Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ: ИЗУЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ'

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ: ИЗУЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1085
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ / САМООЦЕНКА / ТРЕВОЖНОСТЬ / МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рерке В. И., Портная Я. А.

В статье представлены результаты изучения уровней и показателей интернет-зависимости у младших школьников. Анализ результатов диагностики интернет-зависимости у младших подростков позволил установить, что для обучающихся данного возраста характерен приемлемый и неадекватный уровень интернет-зависимости. Младшим подросткам с неадекватным уровнем интернет-зависимости свойственен низкий уровень проявления коммуникативности, замкнутость, одиночество, высокий уровень тревожности и низкий уровень самооценки. В то же время для обучающихся с адекватным уровнем интернет-зависимости характерен нормальный уровень тревожности и самооценки, высокий уровень коммуникативности. Полученные результаты позволили разработать программу профилактики интернет-зависимости у младших подростков. Данная статья будет интересна специалистам в различных отраслях педагогической психологии, превентологии и педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNET ADDICTION OF YOUNGER ADOLESCENTS: RESEARCH AND ORGANIZATION OF PREVENTION

The article represents the results of the study of levels and indicators of Internet addiction among young adolescents. Analysis of a results in the diagnostics of Internet addiction among younger adolescents has revealed that students of that age have an acceptable and inadequate level of Internet addiction. Young people with inadequate levels of Internet addiction have low levels of communication, isolation, loneliness, high levels of anxiety and low self-esteem. Whereas students with an adequate level of Internet addiction have a normal level of anxiety and self-esteem, a high level of communication. The results have made it possible to develop a programme for the prevention of Internet addiction among younger adolescents. This article will be of interest to specialists in various fields of pedagogical psychology, preventology and pedagogy.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ: ИЗУЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ»

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2021. № 2. С. 25-33. УДК 159.9.07

DOI: 10.24147/2410-6364.2021.2.25-33

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ: ИЗУЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ

1 В. И. Рерке, 2 Я. А. Портная

1 Педагогический институт Иркутского государственного университета (Иркутск, Россия);

2 Иркутский государственный медицинский университет (Иркутск, Россия)

В статье представлены результаты изучения уровней и показателей интернет-зависимости у младших школьников. Анализ результатов диагностики интернет-зависимости у младших подростков позволил установить, что для обучающихся данного возраста характерен приемлемый и неадекватный уровень интернет-зависимости. Младшим подросткам с неадекватным уровнем интернет-зависимости свойственен низкий уровень проявления коммуникативности, замкнутость, одиночество, высокий уровень тревожности и низкий уровень самооценки. В то же время для обучающихся с адекватным уровнем интернет-зависимости характерен нормальный уровень тревожности и самооценки, высокий уровень коммуникативности. Полученные результаты позволили разработать программу профилактики интернет-зависимости у младших подростков. Данная статья будет интересна специалистам в различных отраслях педагогической психологии, превентологии и педагогики.

Ключевые слова: интернет-зависимость; общительность; самооценка; тревожность; младшие подростки.

THE INTERNET ADDICTION OF YOUNGER ADOLESCENTS: RESEARCH AND ORGANIZATION OF PREVENTION

1 V. I. Rerke, 21. A. Portnaia

1 Pedagogical Institute, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia) 2 Irkutsk State Medical University (Irkutsk, Russia)

The article represents the results of the study of levels and indicators of Internet addiction among young adolescents. Analysis of a results in the diagnostics of Internet addiction among younger adolescents has revealed that students of that age have an acceptable and inadequate level of Internet addiction. Young people with inadequate levels of Internet addiction have low levels of communication, isolation, loneliness, high levels of anxiety and low self-esteem. Whereas students with an adequate level of Internet addiction have a normal level of anxiety and self-esteem, a high level of communication. The results have made it possible to develop a programme for the prevention of Internet addiction among younger adolescents. This article will be of interest to specialists in various fields of pedagogical psychology, preventology and pedagogy.

Keywords: internet addiction; sociability; self-esteem; anxiety; younger adolescents.

