овладели приёмами составления путеводителя, что поможет в их дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, следует отметить, что путеводители по электронным ресурсам являются востребованным в библиотечной сфере информационным продуктом. Поэтому будущим выпускникам-бакалаврам необходимо привить умения в подготовке путеводителей таких информационных продуктов.
На наш взгляд, путеводители должны выполнять все студенты, направления подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность.
Подготовка путеводителя может быть одним из практических заданий по производственной практике.
Целесообразно включить составление путеводителя по информационным ресурсам в список выпускных квалификационных работ (ВКР) бакалавров.
Для обеспечения практической направленности ВКР целесообразно обсудить тематику предполагаемых путеводителей с работодателями.
Список литературы
1. Ожегов, С. И. Толковый словарь [Электронный ресурс] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Режим доступа: http://www. ozhegov-shveova. ru.
2. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru. wikipedia. org/wiki.
3. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic. academic. ru/dic. nsf/ruwiki/483049.
4. Справочник библиографа / ред.: Г. Ф. Гордукалова, Г. В. Михеева. - 4-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : Профессия, 2014. - 767 с.
5. Зильберминц, Л. В. Путеводитель по иностранной библиографии технической литературы (19451956) / Л. В. Зильберминц. - Ленинград : Гос. публ. б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1957. - 300 с.
6. Кирпичёва, И. К. Библиография в помощь научной работе: методическое и справочное пособие / И. К. Кирпичёва; под ред. проф. П. Н. Беркова. - Ленинград : Гос. публ. б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1958. - 480 с.
7. Лукомская, А. М. Библиографические источники по математике и механике, изданные в СССР за 1917 - 1952 гг. / А. М. Лукомская; под ред. В. И. Смирнова. - Москва ;Ленинград : Акад. наук СССР, 1957. -354 с.
УДК 021.4::004.946(470)
Л. Г. Тараненко
Кемеровский государственный институт культуры,
Кемерово, Россия
ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В БИБЛИОТЕКАХ: НОВЫЕ ГРАНИ РАЗВИТИЯ
Обозначены тенденции развития литературного краеведения в библиотеках. Выделены отдельные виды краеведческих информационных продуктов / ресурсов литературной проблематики, представленные на сайтах центральных библиотек РФ. Определены тенденции развития справочно-библиографического обслуживания библиотек по литературному краеведению.
Ключевые слова: литературное краеведение, краеведческая деятельность библиотек, литературные карты, литературные проекты библиотек, виртуальная справочная служба, библиотечное краеведение, литературное наследие, книжные памятники.
L. G. Taranenko Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia
LITERARY LOCAL HISTORY IN LIBRARIES: NEW WAYS OF DEVELOPMENT
Tendencies in the development of literary local lore in libraries are indicated. Selected types of local lore information products / resources of literary problems, presented on the sites of central libraries of the Russian Federation. Tendencies in the development of reference and bibliographic services for libraries in literary local lore are determined.
Keywords: literary study of local lore, local history work of libraries, literary map, literary library projects, virtual reference service, library local history, literary heritage, book monuments.
Литературное краеведение - одно из направлений краеведческой работы библиотек. В настоящее время, в связи с общей тенденцией усиления гуманитарного характера краеведческой деятельности, литературное краеведение приобретают особую значимость и актуальность.
Литературное краеведение в библиотеках может освещать такие аспекты, как:
- изучение жизни и творчества местных писателей, родившихся в крае и тесно с ним связанных;
- изучение жизни и творчества писателей-классиков в плане регионально-краеведческих связей;
- исследование современной литературной жизни в крае (области, районе).
Здесь предметом исследования является не только литература, но и формы ее современного социального бытования. Имеются в виду писательские объединения, газеты, журналы, альманахи, деятельность издательств, различные формы непосредственного общения с читателями (литературные вечера, читательские конференции, диспуты, встречи с аудиторией и т. д.);
- область (край, район) в художественной литературе;
- история развития литературы в крае.
К наиболее распространенным формам работы библиотек по литературному краеведению относятся:
- создание информационных продуктов и ресурсов по литературной проблематике;
- справочно-библиографическое и информационное обслуживание по запросам литературно-краеведческой проблематики;
- научно-просветительская деятельность[1].
Рассмотрим основные тенденции развития литературного краеведения в библиотеках.
