ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37.013.42 DO110.26170/2079-8717_2021 _06_20
ББК Ч466.46 ГРНТИ 14.25.05 Код ВАК 13.00.01 (5.8.1)
Галагузова Юлия Николаевна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической компаративистики, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
Лабарешных Наталья Николаевна,
заместитель директора, МБОУ «Бутовская СОШ №1»; 142720, Россия, Московская область, Ленинский городской округ, р. п. Дрожжино, Новое шоссе, 15; e-mail: [email protected]
ПРОФИЛАКТИКА МОБИЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мобильная зависимость; мобильные телефоны; профилактика мобильной зависимости; профилактическая работа; профилактические мероприятия; подростки; классные руководители; работа с подростками.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается процесс профилактики мобильной зависимости подростков, реализуемый классным руководителем. В ходе работы выявлены особенности подростков, склонных к мобильной зависимости: неудовлетворенность собой и своими возможностями, сомнения в способности вызвать уважение, высокий уровень ситуативной тревожности, низкий уровень коммуникативных умений и высокий уровень одиночества. Анализ психолого-педагогических источников позволил выделить признаки понятия «мобильная зависимость»: это нехимическая зависимость или расстройство поведения, проявляющееся в эмоциональном и физическом дискомфорте, связанном с постоянным использованием мобильного телефона с интернетом, в связи с боязнью живого общения или отсутствием в окружающей действительности положительных эмоций, пагубно влияющее на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности человека. В статье определено, что профилактика мобильной зависимости является задачей классного руководителя. При раскрытии сущности процесса профилактики обосновано, что она должна строиться на основе личностно-деятельностного подхода с учетом принципа субъектности подростка. В статье определены виды и направления профилактики, обосновано, что социально-педагогическое направление является наиболее эффективным в работе по воспитанию культуры информационной безопасности подростков, их родителей и педагогического коллектива школы.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Галагузова, Ю. Н. Профилактика мобильной зависимости подростков в деятельности классного руководителя / Ю. Н. Галагузова, Н. Н. Лабарешных. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 6. - С. 171-177. - DOI: 10.26170/2079-8717_2021_0б_20.
БЛАГОДАРНОСТИ: статья подготовлена в рамках государственного задания № 073-00042-21-02, тема «Деятельность классного руководителя, направленная на решение приоритетных национальных задач в области образования: дефициты и универсальные способы их восполнения».
Galaguzova Yulia Nikolaevna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Pedagogy and Pedagogical Comparative Studies, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Labareshnykh Natalia Nikolaevna,
Deputy Director, Butovskaya Secondary School No. 1, Moscow, Russia
PREVENTION OF MOBILE ADDICTION OF ADOLESCENTS IN THE ACTIVITIES OF THE CLASSROOM TEACHER
KEYWORDS: mobile addiction; mobile phones; prevention of mobile addiction; preventive work; preventive actions; adolescents; class teachers; work with teenagers.
ABSTRACT. The article discusses the process of prevention of mobile addiction of adolescents, implemented by the classroom teacher. In the course of the work, the features of adolescents prone to mobile addiction were revealed: dissatisfaction with themselves and their capabilities, doubts about the ability to arouse respect, a high level of situational anxiety, a low level of communication skills and a high level of loneliness. The analysis of psychological and pedagogical sources allowed us to identify the signs of the concept of "mobile addiction" as a non-chemical addiction or behavior disorder manifested in emotional and physical discomfort associated with the constant use of a mobile phone with the Internet, due to the fear of live communication or the absence of positive emotions in the surrounding reality, adversely affecting the domestic, educational, social, working, family, financial or psychological spheres of human activity. The article determines that the prevention of mobile addiction is the task of the classroom teacher. Revealing the essence of the prevention process, it is justified that it should be based on a personal-activity approach, taking into account the principle of subjectivity of a teenager. The article defines the types and directions of prevention, justifies that the socio-
© Галагузова Ю. Н., Лабарешных Н. Н., 2021
pedagogical direction is the most effective in the work of educating the culture of information security of a teenager, their parents and the teaching staff of the school.
