Научная статья на тему 'КРАСНЫЕ, БЕЛЫЕ, ЗЕЛЕНЫЕ, ГОЛУБЫЕ, ЧЕРНЫЕ...: МНОГООБРАЗИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ'

КРАСНЫЕ, БЕЛЫЕ, ЗЕЛЕНЫЕ, ГОЛУБЫЕ, ЧЕРНЫЕ...: МНОГООБРАЗИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1539
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ / ПРОТИВНИКИ / ЦВЕТ / СИМВОЛИКА / ЗНАМЁНА / РАЗЛИЧНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ / CIVIL WAR / ENEMIES / COLO / SYMBOLS / BANNERS / DIFFERENT PLATFORMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Муромцева Людмила Петровна, Перхавко Валерий Борисович

В период Гражданской войны (1918–1922) Россия была разделена на несколько враждовавших военно-политических лагерей. И каждый из участников кровавого конфликта имел собственную цветовую символику, которая отражалась, прежде всего, в знаменах. Она также широко использовалась в пропаганде, поэзии и беллетристике. Иногда цветовые образы непримиримых противников частично совпадали, хотя они и придерживались разных взглядов на пути развития России. Было бы неверным упрощать расстановку военно-политических сил в этот период и сводить ее главным образом к борьбе только красных с белыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RED, WHITE, GREEN, BLACK, BLUE: MILITARY AND POLITICAL􀋊SYMBOLS OF THE CIVIL WAR

During the Civil war (1918–1922) Russia had been divided into few hostile military and political camps. And every from the participants of the bloody conflict had the own official color symbol which had been refl ected first of all in the banners. It also widely used in propaganda, poetry and fiction. Sometimes color images of political enemies partly coincided, although they had different ideas concerning the ways of Russia development. It seems to us that historians can’t о simplify the military and political situation of this period and to reduce its mainly to the fight between the red and the whites.

Текст научной работы на тему «КРАСНЫЕ, БЕЛЫЕ, ЗЕЛЕНЫЕ, ГОЛУБЫЕ, ЧЕРНЫЕ...: МНОГООБРАЗИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ»

УДК 94(47) ББК 63.3(2)612 М91 П26

Людмила Муромцева Валерий Перхавко

КРАСНЫЕ, БЕЛЫЕ, ЗЕЛЕНЫЕ, ГОЛУБЫЕ, ЧЕРНЫЕ...: МНОГООБРАЗИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ

СИМВОЛОВ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

- АННОТАЦИЯ -

В период Гражданской войны (1918-1922) Россия была разделена на несколько враждовавших военно-политических лагерей. И каждый из участников кровавого конфликта имел собственную цветовую символику, которая отражалась, прежде всего, в знаменах. Она также широко использовалась в пропаганде, поэзии и беллетристике. Иногда цветовые образы непримиримых противников частично совпадали, хотя они и придерживались разных взглядов на пути развития России. Было бы неверным упрощать расстановку военно-политических сил в этот период и сводить ее главным образом к борьбе только красных с белыми.

-КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА-

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ; ПРОТИВНИКИ; ЦВЕТ; СИМВОЛИКА; ЗНАМЁНА, РАЗЛИЧНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ.

Эль Лисицкий. Плакат. «Клином красным бей белых». 1920 г.

СТО ЛЕТ НАЗАД в России завершились боевые действия братоубийственной Гражданской войны1, расколовшей наш многострадальный народ и причинившей немало бед и разрушений стране2.

«В красном зареве страха Расколоты мы. Красно-белая плаха

Гражданской войны», Иншакова.

пишет современная поэтесса Юлия

1 К моменту образования СССР 31 декабря 1922 г. небольшой район на Дальнем Востоке (Аян, Охотск, Нелькан) оставался единственной территорией России, которую удерживали белые под руководством генерал-лейтенанта А.Н. Пепеляева.

2 Данная статья углубляет размышления одного из соавторов и расширяет диапазон источников для дальнейшей дискуссии, см.: Перхавко В.Б. Палитра Гражданской войны // Родина. 2021. № 2. С. 118-122.

Цветовая символика давно уже присутствует не только в военном деле, но ив политической жизни. Логотипы и символические цвета разных партий и объединений отражают их программные установки и лозунги1. Особенной пестротой отличалась политическая палитра России периода Гражданской войны. В советской художественной литературе и кинематографе это трагическое вооруженное противостояние упрощенно сводилась главным образом к борьбе своих (красных) против заклятых врагов пролетариата и трудового крестьянства (белых), которым помогали иностранные интервенты. В действительности то было столкновение не двух, а гораздо большего числа миров, самых разных представлений о лучшем устройстве России, оказавшейся в состоянии хаоса, разрухи и распада.

Причем, далеко не всех участников военно-политического противостояния можно однозначно причислить к «красным», «белым» или «зеленым», тем более что некоторые из них порой не раз меняли свою ориентацию под воздействием объективных

и субъективных обстоятельств. Да и военно-политическая палитра времен Гражданской войны, когда

в стране воцарился, по выражению Марины Цветаевой, «бедлам нелюдей», не сводилась лишь к двум-трем основным цветам.

30 мая 2018 г. к 100-летию начала Гражданской войны в Государственном центральном музее современной истории России открылась выставка под названием «Три цвета правды». Ее устроители, констатировав, что «четкое разделение на «белых» и «красных» просматривается лишь «с определенной исторической дистанции» а в годы Гражданской войны «людей в попытках выжить бросало из одной крайности в другую». И в выборе цвета знамени они руководствовались нередко чувством и чутьем, а не разумом. Причем, далеко не всех участников военно-политического противостояния можно однозначно причислить к «красным», «белым» или «зеле-

1 Символическая политика. М., 2012; Душенко К.В. Красное и белое: из истории политического языка. Сб. статей. М., 2018. С. 9-90.

ным», тем более что некоторые из них порой не раз меняли свою ориентацию под воздействием объективных и субъективных обстоятельств. Да и военно-политическая палитра времен Гражданской войны, когда в стране воцарился, по выражению Марины Цветаевой, «бедлам нелюдей», не сводилась лишь к двум-трем основным цветам. Крестьяне-поморы русского Севера именовали противоборствующие силы «беляками» и «красиками». В действительности тогда боролись за власть или безвластье гораздо больше военно-политических сил разной окраски: от анархистов с красно-черными знаменами — до Украинской Народной Республики с национальной символикой желто-голубого (укр. жовто-блаютний) цвета. А ведь была еще и демократическая (преимущественно эсеровская) контрреволюция, которая наибольшую активность в борьбе с большевиками проявила в 1918 г., но позже, в период колчаковщины, действовала совместно с большевиками против колчаковцев, прочих белых генералов и иностранных интервентов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Кроме того, не будем забывать и о мусульманских силах, выступавших под зеленым знаменем ислама, на котором изображался желтый полумесяц. Пёстрая цветовая гамма была в Закавказье и Прибалтике.

ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ 1917 Г.

А началось все с Февраля 1917 г., даровавшего населению России свободу. И это сладкое чувство свободы будоражило и объединяло людей, наряду с многочисленными митингами, речами и демонстрациями. Их под красными знаменами и транспарантами проводили разные силы: большевики, меньшевики, эсеры, солдаты «общелевых» настроений1. Сразу же после свержения последнего российского царя Николая II в Русской армии стали отвергаться прежние символы и традиции, которые формировались на протяжении нескольких столетий: погоны, кокарды с императорскими вензелями. Многие тогда вдруг «покраснели». Даже великий князь Кирилл Владимирович появлялся на публике с красным бантом.

1 Струкова А.И. Первые знамена революции и художники Петрограда в 1917 году // Столетие Революции 1917 года в России. Научный сборник. Ч. 1 / Отв. ред. И.И. Тучков. М., 2018. С. 969-977.

В апреле 1917 г. генерал Е.К. Миллер был избит и арестован солдатами за приказ чинам вверенного ему корпуса снять красные банты1. Такое же обилие красных знамен на городских улицах и площадях современники этих событий видели разве что в период разгара Первой российской революции: к примеру, в Москве 20 октября 1905 г., когда хоронили большевика Н.Э. Баумана, убитого одним из черносотенцев2.

Через пару дней после свержения самодержавия, 4 марта 1917 года, на парад войск и молебен, которые состоялись на Красной площади по случаю победы Февральской революции, смотрел из окна старший хранитель Исторического музея, известный нумизмат А.В. Орешников, отметивший в дневнике: «Впечатления производили флаги, значки красного цвета у военных, даже

на памятнике Минину и Пожар- _

скому»3. Тогда фигуры Минина и Пожарского, патриотические деяния которых привели к воцарению династии Романовых, окутали на монументе кумачом со словами: «Утро свободы сияет светлым днем». А на его постаменте появились хулиганские надписи; в одной

Через пару дней после свержения самодержавия, 4 марта 1917 года, на парад войск и молебен, которые состоялись на Красной площади по случаю победы Февральской революции, смотрел из окна старший хранитель Исторического музея, известный нумизмат А.В. Орешников, отметивший в дневнике: «Впечатления производили флаги,

значки красного цвета у военных, даже на памятнике Минину и Пожарскому». Тогда фигуры Минина и Пожарского, патриотические деяния которых привели к воцарению династии Романовых, окутали

на монументе кумачом со словами: «Утро свободы сияет светлым днем».

