Научная статья на тему 'Краткая история булгар'

Краткая история булгар Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2609
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛГАРЫ / САВИРЫ / ХРОНОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ / КАВКАЗ / ПОВОЛЖЬЕ / КАЗАНСКИЕ ТАТАРЫ / ЧУВАШИ / BULGARS / SABIRS / CHRONOLOGY / HISTORY / CAUCASUS / VOLGA / VOLGA TATARS / CHUVASH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Салмин Антон Кириллович

На основе древних и средневековых источников прослеживается хронография истории булгар. Первое упоминание об этом племени относится к I в. (а не к IV в., как отмечается в научной литературе). Рассматриваются генетическая связь булгар с казанскими татарами и отсутствие таковой с савирами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A brief history of the Bulgars

A comparative study of the history and culture of Bulgars [Proto-Bulgars] and Kazan [Qazan] Tatars leads the researchers to a finding of their genetic affinity. The central role in the development of the Volga Tatars as an ethnos was shown by cultural traditions of Bulgars which continued and developed in the culture of Kazan Tatars. It was the tribes of the Volga Bulgaria, first and foremost Bulgars, who composed the bulk of the Tatar nation. It was the national masses, rather than the tribal helm linked to the Golden Horde, which should be borne in mind when talking about the history of the Volga Tatars. The author emphasizes once again that one should distinguish the two notions, i.e. "Bulgars" and "Suvars" [Suwars], and not hyphenate them: "Bulgar-Suvars" or "Bulgars-Suvars". There is no separate tribe of "Bulgar-Suvars" or "Bulgars-Suvars". One should only talk about the tribe of Suvars in a specific meaning. It is possible to write "Suvars residing in Bulgaria". Bulgars and Suvars, as well as Bulgars and the Chuvash, are distinguishable and quite independent, whatever close relatives to each other they could be. The researchers, when they cannot identify the ancestors of the Chuvash, resort to a "trick" and write "Bulgars-Suvars". It looks like they "insure" themselves and point to the both tribes as ancestors to be on the safe side. They say, let the reader choose according to their "taste". However, this has nothing to do with a scientific study. At the same time, the research into the history of the state of Volga Bulgaria clearly classifies Bulgars as vagrant cattle breeders, while Suvars are classified as skillful sons of soil. As seen, the time of the first mentioning of Bulgaria is not 354, but late second early third centuries, not in the Western Fore-Caucasus, but in the South-West Region of Greater Armenia. As the sources evidence, Bulgars appeared to be the basic component of the Kazan Tatars' development. By virtue of the above facts, Bulgars could not be ancestors of the Chuvash.

Текст научной работы на тему «Краткая история булгар»

Вестник Томского государственного университета. 2015. № 395. С. 116-122. DOI: 10.17223/15617793/395/19

УДК 93/94

А. К. Салмин КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БУЛГАР

На основе древних и средневековых источников прослеживается хронография истории булгар. Первое упоминание об этом племени относится к I в. (а не к IV в., как отмечается в научной литературе). Рассматриваются генетическая связь булгар с казанскими татарами и отсутствие таковой с савирами.

Ключевые слова: булгары; савиры; хронология; история; Кавказ; Поволжье; казанские татары; чуваши.

С.А. Токарев в теоретической статье о проблеме этногенеза чувашей и булгар писал: «Трудно было бы что-либо возразить против достаточно убедительно доказанной исторической связи между древними булгарами и современными чувашами» [1. С. 13]. Однако, рассуждал далее С.А. Токарев, даже самая прямая историческая связь еще не есть тождество - об этом не всегда помнят. Необходимо дать себе отчет в том, что даже убедительное сближение современного народа с древними предками мало помогает понять его происхождение. Это скорее объяснение известного искомого через неизвестное. Поэтому даже доказанная связь, например, нынешних чувашей с древними булгарами не дает ответа на вопрос об их происхождении. Можно ли считать «булгарскую теорию» решением проблемы этногенеза чувашского народа? Скорее, наоборот, эта теория может служить ответом на вопрос о том, кто такие были булгары. Нельзя безоговорочно сближать современный народ с древним племенем.

Априорное увлечение булгарскими истоками предков чувашей и прямая идентификация булгар с древнетюркским миром приводят к ненаучным обобщениям.

Известно, что во времена царствования Валаршака (= Валарша, ок. 197-216 гг. [2. С. 69]) в Армении, близ удела Шара, появляется колония булгарских племен. В прочтении А. А. Акопяна - вэл 'эндур булха-ры (источник: личное письмо автору этих строк от 9.01.2015). Ныне это область Вананд с центром в г. Карс в Турции [3. С. 369]. В годы правления царя Аршака в Стране булгаров, окруженной Кавказскими горами, возникла смута, о чем писал Мовсес Хорена-ци. В этой связи многие булгары переселились в Армению «на долгое время, ниже Кола, на плодородной земле, в обильные хлебом места». При этом Мовсес Хоренаци ссылается на Мар Абас Катину, жившего в конце III - начале IV в., что увеличивает достоверность названных событий [4. С. 61, 69]. Согласно сведениям из приведенных источников, булгары в это время жили в области Кола (ныне - область и город Göle в северо-восточной части Турции). По А. А. Ако-пяну, аутентичным прототипом царя Валаршака в армяноведении обоснованно считают не Валарша II (такое отождествление М.С. Гаджиева он считает поспешным) или Валарша I (117-140), а Трдата I (5475), автора реформ, описанных у Хоренаци со ссылкой на Мар Абас Катину. Таким образом, есть основание считать, что булгары впервые зафиксированы в I в. н.э. на юго-западе Армении. Пока же многие ис-

следователи продолжают считать, что первое упоминание булгар относится к 354 г. - в форме Vulgares у латинского Анонима в его Хронографии [5. С. 105].

