Научная статья на тему 'КОЖНАЯ ТЕРМОАСИММЕТРИЯ У ЛЮДЕЙ ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ'

КОЖНАЯ ТЕРМОАСИММЕТРИЯ У ЛЮДЕЙ ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОЖНАЯ ТЕРМОАСИММЕТРИЯ У ЛЮДЕЙ ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

ные данные были получены и другими авторами, изучавшими Цимлянское море в первые годы его существования (И. П. Вертебная и соавторы).

Обнаружение значительного количества лактозоотрицательных бактерий кишечной палочки в водохранилище вдали от берегов и населенных пунктов можно объяснить вымыванием их со дна из старых, оставшихся не вывезенными из зоны затопления загрязнений, что в свою очередь свидетельствует о способности кишечной палочки длительно выживать в условиях водохранилища. Такое длительное выживание (свыше 3 лет), а возможно, и размножение Лактозоотрицательных микроорганизмов приводят к тому, что они утрачивают свое санитарно-показательное значение. При условии совместного их учета с лактозоположительными бактериями, в основном с Е. coli, эти последние перестают правильно отражать санитарную ситуацию на водоеме.

Следует отметить, что сапрофитные бактерии, растущие на МПА, и лактозонега-тивные разновидности кишечной палочки количественно в некоторой мере коррелируют друг с другом. То же самое мы наблюдали и на других водоемах. Если сравнить коли-титры воды Цимлянского водохранилища с коли-титрами, полученными нами при изучении реки Москвы в центре Москвы, то можно сказать, что качество воды обоих водоемов по этому показателю почти одинаково (коли-титры реки Москвы колеблются в пределах 0,03—0,0003). В то же время река Москва является более загрязненным водоемом по сравнению с Цимлянским морем.

Мы пришли к выводу, что санитарно-показательными микроорганизмами, которые достоверно говорят об относительно свежем загрязнении водоема, являются лакто-зоположительные представители кишечной палочки, с большим постоянством обнаруживаемые в местах поступления загрязнений. Только этот показатель позволяет сопоставлять различные участки водоема по степени их загрязнения, а также правильно характеризовать источник водоснабжения в санитарном отношении. Вместе с тем очевидно, что обнаружение лактозоотрицательных разновидностей кишечной палочки в водоемах не может быть полностью игнорировано, так как наличие их в воде в значительном количестве свидетельствует о давнем загрязнении. Это может иметь важное значение, например, при изучении новых источников водоснабжения, когда требуется дать полную характеристику водоема с учетом и его прошлого состояния.

ЛИТЕРАТУРА

Вертебная И. П., И з ъ ю р о в а А. И., К о л т у н о в а А. С. и др. Ж. гиг. и сан., 1954, № 3, с. 9. — К и ч е н к о М. Г. Там же, 1960, № 7, с. 80. — К о р ш Л. Е„ Е г о р о-в а С. Г. Там же, 1965, № 6, с. 7. — Минкевич И. Е. Бактерии группы кишечной палочки как санитарно-показательные микроорганизмы. Л., 1949. — Новикова Н. Н. Учен, записки Московск. научно-исслед. ин-та санитарии и гигиены, 1960, № 4, с. 18.— Рутштейн Н. Д., Пясецкая Ц. С. Ж. микробиол., 1955, № 9, с. 97. — К a b 1 е г P. W., Clarck Н. F., Geld reich F. F., Publ. Hlth. Rep. (Wash.), 1964, v. 79, p. 58.

Поступила 6/IX 1965 r.

УДК 612.675.63:613.98

КОЖНАЯ ТЕРМОАСИММЕТРИЯ У ЛЮДЕЙ ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Доц. В. А. Рудейко

Кафедра коммунальной гигиены Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского

института

Наблюдениями многих исследователей установлено, что у здорового человека температура кожи на различных участках тела неодинакова. Максимальных значений она достигает в подмышечной впадине, а на дистальных отделах конечностей бывает наиболее низкой. Изменение ее нормальной топографии и соотношений на различных участках тела считается признаком частичного расстройства терморегуляции.

