Никоноров Андрей Валерьевич (архимандрит Алексий)
кандидат богословия, доктор церковной истории; секретарь епархии
E-mail: [email protected]
Бакинская и Азербайджанская епархия Русской Православной Церкви
АZ1010, Азербайджан, г. Баку, ул. Эльдара Агаева, 19
Краткий очерк о наиважнейших православных архитектурных памятниках Азербайджана
Статья содержит общий обзор истории присутствия Русской православной церкви в Азербайджане. Южный Кавказ исторически является одной из колыбелей христианской традиции и культуры. Земля, оглашенная проповедью апостолов и их учеников, с IV в. становится очагом формирования древних христианских церквей — Грузинской, Армянской и Церкви Кавказской Албании. Господствовавшая почти четыре столетия на земле Азербайджана христианская религия к VII в. уступает свои позиции исламу, но тем не менее Албанская церковь продолжает духовно окормлять свою паству в суженном до западных регионов ареале, вплоть до ее формального упразднения со стороны царского правительства в 1836 г. Однако в это же самое время, наряду с интеграцией азербайджанских земель в состав Российской империи и массовым заселением русских на Южный Кавказ, эстафету христианской миссии перенимает Русская Православная Церковь. По всему Азербайджану строятся храмы, открываются многочисленные школы и благотворительные учреждения. На сегодняшний день Бакинской и Азербайджанской епархией ведется работа по восстановлению исторических сведений о существовавших до 30-х гг. ХХ столетия храмах и христианских поселениях в регионе. Данная статья является кратким обзором исторической миссии русского православия в Азербайджане и рассказывает о самых значимых христианских религиозных монументах прошлого и настоящего, а также об уникальной модели мультикультурализма, сформировавшейся в стране, в том числе и благодаря двухтысячелетнему присутствию христианского элемента в общественно-культурной и политической жизни.
Ключевые слова: христианство на Южном Кавказе, православие в Азербайджане, Бакинская и Азербайджанская епархия, православная архитектура, мультикультурализм.
Для цитирования: Никоноров А.В. Краткий очерк о наиважнейших православных архитектурных памятниках Азербайджана // Теология: теория и практика. 2022. Т. 1. № 2. С. 17-35. DOI: 10.24412/29493951-2022-0090
Andrei V. Nikonorov (Archimandrite Alexy)
Candidate of Theology, Doctor of Church History,
Secretary of Diocese
E-mail: [email protected]
Baku and Azerbaijan Diocese of the Russian Orthodox Church
AZ1010, Azerbaijan, Baku, st. Eldar Agayeva, 19
The most important Orthodox architectural monuments of Azerbaijan
The article contains a general overview of the history of the presence of the Russian Orthodox Church in Azerbaijan. The South Caucasus is historically one of the cradles of Christian tradition and culture. The land, announced by the preaching of the apostles and their disciples, from the 4th century. becomes the center of the formation of ancient Christian churches — Georgian, Armenian and the Church of Caucasian Albania. The Christian religion, which dominated almost four centuries in the land of Azerbaijan, by the 7th century. yields its positions to Islam, but, nevertheless, the Albanian Church continues to spiritually nourish its flock in an area narrowed to the western regions, up to its formal abolition by the tsarist government in 1836. However, at the same time, along with the integration of Azerbaijani lands into the Russian Empire and the mass settlement of Russians in the South Caucasus, the baton of the Christian mission is taken over by the Russian Orthodox Church. Temples are being built all over Azerbaijan, numerous schools and charitable institutions are being opened. To date, the Baku and Azerbaijan diocese is working to restore historical information about the existing before the 30s. XX century temples and Christian settlements in the region. This article is a brief overview of the historical mission of Russian Orthodoxy in Azerbaijan and tells about the most significant Christian religious monuments of the past and present, as well as about the unique model of multiculturalism that has formed in the country, including due to the two thousand-year presence of the Christian element in socio-cultural and political life.
Keywords: Christianity in the South Caucasus, Orthodoxy in Azerbaijan, Diocese of Baku and Azerbaijan, Orthodox architecture, multiculturalism.
For citation: Nikonorov A.V. The most important Orthodox architectural monuments of Azerbaijan. Theology: Theory and Practice, 2022, vol. 1, no. 2, pp. 17-35. DOI: 10.24412/2949-3951-2022-0090
Азербайджан — одно из государств, которое по праву может гордиться своей культурой, историей, обычаями и тонким религиозным чутьем. С древности в Азербайджане проживали последователи различных религий: зороастризма, иудаизма, христианства и ислама. Исторически азербайджанский народ всегда был терпим к другим религиям и относился к ним уважительно. Это национальная черта азербайджанского народа, неотъемлемая часть его менталитета.
Несмотря на то что в настоящее время Азербайджан воспринимается страной, относящейся в большей степени к исламскому миру и исламской культуре, тем не менее фактом остается то обстоятельство, что страна эта одной из первых в мире была оглашена апостольской проповедью и уже в IV столетии христианство на этих землях было провозглашено государственной религией. Таким образом, история христианства на Южном Кавказе насчитывает уже две тысячи лет. Его появление на исторических землях Азербайджана неразрывно связано с именами апостолов Фаддея и Варфоломея [Булгаков, 1994. С. 140-142; Никоноров, 2020. С. 73-76], а также ученика апостольского — св. Елисея [Никоноров, 2021. С. 65-76]. Согласно историческим хроникам, именно эти святые мужи огласили евангельской проповедью эту древнюю землю.
В I тысячелетии христианство широко распространилось в Кавказской Албании, на территории которой находится современный Азербайджан, и в IV в. здесь сформировалась самостоятельная Албанская церковь [Каланкатуаци, 1984. Кн. I, гл. XI], просуществовавшая вплоть до начала века XIX. Известно, что христианство было широко распространено на территории Азербайджана и в течение всего Средневековья. Однако, поскольку политическая история Южного Кавказа была очень сложной и напряженной, то и христианство переживало все те потрясения, которые пришлось вынести населяющим этот регион народам.
Новый импульс для своего развития в Азербайджане христианство получило в Х1Х-ХХ столетиях. В 1803-1805 гг. Карабахское, Шекинское, Ширванское и Гянджинское ханства присоединились к России. Позже, в ходе русско-иранской войны, Россия завоевывает территории Кубинского, Бакинского и Талышского ханств. 12 октября 1813 г. между Россией и Персией был подписан Гюлистанский мирный договор, в результате которого большая часть исторического Азербайджана юридически вошла в состав Российской империи [Кузнецова, 1983. С. 40].
