Научная статья на тему '"РЕЛИГИОЗНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ"НА ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ(НА ПРИМЕРЕ ДНОВСКОГО БЛАГОЧИНИЯ)'

"РЕЛИГИОЗНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ"НА ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ(НА ПРИМЕРЕ ДНОВСКОГО БЛАГОЧИНИЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
75
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"РЕЛИГИОЗНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ"НА ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ(НА ПРИМЕРЕ ДНОВСКОГО БЛАГОЧИНИЯ)»

М- Л- Дроздова

«Религиозное возрождение» на Псковской земле в послевоенные годы (на примере Дновского благочиния)

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения и осмысления исторического опыта государственно-конфессиональных отношений. Уже в годы Великой Отечественной войны в результате как внутри-, так и внешнеполитических факторов произошел поворот от резкой конфронтации государства и церкви к либерализации отношений, т. н. «новому курсу». По определению В. Н. Якунина «суть новой политики заключалась в установлении таких норм, при которых государство, с одной стороны, не препятствовало возрождению религиозно-церковной деятельности, прекращало преследование за такую деятельность в стране, использовало все возможности церкви для разгрома врага, а Церковь, с другой стороны, получала возможность осуществлять свои религиозные функции и проводить патриотическую деятельность»1. Целью данного исследования является: на основе анализа архивных материалов показать с одной стороны. усиление государственной регламентации внутрицерковной жизни в первое послевоенное десятилетие, с другой стороны, рост религиозности населения Дновского благочиния Псковской епархии.

После окончания военных действий и освобождения оккупированных территорий одним из важнейших направлений деятельности Уполномоченного Совета по делам Русской Православной церкви (далее РПЦ) при СНК СССР по Псковской области А. И. Лузина стал учет всех действующих церквей для проведения регистрации. Уже в конце 1945 г. были исключены из списка действующих церкви, не функционирующие в течение полутора лет. в том числе храмы

Дроздова Марина Анатольевна — кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ПсковГУ

в селах Буриги и Карачуницы Порховского района2. Наряду с этим, были удовлетворены ходатайства верующих об открытии в 1945 г. Казанской церкви села Лукома Дновского района, в 1947 г. — Знаменской церкви села Дубровно Павского района, — в связи с тем. что церковь «функционировала в период немецкой оккупации и продолжала действовать до 1946 г.» (на основании распоряжения Совета по делам РПЦ от 24 сентября 1947 г.)3. Таким образом, к 1948 г. Дновский благочин-нический округ был одним из наиболее крупных в епархии и по числу приходов уступал только Псковскому благочинию. В составе его в 1948 г. насчитывался 21 приход, в том числе 8 церквей, расположенных в Дновском районе и г. Дно. одна — в Пожеревицком районе, три — в Павском районе, две церкви — в г. Порхове и пять церквей — в Порховском районе, две церкви — в Дедовичском районе4. В ноябре 1951 г., после закрытия Новоржевского благочиннического округа в состав Дновского благочиния перешли еще два прихода Ашевского района. Перечень храмов представлен в табл. 1. Возглавлял Дновский благочиннический округ настоятель Преображенской церкви погоста Гористо Дновского района протоиерей Кронид Александрович Яхонтов.

Еще одним направлением деятельности Уполномоченного Совета по делам РПЦ было рассмотрение ходатайств верующих об открытии церквей, которые зачастую оставались без ответа или отклонялись, например: прихожан Сретенской церкви Порховского района, требовавшей капитального ремонта, верующих деревни Бродовичи Порховского района на восстановление сожженной немецкими захватчиками церкви, села Демянское Порховского района, в связи с вынесенным решением сельсовета об использовании цер-

ковного здания под клуб. В данном случае верующим рекомендовалось посещать расположенную в 3 км церковь в селе Подоклинье5.

