Научная статья на тему 'ПРАВОСЛАВНОЕ ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ КАК ФАКТОР РЕЛИГИОЗНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ПРАВОСЛАВНОЕ ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ КАК ФАКТОР РЕЛИГИОЗНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
97
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / ПСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ / ПСКОВО- ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ / ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / «РЕЛИГИОЗНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» / МИТРОПОЛИТ ЛЕНИНГРАДСКИЙ И НОВГОРОДСКИЙ ГРИГОРИЙ (ЧУКОВ) / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ А. И. ЛУЗИН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дроздова Марина Анатольевна

На основе анализа архивных материалов в исследовании раскрывается процесс восстановления православных церквей в первые послевоенные годы на территории Псковской области, прослеживаются источники финансирования и характер проводимых ремонтно- восстановительных работ. Подчеркивается стремление верующих к сохранению и восстановлению разрушенных в годы Великой Отечественной войны храмов. Наиболее интенсивно шло восстановление единственного на Северо-Западе Псково-Печерского монастыря. Восстановление и строительство церквей в условиях советской действительности являлось проявлением «потепления» государственно-конфессиональных отношений. Со второй половины 1948 г. в условиях усиления регламентации государственно-конфессиональных отношений численность действующих храмов стала уменьшаться, а невыполнение ремонтно-восстановительных работ являлось одной из причин закрытия церквей и утраты их зданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF ORTHODOX CHURCHES AND THEIR RESTORATION IN THE FIRST POSTWAR YEARS AS AN ENTITY OF THE POPULATION’S RELIGIOUS BELIEFS (BASED ON THE EXAMPLE OF THE PSKOV REGION)

Based on the analysis of archival materials, the study reveals the process of restoration of Orthodox churches in the first post-war years on the territory of the Pskov region, traces the sources of funding and the nature of the ongoing repair and restoration work. The desire of believers to preserve and restore churches destroyed during the Great Patriotic War is emphasized. The restoration of the Pskov-Caves Monastery, the only one in the North-West, was proceeding most intensively. The restoration and construction of churches in the conditions of Soviet reality was a manifestation of the “warming” of state-confessional relations. Since the second half of 1948, in the context of increased regulation of state-confessional relations, the number of operating churches began to decrease, and the failure to carry out repair and restoration work was one of the reasons for the closure of churches and the loss of their buildings.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСЛАВНОЕ ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ КАК ФАКТОР РЕЛИГИОЗНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 1 2022

М. А. Дроздова

Православное храмостроительство и ремонтно-восстановительные работы в первые послевоенные годы как фактор религиозности населения (по материалам Псковской области)

УДК 94(470.25)(093)+271.2-523 DOI 10.47132/1814-5574_2022_1_355

Аннотация: На основе анализа архивных материалов в исследовании раскрывается процесс восстановления православных церквей в первые послевоенные годы на территории Псковской области, прослеживаются источники финансирования и характер проводимых ремонтно-восстановительных работ. Подчеркивается стремление верующих к сохранению и восстановлению разрушенных в годы Великой Отечественной войны храмов. Наиболее интенсивно шло восстановление единственного на Северо-Западе Псково-Печерского монастыря. Восстановление и строительство церквей в условиях советской действительности являлось проявлением «потепления» государственно-конфессиональных отношений. Со второй половины 1948 г. в условиях усиления регламентации государственно-конфессиональных отношений численность действующих храмов стала уменьшаться, а невыполнение ремонтно-восстановительных работ являлось одной из причин закрытия церквей и утраты их зданий.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Советская власть, Псковская епархия, Псково-Печерский монастырь, храмостроительство, государственно-конфессиональные отношения, «религиозное возрождение», митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков), уполномоченный А. И. Лузин.

Об авторе: Марина Анатольевна Дроздова

Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Псковского государственного университета. E-mail: drozdova-ma2011@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0483-0004

Для цитирования: Дроздова М. А. Православное храмостроительство и ремонтно-восстанови-тельные работы в первые послевоенные годы как фактор религиозности населения (по материалам Псковской области) // Христианское чтение. 2022. № 1. С. 355-367.

KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 1 2022

Marina A. Drozdova

Construction of Orthodox Churches and Their Restoration in the First Postwar Years as an Entity of the Population's Religious Beliefs (Based on the Example of the Pskov Region)

UDK 94(470.25)(093)+271.2-523 DOI 10.47132/1814-5574_2022_1_355

Abstract: Based on the analysis of archival materials, the study reveals the process of restoration of Orthodox churches in the first post-war years on the territory of the Pskov region, traces the sources of funding and the nature of the ongoing repair and restoration work. The desire of believers to preserve and restore churches destroyed during the Great Patriotic War is emphasized. The restoration of the Pskov-Caves Monastery, the only one in the North-West, was proceeding most intensively. The restoration and construction of churches in the conditions of Soviet reality was a manifestation of the "warming" of state-confessional relations. Since the second half of 1948, in the context of increased regulation of state-confessional relations, the number of operating churches began to decrease, and the failure to carry out repair and restoration work was one of the reasons for the closure of churches and the loss of their buildings.