1 См. подробнее: Колоницкий Б.И. Символы власти и борьбы за власть: к изучению политической культуры российской революции 1917 года. СПб., 2012.

2 Промелькнувшие силуэты... (Из дневников Р.М. Хин-Гольдовской) / Публикация М.М. Ситковецкой // Встречи с прошлым. М.: Советская Россия, 1988. Вып. 6. С. 97-98.

3 Орешников А.В. Дневник. Кн. 1. 1915-1924 / Сост. П.Г. Гайдуков и др. М., 2010. С. 109.

Революционное знамя Павловского полка 1917 г., до Февральской революции относившегося к лейб-гвардии. На знамени аллегорическое изображение России в виде женской фигуры в русском национальном костюме и с красным знаменем в правой руке. Архангел сбрасывает императорскую корону — символ самодержавия. Внизу — фигуры крестьянина, рабочего и солдата. Вверху справа (за рамками фото) — Вифлеемская звезда, как символ рождения нового государства.

из них требовали разрушить «идол царизма». Кто-то даже вложил в руку Пожарского древко с красным стягом. Его можно увидеть и на фотографии с изображением митинга на фоне памятника «белому» генералу М.Д. Скобелеву, который находился до 1918 г. напротив здания современной мэрии Москвы, являвшегося ранее резиденцией московских генерал-губернаторов. В июне 1917 г. в сатирическом журнале «Будильник» был опубликован рисунок Д. Моора «Сборы на общеказачий съезд», на котором представлен бывалый донской казак, стоящий с плетью во дворе собственной усадьбы и обращающийся к супруге, одетой в юбку и кофту светло-красного цвета, со следующими словами: «Жена... а жена? Да дай-же мне красенькую тряпочку, да я ей-жа нагайку оберну. Усе новое, и нагаечка штоб новая»1. В сатирическом журнале «Бич» и других иллюстрирован-

1 1917 год. События двух революций в прессе сто лет назад в современном восприятии. М.: ООО «ИИА- «Пресс-меню», 2018. С. 84.

ных периодических изданиях 1917 г. и библейский Моисей, и Дева Революции, и женщина, олицетворявшая свободу, показывались в красных одеяниях1. С 1 мая 1917 г. Владивостокский комитет РСДРП (б) издавал газету «Красное знамя».

Творческими людьми после Февраля овладел безудержный оптимизм, окрашенный в красные тона, но, впрочем, затем не совсем оправдавшийся. Поэт Н. Власов-Окский, веривший, что красными пожарами вот-вот будет охвачен весь земной шар, писал в 1917 году:

«Красные флаги, красные банты, Красные песни, красные речи... Красные люди, красное дело Дружно свершили.»2.

В фондах Государственного центрального музея современной истории России хранятся цветные рисунки детей в разных одеждах и с красными знаменами, на которых начертано: «В единении сила»; «Земля и воля»; «Дорогу женщинам». Они сделаны в 1917 г. Зеленый цвет считался кадетским. Как предполагается, он символизировал весну, обновление. Протестуя против отставки П.Н. Милюкова с поста министра иностранных дел, в конце апреля 1917 г., кадеты вышли в Петрограде на манифестацию под зелеными знаменами и плакатами.

С весны 1917 г. активизировались «сибирские автономисты». Участники губернского народного собрания, открывшегося 27 апреля в Томске (первом сибирском университетском центре), прокламировали необходимость широкой автономии для Сибири. В начале августа 1917 г. в том же Томске на конференции общественных организаций, представлявшей движение «сибирских автономистов» было принято постановление «Об автономном устройстве Сибири» и утвержден бело-зеленый флаг региона.

Кое-где на национальных окраинах России, особенно на Украине, устремившейся к автономии, а затем и к независимости, вспомнили о былом, прежде всего о запорожском казачестве. Первые украинские

1 Российская революция 1917 года: власть, общество, культура: в 2 т. / отв. ред. Ю.А. Петров. М.: Политическая энциклопедия, 2017. Рис. 20-22, 24.

2 Власов-Окский Н. Песни свободы. Стихотворения. Тверь, 1917. С. 9.

После захвата большевиками власти нарком по делам национальностей И.В. Сталин с согласия наркома просвещения А.В. Луначарского удовлетворил просьбу Украинского военно-революционного штаба в Петрограде о возвращении Украине национальных реликвий (знамен, бунчуков, грамот и др. артефактов запорожских казаков), вывезенных при Екатерине II и находившихся в Эрмитаже и Преображенском гвардейском соборе.

национальные части с желто-голубыми знаменами и кокардами, получившие название гайдамацких, возникли еще весной 1917 г. Их организаторы хотели подчеркнуть историческую связь с гайдамаками — участниками народных восстаний XVIII в. После захвата большевиками власти нарком по делам национальностей И.В. Сталин с согласия наркома просвещения А. В. Луначарского удовлетворил просьбу Украинского военно-революционного штаба в Петрограде о возвращении Украине национальных реликвий (знамен, бунчуков, грамот и др. артефактов запорожских казаков), вывезенных при Екатерине II и находившихся в Эрмитаже и Преображенском гвардейском соборе1.

Юрист и философ, тогда профессор Киевского университета Евгений Васильевич Спекторский (1875-1951) опубликовал в 1917 г. работу «Учредительное собрание и Конституция», в которой предложил печатать для неграмотных избирательные списки на разноцветной бумаге. Он вряд ли мог и в мыслях допустить, что в выборах Всероссийского Учредительного собрания (ВУС) будет участвовать столько партий и объединений, что цветов радуги не хватит для их различения2. Своих кандидатов в члены ВУС выставили десятки политических партий и избирательных блоков (от крупных — до мелких, в том числе национальных). Наибольшую активность проявляли эсеры, энесы и кадеты. Их красочные предвыборные плакаты сохранились в российских архивах, библиотеках и музеях. Если на эсеровских предвыборных плакатах изображались красные флаги

1 Известия. 1917. 13 ноября. Однако на практике реликвии Запорожского казачества ни из Эрмитажа в 1917 г., ни из Оружейной палаты Московского Кремля в 1918 г. на Украину выданы не были.

2 Спекторский Е.В. Учредительное собрание и Конституция. Киев, 1917.

и транспаранты (лишь на одном эсеровском плакате лозунги показаны на фоне российского триколора), то кадеты предпочитали свой фирменный зеленый цвет1. Под зелеными и белыми флагами они шествовали и во время демонстрации в Петрограде в поддержку Учредительного собрания 5 января 1918 г.2

ПОД БОЛЬШЕВИСТСКИМИ КРАСНЫМИ ЗНАМЕНАМИ И ЗВЕЗДАМИ

После захвата большевиками власти в Петрограде в конце октября 1917 г. произошло окончательное размежевание политических сил, и Россия на несколько лет оказалась в состоянии острого гражданского противостояния. Противоборствующие силы приобрели определенную цветовую символику, причем порой она распространялась из враждебного стана.

В большевистском лагере буквально все окрашивалось в красный цвет. Еще до Октября 1917 г. сформировались отряды Красной гвардии. 15 (28) января 1918 г. появился декрет о формировании Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), затем, 1 (14) февраля 1918 г., был создан Рабоче-Крестьянский Красный Флот (РККФ). По воспоминаниям Емельяна Ярославского, бывшего тогда комиссаром Московского военного округа (МВО), автором идеи опознавательного знака в виде красной звезды с молотом, плугом и книгой стал Николай Полянский.

Если на эсеровских предвыборных плакатах изображались красные флаги и транспаранты (лишь на одном эсеровском плакате лозунги показаны на фоне российского триколора), то кадеты предпочитали свой фирменный зеленый цвет. Под зелеными и белыми флагами они шествовали и во время демонстрации в Петрограде в поддержку Учредительного собрания 5 января 1918 г.

1 См.: Ветер Семнадцатого года. Российский политический плакат 1917 г. ГЦМСИР. М., 2017.

2 Всероссийское учредительное собрание. М., 1930. С. 214.

Затем изображение книги исчезло с эскиза и описания красноармейского символа. 2 марта 1918 г. датируется приказ Чрезвычайного штаба МВО с описанием красной кокарды-звезды нового образца с молотом и плугом. Только с апреля 1922 г. приказом Реввоенсовета РСФСР изображение плуга на красноармейской звезде окончательно сменил серп.

Уже с лета 1918 г. появились Почетные революционные Красные Знамена, которыми награждались целые части молодой Красной Армии. В.К. Блюхера за партизанский поход по Уралу первым удостоили ордена «Красное Знамя» (Красного Знамени) РСФСР, учрежденного 16 сентября 1918 г. А лихих кавалеристов награждали красными шароварами, что показано в популярном кинофильме «Офицеры». На

- большевистском плакате времен

советско-польской войны красный командир в черной кожанке и красных шароварах вонзает пику в карикатурный образ Пилсудского.

В 1918-1919 гг. издавался советский сатирический журнал «Красный дьявол». Сами большевистские руководители называли бойцов РККА «красноармейской массой». И с жертвами среди красноармейцев они зачастую не считались. Как заявлял бывший офицер старой армии М.Н. Тухачевский, ставший удачливым красным полководцем, только «при наличии жертвенности, окрашенной кровавым цветом, победит социализм»1.