Кроме того, неоднократно обращались верующие с ходатайством об открытии Рождественской церкви в селе Пожеревицы По-жеревицкого района, закрытой по решению Леноблисполкома в 1940 г. и переоборудованной под кинотеатр и районную библиотеку. В период немецкой оккупации церковь вновь стала действующей, а в инструкции Совета по делам РПЦ при Совнаркоме СССР подчеркивалось, что «если указанное здание когда-либо до немецкой оккупации использовалось в качестве православного храма, то вопрос о его изъятии из ведения религиозной общины разрешается по согласованию с Советом по делам РПЦ»6. Согласно личной договоренности Уполномоченного Совета по делам РПЦ по Ленинградской области А. И. Кушнарева с председателем Совета по делам РПЦ при СНК СССР Г. Г. Карповым, помещение бывшей церкви в Пожеревицах рекомендовалось использовать под культурные цели района, т. е. для кинотеатра и районной библиотеки7. В 1946 г. в результате капитального ремонта в церкви были оборудованы стационарная киноустановка, библиотека и читальня.

В 1949 г. была исключена из числа действующих деревянная Знаменская церковь села Дубровно Павского района, вновь построенная в 1942 г. (в период немецкой оккупации) на месте сожженной немецкими захватчиками. При вступлении Красной Армии в район службу совершал в с. Дубровно священник села Хохловы Горки о. Федор Пузанов. Церковь была полностью оборудована для богослужений, имела иконостас, престол, жертвенник, антиминс, одно священническое облачение, сосуды, евангелие, крест и была обеспечена церковными книгами на полный годовой круг богослужений8.

Решением Исполкома Псковского Областного Совета депутатов трудящихся от 20 августа 1949 г. Дубровская церковь, как построенная в период немецкой оккупации из колхозных построек, была передана колхозу «Красные Горки», а церковное имущество настоятелем церкви священником Василием Бадановым было передано в другую церковь (о. Агафону). Верующие неоднократно обра-

щались с ходатайством от открытии церкви в Совет по делам РПЦ, отмечая, что дом, используемый для строительства церкви был перевезен из д. Заболотье в Красные Горки, где простоял два года некрытый. В период немецкой оккупации бревна были перевезены на постройку храма. Поэтому церковная двадцатка просила изменить решение Псковского облисполком и установить цену за перевезенные бревна, а молитвенный дом оставить в пользовании религиозной общины9. Однако решение осталось неизменным.

В послевоенные годы в регионе вводились все новые ограничения для деятельности духовенства. Так, например, в числе действующих церквей Дновского благочиния была Ильинская церковь, построенная в «Княжьих Горках» в 1830-е гг. на средства помещика Кожина. С 1931 г. церковь и принадлежащие ей церковные здания перешли в пользование местного совхоза и райпотребсоюза, в годы же немецкой оккупации по инициативе Псковской православной миссии Ильинская церковь вновь стала действующей. В 1946 г. Уполномоченным Совета по делам РПЦ А. И. Лузиным она была зарегистрирована и передана православной общине верующих. При этом в описи церковного имущества, составленной в августе 1946 г. отмечалось, что «кирпичная часовня близ церкви занята под ларек, деревянный домик (сторожка) возле церкви занята рабочими совхоза, колокол (вес 14 кг) — на совхозном дворе»10. В 1946 г. резолюцией митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) настоятелем был назначен Иоанн Петроченко. В связи с тем, что церковь была расположена на территории птицесовхоза, для настоятеля создавались невыносимые условия: на короткий срок его пребывания в Красных горках, он три раза вызывался в райотдел МВД, трижды в отдел МТБ и несколько раз в сельсовет и райисполком. Петроченко предложили подписаться на заем лично от себя на 2 тыс. руб. и на 60 тыс. руб. распространить среди верующих, в один из дней была сорвана служба в церкви. Одновременно с этим Петроченко обязали ходить по колхозам района, следить за ходом полевых работ, призывать народ к выполнению плана сева и предоставлять сведения в райисполком11.

Церковь оставалась действующей до начала 1960-х гг., когда по решению исполкома областного Совета депутатов трудящихся от 15 мая 1962 г. было принято решение «снять с регистрации религиозную общину и закрыть Ильинскую церковь, находящуюся в населенном пункте Красные Горки Дедович-ского района. Идя навстречу пожеланиям рабочих и служащих совхоза «Красные Горки» здание Ильинской церкви передать совхозу для организации в нем клуба»12.