Keywords: Russian Orthodox Church, Soviet Regime, Pskov diocese, Pskov Caves Monastery, construction of churches, the relations between the church and the state, "religious Renaissance", Metropolitan of Leningrad and Novgorod Gregory (Chukov).

About the author: Marina Anatolyevna Drozdova

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Russian History, Pskov State University.

E-mail: drozdova-ma2011@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0483-0004

For citation: Drozdova M. A. Construction of Orthodox Churches and Their Restoration in the First Postwar Years as an Entity of the Population's Religious Beliefs (Based on the Example of the Pskov Region). Khristianskoye Chteniye, 2022, no. 1, pp. 355-367.

После окончания Великой Отечественной войны важнейшей задачей, стоящей перед священноначалием Русской Православной Церкви, в том числе перед митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым), в ведении которого находилась Псковская епархия, стало проведение ремонтно-восстановительных работ в действующих православных храмах. В результате военных действий в годы Великой Отечественной войны значительно пострадали многочисленные храмы Псковской области. Как следует из Отчета Псковской епархии за 1948 г., из 99 действующих храмов 27 требовали капитального ремонта, в том числе церкви, расположенные в селах Верхний Мост и Славковичи Славковского района, Толбицы Псковского района, Красные Горки Дедовичского района, Белое и Заклинье Днов-ского района, а также церкви Гдовского, Лядского и Полновского районов. (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 27. Л. 6, 21).

В отчетах уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР по Псковской области А. И. Лузина, одним из направлений деятельности которого было обследование церквей, также сообщалось о том, что капитального ремонта требовали все церкви Палкинского, Дновского, Дедо-вичского, Порховского, Славковского, Карамышевского районов за исключением церквей, находящихся в районных центрах (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 26. Л. 28, 30 об.).

Ремонтно-восстановительные работы в действующих православных храмах в первые послевоенные годы осуществлялись за счет самих церквей: на добровольные пожертвования прихожан. Проведение ремонта во многом зависело от активности церковной двадцатки. Так, например, после посещения Никольской церкви на острове Залита в 1952 г. А. И. Лузин отмечал, что «церковное здание систематически ремонтируется, причем верующие своим трудовым участием помогают в производстве ремонта. Для священника построен дом. Приход состоит из жителей-рыбаков трех островов. В 1948-1949 гг. часть из них переселены в Калининградскую область и на остров Сахалин. Переселенцы до сих пор оказывают денежную помощь церкви, так, например, в этом году на ремонт церкви, проживающие в Калининградской области, прислали свыше трех тысяч рублей. <...> Большим праздником у них считается „Николин день", в честь которого верующие отремонтировали часовню, находящуюся в 50 м от церкви. <...> Мною выяснено, что церковная община несет все расходы, связанные с содержанием здания /налоги, внешний ремонт/». (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 41. Л. 45-47). Кроме того, по просьбе верующих острова Залита уполномоченный А. И. Лузин дал распоряжение освободить вторую половину Никольской церкви, занятую под склад сетеснастей моторно-рыболовецкой станции и рыболовецкого колхоза.

В некоторых храмах Псковской области проводились специальные сборы среди прихожан на ремонт храмов. Так, например, в Михаило-Архангельской церкви села Курган Александра Невского Середкинского района было собрано 2528 руб. Имел место случай братской помощи церквей друг другу: Духовская церковь села Толбицы Псковского района получила дотацию на ведение ремонтных работ от Никольской церкви села Любятово — 2000 руб., и от Казанской церкви г. Пскова — 3000 рублей (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 42. Л. 8). Срочные работы осуществлялись силами самих прихожан и настоятелей. Например, в 1953 г. в селе Смолино-Палкино Островского района настоятель свящ. Евлампий Рясенский своими руками с помощью старосты произвел необходимый ремонт в храме на сумму 5000 рублей (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 46. Л. 56).

Однако в связи с малой доходностью церквей средств на проведение ремонтных работ не хватало, и поддержку оказывало Ленинградское Епархиальное управление. В отчете Псковской епархии за 1950 г. отмечалось, что «в каждом случае возбуждения ходатайства о материальной помощи из епархиальных средств, строительным комитетом митрополии проверялась необходимость намеченного ремонта путем выезда на место епархиального архитектора, выяснялось наличие денежных средств в храме, где требовался ремонт и перспективы его в этом отношении на будущее;

определялась первоочередность ремонтных работ» (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 36. Л. 7). Вынесенное строительным комитетом постановление о выдаче ссуды утверждалось митрополитом. Главное внимание обращалось на ремонт в церквях кровли. Для оказания технической помощи в некоторые приходы епархии митрополит направлял епархиального архитектора А. М. Казанского. В 1950 г. из средств Ленинградской митрополии были выданы ссуды церквям: села Виделебье Карамышевского района (8000 руб.), села Славковичи Славковского района (8000 руб.), села Рвы Дновско-го района (10000 руб.), села Камно Псковского района (14000 руб.); в 1951 г. — села Верхний Мост Славковского района (10000 руб.); села Знахлицы Псковского района (3000 руб.), села Болчино Дедовичского района (1000 руб.), г. Ст. Изборск Печорского района (3500 руб.) и др. Всего — 47500 руб. (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 36. Л. 7; Д. 39. Л. 6). В 1952 г. дотации от Епархиального управления были выданы следующим церквям: Покровской села Павы Павского района (5000 руб.), Покровской села Боротно Павского района (5000 руб.), Успенской села Гагрино Плюсского района (1000 руб.). (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 42. Л. 8).