По воспоминаниям Емель-яна Ярославского, бывшего тогда комиссаром Московского военного округа (МВО), автором идеи опознавательного знака в виде

красной звезды с молотом, плугом и книгой стал Николай Полянский. Затем

изображение книги исчезло с эскиза и описания красноармейского символа. 2 марта 1918 г. датируется приказ Чрезвычайного штаба МВО с описанием красной кокарды-звезды нового образца с молотом и плугом. Только с апреля 1922 г. приказом Реввоенсовета РСФСР изображение плуга на красноармейской звезде окончательно сменил серп.

См.: Бушуева Т.С. Красная армия есть нечто беспримерное в мировой исто-

Почетное революционное Красное Знамя 249-го стрелкового полка РККА

Одна из армейских газет времен Гражданской войны называлась «Красный боец». Петроград тогда тоже именовался «красным». Еще в конце 1916 г. на Путиловском заводе построили два бронированных трактора. Один из них, вооруженный 76-мм пушкой и двумя пулеметами, первоначально именовался «Илья Муромец», но во время Гражданской войны получил новое название « Красный Петербург». При ВЦИК РСФСР существовала комиссия «Красный подарок». Художник Эль Лисицкий создал плакат «Ударим красным клином по белым». 5 сентября 1918 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление «О Красном терроре», главным орудием которого стала ВЧК. В отличие от «белого» и «зеленого» террора, «красный» террор отражал официальную партийно-государственную политику. Одним из символов чекистов стали черные кожаные тужурки военных автомобилистов, появившиеся еще в старой армии в годы Первой мировой войны. Позже, с начала 1920-х гг., символика войск ОГПУ, в том числе советских пограничников, получит зеленую окраску.

рии. Очерки истории советской военной политики. 1924 г. — 22 июня 1941 г. (По рассекреченным материалам российских архивов). М.: Б. и., 2011. С. 11.

Автор стихотворения «Безумье и ужас», появившегося в уральской газете «Освобождение России» в январе 1919 г., вроде бы побывал в большевистских застенках, что породило в его воображении метафорические цветовые аллюзии:

«Смех чудится красный Зверей-палачей... Когда-то прекрасный, Манивший вперед, Нас ныне цвет красный Лишь давит и гнет».

Чекисты-палачи в красных рубахах показаны на иллюстрированной листовке неизвестного автора (монограмма художника SV) из Ростова-на-Дону «Ужасы Воронежской чрезвычайки». Л. Д. Троцкий на известном сатирическом плакате И. Билибина также облачен в красные одеяния1.

Цвета «своих» и «чужих» использовались в известном приказе № 1423 Реввоенсовета (РВС) Западного фронта (командующий М.Н. Тухачевский, выходец из обедневшего смоленского дворянства) от 2 июля 1920 г.: «Красные солдаты! Пробил час... Войска Красного Знамени и войска гниющего белого орла стоят перед смертельной схваткой... Оправдаем же надежды социалистического отечества... На западе решаются судьбы мировой революции. Через труп Белой Польши лежит путь к мировому пожару. На штыках понесем счастье и мир трудящемуся человечеству. На запад к решительным битвам, к громкозвучным победам. Стройтесь в боевые колонны, пробил час наступления на Вильно, Минск, Варшаву. Марш!»2.

В.Э. Мейерхольд в 1921 г. посвятил один из своих спектаклей «Первому красноармейцу РСФСР Льву Троцкому». В 1925 г. отдельным изданием вышел рассказ молодого Михаила Шолохова «Красногвардейцы». Когда Климент Ефремович Ворошилов пол-

1 1917 год. События двух революций в прессе сто лет назад в современном восприятии. М., 2018. С. 93, 99-100.

2 Мельтюхов М.И. Советско-польские войны. М., 2004. С. 71.

тора десятка лет являлся наркомом обороны СССР, его прозвали «первым красным офицером». В период массовой насильственной коллективизации был выпущен красочный плакат с лозунгом «Крестьянка, коллективизируй деревню, иди в ряды красных трактористок», на котором изображена алым цветом колонна из шести тракторов с женщинами-трактористками.

5 сентября 1918 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление «О Красном терроре», главным орудием которого стала ВЧК. В отличие от «белого» и «зеленого» террора, «красный» террор

отражал официальную партийно-государственную политику.

Но были и другие оценки красного цветового символа большевистской власти. В специальном приказе № 3505 от 19 августа 1920 г. П.Н. Врангель назвал большевистскую власть «красным игом», отметив, что имя генерала Я.А. Слащёва «займет почетное место в истории освобождения России от красного ига»1. Впрочем, уже в конце следующего года генерал Слащёв-Крымский вернулся из белой эмиграции в красный Севастополь, к чему призывал и своих бывших сослуживцев. Белые же именовали советские газеты «красными»2. Один из красноармейцев 3-й дивизии Кавказской Краснознаменной армии (ККА), сын торговца, проявляя недовольство несправедливыми, по его мнению, действиями комсостава, говорил в начале 1920-х гг. сослуживцам: «Мы служим не в Красной армии, а в красной каторге»3.

В коротком стихотворении «Программа», наполненном политическим смыслом, Зинаида Гиппиус, обладавшая незаурядным умом и интуицией, с сожалением вздыхала:

1 Кавтарадзе А.Г. Предисловие // Слащёв-Крымский Я.А. Белый Крым. 1920 г.: Мемуары и документы. М., 1990: Наука, — стр. 16.

2 Слащёв-Крымский Я.А. Белый Крым. 1920 г.: Мемуары и документы. М.: Наука, 1990. С.144.

3 Бушуева Т.С. Красная армия есть нечто беспримерное в мировой истории. Очерки истории советской военной политики. 1924 г. — 22 июня 1941 г. (По рассекреченным материалам российских архивов). М.: Б. и., 2011. С. 47-48.

«Здесь все — только опалово, только аметистово, да полоска заката алого, да жемчужина неба чистого...

А где-то на поле — цветы небывалые, и называется поле — нетово... Что мне зеленое, белое, алое? Я хочу, чтоб было ультрафиолетово...»1.

БЕЛОГВАРДЕЙЦЫ

В большевистских материалах разного рода по отношению к своим главным противникам употреблялись наименования «белогвардейцы», «белогвардейщина», «белоказаки», «кадеты», а в бытовой среде — «белогады», «беляки». В манифесте ВРК Московского совета рабочих и солдатских депутатов о победе революции в Москве, принятом около 4 ноября 1917 г. и хранящемся в ГА РФ, в частности, говорилось: «Московская буржуазия пулеметами юнкеров и револьверами белой гвардии объявила восстание против народного правительства. Ей нужно было снова возвратить землю помещикам, восстановить смертную казнь, затянуть дело мира. Беззаветный героизм солдат и Красной Рабочей гвардии спас революцию»2. М.А. Булгаков назвал свой роман о событиях Гражданской войны на Украине «Белая гвардия». В политическом лексиконе большевиков присутствовали не только «русские белогвардейцы», но и «немецкие белогвардейцы»,

В политическом лексиконе большевиков присутствовали не только «русские белогвардейцы», но и «немецкие белогвардейцы», а также «белоче-хи», «белополяки», «белофинны», «белоэстонцы», «белолатыши».

1 Литература русского зарубежья. Антология / Сост. В.В. Лавров. М., 1990. Т. I. Кн. 1. С. 226.

2 Из документов Государственного архивного фонда СССР // Советские архивы. 1987. № 2. С. 24.

а также «белочехи», «белополяки», «белофинны», «белоэстонцы», «белолатыши». Военно-революционный комиссариат района Великих Лук телеграфировал 28 марта 1918 г. в Петроград: «...Во всей полосе, прилегающей к демаркационной линии, крестьяне озлоблены грабежом немецких и русских белогвардейцев и их наемников, вооружаются и расправляются с грабителями круто». Молодой

командир Красной Армии А.П. Го- -

ликов (Гайдар) в переписке со своим отцом, также перешедшим на сторону красных, использовал в период Гражданской войны термин «белопартизанщина»1.

Сами участники антибольшевистской борьбы не очень любили называть себя во время Гражданской войны «белыми». Словосочетания «Белое дело», «Белое движение» получили распространение в их среде главным образом в эмиграции.

Любопытно, что сами участники антибольшевистской борьбы не очень любили называть себя во время Гражданской войны «белыми». Словосочетания «Белое дело», «Белое движение» получили распространение в их среде главным образом в эмиграции.

Флаг бронепоезда «Иоанн Калита» (белый с триколором в крыже). 1919-1920

1 Восемь военных лет (Письма Аркадия Гайдара к отцу) / Публикация А.Н. Ва-женковой // Встречи с прошлым. М.: Советская Россия, 1986. Вып. 2. С. 156.

«Русская жизнь того периода

«Разделить газетную поэ- (лето 1918 г.) являет разительную

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зию на чисто «красную» аномалию народной психологии,

или «белую» практически вытекавшую из недостаточно

невозможно Газеты этого развитого политического и нацио-

времени чаще были «розо- нального самосознания русского

выми», демонстративно народа — отмечал °дин из лиде-

«беспартийно-демокра- ров Белого движения А.И. Дени-

тическими» и антиболь- кин. — На огромном простран-шевистскими. На этом стве страны возник десяток

выделялась собственно правительств и десяток армий, партийно-большевистская о^мм>еченных всеми цве^^^ами по-пропагандистская пресса» ли^^ического спек^^^ра, начиная с

Красной и кончая Южной. Все они - проводили мобилизации на занятых ими территориях. Во все шел народ — с превеликим нежеланием, оказывая пассивное, очень редко активное сопротивление, но все же шел и воевал, проявляя то высокую доблесть, то постыдное малодушие, бросал «побежденных» и переходил к «победителям» и менял красную кокарду на трехцветный угол и, наоборот, как будто это были украшения форменной одежды...». Невозможно согласиться с последующим категоричным и не вполне объективным заключением Деникина: «Все усилия красных, белых и черных вождей придать борьбе народный характер не увенчались успехом»1. В действительности, в победе большевиков и в Октябрьском перевороте, и в Гражданской войне решающую роль сыграла поддержка солдатско-крестьянских масс, почувствовавших свободу от господ-помещиков и не желавших жить по-старому.