Постановка проблемы. На современном этапе развития общества всё большее распространение во всем мире получает интернет. Это связано и с применением дистанционных технологий в обучении, и с тем, что появились электронные устройства, которые позволяют выйти в интернет не только со стационарного компьютера дома, но и смартфонов,

© Рерке В. И., Портная Я. А., 2021

планшетов, мини-компьютеров, которыми возможно воспользоваться в любой точке местонахождения человека. Значительно увеличилось и количество мессенджеров («ВКон-такте», Viber, WhatsApp, Telegram и пр.), позволяющих общаться и компенсировать все те психологические проблемы, которые в реальном мире человек решить не может. Помимо

этого, увеличивается количество пользователей онлайн-игр, способствуя тому, что геймеры могут общаться между собой, они объединяются в группы, дистанционно осуществляя совместные мероприятия («World of Tanks», «Counter-Strike», «DOTA 2» и др.). В результате для пользователей различных возрастов интернет является не только информационным пространством, инструментом коммуникации, но и средством ухода от психологических и социальных проблем.

В связи с этим становится актуальной проблема коррекции патологического использования интернета. Несмотря на то, что проблема интернет-зависимости является довольно новой, тем не менее ряд ученых (К. Янг, А. Голдберг, Д. Гринфилд, М. Орзак и др.) раскрыли феномен интернет-зависимости, разработали диагностические критерии и рекомендации для ее коррекции [1; 2]. В России проблемой становления интернет-зависимости занимался А. Е. Войскунский, который описал влияние Сети на деятельность людей в интернете. Интернет-зависимость рассматривается им как психическое состояние, возникающее при полной включенности в процесс деятельности. Эта идея была раскрыта в дальнейшем в работах О. В. Лоскутовой [3]. А. Е. Жичкина описала шкалу интернет-зависимости, Е. П. Белинская раскрыла социальные причины интернет-зависимости [4].

На современном этапе развития превен-тологии всё большее распространение получают исследования, связанные с воздействием интернет-пользования на личность в ее разных аспектах: игровом, коммуникативном, познавательно-исследовательском. Особенно эта проблема актуальна в отношении подросткового возраста. Именно эта категория детей является наиболее уязвимой к формированию интернет-аддикции. Это связано прежде всего с тем, что интимно-личностное общение является ведущим видом деятельности в данном возрасте. Мессенджеры и он-лайн-игры дают возможность подросткам осуществлять свои мечты, невозможную в реальности коммуникативную активность. Фактором, провоцирующим развитие этой зависимости, выступает анонимность и невозможность проверки информации. Кроме того, интернет дает возможность самовыражения в различных онлайн-играх, в процессе общения в социальных сетях. Поэтому в дан-

ной возрастной группе необходимо проводить работу, направленную на профилактику интернет-аддикций, поскольку эта зависимость у младших подростков находится в стадии формирования.

Проблемой коррекции интернет-зависимости занималась Ф. А. Саглам. Автором разработана классификация интернет-зависимых подростков [5]. М. И. Дрепа сформулировала психологические предпосылки развития интернет-зависимости, а также систематизировала диагностические критерии интернет-зависимости у молодежи [6].

Вместе с тем проблема профилактики интернет-зависимости у младших подростков рассмотрена в социально-психологической литературе недостаточно. В связи с этим нами было выявлено противоречие: между увеличением пользователей интернета младшего подросткового возраста, разработкой новых мессенджеров, онлайн-игр и виртуального взаимодействия и отсутствием комплексных мер, включающих социально-психологическую профилактику, что привело к росту интернет-зависимости; между необходимостью профилактики интернет-зависимого поведения и недостаточностью теоретических исследований и практических разработок, направленных на обоснование условий профилактики интернет-зависимости у младших подростков.

Теоретический анализ литературы позволил установить следующее:

1. Интернет-зависимость - это расстройство, характеризующееся потерей самоконтроля, непреодолимым желанием находиться постоянно в Сети и неспособностью оттуда выйти [7; 8].

2. Для младших подростков характерны определенные социально-психологические особенности: потребность в уважении, эмоциональная лабильность, характерологические особенности личности, застенчивость и наличие социальных страхов [9]. Таким образом, недостаток внимания со стороны окружающих, особенности личности и не удовлетворяющая подростков реальность приводят несовершеннолетних в интернет [10].

