Научная статья на тему 'Краеведение: история и современность'

Краеведение: история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4804
545
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / HISTORY / ИСТОРИЯ / СОВРЕМЕННОСТЬ / MODERN TIMES / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / REGIONAL STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалимова Ж.Н.

В статье рассматривается развитие краеведения с середины XVIII века до наших дней. Характеризуя современный этап в развитии краеведения, автор представляет информацию о нем в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Studies: Past and Present

Article investigates the development of local and regional studies from the middle of XVIII century till now. Author considers its place within the framework of modern education.

Текст научной работы на тему «Краеведение: история и современность»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ж.Н. Шалимова УКД 908

КРАЕВЕДЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье рассматривается развитие краеведения с середины XVIII века до наших дней. Характеризуя современный этап в развитии краеведения, автор представляет информацию о нем в системе образования.

Ключевые слова: краеведение, история, современность, образование.

Zh. N. Shalimova

^Краеведение и туризм тесно взаимосвязаны с историей развития человеческого общества.

От наскальных рисунков до интерактивных карт, от ориентирования по местным признакам до GPS-навигаторов, от примитивных построек до фешенебельных курортов, от торгово-купеческих услуг до услуг туристских агентов - таков путь развития цивилизации и места в ней краеведения и туризма.

Обратимся к истории (таблица 1). При этом следует отметить, что краеведение,

как самостоятельное направление в жизни педагогического сообщества, общественных организаций, государственных образований, сформировалось в начале прошлого столетия.

Анализ данных таблицы 1 показывает, что нестабильность в развитии географического краеведения в России связано с:

1) политическими преобразованиями;

2) уровнем развития экономики страны;

3) новыми тенденциями в развитии географической науки;

4) нововведениями в системе образования;

Таблица 1. Из истории развития краеведения1

Век Этапы Краеведческая деятельность Процессы в развитии краеведения

1 2 3 4

Середина века 1761г.- эмпирические исследования М.В. Ломоносова. Зарождение краеведения

XVIII Конец века 1782 г. - включение в преподавание 4-го класса начальных училищ элементов краеведения Внедрение краеведческих элементов

Начало века Распространение элементов краеведения в системе образования. в систему образования

XIX Середина века 1. К.Д. Ушинский о необходимости изучения географии на краеведческой основе. 2. 1840 г. - первый учебник географии с элементами краеведения (Ф. Студитский). 3. 1860 г. - первый учебник географии на основе родиноведческого принципа (Д.Д. Семёнов). 4. Изучение территории страны и появление крупных географо-краеведческих произведений. Русское географическое общество приняло активное участие в краеведческих исследованиях. Введение краеведческого принципа (КП) в преподавание географии Накопление географо-краеведческого материала

Конец века В годы политических реакций наблюдалось уменьшение краеведческих исследований в области географической науки. В школах прекратили активно использовать краеведческий материал в преподавании. Торможение в развитии краеведения

1 В таблице использованы материалы: Матрусов 1963, Сафиуллин 1979.

Век Этапы Краеведческая деятельность Процессы в развитии краеведения

1 2 3 4

XX Начало века 1. После 1-го съезда учителей географии в 1915 г. термин «краеведение» стал повсеместно использоваться при рассмотрении вопросов малой родины. 2. 1920-1930 гг. - бурный рост краеведения: Центральное бюро краеведения, школьные экскурсионные станции, экспедиции, туристические походы, опора на краеведческий принцип преподавания (КПП) в школах. 1. Формирование внеклассного и внешкольного краеведения. 2. Появление различных форм краеведения в зависимости от задач и практических интересов, от предмета исследования.

Середина века 1. От эпизодических до систематических краеведческих исследований в урочное время в связи с введением в программы школ КПП (1948 г.). 2. 1961 г. - первые учебники по географии своей области, края, местности. 3. 1968 г. - первые Всесоюзные педагогические чтения на краеведческой основе. 4. Всесоюзные экспедиции пионеров и школьников. 5. Туристические походы. Становление краеведения в системе школьного географического образования на постоянную основу. Расширение возможностей краеведения за счёт внеклассной и внешкольной деятельности.

XXI Конец века Годы политических и экономических преобразований в стране негативно сказались на краеведческих исследованиях и, как следствие, использование КПП в системе образования Понижение уровня краеведческих исследований и преподавания на краеведческой основе

Начало века 1. Введение регионального компонента в систему школьного образования. 2. Введение региональных курсов, построенных на краеведческой основе в системе школьного и вузовского образования. 3. Экспедиции, туристические маршруты по изучению малых городов России. 4. Проведение геоэкологических исследований. Подъём краеведческих исследований методического характера на основе регионализации образования. Локально- региональные географо- краеведческие исследования.

114 Вестник МИЛ

5) уровнем географической культуры общества.

Краеведение как общественное движение, как одно из направлений изучения родного края (малой родины) прочно вошло в жизнь современного общества.

Под краеведением на современном этапе принято считать комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края [Никонова 2003:24].

Структуру современного краеведения необходимо рассматривать как взаимосвязь взаимодополняющих элементов, соподчинённых между собой (рис.1).

Опираясь на исторически сложившиеся организационные формы краеведения, деление по предмету исследования в данной схеме поэтапно выделены территориальные уровни.

История развития краеведения, его структуризация позволяют увидеть ряд проблем в системе образования по вопросам краеведения:

На федеральном уровне нет чёткой программы по краеведческому образованию и воспитанию подрастающего поколения и молодежи. Краеведение в системе образования, в частности географического, рассматривается в контексте краеведческого принципа преподавания. Это наводит на определённые размышления: наблюдаются противоречия между сущностью краеведения и его отражением в системе образования.