Во времена Аттилы булгары входили в сферу влияния гуннов, в том числе воевали в составе их войск [6. С. 147], хотя речь не идет о полном подчинении. Комментатор «Гетики» Е.Ч. Скржинская обратила внимание на следующий факт: рассказывая о событиях второй половины V - первой половины VI в., связанных с гуннами, Иордан называл их то булгарами, то антами, то склавенами [7. С. 218]. В 493, 499 и 502 гг. булгары (BouXyapoi) совершают опустошительные походы в северные пограничные области Византийской империи [8. С. 75]. При этом у Феофана Исповедника имеется уточнение: «...и возвращаются назад, прежде чем о них узнали» (501/502 г.) [9. С. 25, 49]. Например, в 499 г. у р. Цурта (ныне - территория Южной Осетии) произошло сражение между булгарами и иллирийцами, в бою погибли более 4 000 человек. Но источник не уточняет: эта цифра относится к обеим сторонам или только к иллирийцам. Видимо, речь идет о погибших воинах из войска под командованием иллирийца Ариста, ибо автор источника говорит о византийских событиях. Из контекста следует, что до конца V в. булгары не совершали дальних походов и не были известны в византийских землях. К началу VI в. они уже приобрели военный опыт. Под 499, 502, 515, 530 гг. Комит Мар-целлин также повествует о иллирийско-фракийско-булгарских войнах [10. С. 86, 119, 120].

Под 538/539 гг. Феофан отмечает крупные военные столкновения между булгарами и византийцами. Хотя, говоря об этих действиях, Малала, чьим компилятором являлся Феофан, повествовал не о булгарах, а о гуннах. Разумеется, в эти времена гуннов уже не существовало. В 555 г. Захария Ритор писал, что у булгар были города [11. С. 595]. Согласно Михаилу Сирийцу, который опирался на «Церковную историю» Иоанна Эфесского (умер в 586 г.), саса-нидский царь Бахрам VI Чубин решил восстать против юного ромейского ставленника Хосрова на Кавказе. Поэтому Хосров обратился за помощью к ро-мейскому царю Маврикиану (582-602). Маврикиан отправил целую армию, в числе которой были армяне и булгары в количестве 2 000 человек [12. С. 36], поддержать Хосрова. Судя по контексту, событие произошло в 590 г. или сразу после этого, но не позднее 602 г. Значит, в эти годы в состав ромей-ских войск на Кавказе (скорее всего, на территории Армении) входили и булгары.

В 626 г. булгары осаждали Константинополь. Под предводительством Кубрата в 635 г. булгарами было сокрушено могущество аварцев в Причерноморье. С угасанием власти тюрков в эти годы в западных степях набирают силу булгары и хазары. Так возникло новое государство - Великая Булгария со столицей в Фанагории [13. С. 171-172]. После смерти (от 642 до 665 г.) у властителя булгар и котрагов Кубрата (КоРдахо^) остались пять сыновей. Находясь при смерти, он завещал сыновьям ни в коем случае не отделяться друг от друга и жить вместе, чтобы они властвовали над всем и не попали в рабство к другому народу. Однако сыновья поступили иначе: они удалились друг от друга и каждый правил подвластным ему народом. Исследователи по-разному трактуют этот рассказ: одни считают его легендой, другие поддерживают убежденность Феофана в достоверности. Первый сын Батбаян / Ваян (= имя аварского кагана), храня завет отца, остался на прежнем месте. Затем Батбаян попал под данничество хазар. Второй, Ко-траг, перешел р. Танаис (Северский Донец) и поселился напротив первого брата. Третий, Аспарух, переправился через Днепр и Днестр и, дойдя до местности Огл севернее Дуная, поселился там. Он считал, что это место укрепленное и неприступное, так как вокруг реки и болота. Видимо, Аспарух опасался хазар. Позже, вступив в сражение с ромеями, он прогнал противника до Варны. Здесь булгары покорили сла-винов и северов. Напуганный василевс был вынужден заключить с булгарами мир. Четвертый и пятый сыновья переправились через Истр (Дунай). Один остался в подчинении аваров в Паннонии, а другой, достигнув Пентаполя, попал под власть христиан (византийцев). В 670 г. хазары в союзе с венграми разгромили булгар [14. С. 117]. В ранней истории хазары входили в военно-политический союз савиров, известный как «страна гуннов» [15. С. 3]. Весь VII в. савиры и хазары состояли в едином военно-политическом союзе. Можно сделать вывод, что в это время савиры и булгары воевали друг с другом [16].

После распада империи гуннов в ^УШ вв. сави-рам на Кавказе не было равных в военной силе. Именно тогда булгары были серьезно потеснены са-вирами [17. С. 261] и хазарами [18. С. 235]. Затем са-виры состояли в военно-политическом союзе, возглавляемом Хазарским каганатом. По призыву кагана они выступали против внешних врагов Хазарии, в первую очередь против арабов. Более того, и до переселения на Среднее Поволжье булгары и савиры жили врозь. Историк В. Д. Димитриев считает, что изменение этнического состава населения Среднего Поволжья было связано со вторжением сюда в VII в. бул-гарских и в VIII в. суварских племен [19. С. 7]. Однако археологические материалы свидетельствуют, что булгары появились в Среднем Поволжье во второй половине VIII в. В качестве причины называют арабо-хазарские войны [20. С. 390]. А.П. Новосельцев считал временем откочевания булгар на Среднюю Волгу VIII в. [21. С. 75]. Питер Голден пишет, что государство Волжская Булгария формировалось в период со второй половины VIII в. до второй половины IX -

начала X в. [22. С. 52]. Близки к исторической действительности взгляды на хронологию булгар Андраша Рона-Таша. По его мнению, Булгарская империя к началу миграции на Волгу располагалась не в Прикубанье и Предкавказье, а между реками Донец и Южный Буг. Булгары, на его взгляд, находились тогда в зависимости от хазар. В 737 г., воспользовавшись нападением арабского полководца Мервана на хазар, они двинулись вверх по Волге [23. С. 134]. В это же время прерывается прямое подчинение булгар хазарам. Булгары поднялись вдоль по Волге, около 750 г. дошли до Самарской Луки. По данным нумизматического материала, в конце VIII в. они были в районе Больших Тархан. Здесь археологи вскрыли самые ранние булгаро-тюркские памятники. Около 900 г. они оказались на Каме [24]. В начале 60-х гг. IX в. савиры, обитавшие в пределах Северного Кавказа -Дона, продвинулись вверх по Итилю.