По данным И. С. Вайнберга, у 46% здоровых людей наблюдается одинаковая аксиллярная температура, у 40%—термоасимметрия до 0,3°, а у 14%—от 0,4 до 1°. М. Е. Милимовка отмечает, что у лиц одного и того же возраста на других участках тела асимметрия не выходит за пределы 0,3°. Этот уровень кожной термоасимметрии указанные авторы предлагают в качестве физиологического предела.

Соотношения температуры кожи на симметричных участках тела значительно изменяются при различных патологических состояниях.

Наши наблюдения за кожно-сосудистыми реакциями у практически здоровых лиц старше 60 лет показали, что при благоприятных параметрах микроклиматических факторов в жилище, соответствующих гигиенической норме, температура кожи не на всех участках тела и не всегда адекватна внешней температуре и субъективным теплоощущениям исследуемых. Это относится в первую очередь к дистальным отделам

Таблица 1

Кожная термоасимметрия на конечностях исследуемых в возрасте 61—90 лет

Участок измерения температуры кожи Количество исследуемых (в %)

с одинаковой температурой кожи в симметричных точках с термоасимметрией (в градусах) всего

0,1-0.3 0,4-0,5 0.6-1,0 1,1-1,5 1,6-2,0 выше 2

Кисть .... Стопа .... 22,0 11,3 26,1 16,5 18,7 21,0 21,6 27,7 7,8 11,5 2,4 4,2 1,4 7,8 100 100

конечностей, где часто наблюдается большая разница в температуре кожи на симметричных участках. На кистях она достигает 3,8°, а на стопах — 4,6°. Только 3,1% лиц из 447 обследованных имели одинаковую температуру кожи в симметричных точках верхних и нижних конечностей; у 8,2% лиц термоасимметрия была только на верхних, у 18,9%—только на нижних, а у 69,8%—на верхних и нижних конечностях. Исследования на дистальных отделах конечностей проводились на уровне 1 м от пола при температуре воздуха 20,8—21,5° и на уровне 1,5 м при температуре 21—21,8°. Результаты исследований приведены в табл. 1.

Из табл. 1 видно, что только у 27,8% исследованных термоасимметрия не превышает 0,3° на нижних и у 48,1% на верхних конечностях, что принято за физиологический предел. У значительной части лиц она выше 0,5°. Если даже считать нормальной термоасимметрию на конечностях до Г, предложенную СоЬе! и Вгаппй в качестве физиологической, то и при этом условии почти у 25% исследованных нами лиц она больше на нижних и у 11,6% на верхних конечностях.

Характерно, что у людей преклонного возраста термоасимметрия больше 0,4° наблюдается примерно с такой же частотой, как и у лиц, страдающих функциональным расстройством нервной системы. Поэтому есть основание полагать, что она является результатом не только недостаточной вас-куляризации кожи, обусловленной изменением стенки кожных сосудов, но и нарушения их вегетативной иннервации.

Результаты исследования термоасимметрии кисти у 349 и стопы у 396 человек, обработанные методом вариационной статистики, представлены в табл. 2. Средние величины в 11—17 раз превышают средние ошибки, что определяет достоверность полученных нами данных.

Из табл. 2 видно, что кожная термоасимметрия меньше выражена на верхних конечностях. Очевидно, в этой области тела больше сохранена реактивность сосудов на внешнее термическое раздражение как результат их продолжительной тренировки при значительных колебаниях температуры внешней среды, от воздействия которых всегда защищены сосуды нижних конечностей. С возрастом кожная термоасимметрия отчетливо увеличивается на нижних и заметно — на верхних конечностях. Она представляет собой одну из особенностей кожно-сосудистых реакций у лиц преклонного возраста. Термоасимметрия в таком возрасте — относительно устойчивое явление при гипо- и гипертермии на правой или левой конечности. Однако даже при одних и тех же микроклиматических факторах в жилище у одних исследуемых она отличается постоянством и значительной продолжительностью, а у других наблюдается ее уменьшение в пределах 0,1—0,6° или увеличение на 0,4—1,1° (это особенно относится к нижним конечностям). Как правило, ее величина уменьшается по мере повышения температуры окружающего воздуха.

