Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости формирования школьного музейного пространства в регионах (на примере г. Иркутска)'

К вопросу о необходимости формирования школьного музейного пространства в регионах (на примере г. Иркутска) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЭКСПОНАТЫ / SCHOOL MUSEUMS / SCHOOL EDUCATION / REGIONAL STUDIES / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / EXHIBITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саяпарова Екатерина Владимировна

Статья представляет собой исследование, проведенное в рамках научных интересов автора, которые посвящены изучению музейной истории и музееведческих дисциплин в целом, и отражает основные тенденции школьной музейной грамотности в отдельно взятом школьном коллективе. Цель данного исследования привлечь внимание к проблеме низкого уровня заинтересованности школьников в изучении истории страны, отраженной в музейных экспонатах. В статье приводятся данные анкетирования, проведенного среди школьников 5-8-х классов, анализ которого позволяет сделать вывод о недостаточной подготовке школьников в области культурно-исторических знаний. Отрицание либо неприятие важности образования, направленного на осознание ценности прошлого как своего региона, своей страны, так и других стран, т. е. мирового опыта развития общества, безусловно, подрывает и такой краеугольный камень в воспитании, как формирование патриотизма и утверждение гражданской позиции в подрастающем поколении. Элементарные базовые знания об историко-культурном наследии и его роли в жизни общества должны не только интегрироваться в школьную программу как теоретические основы, но и подкрепляться практически, в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, которую может предоставить музей. Помимо изучения памятников истории и культуры, краеведческого компонента, непременное присутствие в школе музея позволяет открыть достаточно широкое поле деятельности для всех возрастных групп школьников и удовлетворить самые разные их потребности, дополняя, но не подменяя собой программы дополнительного образования, не являясь при этом инструментом принуждения, а основываясь исключительно на энтузиазме и заинтересованности учащихся. Автор полагает, что проблема должна решаться комплексно при содействии управляющих органов и администраций школ посредством привлечения дополнительных ставок для педагогов и выделения бюджетных средств на создание обязательных музейных кружков. Основополагающим должен быть принцип добровольного участия обучающихся в процессе музейного образования, что послужит большей эффективности воспитания в школьниках музейной культуры, нежели метод принудительного введения факультатива по указанной дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question on the necessity of forming school museum space in the regions (for example Irkutsk city)

This article presents an independent study conducted within the framework of the author’s research interests, which are devoted to the study of museum history and museum studies in general, and reflects the main trends of school museum literacy within a single school team. The purpose of this study is to draw attention to the problem of students’ low level of interest in the history of the country and its expression in museum exhibits. The article presents data from a survey conducted among students in grades 5-8, the analysis of which allows us to conclude that there is insufficient training of schoolchildren in the field of cultural and historical knowledge. Fostering patriotism and establishing citizenship among schoolchildren is the cornerstone of education. Elementary basic knowledge about historical and cultural heritage and its role in society should be integrated into the school curriculum not only as theoretical foundations, but also supported in practice, in the process of independent research activities that museum can provide. In addition to studying historical and cultural monuments and the local lore component, the indispensable presence of a museum in schools makes it possible to open a wide field of activity for all age groups of schoolchildren and to satisfy their various needs, complementing, but not replacing, additional education programs without being a coercive tool, and based solely on the enthusiasm and interest of students. The author believes that the problem should be solved comprehensively with the assistance of the governing bodies and school administrations by attracting additional rates for teachers and allocating budget funds for the creation of compulsory museum circles. The fundamental principle is the voluntary participation of students in the process of museum education, which will serve to be more effective than the method of compulsory introduction of electives in this discipline.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости формирования школьного музейного пространства в регионах (на примере г. Иркутска)»

УДК 371.65

Вопросы музеологии. 2019. Т. 10. Вып. 1

К вопросу о необходимости формирования школьного музейного пространства в регионах (на примере г. Иркутска)

Е. В. Саяпарова

Иркутский государственный университет, Российская Федерация, 664025, Иркутск, ул. Чкалова, 2

Для цитирования: Саяпарова Е. В. 2019. К вопросу о необходимости формирования школьного музейного пространства в регионах (на примере г. Иркутска). Вопросы музеологии, 10 (1), 130-138. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.112

