Научная статья на тему 'КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И МУЗЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТЫ СОХРАНЕНИЯ НАСЛЕДИЯ В РЕГИОНЕ С РАЗРУШЕННОЙ ЭКОНОМИКОЙ: НА ПРИМЕРЕ ПОСЕЛКА МАМА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ'

КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И МУЗЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТЫ СОХРАНЕНИЯ НАСЛЕДИЯ В РЕГИОНЕ С РАЗРУШЕННОЙ ЭКОНОМИКОЙ: НА ПРИМЕРЕ ПОСЕЛКА МАМА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
134
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПОСЕЛОК МАМА / ОТТОК НАСЕЛЕНИЯ / СОХРАНЕНИЕ НАСЛЕДИЯ / LOCAL MUSEUM / IRKUTSK REGION / MAMA VILLAGE / MASS DEPARTURE OF THE POPULATION / HERITAGE PRESERVATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сильченко Владимир Васильевич, Литвин Татьяна Анатольевна

Статья посвящена истории музейного дела и современному развитию краеведческой работы в одном из самых северных районов Иркутской области. Кратко изложены обстоятельства основания в конце 1920-х гг. на берегах рек Витим и Мама горнодобывающего предприятия по добыче слюды, а также история закрытия производства и деградации поселков в постперестроечный период. В 1965 г. в поселке Мама был создан минералогический музей, преобразованный в 2003 г. в краеведческий. Музей занимается сбором бытовых коллекций и этнографического материала, однако изменившиеся в последние десятилетия функции современного музея проявились в работе данного краеведческого музея лишь усиленной музейно-педагогической деятельностью. Важные функции по изучению наследия советского времени, документированию современной жизни района, по работе с социумом, в частности с возрастной аудиторией, постепенно взяла на себя группа энтузиастов, основавших в 2008 г. добровольное Мамское историко-краеведческое объединение (МИКРО). Объединением организовано около двадцати музейных и уличных выставок, выпущен в свет целый ряд монографий, сборников рассказов, статей о жителях Мамы, изданы два фотоальбома. Непрерывный процесс сбора сведений, публикации фотографий, архивных документов, устных историй местных старожилов, многие из которых являются потомками насильно переселенных сюда в начале 1930-х гг. раскулаченных крестьянских семей, участие в районных и областных конференциях по краеведению - все это помогает оказывать влияние на социальную ситуацию, поддерживает должный уровень культурной жизни района. В статье затронуты такие современные музеологические концепции, как «социальная инклюзия», «нематериальное культурное наследие», «партиципаторные практики». Статья, в которой обобщены достижения и успехи местных краеведов, позволяет обсуждать следующие этапы музеефикации данной территории в виде виртуального музея или даже экомузея, что может способствовать развитию туризма в этом заповедном краю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сильченко Владимир Васильевич, Литвин Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON LOCAL HISTORY AND THE MUSEUM AS A TOOL TO PRESERVE HERITAGE IN A REGION WITH A BROKEN ECONOMY: ON THE EXAMPLE OF THE MAMA VILLAGE IN THE IRKUTSK REGION

The article is devoted to the history of museums and the modern development of local history work in one of the northernmost districts of the Irkutsk region. The article briefly describes the circumstances of the foundation of a mica mining enterprise on the banks of the Vitim and Mama rivers in the late 1920s as well as the history of production being stopped and the degradation of settlements in the post-Perestroika period. In 1965, a mineralogical museum was established in the Mama village. In 2003, it was converted into a local history museum. In recent decades, the functions of the modern museum have changed, but this has manifested itself in the work of a local history museum of the Mama village only in the form of concentrated pedagogical activities. Important functions for studying the heritage of the Soviet time, documenting the modern life of the district, working with society, in particular, with an older audience, were gradually taken over by a group of enthusiasts who founded the voluntary Mamskoe Historical and Local History Association (MICRO) in 2008. Over the past twelve years, the Association has organized about twenty museum and street exhibitions, published a number of monographs, stories about the residents of Mama, and published two photo albums. Photos have been published as well as archival documents, and oral histories of local elders, many of whom are descendants of repressed peasant families forcibly resettled here in the early 1930s. Participation in district and regional conferences on local history helps to influence the social situation and supports the proper level of cultural life of the region. The article touches on such modern museological concepts as “social inclusion”, “intangible cultural heritage” and “participatory practices”. The authors hope that in the future, experts will be able to discuss the possibilities of developing the tourism sector in this area.

Текст научной работы на тему «КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И МУЗЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТЫ СОХРАНЕНИЯ НАСЛЕДИЯ В РЕГИОНЕ С РАЗРУШЕННОЙ ЭКОНОМИКОЙ: НА ПРИМЕРЕ ПОСЕЛКА МАМА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 069.02.908; 622; 911.372.9

Вопросы музеологии. 2020. Т. 11. Вып. 2

Краеведческие исследования и музей

как инструменты сохранения наследия в регионе

с разрушенной экономикой:

на примере поселка Мама Иркутской области

В. В. Сильченко1, Т. А. Литвин2

1 Российская Федерация, 666811, Иркутская обл., Мамско-Чуйский р-н, пос. Мама, ул. Связи, 2

2 Санкт-Петербургский государственный университет,

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

Для цитирования: Сильченко В. В., Литвин Т. А. 2020. Краеведческие исследования и музей как инструменты сохранения наследия в регионе с разрушенной экономикой: на примере поселка Мама Иркутской области. Вопросы музеологии, 11 (2), 290-309. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.212

Статья посвящена истории музейного дела и современному развитию краеведческой работы в одном из самых северных районов Иркутской области. Кратко изложены обстоятельства основания в конце 1920-х гг. на берегах рек Витим и Мама горнодобывающего предприятия по добыче слюды, а также история закрытия производства и деградации поселков в постперестроечный период. В 1965 г. в поселке Мама был создан минералогический музей, преобразованный в 2003 г. в краеведческий. Музей занимается сбором бытовых коллекций и этнографического материала, однако изменившиеся в последние десятилетия функции современного музея проявились в работе данного краеведческого музея лишь усиленной музейно-педагогической деятельностью. Важные функции по изучению наследия советского времени, документированию современной жизни района, по работе с социумом, в частности с возрастной аудиторией, постепенно взяла на себя группа энтузиастов, основавших в 2008 г. добровольное Мамское историко-краеведче-ское объединение (МИКРО). Объединением организовано около двадцати музейных и уличных выставок, выпущен в свет целый ряд монографий, сборников рассказов, статей о жителях Мамы, изданы два фотоальбома. Непрерывный процесс сбора сведений, публикации фотографий, архивных документов, устных историй местных старожилов, многие из которых являются потомками насильно переселенных сюда в начале 1930-х гг. раскулаченных крестьянских семей, участие в районных и областных конференциях по краеведению — все это помогает оказывать влияние на социальную ситуацию, поддерживает должный уровень культурной жизни района. В статье затронуты такие современные музеологические концепции, как «социальная инклюзия», «нематериальное культурное наследие», «партиципаторные практики». Статья, в которой обобщены достижения и успехи местных краеведов, позволяет обсуждать следующие этапы музее-фикации данной территории в виде виртуального музея или даже экомузея, что может способствовать развитию туризма в этом заповедном краю.

Ключевые слова: музей, краеведение, Иркутская область, поселок Мама, отток населения, сохранение наследия.