Тем не менее, отдельные храмы Псковской епархии требовали проведения значительных капитальных работ. В отчете Псковской епархии за 1953 г. отмечалось, что «в селе Верхний Мост богослужение совершается в притворе на жертвеннике, главный же придел храма в честь иконы Знамения Божией Матери находится в угрожающем состоянии, ибо потолочное перекрытие сгнило и грозит обвалом». В капитальном ремонте нуждались храмы в Крапивне, Дубягах, Гвоздне Гдовского благочиния; в селах Бельское Устье и Красные Горки Дновского благочиния (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 46. Л. 55). В связи с этим митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) дал распоряжение строительному комитету «немедленно выяснить необходимые ремонтные работы и прийти на помощь в этих ремонтах из средств епархии» (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 46. Л. 56). Ленинградским епархиальным управлением была оказана денежная помощь маломощным храмам Псковской епархии для проведения ремонтов в сумме 102153 руб. 50 коп. (ГАПО.Ф. Р-1776. Оп.1. Д.46. Л. 56). Всего в 1953 г. был произведен ремонт в храмах на общую сумму 448758 руб. (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 46. Л. 57).

Отчеты Псковской епархии отражают характер и стоимость проводимых ремонтных работ. Так, например, в 1950 г. в Никольской церкви села Виделебье Карамышевского района «произведен ремонт железной крыши церкви и покрытия колокольни. Произведена окраска масляной краской крыши и трех куполов»; в Успенской церкви села Славковичи Славковского района «отремонтирована железная кровля. <...> Произведена окраска купольного креста серебряной пудрой, обивка восьмерика купола кровельным железом и окраска кровли масляными красками»; в Никольской церкви села Рвы Дновского района «реставрирована стенная живопись. Окрашены масляной краской стены и потолки и клеевой краской купол храма и др. работы»; в Михаило-Архангельской церкви г. Дно «реставрировано шесть икон. Вновь написана икона Спасителя при входе в храм. Весь храм внутри покрашен масляными красками. Установлен иконостас в приделе св. мучеников Флора и Лавра. Крыша церкви и колокольни перекрыта новым железом и окрашена»; в Никольской церкви села Любятово Псковского района «восстановлен шпиль над колокольней. Окрашены масляными красками шпиль колокольни и два купола»; в Борисо-Глебской церкви села Вышгородок Пыталовского района «отремонтирован купол, оштукатурены и побелены стены, промыты стенные иконы, отремонтирован частично иконостас». Общая стоимость ремонтно-восстановительных работ отдельных храмов Псковской области, произведенных на средства верующих и дотации Московской и Ленинградской епархий, представлена в составленной автором Таблице 1 в конце статьи. (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 31. Л. 4, 42; Д. 36. Л. 4-7, 43; Д. 39. Л. 4, 18; Д. 42. Л. 7, 34; Д. 46. Л. 56-57, 85; Д. 48. Л. 13-15, 51).

В первые послевоенные годы проводился ремонт прежде всего тех действующих церквей, которые состояли на учете Государственной инспекции по охране

памятников. Значительное внимание уделялось восстановлению единственного на Северо-Западе действующего Псково-Печерского монастыря. В течение июля-августа 1948 г. была восстановлена разрушенная от военных действий звонница Никольской церкви, отремонтированы Михайловский и Успенский соборы (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 26. Л. 47). С одобрения и благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) Лазаревский корпус и домовая церковь при нем были приспособлены под богадельню для монашествующей братии. На строительство богадельни Патриархом от своего имени и от Троице-Сергиевской лавры было пожертвовано в 1948 г. 50000 руб.; в 1949 г. — 100000 руб. (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 27. Л. 67; Д.31. Л. 45).

В 1950 г. под руководством наместника монастыря архим. Пимена (Извекова, впоследствии Патриарха Московского и всея Руси) была произведена полная реставрация в Сретенском и Никольском храмах, восстановлен Покровский храм, расположенный на втором этаже древнейшего Успенского собора и не действовавший в течение 40 лет (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 36. Л. 6). В 1952 г. был завершен ремонт Никольской и Благовещенской церквей, осуществлена замена крыши Михайловского собора; в 1953 г. — отремонтирован Успенский собор и главная звонница; покрашен купол Благовещенского храма; произведен ремонт крыши на Лазаревском корпусе и другие работы (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 46. Л. 84). На проведение ремонтных работ в 1952 г. Псково-Печерскому монастырю была предоставлена дотация от Патриарха в сумме 133000 руб. (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 42. Л. 33).

