УДК 37. 01
Б01: 10.18384/2310-7219-2023-2-21-29
аксиологические основы профилактики мобильной зависимости подростков
Лабарешных Н. Н.
Государственный университет просвещения
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация
Актуальность. В статье раскрывается активный поиск путей решения проблем профилактики мобильной зависимости подростков, осуществляемый учёными в области педагогики, психологии и медицины и развивающийся в двух направлениях: изучение непосредственно самого процесса профилактики мобильной зависимости несовершеннолетних с определением структуры, форм и методов её организации, а также рассмотрение вопросов реализации этого поведения несовершеннолетних в таких видах, как кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) и сетеголизм (интернет-зависимость).
Цель. Обоснование аксиологических оснований профилактики мобильной зависимости подростков.
Методология и методы исследования. Методологическую основу предпринятого исследования составляют содержательные основы аксиологического подхода в контексте профилактики мобильной зависимости подростков. Изыскание проводилось с использованием сравнительного анализа источников и содержания анализируемых дефиниций, синтеза полученной информации по вопросам профилактики мобильной зависимости, систематизации и обобщения при уточнении исследуемых понятий. Методами исследования послужили анализ и обобщение научно-педагогической литературы, сравнение, сопоставление, моделирование. Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна включает описание применимости аксиологического подхода при организации непосредственно профилактической работы с несовершеннолетними, проявляющими поведенческие отклонения, связанные с мобильной зависимостью. Теоретическая значимость заключается в уточнении содержания понятия профилактики мобильной зависимости подростков, которое недостаточно исследовано в трудах учёных-педагогов и психологов в контексте аксиологических оснований названной деятельности. Практическая значимость заключена в определении основы формирования у несовершеннолетних системы ценностей, базирующейся на самостоятельной рефлексии и нивелировании факторов риска формирования мобильной зависимости при сохранении возможностей использования мобильных устройств в повседневной жизни для решения разнообразных задач социального бытия подростка.
Результаты исследования. К результатам предпринятого исследования можно отнести выявление аксиологических оснований профилактики мобильной зависимости подростков, опирающихся на ценностные аспекты организации их жизнедеятельности и ориентирование в работе с ними на выработку ценностного мировоззрения гуманистического характера. Выводы. Процесс профилактики мобильной зависимости подростков объективно может опираться на аксиологические основания этой деятельности, основанной на самостоятельной рефлексии и нивелировании факторов риска формирования мобильной зависимости при сохранении возможностей использования мобильных устройств в повседневной жизни для решения разнообразных задач социального бытия подростка.
© CC BY Лабарешных Н . Н . , 2023 .
Ключевые слова: подростки, мобильная зависимость, профилактика мобильной зависимости подростков, аксиологический подход
AXIOLOGICAL FOUNDATIONS OF ADOLESCENT MOBILE ADDICTION PREVENTION
N. Labareshnykh
State University of Education
ul. Very Voloshinoy, 24, Moscow region, Mytishchi, 141014, Russian Federation Abstract
Relevance. The article reveals the active search for ways to solve the problems of prevention of mobile addiction of adolescents, carried out by scientists in the field of pedagogy, psychology and medicine and developing in two directions: the study of the very process of prevention of mobile dependent behavior of minors with the definition of the structure, forms and methods of its organization, as well as consideration of the implementation of mobile dependent behavior of minors in such types as cyberaddiction (addiction to computer games) and network addiction (Internet addiction). Aim. Substantiation of axiological grounds for the prevention of adolescent mobile addiction Methodology. The methodological basis of the undertaken research is the substantial foundations of the axiological approach in the context of the prevention of adolescent mobile addiction. The research was carried out using a comparative analysis of the sources and content of the analyzed definitions, synthesis of the information received on the prevention of mobile addiction, systematiza-tion and generalization while clarifying the concepts under study.