Обширность российской земли создала когда-то условия для слабой заселенности ее северных и восточных территорий. Часто в районах Восточной Сибири

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2020

и Крайнего Севера населенные пункты отстоят далеко от больших городов и друг от друга. Однако, если в советское время существование каждого поселка, деревни, городка было гарантировано тем, что ему отводилась какая-то определенная роль в экономике страны, в постперестроечное время жители окраин — если только они не представляли места с сохранившимися коренным народом, с богатыми местными национальными производственными традициями — прошли через все испытания 1990-х и едва не погибли.

Особенно трудно выживали общины (в общем-то, это были коллективы закрывшихся предприятий, и вряд ли корректно применять к ним слово «община») в тех районах, где население не коренное, пришлое, прибывшее сюда в XX в. У таких сообществ, часто многонациональных, состоящих из русских, украинцев, белорусов, татар, немцев, бурятов, эвенков и представителей других народов, не было за плечами единой многовековой истории, объединяющей их. Однако они, как это ни странно, тоже были связаны традицией, общим трудовым прошлым, что лежало в основе сформировавшейся культурной идентичности.

В данной статье мы хотим рассказать об одном из районов Иркутской области. В тысяче километров от областного центра находится небольшой поселок с необычным именем Мама. В 30-х гг. прошлого столетия здесь активно начали добывать слюду мусковит для молодой советской электро- и радиотехнической промышленности.

Слюдяной промысел в истории горного дела России имеет глубокие «народные корни», так как зародился на Русском Севере еще на рубеже Х-Х1 вв. В то время слюда — слоистый камень, найденный поморами на берегу реки Кереть, впадающей в Белое море, — поставлялась в Великий Новгород. Само слово исконно русское; выражение «слудиться» издревле означало «слоиться». Впервые слово слюда («слуда») упоминается в «Остромировом евангелии», которое датируется 1057 г. Позднее драгоценные производственные традиции рудознатцев-слюдянников были перенесены с Русского Севера, из Карелии, в Западную и Восточную Сибирь, в Якутию, и способствовали открытию крупнейшего в России Мамско-Витимско-Чуйского месторождения слюды1.

В Европе, где в середине XVI в. слюда широко применялась для изготовления окон, название уйтиш шозкоуикиш (с лат. «стекло Московии») было довольно быстро сокращено до короткого слова «мусковит»2. Первое свидетельство о находке слюды на реке Витим, сделанное казаком Сидором Васильевым и промышлявшим вместе с ним письменным головой Еналием Бахтияровым, относится к1650 г.3 Из архивных документов, датируемых августом 1689 г., следует, что якутский воевода Зиновьев выдал служивому казаку Афанасию Пущину «Наказную память», в которой он обязывался «.. .сыскать и промыслить по Витиму реке слюды доброй и какова получится»4. Этот год горняки и геологи Мамы и берут за точку отсчета истории слюдяного промысла в районе.

1 Верхотуров и др., 2011. С. 16; Подрядухин и др., 2012. С. 20.

2 Впервые оно было употреблено в научной работе американским минералогом Дж. Д. Дана в 1837 г.

3 Хабаков, 1950. С. 30.

4 Цит. по: Верхотуров и др., 2011. С. 18.

При Петре I возросший спрос Западной Европы и Америки на «московское стекло» был связан с употреблением его для иллюминаторов боевых кораблей и удовлетворялся в значительной степени за счет мамской (якутской) слюды. Название «якутская» и сейчас оправдано географическим положением района, который «зажат» между южной границей Республики Саха (Якутии) и современной северной границей Республики Бурятии. Петр I, веривший, что в Якутии расположены богатейшие «слудные места», настойчиво требовал развития промысла и торговли слюдой с иноземцами. Один из его ранних указов сибирским воеводам гласил: «Со всяким радением осмотреть, где слуда объявится и то описать имянно и наломать той слуды для образца, прислать с казною к Москве в Сибирский приказ»5.

В 1707 г. добыча мамской листовой слюды составила уже 1270 пудов (20 тонн). Добычу вели в летний период ленские крестьяне.

Рудники и копи, расположенные по речкам Колотовке, Еремихе, Малой Северной, Луговке, Слюдянке, впадающим в реки Витим и Маму, упоминаются в дневнике одного из первых академиков Российской Академии наук (РАН), приглашенного в Россию немецкого естествоиспытателя Иоганна Георга Гмелина (1709—1755)6. Это путешествие ученый совершил в начале важнейшей для России Второй Камчатской экспедиции (1733-1743 гг.).

В XVIII в. на ежегодной Иркутской ярмарке слюда занимала большое место в обороте торговли. Слюду, пушнину, серебро вывозили в Европейскую Россию на Ирбитскую ярмарку и в Москву. При Екатерине II в 1771 г. был издан указ, возлагавший на Главное управление Сибирских заводов расширение казенного слюдяного промысла на реке Маме с целью пресечь утечку слюды на частный рынок7. Основными потребителями оставались Морское министерство и Англия, имевшая огромный флот.

Изучение бассейна реки Витим и Станового нагорья продолжается и в XIX в. экспедициями Л. Э. Шварца (1857 г.), И. А. Лопатина (1865 г.), П. А. Кропоткина (1866 г.)8. Однако к концу XIX в. спрос на слюду падает вместе с развитием стекольной промышленности, и вскоре добыча ее повсеместно прекращается.

Высокие темпы развития электротехнической промышленности в начале XX столетия снова демонстрируют потребность в слюде как изоляционном материале, обладающем уникальными диэлектрическими свойствами, но уже в годы Гражданской войны горные работы были остановлены.

Новый благоприятный период для добычи слюды вдоль рек Витима, Мамы и Чуи приходится на первую советскую пятилетку (1928-1933 гг.), когда здесь были начаты геологоразведочные работы и создано Мамское рудоуправление в составе Сибслюдтреста (1928 г.). Сам поселок Мама с 1926 г. входил в Бодайбинский район Восточно-Сибирского края9. В 1930-е гг. кадровая проблема решалась в основном за счет прибывших в район сотен раскулаченных с Лены, из Приангарья и централь-

5 Цит. по: Там же. С. 22.

6 Белковец, 1975. С. 35-36.

7 Верхотуров и др., 2011. С. 22.

8 Сильченко, 2012. С. 25.

9 В 1937 г. Восточно-Сибирская область была переименована в Иркутскую. В 1951 г. из части Бодайбинского и Киренского районов был образован Мамско-Чуйский район. (Подрядухин и др., 2012. С. 8-9).

Рис. 1. Цех обработки слюды в пос. Витимский. 1970 г. Из личного архива В. В. Сильченко

ных регионов России. Благодаря воле к жизни этих людей, привыкших трудиться на земле, экономические показатели района уже в 1932 г. резко пошли в гору10.

Новый расцвет Мамско-Чуйского района начинается в 1950-е гг. и продолжается до 1980-х. По сравнению с Иркутском и другими территориальными образованиями Иркутской области район выглядел внешне благополучным. Приезжавшие из соседних областей Сибири отмечали, что поселки Мама, Витимский, Согдион-дон, Луговка имеют уютный и благоустроенный вид (рис. 1).