FOR CITATION: Galaguzova, Yu. N., Labareshnykh, N. N. (2021). Prevention of Mobile Addiction of Adolescents in the Activities of the Classroom Teacher. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 171-177. DOI: 10.26170/2079-8717_2021_06_20.
ACKNOWLEDGMENTS: the article was prepared within the framework of state assignment No. 07300042-21-02, the topic is "The activities of the class teacher, aimed at solving priority national tasks in the field of education: deficits and universal ways to fill them".
Постановка проблемы и обоснование актуальности. В современном мире с высокими темпами информатизации общества подростки неизбежно начинают использовать средства информационных и коммуникационных технологий. Компьютеры, планшеты, смарт-часы становятся сегодня неотъемлемой частью жизни современного подростка. Среди всех современных гаджетов мобильные телефоны - самое распространенное средство коммуникации; с их помощью подростки получают доступ к обучающим курсам, системе электронной почты школы, урокам, тестам, экзаменам, которые все чаще проводятся в дистанционном формате. При всей нужности и полезности данного гадже-та, медики, психологи и педагоги отмечают и факторы риска, приводящие к формированию мобильной зависимости подростка, поглощающей всецело его время, силы, энергию и эмоции.
Подростки, захваченные безграничными возможностями современных интернет-технологий, зачастую не могут осознать эти риски и не готовы противостоять угрозам сети Интернет, что делает их наиболее уязвимыми ее пользователями. Они могут стать жертвой шантажа, вымогательства, манипуляций, угроз и нападок со стороны других пользователей; стать потребителями негативного контента, содержащего экстремистские материалы, образцы аддиктивного поведения и подверженности зависимостям. Практика показывает, что запреты на использование мобильных телефонов в подростковой среде малоэффективны. Следовательно, необходимо выявлять эффективные средства предупреждения мобильной зависимости, которые может использовать классный руководитель в работе как с подростком, так и с его социальным окружением.
Анализ последних исследований и публикаций. Мобильная зависимость и ее профилактика являются сложными феноменами, требующими изучения в рамках междисциплинарного подхода. Анализ научных исследований позволяет констатировать, что проблемы мобильно-зависимого поведения подростков изучаются в рамках педагогики (М. В. Бредихина, М. С. Иванов, Ф. А. Саглам, В. А. Плешаков и др.), психологии (Е. А. Вой-скунский, М. Гриффинс, А. Е. Жичкина, М. С. Иванов, Е. И. Изотова и др.), медицины
(Т. Ю. Бальбот, М. Н. Степанова, Л. Н. Юрьева, К. Янг и др.). В аспекте профилактической деятельности классного руководителя особый интерес представляют работы следующих педагогов: М. С. Иванова, который выделяет личностные особенности мобильных аддиктов; Ф. А. Саглам, характеризующей условия коррекции мобильной аддик-ции у подростков; М. В. Бредихиной, определяющей условия педагогической профилактики игровых зависимостей; В. А. Плешакова, изучавшего процессы социализации подростков в виртуальном пространстве.
Анализ источниковой базы показал, что в педагогических науках рассмотрение феномена «профилактики мобильной зависимости подростков» идет в двух направлениях: 1) изучение самого процесса профилактики зависимого поведения подростков с выявлением структуры, форм, методов, средств; 2) рассмотрение процесса реализации зависимого поведения подростков в таких вариантах, как кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) и сетеголизм (интернет-зависимость). На основании анализа можно утверждать, что в научно-педагогической литературе недостаточно глубоко изучены вопросы профилактики мобильной зависимости у подростков: не выявлены характерные особенности мобильно-зависимого поведения подростков; недостаточно изучены возможности превентивной деятельности классного руководителя с мобильно-зависимыми подростками; слабо разработаны формы и методы взаимодействия классного руководителя с родителями мобильно-зависимых подростков.
