количество взвешенных веществ, хорошо коагулируются сернокислым алюминием в дозе 50 мг/л и ПАА в дозе 4 мг/л с применением для обеззараживания тех же доз хлора.
Последовательность обработки воды машиной ПВМ-1 такова. Вначале ориентировочно определяют количество взвешенных веществ в воде по прозрачности в цилиндре с применением стандартного шрифта. После этого в воду, содержащую взвешенные вещества в количестве 300 мг/л и более, вводят раствор хлорсодержащих реагентов (из расчета 10 мг хлора на 1 л воды), а потом раствор ПАА из расчета 4 мг/л. Перемешав воду, через 15 мин. фильтруют ее через фильтры ТУФ. Если вода содержит взвешенные вещества в количестве менее 300 мг/л, то вслед за введением раствора хлорсодержащих реагентов (из расчета 10 мг хлора на 1 л воды) добавляют сернокислый алюминий в дозе 50 мг/л и ПАА в дозе 4 мг/л; перемешав воду, через 15 мин. фильтруют ее через фильтры.
Применение стандартных доз реагентов для обработки воды в полевых условиях значительно ускоряет этот процесс и уменьшает расход сернокислого алюминия в среднем в 4 раза. Подобная экономия позволяет уже теперь без увеличения дополнительных расходов применять ПАА.
Для надежной обработки воды любого исходного качества машину ПВМ-1 необходимо снабжать готовыми растворами хлорной извести и сернокислого алюминия, а также 1 % раствором ПАА.
ЛИТЕРАТУРА
Вейцер Ю. И., Паскуцская Л. Н. В кн.: Сборник научных работ Акад. коммунального хозяйства. М., 1960, в. 1, с. 104. — Клюка нов М. Н. Гиг. и сан., 1951, № 6, с. 49. — Ч е р к и н с к и й С. Н., Яковлева Г. П. Гиг. и сан., 1964, № 8, с. 71.
Поступила 7/1У 1965 г.
УДК 614.777:576.851.48.095 5
САНИТАРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗНОВИДНОСТЕЙ БАКТЕРИЙ ГРУППЫ КИШЕЧНОЙ ПАЛОЧКИ В ВОДЕ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ
Е. А. Можаев, Л. Е. Корш
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
Изучению санитарно-показательного значения бактерий группы кишечной палочки посвящено множество работ (И. Е. Мннкевич; Н. Д. Рутштейн и Ц. С. Пясец-кая; М. Г. Киченко; КаЫег и соавторы, и др.). Большинство авторов считает, что, поскольку все представители этих бактерий имеют фекальное происхождение, они должны учитываться при исследовании и оценке качества воды. Это положение отражено и в действующем в СССР ГОСТ 5216-50 «Методы санитарно-бактериологичес-кого анализа воды».
«Международный стандарт питьевой воды» (1964) и «Европейские нормы качества питьевой воды» (1963) признают фекальное происхождение всех бактерий группы кишечной палочки. Вместе с тем в санитарно-показательную группу, согласно этому стандарту и нормам, включаются только организмы, способные ферментировать лактозу с образованием кислоты и газа при 35—37° в течение 48 часов. Подобная же трактовка кишечной палочки как санитарно-показательного организма дается в американском, английском и некоторых других зарубежных стандартах.
Сопоставление нашего ГОСТ с зарубежными стандартами показывает, что принятое у нас понятие «кишечная палочка» отличается от того, которое признают другие стандарты, в основном отношением к ферментации углеводов — лактозы или глюкозы. У нас к группе санитарно-показательных бактерий относятся наряду с лакто-зоположительными также и лактозоотрицательные организмы, а за рубежом — только организмы, разлагающие лактозу; все лактозоотрицательные бактерии отбрасываются на первом этапе анализа.