Несмотря на строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ) — железной дороги, идущей по тайге к югу на 300 км по территории Бурятии, — сюда, в этот отдаленный край, административно входивший в РСФСР, можно было долететь только самолетами АН-24 или грузовым АН-26. Пассажирский самолет летал из Иркутска дважды в день. В районе работали 13 школ, обучались почти три с половиной тысячи школьников; на рудниках функционировали 7 клубов и домов культуры, 23 библиотеки, 3 музыкальные и одна художественная школы. В 1988 г. население района составляло примерно 20 тыс. человек11. Район отличался хорошим продовольственным снабжением, имел молочные фермы, теплицы, пивоваренный завод, колбасный и рыбокоптильный цеха, и это в то время, когда даже в областном центре — Иркутске — продукты распределялись по талонам12.

10 Сильченко, 2015. С. 64.

11 Историческая справка «Мамско-Чуйский район в 12 пятилетке: делегату ХХШ-й районной партийной конференции, ноябрь 1988 г.».

12 Отношение жителей к своему «оазису» прослеживается в названии главы «Как создавалась Швейцария по-советски» и других главах уже упомянутой нами книги. См.: Подрядухин и др., 2012. С. 65-75.

Неуправляемость и непродуманность перестроечных процессов конца 1980-х гг. привели к снижению социально-экономического уровня жизни в государстве; промышленность страны пришла в упадок. В лучшем положении находились большие города, где у населения была возможность работать хотя бы в сфере услуг. В маленьком, находящемся в сердце тайги «анклаве», отдаленном от областного центра на тысячу километров, а от ближайшей железнодорожной станции почти на 350 км, такой возможности не было. С перестройкой началась деградация Мам-ско-Чуйского района, что выразилось в закрытии участков добычи и цехов обработки слюды, закрытии школ и поселков, оттоке населения. Сейчас население района составляет 3,7 тыс. человек; основная база для проживания — поселок Мама, имеет население 2,7 тыс. (в советское время — 6,3 тыс. человек).

15 декабря 1993 г. был издан приказ о ликвидации Мамско-Чуйской геологоразведочной экспедиции, чем была поставлена точка в ее истории13. Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24.12.2010 г. Горно-обогатительный комбинат (ГОК) «Мамслюда» был признан банкротом, а в октябре 2012 г. имущество ГОКа было распродано14.

Хорошо характеризует настроение тех, кто потерял работу, пережил опыт расставания с малой родиной, ощутил горечь потери, стихотворение бывшей жительницы района Елены Гаращук, широко известное в социальных сетях:

Отхлестали больно мою родину Той зловещей плетью перемен, До сих пор ответа не находим мы — Что там, возрождение или тлен? Сколько нас, таких, по свету брошено, Из района с горькою судьбой, Кто живет, уехав, по-хорошему, Кто болеет, кто ушел в запой...

<...>15 (рис. 2-3).

Написанные несколько лет спустя стихи того же автора об известной похожей на пса Согдиондонской скале16 связаны с тем, что в 2015-2017 гг. несколько крупных поселков были окончательно закрыты, а оставшимся жителям предложили переселиться, при отсутствии других вариантов, в районный центр пос. Мама:

На Согдиондонском перевале — Повидавший много старый пес, Молча наблюдал, как уезжали Люди, проливая море слез. <...>

13 Верхотуров и др., 2011. С. 297.

14 ООО ГОК «Мамслюда» (идентификационный номер: 1387-ОАОФ). Электронная площадка «Аукционы Сибири». URL: https://ausib.ru/trade/view/purchase/general.html?id=101017119 (дата обращения: 08.04.2020).

15 Гаращук Е. Отхлестали больно мою родину. 2011. Сайт «Стихи.ру». URL: https://stihi. ru/2011/12/17/3390 (дата обращения: 15.03.2020).

16 Согдиондон — поселок, расположенный примерно в 100 км от районного центра. Его название переводится с эвенкийского как «долина ветров» или «стойбище ветров».

Рис. 2. Поселок Согдиондон. Фото 1970-х гг. Источник: социальная сеть «Одноклассники». URL: https://ok.ru/detidoliny/album/53777249337419 (дата обращения: 24.06.2020)

Рис. 3. Поселок Согдиондон. Фото 2018 г. Источник: социальная сеть «Одноклассники». URL: https://ok.ru/detidoliny/album/53777249337419 (дата обращения: 24.06.2020)

Гордый пес останется навеки Сторожить опасный перевал, И грустить о каждом человеке, Что когда-то мимо проезжал.

<...>17

По прошествии почти 30 лет со времени начавшихся экономических бедствий по разным причинам, в основном из-за невозможности переезда на новое место, требующего денег, часть населения, осевшего здесь начиная с 1920-х гг., все еще проживает в нескольких поселках района.

Продолжает работать и музей, созданный 55 лет назад, в 1965 г., организованный вначале как минералогический при Мамско-Чуйской геологоразведочной экспедиции, считавшейся в то время одной из лучших в стране. Собрание коллекций музея прежде всего отражало геологическую особенность района. Коллекционный фонд музея постоянно пополнялся экспонатами, доставляемыми геологами экспедиции с полевых работ. В последующем коллекции музея были дополнены образцами минералов и руд, горными породами и полезными ископаемыми из месторождений Советского Союза. Поступали экспонаты и из-за рубежа; их привозили геологи, горняки, буровики района, работавшие по контракту в странах Азии и Африки. Был организован обмен экспонатами между музеями геологического профиля Дальнего Востока, Западной Сибири, Средней Азии, Карелии18. Музей стал популярным и у специалистов, и у любителей геологической экзотики. В пополнении коллекций минералов участвовали иностранные специалисты, которые приезжали на слюдяные месторождения по обмену опытом19.

Инициатором создания музея в 1965 г. выступил главный геолог Игорь Иванович Базыльчук. Первым заведующим музеем стала геолог Ольга Ефстафьевна Бусаргина. Затем последовательно музеем заведовали геологи экспедиции Б. А. Рю-тин, Э. А. Спиридонова, М. И. Московских, В. Ф. Тюриков. Обратим еще раз внимание на то, что все они по профессии были геологами и могли часами рассказывать о минералах. Борис Афанасьевич Рютин особенно выделялся среди них. Человек широчайшего кругозора, участник войны, один из организаторов геологоразведочной работы в районе, он проработал в экспедиции 37 лет, из них 11 лет — главным инженером. В Мамско-Чуйский район он был направлен в 1948 г., когда советская горнодобывающая промышленность быстро восстанавливалась после войны. Из других его заслуг стоит отметить работу внештатным корреспондентом местной газеты «Мамский горняк»20.

17 Гаращук Е. Согдиондонский перевал. 2017. Сайт «Стихи.ру». URL: https://stihi.ru/2017/ 11/27/8603 (дата обращения: 05.08.2020).

18 Виговская, 2018.

19 Верхотуров и др., 2011. С. 224-226.

20 Верхотуров и др., 2011. С. 189. — Газета издается с 1931 г.; в 1930-е гг. она носила название «В бой за слюду!». См.: Подрядухин и др., 2012. С. 29. — Несмотря на весьма скромную культурную и политическую жизнь в районе, сейчас газета выходит с частотой один раз в 3-4 дня, следовательно, в год около 100 номеров. Сайт газеты полностью отражает событийный ряд жизни районного центра и крайне малолюдных отдаленных поселков. URL: http://mamzerom.ru/ (дата обращения: 08.04.2020).

Вначале музей располагался в старом здании камеральной группы21. В 1992 г. для геолого-разведочной экспедиции построили новое здание, в проекте которого на втором этаже был предусмотрен музей. Надо отметить, что посещали музей не только местные жители, но и приезжие, которых в то время было достаточно. В 1970-1990-е гг. по рекам Лена и Витим ходили два туристических теплохода: «Россия» и «А. Попов». Посмотреть Восточную Сибирь приезжали туристы из Прибалтики, Украины, Москвы и Ленинграда. Восторженные отзывы в книге посещения музея говорят о полученном впечатлении. Каждый турист увозил буклет с описанием мамской земли22.