Методология и методы исследования. Методологию исследования составили философские и психолого-педагогические концепции, гласящие о противоречивом развитии личности, ее субъ-ектности в процессе разнообразных видов деятельности, отношений и общения; идеи целостности, системности и непротиворечивости процесса социального воспитания подростков; взаимосвязи и взаимозависимости подростка и социальной среды. В качестве основного методологического подхода выбран личностно-деятельностный, раскрывающий представление о деятельности как основе, средстве и условии профилактики мобильной зависимости подростков, позволяющий выявить комплекс опти-
мальных методов, средств и форм в деятельности классного руководителя, необходимых для освоения подростками позитивных потребностей, мотивов, норм поведения посредством включения подростка в различные виды деятельности, учитывающей его индивидуальные особенности и субъектность.
Изложение основного материала исследования. Зависимость человека от гаджетов приобретает сегодня черты социальной болезни. Термин «га джет» означает «небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни; приспособление, устройство, безделушка» [7]. Предназначенный для облегчения жизни, мобильный телефон может стать средством формирования мобильной зависимости, проявляющейся в своеобразном уходе от реальности, при котором нахождение в виртуальном мире затягивает подростка настолько, что он не способен полноценно реализовать себя в реальном мире.
Мобильная зависимость относится к категории нехимических зависимостей и ха-растеризуется, при условии потери (оторванности) человека от телефона, эмоциональным и физическим дискомфортом [2]. «Бичом социума», связанным с развитием технологий и социальных сетей, называет мобильную зависимость Е. Ю. Елисеева [5]. И. М. Городецкая трактует ее как новую форму психологической зависимости, с которой сталкиваются в своей работе педагоги и психологи, а также обучающиеся, которые не представляют свою жизнь без мобильного телефона: многие не выпускают его из рук на протяжении практически всего дня [3].
Е. А. Климов подчеркивает, что мобильная зависимость - это состояние человека, при котором мобильный телефон становится предметом культа - человек бессознательно совершает звонок ради самого звонка, не осознавая своих действий или будучи неспособным объяснить их причину [9]. Н. Михайлова сравнивает мобильную зависимость с зависимостью от интернета, уточняя, что это боязнь живого общения и отсутствие в реальном мире того, что вызывает у человека положительные эмоции, в связи с чем он пытается заместить их интернетом или телефоном [10].
А. Ю. Гуреева также говорит об идентичности мобильной и интернет-зависимости. Она считает, что это расстройство поведения, возникающее в результате использования интернета и компьютера, оказывающее пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую и психологическую сферы деятельности человека [4]. Анализ источников по определению содержания
понятия «мобильная зависимость» позволяет выделить общие характеристики данного феномена, отмеченные всеми авторами. Так, мобильная зависимость - это нехимическая зависимость или расстройство поведения, проявляющееся в эмоциональном и физическом дискомфорте, связанном с постоянным использованием мобильного телефона с интернетом, в связи с боязнью живого общения или отсутствием в окружающей действительности положительных эмоций, пагубно влияющее на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую и психологическую сферы деятельности человека.
Изучая причины возникновения мобильной зависимости, можно утверждать, что любые аддиктивные модели поведения подростков обусловлены депривацией их потребностей, в первую очередь в принадлежности к группе, уважении, любви и заканчивая потребностью в самоактуализации. Неудовлетворенные потребности усиливаются действием возрастного фактора, поскольку подростки находятся в «кризисном» этапе становления личности - переходе от детства к взрослой жизни, где меняется мотиваци-онная и ценностно-смысловая сферы личности. Именно в этот период возникают риски зависимого поведения.
В работах психологов выделен ряд психологических факторов, влияющих на появление мобильной зависимости у лиц данной категории: неудовлетворенность собой и своими возможностями, вызывающая сомнения в способности вызвать уважение; высокий уровень ситуативной тревожности, особенно в общении с незнакомыми людьми; низкий уровень коммуникативных умений и высокий уровень одиночества; страхи и фобии; смешение реальности и виртуального мира; низкая самооценка и стрессо-устойчивость; повышенная обидчивость, ранимость; склонность к депрессии; неумение разрешать конфликты; низкий уровень адаптации в коллективе; неумение структурировать свое время [14]. Для таких подростков мобильное взаимодействие является способом демонстрации собственной востребованности среди сверстников.