3. Критериями определения интернет-зависимости являются: неумение контролировать время, проводимое в Сети; нестабильность настроения при его использовании; включение в различные виды деятельности в Сети. Эмоционально-волевая сфера личности

подростков, входящих в группу риска интернет-зависимости, характеризуется низкими показателями структурных составляющих воли [7].

Цель данной работы - изучить уровень и показатели интернет-зависимости у младших подростков, разработать программу профилактики данной формы аддиктивного поведения.

Выборочную совокупность составили 40 обучающихся 5-х классов МБОУ «Гимназия № 44» г. Иркутска. Обучающиеся 5 «А» класса отнесены к экспериментальной группе, а учащихся 5 «Б» класса - к контрольной группе.

Материалы и методы исследования. Представим обобщенную характеристику использованной нами диагностической процедуры в табл. 1.

Та б л и ца 1

Критерии и показатели определения уровня проявления интернет-зависимости у детей младшего подросткового возраста

Критерии Показатели Диагностическая методика

Зависимость от интернета Неадекватный уровень: характеризуется наличием компьютерной зависимости, глубокой увлеченностью в ущерб другим видам деятельности. Приемлемый уровень: характеризуется увлеченностью в свободное время без особого ущерба для другой деятельности. Адекватный уровень: характеризуется отсутствием компьютерной зависимости Анкета на выявление уровня интернет-зависимости (авторы Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот)

Коммуникабельность Низкий уровень: характеризуется некоммуникабельностью, есть проблемы с общением; ребенок замкнут, неразговорчив, одинок. Средний уровень: характеризуется сложностью общения с новыми людьми, однако с близкими людьми школьник общается нормально. Высокий уровень: характеризуется коммуникабельностью, общительностью, стремлением участвовать в коллективных делах Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского)

Тревожность Низкий уровень: состояние тревожности испытуемому не свойственно. Средний уровень: характеризуется нормальной тревожностью. Высокий уровень: характеризуется повышенной или высокой тревожностью Шкала явной тревожности (автор А. М. Прихожан)

Самооценка Завышенный уровень: характеризуется завышенной самооценкой. Нормальный уровень: характеризуется реалистической оценкой своих возможностей. Низкий уровень: характеризуется заниженным уровнем самооценки Экспресс-диагностика уровня самооценки (авторы Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов)

Результаты исследования и их обсуждение. Изучение уровня интернет-зависимости по методике Л. Н. Юрьевой, Т. Ю. Больбот позволили сделать следующие выводы: количественный и качественный анализ показал, что адекватный уровень компьютерной зависимости установлен у 30 % подростков экспериментальной и у 35 % контрольной групп. Данный уровень характеризуется отсутствием у обучающихся компьютерной зависимости. Школьники свободно обходятся без компьютера и / или электронных устройств в свободное время. Деятельности в интернете предпочитают другие виды деятельности (досуго-вую, спортивную).

Приемлемый уровень компьютерной зависимости определен у 40 % подростков экспериментальной и у 40 % контрольной групп. Он характеризуется увлеченностью социальными сетями в свободное время без ущерба для другой деятельности. Для школьников с этим уровнем компьютерной зависимости характерно проведение своего свободного времени за компьютером, но не в ущерб другим делам.

Данные подростки спокойно могут провести время без электронных устройств. При этом при появлении свободного времени они его проводят его в интернете.

Неадекватный уровень интернет-зависимости выявлен у 30 % подростков экспериментальной и у 25 % контрольной групп. Данный уровень характеризуется наличием компьютерной зависимости у младших подростков, глубокой увлеченностью в ущерб другим видам деятельности. Подростки испытывают потребность проводить всё больше времени за компьютером, в результате чего получают удовольствие. Стоит отметить, что то количество времени, которое школьники раньше проводили в интернете, их уже не удовлетворяет, поэтому возникает потребность в увеличении времени. У подростков данной группы проявляются навязчивые мысли об интернете, желание постоянно пользоваться компьютером, телефоном и другими устройствами для удовлетворения своих потребностей.

Сводные результаты исследования интернет-зависимости представлены в табл. 2.

