Афонасова О.В.1, Кравец Т.Н.2 ©
1,2Учитель начальных классов МБОУ гимназия № 13, город Новосибирск
КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье исследуются основные элементы системы краеведческой деятельности образовательного учреждения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), которая реализуется гимназией через внеурочную деятельность, и служит первой ступенью патриотического воспитания детей начальной школы.
Ключевые слова: краеведческая работа, патриотизм, гражданственность, внеурочная деятельность, история.
Keywords: Local history work, Patriotism, Civic consciousness, Public spirit, after - hour activities, History.
В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.
В недавнее советское время все население превращалось в объект всеобщего коммунистического воспитания. В условиях начавшейся перестройки отказались от октябрятского, пионерского, комсомольского профсоюзного и иного движения.
В этих условиях и детям, и даже педагогам жизненно необходимы нравственные опоры, стержни, вокруг которых можно было бы организовать воспитательный процесс. Отсутствие единства обучения, воспитания и развития противостоит решению стратегических задач образования. Комплексный характер воздействия интегративной краеведческой деятельности на её субъектов позволяет решить данную проблему.
В процессе формирования гражданской позиции патриотического воспитания гимназия № 13 опирается на опыт своих социальных партнеров:
• Общественной организации Российского Союза Молодежи;
• Детской художественно-эстетической школы искусств «Весна»;
• Г оспиталя № 3 ветеранов отечественной войны;
• Областной детской библиотеки имени Максима Г орького и других.
Краеведение позволяет обучающимся не только познакомиться с историей своего
города, края, но воспитывает у них уважение к делам и трудам предшествующих поколений. Формирование гражданственности осуществляется через личное участие школьников в исследовательской работе.
Главная цель школьного краеведения - воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край - территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов.
Для достижения поставленной цели в гимназии № 13 решаются следующие задачи:
1. Познакомить обучающихся с историей и современностью края;
2. сформировать у обучающихся представление о различных сторонах жизни своего края;
3. способствовать развитию гражданских качеств обучающихся, патриотического отношения к малой родине;
© Афонасова О.В., Кравец Т.Н., 2012 г.
4. способствовать развитию личностных качеств обучающихся средствами краеведения.
Краеведческая работа в гимназии развивается по ряду направлений:
- музейное краеведение (изучение родного края на базе школьного краеведческого музея, музеев города Новосибирска);
- экскурсионное краеведение (участия в плановых экскурсиях);
- историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историкоархивное);
- естественнонаучное краеведение (географическое, экологическое, и др.)
Вот основные элементы системы краеведческой деятельности образовательного учреждения МБОУ гимназии № 13.
Познавательная краеведческая деятельность реализуется в структуре учебного процесса, на основе выбранной образовательным учреждением учебной программы. В гимназии разработана и успешно реализуется программа факультативного курса по краеведению «Знай и люби свой край», (1-4 классы). Программа носит комплексный, интеграционный характер, отражая все аспекты требований к содержанию краеведческой подготовки обучающихся. Программа факультативного курса реально помогает восполнить пробел в воспитательной работе по формированию у младших школьников патриотизма, любви к родному краю. На занятиях дети получают знания по истории города. Совершенствуются приёмы работы с исторической картой, дополнительной литературой.
Воспитательно-развивающие и оздоровительные аспекты школьного краеведения реализуются в подсистемах внеурочной, внеклассной деятельности и дополнительного образования, признанных содействовать решению приоритетных - задач патриотического воспитания через школьное краеведение.
Ученические краеведческие конференции, главной целью которой является расширение кругозора обучающихся, формирование навыков исследовательской работы.
Выпуск журнала «Сибирский край», посвященный событиям истории. Главная цель выпуска журналов - приобщить к истории родного края, проводить исследования края, вызывать у детей интерес к событиям, людям, явлениям своей малой родины. В журналы помещены детские рисунки, викторины, стихи, рассказы о Новосибирской области, о городе, о гимназии.
Факультативные занятия проводятся для постоянной группы обучающихся, имеющих выраженный интерес к предмету.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется МБОУ гимназией № 13, в том числе, и через внеурочную деятельность. Гимназия № 13 после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков.
Введение элементов краеведения в структуру внеурочной деятельности в начальной школе способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия. Развитие любви и привязанности к малой Родине и служит первой ступенью патриотического воспитания первоклассников. Так образовалась творческая группа учителей по созданию рабочей тетради для 1 класса (Т. Г. Заикина, Т. Н. Кравец, Г. М. Макаренко, «Здравствуй, Новосибирск!», Новосибирское книжное издательство, Новосибирск, 2011.
Цель деятельности - разработать и внедрить систему работы по теме: «Патриотическое воспитание учащихся в начальной школе». Разработать и внедрить программу для первоклассников города Новосибирска для занятий во внеурочное время.
На первом этапе было изучено состояние данной проблемы в педагогической теории и практике. Проведено анкетирование учителей начальных классов города Новосибирска по вопросу методического обеспечения краеведческой деятельности в начальной школе.
На основе краеведческого материала рабочая тетрадь помогает развить у обучающихся гражданственность и патриотизм как важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности. В тетрадь помещены вопросы, основанные на детских наблюдениях и знаниях о городе. Кому и зачем нужна рабочая тетрадь по краеведению в начальной школе? Учителям, ученикам и их родителям. Авторский коллектив предлагает детям и их родителям прикоснуться к жизни родного города, к славным страницам его истории, вдохновленному труду разных поколений новосибирцев, создавших всего лишь за один век третий по значению город России, столицу Сибири, мировой центр культуры, науки, образования, деловой жизни. Содержание углубляет и дополняет знания, полученные обучающимися на уроках литературного чтения, ознакомления с окружающим миром, русского языка, изобразительного искусства. Учебный материал учитывает возрастные особенности детей младшего школьного возраста, способствует развитию их творческой индивидуальности и готовит к изучению курсов истории и обществознания в основной школе.
Рабочую тетрадь «Здравствуй, Новосибирск!» 1 сентября 2011 года получили все первоклассники города Новосибирска в качестве подарка от мэрии и мэра города.
Таким образом, краеведческая деятельность, реализуемая во всех формах учебновоспитательного процесса, может стать объединяющим системообразующим элементом образовательного учреждения, приводящим данную образовательную систему к состоянию устойчивого развития, и воспитания настоящего Гражданина.
Каждый год учителя начальной школы гимназии делятся опытом работы с учителями города и области (семинары для учителей по данной теме)
Применение краеведческих материалов в гимназии имеет давние традиции и накоплен немалый научно-методический и практический опыт краеведения, однако краеведение как наука (вообще) ещё не получило достаточного отражения в системе школоведения и до сих пор не была предложена целостная научно-методическая система использования краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.
Литература
1. Атлас юного туриста - краеведа Новосибирской области - Новосибирск - 1998.
2. Б. И. Борисов - «История Новосибирской области» - Новосибирск - 1977.
3. З. В. Бродовская - Приложение к журналу «Сибирский учитель»//«Знай и люби свой край // Из опыта организации краеведческой работы в начальной школе гимназии № 13»// Методическое пособие//Издательство НИПКиПРО - Новосибирск - 2004.
4. Л.М Горюшкин Г.А. Бочанова - «Как начинался Новосибирск» - Новосибирск -Западно-сибирское издательство - 1983.
5. В. Кравцов В. Соболев, А. Шаповалов - «Сибирь-неизвестные миры. Тайны прошлого»
- Новосибирск - 1999.
6. И. Цыплаков - «Имя на карте города» - Новосибирское книжное издательство - 2001.