Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ В КИТАЕ'

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
183
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Храм / русский стиль / православие / архитектурный проект / Китай / декор / Church / Russian style / Orthodoxy / architectural project / China / deco

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Окороков Александр Васильевич, Окорокова Маргарита Александровна

Рассматриваются типы православных храмов, возведенных в Китае в начале XX века, приводятся их краткая история, архитектурное описание и конструктивные особенности. Большое внимание уделяется также походным храмам, использовавшимся для богослужений в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL FEATURES OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCHES IN CHINA

The article discusses the main types of Orthodox churches built in China at the beginning of the XX century. Their brief history, architectural description, and design features are given. Some attention is paid to the marching churches used for worship during the Russian-Japanese War of 1904-1905.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ В КИТАЕ»

РОССИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

RAR УДК 008 ББК 85.1

10.34685/HI.2021.34.3.008

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ В КИТАЕ

Окороков Александр Васильевич,

доктор исторических наук, заместитель директора по научной работе Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева E-mail: avokor@yandex.ru

Окорокова Маргарита Александровна,

магистрант Московский Государственный университет им. М. В. Ломоносова

Аннотация

Рассматриваются типы православных храмов, возведенных в Китае в начале XX века, приводятся их краткая история, архитектурное описание и конструктивные особенности. Большое внимание уделяется также походным храмам, использовавшимся для богослужений в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. Ключевые слова

Храм, русский стиль, православие, архитектурный проект, Китай, декор.

Как известно, культовое строительство ском, как его часто тогда называли1. В 1838 и

второй половины XIX - начала XX веков развивалось в рамках регламентирующего государственного права. В 1826 - 1827 годах был составлен альбом образцовых проектов храмов в русско-византийском стиле, или в византий-

1844 годах архитектором К. А. Тоном были соз-

Название «русско-византийский стиль» или сокращенно «византийский» появилось в начале XIX века. Со второй половины XIX века получил распространение термин «русский стиль».

i

даны еще два альбома образцовых проектов церквей, разработанных исключительно в традициях древнерусского зодчества. После их выпуска вышел Высочайший указ о необходимости руководствоваться этими проектами при строительстве новых храмов2.

Для реализации государственной программы массового церковного строительства в Сибири и на Дальнем Востоке, направленной на укрепление российских позиций на этих территориях, в 1850-х годах был создан атлас, включивший 15 образцовых проектов храмов разной вместимости. Первоначально было разработано 12 проектов, однако строительная комиссия при Министерстве государственных имуществ, переработав эти проекты, добавила еще три, «самой простой конструкции без обшивки, излишних украшений»3. Глава ведомства граф П. Д. Киселев представил все 15 проектов со сметами Императору Николаю I, и в 1852 году они были отлитографированы и разосланы в количестве 300 экземпляров светскому и духовному начальству Западной и Восточной Сибири4.

В 1899 - 1903 годах Управлением строительных и дорожных частей Амурской области были разработаны и утверждены проекты церквей для деревень, сел и станиц Амурской области. Они основывались на «Атласе планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях», утвержденных Святейшим Синодом5. В дальнейшем, в 1910-х годах, по этим же

2 Левошко С.С. Православный храм - архитектурный символ России на Дальнем Востоке во второй половине

XIX - первой трети XX вв. Материалы международной научной конференции: Христианство на Дальнем Востоке. Владивосток Изд-во Дальневосточного госуниверситета. Владивосток, 2000. Ч. I. С. 55.

3 ГААО (Госуд. Архив Амурской области). Ф. 4и, оп. 1. Д.124. Л.10.

4 Левошко С. С. Россия на Дальнем Востоке: символы

градостроительной политики и православные храмы

в русском стиле (вторая половина XIX - первая треть

XX веков) // Христианское зодчество. Новые материалы и исследования / Отв. Ред. И. А. Бондаренко. М.: Едито-

риал УРСС, 2004. С. 676.