Таким образом, хронологические различия между датами прихода булгар и сувар на Среднюю Волгу составляют более ста лет. Это свидетельствует об автономности каждого племени, прежде всего в этническом плане. Одновременно следует согласиться с мнением Берната Мункачи о высоком самосознании предков cuvas. Именно это качество и подтолкнуло суварское племя выступить в начале X в. против булгар и перейти под предводительство князя / царя Вы-рыг на правобережье Волги. Как видим, булгары пришли на Волгу в 50-х гг. VIII в., а сувары - в конце 60-х гг. IX в. Еще раз отметим: булгарские и савир-ские племена пришли на Волгу отдельно. Более того, после распада гуннского союза савиры начали сильно притеснять булгар. Возможно, это стало причиной (дополнительной или основной - вопрос открытый) ухода булгар с плодородных земель региона Северного Кавказа - Дона. Согласно источникам, в первой половине IX в. началась вторая волна переселения булгар на Волгу. Подавление восстания сторонников старой религии в Хазарии - каваров (видимо, также булгар и суваров) - в 830 г. породило другое историческое событие - недовольные булгары (оставшаяся их часть) двинулись на Дунай и в Волго-Камье [25. С. 46].

Главным врагом Волжской Булгарии во времена царствования Алмуша была Хазария. Алмуш ежегодно платил царю хазар от каждого дома в его государстве по шкуре соболя. Из рассказа Ибн Фадлана можно заключить, что сын булгарского царя находился в заложниках у хазарского царя. «До царя хазар дошла [весть] о красоте дочери царя "славян", так что он послал сватать ее. А он высказался против него и отказал ему. Тогда тот отправил [экспедицию] и взял ее силой... Итак, она умерла, [находясь] у него. Тогда он послал, требуя вторую его дочь. Как только это [известие] дошло до царя "славян", он упредил [это] и выдал ее замуж за царя [князя] [племени] эскэл, который находится под его властью, боясь, что он отнимет ее у него силой, как он это сделал с ее сестрой» [26. С. 141]. Булгарский князь решил построить крепость и защищаться от «иудеев, поработивших его». Видимо, уже будучи на Средней Волге, в начале X в. сува-

ры продолжали считать себя союзниками Хазарии. В такой ситуации между булгарами, состоявшими в недружественных отношениях с Хазарией, и савира-ми, недавними союзниками хазар, не могло быть полного взаимопонимания. Не сложились добрые отношения у булгар и с другими соседями. Так, согласно Ибн Русте и Гардизи, во второй половине IX - начале X в. они совершали грабительские набеги на бурта-сов, уводили их в плен [27. С. 24].

К началу X в. в Волжской Булгарии родовой строй был изжит. К этому времени сформировалось классовое общество дофеодального типа: производителями являлись общинники, однако в хозяйстве использовался и труд рабов. В стране правили четыре общепризнанных царя (= князя). Видимо, они должны были занимать трон в определенной последовательности.

Центром государства Волжская Булгария был город Булгар. «Из него выходит до 20 000 всадников», -сообщает источник «Худуд ал-'алем» [28. С. 32]. Согласно этой рукописи вблизи города Булгар находился другой город - Сувар. Однако, по Ахмеду Ибн Фадлану, города Сувара еще не существовало. Переправившись через реку Утка, он не упоминает на этом месте никакого города , так как он тогда еще не существовал. Видимо, речь идет не о городе, а о поселении - центре суварского племени. Однако и позже городом сувар это поселение именовалось номинально, ибо основная часть племени проживала на правобережье. В городе Сувар жила лишь небольшая часть сувар, которая приняла ислам. Вскоре они «обулгари-лись». Во время татаро-монгольского нашествия Су-вар, оказавшись в форпосте, был стерт с лица земли.

С момента образования Волжская Булгария становится центром транзитной торговли. Особенно оживленная торговля шла с хазарами и руссами, которые завозили на Волгу соболей, горностаев и белок [29. С. 29]. В описаниях 40-60-х гг. X в. город Булгар значился небольшим, в нем не было многочисленных округов. Он был известен прежде всего как порт, куда причаливали купцы соседних государств. После разгрома Хазарии киевским князем Святославом в 965 г. роль Булгарии как торгового центра возрастает. Были налажены три торговых направления - с Востоком, Русью и соседями. Строились города, развивалось ремесло. В качестве товара и средства обращения широко использовались меха пушных зверей, зерно, мед. Развитию торговли во многом способствовали водные пути по Волге и Оке. Благодаря им Булгария становится центром транзитной торговли. Из Булгара был проложен путь в Киев. В Булгаре возникали фактории, где хранили товары. Здесь купцы, охрана, носильщики, гребцы, слуги, путешественники останавливались на отдых - появилась целая сфера обслуживания. «Сюда же стремились речные пираты и грабители» [30. С. 78]. Все эти факторы способствовали возникновению государства.

Вторая половина X - начало XIII в. отмечены вторжениями в булгарские земли. Например, в 358 г.х. (968-969) русы, промышлявшие в этих местах шкурками и мехами диких зверей, разрушили Булгар [31. С. 89-90]. В конце X в. киевские князья воевали с

волжскими булгарами, союзниками киевлян были гуззы (огузы). По сообщению Ал-Бекри, булгары к этому времени были малочисленны и составляли около 500 отцов семейств. В начале X в., согласно источникам, у Алмуша было то ли 500 сородичей, то ли 5000 [32. С. 26]. В 997 г. Владимир Святославович ходил «на болгары волжскиа и камские и, одолев, плени их» [33. С. 66].