Значительная часть населения России в период Гражданской войны не имела четкой политической ориентации. Нередко происходили переходы из антибольшевистского лагеря на сторону красных, и, наоборот, от красных — к белым. В декабре 1920 г. Марина Цветаева писала:

«Белый был — красный стал: Кровь обагрила. Красным был — белым стал: Смерть побелила».

Деникин А.И. Очерки русской смуты. СПб., 2010. Т. II. С. 294.

«Разделить газетную поэзию на чисто «красную» или «белую» практически невозможно, — верно подметил В.П. Булдаков, характеризуя агитстихи периода Гражданской войны. — Газеты этого времени чаще были «розовыми», демонстративно «беспартийно-демократическими» и антибольшевистскими. На этом выделялась собственно партийно-большевистская пропагандистская пресса»1.

Генерал-лейтенант К.В. Сахаров, воевавший в годы Гражданской войны в Сибири, так характеризовал политические настроения местного крестьянства:«... Нам, батюшка, все равно, что красный, что белый, никакой разницы!» Сначала это возмущало до глубины души уши, позднее сердило. Но, когда разъяснилось, и возмущение, и обида исчезли — только жалость осталась к ним, нашим серым русским крестьянам, и жалость к нам, русским белым войскам, и жалость к рядовым сермяжным красноармейцам. Белые воюют против красных, а красные против белых и воюют страшно, упорно, до смертного конца. А за что? Чего добиваются? Это-то крестьянской массе было и непонятно. За что воевали белые? За Россию? А разве красные не русские, не такие же там полки, батареи и сотни?»2.

Ряд частей Добровольческой и белоказачьих армий сохранили старые дореволюционные знамена, имевшие историческую ценность. Немало такого знаменного материалы оказалось и в музейных хранилищах нашей страны. Они попали туда как до революции, так и в период военно-революционных бурь 1917-1922 гг.3. Весной 1918 г. во время похода Сводного морского добровольческого полка из Молдавии на Дон знаменный Андреевский флаг перевозился в чехле, под охраной, на подводе с денежным сундуком. В ноябре 1920 г. при эвакуации из Крыма воины Сводного стрелкового генерала Дроздовского полка перевезли знамена в Галлиполи, откуда —

1 Булдаков В.П. Поэтические завихрения «Красной смуты» 1917-1920 гг. // Историк и Художник: Сборник воспоминаний и статей памяти профессора Сергея Сергеевича Секиринского / Отв. ред. Ю.А. Петров. М.: Институт российской истории, 2013. С. 367-386.

2 Сахаров К.В. Белая Сибирь. Внутренняя война 1918-1920 гг. Мюнхен, 1923. С. 256-258.

3 См.: Белов М.Т. Альбом штандартов, флагов и вымпелов Российской империи и иностранных государств. СПб., 1898; Белавенец П.И. Артиллерийский исторический музей. Знаменный отдел: Краткий указатель коллекций. Л., 1927; Каталог флагов и знамен Центрального Военно-Морского музея. Л., 1967.

Фуражка и погоны подпоручика-корниловца. Реконструкция

в болгарский город Севитево, а затем — в Белград, где они хранились в Русской церкви1.

Самым, пожалуй, распространенным символом Белого движения стал российский бело-сине-красный триколор, который воспринимался значительной частью населения России как наглядное олицетворение старого (царского, дореволюционного) режима2. Вместе с тем было немало и тех, кто признавал его национальным символом. Киевский публицист Владимир Барцевич еще в апреле 1917 г. писал в газете «Киевлянин»: «Пусть гордо реет и вьется наш родной красно-сине-белый флаг! Его символы — это символы наших русских сердец»3.

1 Колдобский С.Н. Формирование Сводного морского добровольческого полка и спасение знаменного Андреевского флага 1-го Морского полка Балтийской дивизии // Дроздовский и дроздовцы / Сост. Р.Г. Гагкуев при участии В.Г. Чиче-рюкина-Мейнгардта, В.Ж. Цветкова, К.М. Александрова, Н.А. Кузнецова. 2-е изд., испр. и доп. М., 2012. С. 425, 434-435.

2 Душенко К.В. Красное и белое... С. 65; Черёмухин В.В. К вопросу о национальном флаге: триколор в годы революции и гражданской войны // Власть и общество России: кризисы и пути взаимодействия. Конец XIX — начало XXI в. Декабрьские научные чтения, посвященные 100-летию со дня рождения А.И. Солженицына. 17-19 декабря 2018 г. М., 2019. С. 151-159.

3 Барцевич В. Русский национальный флаг // Киевлянин. 1917. 2 апреля.

Как вспоминал в эмиграции генерал А.И. Деникин о Ледяном походе Добровольческой армии с Дона на Кубань в начале 1918 г., «на всем необъятном просторе страны оставалось только одно место, где открыто развевался трехцветный национальный флаг, — это ставка Корнилова»1. Тем не менее, узнаваемыми самих корниловцев парадоксальным образом делали красный и черный цвета, сочетавшиеся у них в равных пропорциях на погонах, фуражках и знаменах. Воины Добровольческой армии носили на рукаве трехцветный (бело-сине-красный) шеврон. В1919 г. в Ростове-на-Дону была издана песня «Трехцветный флаг» с подзаголовком: «Победная песнь Добровольческой Армии», на ее обложке представлен образ летящей женщины с российским триколором в руках.

«Спасать Святую Русь в Москву, с порывом страстным,

Самым, пожалуй, распространенным символом Белого движения стал российский бело-сине-красный триколор, который воспринимался значительной частью населения России как наглядное олицетворение старого (царского, дореволюционного) режима. Вместе с тем было немало и тех, кто признавал его национальным символом. Киевский публицист Владимир Барцевич еще в апреле 1917 г. писал в газете «Киевлянин»: «Пусть гордо реет и вьется наш родной красно-сине-белый флаг! Его символы — это символы наших русских сердец»

К древнейшим стенам Русского Кремля,

Не с красным знаменем, а бело-сине-красным идет могучая военная семья», — прокламировал Н. Арнольд в марте 1919 г2. В сентябре 1919 г. в Киеве, который заняли белые части, местный Комитет помощи Русской армии провел День Русского флага, в рамках которого проводились благотворительные мероприятия3. Последний куплет из «Марша дроздовцев звучит так:

1 Деникин А.И. Очерки русской смуты. Кн. 2. Т.2. Борьба генерала Корнилова. Т. 3. Белое движение и борьба Добровольческой армии. М., 2013. С. 226.

2 Освобождение России. 1919. 22 марта.

3 Вечерние огни. Киев. 1919. 7 сентября.

Знамя 3-й роты 1-го Ливенского полка

«Шли дроздовцы твердым шагом, Враг пред натиском бежал, И с трехцветным русским флагом Славу полк себе стяжал»1.

Вместе с тем у дроздовцев были красные погоны, а у марков-цев — черные погоны. Не только с Андреевским флагом, но и с триколором отплывали из Крыма в ноябре 1920 г. остатки Армии генерала П.Н. Врангеля2.

На большевистском плакате художника В.Н. Дени «Мы, Божьей милости, Колчак, / Воссесть на Царский трон желаем.» (Казань, 1919) адмирал А.В. Колчак изображен на троне в белом мундире с трехцветной перевязью и с трехцветным знаменем3. 9 июля 1919 г. адмирал Колчак официально утвердил жетон в форме флю-

1 Дроздовский и дроздовцы / Сост. Р.Г. Гагкуев при участии В.Г. Чичерюки-на-Мейнгардта, В.Ж. Цветкова, К.М. Александрова, Н.А. Кузнецова. 2-е изд., испр. и доп. М., 2012. С. 495.

2 Врангель П.Н. Воспоминания. М., 2016. С. 478.

3 Гражданская война в образах визуальной пропаганды: словарь-справочник. СПб., 2018. Илл. 58.

До колчаковского переворота (ноябрь 1918 г.) в знаменной символике антибольшевистской Сибири использовались «сибирские» — белый и зеленый цвета.

гера для офицеров комендантской части Управления делами «Верховного Правителя и Совета Министров». На нем изображено бело-сине-красное полотнище с вертикально расположенными полосами, выше которого находится военно-морской Андреевский флаг1. А до колчаковского ^^^^^^^^^^^^^^^^^^ переворота (ноябрь 1918 г.) в знаменной символике антибольшевистской Сибири использовались «сибирские» — белый и зеленый цвета. На одном из сохранившихся образцов той поры в центре в прямоугольнике помещен двуглавый орел без корон. На лицевой стороне второго, как предполагает В.А. Дуров, ополченческого знамени вышит образ Спаса Нерукотворного, а на другой — крест ополченца2.