проектам возводили храмы и в других селениях, а также на железнодорожных станциях. В основе этих проектов лежал тип бесстолпного приходского храма с трапезной и ярусной колокольней, развитый по продольно-осевому направлению, с различного вида апсидами. Все они были спроектированы в дереве, сруб рассчитан на обшивку гладкими досками - в центральной части вертикальными, а в цокольной и плоскости фриза - горизонтальными. Сруб преимущественно на каменном основании, с четвериковым объемом храма (иногда - двухсветным) под четырехскатной кровлей с восьми - и четырехгранными шатровыми колокольнями, увенчанными небольшими луковичными главками; в основном - одноглавые (декоративные главы поставлены на сомкнутый свод), с простыми, но выразительными элементами декора, повторяющими формы каменной архитектуры: щипцовыми сандриками на подвышении, треугольными кокошниками в основании граней шатров, барабанов и украшенные в «крестьянском вкусе» крыльца церкви и колокольни6.

В начале 1900-х годов были разработаны типовые проекты сооружений, в том числе и церквей, специально для районов Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД)7. В частности, по этим проектам были возведены несколько деревянных и каменных церквей-школ на три класса вместимостью 36 или 72 ученика. Деревянные церкви были срубные, не обшитые тесом, с каменным подклетом и относились к фольклорному варианту русского стиля. В плане такая церковь-школа представляла собой патриарший шестиконечный крест. Классы школы располагались в северном (левом), южном (правом) и западном (нижнем) концах креста. К западному притвору примыкали северный и южный приделы, образующие входные группы с теплыми и вспомогательными помещениями. В восточной части размещались алтарь, ризница и пономарка, образующие верхнюю, короткую перекладину креста. Поно-

6 Левошко С. С. Россия на Дальнем Востоке: символы градостроительной политики и православные храмы в русском стиле (вторая половина XIX - первая треть XX веков // Христианское зодчество. Новые материалы и исследования / Отв. Ред. И. А. Бондаренко. М.: Едито-риал УРСС, 2004. С. 680.

Альбом сооружений и типовых чертежей Китайской Восточной железной дороги 1897-1903. М., 1904.

5 Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и

часовен, одобренных для руководства при церковных 7 постройках в селениях». М., 1899.

План деревянной церкви-школы на 72 ученика. Альбом сооружений и типовых чертежей Китайско-Восточной железной дороги. 1897-1903.

марка, находящаяся слева, как правило, имела отдельный вход.

Непосредственно храмовому пространству отводилось центральное место в средокрестии, освещенное верхним светом. Завершение в виде светового фонаря вместо обычного, имеющего одну или несколько венчающих его глав, являлось отличительной особенностью данных церквей на станциях КВЖД.

Декоративное решение фасадов церквей-школ, заложенное в типовых проектах, отличалось простотой и лаконичностью. Например, для каменных зданий рекомендовалось использовать рустовку углов и обрамление оконных проектов простыми наличниками, для церквей-школ, выполненных из дерева, - лучковые или прямоугольные завершения окон, обрамленных простыми наличниками, а в качестве декора -незамысловатую резьбу на фронтоне8.

По данным на 1942 год, вдоль Китайско-Восточной железной дороги было построено 33 церкви-школы, в том числе: Свято-Николаевская (ст. Пограничная, 1915 г.), Михаило-Архан-гельская (ст. Мулин, 1909 г.), в честь Введения во храм Божией Матери (ст. Ханьдаохэцзы, 1903 г.),

Церковь-школа в честь святителя Николая Чудотворца на станции Пограничная. Открытка начала XX в.

в честь Святой мученицы Александры (ст. Бухэ-ду, 1903 г.) и другие.

Интересно отметить, что, помимо религиозно-образовательной функции, церкви-школы выполняли также и музейно-мемориальную. Во многих из них сохранялись вещественные памятные объекты, связанные с военной историей и, в частности, с Русско-японской войной. Так, в Введенской церкви-школе в Ханьдаохэцзы хранились полковые знамена. Военные святыни и полковые образа находились в Спасо-Преоб-раженской церкви в Хайларе, церкви Серафима Саровского на станции Маньчжурия, церкви Святой мученицы царицы Александры на станции Бухэду.