Священники Павского и Дновского района обращались к Уполномоченному с жалобами на действия районных властей, запрещавших им служить в церкви в рабочие дни, чтобы не отрывать колхозников от полевых работ13. Кроме того, запрещалось посещать церкви в праздники, которые приходились на рабочие дни. Председатель Дновского райисполкома, например, перед религиозным праздником «Николин день» вызвал к себе настоятеля церкви села Белое Бубиц Агафона и запретил ему ходить по домам по приглашению верующих, т. к. день считался рабочим. Бубиц согласился, но заявил, что если колхозники будут работать, он не придет, а если будут праздновать, он не может отказать верующим. В этот день колхозники не работали, и Бубиц ходил по домам.

Следствием антирелигиозной направленности политики Советской власти стало снижение посещаемости церквей в отдельных регионах и, как следствие, появление вакантных мест священнослужителей. Так. в 1948 г. вакансии были в Спасо-Преобра-женской церкви с. Заклинье и Вознесенской церкви с. Вельское Устье. Место священника в Заклинье оставалось незамещенным и на 1 января 1953 г., значилась в это вакансия иве. Горомулино Порховского района14, в последнем случае место оставалось незамещенным и в начале 1954 г., а помимо этого и — в с. Рвы Дновского района и селе15. В этих условиях Митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) предпринимались меры, направленные на замещение вакантных должностей. В частности, церковь в селе Горомулино Порховского района была приписана к ближайшей действующей церкви, и обслуживание было поручено настоятелю Александровской церкви.

В первые послевоенные годы проводились мероприятия, направленные на поддержание религиозности населения, одним из которых было освящение церквей после произведенных капитальных ремонтов. Так. например, благочинным Дновского округа протоиереем Кронидом Яхонтовым 12 ноября 1950 г. был освящен храм в г. Дно16; в 1954 г. — вс. Лукома Дновского района; Романом, епископом Таллинским и Эстонским 14 декабря 1952 г. было совершено освящение храма в селе Плессы Ашевского района Псковской области17; 4 июля 1954 г. он освятил Иоанно-Предтеченского храм в г. Порхо-ве и 5 сентября — Спасо-Преображенский храм в с. Гористо Дновского Благочиния18.

Еще одним направлением стало проведение торжественных служб при участии епископа. Так, например, священник д. Плессы Ашевского района заявил, что во время богослужения епископа Романа, несмотря на снежные заносы, верующих собралось столько, что не помещались в церкви. После богослужения епископа посещаемость выросла19.

Имели место случаи проведения крестных ходов под открытым небом. Так, настоятелем Хохлово-Горской церкви Павского района архимандритом Агафоном Бубиц с разрешения местных сельских властей в день поминовения Никандра был организован крестный ход на место бывшего монастыря — Никандровской пустыни, находившейся в 20 км от Хохловых Горок. В нем принимало участие около 10 тыс. верующих. На месте, где стояла церковь монастыря, был отслужен молебен под открытым небом. Кроме этого, Агафон Бубиц сообщил, что что мощи Никандра при изъятии в 1920 г. были монахами украдены и зарыты под алтарем церкви, где они и лежат до настоящего времени20.

Для проведения богослужений на месте бывшего Никандрова монастыря выезжал священник д. Подоклинье Петр Петров, который заявил, что верующих собиралось до 500 чел. из Порховского, Дновского и Павского районов. Богослужения он проводил в маленькой часовне, построенной во время оккупации. Кроме того, верующие Порховского, Дновского и Славковского районов собрались 28 мая на месте разрушенного Никандровского монастыря в день памяти

крестного хода из Никандровского мона-стьфя в г. Порхов. Для прекращения участия священников в подобных богослужениях Уполномоченным был проведен инструктаж секретарей райисполкомов, рекомендовав в таких случаях отбирать у священников справки о регистрации.

Кроме того, проводились богослужения в нефункционирующих церквях. Так, например, настоятель церкви села Подоклинье по разрешению председателя Порховского райисполкома иногда проводил службу в Демянской церкви21. Поддержка церкви наблюдалась и со стороны отдельных председателей колхозов. Так, например, когда священник Яхонтов обратился в Правление колхоза «Путь к коммунизму» Дновского района спросьбой оказать содействие в завозе топлива для церкви, то Правление вынесло решение организовать воскресник, для чего была выделена бригада с 15 лошадьми. Топливо было завезено и священник с колхозом рассчитался.