Под надзором Госинспекции охраны памятников в 1948 г. был проведен капитальный ремонт псковского Свято-Троицкого кафедрального собора; в 1950 г. был «восстановлен каркас и покрыт дюралем центральный купол Собора, поврежденный ураганом. <...> Оштукатурены и побелены семь контрфорсов и вход в Собор» (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 36. Л. 4). На проведение данных работ из средств Московской Патриархии было выделено 50000 руб. (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 36. Л. 7). Кроме того, был выполнен ремонт отдельно стоящей колокольни и наружных стен храма. Ремонтные работы проводились и в других храмах, стоящих на учете Госинспекции охраны памятников, в том числе в Варлаамовской церкви г. Пскова, в церкви села Кобылье Городище Середкинского района, в Свято-Троицком соборе г. Острова. На совещании уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви 20 июля 1946 г. А. И. Лузин отмечал, что «Троицкий Собор [г. Острова] имеет активного настоятеля, серьезного священника, который серьезно подошел к ремонту собора и нашел весь материал, а мы также достали тонн двадцать извести и кубометров тридцать пять леса» (ЦГА СПб. Ф. Р-9324. Оп. 2. Д. 1. Л. 90).

К проведению ремонтно-восстановительных работ в действующих православных храмах привлекались рабочие, занятые по своей основной работе в реставрационных мастерских. Это стало поводом для обращения заведующего отделом по делам архитектуры к уполномоченному с просьбой воздействовать на настоятелей церквей, с тем чтобы уволить рабочих, которые, трудясь на ремонте церквей, устают и не выполняют норм выработки на местах основной занятости. Однако, в соответствии с советским законодательством, рабочие с нормированным рабочим днем имели право использовать свободное от работы время по своему усмотрению. (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 45. Л. 36).

В первые послевоенные годы ветхость церковного здания могла стать одной из причин для отклонения ходатайств верующих об открытии церквей. Ярким примером является судьба церкви в селе Верхолино Псковского района. В годы Великой Отечественной войны церковь значительно пострадала от военных действий. Как сообщал свящ. Сергей Донцов 17 мая 1945 г., «главный храм во имя пророка Божия Ильи имеет только стены, которые от взрыва дали трещины, нет крыши, потолка, окон, рам, дверей; уцелел иконостас, частично поломан, но икон нет, дверей как северных, так и южных нет. Второй храм во имя Крещения Господня тоже не имеет крыши, частично потолка нет, окон нет, уцелело четыре старых иконы и престол без облачения» (ГАПО. Ф. Р-903. Оп. 3. Д. 134. Л. 5).

После освобождения Пскова от немецко-фашистских захватчиков верующие, несмотря на то, что в 3 км от села Верхолино находилась действующая Свято-Духовская церковь в селе Толбицы Псковского района, собрали средства и отремонтировали Вер-холинскую церковь и дом, принадлежащий священнику, который избрал ее местом службы, а в Толбицкой служил периодически. Так продолжалось до смерти священника в 1946 г. По требованию уполномоченного вновь назначенный священник должен был служить только в Толбицкой церкви. В связи с этим верующие села Вер-холино неоднократно обращались к уполномоченному с просьбой сначала об открытии Верхолинской церкви, а затем о переводе общины из Толбицкой церкви в Вер-холинскую, мотивируя это тем, что Верхолинская церковь никогда не закрывалась, всегда в ней проводилось богослужение, а Толбицкая была закрыта в 1936 г., а открыта в 1943 г. В заявлении на имя секретаря псковского обкома ВКП(б) верующие писали: «Наша церковь историческая и работала с момента ее построения, поэтому просим Вас уделить внимание на открытие нашей церкви» (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 35. Л. 10). Однако решением облисполкома от 11 января 1950 г. в просьбе было отказано ввиду аварийного состояния церковного здания.

Уполномоченным также были отклонены: в 1946 г. заявление верующих Полянской церкви Пушкиногорского района, т.к. «указанная церковь сильно пострадала в период Отечественной войны и требует капитального ремонта» (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д.7. Л. 9); в 1948 г. — заявление верующих деревни Устье Псковского района, в связи с тем, что «церковь полуразрушена, находится в устье реки Великой, от которой в 4 км имеется действующая церковь в селе Толбицы» (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 26. Л. 49). В целом, со второй половины 1948 г. вследствие охлаждения государственно-конфессиональных отношений произошло «резкое изменение в отношении к ходатайствам верующих, как в центре, так и на местах» [Шкаровский, 2010, 347].

Несвоевременное выполнение или отсутствие проведения ремонтных работ церковной общиной также могло стать основанием для закрытия храма. В частности, в 1950 г. рассматривался вопрос об исключении из числа действующих церкви в селе Заклинье Дновского района, поскольку в ней существовала угроза обвала потолка. Ремонт церкви был произведен за счет епархиальных средств, отпущенных митр. Григорием.