Статья представляет собой исследование, проведенное в рамках научных интересов автора, которые посвящены изучению музейной истории и музееведческих дисциплин в целом, и отражает основные тенденции школьной музейной грамотности в отдельно взятом школьном коллективе. Цель данного исследования — привлечь внимание к проблеме низкого уровня заинтересованности школьников в изучении истории страны, отраженной в музейных экспонатах. В статье приводятся данные анкетирования, проведенного среди школьников 5-8-х классов, анализ которого позволяет сделать вывод о недостаточной подготовке школьников в области культурно-исторических знаний. Отрицание либо неприятие важности образования, направленного на осознание ценности прошлого как своего региона, своей страны, так и других стран, т. е. мирового опыта развития общества, безусловно, подрывает и такой краеугольный камень в воспитании, как формирование патриотизма и утверждение гражданской позиции в подрастающем поколении. Элементарные базовые знания об историко-культурном наследии и его роли в жизни общества должны не только интегрироваться в школьную программу как теоретические основы, но и подкрепляться практически, в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, которую может предоставить музей. Помимо изучения памятников истории и культуры, краеведческого компонента, непременное присутствие в школе музея позволяет открыть достаточно широкое поле деятельности для всех возрастных групп школьников и удовлетворить самые разные их потребности, дополняя, но не подменяя собой программы дополнительного образования, не являясь при этом инструментом принуждения, а основываясь исключительно на энтузиазме и заинтересованности учащихся. Автор полагает, что проблема должна решаться комплексно при содействии управляющих органов и администраций школ посредством привлечения дополнительных ставок для педагогов и выделения бюджетных средств на создание обязательных музейных кружков. Основополагающим должен быть принцип добровольного участия обучающихся в процессе музейного образования, что послужит большей эффективности воспитания в школьниках музейной культуры, нежели метод принудительного введения факультатива по указанной дисциплине.

Ключевые слова: школьные музеи, школьное образование, краеведение, историко-культурное наследие, экспонаты.

Музей представляет собой учреждение, занимающееся не только сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2019

истории, материальной и духовной культуры, но и просветительской и популяризаторской деятельностью. В духовном и патриотическом воспитании подрастающего поколения музеи играют весомую роль, при условии, что интерес к посещению музеев и истории своей страны, своего региона закладывается еще в детстве.

Большое значение в популяризации интереса к историко-культурному наследию имеет деятельность школьных музеев, роль которых в начальный период их существования (конец XIX — начало XX в.) сводилась к сбору, изготовлению и хранению наглядных пособий для преподаваемых предметов1. В дальнейшем, в советское время и особенно после окончания Великой Отечественной войны, им отвели достойное место небольших музеев по краеведению. Это явилось залогом того, что школьные музеи стали собирать и демонстрировать свидетельства истории и превратились в первую очередь в инструменты патриотического воспитания учащих-ся2. Несмотря на cвою необходимость, музеи есть далеко не в каждом общеобразовательном школьном учреждении. Главным препятствием служит отсутствие необходимых площадей, помещений, пригодных для данной цели. Большинство школ не может позволить себе выделить кабинет под музей, так как в результате лишается предметного кабинета. Возможное совмещение музейной комнаты с учебным кабинетом является недостаточно эффективным средством в подобной ситуации, так как в этом случае на помещение ложится двойная нагрузка.

Наличие в школе музея значительно улучшает краеведческую работу, проводимую педагогами, поскольку позволяет наглядно продемонстрировать возможности музеев, заинтересовать учащихся внутримузейной работой, показать на основе экспонатов историю своего Отечества, а также дать представление о значении музеев, их роли в жизни страны и мира. Отсутствие в школе музея затрудняет работу краеведов, так как лишает учащихся возможности принимать непосредственное участие в формировании школьных музейных коллекций, фондовой и научно-исследовательской работе, экскурсоводческой деятельности.

В данном исследовании представлены результаты анкетирования, проведенного в ряде школ Иркутска. Опрос проводился на четырех параллелях с 5-го по 8-й классы с целью сравнения осведомленности разных возрастных групп учащихся о музейной жизни города, а также их знакомства с музеями, выявления заинтересованности в данной форме культурного досуга.