Таблица 2

Кожная термоасимметрия в зависимости от возраста

Участок измерения температуры кожи Статистические параметры Возраст (в годах)

61-70 | 71-80 | 81-90

термоасимметрия (в градусах)

Кисть м о т 0,5 0,39 0,03 0,66 0,56 0,04 0,78 0,36 0,04

Стопа М а т 0,72 0,62 0,05 0,95 0,86 0,07 0,97 0,82 0,09

8 Гигиена и санитария, № 7

113

Судя по нашим наблюдениям, в симметричных точках конечностей с гипо- и гипертермией динамика температуры кожи имеет свои особенности. При повышении температуры воздуха на 9е температура кожи повышается на 4,8° на нижней конечности с меньшим и на 3,1° с большим ее исходным уровнем. Аналогичные результаты зарегистрированы также на верхних конечностях (6,6 и 6,1°). Следовательно, по мере нарастания температуры внешней среды более интенсивно повышается температура кожи конечностей с начальной гипотермией. По-видимому, у людей преклонного возраста реактивность кожных сосудов больше сохраняется на конечностях с гипотермией, нежели с гипертермией. Поэтому можно предположить, что при значительной термоасимметрии более объективно отражает состояние реакции теплоотдачи динамика температуры кожи на конечностях с гипотермией.

Таким образом, значительная термоасимметрия представляет собой нередкое явление, сопровождая многие заболевания. По нашим наблюдениям, она значительно

Рис. 1. Средняя температура кожи стопы у лиц в возрасте 71—80 лет.

По оси абсцисс — температура воздуха (в градусах): по оси ординат — температура кожи (в градусах). 1 — средняя температура кожи при термоасимметрии до 0,3°; 2 — средняя температура кожи при термоасимметрии от 0,4 до 1,4°.

Рис. 2. Динамика средневзвешенной температуры кожи у лиц в возрасте 71—80 лет.

Обозначения те же, что и на рис. 1.

выражена у людей преклонного возраста. Однако различные авторы не всегда учитывают возможность наличия значительной кожной термоасимметрии при отборе лиц для кожной термометрии во время физиолого-гигиенических исследований.

Для выяснения влияния кожной термоасимметрии на результаты дерматотермо-метрии мы провели наблюдения за динамикой температуры кожи у 30 практически здоровых людей 71—80 лет с термоасимметрией на конечностях не более 0,3° и у 30 человек того же возраста с термоасимметрией от 0,4 до 1,4°. Результаты наблюдений, обработанные методом вариационной статистики представлены на рис. 1 и 2. Средние величины более чем в 3 раза превышают средние ошибки, которые находятся в пределах 0,005—0,12, что подтверждает достоверность полученных нами результатов. Вариабельность признака составляет 0,24—5,3%.

На рис. 1 показано, что температура кожи стопы у исследуемых повышается адекватно подъему внешней температуры, однако в ее динамике наблюдается существенная разница. При термоасимметрии до 0,3° отчетливо выделяется зона постоянной температуры кожи при температуре воздуха 23—25°. По мнению М. С. Горомосова и А. С. Блудорова, температура воздуха в такой зоне энергетически индифферентна, а стабилизация температуры кожи свидетельствует об уравновешивании теплообмена организма с внешней средой при минимальном напряжении механизмов физической терморегуляции. Из того же рисунка следует, что при значительной термоасимметрии стабилизации температуры кожи не наблюдается. Она сглаживается средними величинами температуры на конечностях с гипо- и гипертермией.

Большая термоасимметрия на конечностях у людей преклонного возраста сказывается также на результатах исследования средневзвешенной температуры кожи, которая является важным показателем состояния теплообмена.

Как видно из рис. 2, у лиц с дерматотермоасимметрией больше 0,3° температура кожи повышается с одинаковой интенсивностью при всех температурных интервалах. Ее динамика как объективная реакция организма отражает изменение температурных условий внешней среды. Вместе с тем противоположно динамике средневзвешенной температуры кожи при термоасимметрии до 0,3° она объективно не выявляет зону наиболее благоприятной температуры воздуха, для которой характерна стабилизация температуры кожи.

По субъективному теплоощущению исследуемых в возрасте 71—80 лет тепловой комфорт в жилище определяется температурой воздуха 21,7±1,6°. Однако в этой зоне при термоасимметрии у исследуемых больше 0,3° наблюдается такая же динамика температуры кожи, как и в пределах других температурных интервалов (см. рис. 2).