Храмы в русско-византийском и русском стилях на Дальнем Востоке, а также в крупных городах Китая практически всегда, за редким исключением, сооружались с колокольнями -свободно стоящими или составляющими единое целое с объемом храма. В отличие от России, где в XIX - начале XX века преобладали купольные колокольни, в Китае, в основном, получил распространение шатровый тип. Среди колоколен купольного типа в Китае, в свою очередь, стоит отметить Свято-Покровский и Свято-Благовещенский храмы, имевшие особые, полусферические завершения9.

Масленникова Д. С. Церкви-школы на станциях Китайско-Восточной железной дороги // Вестник ТГАСУ 2008, № 1. С. 23.

Левошко С.С. Православный храм - архитектурный символ России на Дальнем Востоке во второй половине XIX - первой трети XX вв. // Материалы международной научной конференции: Христианство на Дальнем Востоке. Владивосток : Изд-во Дальневосточного госуниверситета, 2000. Ч. I. С. 56.

9

Настоящим шедевром русской архитектуры и визитной карточкой Харбина стал Свято-Николаевский кафедральный собор, построенный в 1900 году. 5 декабря храм был освящен старшим священником Александром Журавским с разрешения Протопресвитера военного и морского духовенства Александра Алексеевича Же-лобовского, по благословению епископа Владивостокского и Камчатского Евсевия (Никольского), в память Святителя Николая Чудотворца Мирликийского10.

Храм был выполнен в виде колодезного сруба, характерного для деревянного зодчества Русского Севера11. Центричный план представлял собой восьмигранное ядро, обрамленное галереями и выступавшими апсидой (с востока), звонницей (с запада, над входом), и двумя дополнительными входами-крыльцами с северной и южной сторон. Главный объем сооружения был перекрыт высокой восьмиугольной шатровой крышей, увенчанной небольшой луковичной главкой с крестом на тонком, изящном барабане (общая высота храма до креста - 30 м). Конструкция крыш над галереями, крыльцами, трехглавое завершение звонницы, расположенной над входом, и форма завершения алтаря подчеркивали стройность центрального объема и его шатрового завершения. Композиция фасадов Свято-Николаевского собора строилась по принципу усложнения и многократного повторения исходных образцов древнерусского зодчества: шатров, восьмериков, бочек. С бочкообразной крышей над западным входом перекликались бочки в основании широких граней шатра храма. Шатровые завершения, главки, бочки, скаты были покрыты лемехом. Сложный изящный узор резных наличников, причелин, подзоров, балясин, крестов придавал собору отчасти сказочный образ древнерусского дворца.

Внутреннее пространство храма было расписано художником Д. И. Глущенко. Главная роль в убранстве храма отводилась иконостасу, второстепенная - деревянному орнаменту, высоким витражам. В связи с тем, что в Харбине не было требовавшихся для оформления хра-

10 Известия братства православной церкви в Китае. Харбин. 1904. Вып. 1. С. 3.

11 Свято-Николаевский собор часто называли «шоколад-

ным» из-за темного цвета бревенчатых стен.

ма художников и мастеров, иконостас, иконы и церковная утварь были изготовлены в России, шесть колоколов были отлиты в Ярославле на заводе П.А. Оловянишникова. Основной святыней храма был большой образ святителя Николая, выполненный со строгим соблюдением правил старинной иконописи.

29 февраля 1908 года Указом Священного Синода № 555 Свято-Николаевский храм был переведен в ранг собора с утверждением в нем соответствующего штата12. В 1922 году с учреждением в Харбине самостоятельной Харбинско-Маньчжурской епархии храм получил статус кафедрального собора, а должность настоятеля была преобразована в должность ключаря.

Сначала в храме был один престол - во имя Святителя Николая чудотворца, а в 1923 году был устроен второй - в память иконы Божией Матери «Нечаянной радости». Собор просуществовал до 1966 года и был разрушен до основания в период «культурной революции».

Собор в память Святителя Николая Чудотворца Мирликийского в г. Харбине. Открытка 1940-х гг.