Scientific novelty / theoretical and/or practical significance. The scientific novelty includes a description of the applicability of the axiological approach to the organization of direct preventive work with minors who exhibit behavioral deviations associated with mobile addiction. The theoretical significance lies in the clarification the content of the concept of prevention of mobile addiction of adolescents, which is insufficiently investigated in the works of scientists, educators and psychologists in the context of the axiological foundations of the named activity. The practical significance lies in determining the basis for the formation of a value system among minors based on independent reflection and leveling the risk factors for the formation of mobile addiction while maintaining the possibility of using mobile devices in everyday life to solve various tasks of a teenager's social existence. Results. The results of the undertaken research include the identification of axiological grounds for the prevention of mobile addiction of adolescents, based on the value aspects of the organization of their life and orientation in working with them to develop a value worldview of a humanistic nature. Conclusion. The process of preventing adolescent mobile addiction can objectively be based on the axiological foundations of this activity, based on independent reflection and leveling of risk factors for the formation of mobile addiction while maintaining the possibility of using mobile gadgets in everyday life to solve various tasks of a teenager's social existence.
Keywords: adolescents, mobile addiction, prevention of adolescent mobile addiction, axiological approach.
ВВЕДЕНИЕ подростков, сталкивающихся в рамках
На современном этапе развития про- вышеназванных процессов с рядом вы-цессов информатизации всех сфер жиз- зовов, которые в первую очередь продик-недеятельности общества актуальной тованы мобилизацией населения вообще представляется необходимость осмысле- и подростков в частности . Динамичность ния возможностей создания безопасной протекания социальных процессов спои развивающей среды для современных собствует увеличению количества ин-
формации, с которой сталкивается современный человек, которую он принимает, перерабатывает, использует. Процессы мобилизации населения, несомненно, положительно влияют на быстроту получения, обработки и распространения информации, что способствует получению наилучших результатов при выполнении деятельности, связанной с информационными потоками, в том числе цифровыми и электронными .
Стоит, однако, отметить, что постоянное и регулярное использование мобильных устройств может привести к риску формирования определённых поведенческих отклонений, особенно в среде подростков. Исследователями отмечается, что в обществе произошла определённая трансформация, предполагающая использование информационных технологий не только для внесения данных, их обработки и сохранения, но и для формирования новой социальной среды как взрослых, так и детей . В систему образования активно внедряются современные информационные технологии: коммуникативные приёмы, эдьютейнмент-тех-нологии, элементы геймификации для актуализации эмоциональной составляющей образовательной деятельности [16]. В связи с чем на сегодняшний день отмечается наличие тонкой грани между положительным влиянием компьютеров и смартфонов на подростков и возможностью формирования зависимости от них, которая отрицательно скажется на качестве жизни молодых людей
Анализ научной литературы позволяет говорить о том, что интерес к вопросам мобильной зависимости и мобильно-зависимого поведения несовершеннолетних проявляют исследователи в области педагогики, психологии, медицины, юридических наук . Так, Е . П . Сталинская рассматривает возможности мобильной зависимости школьников в их активизации в учебном процессе, предлагая учитывать интерес и зависимость школьников от смартфона и с его помощью приобщать
их к восприятию и усвоению предметов историко-художественного цикла, которые требуют более широкого и детального изучения материала и наличия поискового навыка [15]. Причины и профилактику компьютерной и мобильной зависимости изучают Е А Каветских и А. Е . Ляпустина, предлагая рассматривать несколько уровней зависимости молодёжи от телефонов и компьютеров и анализируя меры по снижению вреда [8] Изучением наличия зависимости от интернета и мобильных устройств у детей школьного возраста, её характеристик, гендерных и возрастных особенностей занимались Е. Ю . Елисеева и А. И . Карева Авторами выявлено значительное количество детей, зависимых от гадже-тов, у которых имелись признаки зависимости разной степени тяжести, наиболее же распространённой оказалась среди подростков 14-17 лет зависимость от мобильных устройств и интернета [7].
В педагогической практике исследования феномена мобильной зависимости можно выделить труды М . В. Бредихиной, М . С . Иванова, Ф . А. Саглама, В . А. Плешакова В свете анализа педагогических парадигм изучения вопросов профилактики мобильной зависимости подростков можно констатировать, что в педагогике изучение данной дефиниции происходит в двух направлениях: изучение непосредственно самого процесса профилактики мобильной зависимости несовершеннолетних с определением структуры, форм и методов её организации, а также рассмотрение вопросов реализации такого поведения несовершеннолетних в таких видах, как кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) и сетеголизм (интернет-зависимость) .