В 1117 г. к булгарам пришли половцы. Князь бул-гарский дал им питье с отравой: были отравлены хан Аепа и другие половецкие князья [34. С. 285]. В 1164 г. князь Владимирский Андрей Боголюбский со своим сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Гюргем (Юрьем), отправился в поход в Болгарскую землю. Был взят славный город булгар Брякимов (Бряхимов) и сожжены три города. Погибло много булгар, стяги отняли, Андрей воротился с победой, как гласят летописи [35. С. 352]. В 1172 г. ордынский царь Саин на Волге в устье реки Камы на месте бывшего булгарского города Бряхова основан город Казань [36. С. 13]. В 1182 г. русская конница подошла к великому городу серебряных булгар. Булгары, увидев противника, спрятались за стенами.

В 1202 г. монголо-татарские войска подошли к границам Волжской Булгарии, где и провели зиму [37. С. 155]. В 1220 г. князь Святослав с полками и воеводами осадил болгарский город Ошел и сжег его. В 1229 г. монголы оттеснили булгарские сторожевые отряды с Яика. Перед лицом реальной угрозы булгары отправили послов в Русь с предложением мира. Видимо, высказывалась мысль совместно обороняться от грозного врага. Соглашения не последовало, и булгарам самим пришлось отражать наступление, в чем они имели временный успех [38. С. 356].

В 1231 г. татаро-монголы близко подошли к великому граду Булгару, однако остановились и перезимовали здесь [39. С. 209]. В 1236 г. основные силы монголов у Булгара встретились с родом Джучи: с Бату, Ордой, Шейбаном и Тангутом. В походе участвовали все четыре ветви ханской фамилии. А зимой против народа булар был направлен и Субэдай [40. С. 37-38]. «Они сошлись все вместе в землях булгар. От множества их войск земля стонала и гудела, и даже дикие звери столбенели от шума их полчищ. Прежде всего они захватили штурмом город Булгар, который на весь мир славился крепостью своих стен и обилием запасов; и как предостережение другим они убили жителей или увели их в плен» [41. С. 185]. Пришли «безбожники-тотарове, град их сожгоша, плениша всю землю Болгарьскоую, град их Великии взяша и иссекоша вся жены и дети, а инии в полон взяша», сожалеют летописцы. О том, что булгары были разгромлены татарами в конце 1236 г., свидетельствовал и венгерский монах Юлиан [42. С. 83]. «Болгария пала, не будучи в состоянии отразить даже авангарда монгольских войск, шедшего под предводительством Субутая» [43. С. 463]. Но вскоре, уже при Батые, Булгар был восстановлен. Хан Батый в 1242-1246 гг. жил в этом городе. Примерно в те же годы были построены еще несколько городов, например Эстер-хан. В Булгаре и Сарае находились ставки

хана Берке (1257-1266) [44. С. 193]. Итак, в 1236 г. столица Волжской Булгарии г. Булгар был разрушен, но вскоре его восстановили. Поэтому «все постройки и надписи, сохранившиеся в нем теперь, относятся к эпохе монгольского владычества» [45. С. 136].

В 1370 г. булгарский престол занимает представитель русского княжества, который стал контролировать торговые дела. Много вреда было нанесено столице Булгарии и всему государству ушкуйниками, грабившими города. Например, в 1374 г. ушкуи взяли Булгар и хотели сжечь его. Город был спасен денежным откупом. В 1376 г. русские войска напали на Булгар. Произошла жестокая битва. Булгарские князья Осан и Махмат вышли к русским и откупились деньгами [46. С. 192]. В 1382 г. хан Тохтамыш послал свои войска в Булгары и повелел им грабить русских и других торговцев, а суда с товарами отнимать и препровождать к себе. Говоря об этом событии, Никоновская летопись отождествляет названия городов Булгар и Казань: «.. .град, нарицаемый Болгары, еже есть Казань на Вол-зе» [47. С. 71]. Данный летописный факт свидетельствует о том, что центром Булгарского государства в то время становится не Булгар, а Казань. В 1395 г. русские воеводы взяли города Булгар, Жюкотин, Казань и Кеременчюх, пробыли там три месяца и возвратились «с многою корыстию». Как сообщает Степенная книга, это событие произошло в 1396 г. [48. С. 417-418]. Согласно одному варианту Патриаршей летописи, были взяты города Болгары и Жукотин, согласно другому -Казань и Кеременчюх. По другим летописям, взятие Болгар Великих, Жукотина, Казани и Кеременчюха произошло в 1399 г. (6907) [49. С. 5-6]. Как видим, зафиксированы не только разные даты, но и города, относящиеся к одному событию.

В период Казанского ханства торговля заняла еще более важное место. Татарские купцы стали известны в Евразии как активные торговцы [50]. Сувары же занимались земледелием, скотоводством, обменивали излишки на товары, производимые булгарами, а затем и татарами.

В начале XVIII в. голландец Корнелий Бруин, путешествовавший по Московии, назвал в числе российских городов и Булгар. Согласно его записи город Казань находится между страной Булгария и черемисами [51. С. 90, 148]. Это значит, что в то время продолжали бытовать названия «Булгар» и «Булгария».

Сравнительное изучение истории и культуры булгар и казанских татар привело исследователей к выводу об их генетической связи. В формировании поволжских татар как этноса большое значение имели культурные традиции булгар, которые нашли продолжение и развитие в культуре казанских татар. Именно племена Волжской Булгарии, преимущественно булгары, составили основную часть татарской народности. Именно народные массы, а не племенную верхушку, связанную с Золотой Ордой, следует иметь в виду, когда говорим об истории поволжских татар. Хочется еще раз подчеркнуть, что необходимо разделять два понятия - «булгары» и «сувары» -и не следует писать их через дефис: «булгаро-сувары» или «булгары-сувары». Должно говорить о племени сувар только в конкретном значении: «сувары, живущие в Булгарии». Булгары, сувары, чуваши - понятия самостоятельные, какими бы близкими по отношению друг к другу они ни были. Исследователи, когда не могут идентифицировать предков чувашей, прибегают к «хитрости» и пишут «булгары-сувары». Тем самым как бы «страхуют» себя и на всякий случай указывают на оба племени в качестве предков: пусть читатель выбирает «по вкусу». Но все это не имеет никакого отношения к научному исследованию. При этом исследователи истории государства Волжская Булгария отчетливо разделяют булгар как кочевых скотоводов, а сувар - как искусных земледельцев. Итак, время первого упоминания булгар - не 354 г., а I в., место - не Западное Предкавказье, а юго-запад Армении. Как свидетельствуют источники, булгары оказались основным этническим компонентом для формирования казанских татар. В силу указанных фактов булгары не могли быть предками чувашей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Токарев С.А. К постановке проблем этногенеза // Советская этнография. 1949. № 3. С. 12-36.