Необходимо упомянуть и о так называемых военных храмах, типовой проект которых был разработан к началу XX века специально созданной для этой цели комиссией. В Высочайшем повелении императора Николая II от 1 декабря 1901 года отмечалось: «1) установить на будущее время к исполнению правило, чтобы в казармах Военного Ведомства, как существующих, так и возводимых вновь распоряжением и на сред-

Герасимов В. Православные храмы в Северной Маньчжурии. Харбин. 1931. С. 8.

ства этого ведомства, православная церковь, в виде отдельного здания, была непременной принадлежностью казарм тех частей войск, по штатам коих положены церковные причты, и 2) руководствоваться при постройке войсковых церквей Высочайше одобренным проектом таковой церкви и табелью внутренних размеров войсковых церквей, выработанными Высочайше

" " 13

учрежденной упомянутой выше комиссии»13.

Внутренний вид походной церкви. Открытка начала XX в.

Среди военных церквей, построенных в Китае, следует отметить храм во имя Иверской Божией матери на Офицерской улице в Харбине. Он был возведен в 1906-1907 годах по инициативе военного священника С. Д. Брадучана и начальника Заамурского округа Пограничной стражи генерала Н. М. Чичагова, а также Свято-Софийский храм (первый) в Корпусном городке, принадлежавший 4-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии.

Летом 1898 года для воинского гарнизона Порт-Артура, в Старом городе (исторический район Порт-Артура) был построен храм в честь святителя и чудотворца Николая, известный также как «отрядная» церковь.

Цитович Г. А. Храмы армии и флота. Историко-стати-стическое описание. В двух частях. Пятигорск, 1913. С. 13-14; Жукова Л. В. Военные церкви на Дальнем Востоке в конце XIX - начале XX вв. // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. Материалы VI международной научно-практической конференции (Благовещенск - Хэйхэ, 16-18 мая 2016 г.). Выпуск 6. Благовещенск, Изд-во БГПУ, 2026. С. 172.

Храм в честь Иверской иконы Божией Матери в Харбине. Открытка начала XX в.

Определенное внимание уделялось организации мест богослужения в период военных действий, в частности - во время русско-японской войны. В этом случае военным священникам полагались специальные палатки для организации богослужений в походных условиях. Был даже разработан специальный складной престол, который в случае необходимости убирался в ящик. Тем не менее священники старались найти и обустроить стационарное помещение для храмов. Так, в городе Телине под церковь удалось приспособить каменное здание около вокзала, на станции Фанцзятунь иеромонах Владимир организовал церковь в помещении офицерского собрания, на станции Фулярди для церкви 5 сводного госпиталя построили отдельный барак. Святой Антимис и другие церковные принадлежности для этого храма были взяты из закрытой Мукденской церкви. 25 августа 1904 года с благословения протопресвитера военного и морского духовенства А. А. Желобов-ского у моста Хуньхэ был сооружен и освящен храм во имя Серафима Саровского14.

В период обороны Порт-Артура (17(30) июля 1904 - 23 декабря 1904 (5 января 1905) полковые церкви устраивались в казармах, реже -

14

Жукова Л. В. Военные церкви на Дальнем Востоке в конце XIX - начале XX вв. // Россия и Китай: история

и перспективы сотрудничества. Материалы VI международной научно-практической конференции (Благовещенск - Хэйхэ, 16-18 мая 2016 г.). Выпуск 6. Благовещенск, Изд-во БГПУ, 2026. С. 179-180.

i

Отрядная церковь в г. Порт-Артур (открытка конца ХЖ века — начала ХХ вв).

в офицерских столовых. В казармах, например, размещались церкви 27-го Восточно-Сибирского стрелкового полка (бывшая церковь 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, впоследствии переведена), 26-го Восточно-Сибирского стрелкового полка (бывшая церковь 9-го Восточно-Сибирского стрелкового полка)15.

В период обороны Порт-Артура (17(30) июля 1904 - 23 декабря 1904 (5 января 1905) полковые церкви устраивались в казармах, реже -в офицерских столовых. В казармах, например, размещались церкви 27-го Восточно-Сибирско-

го стрелкового полка (бывшая церковь 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, впоследствии переведена), 26-го Восточно-Сибирского стрелкового полка (бывшая церковь 9-го Восточно-Сибирского стрелкового полка)16.