Некоторые священники для поддержания религиозности устраивали богослужение в самые незначительные религиозные праздники. Секретарь Павского райкома ВКП (б), например, заявил, что настоятель церкви д. Опоки Павского района Григорий Александрович Потемкин, окончивший Ленинградскую духовную семинарию, служил почти что ежедневно. Священник был снят с регистрации в 1951 г. в связи с переводом в Ленинградскую область.

В послевоенные годы уровень религиозности населения в Дновском благочинии оставался достаточно высоким, о чем свидетельствует стремление верующих к сохране-

нию религиозных традиций. Так, например, в 1947 г. колхозники села Подоклинье решили отработать в воскресенье, с тем чтобы отпраздновать приходившийся на будний день религиозный праздник «Вознесение»22. Уполномоченный объяснял сохранение религиозности населения влиянием бывшего монастыря Никандрова пустынь. В религиозный праздник «Рождество Богородицы» 21 сентября 1951 г. верующие закрытой Ду-бровенской церкви ходили в Хохлогорскую церковь за 8 км, а некоторые в деревню Подоклинье за 10-12 км.

В некоторых районах возросла посещаемость и доходность церквей. Так, например, в погосте Лукома Уполномоченный установил рост посещений церкви верующими, люди стали даже приезжать из Новгородской области. Значительно выросло число треб, т. к. за время с 1 февраля по 13 марта 1948 г. было 14 венчаний, когда как за тот же период 1947 г. их вообще не было. Не мог он не заметить и того, что «крещения и погребения почти что все проходят чрез церковь... местный советский актив и коммунисты тоже крестят своих детей»23. Рост доходности в основном происходил за счет городских церквей. Так, например, общий доход церквей по Порховскому району в 1950 г. составил 121,5 тыс. руб., а в 1952 г. — 196 тыс. руб.

Таким образом, несмотря на усиление в первые послевоенные годы регламентации государственно-конфессиональных отношений и проведения антирелигиозной политики, в Дновском благочинническом округе религиозность населения продолжала оставаться высокой.

Таблица 1

Перечень действующих православных церквей Дновского Благочиния Псковской епархии в 1948-1954 гг.

№ Наименование города или села

1. г. Дно

с. Белое Дновского района

с. Гористо Дновского района

Название храма

Михаило-Архан-гельская церковь

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Спасо-Преобра-женская церковь

Фамилия, имя и отчество настоятеля, год рождения 1948 г. 1954 г.

прот. Голодковский прот. Степанов Александр Михаил Иванович, Иоаннович

1877 г. р.

Архимандрит Агафон свящ. Лебедев Николай /Бубиц/, 1886 г. р. Сергеевич, 1894 г. р.

прот. Яхонтов Кронид Александрович, 1882 г. р.

Примечание

Jlacoé M 5V 202/

4. с. Заклинье Днов-

ского района

5. с. Лукома Дновско-

го района

6. с. Михаилово Днов-

ского района

7. с. Морино Дновско-

го района

8. с. Рвы Дновского

района

9. г. Порхов (крепость)

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

г. Порхов (ул. Ломаная. 9)

с. Александрове Порховского района с. Горомулино Порховского района с. Вельское Устье Порховского района с. Жаборы Порховского района с. Подоклинье Порховского района с. Дубровно

17.

18.

19.

20.

21.

22.

с. Опоки Павского района

с. Вышгород Поже-ревицкого района с. Хохловы Горки Павского района

с. Болчино Дедо-вичского района с. Красные Горки Дедовичского

района с. Добрывичи Ашевского района

Спасо-Преобра-женская церковь Церковь Казанской Божией Матери Воскресенская церковь Церковь Иверской Иконы Божией Матери Никольская

церковь Никольская церковь Церковь Иоанна Предтечи

Спасская церковь

Вознесенская

церковь Вознесенская

церковь Покровская церковь Богоявленская церковь Знаменская церковь

23. с. Плессы Ашевского района

Благовещенская церковь

Михаило- Архангельская церковь

Церковь Грузинской Иконы Божией Матери Троицкая церковь

Ильинская церковь

Тихвинская церковь

Никольская церковь

вакансия иеромонах Пантелеймон /

Селиванов/, 1909 г. р. иеромонах Феодосий прот. Голодковский Миха-/Евфимов/, 1913 г. р. ил Иванович, 1877 г. р. свящ. Спиридонов Николай Спиридонович. 1892 г. р.