Источниковый анализ в контексте предпринятого изыскания позволяет говорить о том, что в научно-педагогической литературе недостаточно исследованы проблемы профилактики мобильной зависимости у подростков, а именно не выявлены и не описаны методологиче-
ские основания организации этой деятельности.
В свете сказанного можно предположить, что эффективность профилактики мобильной зависимости подростков связана с обоснованием методологических основ организации этой деятельности, в частности аксиологического подхода В отечественных и зарубежных педагогических исследованиях авторы довольно активно обращаются к описанию обоснованности применения для достижения различных целей основ педагогической аксиологии, которую В. М. Полонский понимает как направление в области образования, в котором рассматриваются: учение о ценностях, содержание ведущих педагогических идей, теорий и концепций в различные исторические периоды в сфере отечественного и зарубежного образования (с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества и личности)1.
В связи с вышесказанным особую актуальность приобретают определение понятия и содержания профилактики мобильной зависимости подростков как наиболее подверженной её формированию части современного общества, а также определение и описание методологических оснований организации непосредственно профилактической работы с несовершеннолетними, проявляющими поведенческие отклонения, связанные с мобильной зависимостью . Анализ имеющихся источников, связанных с изучением вопросов профилактики мобильной зависимости подрастающего поколения, свидетельствует об актуальности предпринятого исследования по двум основаниям: её научное решение, во-первых, отвечает насущным потребностям практики, во-вторых, заполняет пробелы в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами решения этой актуальной задачи2.
1 Полонский В . М. Словарь по образованию и педагогике . Москва: Высшая школа, 2004. 512 с .
2 Образцов П . И . Методология и методы психолого-
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Цель и задачи исследования
В качестве цели предпринятого исследования выступило обоснование аксиологических оснований профилактики мобильной зависимости подростков, в связи с чем, в ходе работы решались такие задачи, как уточнение содержания понятия профилактики мобильной зависимости подростков, а также определение ключевых аксиологических характеристик при организации этой деятельности
Методология и методы исследования
Методологическую основу предпринятого исследования составляют содержательные основы аксиологического подхода в контексте профилактики мобильной зависимости подростков Обобщённое понимание педагогической аксиологии представлено в работах, связанных с философией образования (Б . С . Гершунский [5], В . М. Розин [12]). Приоритеты развития отечественного образования на аксиологических основах освещены в исследованиях Б М Бим-Ба-да3, М . Богуславского [10], З . И . Равкина [11], В . А. Сластёнина [14].
Аксиологический подход ставит ценностную ориентацию объекта исследования в центре внимания исследователя Смысл аксиологического подхода в контексте профилактики мобильной зависимости подростков может быть раскрыт через систему аксиологических принципов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей: равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия
педагогических исследований: курс лекций . Санкт-Петербург: Питер, 2012. 145 с . 3 Педагогический энциклопедический словарь / гл . ред . Б . М . Бим-Бад . 3-е изд ., стер . Москва: Большая российская энциклопедия, 2009. 527 с .
в настоящем и будущем, взаимообогащение диалога между традиционалистами и новаторами; экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм1
Аксиологический подход предполагает определение направленности и содержания профилактики мобильной зависимости подростков, подлежащих научному рассмотрению, с позиции аксиологии Аксиология же понимается как философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношении с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития2
В ходе работы над статьёй сравнительному анализу, синтезу, систематизации и обобщению подверглись работы исследователей, занимавшихся вопросами профилактики мобильной зависимости подростков, в том числе в рамках реализации аксиологической направленности организации этой деятельности
Организация исследования и ход работы
Этапность предпринятого исследования строится на логике изучения дефиниций, рассматриваемых в статье. На первом этапе проведён анализ научных источников по вопросам мобильной зависимости подростков и её профилактики, определены новизна и актуальность представленной работы
В рамках основного этапа - на основе анализа и обобщения научной литературы уточнено содержание понятий мобильной зависимости и профилактики мобильной зависимости исходя из логики изыскания, а также обосновано примене-
1 Сластенин В . А . , Исаев И . Ф ., Шиянов Е . Н . Педагогика: учебник по дисциплине «Педагогика» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. Москва: Академия, 2008. 566 с .