Чтобы оценить значение этого различия при характеристике качества воды открытых источников водоснабжения, можно в качестве примера привести данные Восточной водопроводной станции Москвы, базирующиеся на ежедневных многолетних анализах (Н. Н. Новикова). По этим данным, коли-индекс исходной воды, посту-
пающей на очистные сооружения станции в летне-осенний период, на 90% состоит из лактозоотрицательных организмов. По нашим сведениям, приблизительно такое же соотношение отмечается и в других малозагрязненных источниках водоснабжения (река Москва выше Москвы, реки Ока и Волга в отдалении от мест спуска сточных вод, Клязьминское водохранилище, озеро Селигер и др.). Вместе с тем у отечественных авторов нет единой точки зрения на лактозоотрицательные бактерии как санитарно-показательные организмы. Одни придают этим организмам особое эпидемическое значение, поскольку они наряду с Е. coli в большом проценте выделяются из стула больных кишечными инфекциями; другие считают эти организмы показателями давнего загрязнения, утратившими свою санитарно-показательную значимость (И. Е. Минкевич; JI. Е. Корш и С. Г. Егорова, и др.).
В связи со сказанным выше, а также ввиду переиздания в ближайшее время ГОСТ на качество воды и методы ее санитарно-бактериологического анализа представляют интерес данные относительно санитарно-показательного значения бактерий группы кишечной палочки, полученные нами при изучении качества воды Цимлянского водохранилища. Как известно, водохранилище это довольно велико: ширина его достигает 38 км, а длина — 280 км. Тем не менее при больших водных просторах и разнообразных санитарных условиях Цимлянского моря можно легко выделить здесь места постоянных свежих загрязнений и удаленные от них участки, не подверженные загрязнениям. К особенностям водохранилища относится также наличие в зоне затопления до его создания значительного количества неканализованных населенных пунктов. Эти особенности в первые годы существования Цимлянского моря способствовали обогащению водоема микрофлорой, вымываемой со дна. Вместе с тем сточных вод в него почти не поступало, за исключением небольшого количества стоков в некоторых пунктах.
Мы проводили исследования на 2-й и 3-й годы после заполнения водохранилища. Санитарно-бактериологическое изучение воды проводили в соответствии с ГОСТ 5216-50. Колонии бактерий группы кишечной палочки выращивали на розоловой среде. Желтые и розовые колонии подсчитывали раздельно. Идентификация выделенных колоний по биохимическим свойствам показала, что желтые колонии являлись лактозоположительными бактериями группы coli, в основном Е. coli, а розовые — лак-тозоотрицательными.
Соотношение лактозоположительных и лактозоотрицательных бактерий в зависимости от санитарных условий на различных участках водохранилища, с характеристикой этих мест по коли-титру и содержанию сапрофитных бактерий, растущих на МПА, показано в таблице.
Соотношение различных бактерий в воде Цимлянского водохранилища
Место взятия проб
Число проб Число кишечных палочек в 2 мл Коли-титр по ГОСТ 5216-50
лактозоположительные лактозоотрицательные
15 0 106-12 000 0,02—0,0002
7 0—1 70—6 100 0,03—0,0003
7 1—11 300—16 000 0,006-0,0001
5 1—14 40—580 0,05—0,003
6 8—25 580—2 000 0,003-0,001
2 30—72 43—50 0,03—0,01
Число сапро-фитов в;1 мл
Вдоль водохранилища,
2—10 км от берега ....
3—400 м от мало населенных берегов .......
У небольших пристаней Пляжи, до 40 м от берега
Порт «Калач» .......
Пристань «В. Цимлянская»
со стоянкой катеров . . .
120—20 000
160—4 900 300—12 000 300—1 400 680—2 900
470-1 800
Как видно из таблицы, в воде участков водохранилища в районах хозяйственно-бытового использования и загрязнения закономерно возрастало число лактозоположительных бактерий группы кишечной палочки; между тем число лактозоотрицательных организмов с ухудшением санитарных условий водоема не увеличивалось. Так, в 2—10 км от берега, куда загрязнения в период исследований почти не поступали, коли-тнтр был гораздо ниже, чем в местах загрязнения у берега. Столь низкий коли-титр в 2—10 км от берега был обусловлен присутствием лактозоотрицательных бактерий кишечной группы, тогда как Е. coli ни в одной из 15 проб в этих местах не обнаружена. В наиболее загрязненных местах —в порту и у пристани «В. Цимлянская», где стояли катера, количество бактерий с лактозоположительными свойствами было наивысшим.
Таким образом, лактозоположительные организмы более точно отражают санитарную обстановку на водоеме в отношении поступления в него свежего фекального загрязнения, чем лактозоотрицательные бактерии или сумма тех и других. Аналогич-
ные данные были получены и другими авторами, изучавшими Цимлянское море в первые годы его существования (И. П. Вертебная и соавторы).
