотношения интернет-зависимости и личностных особенностей у подростков, взаимосвязи склонности к интернет-зависимости с акцентуациями характера у подростков, различия личностных особенностей и акцентуаций характера интернет-зависимых юношей и девушек. Авторы отмечают недостаток научных исследований эффективности психологической коррекции и профилактики интернет-зависимости подростков с учетом их личностных особенностей. Выявление и учет таких особенности позволят в дальнейшем индивидуализировать процесс коррекционно-развивающей и психопрофилактической деятельности психолога. Приводится описание проведенного исследования эффективности методов арт-терапии в психологической коррекции интернет-зависимости у подростков. Представлены результаты анализа личностных особенностей подростков, склонных к интернет-зависимости. К личностным особенностям подростков, склонных к интернет-зависимости, относятся: неустойчивость эмоциональной сферы, неуверенность в себе и повышенную личностную тревожность, сниженный уровень социального и эмоционального интеллекта. Эти особенности личности создают трудности в общении подростка с окружающими и его взаимодействии с социумом, а также приводят к возникновению трудностей в дальнейшей социализации личности, что еще больше вовлекает подростков в использование интернета. Анализ личностных особенностей позволил разработать программу коррекции интернет-зависимости у подростков. Представлены результаты диагностики, позволяющие оценить эффективность психолого-педагогической программы коррекции интернет-зависимости. Сравнительные результаты показали, что количество испытуемых группы риска с Интернет-зависимостью и склонностью к ней сократилось, что позволяет говорить об эффективности разработанной программы.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

Abstract. Psychological correction of Internet addiction is possible by means of art therapy. The advantage of the method is that art therapy acts in the language of visual and plastic expression, which is especially effective in working with adolescents and allows you to use it as a tool for research, development, and harmonization in cases where it is difficult for a teenager to express his emotions verbally. Modern studies of the relationship between Internet addiction and personality traits in adolescents, the relationship between the propensity to Internet addiction and character accentuations in adolescents, and the differences in personality traits and character accentuations of Internet-addicted boys and girls have been analyzed. There is a lack of scientific research on the effectiveness of psychological correction and prevention of Internet addiction among adolescents, taking into account their personal characteristics. Identifying and taking into account such features will further individualize the process of correctional, developmental, and psychoprophylactic activity of a psychologist. A description of the study of the effectiveness of methods in adolescents is given. The results of the analysis of the personality traits of adolescents prone to Internet addiction are presented. The personality traits of adolescents prone to Internet addiction include instability of the emotional sphere, self-doubt and increased personal anxiety, a reduced level of social and emotional intelligence. These personality traits create difficulties in the adolescent's communication with others and his interaction with society and also lead to difficulties in the further socialization of the individual. This further engages teenagers in using the Internet. The analysis of personality traits made it possible to develop a program for correcting Internet addiction in adolescents. Comparative results showed that the number of subjects at risk with Internet addiction and propensity to it decreased. The effectiveness of the developed program is noted.

Ключевые слова: подросток, интернет-зависимость, арт-терапия, личностные особенности, психологическая коррекция.

Keywords: adolescent, Internet addiction, art therapy, personality traits, psychological correction.

В современном мире возрастает воздействие сети Интернет на повседневную жизнь человека. Под воздействием Интернета происходят изменения как психологических особенностей отдельной личности, так и социокультурных особенностей общества. Особенно отчетливо мы можем увидеть эти изменения в подростковой среде, где чаще всего развивается чрезмерная увлеченность сетью. Активнее всего используют интернет-ресурсы дети и подростки. Несмотря на преимущества, которые дает нам Интернет в работе и общении, существует проблема массовой зависимости от сети Интернет. В силу различных возрастных особенностей подростков они оказываются самой уязвимой группой перед негативным воздействием Интернета и социальных сетей. Подростки пользуются различными сервисами: мессенджерами, форумами, имиджбордами и др.