2 Словарь-справочник по педагогике / авт. -сост. В . А . Мижериков . Москва: Сфера, 2004. С. 13 .
ние положений аксиологического подхода для целей профилактики мобильной зависимости подростков согласно логике организации этой деятельности
Мобильная зависимость (зависимость от гаджетов) в современной интерпретации понимается как состояние человека, при котором мобильное устройство становится предметом культа, человек бессознательно совершает звонок ради самого звонка, не осознавая своих действий, не способен объяснить их причину, считает «мобильник» частью себя, а без него чувствует себя неполноценным [9] В общем же понимании исследователей она представляет собой нехимическую зависимость или расстройство поведения, проявляющееся в эмоциональном и физическом дискомфорте, связанном с постоянным использованием мобильного телефона с интернетом в связи с боязнью живого общения или отсутствием в окружающей действительности положительных эмоций, пагубно влияющим на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности человека [4]
К рассмотрению содержания понятия «профилактика» в своих трудах обращались в исторической ретроспективе развития педагогической науки многие авторы Так, согласно толковому словарю С . И . Ожегова профилактика понимается как совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка3 Ю А Клейберг в своих исследованиях рассматривает профилактику не столько с позиции социального контроля, сколько с позиций предупреждения, десоциализации и управления процессом социализации детей, т е при нейтрализации как прямых, так и косвенных десоциализирующих влияний4
3 Ожегов С. И . Словарь русского языка: 70000 слов . Москва: Русский язык, 1991. 915 с .
4 Клейберг Ю . А . Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов 5-е изд , пере-раб и доп Москва: Юрайт, 2019 290 с
С. Н . Алексеенко и Е. В . Дробот отмечают, что профилактика - это комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска [1]. М . А. Ковальчук и И . Ю . Тарханова также обратились к описанию содержания понятия профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних и рассматривают её как двусторонний, взаимосвязанный процесс С одной стороны - это создание оптимальных условий, способствующих устранению десо-циализирующих влияний ближайшего окружения, с другой же - развитие рефлексивной позиции подростков1
На третьем этапе обобщены выводы применительности содержательных основ аксиологического подхода для достижения наиболее благоприятного эффекта профилактики мобильной зависимости подростков
Аксиологический подход позволяет рассматривать ценности в работе с подростками как системное образование, выделяя при этом в качестве приоритета общечеловеческие и национальные ценности, а в качестве приоритетных задач -раскрытие ценностей как сущностных сил личности, её интеллектуального, нравственного и творческого потенциала [3].
К осмыслению сущности аксиологических основ в современных реалиях развития общественных отношений обращается А А Сапунова, которая считает, что в контексте аксиологического подхода модернизация системы образования направлена прежде всего на поиск механизмов более успешной адаптации человека к новым социальным условиям, представляющим собой симбиоз коммуникаций, знаний, фактов и объектов [13].
По мнению М П Данилковой, очевидно, что в современных социальных условиях реализация новых образовательных
1 Ковальчук М . А ., Тарханова И . Ю . Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебное пособие Москва: Владос-пресс, 2013 285 с .
стратегий невозможна без опоры на фундаментальные аксиологические принципы, основу которых составляют моральные и гуманистические ориентиры [6].
