34 ПОИСК. ВЕРСИЯ. АТРИБУЦИЯ
УСТРИЧНЫЙ ПИРОГ
Алина Булгакова, к.п.н., директор МИА
АННОТАЦИЯ: статья посвящена атрибуции произведения Франса Снейдер-са «Натюрморт с устрицами и куропатками» из Большого собрания изящных искусств ASG. В исследовании приводятся аналоги данному натюрморту из числа ранних работ Снейдерса, а также произведения голландских и фламандских мастеров XVII века с изображениями пирогов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: натюрморт, устрицы, куропатки, дичь, фрукты, цитрусовые, сосуд, пирог, гильдия.
ABSTRACT: the Article is devoted to the Attribution of the Work of Frans Snyders «Still Life with Oysters and Partridges» from the ASG Great Collection of Fine Arts. The Study provides analogs to this Still Life from among the early Works of Snyders, as well as Works by Dutch and Flemish Masters of the 17 th century with images of Pies.
KEYWORDS: Still Life, Oysters, Partridges,Wildfowl ,Fruits, Citrus Fruits, Vessel, Pie, Guild.
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится уникальный ранний натюрморт Франса Снейдерса, написанный живописцем около 1610 года. Данная композиция, исполненная на паре досок, внесена в базу Нидерландского института истории искусств (№ 1 72765). Размеры этой картины ещё не столь велики (50*66 см), как в наиболее известных работах Снейдерса, но здесь уже ощущаются все те черты, которые будут присущи лучшим произведениям мастера - радость восприятия земных благ, любовь к окружающему миру и желание пробудить вкусовые и обонятельные ощущения у зрителя.
На переднем плане художник изобразил пару куропаток и хлеб, справа - фрукты, среди которых выделяются лимон и мандарин, а слева - раскрытые устрицы на раковинах - морской деликатес, неизменно придающий натюрмортам художника ощущение изысканности и свежести. Устрицы у Снейдерса представлены на «Натюрморте с лебедем» (1640-е годы, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва), в картинах «Рыбная лавка» из Королевского музея изящных искусств Брюс-
Снейдерс, Франс
Натюрморт с устрицами и куропатками Фландрия, около 1610 года Дерево, масло. 50*66 см БСИИ ASG, инв. № 04-1781
селя, «Кладовая» (Королевский музей изящных искусств, Брюссель) и «Кухонном натюрморте» (1605 - 1610 годы, частная коллекция). Устрицам с работы мастера из собрания АБС ближе всего моллюски «Натюрморта с рыбой, овощами и бобром», написанного в том же 1610 году (дел-фтский музей «Принсенхоф»). Здесь несколько раскрытых устриц изображено в правом нижнем углу. В обоих случаях их мякоть имеет пастельный оттенок розового, внутренняя поверхность створок переливается перламутром, а края раковин - тёмные.
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Натюрморт с устрицами и куропатками» с изображением устриц в левой части БСИИ ASG, инв. № 04-1781
Рядом с устрицами на картине из Большого собрания изящных искусств АБС представлены разные сорта хлеба. Это пышная сайка, небольшой багет и лепёшка. Лепёшка имеет неровные края и неглубокие отверстия на поверхности. Такая же
Снейдерс, Франс
Натюрморт с рыбой, овощами и бобром 1610 год 97x126 см
Музей «Принсенхоф», Делфт
Франс Снейдерс Натюрморт с лобстером Дерево, масло. 69,5x106 см Художественный музей, Филадельфия
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Натюрморт с рыбой, овощами и бобром» с изображением устриц в правой части Музей «Принсенхоф», Делфт
лепёшка изображена на картине Снейдерса «Натюрморт с лобстером» из Художественного музея Филадельфии. Здесь она также находится на переднем плане на краю стола, частично скрытая сверху другими хлебами.
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Натюрморт с устрицами и куропатками» с изображением хлеба на переднем плане БСИИ ASG, инв. № 04-1781
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Натюрморт с лобстером» с изображением лепёшки на переднем плане
Художественный музей, Филадельфия
Продолжая далее анализировать передний план натюрморта Снейдерса из собрания ASG, «двигаясь» слева направо, мы переходим к битой птице. Две куропатки с мастерски воспроизведённым оперением лежат грудками вверх. У той, что покрупнее, голова повернута набок. Она имеет на груди два характерных тёмно-коричневых пятнышка. Эти же пятна Снейдерс изобразил у куропаток и на картинах «Натюрморт со спаниелем и щенками» (Государственные художественные собрания Дрездена) и «Натюрморт с серым попугаем» (1630-е годы, Художественный музей Северной Каролины).