Обнаружение значительного количества лактозоотрицательных бактерий кишечной палочки в водохранилище вдали от берегов и населенных пунктов можно объяснить вымыванием их со дна из старых, оставшихся не вывезенными из зоны затопления загрязнений, что в свою очередь свидетельствует о способности кишечной палочки длительно выживать в условиях водохранилища. Такое длительное выживание (свыше 3 лет), а возможно, и размножение Лактозоотрицательных микроорганизмов приводят к тому, что они утрачивают свое санитарно-показательное значение. При условии совместного их учета с лактозоположительными бактериями, в основном с Е. coli, эти последние перестают правильно отражать санитарную ситуацию на водоеме.
Следует отметить, что сапрофитные бактерии, растущие на МПА, и лактозонега-тивные разновидности кишечной палочки количественно в некоторой мере коррелируют друг с другом. То же самое мы наблюдали и на других водоемах. Если сравнить коли-титры воды Цимлянского водохранилища с коли-титрами, полученными нами при изучении реки Москвы в центре Москвы, то можно сказать, что качество воды обоих водоемов по этому показателю почти одинаково (коли-титры реки Москвы колеблются в пределах 0,03—0,0003). В то же время река Москва является более загрязненным водоемом по сравнению с Цимлянским морем.
Мы пришли к выводу, что санитарно-показательными микроорганизмами, которые достоверно говорят об относительно свежем загрязнении водоема, являются лакто-зоположительные представители кишечной палочки, с большим постоянством обнаруживаемые в местах поступления загрязнений. Только этот показатель позволяет сопоставлять различные участки водоема по степени их загрязнения, а также правильно характеризовать источник водоснабжения в санитарном отношении. Вместе с тем очевидно, что обнаружение лактозоотрицательных разновидностей кишечной палочки в водоемах не может быть полностью игнорировано, так как наличие их в воде в значительном количестве свидетельствует о давнем загрязнении. Это может иметь важное значение, например, при изучении новых источников водоснабжения, когда требуется дать полную характеристику водоема с учетом и его прошлого состояния.
ЛИТЕРАТУРА
Вертебная И. П., И з ъ ю р о в а А. И., К о л т у н о в а А. С. и др. Ж. гиг. и сан., 1954, № 3, с. 9. — К и ч е н к о М. Г. Там же, 1960, № 7, с. 80. — К о р ш Л. Е„ Е г о р о-в а С. Г. Там же, 1965, № 6, с. 7. — Минкевич И. Е. Бактерии группы кишечной палочки как санитарно-показательные микроорганизмы. Л., 1949. — Новикова Н. Н. Учен, записки Московск. научно-исслед. ин-та санитарии и гигиены, 1960, № 4, с. 18.— Рутштейн Н. Д., Пясецкая Ц. С. Ж. микробиол., 1955, № 9, с. 97. — К a b 1 е г P. W., С 1 а г с k Н. F., Geld reich F. F., Publ. Hlth. Rep. (Wash.), 1964, v. 79, p. 58.
Поступила 6/IX 1965 r.
УДК 612.675.63:613.98
КОЖНАЯ ТЕРМОАСИММЕТРИЯ У ЛЮДЕЙ ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Доц. В. А. Рудейко
Кафедра коммунальной гигиены Ленинградского санитарно-гигиеиического медицинского
института
Наблюдениями многих исследователей установлено, что у здорового человека температура кожи на различных участках тела неодинакова. Максимальных значений она достигает в подмышечной впадине, а на дистальных отделах конечностей бывает наиболее низкой. Изменение ее нормальной топографии и соотношений на различных участках тела считается признаком частичного расстройства терморегуляции.
По данным И. С. Вайнберга, у 46% здоровых людей наблюдается одинаковая аксиллярная температура, у 40%—термоасимметрия до 0,3°, а у 14%—от 0,4 до 1°. М. Е. Милимовка отмечает, что у лиц одного и того же возраста на других участках тела асимметрия не выходит за пределы 0,3°. Этот уровень кожной термоасимметрии указанные авторы предлагают в качестве физиологического предела.