Бело-зеленое знамя 16-го Ишимского Сибирского стрелкового полка армии адмирала А.В. Колчака

1 Дуров В.А. Из истории сибирской символики в годы Гражданской войны // Гербоведъ. 1997. № 17 (5). С. 29 -32. Фото на с. 8 цв. вкладки.

2 Дуров В.А. Из истории сибирской символики в годы Гражданской войны. С. 31-32. Фото на с. 8 цв. вкладки.

В символике стана белых использовались и другие цветовые сочетания. Вот строки из «Песни 1-го Среднесибирского корпуса»:

«Прочь, враждебные, красные флаги, Наше бело-зеленое знамя, вперёд! [...] Не страшны нам мадьяры-гусары, Латышей и китайцев отряд, Перед нами бегут комиссары... Пепеляев наш корпус ведёт!»1.

Мусульманские дружины Сибири, входившие с осени 1919 г. в армию Колчака, использовали зеленые знамена с золотистым исламским полумесяцем. 7 сентября 1919 г. в мечетях Омска, Иркутска и Ново-Николаевска (совр. Новосибирск) был провозглашен газават против большевизма. В газете «Русское дело» 26 октября 1919 г. писали: «Поднимаются мусульманские дружины Зеленого знамени, одушевляемые теми же великими идеалами религии, государственности и национальности, которые светят нам на путях нашего возрождения. Зеленое знамя пророка поднято против красного флага большевиков, который всюду несет с собой разрушение права и государства, безрелигиозный нигилизм и разгром национальной культуры»2. Но колчаковцы тогда терпели уже одно поражение за другим от войск Красной Армии и сибирских партизан, отступая все дальше на восток. Знамена зеленого цвета имелись и в мусульманских конных частях Красной Армии.

Мусульманские дружины Сибири, входившие с осени 1919 г. в армию Колчака, использовали зеленые знамена с золотистым исламским полумесяцем.

До весны — лета 1918 г. в большевистской печати политические противники советской власти нередко окрашивались в желтый цвет («желтая пресса» и др.)3. Однако, желто-черные монархические флаги не пользовались особой популярностью в Белом движении. Под таким флагом и лозунгом «За

Сибирские стрелки. 1919. 18 февраля. Русское дело. 1919. 26 октября. Душенко К.В. Указ. соч. С. 69-70.

2

Веру, Царя и Отечество» выступала летом 1918 г. лишь так называемая Астраханская армия, за которой стояло германское командование1. С черно-желто-белым флагом в Прибалтике в 1919 г. воевала Западная армия П.Р. Бермондт-Авалова — и опять же под эгидой немцев.

Знамя Западной армии с двуглавым орлом на одной стороне и мальтийским крестом с мечами на другой стороне. 1919 г.

В знаменитом фильме «Чапаев», снятом режиссерами Васильевыми, ярко представлена психическая атака на чапаевцев воинов Каппелевского полка Колчаковской армии, одетых в черную форму. «Черный барон» П.Н. Врангель, будучи очень высокого роста, любил носить черкеску черного цвета. «Белая армия, Чёрный барон, снова готовят нам царский трон...», — запевали красноармейцы.

АНАРХИСТСКАЯ СТИХИЯ

Впрочем, черный цвет чаще всего ассоциировался с анархистами. Еще во время Первой российской революции, в 1905 г., возникла группа анархисто-чернознаменцев, участвовавших в вооруженной борьбе с властями и затем расколовшихся на «безмотивных» тер-

1 Шкловский В. Белый Киев. (Из книги «Сентиментальное путешествие) // Воля России. Прага, 1922. № 3 (31). Октябрь. С. 12-13; Врангель П.Н. Воспоминания. М., 1992. Ч. 1. С. 108.

рористов и анархистов-коммунистов. «Все обездоленные и неимущие — братья! К нам — под черное знамя Анархии», — призывала 30 сентября 1917 г. Федерация анархистов-коммунистов г. Харькова1. Расстрел анархистов-террористов во время ареста в Томске летом 1917 г. напоминал им «дни царствования Николая Романова, дни Лены, или еще безумнее — времена Грозного»2.

После Октября 1917 г. анархисты, выступавшие с требованием третьей революции, стали создавать весной 1918 г. вооруженные отряды «Черной гвардии»3. Анархисты, выступая под черным знаменем, противились формированию новой жесткой государственной системы, не нуждались они и в Учредительном собрании. Однако 11-12 апреля 1918 г. отряды ВЧК провели операцию по разоружению и роспуску отрядов «Черной гвардии» в Москве. Один из деятелей анархистского движения Генрих Маркович Богацкий, являвшийся во время Октябрьского переворота 1917 г. членом Петроградского ВРК, протестуя против разгона отрядов Черной гвардии в Москве, выпустил в мае 1918 г. единственный номер газеты «Черное знамя»4.

Всероссийская организация анархистов подполья в листовке, распространявшейся в Москве в октябре 1919 г., клеймила коммунистов как черносотенцев и напоминала слова популярной анархистской песни «Черное Знамя»: «споем же песню под громы ударов, под взрывы и пули, под пламя пожаров; под знаменем черным гигантской борьбы мы горе народа затопим в крови» 5.

Большевики использовали силы анархистов и во время Октябрьского переворота, и на фронтах Гражданской войны. Напомним, что к анархистам первоначально примыкали и Григорий Котовский, и Дмитрий Фурманов, и Василий Чапаев. Матрос-анархист А.Г. Железняков разгонял Учредительное собрание. Нестор Махно в 1917 г. возглавил группу «Черная гвардия» в родном селе

1 Анархисты. Документы и материалы. 1883-1935 гг. В 2 тт. М., 1999. Т. 2. № 299. С. 61.

2 Там же. С. 59.

3 Анархия. 1918. № 13. 7 марта. С. 4.

4 Черное знамя. Вольная анархическая трибуна. 1918. 10-17 мая.

5 Анархисты. Документы и материалы. 1883-1935 гг. В 2 тт. Т. 2. № 443. С. 372.

Знамя анархистов

Гуляй Поле Екатеринославской губернии. Анархисты из махнов-ского движения, выдвигавшие лозунг «Бей красных, пока не побелеют, бей белых, пока не покраснеют!», как бы то ни было воевали вместе с частями РККА против деникинцев в 1919 г., освобождали Екатеринослав, а осенью 1920 г. участвовали в разгроме Врангеля в Крыму. Повстанцы-махновцы писали в одном из воззваний в июле 1920 г. о «комиссарской бело-красной власти», от действий которой стонет рабочий и крестьянин. По их мнению, «трудно сказать, где кончается Белогвардеец, где начинается Коммунист». На анархистских черных знаменах можно было увидеть изображения черепа с костями и такие надписи, как: «Смерть буржуям!», «Смерть совдепам!»1. А на махновских денежных купонах изображались сам Махно, а также серп и молот красного цвета. На одной фотографии

1 Кравец Ю.П. Знамена повстанческой армии Н. Махно. 1918-1921 гг. // Музей-ний вюник. Запор1жжя. 2007. № 7; Кубанин М.И. Н.И. Махно. Махновщина. Крестьянское движение в степной Украине в годы Гражданской войны. М., 2017.

1919 г., когда был заключен временный союз между большевистскими властями и Н.И. Махно, вместе изображены конные бойцы махновской Черной гвардии и красноармейцы.

С черным цветом ассоциировались не только анархисты. Согласно передовой статье большевистской газеты «Правда» за 20 июля 1918 г., «из зеленых попугаев либерализма» кадеты «превратились в черных воронов монархической реставрации»1. На страницах советской печати времен Гражданской войны нередко встречались словосочетания «люди черного контрреволюционного дела», «черное воронье», «черное войско», «черная армия», «черная реставрация». В свою очередь, политические противники в конце 1917-1918 гг. иногда сравнивали большевиков с «черной сотней», называя их «черно-красными», а иногда даже «голубой армией» (по аналогии с цветом мундира царских жандармов).

«ЗЕЛЕНЫЕ» СРАЖАЛИСЬ И ПОД КРАСНЫМИ, И ПОД ГОЛУБЫМИ ЗНАМЕНАМИ

Со времен Гражданской войны участников антиправительственного крестьянского движения традиционно именуют «зелеными», поскольку им приходилось часто скрываться в лесах. Эти стихийные массовые выступления крестьян были направлены как против белых, так и против красных.

Статья под заглавием «Зеленая армия» появилась в «Правде» 13 мая 1919 г. Полковник (затем генерал-майор) Северного корпуса белых Станислав Никодимович Булак-Балахович (1883-1940) в 1919 г. призывал крестьян и красноармейцев: «Оставляйте красный фронт и организуйте дезертирские и зеленые отряды». Однако сами анархисты именовали «зелеными» дезертиров, укрывавшихся в лесах от мобилизации в Красную или белые армии. Всероссийский повстанческий комитет революционных партизан, находившийся на подпольном положении в Москве, обращался в октябре 1919 г. с призывом: «Зеленоармейцы! Бросьте нейтральное поле, вступайте

Правда. 1918. 20 июля.

в ряды партизан для борьбы с красной и белой реакцией». В письме П.Н. Врангелю от 5 октября 1920 г. генерал Я.А. Слащёв несколько раз употребил термин «зеленые» по отношению к крымским партизанам неопределенной политической окраски1.