В 1951 г. в деревне Лосицы Лядского района созданная накануне праздника Пасхи комиссия, осмотрев церковное здание, нашла его в аварийном состоянии и поставила в известность церковную двадцатку о том, что «на основании акта обследования технического состояния здания церкви в деревне Лосицы. богослужение в вышеуказанном здании запрещается до проведения ремонта в целях предупреждения несчастных случаев» (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 38. Л. 19). При этом уполномоченный ничего угрожающего не нашел. Тем не менее пасхальная служба, на которую собралось 400-500 верующих, пришедших за 10-15 км, была сорвана. Уже в сентябре церковный совет Лосицкой церкви Лядского района сообщил уполномоченному, что «ремонт церкви окончен 20УШ-1951 г. Техник Лядского райисполкома осмотрел здание 3.1Х-1951 г. и о принятии составил акт» (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 38. Л. 26).

В первые послевоенные годы уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви по Псковской области А. И. Лузину наряду с заявлениями об открытии церквей стали поступать заявления от верующих о восстановлении и строительстве новых церквей на месте сожженных немецкими захватчиками. Так, например, в годы Великой Отечественной войны значительно пострадала Вознесенская церковь села Верхние Овсищи Пыталовского района (середины XIX в.), от которой остались одни стены. Богослужения стали проводиться в бараке, построенном рядом с церковью. В 1946 г., принимая решение о восстановлении этого храма, уполномоченный подчеркивал, что «в Пыталовском районе проживают католики, костел находится в 9-10 км от села Верхние Овсищи (на территории Латвийской ССР), который также пострадал от военных действий, но уже восстановлен» (ГАПО. Ф. Р-1776.

Оп. 1. Д. 18. Л.4-4об.), т.е. церковь была восстановлена в связи с необходимостью укрепления православия на приграничной территории. После перевода общины во вновь построенную Вознесенскую церковь барак, который ранее использовался для богослужений, был разобран и увезен для рабочих торфоразработок. Поводом для такого решения послужило обращение к уполномоченному настоятеля церкви о. Павла Короткевича, который отмечал, что барак «находится рядом с церковью и местный директор школы хочет его использовать под клуб, что не совсем удобно и может оскорбить чувства верующих» (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 18. Л. 40).

В 1944 г. верующие села Палицы Новосельского района обратились с просьбой о разрешении «постройки храма на старом фундаменте во имя св. великомученика Георгия, который сожгли немцы» (ЦГА СПб. Ф. Р-9324. Оп. 3. Д. 2. Л. 62). В связи с тем, что в Новосельском районе все церковные здания были взорваны и сожжены, верующим было разрешено восстановить сожженную немецкими захватчиками церковь (решением Совета по делам Русской Православной Церкви от 2 марта 1948 г.). В III квартале 1948 г. деревянная Георгиевская церковь в деревне Палицы Новосельского района была включена в списки действующих церквей. В отчете уполномоченный отмечал: «3 октября я выезжал на место и осмотрел ее. Внутри все сделано, имеется иконостас и иконы. В настоящее время заканчивается колокольня и купол» (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 26. Л. 47). Значимая роль в восстановлении церкви принадлежала свящ. Илье Богданову, который «сумел построить церковь и дом для священника в течении 3-х месяцев и на все это затратил около 30 тыс. рублей. Днем колхозники были на полевых работах, а ночью приходили строить церковь, получилось вроде народной стройки» (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 26. Л. 70). На строительство этой церкви митр. Григорий выдал из епархиальных средств 10000 рублей (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 26. Л. 70).

В годы Великой Отечественной войны в погосте Дубровно Павского района была построена деревянная церковь на месте сожженной немцами, для чего был использован клуб близлежащего колхоза, что стало в дальнейшем основанием для закрытия церкви. Решением облисполкома от 20 августа 1949 г. Знаменская церковь села Дубровно была исключена из числа действующих церквей ввиду того, что она была построена в период немецкой оккупации из колхозной постройки (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 31. Л. 6). Здание церкви передавалось в распоряжение колхоза «Красные Горки». Верующие после получения извещения о решении облисполкома обратились к уполномоченному с устным заявлением, что они обязуются уплатить колхозу стоимость дома, который был использован при постройке церкви. Их поддержал и правящий архиерей еп. Иустин (Мальцев), который писал в письме уполномоченному: «Прошу Вас оказать содействие означенному удовлетворению колхоза и оставлению храма в пользовании верующих» (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 30. Л. 38). Тем не менее облисполкомом было принято решение разобрать церковное здание.

С просьбой о строительстве новой церкви на месте сожженной неоднократно обращались к уполномоченному верующие села Заклинье Новосельского района. Верующие Свято-Троицкой церкви с. Печани Пушкиногорского района, а также верующие Крекшинского сельсовета Новоржевского района просили разрешить постройку часовен на месте взорванных церквей [Дроздова, 2020, 187]. Однако эти заявления остались нерассмотренными.

В декабре 1949 г. Мария Максимовна Францевич, проживающая в поселке Новоселье, решила передать свой дом для часовни. Однако уполномоченный напомнил, что в соответствии с советским законодательством пожертвование недвижимого имущества в пользу церкви запрещено (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 35. Л. 11).

