Научная статья на тему 'КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РАМ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ В РЕСТАВРАЦИОННЫХ МАСТЕРСКИХ ASG'

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РАМ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ В РЕСТАВРАЦИОННЫХ МАСТЕРСКИХ ASG Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
565
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественная рама / картина / живопись / интерьер / декоративно-прикладное искусство / профиль / декор / резьба / золочение / art frame / picture / painting / interior / arts and crafts / profile / decor / carving / gilding

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Марина Сорокина, Иван Никонов

статья посвящена истории бытования художественной рамы и первым опытам изготовления рам для предметов живописи из Большого собрания Изящных искусств ASG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article is devoted to the history of art frames and the first experience of creating frames for paintings from the Large collection of Fine Arts ASG.

Текст научной работы на тему «КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РАМ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ В РЕСТАВРАЦИОННЫХ МАСТЕРСКИХ ASG»

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РАМ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ В РЕСТАВРАЦИОННЫХ МАСТЕРСКИХ ASG

Марина Сорокина, главный хранитель фондов

Иван Никонов,

директор реставрационных

мастерских

АННОТАЦИЯ: статья посвящена истории бытования художественной рамы и первым опытам изготовления рам для предметов живописи из Большого собрания Изящных искусств АБС.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: художественная рама, картина, живопись, интерьер, декоративно-прикладное искусство, профиль, декор, резьба, золочение.

ABSTRACT: the article is devoted to the history of art frames and the first experience of creating frames for paintings from the Large collection of Fine Arts ASG.

KEYWORDS: art frame, picture, painting, interior, arts and crafts, profile, decor, carving, gilding.

Картинная рама - это особый предмет декоративно-прикладного искусства, находящийся в неразрывной связи с живописным произведением. Ее основная функция - отграничивать изображенный на полотне или деревянной доске сюжет от внешнего мира, замыкая его в плоскости пространства. Искусно изготовленное обрамление является полноценной частью произведения, которое может акцентировать внимание зрителя на особенностях и деталях композиции, приглушить или подчеркнуть д оттенки колорита картины.

Другая важная задача картинной рамы - впи-¡^ сать произведение в существующую обстановку в рЗ соответствии с главенствующим стилем определен, ленной эпохи. С этой функцией связана проблема

¡3 г

сохранности рамы. Ее часто не воспринимали как отдельное произведение искусства и легко меняли на другой вариант, отвечающий модным веяниям ^ в интерьере. В результате за долгие годы своего ^ существования живописное полотно могло сменить

несколько рам, многие из которых абсолютно не соответствовали первоначальной задумке художника и культурно-историческому контексту произведения, в котором оно было написано.

Существует большое число классификаций картинных рам: по способу и особенностям изготовления (деревянные резные, деревянные с накладным орнаментом, позолоченные, современный багет и многие другие), форме (прямоугольные, овальные, круглые), эпохе (рамы эпохи Возрождения, барокко, рококо, классицизма, романтизма, модерна) и пр. Последнее разделение представляет наибольший интерес, поскольку рама как предмет прикладного искусства содержит в себе основные характерные черты культуры и мировоззрения исторического периода.

ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РАМЫ

Истоки возникновения картинной рамы исследователи видят и в мозаичных панелях Древне-

№ I

И N N

1а. §з

<Л| <Л|

о

<Л|

го Рима и Византии, и в средневековых рукописных манускриптах. Страницы последних зачастую оформлялись при помощи декоративной рамки, внутри которой находился текст религиозного или философского содержания. Обложки таких книг богато орнаментировались резьбой по дереву или слоновой кости.

Появление картинной рамы большинство исследователей связывает с развитием станковой живописи в период позднего средневековья и раннего Возрождения, когда европейская религиозная живопись перестает быть полностью фресковой и возникает иконостас. Изображения на алтарных композициях обладали большей мобильностью, но при этом нуждались в дополнительной защите, ограничении от окружающего мира. Со временем у них появилось специально изготовленное деревянное обрамление, которое начали богато декорировать резным и накладным орнаментом, слоновой костью, драгоценными камнями.