Вопреки прежним необъективным штампам, «зеленые», сражавшиеся и с красными, и с белыми, не были противниками социалистического выбора и не желали возвращения к прежним порядкам времен самодержавной власти. Их идеалом являлся народный демократический социализм, избавленный от большевистских перегибов и репрессий против трудового народа, а основным лозунгом — «За Советы без коммунистов!»2. Этого разгула крестьянской демократической стихии, основанной на уважении к труду и нажитой трудом собственности, и опасались большевистские вожди, жестокими методами подавившие Антоновщину и другие массовые вооруженные выступления крестьян. Кстати, отряды «антоновцев» воевали с частями РККА под красными эсеровскими знаменами.

В апреле 1920 г. из советского плена удалось бежать бывшему сотнику колчаковской армии Евгению Лукичу Мировицкому, решившему продолжить борьбу с большевиками и ставшему инициатором создания Голубой национальной армии Всероссийского Учредительного собрания (Особой национальной Голубой армии Всероссийского Учредительного собрания). «Голубоармейцы» действовали главным образом на территории Челябинского и Троицкого уездов Челябинской губернии, выступая за беспартийность, ликвидацию Красной Армии и немедленный созыв Учредительного собрания. Их голубое знамя демонстрируется в экспозиции Цен-

Вопреки прежним необъективным штампам, «зеленые», сражавшиеся и с красными, и с белыми,

не были противниками социалистического выбора

и не желали возвращения к прежним порядкам времен самодержавной власти.

1 Слащёв-Крымский Я.А. Указ. соч. С. 197.

2 См. подробнее: Посадский А.В. Зеленое движение в Гражданской войне в России. Крестьянский фронт между красными и белыми. 1918-1922 гг. М., 2018.

Флаг «Голубой армии»

трального музея Вооруженных Сил (Москва). В листовке «Голубой армии», адресованной братьям — крестьянам и оренбургским казакам, в частности прокламировалось: «Голубые объявляют тех, кто идет против учредительного собрания, изменниками всего русского народа, а потому будут бороться с ними до полного их уничтожения; такими изменниками народа и христовой веры голубые считают коммунистов и приверженцев советской власти, которые будут сметены с лица земли, если не уступят. Голубые считают, что не должно быть никакого братоубийства и напрасного кровопролития, а потому обращаются ко всем беспартийным красноармейцам бросить службу в красной армии и стать в ряды голубой армии, которая борется за право и волю народа, а потому не может быть ни сомнения, ни колебания, и пусть каждый воскликнет: «Да здравствует Голубая армия. Да здравствуют беспартийные. Да здравствует спасение и возрождение народа!»1. Но народные массы слишком уже устали от братоубийственной войны. А руководители южноуральских «голубых» не отличались политической грамотностью и чутьем, призывая к беспартийности и не понимая, что без массовой и тяготеющей к монолитности политической партии

1 Материалы экспозиции Центрального музея Вооруженных сил. Москва; Электронный ресурс: Челябинская область. Энциклопедия Челябинской области. chel-portal.ru/ ?1^58268Б^е=епсус1ореШа Дата обращения 27.02.2019 г.

продотрядчиков.

их дело было обречено на провал.

И в начале 1921 г. «Голубая армия» «Зеленый» террор был

была разгромлена частями осо- не менее жестоким, чем

бого назначения (ЧОН), под руко- «белый» и «красный»

водством секретаря Челябинского террор. Особым зверством

губкома РКП (б) Р.И. Эйхе. отличались сибирские партизаны, натерпевшиеся как

«Зеленый» террор был не от колчаковцев, так и от

менее жестоким, чем «белый» и бесчинств большевистских «красный» террор. Особым зверством отличались сибирские партизаны, натерпевшиеся как от -

колчаковцев, так и от бесчинств

большевистских продотрядчиков. Антибольшевистские отряды крестьян Тюменской губернии, именовавшиеся Народной армией, действовали зимой-весной 1921 г. под знаменами разного цвета, с разной символикой и разными лозунгами: красным знаменем с черным крестом («Мы боремся за хлеб. Не гноите его в амбарах»); черным знаменем («С нами Бог и царь Михаил-11»); зеленым знаменем, символизировавшим зеленые поля («Долой коммунизм»); российским триколором с пунцовыми цветами. Восставшие не хотели верить, что великого князя Михаила Александровича, расстрелянного большевиками в 1918 г., давно уже не было в живых. Звучали также требования: «Да здравствует свободная торговля»; «Долой коммунистов»!; «Вся власть крестьянам»; «Да здравствуют беспартийные советы крестьянских депутатов»; «Да здравствует Временное правительство, долой коммунистов и хлебные разверстки»; «Да здравствует свободная Сибирь», «Да здравствует свободная Россия»; «Да здравствует Учредительное собрание». Последний лозунг выдвигали только отряды крестьян, действовавшие под руководством эсеров зимой-весной 1921 г. в районе Тобольска. А в других уездах Тюменской губернии такое требование тогда не звучало. Причем восставшие жестоко, по-садистски расправлялись не только с коммунистами, красноармейцами, советскими милиционерами, но ис представителями немногочисленной местной интеллигенции (учителями и учительницами, телеграфистками и т.д.)1.

1 Сибирская Вандея. 1920-1921. В 2 т. / Под ред. А.Н. Яковлева; сост. В.И. Шишкин. М., 2001. С. 643-687.

АНТИБОЛЬШЕВИСТСКИЙ ЛАГЕРЬ УМЕРЕННЫХ СОЦИАЛИСТОВ

Подчеркивая преемственность с идеями революционного Февраля 1917 года, антибольшевистское Самарское правительство (официальное название «Комитет членов Учредительного собрания», сокращенно — Комуч) уже 14 июня 1918 года издало приказ № 19 о снабжении частей своей Народной армии красными знаменами с надписью «Вся власть народу — власть Учредительному собранию»1. Председатель Комуча, видный эсер В. Вольский считал красное знамя «символом борьбы всех угнетенных против большевиков и немцев»2. Но в глазах населения оно ассоциировалось уже только с большевиками и с их репрессивной политикой, поэтому, некоторые даже кричали: «Долой эту красную тряпку!»3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ношение погон и кокард старой армии народоармейцам первоначально запрещалось. Их опознавательными знаками одно время являлись георгиевская ленточка на фуражках и нарукавные повязки белого цвета. Но затем в Народной армии Комуча, которой командовал генерал В.Г. Болдырев, допустили и ношение погон, и российский триколор. С конца 1918 г. Сибирское правительство «Верховного правителя России», адмирала Колчака преследовало не только большевиков, но также эсеров и меньшевиков (в том числе членов Всероссийского Учредительного собрания).

Антибольшевистское региональное правительство — Временное управление Северной области,

Ношение погон и кокард

старой армии народоармейцам первоначально запрещалось. Их опознавательными знаками одно время являлись георгиевская ленточка на фуражках и нарукавные повязки белого цвета.

1 Журналы заседаний, приказы и материалы Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания (Июнь-октябрь 1918 года). Публикация. М., 2011. С. 31-45, 385-392 и др.

2 Вестник Комуча. 1918. 19 июля.

3 Климушкин П.Д. Борьба за демократию на Волге // Гражданская война на Волге в 1918 году. Прага, 1930. Вып. 1. С. 48.

укрепившееся в Архангельске, возглавлял «дедушка русской революции», народный социалист Н.В. Чайковский. Считая себя одним из преемников Временного правительства, оно предложило в августе 1918 г. поднимать на гражданских учреждениях два флага — революционный (красный) и национальный (трехцветный). Однако командование английских и французских войск интервентов категорически потребовало «кроме военного Андреевского и национального, другие флаги не поднимать»1.

В символической политико-цветовой палитре можно без труда увидеть и полутона. Антибольшевистские эсеровские правительства (например, Временное правительство Дальнего Востока 1920 г. во главе с эсером А. Крако-вецким) порой называют «розово-красной властью».

Во время антибольшевистского Ижевско-Воткинского восстания рабочих оружейных заводов, к которым примкнули бывшие солдаты и офицеры из числа фронтовиков (август — ноябрь 1918 г.), использовались как красное, так и зеленое знамя. В символической политико-цветовой палитре можно без труда увидеть и полутона. Антибольшевистские эсеровские правительства (например, Временное правительство Дальнего Востока 1920 г. во главе с эсером А. Краковецким) порой называют «розово-красной властью»2.

По большому счету дело заключалось не столько в цветовой символике, сколько в политической линии тех, кто обозначал себя разными цветами знамени3. Идя в октябре 1917 г. на захват власти под красным знаменем, большевики не остановились перед расстрелами мирных демонстраций в защиту Учредительного собрания в декабре 1917 — начале января 1918 г., участники которых (а среди них было немало рабочих) шли не только с зелеными и белыми (кадетскими), но и с красными знаменами и транспарантами.

1 Голдин В.И. Интервенция и антибольшевистское движение на Русском Севере. 1918-1920. М., 1993. С. 73-74.

2 Морозова О.М. Антропология гражданской войны. Ростов-на-Дону, 2012. С. 516.

3 Дьячков В.Л. Три цвета Гражданской войны // Гражданская война в российской истории: взгляд через столетие: материалы Всесоюзной научной конференции, г. Москва, МПГУ, 20 апреля 2018 г. М., 2018. С. 92-122; Перхавко В.Б. Палитра Гражданской войны // Родина. 2021. № 2. С. 118-122.