Хотя у интернет-пространства есть неоспоримые положительные качества (удобство, доступность, широкомасштабность), нельзя не сказать о том, что проблема проявления массовой зависимости от сети Интернет приобретает все большую актуальность. Подростки в силу характерных особенностей возраста, в частности незрелости и лабильности структуры личности, являются наиболее уязвимыми перед сетью Интернет. Последствия массового вовлечения подростков в интернет-среду проявляются в различных сферах их деятельности.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

А. Е. Войскунский говорит о возникающих в этой связи сложностях с учебой, возрастании межличностных конфликтов, а также инфантилизации личности подростков [1].

Проблема интернет-зависимости стала предметом пристального внимания психологов в конце ХХ века. В психологической литературе по аддиктивному поведению существуют разносторонние исследования личностных особенностей зависимых от психоактивных веществ. Однако работы, посвященные исследованию индивидуально-личностных особенностей людей с интернет-зависимостью, стали появляться лишь недавно. О. Н. Безрукова, К. Г. Дмитриев, М. И. Дрепа, А. Ю. Егоров выделяют ряд особенностей личности, которые связаны с зависимостью от сети Интернет [2-5]. К ним относятся различные шизоидные проявления, интровертированность личности и чувство одиночества, проявление агрессии, стремление отделить себя от окружающих, поиск острых ощущений, сниженный самоконтроль, проявления нарциссических черт характера, низкая самооценка при высокой невротизации личности, низкий уровень развития эмоционального интеллекта, склонность к депрессии. Помимо этого, отмечается наличие взаимосвязи компьютерной и интернет-зависимости с повышенной ситуативной тревожностью, психологическим напряжением, низкой работоспособностью и общей физической угнетенностью.

В последние годы проведены исследования соотношения интернет-зависимости и личностных особенностей у подростков. Например, исследование Ю. В. Захаровой и Д. В. Иванова, посвящено изучению взаимосвязи склонности к интернет-зависимости с акцентуациями характера у подростков [6]. А исследование А. В. Кадеевой и Д. В. Иванова показало различия в личностных особенностях и акцентуациях характера интернет-зависимых подростков мужского и женского пола [7]. Вместе с тем отсутствуют исследования, которые определяют особенности психологической профилактики интернет-зависимости подростков в зависимости от их личностных особенностей. На данный момент мы считаем недостаточными научные сведения о личностных особенностях интернет-зависимых подростков, а также о методах психологической профилактики. Выявление таких особенности позволит в дальнейшем индивидуализировать процесс коррекционно-развивающей и психопрофилактической деятельности психолога.

Целью данного исследования являлось определение эффективности арт-терапии в психологической коррекции интернет-зависимости у подростков с определенными личностными чертами. Мы считаем, что, если интернет-зависимость формируется у подростков с заниженной самооценкой, неуверенностью в себе, тревожностью личности, импульсивностью, то ее психологическая профилактика возможна при использовании арт-терапевтической психолого-педагогической программы профилактики интернет-зависимости у подростков. Такие особенности личности подростка как неуверенность в себе и повышенная личностная тревожность, сниженный уровень социального и эмоционального интеллекта, создают трудности при построении общения подростка с окружающими и его взаимодействия с социумом, а также приводят к возникновению трудностей в дальнейшей социализации личности. И арт-терапия в работе с такими подростками, на наш взгляд, наиболее эффективна, т.к. носит невербальный, творческий характер.

Арт-терапия является коррекционно-развивающим методом на основе художественного творчества. Ее преимущество заключается в том, что в отличие от других направлений, в основе которых используются вербальные средства общения и восприятия, арт-терапия действует на языке визуальной и пластической экспрессии. Это особенно эффективно в работе с подростками и позволяет использовать арт-терапию как инструмент исследования,

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

развития и гармонизации в случаях, когда подростку сложно выражать свои эмоции словесно.

Работы многих психологов посвящены вопросам применения в психологической практике арт-терапии. Над этим работали такие исследователи, как И. В. Вачков, Л. Г. Гребенщикова, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Н. Л. Карпова, А. С. Панфилова, А. И. Шувиков [8-11].