Рама в ее классическом понимании, то есть состоящая из профилей, реек и бортов известна с XV века. В это время происходит бурное развитие светской живописи: картины итальянских художников составляют алтарные композиции в церквях и соборах, повсеместно украшают публичные места и дворцы состоятельных горожан. Период Возрождения характеризуется трепетным отношением художника не только к своим работам, но и к их обрамлениям. Рама считалась полноценной частью картины, и для ее гармоничного сочетания с живописным изображением автор сам рисовал эскиз, после чего раму изготавливал целый ряд мастеров: столяры вырезали ее составные части и соединяли

их, резчики по дереву украшали орнаментом, позолотчики делали финишное покрытие.

По одной из наиболее популярных версий, первым живописным произведением, где рама была отделена от картины, стало «Поклонение волхвов» итальянского художника Джентиле де Фабриано. Работа была написано темперой по дереву по заказу одного из самых богатых людей Флоренции -банкира Палла Строцци и поражала не только своими большими размерами и яркостью красок, но и искусно сделанным позолоченным обрамлением.

Неизвестный мастер. XV в. Музей Виктории и Альберта

Итальянские рамы эпохи Возрождения были разными по форме и декору. Одной из наиболее ранних считается форма ниши, имеющая глубокую связь с зодчеством и оформлением алтарной композиции. Внешне такие рамы напоминали собой архитектурное сооружение с фронтонами, фризами, колоннами и пилястрами. Постепенно подобное обрамление видоизменялось в сторону упрощения, что привело к развитию и распространению прямоугольного формата, напоминающего внешним видом коробку. Такие рамы изготавливались преимущественно из местной древесины, причем детали конструкции могли выполняться из разных пород дерева. Так, для несущей основы применяли ель, для рельефов - липу и тополь, а планки соединяли посредством элементов из бука.

Методы декорирования определяли внешний облик рамы эпохи Ренессанса. Ее могли оставить полностью деревянной, покрыть позолотой или сделать фоновое покрытие темперой и расписать золотом. Одной из наиболее популярных техник была сграффито, когда на деревянную основу наносилось два слоя: нижний из позолоты и верх-

Фабриано, Джентеле де Поклонение волхвов, 1423 Галерея Уфицци

ний - красочный, после чего изображение гравировалось через верхний слой по заданному рисунку. Широко использовался как резной, так и лепной орнамент, роспись темперой, вставки из мрамора и панциря черепахи. Основными элементами декора были растительные и геометрические мотивы, которые, как правило, располагались на центральном бордюре рамы. Особо стоит выделить венецианский орнамент, основанный на мотиве виноградной лозы. Он выполнялся посредством низкорельефной или накладной золоченой резьбы, реже - в виде росписи по темперному фону.

В конце XVI-начале XVII века самой популярной техникой обработки художественных рам становится роспись золотом и черной темперой.

Прямоугольные рамы были наиболее распространенными, но не единственными в период Ренессанса. В это время появляется круглая рама или тондо. Такая форма достигалась при помощи более сложного технологического процесса, когда конечный продукт составлялся из нескольких частей. Их богато декорировали растительным орнаментом в форме плодов и листьев, используя при этом различные техники резьбы, золочения, росписи, кан-фарения - прочеканивания поверхности точками, штрихами и углублениями. Чаще всего в такие рамы заключали портреты известных людей и изображения Мадонны с младенцем. Такие признанные мастера Ренессанса, как Сандро Боттичелли, Филип-по Липпи, Пьеро ди Казимо, Доменико Гирландайо особенно любили оформлять свои работы с помощью круглых рам.

Боттичелли,Сандро. 3 Мадонна с гранатом (Мадонна деллаМелаграна), 1487 ^ Галерея Уффици. Флоренция

си

В XVII веке с наступлением эпохи барокко тесная связь между картиной и ее обрамлением начинает разрушаться. Рама постепенно превращается в предмет интерьера, больше связанный с окружающей обстановкой, чем с живописным произведением. Исполнение рам этого периода становится более искусным и совершенным, но при этом постепенно унифицируется, переходя от уникального авторского подхода к массовому производству. Наибольшей популярностью пользуется прямоугольная золоченая рама с вогнутым радиальным профилем.

Пышность декора барочной рамы соответствовала богатству и помпезности интерьеров того периода. Широко использовался скульптурный орнамент в виде картушей из листьев, валют и пальметт, акантовых листьев с фестонами цветов, изогнутых дубовых веток, гирлянд из роз и колокольчиков, фигурок путти, птиц.