А. А. Бобина в результате научных изысканий приходит к выводу, что ценностные ориентации выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности [2]
Результаты исследования и их обсуждение
В результате предпринятого исследования нами уточнено с учётом аксиологических оснований содержание дефиниции «профилактика мобильной зависимости подростков», понимаемой как совокупность предупредительных мероприятий и превентивных мер по созданию оптимальных условий, направленных на нейтрализацию прямых и косвенных десоциализирующих влияний, связанных с постоянным использованием подростками мобильного телефона, на основе развития их рефлексивной ценностной позиции
Современные социальные вызовы, к числу которых, несомненно, можно отнести возможности формирования мобильной зависимости у подростков, свидетельствуют о необходимости применения в работе с подростками наполненных новыми смыслами и содержанием методик и подходов, обеспечивающих успешное преодоление рисков формирования отклоняющихся форм мобильно зависимого поведения несовершеннолетних в условиях мобильно насыщенной социальной реальности на аксиологической основе ценности человеческой жизни В этом ключе можно говорить о ценностных аспектах организации жизнедеятельности подростков средствами учебной и внеучебной деятельности, насыщении содержания деятельности с современными подростками ценностно формирующими компонентами, её качественного ориентирования в работе с подрастаю-
щим поколением на выработку мировоззрения гуманистического характера Это предполагает возможность рассмотрения вопросов профилактики мобильной зависимости подростков с точки зрения аксиологического подхода
Усвоение системы ценностей подростком выступает в контексте аксиологического подхода в качестве основы социализации личности и поддержания нормативного порядка в обществе Данное положение применительно к организации профилактики мобильной зависимости подростков можно рассматривать в ключе необходимости формирования у несовершеннолетних системы ценностей, основанной на самостоятельной рефлексии и нивелировании факторов риска формирования мобильной зависимости при сохранении возможностей использования мобильных устройств в повседневной жизни для решения разнообразных задач социального бытия подростка.
Данные положения согласуются с целью предпринятого исследования - обоснование аксиологических оснований профилактики мобильной зависимости подростков - развивать направленность профилактики мобильной зависимости подростков в русле ориентации на систему ценностей, ядром которой выступает ценность человеческой жизни
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В представленном исследовании ставилась цель обоснования аксиологических оснований профилактики мобильной зависимости подростков Для достижения цели в рамках предпринятого исследования нами реализована задача уточнения содержания понятия
профилактики мобильной зависимости подростков, которая понимается как совокупность предупредительных мероприятий по созданию оптимальных условий, направленных на нейтрализацию прямых и косвенных десоциализирую-щих влияний, связанных с постоянным использованием подростками мобильного телефона, на основе развития их рефлексивной ценностной позиции
Для реализации задачи определения ключевых аксиологических характеристик профилактики мобильной зависимости подростков нами рассмотрены содержательные основы аксиологического подхода, опирающиеся на ценностные аспекты организации жизнедеятельности подростков средствами учебной и внеучебной деятельности, на насыщение содержания деятельности с современными подростками ценностно формирующими компонентами, их ориентирование в работе с подрастающим поколением на выработку ценностного мировоззрения гуманистического характера и аксиологических характеристик, ядром которых выступает ценность человеческой жизни Данные положения позволяют рассматривать профилактику мобильной зависимости подростков в ключе формирования у несовершеннолетних аксиологических характеристик, связанных с самостоятельной рефлексией и нивелированием факторов риска формирования мобильной зависимости при сохранении возможностей использования мобильных устройств в повседневной жизни для решения разнообразных задач социального бытия подростка
Дата поступления в редакцию 08.02.2023
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеенко С. Н . , Дробот Е. В . Профилактика заболеваний . Москва: Издательский дом Академии естествознания, 2015. 449 с.
2 . Бабина А . А. Роль аксиологического подхода в творческом проектировании учебно-тренировоч-
ного процесса // Учёные записки университета им . П . Ф . Лесгафта. 2020. № 11 (189) . С 38-41.
3 . Верхотурова Ю . А. Аксиологический подход в формировании содержания дошкольного обра-
зования // Понятийный аппарат педагогики образования: коллективная монография . Вып. 10 . Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет, 2018 . С. 96-103.
4. Галагузова Ю . Н . , Лабарешных Н . Н . Профилактика мобильной зависимости подростков в деятельности классного руководителя // Педагогическое образование в России. 2021. № 6. С. 171-177.