Кроме того, следует учитывать и социальный аспект этого возраста, когда значимым для подростков является общение со сверстниками, которые практически все находятся в сети Интернет. Не владея конструктивными способами взаимодействия со сверстниками в реальном мире, подростки выстраивают виртуальную коммуникацию, которая кажется им абсолютно анонимной, безопасной и позволяет создать иллюзию удовлетворения потребностей.
Известно, что профилактика является
значимым инструментом предупреждения разных форм аддиктивного поведения обучающихся. Она является важным видом деятельности классного руководителя, что отражено в Методических рекомендациях классному руководителю, утвержденных Министерством просвещения РФ, где одной из первостепенных задач называется работа по формированию устойчивой внутренней позиции обучающихся по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, а также работа по профилактике отклоняющегося поведения подростков. В качестве метапредметных результатов деятельности классного руководителя в аспекте профилактики мобильной зависимости подростков ставится задача формирования соответствующей компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий [12].
В случае профилактики мобильной зависимости, скорее всего, необходимо говорить о социально-педагогической профилактике как системе мер социального воспитания подростков (воспитание культуры информационной безопасности). Известно, что существуют три вида профилактики. Применительно к профилактике мобильной зависимости подростков можно выделить первичную (формирование установок на здоровый образ жизни всех подростков); вторичную (предупреждение развития мобильной зависимости у подростков, имеющих склонность к формированию зависимого поведения); третичную (предупреждения рецидивного поведения аддиктов средствами психокоррекции и реабилитации) профилактику.
Базовыми в профилактической работе классного руководителя должны стать принципы комплексности, адресности, приоритета групповых форм работы, активности, ответственности, сотрудничества, перспективы.
В современной школе профилактическая работа развивается по двум направлениям. В рамках организационного направления в образовательных организациях внедряется система информационной безопасности, включающая разработку и реализацию нормативных актов локального значения, систему фильтрации; инструктивную работу; запрет на использование мобильных устройств во время учебных занятий и Государственной итоговой аттестации; фильтрация информационной продукции в соответствии с ФЗ от 29 декабря 2010 г. № 436 «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию». Данная деятельность реализу-
ется администрацией школы, соответствующая информация доводится до всех субъектов образования.
Второе направление - социально-педагогическое - связано с формированием культуры использования мобильных устройств и направлено на формирование готовности подростков противостоять угрозам информационной безопасности, на формирование определенных норм, требований, предъявляемых к организации информационной деятельности подростков. Данная деятельность в работе классного руководителя, направленная на подростков, включает в себя просвещение в вопросах возможностей и рисков использования мобильных устройств, организацию знакомства с технологиями работы на мобильных устройствах в аспекте социального одобрения в рамках учебной и внеучебной деятельности, организацию поисковой деятельности с использованием мобильных устройств, организацию самостоятельной исследовательской деятельности, связанной с изучением негативных факторов постоянного использования мобильных устройств, вариантов формирования мобильной зависимости и ее профилактики.
Профилактическая деятельность классного руководителя включает несколько подходов: информационный (предоставление информации о формировании зависимого поведения, его причинах и последствиях); подход, направленный на формирование жизненных навыков (в первую очередь навыков реального общения и взаимодействия); эмоциональное научение (владение эмоциями и поведением); альтернативная деятельность (замещение зависимого поведения социально одобряемым); формирование здорового образа жизни (ценности здоровья).