В 1996 г. минералогический музей был передан администрации Мамско-Чуй-ского района. В 2003 г. было принято постановление администрации района «Об организации краеведческого музея». В структуре современного музея отразилась его история: один отдел музея — минералогический, другой — краеведческий. Последний в наши дни постоянно пополняется экспонатами, подаренными пожилыми, выезжающими из района жителями, а также предметами исторической значимости, переданными музею для временного экспонирования.

Особенно успешным для Мамского краеведческого музея стал период с 2004 по 2014 г., когда его директором работала Ольга Александровна Шатова. За эти годы музей стал местом встреч для мамчан старшего поколения, для неравнодушных к истории района жителей.

Сейчас музеем руководит Виктория Евгеньевна Щербакова. Администрация музея сосредоточилась на сборе бытового и этнографического материала, а также на работе с детской аудиторией. Последнее обстоятельство мешает тому, чтобы музей оставался центром притяжения для взрослого населения, которому так необходима его забота. К сожалению, музей уделяет недостаточно внимания и непосредственно краеведению.

Необходимость реализации таких присущих музею функций, как документирование истории района в виде вновь собранных свидетельств или социальная функция по работе с разновозрастной аудиторией, чувствующей себя исключенной из активной общественной жизни, была осознана небольшой группой единомышленников, впервые собравшихся 12 лет назад, в 2008 г. Исследователи-энтузиасты стали именовать себя МИКРО — аббревиатура от слов «Мамское историко-краеведческое районное объединение». Энтузиасты поселка Мама самостоятельно пришли к мысли, сформулированной британскими музеологами Р. Санделлом и Дж. Додд о том, что «у музеев должна быть социальная цель, а их функции (сбор, сохранение и показ) существовать не ради них самих, а скорее как средства для достижения социальных окраин. На эти окраины можно воздействовать с помощью многих форм — вдохновлять, обучать, способствовать росту их креативности, расширению горизонтов, к тому, чтобы подтолкнуть людей к новым способам посмотреть на мир... к тому, чтобы увеличить людскую самооценку, уполномочить сообщества брать больший контроль над своей жизнью, бросить вызов стереотипам...»23 Такая форма работы известна теперь в музейном мире как «социальная инклюзия»

21 Так называют здание, где геологи обычно обрабатывают собранные за летний полевой сезон материалы, ведут лабораторно-исследовательскую работу.

22 Рютин Б., Бородин О. 1981. На Мамской земле. Буклет. Якутск: РИО Госкомиздата ЯАССР.

23 Dodd, БаЫеИ. 2001. Р. 15.

(от англ. inclusion — включение), приверженцы которой декларируют, что музеи, приученные ранее к пренебрежению посетителями, должны создавать «атмосферу экспериментирования», при этом «не требуется, чтобы все музеи работали по одним и тем же направлениям, а скорее рассматривали собственные уникальные обстоятельства»24. Не будучи знакомыми с работами Дж. Додд и Р. Санделла о социальной роли музея, с их идеями о необходимости пересмотра философии музея, объединение МИКРО взяло на себя социальную ответственность.

Точкой отсчета времени создания МИКРО служат два события. Во-первых, в 2008 г. в библиотеке поселка Мама состоялась презентация книги местного автора Андрея Валентиновича Карпова «Закон тайги»25. Вторым организующим началом стала фотовыставка «Витимская Атлантида», организованная в 2009 г. в здании музея краеведами В. В. Сильченко и А. И. Дербенцевым.

Значение последней акции прежде всего выразилось в том, что объединению МИКРО теперь стали доверять семейные архивы и всячески помогать их исследованиям, а записанные воспоминания публиковались в районной газете в рубриках «История одной фотографии» и «Твои люди, район». Такую работу сообщества в современной музеологии принято именовать партиципаторными практиками (от англ. participate — «соучаствовать»). Суть методики состоит в том, чтобы пригласить посетителей, население к соучастию, не отвлекая музейных сотрудников от основной деятельности26. Речь идет не только о волонтерах — активных представителях общества, жаждущих совместной с музеем деятельности, но и о тех проявлениях заинтересованности аудитории, когда во время визита в музей посетители делятся информацией, происходит их незаметное голосование, иногда интернет-голосование, что преобразуется в базу данных, анализ которой может служить целям музея: статистическим выводам, решениям по выставочной политике, по развитию отдельных направлений деятельности.

Как считают музейные практики, трудность для медиаторов состоит здесь только в том, чтобы придумать интересные форматы соучастия27. Иногда музейные специалисты сами вычисляют и привлекают тех, кто мог бы принести пользу, как в случае с группой МИКРО, не связанной с музеем трудовыми отношениями, но использующей момент соучастия. Давайте сравним это с процессом собирания сладкой пыльцы с цветов: один взяток пчелы никого не накормит, а собранные вместе тысячи порций станут полезным медом. Так и группа мамских добровольцев, сосредоточившись на сборе фотографий, — для многих слабый, мертволежащий и «молчащий» материал — наблюдает, что год за годом изображения наполняются смыслом, истории обрастают новыми фактами, между отдельными документами возникают «социальные связи».

Записывая воспоминания старожилов района, члены группы МИКРО собирают «следы», как и положено исСЛЕДователям. Живые очевидцы помогают «разговорить» фотографии и старинные артефакты. Один из самых активных членов объединения МИКРО, В. В. Сильченко, «идет по следу», распутывая биографии людей, изображенных на случайно попавших к нему фотографиях. Постоянно прак-

24 Dodd, Sandell. 2001. P. 16.

25 Карпов, 2008.

26 Саймон, 2017. С. 12.

27 Там же. С. 20-23, 30, 40-43.

тикуя такой метод изучения историй жизни незаурядных личностей Привитимья, он постепенно собрал ряд очерков, вышедших в 2012 г. в виде книги «Рассказы о мамчанах»28.

На презентацию книги, проходившую в районной библиотеке, были приглашены непосредственно герои очерков. Слова одного из гостей записала местный школьный учитель Л. Н. Гостюхина: «Мы здесь жили и не задумывались, что скоро все станет историей. Мы смотрим на эти фотографии, видим дорогие, узнаваемые лица, и нахлынувшие воспоминания тревожат нашу душу, и прежнюю жизнь видим во всей красе». Такая реакция на факт занесения в исторические анналы простых жителей сибирского поселка, на то, что события их жизни, иногда болезненные и горькие, есть часть истории, что их опыт после выхода книги тоже является наследием, говорила о том, что мероприятие стало «местом памяти», местом рождения исторического знания, местом рождения идентичности.