Время это также совпало с развитием нефтяной индустрии, рыбных промыслов и сельского хозяйства, расширением торгового мореплавания на Каспии и появлением Закавказской железнодорожной магистрали [Заплетин, 2008. С. 65]. Азербайджанские ханства были преобразованы сначала в провинции, а позже, в 1859 г., провинции эти объединены были в две губернии — Бакинскую и Елисаветпольскую [Заплетин, 2008. С. 84, 90]. Центром одной из провинций стал город Баку, занимавший очень выгодную позицию как лучший порт на Каспийском море и важный стратегический пункт, через который проходили оживленные торговые пути. Центром второй провинции стал древний город Гянджа, получивший новое именование — Елисаветполь.
С первых дней прихода православного населения на эти земли встал вопрос о строительстве храмов для нужд военных и чиновников, а также приезжающих в город по торговой надобности русских купцов. С появлением православного населения в Азербайджане стала осуществлять свою деятельность Русская православная церковь. В бывших прежде центрами самостоятельных ханств крупных городах Азербайджана — Баку, Гяндже, Шемахе (Ширван), Шуше, Шеки, Кубе, Ленкорани (Талыш), Нахичевани — были построены русские православные храмы.
К началу XX столетия этноконфессиональная структура Азербайджана уже успела сложиться в своих основных чертах. Согласно данным переписи населения, к 1897 г. население Бакинской, Елисаветпольской губерний, Нахичеванского и Закатальского округов в совокупности составляло 1 890 155 человек, среди них православными числились 73 754 чел., что составляло около 4% от общего числа [Кавказский календарь, 1904. С. 48-49]. Для этого периода был характерен бурный экономический рост страны, в результате которого Баку за короткий промежуток времени превратился из сравнительно небольшого города в крупный экономический и политический центр. В предреволюционное время в Баку количество православных жителей фактически сравнялось с мусульманами, достигнув цифры в 76 927 человек [Колесников, 2020. С. 203]. В связи с таким увеличением православной христианской общины и для упорядочения религиозной жизни в 1905 г. была учреждена Бакинская архиерейская кафедра (епархия). В дальнейшем епископы получили титул «Бакинский и Прикаспийский».
На данный момент известно о том, что до середины 30-х гг. ХХ в. в Баку и прилегающих к нему апшеронских поселках существовало 28 православных храмов и часовен. Большинство из них в последующем были разрушены, и только три сохранились до сегодняшнего дня. Всего же в Азербайджане насчитывалось более 120 русских церквей.
Безусловно, XX в. внес свои изменения в религиозную и политическую жизнь всего пространства, которое впоследствии получило наименование Советский Союз. Репрессиям были подвергнуты как христианские, так и мусульманские и иудейские религиозные деятели. Большинство из них мученически закончило свою жизнь. Но верующие по-прежнему жили вместе, тайно продолжали праздновать свои религиозные праздники, собирались на кладбищах, которые в то время стали местами религиозного поклонения. В послевоенные годы церковная жизнь стала постепенно восстанавливаться, по местам начали открываться храмы, а иногда и строиться новые [Заплетин, 2008. С. 202].
Как известно, в 1990-х гг. на территории бывшего СССР разразился бурный политический и экономический кризис. Он коснулся и Азербайджана. Не секрет, что находились такие люди, которые к уже существующим конфликтам хотели также добавить конфронтацию на религиозной основе. Но усилиями религиозных деятелей Азербайджана подобные конфликты не были допущены.
В 1998 г. была возрождена Бакинская епархия Русской православной церкви, прекратившая свое существование со смертью последнего бакинского епископа Митрофа-на (Поликарпова) в 1934 г. [Колесников, 2020. С. 209]. На данный момент канонические границы епархии совпадают с государственными границами независимого Азербайд-
жана. Епархия объединяет приходы, находящиеся на территории страны, от Хачмаса на севере до Ленкорани на юге и от Гянджи на западе до Баку на востоке.
С начала XXI в. Азербайджан посетили известные религиозные деятели. Дважды в Баку был предстоятель Русской православной церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, четырежды — патриарх Кирилл. Также дважды страну посетил предстоятель Грузинской православной церкви католикос-патриарх Илия II. Гостем столицы Азербайджана в 2003 г. стал предстоятель Константинопольской церкви патриарх Варфоломей, который преподнес в дар кафедральному собору свв. Жен-мироносиц частицу мощей апостола Варфоломея — покровителя епархии. В 2002 г. в Баку побывал глава Римско-католической церкви папа Иоанн Павел II, а в 2016 г. — папа Франциск. Бакинские храмы посещают также известные политические, общественные деятели и дипломаты аккредитованных в стране иностранных миссий.
На сегодняшний день в Азербайджане функционируют семь православных храмов, три из которых находятся в Баку. Богослужения в бакинских храмах совершаются ежедневно, что дает возможность верующим в удобное для них время удовлетворять свои духовные потребности. Праздничные и воскресные богослужения собирают полные храмы молящихся. Православная община Азербайджана насчитывает около 200 тысяч человек, что составляет 2% населения страны. Необходимо добавить, что чадами православной церкви в Азербайджане являются не только русские, но и православные азербайджанцы, украинцы, белорусы, греки, грузины, представители других народов, проживающих в стране.
Правительство Азербайджанской Республики всемерно поддерживает традиционные религии в стране, реставрирует храмы, выделяет средства для поддержания уставной деятельности. На сегодняшний день модель азербайджанского мультикультурализ-ма и толерантности является не только известной, но и образцовой для многих стран мира. Об этом многократно заявлялось на самых высоких дискуссионных площадках и международных форумах из уст уважаемых и авторитетных политиков, экспертов и религиозных лидеров [Ахундова, 2016. С. 233-257].
В данной статье хотелось бы коснуться истории самых значимых в историческом и культурном аспектах русских православных храмов Азербайджана.
Самой первой русской церковью, сооруженной в Баку, стала церковь в честь покровителя всех путешествующих и «по морю ходящих» Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца. Надо отметить, что где бы ни оказывались русские переселенцы — в итальянском Бари или Риме, в Вене, Ницце или Штутгарте, в Нью-Йорке или австралийском Брисбене, они первый свой храм чаще всего посвящали именно Святителю Николаю, самому популярному и любимому народом святому.