При работе с подростками важно учитывать их субъектность, подразумевающую опору на уже имеющийся у обучающихся опыт использования интернета, социальных сетей и гаджетов. Этот принцип позволяет обнаружить смысл и значимость обсуждаемых тем лично для каждого подростка, что служит мотивирующим приемом и обеспечивает приоритет личностных интересов. Среди методов работы приоритетными являются проблемные методы, а также решение кейсов, которые стимулируют поисковую мыслительную деятельность подростков. Анализ и решение конкретных кейсов позволяет развивать в подростках способность анализировать ситуации, находить и оценивать различные варианты решения проблемы, выбирать оптимальный вариант. Эффективным средством профилактики мобильной зависимости являются тренажеры
по информационной безопасности, позволяющие сформировать у подростков полезные привычки кибергигиены, установки и особое поведение в цифровом пространстве, обеспечивающие информационную безопасность, препятствующие появлению зависимого поведения.
Наибольшей ресурсностью в процессе профилактики мобильной зависимости подростков обладают технологии, основанные на привлечении к профилактической работе родителей обучающихся. В этом случае субъектами профилактической работы выступают родители и классные руководители как полноправные партнеры.
Система работы включает в себя три направления деятельности: 1) повышение информированности родителей по вопросам мобильной зависимости; 2) вовлечение родителей в разнообразные формы профилактики мобильной зависимости; 3) формирование и организация самостоятельной деятельности родительского актива по вопросам профилактики мобильной зависимости подростков.
В ходе реализации первого направления деятельности проводятся мероприятия просветительского характера: лекции для родителей по вопросам положительного и отрицательного влияния мобильных устройств на поведение и здоровье подростков, повышение информированности взрослых по раскрытию возможностей и угроз мобильных устройств для несовершеннолетних через проведение лекториев с использованием наглядных видеоматериалов и печатной продукции. При работе по второму направлению (вовлечение родителей в разнообразные формы профилактики мобильной зависимости) возможна организация совместных профилактических мероприятий в форме диспутов, интерактивных занятий для подростков. Третье направление предполагает организацию самостоятельной активности родителей в вопросах профилактики мобильной зависимости подростков. В этом случае необходима подготовка родителей, в том числе информационная, для проведения профилактической работы в домашних условиях, формирование единого информационного пространства для повышения возможностей родителей влиять на процессы снижения рисков мобильной зависимости в подростковой среде.
Выводы. Использование мобильных телефонов является одной из жизненных потребностей любого человека XXI века. Мобильная связь способна сокращать расстояние между людьми, ускорять процесс принятия решений, упрощать получение
любой информации, облегчать контроль за ситуацией как со стороны педагогов, так и родителей. Но вместе с тем она заменяет реальное общение виртуальным, по сути обезличенным и формальным, несмотря на «лайки» и смайлики, которые подростки ставят друг другу в социальных сетях. Одной из причин возникновения мобильной зависимости подростков является недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми, неудовлетворение их потребностей.
Важным инструментом предупреждения мобильной зависимости подростков является профилактика, которая должна быть направлена на формирование здорового образа жизни, понимания роли мобильного устройства в учебной и внеучеб-ной деятельности, выработку ответственного отношения к своим действиям в интернет-пространстве и их результатам, воспитание ценностного и бережного отношения к информации.
Основным субъектом такой профилактической работы в школе является классный руководитель, который работает в тесном сотрудничестве с родителями и педагогическим коллективом.
Профилактическая работа строится на основе личностно-деятельностного подхода с учетом субъектности подростка и может развиваться в школе по двум направлениям: организационному и социально-педагогическому. Социально-педагогическое направление, связанное с формированием культуры использования мобильных устройств, более эффективно. Оно включает несколько подходов и реализуется посредством соответствующих методов (кейсы, проблемное обучение, методы развития мягких навыков, упражнения, моделирование ситуаций конструктивного взаимодействия, ролевые и деловые игры), форм (дебаты, диспуты, тренинги) и средств (тренажеры, клубная работа).
Профилактическая работа классного руководителя по формированию культуры использования мобильных устройств должна быть направлена не только на подростков, но и на их родителей и обусловливать создание в образовательной организации творческой, психологически комфортной образовательной среды, создающей условия для саморазвития всех ее субъектов, обеспечивая возможности развития свободы и активности подростков в реальном межличностном взаимодействии, формируя устойчивость поведения к асоциальным воздействиям виртуальной информационной среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев, А. Г. Гаджеты: польза или вред для современного школьника? / А. Г. Алексеев // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2016. - № 1.