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Натюрморт с устрицами и куропатками» с изображением куропаток в правой части БСИИ ASG, инв. № 04-1781
На натюрморте из Большого собрания изящных искусств ASG птицы расположились рядом с цитрусовыми - лимоном и мандаринами. По-
Снейдерс, Франс
Натюрморт со спаниелем и щенками Дерево, масло. 171*245 см
Государственные художественные собрания Дрездена
Снейдерс, Франс Натюрморт с серым попугаем Холст, масло. 93*135 см Художественный музей, Северная Каролина
*
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Натюрморт со спаниелем и щенками» с изображением куропаток в левой части
Государственные художественные собрания Дрездена
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Натюрморт с серым попугаем» с изображением куропаток в правой части
Художественный музей, Северная Каролина
добное соседство встречается и в левой части «Кухонного натюрморта» 1614 года из Музея Бойманса - ван Бёнингена (Роттердам), а также на холсте «Натюрморт с дичью, лобстером, фруктами и овощами» Баварского государственного собрания картин. Во всех трёх случаях представленные лимоны имеют крупные выразительные бугорки. В композициях Снейдерса из Роттердама и Баварского собрания мандарины написаны с подсохшими основаниями плодоножек. У мандарина, написанного возле правой кромки картины из собрания АБС, части плодоножки не сохранилось. На её месте осталось лишь небольшое углубление.
На заднем плане «Натюрморта с устрицами и куропатками» из собрания АБС Снейдерс написал стеклянный сосуд с золочением слева и не обыч-
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Натюрморт с устрицами и куропатками» с изображением лимона и мандаринов в правой части БСИИ ASG, инв. № 04-1781
Снейдерс, Франс Кухонный натюрморт 1614 год
Дерево, масло. 82,5x129 см Музей Бойманса - ван Бёнингена, Роттердам
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Натюрморт с дичью, лобстером, фруктами и овощами» с изображением лимона и мандаринов в правой части
Баварское государственное собрание картин
ный по форме высокий пирог справа. Сосуд имеет узкую горловину, объёмное тулово и круглую крышку-заглушку. Этот же сосуд художник включил в композиции двух натюрмортов, один из которых находится в частной коллекции, другой - в Музее Вальрафа-Рихарца (Кёльн). На картине из частного собрания тулово сосуда заслоняют два глубоких блюда, расписанных кобальтом. В работе из немецкого музея сосуд стоит вверху на полке среди другой посуды и снеди.
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Кухонный натюрморт» с изображением лимона и мандарина в левой части
Музей Бойманса - ван Бёнингена, Роттердам
Снейдерс, Франс
Натюрморт с дичью, лобстером, фруктами и овощами
Холст, масло. 91*127 см
Баварское государственное собрание картин
Снейдерс, Франс Натюрморт 1612 -1613 годы Дерево, масло. 55*85 см Частное собрание
Фрагмент натюрморта Франса Снейдерса с изображением стеклянного сосуда с золочением в левой части Частное собрание
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Натюрморт с устрицами и куропатками» с изображением стеклянного сосуда с золочением в левой части БСИИ ASG, инв. № 04-1781
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Кухарка» с изображением стеклянного сосуда с золочением в верхней части Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн
Франс Снейдерс Кухарка 1630-е годы
Холст, масло. 88,5x120 см Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн
На холсте из музея Вальрафа-Рихарца рядом с сосудом находится пирог. Пироги редко встречаются в произведениях Снейдерса. Практически всегда они фаршированы ягодами или мясом. Высокие круглые пироги подобной «конструкции» можно видеть и в работах Виллема Класа Хеды (1593/1594 - 1680/1682), например, «Завтрак с ежевичным пирогом» (1631 год, Дрезденская картинная галерея) или «Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом» (1645 год, Веймарский замок, Германия).
Однако пирог на картине Снейдерса из Большого собрания изящных искусств АБС имеет не-
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Кухарка» с изображением пирога в верхней части Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн
Хеда, Виллем Клас
Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом 1645 год Дерево, масло Веймарский замок, Германия
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Натюрморт с устрицами и куропатками» с изображением пирога в правой части БСИИ ASG, инв. № 04-1781
стандартную трёхчастную форму и декор в виде лепных украшений из теста. Края его сверху и снизу обрамлены такой же плетёнкой, что и на пироге с натюрморта «Кухарка».