протоиерей Яхонтов свящ. Козлов Алексей Евгений Александре- Яковлевич, 1904 г. р. вич, 1884 г. р. свящ. Вальков Стефан Филиппович, 1889 г. р.

прот. Студентов Павел Викторович, 1870 г. р.; иеромонах Геннадий (Собственников), 1885 г. р.

свящ. Лебедев свящ. Гордеев Николай

Николай Сергеевич, Петрович, 1903 г. р. 1894 г. р.

свящ. Модестов Иоанн Алексеевич, 1894 г. р.

иеромонах Антоний / вакансия

Полянский/, 1894 г. р.

вакансия свящ. Веренков Иоанн

Иоаннович, 1889 г. р. свящ. Павлов Михаил Павлович, 1879 г. р.

свящ. Петров Петр Петрович, 1904 г. р.

свящ. Баданов Василий Иванович, 1894 г. р.

свящ. Дегожский Свящ. Кмит Василий

Виктор Александро- Стефанович, 1895 г. р. вич, 1903 г. р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

прот. Куховский Петр Петрович, 1886 г. р.

иеромонах Панте- свящ. Козел Василий Афа-леймон /Селиванов/, насьевич, 1920 г. р. 1909 г. р.

свящ. Шугаев Михаил Михайлович, 1887 г. р. свящ. Трифонов Иван Алексеевич, 1885 г. р.

свящ. Вознесенский Вениамин Алексеевич.

1891 г. р. свящ. Шахарский Василий Васильевич, 1873 г. р.

Открыта в 1947 г.: Исключена из списка действующих церквей в 1949 г.

В составе Дновского Благочиния с ноября 1951 г.

Примечания

1. Якунин В. Н. Русская Православная церковв в года Великой Отечественной войны: внутреннее устройство, положение, деятельность // Макарьевские чтения: Материалы XI Международной на-учно-пракгической конференции. 2016. С. 238.

2. ГАПО. Ф.Р-1776. Он. 1. Д. 7. Л. 3.

3. ГАПО. Ф.Р-1776. Он. 1. Д. 4. Л. 1.

4. ГАПО. Ф.Р-1776. Он. 1. Д. 27. Л. 4.

5. ГАПО. Ф.Р-1776. Он. 1. Д. 18. Л. 12-12(об).

6. ЦГА СПб. Ф.Р-9324. Он. 3. Д. 2. Л. 10.

7. ЦГА СПб. Ф.Р-9324. Он. 3. Д. 2. Л. 31.

8. ГАПО. Ф.Р-1776. Оп. 1 Д. 4. Л.8.

9. ГАПО. Ф.Р-1776. Оп. 1 д. 4. Л. 29.

10. ГАПО. Ф.Р-1776. Оп. 1 д. 8. Л. 15(об).

11. ГАПО. Ф.Р-1776. Оп. 1 д. 7. Л. 17.

12. ГАПО. Ф.Р-1776. Оп. 1 д. 8. Л. 65.

13. ГАПО. Ф.Р-1776. Оп. 1 д. 30. Л. 40.

14. ГАПО. Ф.Р-1776. Оп. 1 д. 42.Л. 2.

15. ГАПО. Ф.Р-1776. Оп. 1 д. 48. Л. 5.

16. ГАПО. Ф.Р-1776. Оп. 1 д. 36.Л. 2.

17. ГАПО. Ф.Р-1776. Оп. 1 д. 42. Л. 4.

18. ГАПО. Ф.Р-1776. Оп. 1 д. 48. Л. 8.

19. ГАПО. Ф.Р-1776. Оп. 1 д. 45. Л. 32.

20. ГАПО. Ф.Р-1776. Оп. 1 д. 26. Л.7.

21. ГАПО. Ф.Р-1776. Оп. 1 д. 18. Л.30.

22. ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 18. Л. 31(об).

23. ГАПО. Ф.Р-1776. Он. 1. Д. 7. Л. 28.

Литература

1. Якунин В. Н. Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной войны: внутреннее устройство, положение, деятельность // Макарьевские чтения: Материалы XI Международной на-учно-пракгической конференции. 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.