Таблица 2

Сопоставление полученных результатов контрольной и экспериментальной групп по уровню проявления компьютерной зависимости, %

Группa Уровни

адекватный приемлемый неадекватный

Экспериментальная 30 40 30

Контрольная 35 40 25

Таким образом, анализ результатов позволяет утверждать, что для испытуемых характерен начальный уровень зависимости от интернета. Однако в обеих группах имеются школьники, у которых наблюдается и сформированная интернет-зависимость. При этом полученные данные по уровням интернет-зависимости существенно не различаются.

Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот предполагают, что одной из причин интернет-зависимого поведения являются нарушения в сфере общения со сверстниками или взрослыми. В связи с этим было проведено тестирование по методике В. Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности». Тест позволил нам определить уровень коммуникабельности младших подростков. Также был определен их уровень тревожности с помощью методики «Шкала явной тревожности» (автор А. М. Прихожан) и самооценки - «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (авторы Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов). Полученные результаты тестирования представлены в табл. 3.

Таблица 3 Сопоставление полученных результатов контрольной и экспериментальной групп по уровню проявления уровня общительности и тревожности, %

Группa Уровни

высокий | средний \ низкий

Общительность

Экспериментальная 25 45 30

Контрольная 35 35 30

Тревожность

Экспериментальная 30 50 20

Контрольная 40 35 25

Самооценка

Экспериментальная 25 45 30

Контрольная 35 35 30

По результатам анализа тестирования высокий уровень общительности был выявлен у 25 % школьников экспериментальной и у 35 % контрольной групп. Эти школьники любознательны, охотно выслушивают собеседников, терпеливы в общении, умеют при

этом отстаивать свою точку зрения без проявления вспыльчивости и агрессии. С незнакомыми людьми вступают свободно в контакт. В незнакомой обстановке чувствуют себя уверенно.

Средний уровень коммуникативности установлен у 45 % подростков экспериментальной и у 35 % контрольной групп. Данный уровень характеризуется следующим: школьники испытывают сложности в общении с новыми людьми, однако с близкими они общаются нормально; скорее предпочитают одиночество, у них мало друзей. На контакт идут спокойно, без эмоционального переживания. В незнакомой обстановке чувствуют себя недостаточно уверенно.

Низкий уровень общительности определен у 30 % младших подростков экспериментальной и у 30 % контрольной группы. Охарактеризуем данный уровень: школьникам свойственны проблемы с общением, замкнутость, неразговорчивость, одиночество. У подростков этой группы отсутствуют друзья. В незнакомой обстановке школьники теряются и предпочитают при первой возможности уйти от общения.

Анализ результатов тестирования тревожности показал, что низкий уровень продемонстрировали 25 % школьников контрольной и 20 % экспериментальной группы. Для них не характерно проявление тревожности. А. М. Прихожан отмечет, что подобное «чрезмерное спокойствие» может иметь и не иметь защитного характера.

Средний (нормальный) уровень тревожности был выявлен у 35 % школьников контрольной и у 50 % экспериментальной группы. Данный уровень необходим для адаптации и продуктивной деятельности и часто связан с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни.

Высокий уровень тревожности установлен у 40 % школьников контрольной и у 30 % экспериментальной группы. Данные подростки проявляют повышенную тревожность, которая носит генерализованный характер.

Выводы и рекомендации. Сводный анализ результатов диагностики позволил установить, что для младших подростков характерен приемлемый и неадекватный уровень интернет-зависимости. Для школьников с неадекватным уровнем интернет-зависимости характерен низкий уровень проявления коммуникативности (замкнутость, одиночество), высокий уровень тревожности и низкий уровень самооценки. В то же время для обучающихся с адекватным уровнем интернет-зависимости характерен нормальный уровень тревожности и самооценки, высокий уровень коммуникативности.

Полученные результаты позволили разработать программу профилактики интернет-зависимости у младших подростков (тематический план программы представлен в приложении).

Цель программы - снижение уровня интернет-зависимости и ее профилактика у младших подростков.

Предлагаемая программа рассчитана на группу 10-15 человек. Она реализуется по двум направлениям:

1) работа с обучающимися;

2) работа с родителями и учителями.

Цель программы по 1 -му направлению

(работа с младшими подростками) - понизить уровень интернет-зависимости у младших подростков, по 2-му направлению (работа с родителями и учителями) - повысить уровень педагогической компетентности родителей по проблеме интернет-зависимого поведения младших подростков [11].