Здесь невольно можно вспомнить одного из интереснейших британских музео-логов Л. Смит, которая писала: «...наследие есть нечто активное, им не просто обладают, его создают. Это момент действия, а не нечто замороженное в материальной форме». И далее: «Наследие есть некий опыт, будучи социальным и культурным перформансом, оно является тем, с чем люди активно взаимодействуют. <...> Продуктом или следствием действий наследия оказываются эмоции, опыт и память... они упрощают работу по выработке чувства идентичности и принадлежности...»29

Возможно, именно такая пронзительная реакция гостей на книгу привела к тому, что в 2015 г. вышла вторая книга В. В. Сильченко «Рассказы о мамчанах». В новом томе автор впервые разместил давно копившийся у него материал о жителях поселка Заря, основанного в начале 1930-х гг. и спешно построенного насильно переселенными сюда раскулаченными с «ленских» деревень (сейчас Киренский район Иркутской области) (рис. 4)30. Эта часть книги была с благодарностью принята мамчанами и особенно отмечена одним из потомков тех переселенцев, представителем их третьего поколения, Т. К. Таракановой, помнившей этих «сильных духом репрессированных тружеников, живших во спасение друг друга как одна семья и превративших часть непроходимой тайги в цветущий плодородный край»31. Условия их проживания были крайне трудными, многодетные крестьянские семьи обзаводились огородами, работали на штольнях, при первой возможности стремились поставить собственный дом, организовали детский сад для сирот и театр. Эта мрачная страница истории Мамско-Чуйского района ждет тех, кто отдаст ей должное в виде музейной экспозиции. Демонстрируя дух тех людей, не сломленных сложными обстоятельствами жизни, и характер современных сибиряков, Т. К. Тараканова пишет в своем отзыве на книгу: «Могли ли наши предки представить себе, что их потомки будут жить в экстерьере мусорных завалов, потребляя продукты чужестранных сельхозпроизводств...»32

Такой прицельный тематический рассказ об отдельных эпизодах жизни провинции в советский период стал возможен благодаря узко разработанной специ-

28 Сильченко, 2012.

29 Смит, 2013. С. 42-43.

30 Сильченко, 2015. С. 61-121.

31 Тараканова Т. К. 2015. Спасибо. Мамский горняк. № 80 (8955), октябрь 2015 г.

32 Там же.

Рис. 4. Памятник жертвам политических репрессий, открытый в ноябре 2017 г. в пос. Мама. Источник: газета «Мамский горняк», № 8, 4 ноября 2017 г.

ализации тем, интересных каждому из активистов МИКРО. Так, Александр Анатольевич Панов, энергетик по профессии, пенсионер, пишет труд с рабочим названием «Летопись Мамско-Чуйского района», работает с подшивками старых газет, изучает архивы. Светлана Леонидовна Сафонова, казначей района, занимается персонально изысканиями о местном поэте Аркадии Кутилове. Педагог Ирина Михайловна Негода ведет в Доме творчества занятия по краеведению, адресованные младшим школьникам. Наталья Викторовна Зуева, работающая библиографом в районной библиотеке, консультирует исследователей по вопросам специальной литературы. Андрей Валентинович Карпов постоянно публикует свои статьи в газете «Мамский горняк», в журналах «Охотничьи просторы», «Охота и рыбалка XXI в.» и других (рис. 5).

Перечислим ряд наиболее ярких выставок, организованных объединением в краеведческом музее и в формате уличных экспозиций. В апреле 2010 г. под звон судового колокола открылась выставка «Мамские причалы», посвященная собственному флоту Горно-обогатительного комбината «Мамслюда» и геолого-разведочной экспедиции, истории судоходства на реках Витим и Мама, по которым в советское время завозилось 95 % всех грузов, а также чрезвычайно уважаемой на Севере профессии речника (рис. 6-7).

В 2011 г. активисты МИКРО впервые провели совместную с музеем бесплатную фотовыставку «Новый взгляд на старый мир», где экспонаты — фотографии 1930-1950-х гг. — были развешены на стене фойе музея в виде приколотых к ней файлов. В июне 2012 г. одновременно с праздничными мероприятиями, посвященными 80-летию поселка Мама, члены МИКРО впервые провели «уличную» фотовыставку, использовав стену обычного многоквартирного дома.

Выставка 2014 г. о традиции участия населения в районных и областных смотрах художественной самодеятельности знаменовала завершение «Года культуры

Рис. 5. Слева направо: Н. В. Зуева, В. В. Сильченко, И. М. Негода, А. А. Панов, С. Л. Сафонова в залах экспозиции старого здания Мамского краеведческого музея. 2018 г. Фото из личного архива В. В. Сильченко

Рис. 6. Мамская пристань. Туристический теплоход на причале у дебаркадера. Середина 1970-х. Фото И. И. Ступина. Из личного архива В. В. Сильченко. Источник: социальная сеть «Одноклассники». URL: https://ok.ru/gavrilovich41/album/400068059861/401005032917 (дата обращения: 05.08.2020)

Рис. 7. Мамская пристань. Самоходные суда и пассажирский теплоход «Заря». Начало 1980-х. Фото В. Простакишина. Источник: социальная сеть «Одноклассники». URL: https://ok.ru/gavrilovich41/album/400068059861/401005032917 (дата обращения: 05.08.2020)

в России» и сопровождалась публикацией в местной газете большой статьи многолетней участницы смотров С. А. Захаровой33 . 20 1 6 г., отмеченный 140-летним юбилеем изобретения телефона, оставил память об этом событии публикацией большого очерка о связистах района34 и фотовыставкой, на которую были приглашены бывшие телефонисты, телеграфисты и монтеры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2017 г. МИКРО заявил о своей работе школьной фотовыставкой, сопровождаемой открытыми уроками и публикацией большого материала об Алсибе в честь 75-летней годовщины со дня организации авиатрассы «Аляска — Сибирь», по которой с осени 1942 по 1945 г. доставлялись самолеты, предоставленные СССР американскими властями по ленд-лизу35. Авиатрасса проходила и через Мамско-Чуйский район, что доказывают лежащие в тайге останки американских самолетов.

Наиболее заметной фотовыставкой 2019 г. стал проект «Учительница первая моя», посвященный 90-летию одного из старейших учителей мамской школы

33 Захарова С. А. 2014. Воспоминания о мамских талантах. Мамский горняк. № 95, декабрь. — Этой теме во второй «Книге о мамчанах» В. В. Сильченко посвящены очерки о золотом голосе района В. Гладунове, о выступлениях рудничных хоров во время так называемых смотров художественной самодеятельности, а также очерк «Они покоряли Москву» о вокально-инструментальном ансамбле «Геолог» (руководитель Александр Райчев), в ноябре 1980 г. принявшем участие в концерте Министерства геологии в Доме культуры на Красной Пресне в Москве. Сильченко, 2015. С. 50-61, 121-126.

34 Сильченко, 2016.

35 Сильченко, 2017.

Л. Т. Олонцевой, одиннадцать раз выпустившей воспитанников начальных классов. На открытие собралось множество гостей — учеников известного педагога. Кроме большого очерка в районной газете36 активистами МИКРО был подготовлен видеоролик, отправленный проживающей в Иркутске виновнице торжества.

Для Мамского краеведческого музея 2019 г. стал годом новоселий: музей переехал из деревянного в капитальное каменное здание. Вскоре выяснилось, что, выиграв в главном (новизне строения), прогадали в площадях; к тому же в новом здании куда-то ушла та привычная аура, которая создавала ощущение душевной привязанности к каждому экспонату, к «намоленным» стенам. Новое помещение исключило возможность проведения совместных фотовыставок с открытым доступом в зимнее время, поэтому сейчас объединение МИКРО продолжает эту практику в старом здании.

Приведем еще несколько цифр о деятельности объединения МИКРО. В 20172018 гг. издательством «Сибиряк» города Иркутска выпущено два фотоальбома о поселке Мама «Большой репортаж о малой родине»37. Треть всех фотоматериалов для этих сборников предоставили активисты объединения МИКРО. За 20182019 гг. в районной газете членами МИКРО было размещено около сорока публикаций, вместе с сотрудниками краеведческого музея удалось трижды провести «краеведческие чтения» в музее и школе.