Херп, Виллем ван Дети в кладовой. Фландрия. XVII в. БСИИ ASG, инв. №04-2345

Среди художественных рам XVII века, представленных в Большом собрании изящных искусств ASG, особого внимания заслуживает обрамление полотна Франца Ксавьера Людвига Хохра «Кающаяся Мария Магдалина». Левкасная резная рама XVII века итальянского происхождения, покрытая позолотой, богато декорирована цветами и листьями аканта, пылающим сердцем и головкой путти. Принимая во внимание тот факт, что рама имеет основание, можно предположить, что картина была водружена на постамент и находились в часовне одного из дворцов Франции.

Хохр, Франц Ксавьер Людвиг

Кающаяся Мария Магдалина, 1789 Рама: Италия, XVII в. БСИИ ASG, инв. №01-0795

Резная итальянская позолоченная деревянная рама Венеция, ок. 1770 Размеры: 92*70 см Аукцион Сотбис, 2015 г.

№ I

И N N

1а. §з

Г\| Г\|

о

Г\|

Более сдержанные варианты декора эпохи Барокко представляли собой растительные мотивы, располагающиеся по углам и в середине рамы, акцентируя внимание зрителя на композиционном центре живописного произведения.

В XVII веке выделяются работы голландских и фламандских художников, имеющие строгое прямоугольное обрамление с простыми профилями. Черный или коричневый цвет таких рам, отсутствие декора гармонировали с теплым и сдержанным колоритом полотен.

В XVIII веке в искусстве оформления рамы продолжают доминировать тенденции прошлого столетия. Декор из массивного и тяжеловесного трансформируется в более легкий и изящный. Ма-

стерство резчиков и позолотчиков эпохи рококо достигает своего апогея, их произведения зачастую несут в себе большую художественную ценность, чем живописные работы, которые они обрамляют. Сложнейшие композиции, состоящие из раковин, цветов, листьев аканта, имеют причудливо асси-метричную форму и соединяются по краям при помощи изогнутых завитков. Особого мастерства в производстве достигли французские и итальянские мастера. Мастерская скульптура и резчика по дереву Андреа Фантони (1659-1734) одной из первых в Европе стала массово выпускать рамы в «рокайльном стиле».

Во Франции изготовление рам всегда было в непосредственной связи с мебельным производством,

одним из основных центров которого было предместье Сент-Антуан, вблизи Парижа. Именно здесь проживали все наиболее известные и искусные мастера: плотники, скульпторы, краснодеревщики и позолотчики.

Параллельно с «ро-кайльными» мотивами в Европе развиваются другие альтернативные стили оформления картинных рам. Одним из таких

Вельде, Эйсанс ван де Зимние забавы на замерзшем городском рву, 1618 Мюнхен, Старая Пинакотека

ярких направлений стал Кентский стиль или стиль Палладио, возникший в Великобритании. Жители этой страны традиционно придерживались консервативных взглядов в искусстве, предпочитая классические прямые формы и сдержанный декор. Рококо с его изогнутыми причудливыми линиями здесь не оказало сильного влияния на интерьер и декоративно-прикладное искусство. Кентстский стиль получил свое название от имени проектировщика, художника и дизайнера Уильяма Кента. Вдохновившись идеями великого итальянского архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио, он разработал собственную уникальную систему, в рамках которой архитектура и внутреннее убранство помещения были представлены единым ансамблем. Картины и рамы в соответствии с этой концепцией становились органичной частью единого организма, подчиняясь его строгой стилистике. Для английской рамы стиля Палладио был характерен прямой классический профиль, скромно декорированный раковинами и овами по углам и вставками растительного орнамента по всему периметру.

Другим известным англичанином, прославившимся на весь мир не только своей мебелью, но и художественными рамами был Томас Чиппендейл (1718 — 1779). В его книге «Руководство для дворянина и краснодеревщика» можно найти гравюры с эскизами деревянных резных рам.

Со второй половины XVIII века в декоративно-прикладном искусстве возникает новое неоклассическое направление, характеризующееся интересом к древнегреческим этрусским мотивам и возвращением к формам и орнаментам эпохи Возрождения. На внешнем облике картинных рам классицизма и ампира это отразилось тяготением к симметрии и строгим геометрическим формам. В моду входит применение лепной мастики для декорирования, при помощи которой мастера повторяли античные колонны, пилястры, маскароны. Типичная рама этого периода имеет прямоугольную форму с полуциркульным фронтоном в верхней части. Для портретов высокопоставленных особ использовался декор, подчеркивающий высокий статус изображаемых лиц: фамильные гербы, картуши с вензелями, дубовые и лавровые ветви.

