Научная статья на тему 'КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
70
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / ЛИТЕРАТУРА / УРОКИ В ШКОЛЕ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Губанова В. В., Шербатых Г. Н.

Основной деятельностью на уроках является чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений. В литературном краеведении следует различать две разновидности: собственно, литературное краеведение и литературоведческое краеведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL HISTORY EDUCATION IN THE MODERN LEARNING PROCESS

The main activity in the lessons is reading and studying works of art, acquaintance with biographical information about the masters of the word and historical and cultural facts necessary for understanding the works included in the program. In literary local lore, two varieties should be distinguished: actually, literary local lore and literary local lore.

Текст научной работы на тему «КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 37

Губанова В.В.

магистрант

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

(г. Елец, Россия)

Научный руководитель: Шербатых Г.Н.

канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

(г. Елец, Россия)

КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация: основной деятельностью на уроках является чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений. В литературном краеведении следует различать две разновидности: собственно, литературное краеведение и литературоведческое краеведение.

Ключевые слова: краеведение, литература, уроки в школе, современное образование.

Одна из важных целей литературного образования в школе - это выявление заинтересованности учащихся к слову, богатству отечественной и зарубежной литературы. Основной деятельностью на уроках является чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений. Литература, как одна из важнейших гуманитарных областей, не может ограничиваться только всемирно

известными писателями, их жизнью и творчеством.

Современное образование уделяет все больше внимания изучению краеведческого материала на уроках русского языка и литературы в средних и старших классах. Ученые - методисты (Н.А. Милонов, М.Д. Янко) [7] активно внедряли в школьное литературное образование краеведение, использование которого помогает формированию целостной картины миры в сознании ребенка, прививает патриотические чувства к малой родине, помогает учителю -предметнику определять значимые формы изучения литературы родного края, разрабатывать новые технологии в преподавании литературы. Использование краеведческого материала играет значительную роль в развитии познавательных интересов и даёт возможность учащимся проявить себя и реализоваться. «Знающий родной край зримее, конкретнее осознает свои кровные связи со всей страной, с Родиной», отмечает известный педагог, исследователь литературного краеведения Ярославского края Н.А. Астафьева. [1]

В литературном краеведении следует различать две разновидности: собственно литературное краеведение, занимающееся установлением биографических и творческих связей писателей с тем или иным краем, выяснением литературных мест; и литературоведческое краеведение, помогающее выяснить вопросы, связанные с мироощущением писателя как уроженца региона - эта разновидность краеведения особенно важна при изучении историко-литературного курса и входит в основной компонент литературного образования.

Литературное краеведение - потребность времени. Расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, оно прививает им уважение к культуре «малой» родины, помогает полнее ощутить связь литературы с жизнью. Изучение литературы будет более эффективным, если она окажется близкой ученику, тесно связанной со знакомыми ему реалиями.

Говоря о включении литературно-краеведческого материала в школьный курс литературы, выделяют два пути. Во-первых, предлагается использование

местного материала, привлекаемого, как правило, лишь как дополнительные сведения об основных направлениях творчества и биографии того или иного автора. А во-вторых, обращение к литературно-краеведческому материалу, который является важным источником познания русской литературы и составляет компонент литературного образования.

Краеведение становится неотделимой частью регионального образования. Преподавание краеведческого материала помогает формированию целостной картины мира у школьников, вырабатывает патриотические чувства и причастность родного края ко всему литературному процессу.

О постоянном интересе и внимании к вопросу изучения краеведения в школьном курсе гуманитарных предметов, в частности литературы, говорят многочисленные труды известных учёных и литературоведов, методистов и учителей. Методисты считают, что одним из главных принципов изучения краеведческого материала является видение автора, его места в литературе и место его произведений о родном крае.

Литературное краеведение не только тесно связано с литературоведением, но и значительно дополняет его. Задача литературно-краеведческих исследований состоит в изучении жизни и творчества писателя, его взглядов, связи его творчества и литературных героев с конкретным историческим местом, реальными лицами.

Целенаправленные занятия литературным краеведением способствуют процессу познания в области богатейшей русской литературы, самобытной культуры, способствуют духовному совершенствованию и росту творческой активности детей. Существуют определённые пути реализации:

1. Изучение литературного наследия края.

2. Создание литературно-краеведческих проектов и презентаций.

3. Составление летописи жизни и творчества писателей-земляков.

4. Подготовка путеводителей, литературно-краеведческих карт, сборников, альманахов.

5. Изучение современного литературного процесса, ведение историко-литературных хроник.

6. Встречи с местными писателями и поэтами.

В процессе исследовательской деятельности юные краеведы совершают экскурсии, путешествия и экспедиции по местам жизни и творчества писателя или его литературных героев, приобщаются к различным источникам (биографическим и творческим материалам, документам, публикациям, воспоминаниям, преданиям и т.п.). Особое внимание при исследовании может быть уделено современному литературному процессу, происходящему в крае.

Говоря о путях включения литературно - краеведческого материала в школьный курс литературы, ученые и методисты выделяют два пути использования краеведения в школьной практике: во-первых, использование местного материала, во-вторых, обращение к литературно-краеведческому материалу, который является важным источником познания русской литературы и составляет компонент литературного образования.

Можно сделать вывод о том, что краеведческому образованию в современном мире уделяется достаточно большое внимание, способствующее наиболее полному воспитанию и образованию обучающегося.

Список литературы:

1. Астафьев, А. В., Астафьева Н. А. Книга. Писатели Ярославского края (до 1917 г.). - Ярославль, 1974. - 248 с.

2. Белоусов, Д.А. Литературно-краеведческий кружок в сельской школе: книга для учителя. Из опыта внеклассной работы / под ред. М.Д, Янко. - М: Просвещение, 1987. - С. 78.

3. Зыков, Ю. А. Использование краеведческого материала на уроках литературы в адыгейской школе. - Майкоп, 1977. - С. 52 - 62.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России в сфере общего образования. - Москва: Просвещение, 2009.

5. Кошелева, А.Ф. Филологическое краеведение. - Ульяновск, 1998.

6. Литературное краеведение в школе / сост. М.Д. Янко. - М.: Просвещение, 1976. - 108 с.

7. Милонов, H.A. Литературное краеведение: Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М., 1985.

Gubanova V.V.

Ivan Bunin Yelets State University (Yelets, Russia)

Scientific advisor: Sherbatykh G.N.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages and Methods of their Teaching Ivan Bunin Yelets State University (Yelets, Russia)

LOCAL HISTORY EDUCATION IN THE MODERN LEARNING PROCESS

Abstract: the main activity in the lessons is reading and studying works of art, acquaintance with biographical information about the masters of the word and historical and cultural facts necessary for understanding the works included in the program. In literary local lore, two varieties should be distinguished: actually, literary local lore and literary local lore.

Keywords: local history, literature, lessons at school, modern education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.