Учащимся было предложено ответить на ряд вопросов, чтобы выявить отношение их к музеям, выяснить уровень осведомленности о деятельности музеев города, страны и мира. В опросе участвовало 430 учеников 5-х классов, 410 учеников 6-х классов, 419 представителей 7-х классов и 389 учащихся 8-х классов — всего 1648 человек. Опрос проводился в школах, не имеющих своего музея или музейного уголка.

В первом пункте предлагалось ответить на вопрос: «Как часто Вы посещаете музеи города?» Здесь результаты можно считать положительными, так как посещение музеев прописано в плане культурных мероприятий классного руководителя. Большинство школьников так или иначе посещают учреждения культуры под влиянием классного коллектива. Однако находятся и такие, кто считает посещение музеев ненужным и не принимает в них участия (рис. 1).

1 Хитьков 1915; Юхневич 1990.

2 Юхневич 2007; Потягов 2011; Шуштар 2012.

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы посещаете музеи города?», в %

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «С какой целью Вы посетили музей», в %

Далее учащимся был предложен вопрос: «Когда Вы впервые посетили музей?» Для большинства опрошенных это событие произошло в возрасте 5-9, 6-12 лет. При этом абсолютное большинство пришли в музей с родителями или с классным руководителем в рамках запланированной внеклассной работы. Данный факт отражает общую тенденцию подрастающего поколения проводить время в виртуальном пространстве и черпать всю необходимую информацию в Интернете, что приводит к общей незаинтересованности обучающихся событиями реального мира. В сознании подростков происходит подмена понятий: фрагментарные, зачастую ложные знания фактов обо всем на свете заменяют полноценное получение информации посредством общения с людьми, профессионалами в своей сфере (рис. 2).

5-е 6-е 7-е 8-е классы классы классы классы

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Необходимо ли посещать музей?», в %

Несмотря на то что большинство учащихся в качестве посещения музея указали целью получение новых знаний, имеет место интерпретация данного события как продолжения урока истории и, как следствие, желание угодить преподавателю, выражая свое отношение к этому мероприятию. Стоит учитывать тот факт, что некоторое количество учащихся искренне заинтересовалось экспонатами, связанной с ними историей, рассказом экскурсовода и искренне выразило свое мнение (рис. 3).

При ответе на вопрос «Какой музей Вам понравился больше всего и почему?» возникло достаточно много вариантов ответов. При этом следует отметить, что учащиеся перечислили главным образом те музеи, которые они посещали с классными руководителями в рамках повышения уровня образования. Наиболее часто посещаемыми музеями и, как следствие, самыми понравившимися были: Музей часов в г. Ангарск (указали 199 учеников); музей «Экспериментарий» (отметил 151 ученик); Художественный музей г. Иркутска (поставили на первое место 65 учеников); музей Боевой Славы героев Великой Отечественной войны (выбрали 159 учеников); музей-усадьба Волконских (указали 168 учеников); музей истории г. Иркутска (поставили на первое место 134 ученика); Иркутский областной краеведческий музей (отдел истории) (понравился больше других 128 ученикам); Иркутский областной краеведческий музей (отдел природы) (указали 82 ученика); музей оптической иллюзии «Фантаст» (отметили 138 учеников); музей «Тальцы» (посчитали лучшим 169 учеников); музей-усадьба В. П. Сукачева (отметили 143 ученика); музей «Ледокол «Ангара» (поставил на первое место 71 ученик). Стоит отметить, что ряд респондентов на этот вопрос ответили, что никакой музей не произвел на них впечатления. Таких обучающихся среди опрошенных оказалось 42 человека.

Нужно иметь в виду, что в регионе действует несколько музеев, которые весьма популярны у людей разных поколений, однако назвать их музеями в полном смысле слова нельзя. Такие музеи, как «Экспериментарий» или музей оптической иллюзии «Фантаст», по факту являются аттрактивными заведениями, в которых «музейная составляющая» — это коммерческий ход для привлечения посетителей.

Огромный интерес они вызывают прежде всего из-за методов подачи материала, которыми не располагает большинство музеев региона. Однако нельзя отрицать тот факт, что подобные заведения обеспечивают знания по тем отраслям, которые в них представлены, способствуют повышению эрудиции и вызывают интерес к дальнейшим посещениям новых выставок.