Использование арт-терапевтических средств в работе с интернет-зависимыми подростками эффективен тем, что ему не нужна особая подготовка, наличие способности к рисованию или художественных навыков. Также изобразительное искусство способствует сближению между специалистом и подростком. Приобретаемый на групповых арт-терапевтических занятиях опыт позволяет подросткам получить психологическую поддержку в сложный период, а также определенный социально-психологический иммунитет в решении сложных проблем, возникающих в межличностном общении, новые положительные поведенческие схемы, умения и навыки, которые формируются в процессе творческой работы и помогают эффективно осваивать сложности реального мира.

Итак, если интернет-зависимость формируется у подростков с заниженной самооценкой, неуверенностью в себе, тревожностью личности, импульсивностью, то ее психологическая профилактика возможна при использовании арт-терапевтической психолого-педагогической программы профилактики интернет-зависимости у подростков.

Всего в исследовании приняло участие 55 подростков (13-14 лет) - активные пользователи сети Интернет. Из них 26 девушек и 29 юношей. В исследовании были использованы такие методики как:

1. Тест интернет-зависимости Чен (шкала CIAS) в адаптации В. Л. Малыгина, К. А. Феклисова — использовалась для выявления Интернет-зависимости подростков или склонности к ней [12, 13].

2. Подростковый вариант многофакторной методики Р. Б. Кеттелла — использовалась для выявления личностных особенностей подростков с интернет-зависимостью или склонностью к ней [14].

3. Анкета «Подросток и социальные сети» (О. А. Севастьяновой).

Согласно результатам исследования по методике «Шкала Интернет- зависимого поведения (Chen Internet addiction Scale, CIAS)» было обнаружено, что 47 подростков (85,5% от общей выборки) входят в группу риска, имея интернет-зависимость либо склонность к ней. При этом, согласно Анкете «Подростков и социальные сети», только 36% подростков признают, что зависят от Интернет. Положительными эффектами влияния социальных сетей подростки считают возможность общение, а отрицательными — возможные проблемы со здоровьем.

Далее нами была использована методика Р. Б. Кеттелла для того, чтобы выявить, какими личностными особенностями обладают подростки, склонные к Интернет-зависимости с целью дальнейшего построения коррекционной программы. Обнаружилось, что у 77% интернет-зависимых девушек низкие оценки по фактору С (степень эмоциональной устойчивости); у 62% интернет-зависимых девушек низкие оценки по фактору Е (подчиненность-доминирование); у 65% интернет-зависимых девушек и у 86% интернет-зависимых юношей низкие оценки по фактору Н (застенчивость-авантюризм); у 58% интернет-зависимых девушек высокие оценки по фактору J (неврастения); у 54% интернет-зависимых девушек и у 76% интернет-зависимых юношей высокие оценки по фактору О (самоуверенность-склонность к чувству вины); у 58% интернет-зависимых девушек низкие

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

оценки по фактору Q2 (степень групповой зависимости); у 62% интернет-зависимых юношей низкие оценки по фактору Q3 (степень самоконтроля); у 65% интернет-зависимых девушек и у 69% интернет-зависимых юношей высокие оценки по фактору Q4 (степень внутреннего напряжения).

Тест Кеттелла позволил выявить психологические особенности личности подростков с интернет-зависимостью и склонностью к ней. К ним относятся: неустойчивость эмоциональной сферы, неуверенность в себе и повышенную личностную тревожность, сниженный уровень социального и эмоционального интеллекта. Эти особенности личности создают трудности при построении общения подростка с окружающими и его взаимодействия с социумом, а также приводят к возникновению трудностей в дальнейшей социализации личности, что еще больше вовлекает подростков «в сеть».

С целью психологической коррекции интернет-зависимости нами была разработана и апробирована психолого-педагогическая арт-терапевтическая программа для подростков. Использование метода арт-терапии расширяет сферу интересов подростка, развивает самосознание и стимулирует к получению нового опыта коммуникации со сверстниками. В свою очередь это приводит к интенсивному росту социально-значимых побуждений и переживаний.