2. Гаджиев М.С. К этнокарте Северо-Западного Прикаспия в позднесарматский период (в контексте сообщения Хоренаци о походе хазир и

басил в 216 г.) // Нижневолжский археологический вестник. Волгоград : ВГУ, 2010. Вып. 11. С. 69-78.

3. Арутюнян А.Х. К вопросу территории расселения древневосточных славян согласно трудам Мовсеса Хоренаци // Каспийский регион:

политика, экономика, культура. 2012. № 2 (31). С. 365-371.

4. Хоренаци Мовсес. История Армении / пер. с древнеармян., введ. и примеч. Гагика Саркисяна. Ереван : Айастан, 1990. 291 с.

5. Mommsen Theodorvs, ed. Monvmenta Germaniae Histórica. Chronicaorvm Minorum Saec. IV.V.VI.VII. Vol. I: Accedvnt Tabvlae Dvae. Berolini :

Apvd Weidmannos, 1892. XII, 756 p.

6. Németh Gyula. A honfoglaló magyarság kialakulása. Kozzéteszi Berta Árpád. Budapest : Akadémiai Kiadó, 1991. 399 p.

7. Скржинская Е. Ч. Вступ. ст., пер., коммент. // Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica. СПб. : Алетейя, 2001. 512 с.

8. ЧичуровИ.С. Византийские исторические сочинения. М. : Наука, 1980. 215 с.

9. Феофан Исповедник. Хронография // Текст на др.-греч. и рус. яз. / пер. и коммент. И.С. Чичурова // Чичуров И.С. Византийские историче-

ские сочинения. М. : Наука, 1980. С. 24-144.

10. Комит Марцеллин. Хроника / пер., ред. Н.Н. Болгов. Белгород : БелГУ, 2010. 230 с.

11. Захария Ритор. Хроника // Пигулевская Н.В. Сирийская средневековая историография. Исследования и переводы / сост. Е.Н. Мещерская. СПб. : Дмитрий Буланин, 2011. С. 570-597.

12. Сириец Михаил. Хроника / пер. Р. А. Гусейнов // Сирийские источники XII-XIII вв. об Азербайджане. Баку : Изд-во АН АзССР, 1960. С. 15-53.

13. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы Евразийских степей: От древности к новому времени. СПб. : Петер. востоковедение, 2009. 432 с.

14. Рона-Таш Андраш. Хазары и мадьяры // Хазары. М. : Мосты культуры; Jerusalim: Gesharim, 2005. С. 111-124.

15. Гмыря Л.Б. Правовые нормы в Хазарском каганате на раннем этапе истории (середина VII — первая треть VIII в.) // Вестник Института ИАЭ ДНЦ РАН. 2012. № 2. С. 3-20.

16. Salmin Anton. Savirs - Bulgars - Chuvash / ed. P. Golden. Saarbrücken : Lambert Academic Publishing, 2014. 147 p.

17. Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. М. : Айрис-пресс, 2007. 411 с.

18. Golden Peter B. The peoples of the Russian forest belt // The Cambridge History of Early Inner Asia. Cambridge Univ. Press, 2008. P. 229-255.

19. Димитриев В. Д. Чебоксары: Очерки истории города конца XIII-XVII вв. Чебоксары : ЧГИГН, 2003. 180 с.

20. Казаков Е. О типологии и периодизации древностей Болгарии: VIII-X вв. // Симпозиум «Славяни и прабългари»: докл. София : БАН,

1982. С. 388-391.

21. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М. : Наука, 1990. 263 с.

22. Golden Peter B. Some Notes on the Etymology of Sabir // KOINON A&PON : сб. ст. к 60-летию В.П. Никонорова. СПб. : Филфак СПбГУ, 2013. С. 49-55.

23. Рона-Таш Андраш. От Урала до Карпатского бассейна (Новые результаты исследований по ранней истории венгров) // Алтаистика и тюркология. 2011. № 4 (4). С. 131-139.

24. Rona-Tas Andras. A honfoglalo magyar nep. Budapest : Balassi, 1996. 412 p.

25. Плетнёва С. Древние болгары в восточноевропейских степях // Татарская археология. 1997. № 1. С. 31-60.

26. Ибн-Фадлан. Книга // Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. / ст., пер. и коммент. Харьков : Харьков. ун-т, 1956. С. 119-148.

27. Ибн-Даста. Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах. СПб. : Тип. Имп. ун-та, 1869. XIII, 199 с.

28. Бартольд В. Введение // Худуд ал-'алем. Рукопись Туманского / С введением и указателем В. Бартольда. Л. : Изд-во АН СССР, 1930. С. 1-32.

29. Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М. : Наука, 1967. Т. II. 212 с.

30. Белорыбкин Г.Н. Западное Поволжье в средние века. Пенза : ПГПУ, 2003. 199 с.

31. ИбнХаукал Абу-л-Касым. Книга путей и стран / пер. Т.М. Калининой // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. М. :

Русский фонд содействия образованию и науке, 2009. Т. III. С. 86-94.

32. Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе: [I] Горган и Поволжье IX-X вв. М. : Наука, 1962. 278 с.

33. Полное собрание русских летописей. М. : Языки рус. культуры, 2000. Т. 9 : Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никонов-

ской летописью. 288 с.

34. Полное собрание русских летописей. М. : Языки славянской культуры, 2001. Т. 2 : Ипатьевская летопись. 938, 87, L с.

35. Полное собрание русских летописей. М. : Языки славянской культуры, 2001. Т. 1 : Лаврентьевская летопись. VIII, 733 с.