Внутренний вид походной церкви главнокомандующего Русскими войсками в г. Мукдене (фото из журнала "Нева").

Действовали и так называемые баржи-церк-ви17. Проводились богослужения и совершались требы в храмах подвижных госпиталей.

Молебен на барже-церкви у Харбинского причала. Фото 1905 г.

Походный храм-палатка для войск, сооруженный на пожертвования, собранные братством св. Иннокентия при церкви петербургского 1-го реального училища и отправленный на Дальний Восток. Фото из журнала «Нива».

15 Жукова Л.В. Военное духовенство в Порт-Артуре

в период Русско-японской войны //Вестник Москов-

ского университета. Серия 8. История. 2003. № 2 (март-апрель). С. 37.

16

17

Жукова Л.В. Военное духовенство в Порт-Артуре в период Русско-японской войны //Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2003. № 2 (март-апрель). С. 37.

Баржа-церковь представляла собой походную церковь, оборудованную на несамоходной барже. Использовалась в Русско-японскую войну на реке Сунгари.

Интересным явлением в русском храмостро-ительстве были вагоны-церкви, которые, в частности, использовались во время строительства Китайской Восточной железной дороги (КВЖД). Они предназначались для проведения церковных обрядов на различных станциях железной дороги, располагавшихся вдали от населенных пунктов, а также для обеспечения религиозных нужд войск, находившихся в походе во время войны.

Всего в России к 1917 году было сооружено 6 вагонов-церквей, 2 из которых действовали на Дальнем Востоке.

Первый вагон-церковь был изготовлен на Путиловском железоделательном заводе в Санкт-Петербурге в ознаменование рождения Великой Княжны Ольги Николаевны. Строительство вагона-церкви началось после получения Высочайшего разрешения, последовавшего в ответ на доклад министра путей сообщения М. И. Хилкова 14 ноября 1895 года. Освящение церкви было проведено 11 июля 1896 года в Новом Петергофе.

Снаружи вагон был окрашен синим лаком и имел позолоченную резную отделку из жёлтого тика, устойчивого к гниению и влиянию погоды. Над входом была устроена звонница, увенчанная крестом, с тремя колоколами. К колокольне с платформы вела небольшая железная лестница.

Общий вид вагона-церкви. Фото 1910 г.

Внутри вагон-церковь был обшит лакированными дубовыми панелями с резьбой в верхней части и с выжженным орнаментом на филёнках стен. Внутренняя отделка церкви была произведена по рисункам художника Е.Е. фон Баумгартена. В вагоне-церкви было 18 окон - по 9 на каждой стороне - и 4 одностворчатых двери. При входе в церковь с правой стороны находилось отделение со шкафом для хранения риз-

ницы и утвари, с левой стороны - отделение для парового отопления вагона-церкви.

Иконостас церкви был выполнен из дуба и украшен резьбой. На царских вратах помещены иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, в нижней части — четырёх евангелистов в один ряд, над царскими вратами — тайная вечеря, а выше, в плафоне — изображения Святого Духа (вызолоченные), креста и символы Ветхого и Нового заветов. Местные иконы располагались по сторонам царских врат одна напротив другой: с правой стороны икона Воскресения Христова, с левой — Покрова Богородицы, на северной стороне изображение святых Иоанна Предтечи и архидьякона Стефана, на южной святителя Иннокентия Иркутского и Преподобного Сергия; ниже солеи, у правой стороны, были размещены иконы святых: блаженных княгини Ольги и царицы Александры, у левой — святителя Николая Чудотворца и святого благоверного князя Александра Невского. Алтарь снаружи был увенчан крестом небольшого размера.

Церковь вмещала до 70 человек. Общая стоимость вагона-церкви составила 30 000 рублей.

Второй вагон-церковь также в полной мере отвечал условиям походной жизни, но был оформлен скромнее.