При комментировании своих ответов восьмиклассники отметили, что музеи они посещают исключительно в рамках внеклассной программы, организуемой классными руководителями. Самостоятельно же они не посетили ни одного музея. Между тем представители 7-х классов посещали музеи, в том числе и с родителями и/или с друзьями. При этом практически все отметили музеи, находящиеся в пределах Иркутска или расположенные на незначительном удалении от него. Никто из учащихся не стал упоминать музеи, которые были или могли быть посещены ими в других городах страны с родителями во время семейных путешествий.

Вопрос «Какие выставки Вы хотели бы увидеть в музеях г. Иркутска?» вызвал большой интерес у представителей параллелей 7-х и 8-х классов. Учащиеся перечислили те предметы, которые заинтересовали бы их в музее, исходя из собственных интересов и увлечений. Здесь уместно заметить, что во многом предпочтения учащихся совпадают, при этом интересы и старшей, и младшей параллели практически идентичны. Это можно истолковать как растерянность при ответе на вопрос и невозможность охватить все идеи, пришедшие в голову, и как недостаточное понимание того, какие именно предметы можно посмотреть в музеях. Естественно, подросткам незнакомо все разнообразие существующих в стране и мире музеев и их необычных коллекций. Большинство опрошенных предпочли бы увидеть выставки динозавров, восковых фигур, исторических костюмов, оружия, роботов, техники, космических объектов, экзотических животных. В последнем случае, видимо, имеется в виду нечто вроде зоопарка или же аквариума. В регионе действует нерпинарий, занимающийся проблемами сохранения популяции байкальской нерпы, однако очевидно, что школьникам интересно было бы познакомиться и с другими представителями фауны морских глубин.

Вопрос «Что больше всего Вам понравилось при посещении музея?» у семиклассников не вызвал особых затруднений, что может быть связано с отсутствием в музеях тех экспонатов, которые могли бы в большей степени заинтересовать учеников этого возраста. Мнения учащихся 8-х классов распределились неоднозначно. Большое количество затруднилось с определением своей позиции по данному вопросу.

При ответе на вопрос «Какой музей Вы хотели бы посетить из тех, где Вы еще не были?» учащиеся называли музеи не только Иркутска, но и страны. При этом очевидно, что школьники не знают знаковых музеев не только мира, но и России. Самый известный музей, о котором они слышали, — это Государственный Эрмитаж, а вот Русский музей им незнаком, как и многие другие музеи страны. Среди учащихся 7-8-х классов незаинтересованность в посещении музеев выразило большинство опрошенных.

Ответы на вопрос «Какие музеи Вы знаете (в стране, в мире)?» подтвердили неосведомленность учащихся указанных параллелей о действующих музеях в стране и в мире. Даже самые известные российские и мировые музеи остаются за гранью интересов школьников. Они не представляют истинного значения музеев и не могут назвать практически ни одного из них.

В завершение опроса учащимся предлагалось ответить на вопрос: «Хотелось бы Вам, чтобы в вашей школе был организован музей / музейный уголок?» Большинство высказалось положительно, мотивируя это тем, что деятельность школьного музея может помочь при проведении какой-либо творческой работы во время выполнения домашних заданий. Нашлись и те, кто активно поддержал идею создания школьного музея, выражая заинтересованность в музейной работе, собирании экспонатов, организации экскурсий и исследовательских походов по изучению родного края.

За создание школьных музеев высказалось 1104 человека, при этом активную позицию заняло только 258 человек, которые хотели бы принимать непосредственное участие в организации музейного пространства их школы. 846 человек сочли, что музей в их школе нужен, но не выразили личной заинтересованности в его существовании. Против высказалось 343 человека, воздержалось от ответа 115 опрошенных, и полное безразличие к вопросу выразили 87 человек.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что учащиеся недостаточно информированы о деятельности музеев, не осознают в полной мере всю необходимость их существования. Несмотря на то что большинство из них выбрало так называемые правильные варианты ответов, многими это было сделано подсознательно. Например, почти все опрошенные заявили, что узнали в музеях для себя что-то новое, однако практика преподавания в этих классах и последующее тестирование по музейной тематике, связанное с посещением различных музеев, не выявили факта запоминания информации, предоставленной при посещении музеев. Лишь малое количество опрошенных смогло связно изложить свои впечатления, рассказать, что же конкретно привлекло их в экспонатах, чем запомнилось посещение музея. Большинство учащихся смогло воссоздать лишь общее впечатление «понравилось/ не понравилось» и назвать определенные экспонаты, почему-либо запомнившиеся им больше всего. Рассказ экскурсовода не заинтересовал большую часть опрошенных, а вопросы, которые у них возникали после экскурсий, как правило, не имели никакого отношения к информации, полученной на экскурсии.