Следовательно, субъективное теплоощущение теплового комфорта лицами преклонного возраста не подтверждается такой важной объективной реакцией организма на изменение условий внешней среды, как температура кожи.

Совершенно иная динамика средневзвешенной температуры кожи наблюдается при термоасимметрии до 0,3° (см. рис. 2). Ее постоянный уровень объективно отражает уравновешивание теплообмена людей преклонного возраста с внешней средой при температуре воздуха 22—24°. В пределах этой зоны находится также верхняя граница теплового комфорта (23,3°), которая определяется субъективным теплоощу-щением исследуемых.

Результаты наших исследований показали, что при термоасимметрии до 0,3° субъективное ощущение теплового комфорта у людей преклонного возраста подтверждается также объективной реакцией организма, что является непременным условием гигиенического нормирования внешней среды. Значительная кожная термоасимметрия в таком возрасте не позволяет судить о наиболее благоприятной температуре воздуха по динамике температуры кожи, так как эта объективная реакция не отражает индифферентной температуры внешней среды, с которой совпадало бы ощущение исследуемыми теплового комфорта. В связи с этим отбор лиц преклонного возраста для наблюдения за кожно-сосудистыми реакциями при гигиеническом нормировании внешней среды должен выяснять наличие возможной значительной термоасимметрии, которая оказывает существенное влияние на результаты исследования.

Кожную термоасимметрию необходимо иметь в виду также при нормировании микроклимата для определенных групп больных в лечебных учреждениях.

ЛИТЕРАТУРА

Блудоров А. С. Особенности терморегуляции у детей раннего возраста. М., 1954. -— Горомосов М. С. Микроклимат жилищ и его гигиеническое нормирование. М., 1963. — М и л и м о в к а М. Е. Физиотерапия, 1939, №5, с. 39. — С о b е t R., В г а-m i g К. F., Dtsch. Arch. klin. Med., 1924, Bd 144, S. 45.

Поступила 4/111 1965 r.

УДК 613.268

К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ФРИТЮРА ДЛЯ ЖАРКИ ПИРОЖКОВ

М. Я. Бренц, Г. П. Еремина

Институт питания АМН СССР, Москва

Жареные изделия из дрожжевого теста — пирожки и пончики — пользуются большим спросом населения. В качестве фритюра для жаренья этих изделий используется растительное масло, главным образом подсолнечное. Под воздействием высокой температуры в присутствии воздуха и паров воды, выделяющихся из обжариваемых изделий, в масле накапливаются различные по составу продукты окисления непредельных жирных кислот и их сополимеры.

В процессе термического окисления снижается поверхностное натяжение масла на границе с воздухом (В. П. Ржехин и соавторы). Это указывает на то, что некоторые из образующихся в масле новых соединений имеют свойства поверхностно-активных веществ. По-видимому, ими являются продукты окислительной полимеризации масла. Эти поверхностно-активные вещества, обладая повышенной способностью адсорбироваться из раствора, могут в значительном количестве поглощаться пористой поверхностью обжариваемых изделий.

Литературные данные по этому вопросу противоречивы. Как отмечают Overman с сотрудниками, масло, экстрагированное из пончиков, по физико-химическим показателям (кислотности, йодным и перекисным числам, коэффициенту рефракции) близко к маслу, в котором эти изделия жарились. Pokorny и Supova провели сравнительное исследование масла, оставшегося после жаренья, и масла, экстрагированного из жареного картофеля. Полученные ими результаты показали, что экстрагированное масло было несколько более окислено по сравнению с маслом, оставшимся после жаренья.

Мы повторили подобное исследование на примере обжаривания пирожков в 3 московских предприятиях общественного питания (столовой № 8 Кировского треста столовых, столовой № 10 и кафе «Детский мир» Свердловского треста столовых).

Из корочки жареных пирожков масло экстрагировали этиловым эфиром в аппарате Сокслета в течение 6 часов с последующей отгонкой растворителя в токе углекислого газа. Чтобы исключить возможные окислительные изменения масла в процессе самой экстракции, был взят третий (контрольный) образец масла, который представлял собой соответствующий образец фритюра из сковороды, смешанный с измельченной корочкой пирожков, выпеченных в жарочном шкафу без масла, и экстрагированный затем в тех же условиях, что и основной образец.

8*

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.