5 . Гершунский Б . С. Философия образования: статус, проблемы, перспективы . Москва: Институт
теоретической педагогики и международных исследований в образовании, 1992. 18 с .
6 . Данилкова М . П . Аксиологический подход как фактор повышения качества образования в тех-
ническом университете // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования . 2020. № 3 (28). С. 109-113 .
7 . Елисеева Е . Ю . , Карева А . И . Изучение зависимости от интернета и мобильных устройств у
школьников, гендерные и возрастные особенности // Смоленский медицинский альманах. 2019 . № 4. С 131-133 .
8 . Каветских Е. А . , Ляпустина А . Е . Компьютерная и мобильная зависимость: причины и профи-
лактика // Конкурентоспособность территорий: материалы XXI Всероссийского экономического форума молодых учёных и студентов / Екатеринбург, 23-27 апреля 2018 г. Т. 1. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2018 . С 50-52.
9 . Лабарешных Н . Н . , Высотина А . С. Мобильная зависимость студентов // Символ науки: меж-
дународный научный журнал. 2021. № 12-1. С. 94-98.
10 . Педагогическая аксиология: ценностные доминанты современности: коллективная моногра-
фия / М. В . Богуславский, Н . А . Асташова, Е . В . Бирюлина, Л . В . Садовая, О . В . Верхорубова. Брянск: Десяточка, 2013 300 с 11. Равкин З . И . Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект). Москва: Институт теории образования и педагогики РАО, 1995. 631 с.
12 . Розин В . М. Философия образования: этюды-исследования . Москва: Издательство Московско-
го психолого-социального института, 2007 576 с
13 . Сапунова А. А. На пути к наблюдателю технической реальности // Идеи и Идеалы. 2016.
№ 3 (29). Т. 2 . С. 45-55.
14. Сластенин В. А. , Чижакова Г. И . Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений . Москва: Академия, 2003. 192 с .
15 . Сталинская Е. П . Мобильная зависимость школьников как фактор возможной их активиза-
ции в учебном процессе // Психология развития и стагнации личности в рамках современного общества: III Международная научно-практическая интернет-конференция / Казань, 5 марта 2015 г. Казань: ИП Синяев Д. Н. , 2015 . С. 86-90.
16 . Markova V. , Pleshakov V. , Shesterina A . Practices of teaching and upbringing of young people in the
Internet space [Электронный ресурс] // SHS Web of Conferences. 2021. № 98 . URL: https://www. shsconferences org/articles (дата обращения: 01 12 2022)
1. Alekseenko S . N . , Drobot E . V. Profilaktika zabolevanij. Moscow, Publishing House of the Academy of Natural Sciences, 2015. 449 p.
2 . Babina A . A . [The role of the axiological approach in the creative design of the training process]. In:
Uchyonye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P. F. Les-gaft], 2020, no. 11 (189), pp. 38-41.
3 . Verhoturova Yu. A . [Axiological approach in shaping the content of preschool education]. In: Pony-
atijnyj apparat pedagogiki obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Vyp. 10 [Conceptual apparatus of pedagogy of education: a collective monograph . Vol. 10]. Yekaterinburg, Ural State Pedagogical University Publ. , 2018, pp . 96-103. 4. Galaguzova Yu. N . , Labareshnyh N . N . [Prevention of mobile addiction of adolescents in the activities of the class teacher]. In: Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii [Pedagogical education in Russia], 2021, no. 6, pp. 171-177.
5 . Gershunskij B. S . Filosofiya obrazovaniya: status, problemy, perspektivy [Philosophy of education: status, problems, prospects]. Moscow, Institute of Theoretical Pedagogics and International Research in Education Publ. , 1992. 18 p. 6. Danilkova M. P. [Axiological approach as a factor in improving the quality of education in a technical university]. In: Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya [Bulletin ofthe Omsk State Pedagogical University. Humanitarian research], 2020, no. 3 (28), pp. 109-113.
REFERENCES
7 . Eliseeva E. Yu. , Kareva A . I . [The study of dependence on the Internet and mobile devices in school-
children, gender and age characteristics]. In: Smolenskij medicinskij al'manah [Smolensk Medical Almanac], 2019, no. 4, pp. 131-133 .