Выявилось, что почти никто из обучающихся не знает крупнейших музеев России, мира или даже своего города. Очевидной причиной можно считать в первую очередь незаинтересованность подрастающего поколения в поиске самостоятельной информации, слабая мотивация к интеграции в культуру окружающего их мира. Наличие в школе музея и сопутствующей деятельности в значительной степени способствует вовлечению подростков в социум. Кроме того, предоставляется возможность найти свою будущую профессию, так как приобретенные учащимися знания могут пригодиться не только в случае, если они станут музейными сотрудниками, но и при получении других, самых разных профессий.

Проблему знакомства с музеями разнообразного профиля и понимания роли музея в получении полноценного образования может решить полноценный курс программы «Музееведение для школьников», благодаря которому учащиеся разных возрастов смогут составить представление об общественной роли музеев, о предоставляемой ими возможности изучения истории разных стран, отдельных исторических событий и отдельных памятников материальной культуры. Другими словами, данная программа могла бы служить вспомогательным предметом в рамках курсов отечественной и всеобщей истории, преподаваемым в школе. Возмож-

ности музея можно и нужно использовать для повышения качества обучения на уроках истории.

Проблема наличия музеев в школах относится к компетенции Министерства образования, которое должно учитывать развитие школьных учреждений, необходимость интегрирования в них музейного пространства. Однако и школы также должны изыскивать возможности для организации школьного музея, решая этот вопрос на уровне местной администрации. Следует помнить, что фонды некоторых школьных музеев послужили основой для создания краеведческих музеев, существующих до настоящего времени. Таков, например, Заларинский районный краеведческий музей, который начинался с первого исторического кружка, созданного в Заларинской средней школе №1 под руководством ее директора Г. С. Пынькова в 1950-е гг.3

Для решения кадрового вопроса, в целях улучшения и повышения качества предоставляемых учащимся знаний в школах необходимо ввести ставку краеведа, который мог бы заниматься с детьми в рамках полного курса. Учителю, совмещающему эту должность со своей основной работой, приходится достаточно трудно, не хватает времени, в результате может пострадать учебный процесс. Кроме того, полевые выезды, предполагающиеся при полноценной краеведческой работе, не всегда возможны по причине излишней занятости педагога.

Приобщение школьников к истории, культуре, развитие в них патриотических настроений должно стать одним из актуальных вопросов, приоритетным направлением культурной политики государства. Весомый вклад в формирование гражданственности у подрастающего поколения, воспитание в нем гордости за историю своей страны и любовь к отечественной культуре вносят именно музеи.

Немаловажным пунктом при планировании деятельности музея, музейного кружка в школе является принцип добровольности посещения занятий в нем. Доказано, что принудительное распределение школьников по факультативным занятиям — неэффективный способ заинтересовать их в улучшении своих знаний. Внедрение в школе музейных занятий должно опираться исключительно на индивидуальный выбор учащихся, что, безусловно, благоприятно скажется на создании коллектива, который будет заниматься историческими и краеведческими изысканиями исходя из личной заинтересованности, а значит, между педагогом и учениками установится взаимодействие, основанное на общности интересов.

В заключение еще раз подчеркнем настоятельную необходимость существования школьных музеев, создания всех условий для их деятельности и в первую очередь активное сотрудничество с руководством школы, которое должно быть заинтересовано в деятельности школьного музея. Ставка краеведа, с учетом современных реалий, в ближайшем будущем останется актуальным вопросом повестки дня школьного образования.

Литература

Потягов А. В. 2011. Школьный музей в XXI в.: стратегии и практики первого десятилетия. Ярославский педагогический вестник 3 (1) (Гуманитарные науки): 305-309. URL: https://cyberleninka. ru/article/v/shkolnyy-muzey-v-xxi-v-strategii-i-praktiki-pervogo-desyatiletiya (дата обращения: 18.09.2018).