Церковь Святителя Николая Первоначальная
Первым русским православным храмом в Азербайджане стала церковь Святителя Николая Чудотворца (Старая или Первоначальная), которая находилась в так называемых «темных рядах», рядом с Девичьей башней, внутри старых крепостных стен в Баку. В 1888 г. протоиерей Александр Юницкий, благочинный церквей Бакинской гу-
бернии, писал в своей книге «История церквей и приходов Бакинской губернии», что первоначальная церковь была устроена в 1818 г. [Юницкий, 1906. С. 11-12]. Однако есть основания полагать, что первые богослужения в помещении будущего храма уже совершались в 1815 г. Известно, что 1 января 1815 г. по приказу главнокомандующего в Грузии генерала от инфантерии Н. Ф. Ртищева было принято решение о сборе пожертвований среди жителей Баку для строительства городской православной церкви. В это же время настоятелем будущего храма был назначен о. Давид Иванов [Заплетин, 2008. С. 189]. На собранные средства, среди которых немалые пожертвования внесло мусульманское население, уже через несколько месяцев заброшенное здание бывшей мечети было реконструировано и «старанием прихожан обращено в христианский храм». В длину здание храма имело около 30 м, в ширину — около 10 м, высотой в 4 м, с пристроенной на каменных столбах деревянной колокольней. Церковь была весьма небольшой даже по запросам того времени, поэтому очень быстро встал вопрос о строительстве в городе нового храма, который мог бы вмещать большее количество людей. В 1857 г. вместо пришедшей в ветхость старой церкви в Бакинской крепости — Ичери Шехер близ Ше-махинских ворот был сооружен новый храм — собор Николая Чудотворца. Старая же церковь в 1839 г. была передана на баланс военного управления, с конца 1860-х гг. стояла закрытой и в 1892 г. была полностью разобрана. На основании «первоначального» храма по инициативе благочинного Бакинской губернии протоиерея Александра Юниц-кого и с благословения экзарха Грузии архиепископа Палладия (Раева, 1887-1892) была построена часовня, посвященная апостолу Варфоломею.
Не осталось ни одной четкой фотографии «старой» Николаевской церкви. Остался храм лишь в архивных документах и памяти человеческой как «первоначальный православный храм в Баку, маленький, не отличавшийся броской, эффектной красотой, но первый и именно этим исторически ценный» [Паша-заде, 1997. С. 110-111].
Собор Николая Чудотворца в Бакинской крепости
Строительство нового храма в Баку, коим стал собор Николая Чудотворца, было инициировано императором Александром I, который пожертвовал на это богоугодное дело 1000 рублей серебром. 29 июня 1821 г. был сформирован комитет по строительству в Баку нового храма, его председателем был назначен бакинский военный комендант полковник П. М. Меликов (1777-1848). Изначально строительство предполагалось осуществить на частные пожертвования, но позже из казны было выделено 8000 рублей. Сбор средств и переписка с властями о постройке церкви с перерывами продолжались вплоть до 1850 г., когда экзарх Грузии архиепископ Исидор (Никольский) вновь поднял вопрос строительства храма перед властями. Денег было собрано в достаточном количестве, и по согласованию с наместником кавказским князем Михаилом Воронцовым (1782-1856) был утвержден новый строительный комитет, первым делом которого было избрание места под постройку храма. Было решено, что удобным будет заложить церковь внутри крепостных стен, при Шемахинских воротах, около гауптвахты.
Проект храма в грузино-византийском стиле (по форме напоминал Тифлисский Сионский собор) был составлен тифлисским губернским архитектором Беловым. Собор имел форму креста, к которому примыкала колокольня, выполненная в том же архитектурном стиле, что и сам храм. Внутренняя площадь собора изначально была спроектирована зодчим в 22 кв. сажени — на 220 человек, но по ходатайству комитета была увеличена до 40 кв. саженей, чтобы можно было поместить до 400 молящихся.
Торжественная закладка храма состоялась 18 марта 1850 г. Постройкой храма занимались подрядчики-греки из Трабзона. Из-за нарушений требований проекта, допущенных строительным комитетом, стены недостроенного храма дали трещину, и строительство было приостановлено до 1856 г. Из-за этой ошибки внешний вид храма в итоге отличался от проектного: вместо каменного покрытия крыши были установлены железные листы. В итоге вся постройка церкви обошлась в 14 436 руб. 14 коп. Строительство храма было закончено к 1857 г. Торжественное освящение было совершено 4 мая 1858 г. высокопреосвященным Исидором, экзархом Грузии, специально для этого посетившим Баку [Паша-заде, 1997. С. 114-119].
В 1887 г. на частные пожертвования к собору был пристроен придел, посвященный Покрову Пресвятой Богородицы. Несмотря на то что собор имел высоту около 45 метров, он не производил должного впечатления, так как со всех сторон был обнесен крепостными стенами и большими, высокими домами местных жителей. Стоял собор алтарем на север [Юницкий, 1906. С. 15-19].
В 1930 г. Николаевский собор был закрыт, его здание сначала было передано под культурное учреждение, а в начале 1930-х гг. он был снесен. На его месте было выстроено новое здание в стиле конструктивизма, в котором располагались диспетчерская и районное управление БаГЭС.
Кафедральный собор Александра Невского
Самым знаковым православным храмом г. Баку, без всякого сомнения, был величественный собор в честь благоверного великого князя Александра Невского, который, с его золотым куполом (за что его называли «Гызыллы килсеси» — «Золоченая церковь»), построенный на возвышенном месте, был виден со всех сторон — и с моря, и отовсюду в самом городе Баку. Находился собор на Ново-Соборной площади.
Мысль о постройке в столице нового величественного собора возникла в начале 1870-х гг., когда в Баку стал в большом количестве производиться керосин, для чего потребовалась масса русских бондарей и других рабочих рук. С тех пор старый Николаевский собор в крепости в праздничные дни не мог вмещать в себе и четвертой части желавших молиться [Юницкий, 1906. С. 20].
С 16 июня 1879 г., с высочайшего императорского дозволения, были инициированы денежные сборы на сооружение в Баку нового соборного храма. До 1886 г. было собрано около 8 тысяч рублей. В начале 1880-х гг., в бытность главноначальствующим на Кавказе князя А. М. Дондукова-Корсакова (1820-1893), прихожане бакинского Николаевского собора по инициативе бывшего управляющего таможенной конторой К. Ф. Спасского-Автономова много раз подавали прошение князю о выделении места под
строительство. В итоге в 1886 г. был отведен участок на месте старого мусульманского кладбища, захоронения на котором еще раньше, после отведения местности под эспланаду крепости, были запрещены и на котором по воскресеньям устраивался базар, а в остальные дни пригонялся скот для продажи. Торжество закладки нового бакинского собора приурочили к приезду в Баку императора Александра III, его семьи и сопровождающих лиц, совершавших поездку по Кавказу с 18 сентября по 14 октября 1888 г. Закладка была совершена 8 октября 1888 г. экзархом Грузии архиепископом Палладием (Раевым) в присутствии императора [Юницкий, 1906. С. 21-23].