8 . Kavetskih E . A . , Lyapustina A . E . [Computer and mobile addiction: causes and prevention]. In:
Konkurentosposobnost' territorij: materialy XXI Vserossijskogo ekonomicheskogo foruma molodyh uchy-onyh i studentov / Ekaterinburg, 23-27 aprelya 2018 g. T. 1 [Competitiveness of territories: Materials of the XXI All-Russian Economic Forum of Young Scientists and Students / Yekaterinburg, April 23-27, 2018 . Vol. 1]. Yekaterinburg, Ural State University of Economics Publ. , 2018, pp. 50-52.
9 . Labareshnyh N . N . , Vysotina A . S . [Mobile dependence of students]. In: Simvol nauki: mezhdunarod-
nyj nauchnyj zhurnal [Symbol of science: international scientific journal], 2021, no. 12-1, pp. 94-98.
10 . Boguslavskij M. V , Astashova N. A . , Biryulina E. V. , Sadovaya L. V. , Verhorubova O. V Pedagogiches-
kaya aksiologiya: cennostnye dominanty sovremennosti: kollektivnaya monografiya [Pedagogical Axiol-ogy: Value Dominants of Modernity: Collective Monograph]. Bryansk, Desyatochka Publ. , 2013. 300 p. 11. Ravkin Z. I . Obrazovanie: idealy i cennosti (istoriko-teoreticheskij aspekt) [Education: ideals and values (historical and theoretical aspect)]. Moscow, Institute of Theory of Education and Pedagogy of the Russian Academy of Education Publ. , 1995. 631 p.
12 . Rozin V. M. Filosofiya obrazovaniya: etyudy-issledovaniya [Philosophy of education: studies-research].
Moscow, Publishing House of the Moscow Psychological and Social Institute, 2007. 576 p .
13 . Sapunova A . A . [On the way to the observer of technical reality]. In: Idei i Idealy [Ideas and Ideals],
2016, no. 3 (29), vol. 2, pp. 45-55. 14. Slastenin V. A . , Chizhakova G . I . Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij [Introduction to pedagogical axiology: a textbook for students of higher pedagogical educational institutions]. Moscow, Akademiya Publ. , 2003. 192 p.
15 . Stalinskaya E. P [Mobile dependence of schoolchildren as a factor of their possible activation in the
educational process]. In: Psihologiya razvitiya i stagnacii lichnosti v ramkah sovremennogo obshchestva: III Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya internet-konferenciya / Kazan', 5 marta 2015 g. [Psychology of development and stagnation of personality within the framework of modern society: III International Scientific and Practical Internet Conference / Kazan, March 5, 2015]. Kazan, IP Siny-aev D. N. Publ. , 2015, pp. 86-90.
16 . Markova V. , Pleshakov V. , Shesterina A . Practices of teaching and upbringing of young people in the
Internet space. In: SHS Web of Conferences, 2021, no. 98 . Available at: https://www. shsconferences. org/ articles (accessed: 01 12 2022)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Лабарешных Наталья Николаевна - аспирант 2 курса кафедры педагогики и современных образовательных технологий Государственного университета просвещения; e-mail: nnlab@bk. ru; ORCID: https://orcid. org/0000-0002-4073-4602
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Natalya N. Labareshnykh - 2nd year Postgraduate student of the Department of Pedagogy and Modern
Educational Technologies, State University of Education;
e-mail: [email protected]; ORCID: https://orcid. org/0000-0002-4073-4602
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Лабарешных Н. Н . Аксиологические основы профилактики мобильной зависимости подростков // Вестник Московского государственного областного университета . Серия: Педагогика. 2023. № 2 . С 21-29 .
DOI: 10.18384/2310-7219-2023-2-21-29
FOR CITATION
Labareshnykh N . N . Axiological foundations of adolescent mobile addiction prevention . In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogy, 2023, no . 2, рр . 21-29 . DOI: 10.18384/2310-7219-2023-2-21-29