За двенадцать лет сформировался актив объединения из пяти-шести человек и десятков помощников, доверяющих основной группе фотографии и документы. Был выработан и принцип, исходя из которого членом объединения следовало считать каждого предоставившего материалы или оказавшего техническую помощь. Возрастной состав объединения колеблется от старшеклассников до пенсионеров-старожилов; географический разброс — от Якутска до Санкт-Петербурга, от Мурманска до Краснодара. Деятельность объединения основана на взаимном доверии и уважении. Исследователи владеют первичными знаниями по обращению с музейными и архивными предметами, поэтому принципиально работают только с копиями фотографий и документов, сразу возвращая оригиналы владельцам. Вступая в отношения со специалистами МИКРО, не стоит опасаться и нарушения авторских прав: дальнейшее использование материалов всегда оговаривается с дарителем или с теми, кто предоставляет документы во временное пользование. По каждой фотовыставке обязательно готовится список с фамилиями владельцев оригиналов. Никаких юридических соглашений или актов передачи при этих манипуляциях не оформляется, однако разработана форма благодарности активным помощникам объединения. Благодарственный бланк волонтерам Мамского краеведческого объединения украшает цитата из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина: «...из всей истории людям интереснее всего прошлое родного края...» По подсчетам конца 2019 г., благодарности получили одиннадцать человек, шесть из них проживают в других городах и районах Иркутской области. Имеется список лиц, предоставивших материалы объединению или оказавших техническую помощь. В конце 2019 г. он насчитывал 86 фамилий.

Уже сейчас качество собранных и обработанных группой МИКРО раритетов привлекает к сотрудничеству с объединением известных краеведов и серьезные

36 Сильченко, 2018.

37 Подрядухин (сост.), 2017; Подрядухин (сост.), 2018.

Рис. 8. Бодайбинский краевед Н. Н. Мунгалов, директор Мамского краеведческого музея О. А. Шатова и мамский историк-краевед В. В. Сильченко на стрелке у слияния рек Витим и Мама. Август 2008 г. Фото из личного архива В. В. Сильченко

организации. Еще в 2008 г. поселок Мама посетил известный в Восточной Сибири краевед Николай Николаевич Мунгалов, автор книг по истории соседнего Бодай-бинского района, знаменитого своими золотоносными приисками (рис. 8). Он обнаружил здесь богатый и интересный материал для своих дальнейших изысканий, высоко отозвался о Мамском краеведческом и школьном музеях, подарил хранителям книги собственного сочинения. В настоящее время члены группы находятся в постоянном контакте с его сыном В. Н. Мунгаловым38.

24 июня 2020 г. отметил свой 95-летний юбилей Иркутский международный аэропорт, один из старейших в стране. В преддверии юбилея директор музея обратился к членам МИКРО с просьбой поделиться материалами по открытию местного воздушного сообщения. Одна фотография стала для них сенсацией. На фотографии самолет «Юнкерс-13» с лыжами вместо шасси. В августе 1928 г., поставленный на «поплавки» для приземления на воду, он совершил свой первый рейс по маршруту Иркутск — Бодайбо — Иркутск. В январе 1929 г. состоялся первый зимний перелет по тому же маршруту, но с лыжами. На обратном пути самолет вылетел из Бодайбо и по техническим причинам совершил вынужденную посадку у так называемого Мамского зимовья, или «Слюдбазы» (поселок Мама тогда еще не получил своего названия). На ремонт ушло полмесяца. Сотрудники музея Иркут-

38 В. Н. Мунгалов серьезно занимается коллекционированием фотооткрыток, связанных с историей Восточной Сибири. Членами его семьи опубликован целый ряд книг, посвященных истории Ленских золотых приисков, знаменитому Ленскому расстрелу, произошедшему вблизи г. Бодайбо, жертвам политических репрессий советского времени.

ского аэропорта знали об этом факте из книги И. П. Дюбург «В небе и на земле», где опубликованы воспоминания бортмеханика Я. Г. Савина, участника этих событий. Однако впервые к ним в руки попала фотография этого эпизода39.

В конце 2019 г. мамские краеведы были приглашены в Иркутск на Вторые областные краеведческие чтения40, где В. В. Сильченко прочитал доклад о художественном руководителе драматического театра в поселке ссыльных переселенцев «Год театра. Константин Иосифович Залесский». Второй доклад впервые освещал историю самого объединения МИКРО. По материалам областных чтений в декабре 2019 г. вышла книга «Краеведы Земли Иркутской», куда вошли сведения библиографического характера о работе 106 краеведов области, в том числе и список публикаций В. В. Сильченко41. Последний факт свидетельствует о том, что краеведческое движение в регионах сейчас достигло такой стадии развития, когда оно уже не может остаться не замеченным главными культурными институциями областных центров и представителями их правительств. К тому же совместные публикации и мероприятия свидетельствуют о начавшемся этапе более тесной консолидации «цеха» краеведов.

Мы видим и другой путь для развития музейной деятельности, точнее, тех описанных уже здесь партиципаторных практик, которые успешно осуществляются объединением МИКРО. Приведем еще раз строки из наполненного грустью стихотворения Елены Гаращук, в которых в то же время зафиксирован факт активного общения бывших жителей Мамско-Чуйского района в социальных сетях:

<...>

И, когда в просторах интернета «Замигает» робкий новичок, Земляки, мамчане всего света Его тут же ловят на крючок.

<...>4

Отсюда приходит мысль о разработке тех самых новых интернет-форматов сохранения наследия с помощью социальных сетей. В связи с данным фактом авторы статьи решились высказать идею о создании общественного некоммерческого виртуального музея на базе уже накопленных музеем и объединением материалов. Это даст возможность ознакомления с прошлым и настоящим района не только местным жителям, но и покинувшим район мамчанам, сохраняющим связь с малой родиной. Мы полагаем, что такой портал также позволит активнее знакомить молодое поколение с успехами освоения Сибири, ее природными богатствами, историей горного дела, советской горнодобывающей промышленности, и конечно, с трагическими страницами переселения сюда раскулаченных семей в 1930-е гг. Виртуальный музей может стать электронной платформой для привлечения в район туристов.

39 Сильченко, 2007; Сильченко, 2009.

40 Первые Краеведческие чтения состоялись в 2017 г. и ознаменовались выпуском сборника: Гаращенко, Пономарева (сост.), 2017.

41 Пономарева и др. (сост.), 2019. С. 219.

42 Гаращук Е. Отхлестали больно мою родину. 2011. Сайт «Стихи.ру». URL: https://stihi. ru/2011/12/17/3390 (дата обращения: 15.03.2020).

В данной статье мы рассмотрели довольно типичный локальный опыт работы краеведческого объединения Мамско-Чуйского района Иркутской области, который тем не менее обладает рядом особенностей, и поэтому может служить примером для других подобных исторических клубов и групп исследователей в населенных пунктах Сибири, Севера нашей страны и других отдаленных от больших городов территорий. Без описания целого ряда подобных случаев и без накопления информации по этим вопросам пока невозможны теоретические обобщения43.