Символическая палитра отражает политическое многоцветье России времен Гражданской войны. Если умеренные социалисты в 1918-1920 гг. выступали за возобновление работы Всероссийского Учредительного собрания, избранного в основном в ноябре 1917 г., то кадеты, проигравшие выборы, - за некое новое Учредительное собрание. А.И. Деникин и другие лидеры Белого движения ратовали за воссоздание единой и неделимой России, а донское и кубанское казачества проявляли «самостийность»1. В синих жупанах и с «жовто-блакитным прапором» сражались сечевые стрельцы - вооруженных сил Украинской Народной Республики (УНР), с зеленым знаменем ислама — среднеазиатские басмачи. Вместе с тем, правительства УНР и гетманат П. Скоропадского проводили разную социальную политику. Эсеровские правительства, в отличие от белых и гетмана Павла Скоропадского, не собирались возвращать земли помещикам. Сохраняя частную собственность и рыночные отношения, они в то же время проявляли заботу и о рабочем классе, нормализуя его отношения с предпринимателями.

Одни в стане белых боролись за «Великую и Единую Россию» (Добровольческая армия, А.В. Колчак), другие(донские и кубанские казаки) выступали за широкую областную автономию. Их поражению способствовала также крайне недальновидная политика «непредрешения» («непредрешенчества»), которая провозглашалась в условиях крайнего революционного нетерпения народных масс.

Разной была и внешнеполитическая ориентация противников большевиков. Комуч захватил власть в Самаре летом 1918 г. главным образом при военной помощи чехословацкого корпуса. Если А.И. Деникин, П.Н. Врангель, А.В. Колчак, Е.К. Миллер, антибольшевистские силы Дальнего Востока опирались на поддержку Антанты, то А.Р. Бермондт-Авалов, П.Н. Краснов, П.П. Скоропадский — Германии. Последнее правительство УНР передвигалось в 1920 г. к Киеву в обозе белополяков, несмотря на то что между Украиной

1 См. о поисках самоидентификации Белого движения: Зимина В.Д. Белое дело взбунтовавшейся России: Политические режимы Гражданской войны. 19171920 гг. М., 2006. С. 23-57.

и Польшей существовали острые национально-территориальные противоречия. Антибольшевистские силы в основном стояли на республиканских позициях, хотя в их стане встречались и скрытые монархисты.

Одни в стане белых боролись за «Великую и Единую Россию» (Добровольческая армия, А.В. Колчак), другие (донские и кубанские казаки) выступали за широкую областную автономию. Их поражению способствовала также крайне недальновидная политика «непредрешения» («непредрешенчества»), которая провозглашалась в условиях крайнего революционного нетерпения народных масс.

К злоупотреблению властью, захватам чужого имущества, насильственным действиям против мирного населения были причастны практически все вооруженные группировки, участвовавшие в Гражданской войне. «За гранью, где кончается «военная добыча» и «реквизиция» открывается бездна морального падения: насилия и грабежи, -признавал в эмиграции Деникин, — Они пронеслись по Северному Кавказу на, по всему югу, по всему российскому театру гражданской войны — творимые красными, белыми, зелёными — наполняя новыми слезами и кровью чашу страданий народа, путая в его сознании все «цвета» военно-политического спектра и не расстирая черты, отделяющей образ спасителя от врага»1.

Как резюмировал Максимиллиан Волошин в поэме «Россия» (1924 г.):

«И белые, и красные Россию Плечом к плечу взрывают, как волы, В одном ярме — сохой междоусобья, И вновь Москва сшивает лоскуты Удельных царств, чтоб утвердить единство. Истории потребен сгусток воль: Партийность и программы — безразличны»2.

1 Деникин А.И. Очерки русской смуты. Кн. 2. Т.2. Борьба генерала Корнилова. Т. 3. Белое движение и борьба Добровольческой армии. М., 2013. С. 226.

2 Волошин М. «Средоточье всех путей». Стихотворения и поэмы. Проза. Критика. Дневники. М., 1989.

О колебаниях крестьянской

Укоренившиеся цвето- массы и ее стремлению к миру

вые и лексические образы писали активные участники Граж-

далеко не всегда отра- данской войны с обеих сторон:

жают реальную картину «■К.рес^^ьяне с необычайной с^^ой-

военно-революционных костью и упорством уклонялись бурь, пронесшихся над от участия в Гражданской войне;

Россией в 1917-1922 гг. Они никакие репрессии не могли пара-лишь соответствуют низ- лизовать поголовного бегства мо-кому уровню политической билизованных из полков» (послед-культуры, одномерности ний командир 2-го Марк°вск°г° мышления верхов и низов, полка генерал-майор Г.К. Гра-с разных сгорон участво- вицкий); «Мобилизованные бело-вавших в конфликте. гвардейцами крестьяне целыми

полками сдавались или переходили

- в ряды Красной Армии, и, наоборот,

из Красной Армии перебегали к белым также целые крестьянские части. Мотив при этом был один и тот же у обеих половин перебежчиков: гражданский мир. Для предотвращения перехода на сторону противника белые вливали в ряды бойцов значительное количество офицеров (10-50 %)., а красные — не меньшее количество коммунистов и рабочих» (бывший начальник Политуправления РККА и член РВС РСФСР С.И. Гусев)1.

Что же касается причин победы большевиков в Гражданской войне, то считаю весьма уместным привести здесь авторитетное и объективное суждение историка Г.З. Иоффе: «Каким бы парадоксальным это ни казалось, но Гражданская война способствовала консолидации режима большевиков. Она сплотила «красных» перед лицом грозной для них опасности, довела их мобилизацион-ность до возможного предела, до военного коммунизма. «Белых» Гражданская война в такой мере сплотить не могла. Они пытались объединить различные политические силы (монархистов и «февралистов») под расплывчатым лозунгом «непредрешения» будущего строя России, что вызывало подозрения и разногласия. Трудно определенно сказать, что дала бы победа «белых», тем

1 Гравицкий Ю.К. Белый Крым (1920 год) // Военная мысль и революция. М.: Б.и., 1923. Кн. 2. С. 107; Гусев С.И. Гражданская война и Красная Армия. М.: Воен-издат, 1958. С. 79.

не менее нет каких-либо серьезных оснований видеть в них сторонников демократии. Ведь они были не только свидетелями, но в большой мере жертвами «демократического Февраля». В нем они видели источник развала в России и возможного ее распада. Не сумев создать систему «военного антикоммунизма», «белые» потерпели поражение, и большевики, таким образом, отвергнув «февральскую демократию», стали той силой, которая фактически отстояла Российское государство».1

Давно уже пора отойти от одномерных и упрощенных трактовок политических, социальных, экономических и культурных явлений нашего далекого и недавнего прошлого, определяя их сугубо

положительными или абсолютно -

отрицательными, рисуя только

белыми либо только черными красками. В действительности исторический процесс носит многомерный и неоднозначный характер.

Укоренившиеся цветовые и лексические образы далеко не всегда отражают реальную картину военно-революционных бурь, пронесшихся над Россией в 1917-1922 гг. Они лишь соответствуют низкому уровню политической культуры, одномерности мышления верхов и низов, с разных сторон участвовавших в конфликте. «Красный и белый цвета быстро стали общепринятым и общепонятным символом противостояния, — верно отмечает О.М. Морозова. — Успех этой символики свидетельствует о низком уровне рефлексии, который демонстрирует подавляющая часть участников конфликта. Тот размах, который приобрела цветовая иден-

С тех пор, как на Дальнем Востоке в конце 1922 г. отгремели последние залпы братоубийственной Гражданской войны, красный цвет стал единственным символом новой власти России и ее Вооруженных Сил. С красными знаменами и транспарантами мы ходили на митинги и демонстрации, строили новые фабрики, заводы и города, прокладывали железные дороги. Отважные полярники установили красный стяг на Северном полюсе. А в победном 1945-м он стал реять над поверженным рейхстагом.

Иоффе Г. Подъем и падение большевизма // Наука и жизнь. 2005. № 7.

тификация в годы войны, свидетельствует о трудности четкого определения противников с использованием понятий социального, классового и политического характера. Соционимы типа буржуазия, помещики, офицеры, трудовое крестьянство, интеллигенция, пролетариат далеко не всегда адекватно описывали размежевывающиеся силы, поэтому требовались более универсальные формы опознавания, удобные также для оперативной идентификации противника и союзника в условиях длительного периода отсутствия установленных образцов военного обмундирования»1.

С тех пор, как на Дальнем Востоке в конце 1922 г. отгремели последние залпы братоубийственной Гражданской войны, красный цвет стал единственным символом новой власти России и ее Вооруженных Сил. С красными знаменами и транспарантами мы ходили на митинги и демонстрации, строили новые фабрики, заводы и города, прокладывали железные дороги. Отважные полярники установили красный стяг на Северном полюсе. А в победном 1945-м он стал реять над поверженным рейхстагом.

Вспомним строки из стихотворения Николая Николаевича Асеева «Кумач» (1923 г.):

«Красные зори,

красный восход,

красные речи

у красных ворот,

и красный, на площади Красной,

народ».

Оно завершается поэтическим призывом:

«Краснейте же, зори, закат и восход, Краснейте же, души, у Красных ворот! Красуйся над миром, мой красный народ!».

Морозова О.М. Антропология гражданской войны. С. 518.