2. Бережковская, Е. Мобильная зависимость / Е. Бережковская // Школьный психолог. - 2006. -№ 5. - С. 2-7.
3. Городецкая, И. М. Мобильная зависимость как форма зависимого поведения современных студентов / И. М. Городецкая, И. Р. Исламгулов // Вестник Казанского технологического университета. -
2014. - № 24. - С. 328-330.
4. Гуреева, А. Ю. Интернет-зависимость: современное состояние проблемы / А. Ю. Гуреева, С. В. Сизов // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. - 2015. - Т. 5, № 2. - С. 127.
5. Елисеева, Е. Ю. Изучение зависимости от интернета и мобильных устройств у школьников, ген-дерные и возрастные особенности / Е. Ю. Елисеева, А. И. Карева // Смоленский медицинский альманах. -2019. - № 4. - С. 131-133.
6. Ефимов, В. Н. Особенности обучения информатике подростков с девиантным поведением в учреждении закрытого типа / В. Н. Ефимов // Проблемы и перспективы развития образования в России. -
2015. - С. 56-60.
7. Издательский словарь-справочник / А. Э. Мильчин. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : ОЛМА-Пресс, 2006.
8. Информатизация общества: социологический анализ : коллективная монография / А. Ю. Нагор-нова, Ю. Г. Левагин, М. Р. Арпентьева, Е. Н. Приступа, Н. В. Сиврикова, Е. А. Столбова, И. И. Подойницы-на, И. В. Бубякин, Г. И. Бубякина. - Ульяновск : [б. и.], 2016.
9. Климов, Е. А. Основы психологии : учебное пособие / Е. А. Климов. - 2-е изд., перераб. и доп. -Москва : Культура и спорт : ЮНИТИ, 2000. - 220 с.
10. Михайлова, Н. Мобильный телефон в школе / Н. Михайлова // Справочник классного руководителя. - 2007. - № 1. - С. 40-45.
11. Москвина, Е. В. Технология активизации позитивной коммуникации в семье несовершеннолетнего, находящегося в конфликте с законом / Е. В. Москвина // Технологии развития сензитивности и коммуникации подростков с девиантным поведением : сборник научных трудов / отв. ред. Е. В. Москвина. -Екатеринбург : [б. и.], 2017. - С. 22-31.
12. Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях». - URL: http://base.garant.ru/74173067/. - Текст : электронный.
13. Социально-педагогическая деятельность в образовательных организациях : учеб.-метод. пособие / Ю. Н. Галагузова, Е. Н. Бородина, Ю. А. Верхотурова [и др.] ; под науч. ред. Ю. Н. Галагузовой ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2017.
14. Шалагинова, К. С. Опыт работы с подростками, склонными к проявлению мобильной зависимости / К. С. Шалагина // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека : сборник научных статей. - Коломна : Государственный социально-гуманитарный университет, 2016. -С. 415-419.
15. Яковлева, Е. В. Информационная образовательная среда школы как фактор достижения нового качества образования / Е. В. Яковлева / / Евразийское научное объединение. - 2019. - № 1-6. - С. 362-364.
REFERENCES
1. Alekseev, A. G. (2016). Gadzhety: pol'za ili vred dlya sovremennogo shkol'nika? [Gadgets: Benefit or Harm for the Modern Schoolchild?] In Zdorov'e - osnova chelovecheskogo potentsiala: problemy i puti ikh resheniya. No. 1.
2. Berezhkovskaya, E. (2006). Mobil'naya zavisimost' [Mobile Addiction]. In Shkol'nyi psikholog. No. 5,
pp. 2-7.