Строительство собора началось на частные пожертвования, которых было собрано к тому времени уже 19 тысяч рублей. Однако в 1890 и 1897 гг. из казны было ассигновано еще 300 тысяч и 60 тысяч соответственно. Проект храма принадлежал архитектору академику Р. Р. Марфельду (1852-1921), этническому немцу, сыну главного врача Каспийского флотского экипажа [Заплетин, 2008. С. 191]. Закладка собора была совершена под руководством коллежского секретаря, гражданского инженера Д. Д. Буйнова (1859-1916), занимавшего в то время должность производителя работ строительного отдела губернского правления (впоследствии — губернского архитектора). В 1891 г. вызван был из Петербурга для постройки собора архитектор Д. А. Тесьмин, который, приехав в Баку, вследствие невыгодных для него условий отказался руководить работами. Тогда на место Тесьмина назначен был молодой архитектор Иосиф Гославский (1865-1904), позже прозванный своими современниками «кавказским Растрелли», который и довел постройку собора до конца. Живопись в соборе принадлежала ученику Ильи Репина художнику М. М. Яровому (1864-1940). Заметным украшением храма стала картина академика Императорской Академии художеств В. В. Шокорева (1834-1901) «Сошествие в ад», напоминающая картину с аналогичным сюжетом в московском храме Христа Спасителя [Паша-заде, 1997. С. 166-176].
Собор был трехпридельным, высотой, с главным венчающим крестом, 38 сажень (~81 метр). В плане храм представлял собой вид креста, по углам которого были расположены четыре башенки, составляющие с западной стороны два прохода в боковые приделы, с восточной стороны - алтари тех же приделов. Кругом собора имелась крытая галерея шириной 5 аршин с тремя выходами наружу. У главного входа крыльцо. Все внутреннее расположение собора с его светлыми боковыми приделами, со светлым большим куполом напоминало византийский стиль. Собор внутри был отделан не только живописью, но и лепниной. Против входов были поставлены три иконостаса. Главный иконостас, двухъярусный, над Царскими вратами был увенчан мраморным шатром с золотой главкой, что отчасти напоминало внешний силуэт собора. Все иконостасы из кутаисского и заграничного мрамора. Пол мозаичный из разноцветного мрамора. Длина собора со всеми пристройками 26 саж. (~55,5 метра), ширина 20,5 саж. (~44 метра). Высота внутри до купола 17 саж. (~36 метров). Он был рассчитан на 1700 человек. Наружный вид собора с отделкой деталей, с его средней частью, составляющей барабан, с его венчающим шатром, башенками, луковицами и шпилями представлял собой русский стиль, напоминающий царские палаты Московского кремля и древние русские храмы с их шатрами, гульбищами и крыльцами. Особенно характерной кроме общей формы
являлась отделка окон, наружных дверей и форма перекрытия в виде шпилей и золоченых луковиц. Храм по главному фасаду снаружи был украшен иконами и надписями. По обе стороны паперти в стенных нишах были вставлены изящные иконные киоты. С правой стороны помещались одна над другой иконы Христа Спасителя и Георгия Победоносца, с левой стороны вверху - икона Божией Матери. В нишах самой паперти вставлены спереди икона благоверного князя Александра Невского, с правой стороны - Св. Николая Чудотворца, а с левой - Иоанна Богослова. Надписи были исполнены золотыми буквами в славянском стиле [Юницкий, 1906. С. 26-35].
Строительство собора было полностью завершено в начале 1898 г. Освящение состоялось 8 октября того же года, ровно через 10 лет после закладки фундамента.
Храм этот, будучи самым высоким и масштабным сооружением на Кавказе, стал настоящим украшением г. Баку и быстро полюбился его жителями. Однако в годы большевистского террора эту архитектурную жемчужину постигла та же печальная участь, что и многие другие сооружения, не отвечавшие принципам новой идеологии. В 1936 г. собор Александра Невского был разрушен. На его фундаментах сейчас находится специальная музыкальная школа № 189-190 им. Бюльбюля.
Часовня апостола Варфоломея
Часовня была построена в 1892 г. на месте первоначальной церкви Святителя Николая Чудотворца на частные пожертвования и посвящена имени первомученика за веру Христову в Баку апостола Варфоломея. Постройка ее обошлась в две тысячи рублей. Она представляла собой маленькую церковь, где установлены были иконописные образа, оставшиеся от иконостаса прежней церкви, — апостола Варфоломея и другие. Часовня была сооружена в русском стиле по проекту архитектора И. В. Эделя (1863-1932), автора многих построек в Баку. На куполе был водружен зеркальный крест. Часовня была открыта ежедневно с утра и до позднего вечера [Паша-заде, 1997. С. 192].
В Баку распространено предание о том, что на месте именно этой часовни в глубокой древности принял свою мученическую смерть один из учеников Христовых — апостол Варфоломей. Памятная мраморная табличка на стене часовни сообщала об этом.
Тем не менее часовня простояла до 1936 г., а затем была разрушена по распоряжению безбожных властей, и от нее остался лишь фундамент. В настоящее время на фундаменте разрушенной часовни ежегодно утром 24 июня, в день памяти апостола Варфоломея — покровителя Бакинской епархии, совершается молебен, на который собирается множество людей, желающих почтить и прославить память апостола.
Храм Архангела Михаила г. Баку — «Флотская церковь»
Особого рассказа заслуживают т. н. военные храмы азербайджанской столицы. Два из них, кафедральный собор свв. Жен-мироносиц и храм Архангела Михаила г. Баку, дожили до наших дней.
Храм Архангела Михаила г. Баку — старейший из сохранившихся православных бакинских храмов. Находится он на углу улиц Видади (бывшая Церковная) и Заргярпалан (бывшая Спасская), 38.
История этого храма началась далеко от Баку — на острове Сара (Сары), немного севернее Ленкорани, где была устроена морская станция, на которой разместилась военная эскадра. На острове для флотского экипажа эскадры Каспийской флотилии были выстроены казармы, устроен штаб, продовольственный склад и лазарет. В 1822 г. на острове по инициативе служивших там офицеров и прочих морских чинов была устроена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
В 1843 г. по причине большой смертности, бывшей на острове из-за неблагоприятного климата, эскадра была переведена в Баку. Для обустройства нового морского лазарета в столице на форштадте был приобретен дом с участком, который получил наименование «Флотский двор». Туда же, к лазарету, не позднее 1845 г. была перенесена и церковь. Так в Баку появился второй православный храм, который в народе стал именоваться Флотской церковью. Название это сохранилось до сих пор. Церковь эта располагалась в центре форштадта и, будучи увенчана большим луковичным куполом, была самым заметным зданием в округе. В 1840-х гг. и вплоть почти до 1880-х гг. больших — двухэтажных и более — зданий в Баку и на его форштадте почти не было, и потому купол Флотской церкви, возвышаясь над остальными строениями, был хорошо виден отовсюду. В 1854 г. подпоручик Филиппов, выполнявший в том году гидрографические исследования близ Баку, дал следующее описание Флотской церкви: «Форштадт расположен довольно правильно. Из казенных зданий здесь находится так называемый Морской двор — место жительства морских нижних чинов. При нем есть церковь Успения Пресвятой Богородицы, и к ней примыкает лазарет для пользования всех чинов Морского ведомства».