Согласно современным исследованиям, коррекционно-развивающие методы в психологии, которые базируются на развитии креативности и творческого потенциала подростка, являются одними из наиболее эффективных на сегодняшний день. Работа с проблемами подросткового возраста посредством творчества является наиболее экологичным методом, так как подросток, находясь в творческом процессе, получает возможность самовыражения, раскрытия своего личностного потенциала, при этом происходит оптимизация его эмоционально-поведенческих реакций. Поэтому создание такого поля для самореализации очень важно и предполагает развитие процесса самовоспитания со стороны самого подростка, а также обеспечение условий для раскрытия его потенциальных возможностей.

Такая работа предусматривает включение обучающихся в решение различных проблемных ситуаций, проигрывание социальных взаимоотношений (реальных или имитируемых), стимулирование процесса самопознания, определение и развитие своей позиции и способов адекватного поведения в той или иной ситуации, а также помощь подросткам в анализировании проблем в отношениях с социумом и адаптировании своего поведения в трудных жизненных ситуациях. Создание такой среды — это последовательное и системное воспитание у подростков самостоятельности, повышение уровня эмоционально-волевого контроля, ответственности за свои поступки, формирование морально-нравственного аспекта поведения, развитие креативности и позитивного отношения к творчеству и жизни в целом. Этим целям отвечают креативные методы коррекционно-развивающей работы в рамках арт-терапевтического подхода.

Арт-терапия недирективна, она не навязывает подростку каких-то внешних средств разрешения его проблем, но позволяет запустить внутренние личностные ресурсы. Использование метода арт-терапии расширяет сферу интересов подростка, развивает самосознание и стимулирует к получению нового опыта коммуникации со сверстниками. Все это приводит к интенсивному росту социально-значимых побуждений и переживаний.

Цель программы: коррекция Интернет-зависимости в подростковом возрасте. Задачи:

1. Стабилизировать эмоциональное состояние подростков посредством применения арт-техник.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

2. Мотивировать подростков к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.

3. Развивать творческое мышление.

В условиях образовательного учреждения арт-терапия используется как коррекционно-развивающий метод на основе художественно-изобразительного творчества. По сравнению с другими направлениями, использующими вербальные каналы коммуникации, в арт-терапии используется язык визуального и пластического выражения состояния, чувств и эмоций, что особенно актуально в работе с детьми подросткового возраста.

Приобретаемый на групповых арт-терапевтических занятиях опыт позволяет подросткам получить психологическую поддержку в сложный период, а также определенный социально-психологический иммунитет в решении сложных проблем, возникающих в межличностном общении, новые положительные поведенческие схемы, умения и навыки, которые формируются в процессе творческой работы и помогают эффективно осваивать сложности реального мира.

Занятия проводились для подростков лет в малых группах по 5-7 человек для достижения наибольшей эффективности. Продолжительность каждого занятия по программе: 40-60 минут. Периодичность занятий — 2 раз в неделю.

Психокоррекционные занятия с применением техник арт-терапии предоставляют подростку возможность для выражения и осознания самых разнообразных чувств в социально приемлемой манере. Сам процесс помогает снять напряжение, что особенно важно для зависимых обучающихся, у которых отмечается повышенная раздражительность и тревожность, неумение выходить из стрессовых ситуаций. После апробации мы провели анализ эффективности психолого-педагогической программы коррекции Интернет-зависимости среди подростков. С целью анализа эффективности психолого-педагогической программы профилактики Интернет-зависимости среди подростков после ее апробации нами была проведена повторная диагностика.

Сравнительные результаты по методике «Шкала Интернет-зависимого поведения (Chen Internet addiction Scale CIAS)» показывают, что количество испытуемых группы риска с Интернет-зависимостью и склонностью к ней сократилось на 22%. Если вначале таких подростков было 85,5%, то после участия в программе, их число сократилось до 63,5%. По анкете «Подростки социальные сети» после апробации программы ответы на вопрос об интернет-зависимости не изменились. По-прежнему 36% подростков считают, что у них есть интернет-зависимость и 64% утверждают обратное.