3. Gorodetskaya, I. M., Islamgulov, I. R. (2014). Mobil'naya zavisimost' kak forma zavisimogo povedeniya sovremennykh studentov [Mobile Addiction as a Form of Dependent Behavior of Modern Students]. In Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. No. 24, pp. 328-330.
4. Gureeva, A. Yu., Sizov, S. V. (2015). Internet-zavisimost': sovremennoe sostoyanie problemy [Internet Addiction: Current State of the Problem]. In Byulleten' meditsinskikh Internet-konferentsii. Vol. 5. No. 2, p. 127.
5. Eliseeva, E. Yu., Kareva, A. I. (2019). Izuchenie zavisimosti ot interneta i mobil'nykh ustroystv u shkol'nikov, gendernye i vozrastnye osobennosti [Study of Dependence on the Internet and Mobile Devices in Schoolchildren, Gender and Age Characteristics]. In Smolenskii meditsinskii al'manakh. No. 4, pp. 131-133.
6. Efimov, V. N. (2015). Osobennosti obucheniya informatike podrostkov s deviantnym povedeniem v uchrezhdenii zakrytogo tipa [Features of Teaching Computer Science for Adolescents with Deviant Behavior in a Closed Institution]. In Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii, pp. 56-60.
7. Mil'tshin, A. E. (2006). Izdatel'skii slovar-spravochnik [Publishing Dictionary-Reference Book]. 3rd edition. Moscow, OLMA-Press.
8. Nagornova, A. Yu., Levagin, Yu. G., Arpent'eva, M. R., Pristupa, E. N. et al. (2016). Informatizatsiya obshchestva: sotsiologicheskii analiz [Informatization of Society: Sociological Analysis]. Ulyanovsk.
9. Klimov, E. A. (2000). Osnovy psikhologii [Fundamentals of Psychology]. 2nd edition. Moscow, Kultura i Sport, UNITI. 220 p.
10. Mikhaylova, N. (2007). Mobil'nyi telefon v shkole [Mobile Phone at School]. In Spravochnik klassnogo rukovoditelya. No. 1, pp. 40-45.
11. Moskvina, E. V. (2017). Tekhnologiya aktivizatsii pozitivnoi kommunikatsii v sem'e nesovershen-noletnego, nakhodyashchegosya v konflikte s zakonom [Technology of Activating Positive Communication in the Family of a Minor in Conflict with the Law]. In Moskvina, E. V. (Ed.). Tekhnologii razvitiya senzitivnosti i kom-munikatsii podrostkov s deviantnym povedeniem. Ekaterinburg, pp. 22-31.
nEflAmmHECKOE OEPA3OBAHME B POCCMM. 2021. № 6
177
12. Pis'mo Ministerstva prosveshcheniya RF ot 12 maya 2020 g. № VB-1011/08 «O metodicheskikh rekomendatsiyakh» [Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation of May 12, 2020 No. VB-1011/08 "On Methodological Recommendations"]. URL: http://base.garant.ru/74173067/.
13. Galaguzova, Yu. N., Borodina, E. N., Verkhoturova, Yu. A. et al. (2017). Sotsial'no-pedagogicheskaya deyatel'nost' v obrazovatel'nykh organizatsiyakh [Socio-Pedagogical Activity in Educational Organizations]. Ekaterinburg.
14. Shalaginova, K. S. (2016). Opyt raboty s podrostkami, sklonnymi k proyavleniyu mobil'noi zavisimosti [Experience of Working with Adolescents Prone to the Manifestation of Mobile Addiction]. In Tsifrovoe ob-shchestvo kak kul'turno-istoricheskii kontekst razvitiya cheloveka. Kolomna, Gosudarstvennyi sotsial'no-gumanitarnyi universitet, pp. 415-419.
15. Yakovleva, E. V. (2019). Informatsionnaya obrazovatel'naya sreda shkoly kak faktor dostizheniya novogo kachestva obrazovaniya [Information Educational Environment of the School as a Factor in Achieving a New Quality of Education]. In Evraziyskoe nauchnoe ob"edinenie. No. 1-6, pp. 362-364.