СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Kipling, R. Something of Myself. For My Friends Known and Unknown [Electronic resource] / R. Kipling. — Режим доступа: http://www.telelib.com/ authors/K/KiplingRudyard/prose/SomethingOfMyself/ myself_chap_1.html (дата обращения: 12.12.2011).
2. Хлебникова, А.И. Художественный мир «Книг джунглей» и «Сказок просто так» Р. Киплинга [Текст]: автореф. ... канд. филол. наук / А.И. Хлебникова. — Л., 1985.
3. Киплинг, Р. Вторая Книга Джунглей [Текст] / Р. Киплинг. - М.: Радуга, 2006.
4. Он же. Книга Джунглей [Текст] / Р. Киплинг. — М.: Радуга, 2006.
5. Slater, J. Seeonee: The Site of Mowgli's Jungle? A Tale of Two Myths over Three Centuries. Pt. I. The First Century [Electronic resource] / J. Slater. — Режим доступа: http://www.kipling.org.uk/rg_junglebook_ location.htm (дата обращения: 12.12.2011).
УДК 75.046.5:7.033
О.А. Туминская
КОВЧЕГ ИАКОВА БОРОВИЧСКОГО И ГРОБНИЦА МИХАИЛА КЛОПСКОГО:
ТРАДИЦИИ ОФОРМЛЕНИЯ
История изображения святых реликвий в восточнохристианской иконографии затрагивает этапы обретения, перенесения, положения и поклонения. Названные сюжеты в иконописной практике являются довольно частыми. Темам изображения реликвий на иконах и осознания иконы как мощевика посвящен труд И.А. Шалиной [15].
В обители для хранения святых мощей подвижника использовались различные виды больших и малых емкостей: от скульптурного надгробия до ковчежцев, литиков, свинцовых ампул. Наше внимание будет сосредоточено на оформлении гробниц и ковчегов.
В данной статье мы обозначим термином «мощевики» более крупные предметы (раки, ковчеги) на том основании, что их предназначение — сохранность нетленных телесных частиц живших ранее святых подвижников — сходно с энколпиями. Все эти предметы объединяет не только религиозно-почитательная, основная, функция — приложение (прикладывание, лобзание) к нетленным частицам прославленных христиан, но и мемориальная функция — сохранение памяти о святом, поддержание его культового почитания, и главная в нашем тексте художественно-изобразительная функция.
Изучением иконографии предметов погребального культа занимались как отечественные, так и зарубежные историки и искусствоведы: И.А. Журавлева изучала иконографию
икон-мощевиков и крестов-мощевиков [3], И.М. Соколова — древнерусские деревянные скульптурные надгробные раки [12], А.В. Рын-дина — символику серебряных панагий [10], Б. Радойкович — культовую торевтику [16]. Проблемой же оформления мощевиков (рак) древнерусских юродивых Христа ради занимался лишь историк А.Г. Мельник [6]. В связи с этим очевидна актуальность нашего исследования. В данной статье внимание сосредоточено на описании рак юродивых Христа ради Центрального региона, декор которых подтверждает обозначенную в истории искусства линию символического украшения мощевиков, впервые представлены фотографии и проведен анализ изображений на стенках ковчега Иакова Бо-ровичского. Цель настоящего исследования — анализ приемов оформления святых рак, где хранятся мощи юродивых.
Предметы погребального культа — рака и ковчег со временем становятся свидетельствами особого почитания святых. Находясь в церкви, эти предметы служат памятниками веры человека, его самых сокровенных молитв к угоднику Божию. Обычно раку ставят в том месте, где были обретены останки святого (т. е. на этом месте предположительно была могила почитаемого подвижника), но не исключены компартименты южной и северной стен. Мощи святых воспринимаются не от-страненно, символически, а как непосред-
ственные свидетели обетования Воскресения, как ходатаи за живых [1, с. 117].
Рассматриваемые нами памятники — гробница Михаила Клопского (Х1Х—ХХ (?) в.) и ковчег Иакова Боровичского (XVIII в.) — объединены территориально, они находятся в местах погребения указанных святых: рака Михаила Клопского — в Троицком соборе Клопского монастыря близ Новгорода, ковчег Иакова Боровичского — в Историческом музее в городе Боровичи Новгородской области. Согласно вкладным записям, изготовление этих памятников местное, новго-родско-ростовское. Для сравнительного анализа приведены описания рак Василия Блаженного и Исидора Ростовского.