И после распада СССР и создания новой демократической России с ее государственным триколором мы не вправе предавать забвению советские красные знамена, вымпелы, звездочки, с которыми связано немало свершений. Это неотъемлемая часть нашей символической истории, которая также заслуживает уважения.

Сегодня российский триколор и Андреевский военно-морской флаг мирно уживается с красным знаменем Вооруженных Сил России. И современные объективные историки, обогащенные знанием разноплановых источников, могут и должны показать политическое многоцветье сил, противоборствовавших в России в период Гражданской войны, не упрощая ситуацию и не сводя ее к борьбе только между Белой и Алой розами.

— СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ —

1917 год. События двух революций в прессе сто лет назад в современном восприятии. М., 2018.

Анархисты. Документы и материалы. 1883-1935 гг. В 2 тт. М., 1999. Т. 2.

Анархия. 1918. № 13. 7 марта.

Барцевич, В. Русский национальный флаг // Киевлянин. 1917. 2 апреля.

Белавенец, П.И. Артиллерийский исторический музей. Знаменный отдел: Краткий указатель коллекций. Л., 1927.

Белов, М.Т. Альбом штандартов, флагов и вымпелов Российской империи и иностранных государств. СПб., 1898.

Булдаков, В.П. Поэтические завихрения «Красной смуты» 19171920 гг. // Историк и Художник: Сборник воспоминаний и статей памяти профессора Сергея Сергеевича Секиринского / Отв. ред. Ю.А. Петров. М., 2013.

Бушуева, Т.С. Красная армия есть нечто беспримерное в мировой истории. Очерки истории советской военной политики. 1924 г. — 22 июня 1941 г. (По рассекреченным материалам российских архивов). М., 2011.

Вестник Комуча. 1918. 19 июля.

Ветер Семнадцатого года. Российский политический плакат 1917 г. ГЦМСИР. М., 2017.

Вечерние огни. Киев. 1919. 7 сентября.

Власов-Окский, Н. Песни свободы. Стихотворения. Тверь, 1917.

Волошин, М. «Средоточье всех путей». Стихотворения и поэмы. Проза. Критика. Дневники. М., 1989.

Восемь военных лет (Письма Аркадия Гайдара к отцу) / Публикация А.Н. Важенковой // Встречи с прошлым. М., 1986. Вып. 2.

Врангель, П.Н. Воспоминания. М., 1992. Ч. 1.

Врангель, П.Н. Воспоминания. М., 2016.

Всероссийское учредительное собрание. М., 1930.

Голдин, В.И. Интервенция и антибольшевистское движение на Русском Севере. 1918-1920. М., 1993.

Гравицкий, Ю.К. Белый Крым (1920 год) // Военная мысль и революция. М., 1923. Кн. 2.

Гражданская война в образах визуальной пропаганды: словарь-справочник. СПб., 2018.

Гусев, С.И. Гражданская война и Красная Армия. М., 1958.

Деникин, А.И. Очерки русской смуты. Кн. 2. Т. 2. Борьба генерала Корнилова. Т. 3. Белое движение и борьба Добровольческой армии. М., 2013.

Деникин, А.И. Очерки русской смуты. СПб., 2010. Т. II. М., 2010.

Дроздовский и дроздовцы / Сост. Р.Г. Гагкуев при участии В.Г. Чичерюкина-Мейнгардта, В.Ж. Цветкова, К.М. Александрова, Н.А. Кузнецова. 2-е изд., испр. и доп. М., 2012.

Дуров, В.А. Из истории сибирской символики в годы Гражданской войны // Гербоведъ. 1997. № 17 (5).

Душенко, К.В. Красное и белое: из истории политического языка. Сб. статей. М., 2018.

Дьячков, В.Л. Три цвета Гражданской войны // Гражданская война в российской истории: взгляд через столетие: материалы Всесоюзной научной конференции, г. Москва, МПГУ, 20 апреля 2018 г. М., 2018.

Журналы заседаний, приказы и материалы Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания (Июнь-октябрь 1918 года). Публикация. М., 2011.

Зимина, В.Д. Белое дело взбунтовавшейся России: Политические режимы Гражданской войны. 1917-1920 гг. М., 2006.

Из документов Государственного архивного фонда СССР // Советские архивы. 1987. № 2.

Известия. 1917. 13 ноября.

Иоффе, Г. Подъем и падение большевизма // Наука и жизнь. 2005. № 7.

Кавтарадзе, А.Г. Предисловие // Слащёв-Крымский, Я.А. Белый Крым. 1920 г.: Мемуары и документы. М., 1990.

Каталог флагов и знамен Центрального Военно-Морского музея. Л., 1967.

Климушкин, П.Д. Борьба за демократию на Волге // Гражданская война на Волге в 1918 году. Прага, 1930. Вып. 1.

Колдобский, С.Н. Формирование Сводного морского добровольческого полка и спасение знаменного Андреевского флага 1-го Морского полка Балтийской дивизии // Дроздовский и дроздов-цы / Сост. Р.Г. Гагкуев при участии В.Г. Чичерюкина-Мейнгардта, В.Ж. Цветкова, К.М. Александрова, Н.А. Кузнецова. 2-е изд., испр. и доп. М., 2012.

Колоницкий, Б.И. Символы власти и борьбы за власть: к изучению политической культуры российской революции 1917 года. СПб., 2012.

Корнаков, П.К. Краски войны // Родина. 1990. № 10.

Кравец, Ю.П. Знамена повстанческой армии Н. Махно. 1918— 1921 гг. // Музейний вюник. Запор1жжя. 2007. № 7.

Кубанин, М.И. Н.И. Махно. Махновщина. Крестьянское движение в степной Украине в годы Гражданской войны. М., 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лапшин, В.П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. М., 1983.

Литература русского зарубежья. Антология / Сост. В.В. Лавров. М., 1990. Т. I. Кн. 1.

Материалы экспозиции Центрального музея Вооруженных сил. Москва.

Мельтюхов, М.И. Советско-польские войны. М., 2004.

Морозова, О.М. Антропология гражданской войны. Ростов-на-Дону, 2012.

Орешников, А.В. Дневник. Кн. 1. 1915-1924 / Сост. П.Г. Гайдуков и др.

М., 2010.

Освобождение России. 1919. 22 марта.

Перхавко, В.Б. Палитра Гражданской войны // Родина. 2021.

№ 2.

Посадский, А. Гражданская война: новый взгляд // Исторические исследования в России — III. Пятнадцать лет спустя / Под ред. Г.А. Бордюгова. М., 2011.

Посадский, А.В. Зеленое движение в Гражданской войне в России. Крестьянский фронт между красными и белыми. 1918-1922 гг. М., 2018.

Правда. 1918. 20 июля.

Промелькнувшие силуэты... (Из дневников Р.М. Хин-Гольдов-ской) / Публикация М.М. Ситковецкой // Встречи с прошлым. М.: Советская Россия, 1988. Вып. 6.

Российская революция 1917 года: власть, общество, культура: в 2 т. / отв. ред. Ю.А. Петров. М., 2017.

Российский государственный военный архив. Ф. 3. Оп. 1. Д. 21.

Русское дело. 1919. 26 октября.

Сахаров, К.В. Белая Сибирь. Внутренняя война 1918-1920 гг. Мюнхен, 1923.

Сибирская Вандея. 1920-1921. В 2 т. / Под ред. А.Н. Яковлева; сост. В.И. Шишкин. М., 2001.

Сибирские стрелки. 1919. 18 февраля.

Символическая политика. М., 2012

Слащёв-Крымский, Я.А. Белый Крым. 1920 г.: Мемуары и документы. М., 1990.

Соболева, Н.А. Идентичность Российского государства языком знаков и символов: эмблематики, геральдики, сфрагистики, век-силлологии. 2-е изд. М., 2018.

Соболева, Н.А. Очерки истории российской символики: От тамги до символов государственного суверенитета. М., 2006.

Спекторский, Е.В. Учредительное собрание и Конституция. Киев, 1917.

Струкова, А.И. Первые знамена революции и художники Петрограда в 1917 году // Столетие Революции 1917 года в России. Научный сборник. Ч. 1 / Отв. ред. И.И. Тучков. М., 2018.

Телицын, В.Л. «Бессмысленный и беспощадный»?.. Феномен крестьянского бунтарства 1917-1921 годов. М., 2003.

Черёмухин, В.В. К вопросу о национальном флаге: триколор в годы революции и гражданской войны // Власть и общество России: кризисы и пути взаимодействия. Конец XIX — начало XXI в. Декабрьские научные чтения, посвященные 100-летию со дня рождения А.И. Солженицына. 17-19 декабря 2018 г. М., 2019.

Черное знамя. Вольная анархическая трибуна. 1918. 10-17 мая.

Шкловский, В. Белый Киев. (Из книги «Сентиментальное путешествие) // Воля России. Прага, 1922. № 3 (31). Октябрь.

Электронный ресурс: Челябинская область. Энциклопедия Челябинской области. chel-portal.ru/ ?1ё=582688ке=епсус1ореШа Дата обращения 27.02.2019 г.

МУРОМЦЕВА ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА — кандидат исторических наук, доцент исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (muromtseva_mi1a@mai1. ги). Россия.

ПЕРХАВКО ВАЛЕРИЙ БОРИСОВИЧ — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН ([email protected]). Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.