Главным технологическим нововведением в процесс изготовления картинной рамы в XVIII столетии можно назвать появление нового типа соединения углов. Если до этого времени они скреплялись в основном «в шип», то с этого момента начинают соединяться «в ус», то есть при помощи шпонки.

В России искусство изготовления картинной рамы зарождается в начале XVIII века. В период правления Петра I происходит в основном копирование западных образцов, но постепенно русские мастера находят свой собственный уникальный стиль, построенный

т ►

I

и

N N

1а. §з

Г\| Г\|

о

Г\|

Портретная галерея в усадьбе Кусково (имение князей Юсуповых), XVIII в.

Иллюстрация с изображением эскиза художественной рамы из книги Томаса Чиппендейла «Руководство для дворянина и краснодеревщика» (1762)

на симбиозе европейского опыта и местных традиций. Например, резной орнамент в виде гирлянды колокольчиков - один из наиболее популярных орнаментальных мотивов в европейских рамах XVIII века, русские мастера превратили в лавровый венок.

Настоящий расцвет «рамочного промысла» в нашей стране происходит в конце XVIII - начале XIX века в связи с развитием усадебного строительства (Архангельское, Кусково, Альтуфьево и др.). Усадьбы сформировали уникальный тип отечественной культуры и уклад жизни провинциального дворянства, в котором особое место уделялось живописи. Стены усадебного дома было принято украшать портретами членов семьи, оформленными в прямоугольные, круглые или овальные рамы, декорированные цветочными гирляндами и лавровыми венками.

Кроме этого члены богатых дворянских родов активно занимались коллекционированием произведений известных европейских живописцев. Существовали даже общепринятые правила оформления предметов собраний в соответствии со страной их происхождения. Работы художников из Италии, Франции и Испании обрамляли резными золочеными рамами, в то время как произведения голландцев, фламандцев и немцев считались более «суровыми», к ним подбирали строгие обрамления темного или черного цвета с узкой золотой обводкой по внутреннему краю. Материалом для производства стали преимущественно местные породы дерева - сосна и ель.

Во многих дворянских усадьбах функционировали столярные мастерские, занимавшиеся в том числе изготовлением резных деревянных рам. Особое внимание здесь уделяли процессу золочения. Особенно изысканным было матовое золочение с приглушенным блеском. Для экономии золота на больших поверхностях использовали «двойник» -форму покрытия, представляющего собой тонкий лист спрессованного золота и серебра. Его укладывали на специальное базовое покрытие, называемое полиментом. Чистое серебро или бронзу применяли реже, так как их покрытия были менее долговечными.

Начиная с XIX века, рама постепенно начинает утрачивать статус произведения искусства. В этот период на первое место в оформлении выходит бак гет. Он представляет собой простые профили рамы и, за редким исключением, не несет особой худого, жественной ценности. Большинство авторов стали ^ прибегать к этому способу оформления из-за того, что он прост, экономичен и позволяет сфокусировать внимания зрителя исключительно на изображении. ^ Однако несмотря на лидирующую позицию ба-

^ гета, классическая золоченая рама со сдержанным

декором по углам и в центральной части продолжает активно применяется до настоящего времени.

Небольшая же часть художников, продолжая традиции художников эпохи Возрождения, трепетно относились к вопросу выбора оформления произведения, считая, что его форма и тональность должны подчеркивать достоинства картины. К таким художникам принадлежат К.П. Брюллов, К.Е. Маковский, В. А. Серов, К. С. Малевич.

Брюллов К.П.

Портрет княгини Е.П. Салтыковой,1841 Государственный русский музей

Малевич К.С.

Три женские фигуры, 1930 Государственный Русский музей

РЕСТАВРАЦИЯ И ПЕРВЫЙ ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ КАРТИННЫХ РАМ БОЛЬШОГО СОБРАНИЯ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ASG

В коллекции Международного института антиквариата на сегодняшний день насчитывается более 900 предметов живописи. Часть из них представлена в своей оригинальной раме, другая часть находится в рамах более позднего периода. Довольно большое количество произведений не имеет обрамлений, либо поступили в БСИИ ASG в рамах с плохой сохранностью.