Создание информационных продуктов и ресурсов по литературной проблематике
Главной тенденцией развития данного направления является переход от традиционных (печатных) информационных продуктов к электронным. Ассортимент электронных продуктов/ресурсов можно проследить на сайтах библиотек. Библиотеки, главным образом, концентрируют внимание на отдельной персоне (писатель, поэт) или представляют комплексно литературную жизнь отдельной территории. Электронная среда позволяет библиотекам представлять пользователям различные виды электронных краеведческих продуктов/ресурсов:
- библиографические указатели (например, «Писатели Осетии»: библиографический указатель Национальной научной библиотеки Республики Северная Осетия-Алания);
- полнотекстовые материалы («Литературно-художественные журналы Хакасии»);
- электронные коллекции (например, «Русская классика в переводах на калмыцкий язык» Национальной библиотеки им. А. Амур-Санана Республики Калмыкия);
- фотогалереи и видеогалереи (например, видеоматериалы республиканского конкурса «Лучшая башкирская книга года Республики Башкортостан» Национальной библиотеки Республики Башкортостан);
- электронные выставки (например, цикл тематических выставок «Книги на все времена» Государственной национальной библиотеки Кабардино-Балкарии им. Т. К. Мальбахова; «Тюркский мир» Национальной библиотеки Республики Саха);
- буктрейлеры (например, буктрейлер, созданный по книге ингушского автора Х. Плиева «Не удивляйте меня» Национальной библиотеки Республики Ингушетия) и др.
А также комплексные электронные ресурсы:
- виртуальные музеи («Виртуальный музей Николая Георгиевича Доможакова» Национальной библиотеки имени Н. Г. Доможакова);
- литературные карты («Литературная карта Хакасии» Национальной библиотеки имени Н. Г. Доможакова);
- электронные библиотеки (например, ЭБ «Бурятика» Национальной библиотеки Республики Бурятия); «Электронная библиотека авторов Карелии» Национальной библиотеки Республики Карелия);
- отдельные сайты («Карелия, мой край родной...» Национальной библиотеки Республики Карелия) и др.
Справочно-библиографическое и информационное обслуживание по запросам литературно-краеведческой проблематики
Сервисные возможности предоставления литературно-краеведческой информации в библиотеках значительно возросли посредство развития виртуального справочно-библиографического обслуживания. Виртуальная справочная служба (ВСС) - онлайновая справочная служба, выполняющая библиографические, тематические и фактографические запросы по всем отраслям знаний для удаленных пользователей.
Так, по данным информационно-справочного портала «Library. ru», из 62 заявленных центральных универсальных библиотек краев, областей, автономных округов - 40 имеют виртуальную справочную
службу.
Процесс оцифровки редкой краеведческой информации позволил библиотекарям-краеведам при осуществлении виртуального справочно-библиографического обслуживания предлагать пользователям не только библиографические списки по интересующим темам, но и часть материала в «готовом» виде (отсканированные фрагменты документов). Значительным поисковым/справочным потенциалом стал обладать архив выполненных справок, создаваемый библиотеками на сайте по результатам ВСБО.
В целом возросли сервисные возможности данного направления за счет расширение онлайн услуг (онлайн консультирование, электронная доставка документов, заказ документов, резервирование/бронирование изданий, доступ к электронному формуляру, в т. ч. продление сроков пользования документами и др.).
Научно-просветительская деятельность в литературном краеведении
Наиболее популярными формами просветительской литературно-краеведческой работы библиотек с пользователями можно назвать: литературно-краеведческие вечера, встречи с писателями, читательские конференции, фестивали, мастер-классы, беседы о книге, презентации новых книг; клубная, кружковая и проектная деятельность; выставки литературно-краеведческого характера и другие. Существенное развитие на данном этапе получает проектная деятельность в литературном краеведении [2, 3].
Научная составляющая литературного краеведения претерпевает значительные изменения. В частности, литературное краеведение на современном этапе характеризуется расширением источниковедческой базы, то есть вовлечением в научный оборот вновь открываемых архивных документов, материалов эпистолярного характера, периодической печати, мемуаров и так далее, а также углубленной разработкой проблем теоретического и методологического характера [4]. Так, Н. А. Милонов в книге «Литературное краеведение» в основу классификации литературно-краеведческих источников закладывает характер их существования (печатная, рукописная, устная форма источника) и место хранения источников (в архиве, библиотеке, музее, личной коллекции) [5, с. 74-75].
Работа библиотеки с источниками в плане литературного краеведения стимулирует и развивает исследовательские способности, приобщает библиотекаря к научной работе. Благодаря тому, что в литературном краеведении используются преимущественно местные источники (архивные, мемуарные, эпистолярные и др.), оно нередко вводит в научный оборот новые факты и документы, то есть содействует развитию литературоведения в целом, в масштабе всей страны.
В библиотеках ведется серьезная работа по сохранению литературного наследия отдельной территории. В частности, в соответствии с «Основными направлениями развития деятельности по сохранению библиотечных фондов в Российской Федерации на 2011-2020 годы» (ранее - в рамках подпрограммы «Книжные памятники России» Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации), библиотеки ведут работу по выявлению, изучению и описанию книжных памятников РФ. Результатом данной работы стали различные литературные интернет-проекты, посвященные истории книги: музей книжной культуры Республики Коми, музей «Книга Алтая»; летопись печати Удмуртской Республики; интернет-проекты «Книжные памятники Карелии», «Книжные памятники Удмуртии», «Свод книжных памятников Республики Башкортостан», «Книжные памятники Архангельской области», «Книжные памятники Ивановской области», «Книжные памятники Белгородской области» и др.