Пирог закрыт, и мы не можем с уверенностью утверждать, что у него внутри, но предположение сделать можно. Рядом с пирогом Снейдерс изобразил цитрусовые и дичь, давая понять, что именно они составляют начинку пирога. В Европе такие пироги называли «Game pie», что дословно можно перевести как пирог с дичью. В качестве начинки для таких пирогов чаще всего использовали мясо куропатки, фазана, голубя, в комбинациях с индюком, кроликом, оленем, различными фруктами и специями. Оболочку из теста, куда помещалась начинка, рассматривали просто как форму для запекания мяса и порой не употребляли в пищу, называя её «гробом» (анг. «coffin»). В то время для выпечки, вероятно, уже существовали разъемные формы: дно отдельно, разъемная обечайка отдельно.
Часто, чтобы дать понять какова начинка закрытого пирога, сверху он украшался чучелом той птицы, которая применялась при его готовке. На картине Питера Класа «Натюрморт с пирогом из индейки» представлен подобный вариант с чучелом птицы на пироге в глубине справа. Здесь же изображён ещё один пирог, внутри которого лежит ломтик лимона или апельсина, чернослив и изюм. Основой для этой смеси служит рис, пшено или ячневая крупа.
В ходе исследования нами были выявлены натюрморты старых мастеров с изображениями круглых пирогов. Аналогичный по форме трёхчаст-ный пирог, как на картине Снейдерса из Большого собрания изящных искусств ASG, нам удалось
Клас, Питер
Натюрморт с пирогом из индейки 1627 год
Дерево, масло. 75*132 см Рейксмюсеум, Амстердам
Фрагмент картины Питера Класа «Натюрморт с пирогом из индейки» с изображением пирога в левой части
Рейксмюсеум, Амстердам
Клас, Питер
Натюрморт с музыкальными инструментами 1623 год
Холст, масло. 69*122 см Лувр, Париж
обнаружить лишь на одной картине фламандского художника Осиаса Беерта (ок. 1580 - 1623). Хотя пирог, написанный в данной композиции, значительно ниже пирога с работы Снейдерса.
Осиас Беерт Натюрморт 1617 год Холст, масло
Королевская коллекция Дании
Франс Снейдерс и Осиас Беерт принадлежат к раннему поколению натюрмортистов Фландрии. Их работы ещё близки голландской живописи со сдержанным мягким колоритом, гармоничной компоновкой предметов в единую композицию, где каждый из них самоценен и не пытается «перекричать» другие, а также чувством спокойствия, тишины и созерцательного мироощущения. Уже зрелые работы Снейдерса будут написаны в стиле Pгonkstilleven, что в переводе с нидерландского означает «показной», «богато украшенный» или «роскошный» натюрморт. Данный стиль получил распространение в Антверпене в 1640-е годы. Среди его родоначальников, наряду со Снейдерсом, называют Адриана ван Утрехта (1599 - 1652). Их натюрморты подчёркивали изобилие и плодородие родной им фламандской земли. Художники делали акцент на разнообразии предметов - фрукты, цветы, дичь, морские деликатесы, музыкальные инструменты - всё это объединялось в рамках одной композиции, подчас нагромождаясь друг на друга и превращаясь в яркий, красочный каскад, ошеломляющий зрителя.
Фрагмент картины Осиаса Беерта «Натюрморт» с изображением пирога в правой части
Королевская коллекция Дании
Данное совпадение может быть неслучайным. Художники были ровесниками, оба работали в Антверпене и одновременно вступили в гильдию Святого Луки в 1602 году. Возможно, для своих натюрмортов они заказывали пироги в одной и той же пекарне. В XVII веке в гильдиях существовали строгие правила относительно форм и размеров выпечки. Пирожники каждого европейского города, включая Антверпен, получали право на изготовление пирогов определённой формы - те, кто пекли квадратные пироги, не могли печь круглые, и наоборот. Если кодекс этот нарушался, то пекаря исключали из гильдии.
Утрехт, Адриан ван Банкетный натюрморт 1644 год
Холст, масло. 185x242,5 см Рейксмюсеум, Амстердам
В стиле Pгonkstilleven выдержан натюрморт мастерской Франса Снейдерса «Дичь, плоды и рыба» из Большого собрания изящных искусств АБС, речь о котором пойдёт в нашей следующей публикации. Натюрморт этот неожиданным образом сочетает фрукты, рыбу, дичь, мёртвого зайца, а также духовые музыкальные инструменты, нотную тетрадь и глобус.