Анализ результатов диагностики, проведенной после апробации программы, позволяет нам сделать следующие выводы. Количество испытуемых группы риска с интернет-зависимостью и склонностью к ней сократилось на 22%. Несмотря на то, что 85,5% опрашиваемых подростков по-прежнему зарегистрированы в социальных сетях, они стали проводить там меньше времени, 76% опрошенных проводят там до 3-х часов в день, тогда как в начале исследования половина опрошенных проводили в Интернете 5 часов и более. Ответы на вопрос об интернет-зависимости не изменились, по-прежнему 36% подростков считают, что у них есть интернет-зависимость и 64% утверждают обратное.

Согласно результатам, полученным в процессе исследования, мы можем говорить о результативности разработанной нами программы. На первом этапе мы провели анализ результатов исследования интернет-зависимости подростков и выявили группу риска, с которой строилась дальнейшая работа по программе. После апробации мы провели анализ эффективности психолого-педагогической программы коррекции интернет-зависимости среди подростков. Для этого была проведена повторная диагностика.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

Согласно результатам, полученным в процессе исследования, мы можем говорить о результативности разработанной нами программы и подтверждении выдвинутой нами гипотезы. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы психологами образовательных учреждений в рамках психологической профилактики и коррекции интернет-зависимости в подростковом возрасте. Разработанная программа коррекции интернет-зависимости среди подростков средствами Арт-терапии позволит в дальнейшем индивидуализировать процесс коррекционно-развивающей и психопрофилактической деятельности психолога.

Список литературы:

1. Войскунский А. Е. Личность в сети: становление и современное состояние киберпсихологии // Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 17-26.

2. Безрукова О. Н. Социология молодежи: учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2004. 35 с.

3. Дмитриев К. Г. Взаимосвязь между показателем коммуникативной толерантности и уровнем интернет-зависимости // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2013. №1 (28). С. 99-102.

4. Дрепа М. И. Психологический портрет личности интернет-зависимого студента // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. №4 (82). С. 75-81.

5. Кибитов А. О., Трусова А. В., Егоров А. Ю. Интернет-зависимость: клинические, биологические, генетические и психологические аспекты // Вопросы наркологии. 2019. №3 (174). С. 22-47.

6. Захарова Ю. В., Иванов Д. В. Взаимосвязь склонности к интернет-зависимости с акцентуациями характера у подростков // Бехтерев и современная психология личности: сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2020. С. 199201.

7. Кадеева А. В., Иванов Д. В. Личностные особенности подростков, склонных к интернет-зависимости // Бюллетень науки и практики. 2020 Т. 6 №12. С. 376-385. https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/43

8. Вачков И. В., Ерина Т. Н. Психокоррекция детско-родительских отношений в семье ребенка-дошкольника с ограниченными возможностями здоровья // Социальная психология семьи: Материалы международной научно-практической конференции. 2019. С. 22-27.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Психотерапия зависимостей: метод сказкотерапии. СПб: Речь, 2002. 176 с.

10. Карпова Н. Л., Голзицкая А. А., Попова Т. А., Семенюкова Е. С. Методы арт-терапии в социореабилитации // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2017. С. 365-370.

11. Карпова Н. Л., Данина Н. В., Кисельникова А. И., Шувиков А. И. Психологический, педагогический и психотерапевтический аспекты воздействия кино на зрителя // Вопросы психологии. 2011. №4. С. 87-97.

12. Chen Y. F., Peng S. S. University students' Internet use and its relationships with academic performance, interpersonal relationships, psychosocial adjustment, and self-evaluation // CyberPsychology & Behavior. 2008. V. 11. №4. P. 467-469. https://doi.org/10.1089/cpb.2007.0128

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

13. Малыгин В. Л., Феликсов К. А., Искандирова А. С., Антоненко А. А., Смирнова Е. А., Хомерики Н. С. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики. М. МГМСУ, 2011. 32 с.