18 марта 1903 года в соответствии с телеграммой Наместника Его Величества генерал-адъютанта Алексеева один из вагонов-церквей был передан Пекинской Духовной миссии18. Некоторое время он стоял в железнодорожном тупике в г. Тяньцзине, а затем его перегнали в Пекин для постройки здания Духовной миссии. На первом этаже этого здания были оборудованы помещения для приезжающих миссионеров, а вторым этажом поставлен корпус вагона-церкви с демонтированными колесами и рессорами. Внутреннее убранство вагона-церкви осталось прежним. Летом 1910 года церковь была освящена архимандритом Симоном в честь иконы Покрова Божией Матери19.

Анализ процесса православного храмового строительства в Китае показывает, что он продолжался довольно значительное время - с начала XVIII до середины XX века. За это время

18 Китайский благовестник. 1908. Вып. 29-30. С. 24.

19 Китайский благовестник. 1911. Вып. 9. С. 14.

оформились следующие типологические группы церковных сооружений:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- соборы и приходские церкви;

- церкви-школы;

- кладбищенские храмы и часовни, а также храмы-памятники;

- домовые церкви;

- походные церкви.

При этом, типы объемно-пространственной композиции храмов в целом соответствовали русской архитектурно-строительной традиции, с привнесением в ряде случаях местных элементов. Важной отличительной чертой храмового строительства в Китае стало использование новых конструктивных технологий.

Внутренний вид вагона-церкви. Фото начала XX в.

Список литературы

1. Альбом сооружений и типовых чертежей Китайской Восточной железной дороги 18971903. М., 1904.

2. Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях». М., 1899.

3. Баконина С. Н. Церковная жизнь русской эмиграции на Дальнем Востоке в 1920-1931 гг. На материалах Харбинской епархии. М.: Из-во ПСТГУ, 2014 - 389 с.

4. Герасимов В. Обзор состояния Харбинской епархии на 1 октября 1939 г. // Хлеб Небесный. Харбин, 1939, № 10. С. 82-113.

5. Герасимов В. Православные храмы в Северной Маньчжурии. Харбин. 1931.

6. Жукова Л. В. Военные церкви на Дальнем Востоке в конце XIX - начале XX вв. // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. Материалы VI международной научно-практической конференции (Благовещенск - Хэйхэ, 1618 мая 2016 г.). Выпуск 6. Благовещенск, Изд-во БГПУ, 2026. С. 170-189.

7. Жукова Л. В. Военное духовенство в Порт-Артуре в период Русско-японской войны //Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2003. № 2 (март-апрель). С. 33-43.

8. Левошко С.С. Православный храм - архитектурный символ России на Дальнем Востоке во второй половине XIX - первой трети XX вв. // Материалы международной научной конференции: Христианство на Дальнем Востоке. Владивосток: Изд-во Дальневосточного госуниверситета, 2000. Ч. I. С. 54-58.

9. Левошко С. С. Россия на Дальнем Востоке: символы градостроительной политики и православные храмы в русском стиле (вторая половина XIX - первая треть XX веков) // Христианское зодчество. Новые материалы и исследования / Отв. Ред. И. А. Бондаренко. - М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 664-703.

10. Масленникова Д. С. Церкви-школы на станциях Китайско-Восточной железной дороги // Вестник ТГАСУ. 2008, № 1. С. 21-28.

11. Шаронова В.Г. История русской эмиграции в Восточном Китае // Русское Зарубежье: История и современность. Сб. ст. Выпуск 3. М: ИНИОН РАН. 2014. С. 217-231.

ARCHITECTURAL FEATURES OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCHES IN CHINA

Okorokov Alexander Vasilyevich,

Doctor of Historical Sciences, Deputy Director for Scientific Work of the Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage named after D. S. Likhachev

e-mail: avokor@yandex.ru

Okorokova Margarita Aleksandrovna,

Master's degree student Lomonosov Moscow State Univercity

Abstract

The article discusses the main types of Orthodox churches built in China at the beginning of the XX century. Their brief history, architectural description, and design features are given. Some attention is paid to the marching churches used for worship during the Russian-Japanese War of 1904-1905. Keywords

Church, Russian style, Orthodoxy, architectural project, China, deco.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.