36. Полное собрание русских летописей. М. : Языки рус. культуры, 2000. Т. 19 : История о Казанском царстве. 368 с.

37. Полное собрание русских летописей. СПб. : Тип. М.А. Александрова, 1910. Т. 20 : Львовская летопись. Ч. 1. IV, 418 с.

38. Оллсен Т.Т. Прелюдия к западным походам: монгольские военные операции в Волго-Уральском регионе в 1217-1237 годах // Степи Евразии в Средневековье. Донецк : ИА НАНУ, 2008. Т. 6. С. 351-362.

39. Полное собрание русских летописей. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1963. Т. 28 : Летописный свод 1497 г. Летописный свод 1518 г. (Уваров-

ская летопись). 413 с.

40. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. II / пер. с персид. Ю.П. Верховского ; прим. Ю.П. Верховского и Б.И. Панкратова ; ред. И.П. Петрушевский. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1960. 253 с.

41. Джувейни Ала-ад-дин. История завоевателя мира // Тизенгаузен В. Сост. сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М. ; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. Т. II : Извлечения из персидских сочинений. С. 20-24.

42. Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров XIII и XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. М. ; Л. : Изд-во

АН СССР, 1940. Т. III. С. 71-112.

43. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Л. : Изд. Учен. комитета МНР, 1926. Т. 2 : Исторический очерк этих стран в связи с историей Средней Азии. VI, 898 с.

44. Поло Марко. Книга / прим. М.Б. Горнунг // Карпини Джованни дель Плано. История монгалов ; Рубрук Гильом де. Путешествие в Восточные страны ; Поло Марко. Книга. М. : Мысль, 1997. С. 192-393.

45. БартольдВ.В. Сочинения. М. : Наука, 1968. Т. V. 757 с.

46. Полное собрание русских летописей. М. : Языки славянской культуры, 2004. Т. 25 : Московский свод. Летописный свод конца XV века. XV, 463 с.

47. Полное собрание русских летописей. М. : Языки рус. культуры, 2000. Т. 11 : Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью (Продолжение). 254, 6 с.

48. Полное собрание русских летописей. СПб. : Тип. М. А. Александрова, 1913. Т. 21 : Книга Степенная царского родословия. Ч. 2. С. 344708.

49. Полное собрание русских летописей. М. : Языки рус. культуры, 2001. Т. 6, вып. 2 : Софийская вторая летпись. VIII, 446 с.

50. Валеев Р.М. Торговля в Поволжье и Приуралье в IX - начале XV веков : дис. ... канд. ист. наук. Казань : КГУКИ, 2011. 42 с.

51. Бруин Корнелий де. Путешествия в Московию // Россия XVIII века глазами иностранцев. Л. : Лениздат, 1989. С. 19-188.

Статья представлена научной редакцией «История» 15 декабря 2014 г. A BRIEF HISTORY OF THE BULGARS

Tomsk State University Journal, 2015, 395, 116-122. DOI: 10.17223/15617793/395/19

Salmin Anton K. Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera), RAS (St. Petersburg, Russian Federation). E-mail: antsalmin@mail.ru

Keywords: Bulgars; Sabirs; chronology; history; Caucasus; Volga; Volga Tatars; Chuvash.

A comparative study of the history and culture of Bulgars [Proto-Bulgars] and Kazan [Qazan] Tatars leads the researchers to a finding of their genetic affinity. The central role in the development of the Volga Tatars as an ethnos was shown by cultural traditions of Bulgars which continued and developed in the culture of Kazan Tatars. It was the tribes of the Volga Bulgaria, first and foremost Bulgars, who composed the bulk of the Tatar nation. It was the national masses, rather than the tribal helm linked to the Golden Horde, which should be borne in mind when talking about the history of the Volga Tatars. The author emphasizes once again that one should distinguish the two notions, i.e. "Bulgars" and "Suvars" [Suwars], and not hyphenate them: "Bulgar-Suvars" or "Bulgars-Suvars". There is no separate tribe of "Bulgar-Suvars" or "Bulgars-Suvars". One should only talk about the tribe of Suvars in a specific meaning. It is possible to write "Suvars residing in Bulgaria". Bulgars and Suvars, as well as Bulgars and the Chuvash, are distinguishable and quite independent, whatever close relatives to each other they could be. The researchers, when they cannot identify the ancestors of the Chuvash, resort to a "trick" and write "Bulgars-Suvars". It looks like they "insure" themselves and point to the both tribes as ancestors to be on the safe side. They say, let the reader choose according to their "taste". However, this has nothing to do with a scientific study. At the same time, the research into the history of the state of Volga Bulgaria clearly classifies Bulgars as

vagrant cattle breeders, while Suvars are classified as skillful sons of soil. As seen, the time of the first mentioning of Bulgaria is not 354, but late second - early third centuries, not in the Western Fore-Caucasus, but in the South-West Region of Greater Armenia. As the sources evidence, Bulgars appeared to be the basic component of the Kazan Tatars' development. By virtue of the above facts, Bulgars could not be ancestors of the Chuvash.

REFERENCES

1. Tokarev S.A. K postanovke problem etnogeneza [On setting the problems of ethnogenesis]. Sovetskaya etnografiya, 1949, no. 3,

pp. 12-36.

2. Gadzhiev M.S. K etnokarte Severo-Zapadnogo Prikaspiya v pozdnesarmatskiy period (v kontekste soobshcheniya Khorenatsi o

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

pokhode khazir i basil v 216 g.) [On the ethno-map of theNorthwestern Caspian in the Late Sarmatian Period (in the context of Khorenatsi's report on Khazir and Barsil campaign in 216)]. Nizhnevolzhskiy arkheologicheskiy vestnik, 2010, is. 11, pp. 69-78.

3. Arutyunyan A.Kh. K voprosu territorii rasseleniya drevnevostochnykh slavyan soglasno trudam Movsesa Khorenatsi [On the

territory occupied by ancient eastern Slavs according to the works of Khorenatsi]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kul'tura - The Caspian Region:Politics, Economics, Culture, 2012, no. 2 (31), pp. 365-371.