14. Гарбер А. И., Иванов Д. В., Бердибаева С. К. Практикум по психодиагностике. Алматы: Казак университет^ 2019. 365 с.

References:

1. Vojskunskij, A. E. (2016) Lichnost' v seti: stanovlenie i sovremennoe sostoyanie kiberpsihologii. In Obrazovanie i razvitie lichnosti v sovremennom kommunikativnom prostranstve. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 17-26. (in Russian)

2. Bezrukova, O. N. (2004) Sociologiya molodezhi: uchebno-metodicheskoe posobie. St. Petersburg. (in Russian)

3. Dmitriev, K. G. (2013) Vzaimosvyaz' mezhdu pokazatelem kommunikativnoj tolerantnosti i urovnem internet-zavisimosti. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psihologiya, (1 (28)), 99-102. (in Russian)

4. Drepa, M. I. (2009) Psihologicheskij portret lichnosti internet-zavisimogo studenta. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, (4 (82)), 75-81. (in Russian)

5. Kibitov, A. O., Trusova, A. V., & Egorov, A. Yu. (2019) Internet-zavisimost': klinicheskie, biologicheskie, geneticheskie i psihologicheskie aspekty. Voprosy narkologii, (3 (174)), 22-47. (in Russian)

6. Zaharova, Yu. V., & Ivanov, D. V. (2020) Vzaimosvyaz' sklonnosti k internet-zavisimosti s akcentuaciyami haraktera u podrostkov. In Bekhterev i sovremennaya psihologiya lichnosti: sbornik statej VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kazan'. 199-201. (in Russian)

7. Kadeeva, A., & Ivanov, D. (2020). Personal Features of Adolescents Who Are Prone to Internet Addiction. Bulletin of Science and Practice, 6(12), 376-385. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/43

8. Vachkov I. V., & Erina T. N. (2019) Psihokorrekciya detsko-roditel'skih otnoshenij v sem'e rebenka-doshkol'nika s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. In Social'naya psihologiya sem'i. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 22-27. (in Russian)

9. Zinkevich-Evstigneeva, T. D. (2002) Psihoterapiya zavisimostej: metod skazkoterapii. St. Petersburg. (in Russian)

10. Karpova, N. L., Golzickaya, A. A., Popova, T. A., & Semenyukova, E. S. (2017) Metody art-terapii v cocioreabilitacii. In Psihologicheskie problemy smysla zhizni i acme, 365-370. (in Russian)

11. Karpova, N. L., Danina, N. V., Kisel'nikova, A. I., & Shuvikov, A. I. (2011) Psihologicheskij, pedagogicheskij i psihoterapevticheskij aspekty vozdejstviya kino na zritelya. Voprosy psihologii, (4), 87-97. (in Russian)

12. Chen, Y. F., & Peng, S. S. (2008). University students' Internet use and its relationships with academic performance, interpersonal relationships, psychosocial adjustment, and self-evaluation. CyberPsychology & Behavior, 11(4), 467-469. https://doi.org/10.1089/cpb.2007.0128

13. Malygin, V. L., Feliksov, K. A., Iskandirova, A. S., Antonenko, A. A., Smirnova, E. A., Homeriki N. S. (2011) Internet-zavisimoe povedenie. In Kriterii i metody diagnostiki: uchebnoe posobie,. Moscow. (in Russian)

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

14. Garber, A. I., Ivanov, D. V., & Berdibaeva, S. K. (2019). Praktikum po psihodiagnostike. Almaty. (in Russian)

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 17.10.2021 г. 21.10.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Севастьянова О. А., Иванов Д. В. Психологическая коррекция интернет-зависимости подростков средствами арт-терапии // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №11. С. 311319. https://doi .org/10.33619/2414-2948/72/39

Cite as (APA):

Sevastyanova, O., & Ivanov, D. (2021). Psychological Correction of Internet Dependence of Adolescents by Art Therapy. Bulletin of Science and Practice, 7(11), 311-319. (in Russian). https://doi .org/10.33619/2414-2948/72/39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.