Во время своего путешествия по Закавказскому краю в 1850 г. наследник престола Александр Николаевич, будущий император Александр II, среди прочих городов посетил Баку и побывал во Флотской церкви. Сохранилось описание этого события: «Его Императорское Высочество осмотрел училища: уездное и мусульманское, казармы и лазарет Морского ведомства и, отслушав краткое молебствие в церкви Морского же ведомства, изволил обозреть старый дом бывших бакинских ханов, пришедший уже в разрушение, и артиллерийские склады, помещаемые в уцелевших частях этого замечательного здания» [Константинов, 1850. С. 340].
Основанный еще Петром Великим в Астрахани порт на Каспийском море в 1867 г. был перемещен в Баку, где до этого времени функционировала лишь морская станция. Местом военного порта стал Баилов мыс. Там были выстроены портовые сооружения, казармы для флотского экипажа, адмиралтейство, механический завод. Переведены на Баилов мыс были и различные учреждения Морского ведомства, расположенные до этого в Баку на форштадте и в крепости. Туда же переехал и морской лазарет. Флотская церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая с устройством в Баку порта стала именоваться портовой, осталась на форштадте, в старом флотском дворе, и стала размещаться в отдельном здании.
Для служащих Морского ведомства — Каспийской флотилии в 1868 г. на Баилове была заложена новая церковь — во имя святителя Алексия, митрополита Московского, окончание строительства которой и освящение состоялось в 1871 г. С этого времени уже она получила наименование «Портовой».
15 августа 1873 г., согласно высочайшему повелению императора Александра II, здание старой флотской церкви без церковной утвари и икон было передано из ведомства Морского министерства Кавказскому военному ведомству для надобностей 66-го Бакинского губернского батальона (впоследствии переформированного в 262-й и позже в 206-й Сальянский полк). Так старая флотская церковь стала батальонной церковью, а впоследствии — полковой. Хотя в городе ее по старой памяти называли Флотской или Старофлотской.
С передачей здания старой флотской церкви Бакинскому губернскому батальону в нем была размещена батальонная церковь во имя св. Архангела Михаила. Поскольку нет сведений, указывающих на перенос церкви Успения Пресвятой Богородицы на новое место, то уместно предположить, что церковная утварь была передана в новую Бакинскую портовую церковь святителя Алексия Московского, а сама церковь на старом месте была упразднена. Никаких сведений, подтверждающих существование в Баку церкви Успения Пресвятой Богородицы после 1873 г., нет.
Перешедшая в окончательное ведение батальона церковь крайне нуждалась во внутреннем благоустройстве и обновлении. С разрешения протопресвитера военного и морского духовенства Александра Желобовского (1834-1910) в ноябре 1891 г. началась реставрация здания бывшей флотской церкви, закончившаяся к ноябрю 1892 г. 1 ноября 1892 г. состоялось ее освящение. В 1893 г. священник Иоанн Лиадзе так описывал церковь после ремонта: «Здание церкви каменное, с деревянным куполом, находится в центре Баку. Длина внутри 29 аршин (20,6 м) и ширина 12 аршин (8,5 м). В церкви один престол, освященный в честь св. Архистратига Михаила. Иконостас деревянный переделан, и живопись возобновлена в 1892 году».
После строительства в 1909 г. Сальянских казарм и нового полкового храма при них церковь Архангела Михаила оставалась приписной к новосооруженному храму.
В 1936 г. церковь была закрыта, в помещении храма разместилось общежитие. Через 10 лет, в 1946 г., храм вновь открыли для богослужения, и больше он не закрывался. В 1966 г. в храме случился пожар, в результате которого здание значительно пострадало (остались только нижние этажи и стены). По завершении восстановительных работ по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия I храму из Москвы был передан необыкновенной красоты старинный трехъярусный резной иконостас с иконами палехского письма, два киота с иконами равноапостольных Кирилла с Мефодием и князя Владимира с княгиней Ольгой. Прихожане украсили храм множеством старинных образов.
25 мая 2001 г. во время своего первосвятительского визита в Азербайджан Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Михайловский храм и совершил в нем молебен.
В 2006 г. на нижнем этаже храмового комплекса была устроена церковь в честь апостола Варфоломея, которая была расписана талантливым азербайджанским художником Уджалом (Петром) Ахвердиевым (1960-2004).
В 2020-2021 гг. комплекс храма Архангела Михаила был полностью реконструирован и отреставрирован по распоряжению Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева.
Кафедральный собор святых Жен-мироносиц
С 206-м пехотным Сальянским Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Алексея полком непосредственно связана история другого сохранившегося в Баку храма — кафедрального собора святых Жен-мироносиц.
До 1907 г. казармы полка были разбросаны по всему городу, а офицеры жили на съемных квартирах также в разных частях города, где удавалось найти подходящее жилье. Это было крайне неудобно, и было принято решение о строительстве нового военного поселка с казармами и домами для офицеров. Для строительства в 1908 г. военным ведомством у города был приобретен участок земли за Шемахинкой размером в 10 600 кв. сажень, за который было уплачено 42 572 руб. 50 коп. [Цитович, 1913. С. 443].
По плану строительства на территории поселка была также предусмотрена новая полковая церковь, более вместительная, чем старая «флотская» церковь Архангела Михаила. Постройку вела Бакинская войсковая строительная комиссия, которая руководствовалась высочайше одобренным проектом, разработанным учрежденной при Главном штабе особой комиссией для удовлетворения религиозных нужд войск. Автором образцового проекта военных церквей был архитектор Ф. М. Вержбицкий (1846-1919). Всего с 1901 по 1917 г. было выстроено около 70 церквей по этому типовому проекту (на сегодняшний день известно 69). Все храмы были очень похожи между собой, за исключением некоторых деталей, что делало каждый из них вполне оригинальным архитектурным произведением [Скупов, 2016. С. 69-71].
6 мая 1908 г. состоялась закладка церкви 262-го Сальянского полка. На ее строительство было выделено из казны 42 тысячи рублей. Церковь была рассчитана на 800 человек. В июле 1909 г. начался перевод в новые казармы, по мере их готовности, отдельных частей Сальянского полка. К началу декабря 1909 г. постройка церкви была закончена, как в целом и всего военного поселка.
Освящение новопостроенного храма было совершено 6 декабря 1909 г. епископом Бакинским Григорием (Вахниным; 1865-1919) в сослужении многочисленного духовенства. На торжество прибыл наместник его императорского величества на Кавказе граф И. И. Воронцов-Дашков (1837-1916) с супругой. Храм был освящен в честь Архангела Михаила. Построенный на возвышенном месте, в окружении невысоких двухэтажных домов военного поселка, он был хорошо виден почти отовсюду из города.