4. Khorenatsi Movses. IstoriyaArmenii [History of Armenia]. Translated from Old Armenian by G. Sarkisyan. Erevan: Ayastan Publ.,

1990. 291 p.

5. Mommsen Theodorvs (ed.) Monvmenta Germaniae Historica. Chronicaorvm Minorum Saec. IV.V.VI. VII. Vol. I: Accedvnt Tabvlae

Dvae. Berolini: Apvd Weidmannos, 1892. XII, 756 p.

6. Nemeth Gyula. A honfoglalo magyarsäg kialakuläsa. Közzeteszi Berta Arpäd. Budapest: Akademiai Kiadö, 1991. 399 p.

7. Iordan. O proiskhozhdenii i deyaniyakh getov [Jordan. The origin and deeds of the Getae]. Translated by E. Skrzhinskaya. St.

Petersburg: Aleteyya Publ., 2001. 512 p.

8. Chichurov I.S. Vizantiyskie istoricheskie sochineniya [Byzantine historical works]. Moscow: Nauka Publ., 1980. 215 p.

9. Theophanes the Confessor. Khronografiya [Chronographia]. Translated from Old Greek by I.S. Chichurov. In: Chichurov I.S.

Vizantiyskie istoricheskie sochineniya [Byzantine historical works]. Moscow: Nauka Publ., 1980, pp. 24-144.

10. Komita Marcellinus. Khronika [Chronicle]. Translated by N.N. Bolgov. Belgorod: Belgorod State University Publ., 2010. 230 p.

11. Zechariah the Rhetorician. Khronika [Chronicle]. In: Pigulevskaya N.V. Siriyskaya srednevekovaya istoriografiya. Issledovaniya i perevody [Syrian medieval historiography. Research and translation]. St. Petersburg: Dmitriy Bulanin Publ., 2011, pp. 570-597.

12. Michael the Syrian. Khronika [Chronicle]. Translated by R.A. Guseynov. In: Guseynov R.A. Siriyskie istochnikiXII-XIII vv. ob Azerbaydzhane [Syrian sources of the 12th - 13th centuries about Azerbaijan]. Baku: Izd-vo AN AzSSR Publ., 1960, pp. 15-53.

13. Klyashtornyy S.G., Sultanov T.I. Gosudarstva i narody Evraziyskikh stepey: Ot drevnosti k novomu vremeni [States and peoples of the Eurasian steppes: From antiquity to modern times]. St. Petersburg: Peter. vostokovedenie Publ., 2009. 432 p.

14. Röna-Tas Andras. Khazary i mad'yary [Khazars and Magyars]. In: Khazary [Khazars]. Moscow: Mosty kul'tury Publ.; Jerusalim: Gesharim, 2005, pp. 111-124.

15. Gmyrya L.B. Pravovye normy v Khazarskom kaganate na rannem etape istorii (seredina VII — pervaya tret' VIII v.) [Legal norms in the Khazar Kaganate at an early stage of history (mid 7th - first third of the 8th centuries)]. Vestnik Instituta IAE DNTs RAN, 2012, no. 2, pp. 3-20.

16. Salmin A. Savirs - Bulgars - Chuvash. Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2014. 147 p.

17. Gumilev L.N. Otkrytie Khazarii [The discovery of Khazaria]. Moscow: Ayris-press Publ., 2007. 411 p.

18. Golden Peter B. The peoples of the Russian forest belt. In: The Cambridge History of Early Inner Asia. Cambridge Univ. Press, 2008, pp. 229-255.

19. Dimitriev V.D. Cheboksary: Ocherki istorii goroda kontsa XIII-XVII vv. [Cheboksary: Essays on the History of the late 13th -17th centuries]. Cheboksary: ChGIGN Publ., 2003. 180 p.

20. Kazakov E. [On the typology and periodization of antiquities Bulgaria: the 8th - 10th centuries]. Simpozium "Slavyani i prab"lgari" [Symposium "The Slavs and Bulgars"]. Sofia: BAN, 1982, pp. 388-391. (In Russian).

21. Novosel'tsev A.P. Khazarskoe gosudarstvo i ego rol' v istorii Vostochnoy Evropy i Kavkaza [Khazar state and its role in the history of Eastern Europe and the Caucasus]. Moscow: Nauka Publ., 1990. 263 p.

22. Golden Peter B. Some Notes on the Etymology of Sabir. In: KOINON AQPON. St. Petersburg: St. Petersburg State University Philological Faculty Publ., 2013, pp. 49-55.

23. Röna-Tas Andras. Ot Urala do Karpatskogo basseyna (Novye rezul'taty issledovaniy po ranney istorii vengrov) [From the Urals to the Carpathian Basin (New results of research on the early history of the Hungarians)]. Altaistika i tyurkologiya, 2011, no. 4 (4), pp. 131-139.

24. Röna-Tas Andras. A honfoglalo magyar nep. Budapest: Balassi, 1996. 412 p.

25. Pletneva S. Drevnie bolgary v vostochnoevropeyskikh stepyakh [Ancient Bulgarians in Eastern steppes]. Tatarskaya arkheologiya, 1997, no. 1, pp. 31-60.

26. Ibn Fadlan A. Kniga [The Book]. In: Kovalevskiy A.P. Kniga Akhmeda Ibn-Fadlana o ego puteshestvii na Volgu v 921-922 gg. [The Book of Ahmad Ibn Fadlan about his trip to the Volga in 921-922]. Kharkov: Kharkov University Publ., 1956, pp. 119-148.

27. Ibn Dustah. Izvestiya o khozarakh, burtasakh, bolgarakh, mad'yarakh, slavyanakh i russakh [News on Khozars, Burtas, Bulgarians, Magyars, Slavs and Russes]. St. Petersburg: Tip. Imp. Un-ta Publ., 1869. XIII, 199 p.