Задачи программы:

1. Развитие коммуникативных навыков интернет-зависимых подростков.

2. Поднять самооценку интернет-зависимых подростков.

3. Снизить тревожность интернет-зависимых подростков.

4. Внедрить в процесс профилактики взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

Программа работы с подростками рассчитана на 22 академических часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных, еженедельных внеурочной занятий со школьниками. Предусмотренные данной программой занятия проводятся еженедельно по подгруппам: вторник (первая подгруппа); четверг (вторая подгруппа). Распределение по под-

группам осуществляется по принципу равного количества в подгруппе младших подростков с неадекватным и приемлемым уровнем интернет-зависимости.

Принципы проведения занятий:

1) необходимо принять подростков такими, какими они есть;

2) нельзя ни торопить, ни замедлять процесс;

3) начало и конец занятий должны предусматривать определенный ритуал, чтобы сохранить у школьников ощущение целостности и завершенности занятия.

Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг - это прежде всего возможность открытого общения. Он создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.

Структура игрового занятия. Ритуал приветствия - 4-5 минут. Разминка - 10 минут. Профилактический этап - 25-35 минут. Подведение итогов - 6-10 минут. Рефлексия - 57 минут.

Цель программы по 2-му направлению (работа с родителями) - повысить уровень педагогической компетентности родителей по проблеме интернет-зависимого поведения через родительские собрания и семинары-практикумы.

Задачи программы:

1) формировать представление об особенностях проявления интернет-зависимого поведения у подростков;

2) познакомить родителей со способами профилактики интернет-зависимого поведения у подростков.

Формы организации: родительское собрание, семинар-практикум.

Программа работы с родителями рассчитана на 6 академических часов и предполагает проведение мероприятий с родителями (один раз в три недели в течение двух месяцев).

На первом занятии участникам следует разъяснить несколько правил, которые они должны будут соблюдать на занятиях:

1. «Правило руки». Если участник желает высказаться или у него возникли вопросы, он должен поднять руку и только после этого обратиться к ведущему.

2. Правило «Участвуют все». В играх и упражнениях должны участвовать и высказываться все, никто не остается в стороне, за

исключением тех игр, где требуется один или несколько участников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Правило «Три хлопка». Если ведущий три раза хлопает в ладоши, все должны прекратить свою деятельность и посмотреть на него.

Правила помогут установить некоторый порядок на занятиях и организовать продуктивную работу с группой.

По окончании реализации программы планируется провести ретестирование и оценить ее эффективность. Результатами проделанной работы должны стать: повышение уровня информированности подростков о последствиях интернет-зависимости, осознание влияния Сети на сознание и организм человека, развитость умения подростков общаться за пределами виртуальной реальности, повышение уровня коммуникативности и коммуникабельности, адекватная самооценка, а также снижение уровня тревожности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Янг К. С. Диагноз Интернет-зависимость // Мир Интернет. - 2000. - № 2. - С. 24-29.

2. Grinfild M. D. Loneliness and internet use // Computers and Human Behavior. - 2003. -no. 19. - P. 71-80.

3. Лоскутова В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств : автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Новосибирск, 2004. - 23 с.

4. Жичкина А. Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - 127 с.

5. Саглам Ф. А. Педагогические условия коррекции интернет-аддикции у подростков :

дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2009. -214 с.

6. Дрепа М. И. Психологическая профилактика интернет-зависимости у студентов: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2010. - 254 с.

7. Красонцева Е. Ю., Рерке В. И., Сверч Л. П. Кибербуллинг подростков: изучение социально-психологических последствий // International Journal of Medicine and Psychology / Международный журнал медицины и психологии. - 2020. - Т. 3, № 4. -С. 32-37.

8. Демаков В. И., Рерке В. И., Портная Я. А., Ракитский В. В. Об обеспечении информационной безопасности в сфере медицины и актуальности ее изучения в ведомственных вузах // Человеческий капитал. - 2021. -№1 (148). - С. 83-89.

9. Рерке В. И., Маякова О. С. К вопросу развития социальной активности подростков как условия их психологической безопасности // Baikal Research Journal. - 2019. - Т. 10, № 2. - DOI: 10.17150/2411-6262.2019.10(2).7.