Подтверждением востребованности православного храмостроительства в первые послевоенные годы, даже в условиях отсутствия строительного материала, используемого прежде всего для гражданского строительства, и проявлением религиозности населения являются случаи несанкционированного возведения церковных зданий.

Так, например, без разрешения уполномоченного прихожане погоста Бродовичи Пор-ховского района после освобождения от немецких захватчиков начали строительство новой деревянной церкви на месте сожженной (ГАПО Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 26. Л. 30). По требованию уполномоченного строительство было отложено в связи с необходимостью восстановления жилых домов.

В селе Паниковичи Печорского района под храм, который сгорел во время Великой Отечественной войны, была приспособлена сторожка, находящаяся в церковной ограде. По инициативе прихожан в 1948 г. Николо-Троицкая церковь была расширена: «к сторожке с двух сторон сделали пристройку, подняли потолок и возвели купол» (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 35. Л. 22). Несмотря на несанкционированное строительство, церковь была зарегистрирована. Во многом это было обусловлено глубокой религиозностью населения Печорского района, вошедшего в состав Псковской области в 1945 г. и не подвергшегося антирелигиозным гонениям 1920-1930-х гг. Как отмечает О. В. Калинина, «в информационных отчетах о религиозности в области за 1945-1960 годы печорское духовенство характеризуется как влиятельная и авторитетная для местного населения группа людей, а церковно-приходская жизнь в целом как активная» [Калинина, 2018, 77].

В Дновском районе имело место не согласованное с уполномоченным строительство двух часовен: в колхозе «Бабурино» часовня была построена членом колхоза по обету на свои личные средства на приусадебном участке председателя колхоза, который, в свою очередь, выступал с ходатайством перед райисполкомом о ее постройке; а в колхозе «Должицы» часовня была возведена по инициативе председателя колхоза [Кормина, 2008]. Для строительства часовни был выделен лесоматериал, заготовленный колхозом для хозяйственных построек (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 30. Л. 30). В 1951 г. была построена часовня в деревне Борки Середкинского района. Как отмечает уполномоченный, «срублена она была в лесу, а потом перевезена в деревню» (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 41. Л. 25). Верующие просили разрешить в ней отпевание умерших и службу один раз в год. Перечисленные часовни остались незарегистрированными и в дальнейшем использовались в нерелигиозных целях.

Готовность верующих за свой счет произвести капитальный ремонт храма являлась еще одним важным фактором, свидетельствующим о религиозности населения в первые послевоенные годы. Так, в 1949 г. верующие погоста Вейно Гдовского района обратились с просьбой произвести ремонт разрушенной во время оккупации Воскресенской церкви; в январе 1951 г. верующие острова Белова Псковского района просили разрешить им произвести ремонт церковного здания. Однако данные заявления были отклонены.

Верующие г. Гдова настойчиво добивались открытия деревянной Пятницкой церкви. В годы Великой Отечественной войны здесь все каменные церкви были взорваны, а в единственной сохранившейся деревянной церкви по согласованию с Леноблисполкомом были размещены культурные учреждения района (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 18. Л. 2). Церковь была переоборудована под районный клуб, а ближайший действующий храм находился в 9 км от г. Гдова. В 1947 г. верующие просили дать разрешение проводить службу во вновь построенной кладбищенской часовне, а в 1950 г. обратились к председателю облисполкома с просьбой о передаче им здания Пятницкой церкви «для ремонта и оборудования ее под церковь». В соответствии с решением облисполкома от 25 февраля 1950 г. верующим в просьбе было отказано в связи с тем, что здание занято музыкальной школой (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 35. Л. 26). Отдельные требы верующих Гдова исполнялись в кладбищенской часовне, приписанной к Кяровской церкви Гдовского района, открытой в 1948 г. Священнику Кяровского прихода уполномоченный разрешил исполнять только те требы, которые исполнялись с 1944 г. (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 41. Л. 28).

Важно отметить, что обращения верующих об открытии церквей, о проведении ремонтно-восстановительных работ имели место в условиях массовой антирелигиозной пропаганды, проводимой на страницах центральных и местных органов

печати. Так, в газете «Порховская правда» за 1950 г. была опубликована заметка «Не ходите к нам в гости в поповский праздник „Троицу"». В ней говорилось, что члены бригады № 2 колхоза «Заря» Старищенского сельсовета «решили отказаться от празднования так называемой „Троицы" и в день 28 мая выйти в поле и работать с таким же напряжением, как в любой другой день. Потому мы просим всех наших родственников и близких знакомых не ходить к нам в гости в поповский праздник „Троицу"» (Порховская Правда. 16 мая 1950. № 60); [Александрова-Чукова, 2006, 121].