Существует устоявшаяся традиция оформления рак, которая может рассматриваться как программа. Изначально место погребения святого украшалось его портретом, затем это перешло и в символику украшения надгробий. На портрете святой изображался в полный рост в молитвенном предстоянии. Портрет ставили рядом с гробом, в котором покоились мощи [5, с. 259]. Надо отметить, что и в последующем, судя по раке Михаила Клопского, расположение портрета на верхней крышке гроба сохранилось. Раки украшаются по принятому образцу: на крышке обычно «портретное» изображение святого, на боковых стенках — отображение главных событий жизни святого (чудеса, происходившие с ним самим) или ответ на молитвенные обращения к нему (чудеса, исходящие от него, от его гроба (мощей), как защита живущих после него).
В 1562—1569 годах «по повелению Ивана Васильевича строят Троицкий собор Клопского монастыря над погребением преподобного Михаила Клопского» [7, с. 99]. Имеются сведения, что в начале XIX века в Троицком соборе находилась позолоченная рака, в которой у южной стены храма покоились мощи преподобного Михаила Клопского. Описи церковного и ризничего имущества 1800 и 1811 годов содержат подробное описание предметов церковного обихода, главного иконостаса, а также раки под мощами преподобного Михаила Клопского: «Бронзовая хорошей работы, вызолоченная и местами посеребренная. Наверху отлитый образ преподобного Михаила и на нем подпись... Вокруг раки медная решетка. Балдахин столярной и резной работы... С западной стороны
большой посеребренный подсвечник местами золочен. Позолоченная рака с резным балдахином на двенадцати колоннах. Рака устроена в 1806 г. усердием игумена Герасима Гойдукова» [2, с. 4].
Рака, сохранившаяся до наших дней, представляет собой прямоугольной формы гробницу с открывающейся сверху крышкой, под которой имеется живописное изображение святого Михаила Клопского в рост (рис. 1). Для сохранности мощей под крышкой раки и поверх живописного изображения вмонтировано стекло. Вертикальные поверхности раки оформлены узорами, выполненными в технике резьбы по дереву. Орнамент растительно-геометрический, по периметру и в центре — позолоченные орнаментальные вставки. Главный элемент фронтальной поверхности раки — крест. Обвивающие его виноградные побеги вписаны в круг. По сведениям Л.А. Секретарь, рака близка по исполнению декора к несохранившейся раке 1806 года [11, с. 270-272].
В храме Исидора Твердислова в Ростове, также построенном по велению Ивана Грозного, находилась рака с мощами ростовского чудотворца Исидора Христа ради юродивого. Рака 1817 года, упомянутая в исследовании А.А. Титова [14, с. 52], не сохранилась. Сейчас мощи святого хранятся в раке, не являющейся художественным произведением.
Могилы святых, прежде не входившие в пространство храма, в XVI веке становятся важным местом в монастырской застройке, главной культовой реликвией. Следовательно, к их оформлению привлекались лучшие мастера, в нем использовались дорогие материалы. Например, заказ раки для мощей Михаила Клоп-ского осуществлен согласно царскому указу.
Перед нами складывается целостная, продолжительная по времени (XVI—XVII вв.) картина строительства храмов над мощами русских чудотворцев, получивших на Макарьевских соборах 1547-1549 годов каноническое почитание. При Иване Грозном, кроме церквей над могилами или раками с мощами, возводится значительное количество храмов, освященных во имя недавно канонизированных русских святых [1, с. 128]. В царствование Ивана IV зарождается, а в правление его сына, Федора Иоанновича, продолжается особая традиция царского благочестия: строительство храмов
над мощами чудотворцев, даже более того, становится характерной формой обета.
Изготовление раки юродивому Василию Нагому вместе с почитанием памяти Кирилла Белозерского и Пафнутия Боровского было начато при царе Федоре Иоанновиче, а завершено при Борисе Годунове. Вероятно, молитвы вновь канонизированному московскому чудотворцу Василию Блаженному считались в бездетной семье царя Федора особенно действенными.