10 апреля 1910 г. состоялось торжественное перенесение праха бывшего командира Сальянского полка генерал-майора Вальтера М. К. (1854-1907) с городского военного кладбища, где он был похоронен в 1907 г., на территорию храма, где для этой цели была построена часовня-склеп. В советское время могила была разорена, а часовня снесена.
Закрыта церковь в Сальянских казармах была одной из первых, в 1920 г. А 17 апреля 1923 г. красноармейцы расквартированного в Баку полка Стёпинской дивизии сняли кресты с пустующей церкви старых Сальянских казарм и обратились к своему шефу — Азнефти с просьбой помочь им «превратить дом угнетения в дом просвещения». В стенах пустующей церкви был устроен Дом красноармейца.
В советское время церковь более не использовалась по назначению. В 1970-е гг. в ней находился склад топокарт, который потом был переведен в другое место. Затем в ней устроили спортзал. В 1988-1989 гг. помещение церкви использовалось как казарма для десантников [Заплетин, 2008. С. 190].
Храм пострадал во время трагических событий 20 января 1990 г.: огнем из автоматического оружия и бронемашины была повреждена колокольня. 2 марта того же года ночью в церкви случился пожар — сгорела и обвалилась крыша, пол просел, стены потрескались. В таком виде в 1991 г. сильно поврежденный храм был передан Русской Православной церкви. Возможность осуществлять восстановительные работы в храме появилась со времени возрождения в Баку архиерейской кафедры. Попечением и заботами епископа Бакинского и Прикаспийского Александра (Ищеина; 1952-2021) были проведены ремонтно-восстановительные работы, и храм был подготовлен к освящению. Во время своего первосвятительского визита в Азербайджан Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 27 мая 2001 г. совершил великое освящение храма во имя святых Жен-мироносиц и присвоил ему статус кафедрального собора епархии [Заплетин, 2008. С. 206].
Вторую жизнь кафедральный собор обрел благодаря вниманию и поддержке азербайджанского мецената и предпринимателя Айдына Курбанова (1953-2003). На средства этого незаурядного человека в кафедральном соборе были проведены комплексные ремонтно-восстановительные работы: был сооружен каменный резной иконостас, повторяющий архитектурные мотивы старинных бакинских зданий, осуществлены фресковые росписи мастерами Московской Строгановской академии живописи, была приобретена необходимая церковная утварь. Иконы для иконостаса и киотов, размещенных по периметру храма, были написаны выдающимся русским иконописцем ХХ века Александром Соколовым.
После ремонтно-восстановительных работ 24 марта 2003 г. состоялось открытие обновленного храма. В торжественном мероприятии принял участие Президент Азербайджанской Республики Гейдар Алиев, Председатель Управления мусульман Кавказа Шейх-уль-ислам А. Паша-заде, а также дипломаты и сотрудники аккредитованных в Азербайджане дипломатических миссий, культурные и общественные деятели. Богослужебные песнопения исполнял большой хор Троице-Сергиевой лавры под управлением выдающегося регента — архимандрита Матфея (Мормыля, 1938-2009).
15 ноября 2013 г. состоялось открытие Православного религиозно-культурного центра Бакинской и Азербайджанской епархии, заботами государства построенного на территории кафедрального собора. В церемонии принял участие Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев.
14 ноября 2019 г., после проведения ремонтных работ, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил малое освящение собора. Причем это посещение Святейшим Патриархом Кириллом бакинского кафедрального собора стало третьим за время его патриаршего служения.
В период с 2019 по 2020 г. по инициативе Президента Азербайджана Ильхама Алиева в соборе был проведен еще один этап ремонтно-реставрационных работ, а на соборной территории был выстроен приходской дом.
В кафедральном соборе находится ковчег с частицей мощей апостола Варфоломея, подаренной Константинопольским патриархом Варфоломеем, и старинная чудотворная икона Тихвинской Богородицы, переданная в дар из Тихвинского Богородичного Успенского монастыря его настоятелем архимандритом Евфимием (Шашориным; 1972-2015), урожденным бакинцем.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Еще один сохранившийся до сегодняшних дней храм — собор Рождества Пресвятой Богородицы г. Баку. Примечательным фактом его истории является то, что он был построен и открыт в советское время, в 1926 г.
«28 сего апреля, в Великую Среду, состоится торжество освящения вновь созданного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы (Верхне-Приютская, между Ремесленной и Станиславской). Чин освящения совершит высокопреосвященнейший митрополит Петр. Звон к освящению в 10 утра». Так с этого объявления в газете «Бакинский рабочий», почти буднично, начала свою вторую жизнь церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
В конце 1920-х — начале 1930-х гг. в Азербайджане стали один за другим закрывать и разрушать храмы. В апреле 1937 г. Рождественская церковь была единственной на весь город и округу. Но вскоре и она была закрыта и использовалась в качестве казармы для военных. Однако менее чем через 10 лет, в 1944 г., здание церкви вновь было передано Русской православной церкви и храму был присвоен статус кафедрального собора Ставропольско-Бакинской епархии. В 1946 г. трудами благочинного православных церквей Азербайджана протоиерея Сергия Казанского к собору был пристроен придел в честь Преподобного Сергия Радонежского. Осталось воспоминание одной из старейших прихожанок этого храма о том дне, когда на соборную колокольню в далеком 1944 г. был поднят крест. Очевидцы сравнивали это событие с обретением Креста Господнего царицей Еленой в 326 г., когда все присутствовавшие при этом событии опустились на колени и в слезной молитве многажды повторяли: «Кирие элейсон!» («Господи, помилуй!») В то время крест, поднятый из земли и омытый от праха, поднимали, осеняя им верующих на разные стороны. Так и в этот день все улицы, прилегающие к собору, были заполнены людьми, уставшими от войны, надеющимися на скорейшую победу и видевшими в открытии храма и водружении на него креста символ победы правды над несправедливостью, света над тьмой и заблуждением, веры над неверием... До полной свободы религиозных убеждений и уважительного отношения к верующим было еще
далеко, но поворотным моментом в жизни христиан Азербайджана стал именно этот день 1944 г. — Воздвижение Креста.
В 1999 г., когда была восстановлена Бакинско-Прикаспийская епархия, собор Рождества Пресвятой Богородицы г. Баку стал кафедральным собором возрожденной епархии и оставался им до придания статуса кафедрального собору свв. Жен-мироносиц в 2003 г. Собор этот посещали Патриархи Московские и всея Руси Алексий II и Кирилл, Патриарх — Католикос всея Грузии Илия II.
В 2019-2021 гг. по инициативе Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева в соборе проводились масштабные работы по строительству и реконструкции храмового комплекса. Храм был полностью расписан, установлен каменный резной иконостас и киоты, выстроен приходской дом. 14 ноября 2019 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил собор и ознакомился с ходом работ.