В реставрационных мастерских Международного института антиквариата уже более десяти лет проводятся работы по сохранению и восстановлению не только живописных полотен, но и их рам. Для каждого предмета, в зависимости от его со-хранности,составляется реставрационное задание,

в соответствии с которым выполняется комплекс мероприятий по восстановлению первоначального внешнего облика. Такой комплекс, как правило, включает в себя очистку от загрязнений, укрепление сплочений, обработку специальными химическими составами, восполнение утрат, восстановление утраченного красочного слоя и т.п.

В 2021 году появилось новое направление работы - изготовление рам для живописных произведений БСИИ ASG. В качестве первого образца для воссоздания обрамлений картин была выбран тип черной профилированной рамы, бытовавший в Голландии в XVII веке. Подобные изделия отличались строгим внешним видом. Единственным декоративным элементом была узкая золоченая полоска во внутренней части рамы, непосредственно обрамляющая картину.

В итоге было изготовлено 40 изделий, первые пять из которых выполненыс глубокой профилировкой и широкимимассивными полями, что придавало предмету тяжеловесный образ. В дальнейшем, ширину полей было решено уменьшить, что позволило сделать конечный продукт визуально более легким и изящным.

Французская школа XVII в. Амвросий, епископ Миланский БСИИ ASG, Инв. №02-1476

|СЬ Французская школа XVI в.

Мученичество святого Иакова Персянина. БСИИ ASG, Инв. № 04-1866

со

СИ гм 0|

Бозелли,Феличе, круг Натюрморт. Италия, XVII в. БСИИ ASG, Инв. №04-1761

Варотари,Алессандро Адам и Ева Италия. XVII в. БСИИ ASG, Инв. №04-2922

ПЕРВЫЙ ОПЫТ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗОЛОЧЕНЫХ РАМ В РЕСТАВРАЦИОННЫХ МАСТЕРСКИХ ASG

В качестве образца для изготовления будущих картинных рам было выбрано небольшое позолоченное обрамлениеранней работы выдающегося фламандского мастера XVII века Франса Снейдер-са (1579 - 1657) «Натюрморт с устрицами и куропатками», исполненный на паре досок и внесенный в базу Нидерландского института истории искусств (№ 172765).

Снейдерс,Франс. Натюрморт с устрицами и куропатками

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фландрия, около 1610 года БСИИ ASG, Инв. № 04-1781

Элементы декора на раме произведения Франса Снейдерса «Натюрморт с устрицами и куропатками»

Это произведение, отличающееся сдержанным теплым колоритом, гармоничной цельной компо-

новкой предметов, оформлено в позолоченную раму небольшого размера.

Подобный тип рамы известен в Европе с XV века, был популярен вне зависимости от доминирующего стилевого направления и не утратил популярности вплоть до сегодняшнего дня. Художники из России и Европы часто оформляли свои работы в такую классическую форму, поскольку она считалась универсальной и гармонично сочеталась почти с любым живописным полотном, дополняя его, но при этом, не перетягивая внимание зрителя на себя. Открытые прямоугольные профили выделены по четырем углам резным растительным декором в виде листьев аканта, пальметт и цветов. На основе данного оригинала был разработан и проведен комплекс мероприятий,состоявший из несколько этапов.

Подготовительная стадия включала в себя три основных направления работы.

Первое было связано с отбором живописных произведений из Большогособрания изящных искусств ASG, которые не имеют своей собственной рамы или их оригинальное обрамление не подлежит восстановлению.После выбора конкретных предметов производился их контрольный обмер по параметрам высота - ширина - толщина.

Второе направление включало в себя сбор и анализ информации об имеющихся в продаже материалах. Основным критерием выбора конкретных наименований было получение современного, эстетически привлекательного образца, который при этом будет приближен по своему стилевому решению к оригинальной раме XVII столетия.

Последнее направление деятельности - мероприятия по подготовке рамы к картине Франца Снейдерса, включающие в себя:

• измерение необходимых параметров;

• реставрацию оригинальной рамы с воссозданием элементов декора;

• выведение профиля, на основании которого в дальнейшем была проведена кропотливая работа по созданию погонажа изделия.