3 Саяпарова, 2017. С. 87-96.

Саяпарова Е. В. 2017. История развития школьных музеев Иркутской области: традиции, инновации, современное состояние. Вопросы музеологии 2 (16): 87-96.

Хитьков Н. А. 2015. Школьный музей, его назначение и организация. Киев: Тип. братьев Я. и М. Куш-неровых. URL: https://www.simvolika.org/project15_04.htm (дата обращения: 09.06.2019).

Шуштар Б. 2012. Школьные музеи Европы: многообразие подходов. Вопросы музеологии 2 (6): 80-96.

Юхневич М. Ю. 2007. Образовательный музей: педагогический, школьный, детский. М.: ООО «СТОиК».

Юхневич М. Ю. 1990. Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России. Методическое пособие. М.: НИИ культуры.

Статья поступила в редакцию 18 января 2019 г.;

рекомендована в печать 5 июня 2019 г.

Контактная информация:

Саяпарова Екатерина Владимировна — канд. ист. наук; ignis_klio@mail.ru

On the question on the necessity of forming school museum space in the regions

(for example Irkutsk city)

E. V. Sayaparova

Irkutsk State University,

2, ul. Chkalova, Irkutsk, 664025, Russian Federation

For citation: Sayaparova E. V. 2019. On the question on the necessity of forming school museum space

in the regions (for example Irkutsk city). The Issues of Museology, 10 (1), 130-138.

https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.112 (In Russian)

This article presents an independent study conducted within the framework of the author's research interests, which are devoted to the study of museum history and museum studies in general, and reflects the main trends of school museum literacy within a single school team. The purpose of this study is to draw attention to the problem of students' low level of interest in the history of the country and its expression in museum exhibits. The article presents data from a survey conducted among students in grades 5-8, the analysis of which allows us to conclude that there is insufficient training of schoolchildren in the field of cultural and historical knowledge. Fostering patriotism and establishing citizenship among schoolchildren is the cornerstone of education. Elementary basic knowledge about historical and cultural heritage and its role in society should be integrated into the school curriculum not only as theoretical foundations, but also supported in practice, in the process of independent research activities that museum can provide. In addition to studying historical and cultural monuments and the local lore component, the indispensable presence of a museum in schools makes it possible to open a wide field of activity for all age groups of schoolchildren and to satisfy their various needs, complementing, but not replacing, additional education programs without being a coercive tool, and based solely on the enthusiasm and interest of students. The author believes that the problem should be solved comprehensively with the assistance of the governing bodies and school administrations by attracting additional rates for teachers and allocating budget funds for the creation of compulsory museum circles. The fundamental principle is the voluntary participation of students in the process of museum education, which will serve to be more effective than the method of compulsory introduction of electives in this discipline.

Keywords: school museums, school education, regional studies, historical and cultural heritage, exhibits.

References

Khit'kov N. А. 2015. School museum, its purpose and organization. Kiev: Tip. Brat'ev Ya. i M. Kushnerovykh.

URL: https://www.simvolika.org/project15_04.htm (accessed 09.06.2019). (In Russian) Potyagov А. V. 2011. School Museum in the 21st Century: Strategies and Practices of the First Decade. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik 3 (1): 305-309. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/shkolnyy-muzey-v-xxi-v-strategii-i-praktiki-pervogo-desyatiletiya (accessed 18.09.2018). (In Russian) Saiaparova E. V. 2017. The history of the development of school museums in the Irkutsk region: traditions,

innovations, modern state. Voprosy muzeologii 2 (16): 87-96. (In Russian) Shushtar B. 2012. School museums of Europe: Diversity of approaches. Voprosy muzeologii 2 (6): 80-96. (In Russian)

Yukhnevich M. Yu. 2007. Educational Museum: pedagogical, school, for children. Moscow: ООО "STOiK" Publ. (In Russian)

Yukhnevich M. Yu. 1990. Pedagogical, school and children's museums of pre-revolutionary Russia. Metodi-cheskoe posobie. Moscow: NII kul'tury Publ. (In Russian)

Received: January 18, 2019 Accepted: June 5, 2019

Author's information:

Ekaterina V. Sayaparova — PhD; ignis_klio@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.