10. Рерке В. И., Маякова О. С. К вопросу развития социальной активности подростков как условию их психологической безопасности в образовательном пространстве: теоретико-методологический аспект // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 3. С. 61-67.

11. Рерке В. И., Салахова В. Б., Демаков В. И. Когнитивный социальный капитал личности: парадигмальный подход // Образование личности. 2021. - № 1 (55). - С. 90-99.

12. Rerke V. I., Belyakova N. V., Khudyakova T. L, Klepach Y. V., Platonova E. V., Miloradova N. G, Pozdnyakova I. R. Introspectiveness of Higher Education Students: Study and Development // Revista de psicología educative. Journal of Educational Psychology. - 2021. -Vol. 9, no. 1. - P. 1222.

Тема Цель Форма проведения Методы и приемы

Работа с учащимися 1-й блок. Развитие и саморазвитие Цель: формирование адекватной самооценки, снижение уровня тревожности, развитие навыков коммуникативности и коммуникабельности

«Подготовка к путешествию» - формировать навыки позитивного общения, дружеские отношения в команде; - обучить детей саморегуляции Беседа. Игра-упражнение Игра «Я тебе дарю». Упражнение на расслабление «Водопад». Игра-упражнение «Корабль и ветер». Рефлексивное упражнение «Мне понравилось». Заполнение бортового журнала

«Путешествие в страну Рисо-вандию» - дать возможность детям прояснить свои чувства и внутренне расслабиться; - обеспечить атмосферу эмоционального принятия и рефлексии; - формировать навыки позитивного общения Сюжетно-ролевая игра Игра-упражнение «Корабль и ветер». Игра-упражнение «Шарик». Игра-упражнение «Маски». Игра «Почему дети бояться ходить в школу». Рефлексивное упражнение «Мне понравилось». Заполнение бортового журнала

Приложение

Тематический план программы профилактики интернет-зависимости у младших подростков

П р о д о л ж е н ие та б л .

Тема Цель Форма проведения Методы и приемы

«Путешествие в страну Физкуль-турию» - учить снимать мышечные зажимы через физические упражнения; - способствовать саморасслаблению; - познакомить с приемами саморегуляции Игра-упражнение Игра-упражнение «Корабль и ветер». Игра «Штанга». Игра «Скалолаз». Игра «Насос и мяч». Рефлексивное упражнение «Мне понравилось, как я...он...». Заполнение бортового журнала

«Путешествие в страну Книголян-дию» - учить снимать напряжение; - повышать самооценку; - формировать навыки позитивного общения Сюжетно-ролевая игра Игра-упражнение «Корабль и ветер». Игра «Шалтай-болтай». Игра «Волшебный стул - я король в Книголяндии». Игра «Наш характер...». Заполнение бортового журнала

«Путешествие в страну Музыкан-дию - учить снимать напряжение через музыкальное сопровождение; - продолжать знакомить с приемами саморегуляции Игра-упражнение Игра-упражнение «Корабль и ветер». «Музыкальная пауза и рисование». Упражнение «Возьмите себя в руки». Упражнение «Врасти в землю». Рефлексивное упражнение «Мне понравилось, как я...он...». Заполнение бортового журнала

«Путешествие в страну Экологичную» - развивать доверительное общение; - учить снимать напряжение; - формировать положительную самооценку Сюжетно-ролевая игра Игра-упражнение «Корабль и ветер». Игра «Гусеница». Игра «Сосульки». Игра «Спаси птенца». Игра «Зайки и слоники». Рефлексивное упражнение «Мне понравилось, как я...он...». Заполнение бортового журнала

«Путешествие в страну Театральная» - продолжать знакомить с приемами саморегуляции; - учить снимать напряжение; - формировать положительную самооценку; - формировать навыки общения Сюжетно-ролевая игра Игра-упражнение «Корабль и ветер». Игра «Дыши и думай красиво». Игра «Солнечный зайчик». Игра «Сломанная кукла». Игра «Театр прикосновений». Игра «Торт». Заполнение бортового журнала

«Буря на корабле во время путешествия» - учить применять приемы саморегуляции в стрессовых для детей ситуациях Игра-драматизация Игра-упражнение «Корабль и ветер». Игра «Кораблик в шторме»