Таким образом, изменения, происходящие в целом в библиотечно-информационной деятельности, существенно изменяют работу по основным направлениям литературного краеведения. Использование информационно-коммуникационных технологий в краеведческой деятельности позволило библиотекам представить пользователю качественно новые виды краеведческих электронных ресурсов, тем самым расширяя их ассортимент, поисковые и сервисные возможности. Интеграция краеведческих ресурсов на отдельных порталах, сайтах вывела библиотеки за пределы своего библиотечного фонда и раскрыла краеведческие литературные ресурсы других информационных центров региона. Библиотеки участвуют в формировании литературного ландшафта своего региона через деятельность по распространению литературно-краеведческих знаний, выявление содержания литературного наследия, увековечивание памяти выдающихся писателей, чья деятельность связана с территорией данного региона.
Список литературы
1. Тараненко, Л. Г. Литературное краеведение в библиотеках / Л. Г. Тараненко // Библиотечная жизнь Кузбасса. - 2010. - № 4. - С. 6-10.
2. Салос, О. А. Проекты АКУНБ им. В. Я. Шишкова по литературному краеведению / О. А. Салос // Краеведение: потенциал развития в XXI веке : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 125-летию Алт. кр. универс. науч. б-ки им. В. Я. Шишкова, Барнаул, 14-18 октября 2013 г. / редкол.: Т. В. Смелова, В. С. Олейник, О. Ф. Малышко. - Барнаул : РИО АКУНБ, 2013. - С. 115-120.
3. Никиенко, О. Г. Литературное краеведение в Томской областной универсальной научной библиотеке им. А. С. Пушкина / О. Г. Никиенко // Краеведение: потенциал развития в XXI веке : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 125-летию Алт. кр. универс. науч. библиотеки им. В. Я. Шишкова, Барнаул, 14-18 октября 2013 г. / редкол.: Т. В. Смелова, В. С. Олейник, О. Ф. Малышко. - Барнаул : РИО АКУНБ, 2013. - С. 121-124.
4. Дрондина, Н. Г. Литературное краеведение в процессе воспроизводства культуры в регионе/ Н. Г. Дрондина // Регионология. - 2008. - № 3. - Режим доступа : Ьйр:/Л^юшаг. ru/node/170?page=0 %2С1. -Загл. с экрана.
5. Милонов, Н. А. Литературное краеведение : учеб. пособие / Н. А. Милонов. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2012. - 148 с.
УДК 021.64(571.150)
Г. В. Федотова
Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова,
Барнаул, Россия
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО АЛТАЙСКОЙ КРАЕВОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМ. В. Я. ШИШКОВА: КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В данной статье речь идет о международном сотрудничестве Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В. Я. Шишкова в условиях глобализации. Автор статьи рассказывает о партнерских взаимоотношениях, о культурно-просветительских и образовательно-просветительских проектах, реализованных в библиотеке в период с 2012 по 2017 гг.
Ключевые слова: библиотека, международное сотрудничество, партнерские взаимодействия, культурно-просветительская деятельность, образовательно-просветительская деятельность, проекты, информационное пространство, глобализация.
G. V. Fedotova
Altai Regional Universal Scientific Library n. a. V. Y. Shishkov,
Barnaul, Russia
INTERNATIONAL COOPERATION OF THE ALTAI REGIONAL UNIVERSAL SCIENTIFIC LIBRARY N. A. V. Y. SHISHKOV: CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE CONDITIONS OF GLOBALISATION
The article deals with the international cooperation of the Altai Regional Universal Scientific Library named after V. Y. Shishkov in the conditions of globalization. The author of the article talks about partnership relations, about cultural-educational projects implemented in the Library.
Keywords: library, international cooperation, partnerships, cultural-educational activities, projects, global information space, globalization.
В XXI веке международное сотрудничество, укрепление культурных связей является значимым фактором успешного развития общества. Научиться жить вместе - веление времени и один из законов глобализации, который диктует правила взаимодействия, основанные на понимании и сближении разных культур. Глобализация создает систему открытого культурного обмена, адаптации культурных стереотипов к современным условиям, способствует расширению границ общения во всех сферах человеческой деятельности и возникновению глобального информационного пространства. Это кардинально изменяет условия культурного обмена, стирая временные, пространственные, языковые барьеры и делая партнёрские взаимодействия библиотеки не только возможными, но и необходимыми. Неотъемлемой частью международных связей любого государства, любого региона является международное сотрудничество в области библиотечного дела, так как в силу специфики своей деятельности библиотека является одним из центров решения этих задач. «Можно назвать четыре основные возможности международной деятельности для региональных библиотек: участие в крупных международных проектах, организован-