Вкладом в теоретическую музеологию можно считать то обстоятельство, что в статье зафиксирован основной опубликованный на данный момент материал, характеризующий краеведческую работу и литературное творчество жителей пос. Мама Иркутской области. Практика экспозиционной работы, осуществляемая параллельно с исследованиями, проанализирована в связи с актуальной экономической и культурной ситуацией в российской глубинке. Кроме того, авторы попытались связать деятельность объединения МИКРО с ведущими западными концептами музеологии, такими как «социальная инклюзия», «партиципаторные практики», «нематериальное культурное наследие», которые активно осваивают крупные музеи страны.

Важным наблюдением при анализе описанного случая стоит считать то, что провинциальный музей, как государственное учреждение, не выполняет всех функций, определенных ему современной музеологией. Причина кроется в слабой заинтересованности музейных сотрудников, так как экономические условия проживания населения здесь все время продолжали ухудшаться. Сотрудники музея «на всякий случай» собирали вещи, но не изучали их; они занимались «инклюзивной» работой, но лишь с детской аудиторией, не рассматривая пожилых людей как интересных собеседников, хранящих ценнейшую информацию о прошлом, не разрабатывали методы привлечения средневозрастной аудитории. При этом стоит отметить, что администрация музея не мешала осуществлять эти функции добровольным исследователям истории края — объединению МИКРО, предоставляя помещение для выставок, а в некоторых случаях и свои фонды.

Когда мы задумывали наше эссе осенью 2019 г., его содержанием должен был стать наполненный грустью рассказ о том, как горстка энтузиастов пытается изменить мир к лучшему в отдельно взятой и экономически бесперспективной точке России. Пока мы писали об этих незаурядных личностях, интуитивно стремившихся сохранить не только факты и вещи, но и людские ресурсы, помочь людям помнить и уважать свое прошлое, современность продемонстрировала, что мир может измениться в несколько дней. События весны и лета 2020 г., омраченные пандемией коронавируса, заставили наиболее осторожных искать убежища в глуши, а тех, кто непростительно пренебрег самоизоляцией или надеялся на скорый конец эпидемии, — подумать о том, что можно посмотреть в России.

Примерно в том же направлении менялся и наш взгляд на перспективы Мам-ско-Чуйского района. Сначала, чтобы обозначить хотя бы какой-то вектор для развития, в статье была высказана мысль о создании виртуального музея как совместного детища Мамского краеведческого музея, местного школьного музея и объединения МИКРО. Полагая теперь, что пауза в массовом заграничном отды-

43 На страницах журнала «Вопросы музеологии» уже опубликован ряд статей, посвященных местным музеям. См.: Ландик, 2016; Трусов, Грачева, 2019; и др.

хе изменит туристическую карту нашей страны, вынужденно закрывшей внешние границы, мы предположили возможность музеефикации руинированных строений как в обитаемых, так и в покинутых поселках, приспособление брошенных производственных объектов для постепенного превращения данной территории в подобие экомузея. Ситуация здесь такова, что многие музеефицированные объекты не будут нуждаться в охране, так далеко они заброшены в тайгу. Однако нелишним будет хороший транспорт и вооруженные проводники, настолько высока здесь вероятность встретить опасных лесных обитателей — медведей.

Несомненно, здоровый прагматизм подсказывает, что такой тип музея уместен лишь там, где есть достаточное количество активного населения и туристов, которые пока навещают этот таежный край в виде частных гостей. Нам известно также, что экомузеология именно по этим причинам заняла прочную позицию в странах с небольшой территорией, где туристическая сфера широко развита, например во Франции. Однако искушенные в активном и познавательном отдыхе россияне жаждут новых маршрутов, они поглядывают на отдаленные сибирские ландшафты, среди которых может оказаться и Мамско-Чуйский район Иркутской области — одно из любопытнейших мест на карте Российской Федерации, а основа для развития туризма уже подготовлена краеведами Мамы.

Литература

Dodd J., Sandell R. 2001. Including Museums. Perspectives on Museums, Galleries, and Social Inclusion. Leicester: RCMG.

Белковец Л. П. 1975. Сведения И. Г. Гмелина о развитии в Сибири горнозаводского дела, о сибирских

промыслах и торгах. Из истории Сибири 17: 24-48. Верхотуров М. И., Кочнев А. П., Мишин В. А., Тарасов Е. В. 2011. Люди и годы слюдяной Мамы (История Мамско-Чуйской экспедиции). Изд. 4-е. Иркутск: Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет (НИИГТУ). Виговская А. 2018. Наследие слюдяной Мамы. Общественно-политическая газета «Областная».

URL: http://www.ogirk.ru/2018/08/15/nasledie-slyudyanoj-mamy/ (дата обращения: 02.04.2020). Гаращенко А. Н. (ред.), Пономарева Н. С. (сост.). 2017. Краеведение Приангарья: материалы к 1-м краеведческим чтениям. 29-30 ноября 2017 г. Иркутск: Иркутская областная государственная научная библиотека им. И. И. Молчанова-Сибирского. URL: http://bratsk-starina.ru/wp-content/ uploads/2017/12/kraevedenie-priangarya-materialy-12017.pdf (дата обращения: 16.06.2020). Карпов А. В. 2008. Закон тайги: повести, рассказы и охотничьи байки. Иркутск: АНКОМ. Ландик О. А. 2016. Из истории деятельности Ишимского краеведческого музея середины 19201940-х гг. Вопросы музеологии 1 (13): 87-91. Подрядухин С. А. (сост.). 2017. Большой репортаж о малой родине: фотоальбом к 85-летию поселка

Мама. Иркутск: Сибиряк. Подрядухин С. А. (сост.). 2018. Большой репортаж о малой родине: Книга вторая. Иркутск: Сибиряк. Подрядухин С., Олифер Н., Хливняк М. 2012. Мама: сборник очерков по истории поселка Мама Иркутской области к 80-летнему юбилею. Иркутск: Сибиряк. Пономарева Н. С., Воробьева Е. Л., Былкова М. В., Чернова М. А., Мирманова Л. А., Казанцева Л. А., Олейник Л. Ю. (сост.). 2019. Краеведы Земли Иркутской: биобиблиографический справочник. Вып. 1. Иркутск: Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И. И. Молчанова-Сибирского. URL: http://taishetrn.ru/wp-content/uploads/2020/03/kraevedi-zemli-irkutskoy-12019.pdf (дата обращения: 04.06.2020). Саймон Н. 2017. Партиципаторный музей. М.: Ад Маргинем Пресс. Сильченко В. В. 2007. Мамский гидропорт. Мамский горняк 9 (февраль 2007): 2. Сильченко В. В. 2009. Аэрогидролиния. Мамский горняк 59 (август 2009): 3. Сильченко В. 2012. Рассказы о мамчанах. Иркутск; Мама: Сибиряк. Сильченко В. 2015. Рассказы о мамчанах. Книга вторая. Иркутск: Сибиряк. Сильченко В. В. 2016. Телефону 140. Мамский горняк 39 (май 2016): 3.

Сильченко В. В. 2017. 75 лет авиатрассы «Аляска — Сибирь». Мамский горняк 85 (ноябрь 2017): 2. Сильченко В. В. 2018. Лариса Тимофеевна Олонцева, к 90-летию со дня рождения. Мамский горняк 23 (апрель 2018): 4.

Смит Л. 2013. «Зеркало наследия»: нарцистическая иллюзия или множество отражений? Вопросы музеологии 2 (8): 27-44.

Трусов А. А., Грачева М. П. 2019. Послевоенный соцгород: реконструкция образа по материалам из коллекции Кстовского историко-краеведческого музея (1950-1960-е гг.). Вопросы музеологии 1 (10): 79-98.