«Приезд домой» - формировать навыки рефлексии; - учить высказывать свое мнение; - повышать самооценку; - развивать навыки общения со взрослыми и детьми Беседа. Игра-упражнение Игра-упражнение «Корабль и ветер». Беседа. Игра «Заряд бодрости». Игра «Сбрось усталость». Заполнение бортового журнала

2-й блок. «Вне зависимости» Цель: профилактика компьютерной зависимости

Я и зависимость. Часть 1 Формировать представление школьников относительно влияния Сети на сознание и организм человека Тренинг Упражнение «Привет, я рад тебя видеть.». Упражнение «Пересядьте все те, кто ...». Беседа с группой на тему интернет-зависимости. Мини-лекция о влиянии Сети на человека. Упражнение «Я могу заменить интернет...»

Я и зависимость. Часть 2 Продолжать формировать представление детей о вредных последствиях компьютерных игр. Побуждать детей к живому общению Деловая игра Вступительное слово. Упражнение «Зависимый и независимый». Симптомы игровой зависимости. Разработка и защита правил независимости от компьютерных игр. Обсуждение полученной информации. Подведение итогов

Окончание табл.

Тема Цель Форма проведения Методы и приемы

С чего начать? Часть 1 Формировать представления о том, что интернет-зависимость ограничивает возможность жизненного выбора Тренинг Вступительное слово. Упражнение «Дирижер оркестра». Упражнение «Марионетка». Упражнение «Зависимость - независимость». Упражнение «Перспективы». Упражнение «Создание образа зависимого человека». Подведение итогов

С чего начать? Часть 2 Продолжать формировать представлений о том, что интернет-зависимость ограничивает возможность жизненного выбора Тренинг Вступительное слово. Создание образа успешного человека. Упражнение «Успешность и неуспешность». Упражнение «Телеэфир». Подведение итогов

Работа с родителями и учителями

Причины интернет-зависимости Обсудить с родителями проблему компьютерной зависимости, ее причины и проявления Родительское собрание Лекция «Возрастные предпосылки компьютерной зависимости». Причины компьютерной зависимости. Подведение итогов. Советы родителям

Вне зависимости Побуждать родителей к полноценному общению, к совместному проведению свободного времени. Сформировать понимание необходимости поддержания эмоционального контакта с ребенком для профилактики ин-тернет-аддикции Родительское собрание-практикум Игра «Красная шапочка и Серый Волк». Выделение форм компьютерной зависимости. - Какой он, ребенок с компьютерной зависимостью? - Что он делает? - Что он хочет? - Что он чувствует? Оценка каждого ребенка по критериям. Подведение итогов. Памятка для родителей

Способы профилактики интернет-зависимости в условиях семьи Дать рекомендации по профилактике компьютерной зависимости Семинар-практикум Приемы профилактики интернет-зависимости в условиях семьи. Подведение итогов. Памятка для родителей

Информация о статье Дата поступления 15 апреля 2021 Дата принятия в печать 25 мая 2021

Сведения об авторах

Рерке Виктория Игоревна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Педагогического института Иркутского государственного университета (Иркутск, Россия). E-mail: rerkew@mail .ru.

Портная Яна Алексеевна - студент VI курса фармацевтического факультета Иркутского государственного медицинского университета (Иркутск, Россия). E-mail: portnaya.yana. 1997@yandex.ru.

Article info

Received April 15, 2021 Accepted May 25, 2021

About the authors

Rerke Viktoriya Igorevna - PhD in

Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Social Pedagogy and Psychology Pedagogical Institute, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia). E-mail: rerkew@mail.ru.

Portnaia Iana Alexseevna - 6th year student of the Pharmaceutical Faculty, Irkutsk State Medical University (Irkutsk, Russia). E-mail: portnaya.yana.1997@yandex.ru.

Для цитирования

Рерке В. И., Портная Я. А. Интернет-зависимость младших подростков: изучение и организация профилактики // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2021. -№ 2. - С. 25-33. - DOI: 10.24147/24106364.2021.2.25-33.

For citations

Rerke V. I., Portnaia I. A. The Internet Addiction of Younger Adolescents: Research and Organization of Prevention. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2021, no. 2, pp. 25-33. DOI: 10.24147/2410-6364.2021.2.2533. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.