В соборе находятся чтимые иконы Пресвятой Богородицы «Достойно есть», Святителя Николая Чудотворца и целителя Пантелеимона, писанные в XIX в. на Святой Афонской горе.
Александро-Невский соборный храм г. Гянджи
Одним из красивейших храмов Бакинской епархии, также сохранившимся до наших дней, является храм в честь благоверного великого князя Александра Невского в г. Гяндже. Информация об этом храме весьма скудная. Известно лишь, что сооружен он в 1887 г. на месте старинного кладбища на благотворительные средства как местных православных, так и мусульман. Здание построено из старинного плоского кирпича квадратной формы — плинфы в византийском стиле. Согласно данным 1897 г., Александро-Невский храм г. Гянджи носил статус соборного и был центром благочиннического округа [Кавказский календарь, 1904. С. 456].
Мысль о постройке просторной православной церкви зародилась у православных гянджинцев в день основания Елисаветпольской губернии, 19 февраля 1868 г. Старая церковь свв. Захарии и Елисаветы была мала и постепенно приходила в такое ветхое состояние, что уже ближе к концу 1880-х гг. грозила обрушением. Тогда же, в 1868 г., была открыта подписка (сбор средств) на сооружение храма, которая спустя 20 лет дала возможность реализовать этот проект.
Закладка храма в честь благоверного князя Александра Невского состоялась 22 апреля 1884 г., для чего специально накануне утром, 21 апреля, прибыл в Гянджу экзарх Грузии Павел (Лебедев, 1882-1887). На железнодорожном вокзале его встречали чиновники различных ведомств и учреждений во главе с губернатором Елисаветпольской губернии князем Александром Давидовичем Накашидзе (1880-1897). Совершив в церкви свв. Захарии и Елисаветы краткую молитву, экзарх посетил местную гимназию, где преподал архипастырское благословение воспитанникам, вручив в подарок каждому сборник молитв и духовных наставлений. На следующий день утром в том же храме была совершена Божественная литургия, после чего торжественный крестный ход направился к месту закладки нового православного собора, где, по выражению тогдаш-
них СМИ, «она была совершена при большом стечении народа разных вер, национальностей и сословий» [Эристов, 1884. С. 2].
Строительство собора проходило под надзором академика архитектуры Императорской Академии художеств Александра Львовича Гольма (1844-1892) по им же составленному плану и обошлось в 30 тыс. рублей. Из них 2,5 тысячи рублей были пожертвованы великим князем Михаилом Николаевичем Романовым, 18 тысяч было выделено от Святейшего синода по ходатайству обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева. Роспись храма была осуществлена тифлисским художником Нелиным, иконостас был украшен позолоченной лепниной из алебастра, тометовые плиточные полы были пожертвованы Управлением Закавказской железной дороги [Тебеньков, 1889. № 60. С. 2].
Освящение новопостроенного собора состоялось 19 марта 1889 г. Чин освящения совершил высокопреосвященный Палладий (Раев, 1887-1892), экзарх Грузии. Накануне, 18 марта, экзарх прибыл в Гянджу поездом, где был встречен городской администрацией во главе с губернатором, сначала посетил старую церковь, совершив в ней молебен. После высокий гость посетил новопостроенный храм, и, подробно осмотрев его, проследовал в гимназию, в домовом храме которой совершил краткий молебен и встретился с воспитанниками. На торжественную всенощную в новопостроенный собор в 17 часов пополудни, как сообщала газета «Кавказ», собралось множество людей, среди которых были не только православные, но и много иноверцев. «Еще никогда в Елиса-ветполе не происходило такого церковного торжества», — было отмечено в публикации [Тебеньков, 1889. № 77. С. 2]. Торжественное освящение собора и первая Божественная литургия, последовавшие на следующий день, продлились до двух часов пополудни, после чего перед храмом был дан парад войск, который принимал начальник 24-й местной бригады генерал-лейтенант Кишмишев. Затем по просьбе прихожан елисаветполь-ским губернатором князем Накашидзе были посланы благодарственные телеграммы великому князю Михаилу Николаевичу, главноначальствующему гражданской частью на Кавказе князю А. М. Дондукову-Корсакову, обер-прокурору Святейшего синода К. П. Победоносцеву, архиепископу Казанскому Павлу (Лебедеву) и другим лицам, имевшим непосредственное отношение к строительству собора [Тебеньков, 1889. № 82. С. 2].
В 20-е гг. прошлого столетия храм был закрыт, использовался не по назначению и только в 1946 г. был вновь возвращен церкви. До наших дней от дореволюционного интерьера дошли различные иконы, среди которых храмовая икона святого князя Александра Невского, икона равноапостольной Марии Магдалины и икона святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
Когда-то Гянджа была столицей обширной и богатой Елисаветпольской губернии, на территории которой находилось более 35 православных русских церквей.
Одним из примечательных храмов этого региона была церковь в честь великомученика Георгия Победоносца в г. Шуше.
Храм Георгия Победоносца в г. Шуше
Сведения о церкви Георгия Победоносца в г. Шуше скудные. Точная дата постройки неизвестна. Составитель сборника «Храмы армии и флота» священник 84-го пехотного Ширванского полка Григорий Цитович указывает: «Из дел церкви точно нельзя установить, в котором году она сооружена. Есть предположение, что она устроена в 1830-1837 гг. на средства воинских чинов» [Цитович, 1913. С. 452].
Находилась эта церковь рядом с дворцом Карабахских ханов в городской крепости и до 1902 г. именовалась «Шушинской крепостной церковью». Здание церкви было каменное, прямоугольной формы, с пристроенной колокольней. Вмещала церковь до 350 человек. По штату при церкви полагался один священник и псаломщик [Кавказский календарь, 1852. С. 455].
А. М. Фадеев (1789-1867), член совета Главного управления Закавказского края, побывавший в Шуше в конце 1840-х гг., отмечал, что «русская церковь в городе одна, в ней замечательный резной иконостас» [Фадеев, 1897. Ч. 2. С. 95]. Кроме того, в храме было несколько примечательных икон. Одна из них, икона великомученика Георгия Победоносца, имела две надписи. Верхняя гласила: «Сооружен иждивением командовавшим Херсонским гренадерским полком подполковником Ребиным, 1817 г. октября 21 дня», а нижняя: «усердием от князя Николая Алексеевича Волконского 1795 г. апреля 24 дня». Нижняя надпись, вероятно, указывала на дату преподнесения иконы в дар какому-то храму, а верхняя, предположительно, говорила о дате сооружения для иконы киота. Также в храме было три иконы, принадлежавших грузинским линейным батальонам.