Хабаков А. В. 1950. Очерки по истории геологоразведочных знаний в России. Ч. 1. М.: Изд-во Московского общества испытателей природы (2-я типография АН СССР).

Статья поступила в редакцию 18 августа 2020 г.; рекомендована к печати 28 сентября 2020 г.

Контактная информация:

Сильченко Владимир Васильевич — краевед; cilvova@mail.ru

Литвин Татьяна Анатольевна — канд. искусствоведения, преп.; talitvin@mail.ru

Research on local history and the museum as a tool to preserve heritage in a region with a broken economy: On the example of the Mama village in the Irkutsk region

V. V. Silchenko1, T. A. Litvin2

1 2, ul. Svyazi, Mama village, Mamsko-Chuyskiy district, Irkutsk region, 666811, Russian Federation

2 St. Petersburg State University,

7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

For citation: SilchenkoV. V., Litvin T. A. 2020. Research on local history and the museum as a tool to preserve heritage in a region with a broken economy: On the example of the Mama village in the Irkutsk region. The Issues of Museology, 11 (2), 290-309. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.212 (In Russian)

The article is devoted to the history of museums and the modern development of local history work in one of the northernmost districts of the Irkutsk region. The article briefly describes the circumstances of the foundation of a mica mining enterprise on the banks of the Vitim and Mama rivers in the late 1920s as well as the history of production being stopped and the degradation of settlements in the post-Perestroika period. In 1965, a mineralogical museum was established in the Mama village. In 2003, it was converted into a local history museum. In recent decades, the functions of the modern museum have changed, but this has manifested itself in the work of a local history museum of the Mama village only in the form of concentrated pedagogical activities. Important functions for studying the heritage of the Soviet time, documenting the modern life of the district, working with society, in particular, with an older audience, were gradually taken over by a group of enthusiasts who founded the voluntary Mamskoe Historical and Local History Association (MICRO) in 2008. Over the past twelve years, the Association has organized about twenty museum and street exhibitions, published a number of monographs, stories about the residents of Mama, and published two photo albums. Photos have been published as well as archival documents, and oral histories of local elders, many of whom are descendants of repressed peasant families forcibly resettled here in the early 1930s. Participation in district and regional conferences on local history helps to influence the social situation and supports the proper level of cultural life of the region. The article touches on such modern museological concepts as "social inclusion", "intangible cultural heritage" and "participatory practices". The authors hope that in the future, experts will be able to discuss the possibilities of developing the tourism sector in this area. Keywords: local museum, Irkutsk region, Mama village, mass departure of the population, heritage preservation.

References

Belkovets L. P. 1975. Information of I. G. Gmelin about the development of mining business in Siberia, about

Siberian crafts and trades. Iz istorii Sibiri 17: 24-48. (In Russian) Dodd J., Sandell R. 2001. Including Museums. Perspectives on Museums, Galleries, and Social Inclusion. Leicester: RCMG Publ.

Garaschenko A. N., Ponomareva N. S. (eds). 2017. Local history of the Angara region: materials for the first local history conference on November 29-30, 2017. Irkutsk: Irkutskaia oblastnaia gosudarstvennaia nauchnaia bibilioteka im. I. I. Molchanova-Sibirskogo Publ. Available at: http://bratsk-starina.ru/wp-content/uploads/2017/12/kraevedenie-priangarya-materialy-12017.pdf (accessed: 16.06.2020). (In Russian)

Habakov A. V. 1950. Essays on the history of knowledge on geological exploration in Russia. Vol. 1. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo obshchestva ispytatelei prirody (2-ia tipografiia AN SSSR) Publ. (In Russian) Karpov A. V. 2008. Law of the taiga: stories and hunting tales. Irkutsk: ANKOM Publ. (In Russian) Landik O. A. 2016. From the history of the Ishim Museum of local lore in the mid-1920s-1940s. Voprosy

muzeologii 1 (13): 87-91. (In Russian) Podriaduhin S. A. (ed.). 2017. Big report about the small Motherland: photo album for the 85th anniversary of

Mama village. Irkutsk: Sibiriak Publ. (In Russian) Podriaduhin S. A. (ed.). 2018. Big report about the small Motherland: photo album. Book 2. Irkutsk: Sibiriak Publ. (In Russian)

Podriaduhin S., Olifer N., Hlivnyak M. (eds.). 2012. Mama: collection of essays on the history of Mama village

of Irkutsk region to the 80th anniversary. Irkutsk: Sibiriak Publ. (In Russian) Ponomareva N. S., Vorobieva E. L., Bylkova M. V., Chernova M. A., Mirmanova L. A., Kazantseva L. A., Oley-nik L. Y. (eds). 2019. Local historians of Irkutsk Land: a biobibliographic reference. Issue 1. Irkutsk: Irkutskaia oblastnaia gosudarstvennaia nauchnaia bibilioteka im. I. I. Molchanova-Sibirskogo Publ. Available at: http://taishetrn.ru/wp-content/uploads/2020/03/kraevedi-zemli-irkutskoy-12019.pdf (accessed: 04.06.2020). (In Russian) Simon N. 2017. Participatory Museum. Rus. Ed. Moscow: Ad Marginem Press. (In Russian) Silchenko V. V. 2007. Hydroport of the Mama village. Mamsky Gorniak 9 (fevral' 2007): 2. (In Russian) Silchenko V. V. 2009. Aerohydro line. Mamsky Gorniak 59 (avgust 2009): 3. (In Russian) Silchenko V 2012. Stories about the inhabitans of Mama village. Irkutsk; Mama: Sibiriak Publ. (In Russian) Silchenko V 2015. Stories about the inhabitans of Mama village. Book 2. Irkutsk: Sibiriak Publ. (In Russian) Silchenko V. V. 2016. The invention of the telephone is 140 years. Mamsky Gorniak 39 (may 2016): 3. (In Russian)

Silchenko V. V 2017. 75 years of the Alaska — Siberia air route. Mamsky Gorniak 85 (noiabr' 2017): 2. (In Russian)

Silchenko V. V. 2018. Larisa Timofeevna Olontseva, on the 90th anniversary of her birth. Mamsky Gorniak

23 (aprel' 2018): 4. (In Russian) Smith L. 2013. The "Patrimonial Mirror": Narcissistic Illusion or Multiple Reflections? Voprosy museologii 2 (8): 27-44. (In Russian)

Trusov A. A., Gracheva M. P. 2019. Post-war socialist city: reconstruction of the image based on materials from the collection of the Historical and local history Museum of Kstovo (1950-1960). Voprosy muzeologii 1 (10): 79-98. (In Russian) Verhoturov M. I., Kochnev A. P., Mishin V. A., Tarasov E. V. (eds). 2011. People and years of the mica Mama village (History of the Mamsko-Chuia geological expedition). 4th ed. Irkutsk: Natsional'nyi issledovatel'skii Irkutskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet (NIIGTU) Publ. (In Russian) Vigovskaya A. 2018. The Heritage of the mica Mama village. Obshchestvenno-politicheskaia gazeta "Oblastnaia". Available at: http://www.ogirk.ru/2018/08/15/nasledie-slyudyanoj-mamy/ (accessed: 02.04.2020). (In Russian)

Received: August 18, 2020 Accepted: September 28, 2020

Authors' information:

Vladimir V. Silchenko — Local Historian; cilvova@mail.ru

Tatyana A. Litvin — PhD in History of Arts, Lecturer; talitvin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.