28. Barthold V Vvedenie [Introduction]. In: Khudud al-'Alem. Rukopis' Tumanskogo [Hudud Al-'Alam. The Manuscript of Tumansky]. Leningrad: Izd-vo AN SSSR Publ., 1930, pp. 1-32.

29. Zakhoder B.N. Kaspiyskiy svod svedeniy o Vostochnoy Evrope [The Caspian collection of information about Eastern Europe]. Moscow: Nauka Publ., 1967. V. II, 212 p.

30. Belorybkin G.N. Zapadnoe Povolzh'e v srednie veka [West Volga region in the Middle Ages]. Penza: Penza State Pedagogical University Publ., 2003. 199 p.

31. Muhammad Abu'l-Qasim Ibn Hawqal. Kniga putey i stran [The Book of Ways and Countries]. Translated from Arabic by. T.M. Kalinina. In: Jackson T.N., Konovalova I.G., Podosinov A.V. (eds.) Drevnyaya Rus' v svete zarubezhnykh istochnikov

[Ancient Russia in light of foreign sources], Moscow: Russkiy fond sodeystviya obrazovaniyu i nauke Publ., 2009. V III, pp. 8694.

32. Zakhoder B.N. Kaspiyskiy svod svedeniy o Vostochnoy Evrope [The Caspian collection of information about Eastern Europe]. Moscow: Nauka Publ., 1962. V. I, 278 p.

33. Polnoe sobranie russkikh letopisey [Complete Collection of Russian Chronicles]. Moscow: Yazyki rus. kul'tury Publ., 2000. V. 9, 288 p.

34. Polnoe sobranie russkikh letopisey [Complete Collection of Russian Chronicles]. Moscow: Yazyki slavyanskoy kul'tury Publ., 2001. V. 2, 938, 87 p.

35. Polnoe sobranie russkikh letopisey [Complete Collection of Russian Chronicles]. Moscow: Yazyki slavyanskoy kul'tury Publ., 2001. V. 1, 733 p.

36. Polnoe sobranie russkikh letopisey [Complete Collection of Russian Chronicles]. Moscow: Yazyki rus. kul'tury Publ., 2000. V. 19, 368 p.

37. Polnoe sobranie russkikh letopisey [Complete Collection of Russian Chronicles]. St. Petersburg: Tip. M.A. Aleksandrova Publ., 1910. V. 20, pt. 1, IV, 418 p.

38. Ollsen T.T. Prelyudiya k zapadnym pokhodam: mongol'skie voennye operatsii v Volgo-Ural'skom regione v 1217-1237 godakh [Prelude to the Western campaigns: Mongolian military operations in the Volga-Ural region in 1217-1237]. In: Stepi Evrazii v Srednevekov'e [Steppes of Eurasia in the Middle Ages]. Donetsk: IA NANUPubl., 2008. V. 6, pp. 351-362.

39. Polnoe sobranie russkikh letopisey [Complete Collection of Russian Chronicles]. Moscow; Leningrad: Izd-vo AN SSSR Publ., 1963. V. 28, 413 p.

40. Rashid ad-Din. Sbornik letopisey [Collection of Chronicles]. Translated from Persian by Yu.P. Verkhovskiy. Moscow; Leningrad: Izd-vo AN SSSR Publ., 1960. V 2, 253 p.

41. Juvaynl Ala-ud-din. Istoriya zavoevatelya mira [History of the World Conqueror]. In: Tiesenhausen V. (ed.) Sbornik materialov, otnosyashchikhsya k istorii Zolotoy Ordy [Collected materials on the history of the Golden Horde]. Moscow; Leningrad: Izd-vo AN SSSR Publ., 1941. V. II, pp. 20-24.

42. Anninskiy S.A. Izvestiya vengerskikh missionerov XIII i XIV vv. o tatarakh i Vostochnoy Evrope [News of the Hungarian missionaries of the 13th and 14th centuries about the Tartars and Eastern Europe]. In: Istoricheskiy arkhiv [Historical Archive]. Moscow; Leningrad: Izd-vo AN SSSR Publ., 1940. V. III, pp. 71-112.

43. Grumm-Grzhimaylo G.E. Zapadnaya Mongoliya i Uryankhayskiy kray [Western Mongolia and Uryankhai region]. Leningrad: Izd. Uchen. komiteta MNR Publ., 1926. V 2, VI, 898 p.

44. Polo M. Kniga [The Book]. In: Giovanni da Pian del Carpine. Istoriya mongalov [History of the Mongols]. Moscow: Mysl' Publ., 1997, pp. 192-393.

45. Bartold V.V. Sochineniya [Works]. Moscow: Nauka Publ., 1968. V. 5, 757 p.

46. Polnoe sobranie russkikh letopisey [Complete Collection of Russian Chronicles]. Moscow: Yazyki slavyanskoy kul'tury Publ., 2004. V. 25, XV, 463 p.

47. Polnoe sobranie russkikh letopisey [Complete Collection of Russian Chronicles]. Moscow: Yazyki rus. kul'tury Publ., 2000. V. 11, 254, 6 p.

48. Polnoe sobranie russkikh letopisey [Complete Collection of Russian Chronicles]. St. Petersburg: Tip. M.A. Aleksandrova Publ., 1913. V. 21, pt. 2, pp. 344-708.

49. Polnoe sobranie russkikh letopisey [Complete Collection of Russian Chronicles]. Moscow: Yazyki rus. kul'tury Publ., 2001. T. 6, vyp. 2: Sofiyskaya vtoraya letpis'. VIII, 446 p.

50. Valeev R.M. Torgovlya v Povolzh'e i Priural'e v IX - nachale XV vekov: dis. kand. ist. nauk [Trading in the Volga and Ural regions in the 9th - early 15 th centuries. Abstract of History Cand. Diss.]. Kazan: KGUKI Publ., 2011. 42 p.

51. Cornelis de Bruin. Puteshestviya v Moskoviyu [Travels into Muscovy]. In: Rossiya XVIII veka glazami inostrantsev [Russia of the 18th century through the eyes of foreigners]. Leningrad: Lenizdat Publ., 1989, pp. 19-188.

Received: 15 December 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.