В условиях реализации антирелигиозной политики советской власти важное значение имели мероприятия, проводимые Русской Православной Церковью с целью укрепления православной веры среди населения. Как следует из отчетов Псковской епархии, событиями, «поднимающими духовную настроенность в среде верующих», стали совершаемые в торжественной обстановке и при большом стечении молящихся освящения храмов или приделов церквей после капитального ремонта. Так, например, в 1950 г. наместником Псково-Печерского монастыря архим. Пименом (Извековым) был освящен храм в селе Верхние Овсищи Пыталовского района; благочинным Псковского округа прот. Сергием Василевским были освящены левый и правый приделы в храме села Камно и храм в селе Любятово Псковского района, а также храм в селе Славковичи; благочинным Дновского округа прот. Кронидом Яхонтовым был освящен храм в г. Дно (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 36. Л. 1-2).

10 сентября 1951 г. в Троицком соборе было совершено освящение придела в честь св. блгв. князя Александра Невского. Совершил его по поручению митр. Григория настоятель Псково-Печерского монастыря архим. Пимен (Извеков) [Филимонов, 2008, 405].

В 1952 г. преосвящ. Романом, епископом Таллинским и Эстонским, викарием Ленинградской митрополии, был освящен храм в селе Плессы Ашевского района. Благочинным Островского округа Псковской епархии прот. Владимиром Благовещенским были освящены церкви в селе Вышгородок и Гришина Гора Пыталовского района, а также Спасо-Преображенская церковь села Вехно Новоржевского района (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 42. Л. 4).

25 августа 1953 г. в селе Славковичи состоялось освящение придела церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы с установкой нового иконостаса и святого престола, перевезенных из бездействующей церкви. Торжественное богослужение было совершено благочинным Псковского округа архим. Геннадием (Высокоостровским) в сослу-жении с настоятелями соседних приходов (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 46. Л. 53).

4 июля 1954 г. епископ Таллинский и Эстонский Роман совершил освящение Иоанно-Предтеченского храма в г. Порхове после капитального ремонта и 5 сентября — освящение Спасо-Преображенского храма в селе Гористо Дновского благочиния. По благословению митр. Григория благочинным Псковского округа архим. Геннадием были освящены после капитального ремонта храмы в селе Толбицы Псковского района и селе Мельницы Полновского района. Благочинным Дновского округа прот. Кронидом Яхонтовым был освящен храм в селе Лукомы Дновского района (ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 48. Л. 9).

Православное храмостроительство в первые послевоенные годы стало возможным в результате реализации так называемого «нового курса» государственно-конфессиональных отношений и было обусловлено глубокой религиозностью местного населения. Ремонтно-восстановительные работы в действующих православных храмах являлись важнейшим фактором внутрицерковной жизни и свидетельствовали о стремлении верующих к сохранению религиозных традиций. Однако многочисленные ходатайства верующих о восстановлении разрушенных в результате военных действий храмов и о проведении ремонтно-восстановительных работ за свой счет зачастую отклонялись уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви, следствием чего стала утрата некоторых православных храмов, которые можно было сохранить.

Таблица 1

Стоимость реставрационно-восстановительных ремонтных работ в отдельных храмах Псковской епархии за 1949-1954гг.

№ Годы/Общая сумма ремонта 1949 г. 1950 г. 1951г. 1952 г. 1953 г. 1954 г.

Наименование храма

г. Псков

1. Свято-Троицкий кафедральный собор - 94270 руб. 30000 руб. 18400 руб. 78000 руб. 29320 руб.

2. Казанская церковь 23126 руб. - - - 22000 руб. 37355 руб.

3. Варлаамовская церковь - 8017 руб. - 28400 руб. 23500 руб. -

4. Дмитриевская церковь 9000 руб. 14452 руб. - - - -

Псковский район

5. Никольская церковь о. Залита Псковского района - - 9521 руб. - - 15102 руб.

6. Церковь Матфея Апостола погоста Неготь в селе Писковичи Псковского района 8531 руб. - - - - -

7. Никольская церковь села Любятово Псковского района - 21190 руб. 50 коп. - 13700 руб. 11500 руб. 8658 руб.

8. Духовская церковь села Толбицы Псковского района - - - - - 10322 руб.

Карамышевский район

9. Никольская церковь села Виделебье Карамышевского района - 10720 руб. 7710 руб. - - -

Славковский район

10. Никольская церковь села Верхний Мост Славковского района - - 11969 руб. - - -

11. Успенская церковь села Славковичи Славковского района - 21949 руб. - - - -

Павский район

12. Покровская церковь села Павы Павского района - 7780 руб. - 11000 руб. - -

13. Церковь Грузинской иконы Божией Матери села Хохловы Горки Павского района - - - 2113 руб.

Новосельский >айон

14. Георгиевская церковь села Палицы Новосельского района - - - - - 8360 руб.

Пыталовский ] эайон

15. Церковь Вознесения Господня села Верхние Овсищи Пыталовского района 9900 руб. - - - - 9575 руб.

16. Церковь Бориса и Глеба села Вышгородок Пыталовского района - 15083 руб. - - 13000 руб. 9059 руб.

17. Церковь св. Николая Чудотворца г. Пыталово Пыталовского района - - - - - 11125 руб.

Островский район

18. Свято-Троицкий собор г. Острова 19800 руб. - - 63000 руб. 12300 руб. 26154 руб.

19. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы села Елины Островского района - - 13000 руб.

Дновский район

20. Михаило-Архангельская церковь г. Дно Псковской области - 79869 руб. 22347 руб. - - 57983 руб.

21. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы села Белое Дновского района 16155 руб. 5735 руб.

22. Церковь Казанской Божией Матери села Лукомы Дновского района 12307 руб. - - - - 3350 руб.

23. Никольская церковь села Рвы Дновского района - 16392 руб. - - - -

24. Воскресенская церковь села Михайлово Дновского района - - - - - 1656 руб.

Ашевский район

25. Никольская церковь села Плессы Ашевского района - 8612 руб. - - - 5009 руб.

Порховский район

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Никольская церковь г. Порхова - 6418 руб. - - - -

27. Иоанно-Предтеченский собор г. Порхова - - - - - 13136 руб.

28. Спасская церковь села Александрово Порховского района - - - - - 4470 руб.

29. Покровская церковь села Жаборы Порховского района - - - - - 9496 руб.

30. Вознесенская церковь села Горомулино Порховского района - - - - - 1581 руб.

Дедовичский район

31. Ильинская церковь села Красные Горки Дедовичского района - - - - - 11525 руб.

Новоржевский район

32. Преображенская церковь села Вехно Новоржевского района 5983 руб. - - - - -

33. Успенская церковь села Столбушино Новоржевского района 8520 руб. - - - - -

Пушкиногорский район

34. Крестовоздвиженская церковь села Велье Пушкиногорского района - - 13531 руб. - - -

Палкинский район

35. Церковь Рождества Богородицы села Новые Уситвы Палкинского района - 13472 руб. 11794 руб. - - -

Сошихинский >айон

36. Никольская церковь села Владими-рец Сошихинского района - - 35883 руб. - - -

Полновский район

37. Церковь Косьмы и Дамиана села Гвоздно Полновского района - 3966 руб. - - - -

Гдовский район

38. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы села Кярово Гдовского района - 5417 руб. - - - 34630 руб.

39. Никольская церковь села Каменный Конец Гдовского района - - - - - 14355 руб.

Лядский район

40. Никольская церковь села Заянье Лядского района - - - - - 10048 руб.

Середкинский эайон

41. Церковь Михаила Архангела села Кобылье городище 8374 руб. - - - - -

42. Михаило-Архангельская церковь села Мельницы Середкинского района - - - - - 15144 руб.

Печо' эский район

43. Псково-Печерский монастырь 121559 руб. 70750 руб. 77 коп. 131279 руб. 15 коп. 162468 руб. 14 коп. 91687 руб. 84 коп. 83964 руб. 26 коп.

44. Никольская церковь села Тайлово Печорского района - 6785 руб. - - - -

45. Церковь Сорока мучеников г. Печор - - 13083 руб. - - -

46. Георгиевская церковь села Печки Печорского района - - - - - 16511 руб.

47. Георгиевская церковь села Сенно Печорского района - - - - - 14062 руб.

Качановский район

48. Никольская церковь села Качаново Качановского района - - - - - 7894 руб.

Источники и литература

Источники

1. Александрова-Чукова (2006) — Александрова-Чукова Л. К. Митрополит Григорий (Чуков). Служение и труды // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2006. Вып. 34. С. 17-131.

2. ГАПО — Государственный архив Псковской области. Ф. Р-903. Оп. 3. Д. 134; Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 7; Д. 18; Д. 26; Д. 27; Д. 30; Д. 31; Д. 35; Д. 36; Д. 38; Д. 39; Д. 41; Д. 42; Д. 45; Д. 46; Д. 48.

3. Не ходите к нам в гости в поповский праздник «Троицу» // Порховская Правда. 16 мая 1950. № 60.

4. ЦГА СПб — Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. Р-9324. Оп. 2. Д. 1; Оп. 3. Д. 2.

Литература

5. Дроздова (2020) — Дроздова М.А. Без срока давности: Материалы II Международной научно-практической конференции (XIV «Псковские архивные чтения»), 14-15 ноября 2019 года / ГАПО. Псков, 2020. 344 с.

6. Калинина (2018) — Калинина О.В. Религиозная идентичность населения Псково-Печорского края в советский период // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2018. №2. С. 76-82. D0I:10.15393/uchz.art.2018.91.

7. Кормина (2008) — Кормина Ж. В. Исполкомы и приходы: религиозная жизнь Псковской области в первую послевоенную пятилетку // Неприкосновенный запас. 2008. № 3. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2008/3/ispolkomy-i-prihody-reHgioznaya-zhizn-pskovskoj-oblasti-v-pervuyu-poslevoennuyu-pyatiletku.html (дата обращения: 01.02.2021).

8. Филимонов (2008) — Филимонов А.В. Поднятый из руин. Послевоенное восстановление и развитие Пскова (1944 — начало 1950-х гг.). Псков: Псковская обл. типография, 2008. 448 с.

9. Шкаровский (2010) — Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Вече; Лепта, 2010. 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.