т ►

I

И N N

1а. §з

гч гч о гч

Фрагменты процесса реставрации рамы от произведения Ф. Снейдерса «Натюрморт с устрицами и куропатками».

На основании всего вышеперечисленного было найдено наиболее оптимальное решение для будущего профиля рамы, состоящего из трех частей: строганый брус, горбыль, фигурный штапик. После чего мастера-реставраторы приступили непосред ственно к изготовлению рамы.Данный процесс включал в себя следующие этапы:

1. Формирование и доработка профиля рамы. Сплочение трех вышеуказанных элементов методом склеивания и закрепления в теле с помощью металлических стержней. Полученный в результате этих действийпогонаж (погонный метр) был преобразован в раму на основании геометрических про порций. После этого профили были доработаны с учетом последующей установки декора и наложе ния слоя левкаса.

|д 2. Создание и изготовление моделей угло-

|| вого декора.

Первоисточником для копирования деко-У ративных элементов будущей рамы стал ори-^о. гинальный декор обрамления произведения Ф. ^ Снейдерса. Первоначально для получения слепка использовалась специальная жидкая масса, которая заливалась в заранее подготовленную

обойму. Данная масса после застывания обрела нужную форму, приближенную к первоисточнику, и впоследствии была залита формовочным гипсом для возможности использования одного образца под отливку большого количество изделий. Для установки данного декора в рамуотлитый декор дорабатывался ручным способом в индивидуальном порядке.

О!

3. Нанесение слоя грунта на поверхность изделия.

В качестве подосновы финишного покрытия рамы были выбраны три варианта оттенков акрилового грунта:

• Серебро;

• Терракот;

• Бордо.

Использование разных типов подосновы позволило разнообразить внешний вид конечного

продукта. Цветовая гамма финишного покрытия имела различный оттенок позолоты, который напрямую зависел от оттенка используемого акрилового грунта.

На некоторые образцы был дополнительно нанесен слой кракелюрового лака, для того, чтобы их визуально «состарить» и приблизить к внешнему облику живописных полотен.

№ I

и

N N

1а. §з

<Л| <Л|

о

<Л|

4. Золочение.

Заключительным этапом изготовления рам стало нанесение финишного покрытия на грунт двумя способами:

• Механический - специальный со став наносился на поверхность при помощи пульверизатора.

• Нанесение жидкой потали при помощи кистей из синтетических материалов.

5. Монтаж картины в раму.

После успешного завершения многоэтапного и трудоемкого процесса получилось две партии рам для десяти и четырнадцати живописных полотен из БСИИ ASG.

В реставрационных мастерских в ближайшее время будет активно продолжаться работа по созданию золоченых рам для предметов коллекции. Планируется изготовить еще порядка тридцати изделий и разработать новые варианты их финишных покрытий из современных материалов.

Элемент декора на золоченой раме

Труа,Франсуа де Портрет дамы с золотойдиадемой Франция, XVIII в. Инв. № 01-1843

Ленен,Матье Женский портрет Франция, XVII в. Инв. № 01-1050

Беренц,Кристиан Натюрморт с арбузом Германия, кон. XVII в. Инв. № 04-2454

i

И N N

la. §з

гч гч о гч

Список использованных источников:

1. Виппер В.Р. Введение в историческое изучение искусства. - М.: Изобразительное искусство, 1985. - 177 с.

2. История картинных рам в России XIX-начала XX века (статья О. А. Лысенко в каталоге "Одеть картину") [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cadreantique.ru/istoriya-kartinnyih-ram-v-rossii-xix-nachala-xx-veka-statya-o-a-lyisenko-v-kataloge-odet-kartinu/ - Дата доступа: 14.02.2022

3. Краткая история рамы. (PaulMitchell). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cadreantique.ru/kratkaya-istoriya-ramyi-paul-mitchell/ - Дата доступа: 18.02.2022.

4. Рамы и стили. «ANTIQUE LAND». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://antiqueland.ru/articles/1357/ - Дата доступа: 24.02.2022

5. Чиппендейл, Дега, Климт, Бэнкси. Рамы мастеров и художников: все сами! Артхив. Режим доступа: https://artchive. ru/publications/4216~Chippendejl_Dega_Klimt_Benksi_Ramy_masterov_i_khudozhnikov_vse_sami - Дата доступа: 10.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.