Иных сведений о церкви нет. Вероятно, она была закрыта и снесена в советский период. В настоящее время в бакинском соборе Рождества Богородицы хранится икона Покрова Богоматери, надпись на которой свидетельствует о ее происхождении из Шушинского храма. Икона эта ждет того дня, когда историческая справедливость будет восстановлена и культурную столицу Азербайджана — древний город Шушу вновь украсит золотая луковка скромной православной церковки и в нее будет возвращена ее древняя святыня.
Настоящая статья является первым обзорным очерком по истории самых значимых храмовых монументов Русской православной церкви на территории Азербайджана, существовавших когда-то и сохранившихся до наших дней. Предполагается, что она станет основой для составления более полного и обширного труда по истории Русской православной церкви на Южном Кавказе и по истории православных монументов данного региона. В заключение этого обзора хотелось бы отметить, что каждая эпоха выдвигает свои критерии оценок прошлого. Но если вокруг тех или иных исторических событий и имен не прекращаются споры, то в отношении памятников истории и культуры у всех культурных и здравомыслящих людей одна тревога и одна забота — как можно полнее сохранить и донести до последующих поколений все самое ценное и значительное. Без этого богатства оскудеет наша духовная кладовая, прервутся преемственные нити поколений, будут обрублены корни исторических традиций.
Хотелось бы надеяться, что ушли в прошлое времена приоритета временного и конъюнктурного над общечеловеческим и вечным, когда памятники культуры рассматривались как принадлежность к той или иной социальной группе без учета их эстетических и духовных черт, когда под предлогом борьбы с религией уничтожались прекрасные образцы зодчества, живописи, ювелирной пластики.
Сегодня, когда на планете в очередной раз так остро стоит вопрос о сохранении мира, памятники истории, культуры и религии играют особо важную роль, они — носители духовных и нравственных ценностей, наглядное выражение отношения людей к окружающему их космосу. Именно в памятниках религиозной архитектуры людям свойственно воспринимать наиболее дорогие образы своего отечества, своей идентичности и своей истории. По архитектурным памятникам мы сегодня способны оценивать качество и образ жизни каждого общества в тот или иной исторический период. И от того, в каком состоянии мы доносим образ наших святынь и монументов до будущих поколений, в значительной мере зависит наше место в истории.
Литература
Ахундова Э. Ильхам Алиев. Портрет президента на фоне перемен. — М., 2016. — 333 с.
Булгаков Макарий, митрополит. История Русской Церкви. Кн. I. — М., 1994. — 408 с.
Заплетин Г., Ширин-заде Г. Русские в истории Азербайджана. — Баку, 2008. — 366 с.
Кавказский календарь на 1852 год. — Тифлис, 1851. — 781 с.
Кавказский календарь на 1905 год. — Тифлис, 1904. — 535 с.
Колесников Л. Ф. Государственная политика в отношении религии и верующих в Азербайджанской Республике // Независимый Азербайджан: новые ориентиры. — М., 2000. Т. I. — С. 203-237.
Константинов О. Кавказ. Тифлис, 1850. № 85.
Кузнецова Н. А. Иран в первой половине XIX века. — М., 1983. — 265 с.
Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. Перевод с древнеармянского Ш. В. Смбатяна. — Ереван, 1984. — 175 с.
Никоноров Алексий, игумен. Деятельность мужа апостольского Елисея в Кавказской Албании// Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2021. № 9. С. 65-76.
Никоноров Алексий, игумен. История Церкви Кавказской Албании по Моисею Каланкатуйскому. — М.: ИВ РАН, 2020. — 374 с.
Паша-заде Э. М. Мечети и церкви старого Баку. Часть I-II. — Баку, 1997. — 198 с.
Скупов Б. А. Особая стать военных храмов России // Архитектура и строительство. 2016. № 5 (139). С. 68-71.
Тебеньков М. М. Кавказ. Тифлис, 1889. № 60, № 77, № 82.
Фадеев А. М. Воспоминания Андрея Михайловича Фадеева. В 2-х частях. — Одесса, 1897. — 231 с., 256 с.
Цитович Григорий, священник. Храмы армии и флота (состоящие в ведомстве протопресвитера военного и морского духовенства). В 2-х частях. — Пятигорск, 1913. — 520 с.
Эристов Д. Г. Кавказ. Тифлис, 1884. № 99.
Юницкий Александр, протоиерей. История церквей и приходов Бакинской губернии (18151905 гг.). - Баку, 1906. - 192 с.
References
Akhundova E. Ilham Aliyev. Portrait of the president against the backdrop of change. Moscow, 2016, 333 p. (In Russian)
Bulgakov Macarius, Metropolitan. History of the Russian Church. Book 1. Moscow, 1994, 408 p. (In Russian)
Zapletin G., Shirin-zade G. Russians in the history of Azerbaijan. Baku, 2008, 366 p. (In Russian) Caucasian calendar for 1852. Tiflis, 1851, 781 p. (In Russian) Caucasian calendar for 1905. Tiflis, 1904, 535 p. (In Russian)
Kolesnikov L.F. State policy towards religion and believers in the Republic of Azerbaijan. Independent Azerbaijan: new guidelines. Moscow, 2000, vol. 1, pp. 203-237. (In Russian) Konstantinov O. Caucasus. Tiflis, 1850, no. 85. (In Russian)
Kuznetsova N. A. Iran in the first half of the 19th century. Moscow, 1983, 265 p. (In Russian) Movses Kalankatuatsi. History of the country Aluank. Translation from ancient Armenian by Sh. V. Smbatyan. Yerevan, 1984, 175 p. (In Russian)
Nikonorov Alexy, abbot. The activities of the husband of the Apostle Elisha in Caucasian Albania. Collection of works of the Yakut Theological Seminary, 2021, no. 9, pp. 65-76. (In Russian)
Nikonorov Alexy, hegumen. History of the Church of Caucasian Albania according to Moses Kalankatuysky. Moscow, Institute of Oriental Studies of the RAS, 2020, 374 p. (In Russian) Pasha-zade E. M. Mosques and churches of old Baku. Part 1-2. Baku, 1997, 198 p. (In Russian) Skupov B. A. Special status of the military temples of Russia. Architecture and construction, 2016, no. 5 (139), pp. 68-71. (In Russian) Tebenkov M. M. Caucasus. Tiflis, 1889, no. 60, no. 77, no. 82. (In Russian)
Fadeev A. M. Memoirs of Andrei Mikhailovich Fadeev. In 2 parts. Odessa, 1897, 231 p., 256 p. (In Russian)
Tsitovich Grigory, priest. Temples of the army and navy (consisting in the office of the protopresbyter of the military and naval clergy). In 2 parts. Pyatigorsk, 1913, 520 p. (In Russian)
Eristov D. G. Caucasus. Tiflis, 1884, no. 99. (In Russian)
Yunitskiy Alexander, archpriest. History of churches and parishes of the Baku province (1815-1905). Baku, 1906, 192 p. (In Russian)