Краеведение, в широком смысле слова, - это не наука, не общественное движение, это комплекс дисциплин. Поэтому содержание комплексной дисциплины «краеведение» должно состоят из различных модулей, соподчинённых между собой, но ведущих в совокупности к научному и всестороннему познанию родного края.

Так как содержание модулей, по сути, соответствует содержанию научных дисциплин, то какой учитель в школе может обучать учащихся основам краеведения, а преподаватель - в ВУЗе? Ответа мы не най-

дём. В современной системе образования не предусмотрена подготовка специалиста, который в комплексе мог бы рассмотреть регионально-локальные территории. Учителя-предметники и преподаватели, реализуя дидактический принцип межпредметной соотнесённости в учебном процессе, вкраплениями насыщают учебный материал краеведческой информацией из смежных дисциплин. Это очень трудоёмкая и кропотливая работа, требующая не только активной жизненной позиции учителя, но и компетентности в краеведческих вопросах, профессионализма и мастерства.

Стандарт третьего поколения только начал входит в систему образования в школах и ВУЗах (ФГОС 3+). Недостаточно времени прошло для четкого понимания и переосмысления места краеведческого материала в подготовке подрастающего поколения, в подготовке бакалавров по направлению «Туризм». Накопленный положительный опыт в реализации КПП, в изучении региональных курсов должен остаться и рассматриваться под призмой проблемно-страноведческого подхода.

Проблемно-страноведческий подход получил довольно широкое распространение в экономико-географических исследованиях Я.Г. Машбиц, И.М. Маергойз и др. учёных, он предлагает отступления от типовой схемы изучения страны и концентрации внимания на ключевых экономико-географических проблемах: ресурсообе-спеченность и использование природных ресурсов, формирование системы расселения и производственно-территориальной структуры хозяйства и т.д.

В образовании мы наблюдаем следующую картину: молодые учителя ещё не могут самостоятельно перестроиться на школьные рельсы, учителя с большим педагогическим стажем уже не могут (или не хотят). Инертность педагогической среды в целом настолько велика, что любое нововведение, или предложение в области географического краеведения, не находят отклика в должной мере. Опорой в таких случаях

Рис. 1. Структуризация краеведения (составлено автором) 116 Вестник МИЛ

становятся учителя-новаторы, краеведы.

Введение регионального компонента в начале века заставило нас по-иному взглянуть на процесс краеведческой подготовки. В школах и вузах активно использовали процесс регионализации образования. Появились новые дисциплины, направленные на изучение малой родины.

В терминологическом аппарате по вопросам краеведения, регионоведения у практиков в образовании хаос. Как соотносятся понятия «регионоведение» и «краеведение», «региональный компонент» и «региональное содержание школьной географии», «краеведческий принцип преподавания» и «региональный курс», «внеклассная» и

«внеурочная» работа по вопросам краеведения? На данные вопросы частично даёт ответы учебно-методическая литература, журнал «География в школе». Но до сих пор идут споры относительно предмета изучения «регионоведения» и «краеведения».

В содержательной части также масса проблем: как соотнести содержание регионального курса с материалом учебного блока по географии России «География своей области» (края, республики); как построить школьный предмет «Начальный курс географии» без практической части, которая стала основой самостоятельного предмета «краеведение» и т.д.

Значительные недоработки наблюда-

Учебное краеведение

1. Стабилизация краеведческого принципа преподавания в курсах географии школы и вуза. С этой целью:

* разработать программу краеведческой подготовки обучающихся по годам обучения;

* про думать рабочую тетрад ь по основам географического краеведения с учётом своей местности на основе материала учебника географии, творческих заданий.

2. Работа по региональной составляющей учебного процесса. С этой целью разработать;

* Областной региональный стандарт.

* Программы курса.

* УМК: учебники, тетради, контурные карты, методические рекомендации для учителя и преподавателя.

3. Поиск взаимосвязей между краеведческим содержанием базовой и

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРАЕВВДЕНИЯ

Внеклассное краеведение

1, Изучение малых городов России,

2. Организация экологических троп.

3. Проведение геоэкологических исследований.

4, Проведение туристических

Рис. 2. Перспективы развития краеведения (составлено автором)

ются и в подготовке бакалавров по направлению «Туризм». Анализ учебных планов ряда вузов страны показал отсутствие дисциплин краеведческого содержания.

Все перечисленные проблемы не являются единственными в вопросах краеведения в современных образовательных условиях и требуют серьёзной проработки. Это и действие местных властей, представителей органов образования в регионах, это и работа методических центров с целью оказания помощи учителю и преподавателю, это и деятельность работников образования по вопросам краеведческого образования обучающихся, это и пополнение материально-технической базы образовательных учреждений для проведения полевых исследований и т.д.

Несмотря на большие проблемы в системе образовательного географического краеведения, перспективы его развития очевидны. Основные сферы деятельности отмечены на рисунке 2.

Основная цель решения проблем и реализация основных задач в перспективе -это помочь обучающимся познать природу, население, экономику того края, где он живёт. Он должен увидеть неповторимые ландшафты, всю красоту своей малой родины, осмыслить зависимость производственной деятельности человека от местной природы, её ресурсов; изучить, что предпринимается различными организациями в области охраны природы; принять активное участие в социально значимой деятельности по улучшению среды своего обитания.

Литература

Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии /Под ред. Л.М. Панчешниковой. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 303 с.

Матрусов И.С. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии. Сб. статей. - М.: АПН, РСФСР, 1963. - 117 с.

Методика преподавания региональной географии в школе: Учебное пособие для учителей географии и студентов географ. спец. высш. пед. учеб. заведений /М.А. Никонова, О.А. Бахчиева, И.В. Душина и др.; Под ред. М.А. Никоновой. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 188 с.

Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе. - М., 1979. - 127 с.

118 Вестник МИЛ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.