В летописях указывается: «В лето 7096 Августа в 2 день божим изволением... в граде Москве... при великом князе Феодоре Ивановиче всея Русии и при митрополите Иеве явися новый великий чюдотворец Василий Нагой и простил три души, две девицы да нищего старца, и оттого дни у чюдотворцева гроба великие чюдеса и прощение многим людям...» [14, л. 41]; «лета 7097-го проявление чюдесы свята-го и праведнаго Василия Христа ради уродивого московского чюдотворца» [4, с. 144].
Рака Василия Блаженного появилась в 1585—1586 годах, еще до сооружения храма в его честь и канонизации его памяти. В списке рак, к изготовлению которых приступили в 80-х годах XVI века, указана и рака юродивого Василия: «Повелением благочестиваго царя... Феодора Иоанновича... и верою его несумнен-ною и слезами теплыми зачали делати раки серебряные кованые, многоценныя... и Василию Блаженному. И преложина мощи их с великим страхом и трепетом» [8, с. 199]. Это были раки с выпуклым рельефным орнаментом или сценами чудес из жития.
Следует указать, что в орнаментальном декоре рассматриваемых нами рак святых подвижников XVI—XVII веков активно используется мотив больших и малых кругов. На это указывают труды И.А. Журавлевой и А.Г. Мельника [3, 6]. Прием очень древний, восходящий к убранству каменных саркофагов начала 1-го тысячелетия н. э. (катакомбы святого Каллиста, III в.). Раки XVII столетия, изготовленные на Ростовской земле, были медными, золочеными, с чеканными «лощатыми» кругами [6]. Известно, что круглыми клеймами была оформлена гробница Пафнутия Боровского (1673 г., ГИМ), причем их форма может трактоваться как древнейший символ шествующего по небу солнца (солнце земное и ночное, загробное). Схожесть выпуклых округлых наверший с гробницы
Пафнутия Боровского с фибулами — частями одежд знатных горожан раннехристианского мира (Рима, Византии, Скандинавии, Руси) — разрешает увидеть аналогию посвящений: драгоценный убор в костюме живущего и оформление «архитектурных одеяний» умершего. Форма окружности или овала достаточно часто встречается в декоративном искусстве, в нее хорошо вписываются необходимые для изображения элементы: как растительные узоры, так и фигуры людей. Раки, изготовляемые для хранения останков святых в XVII веке, имели четырехгранную форму, украшенную по всем стенкам выпуклыми окружностями разной формы. Раки были деревянными, но украшения могли быть литыми из металла. Необходимо подчеркнуть следующее: гробницы (мощевики) до ХУП—ХУШ веков украшались растительным и геометрическим орнаментом, а в более позднее время орнамент дополнял житийные сцены с изображением святого юродивого.
Например, на северной боковой стене деревянной раки, украшенной металлическими картушами с изображением сюжетов из Жития святого Василия Блаженного, представлено «чудо на водах». Примечательно, что в этой раке использована форма овала, более изысканного в техническом исполнении. Литье позволяет выделить мелкие детали скульптурного рисунка, выявляя в нем некоторую живописную миниатюрность. Рака и сень над гробницей Василия Блаженного выполнены по проекту А.М. Пав-линова и С.У. Соловьева в конце XIX века.
Просуществовав на протяжении ХУТ—ХУП веков, традиция скульптурного оформления святых рак постепенно угасает. Небольшие ковчежцы воспроизводили тип монументальной скульптурной раки. Декор располагался на горизонтальной и вертикальной плоскостях. На вертикальных стенках орнаментально-символические узоры (чаще круг, крест, ветви) или важные сцены из жития святого. Горизонтальная поверхность — крышка раки — аналогична верхней части скульптурного саркофага. Традиция распределения оформления на вертикаль и горизонталь идет от ранних христианских саркофагов. Но если в ХУ—ХУТ веках верхняя крышка раки имитировала скульптурный портрет (в технике деревянной резьбы или медного литья), то с XVII века предпочтение отдается ракам с гладкими крышками, украшенными
иконой святого или обитыми бархатом, на раку возлагается покров. Шитые покрова с личным образом погребенного святого замещают его рельефное изображение. Определенное влияние на этот процесс могли иметь церковные реформы XVII века. Мощевики ХУ!—ХУП веков отображают традиции центральных областей в декорировании подобных произведений. Разумеется, раки святых, оформленные кругами, встречались в то время и в других регионах страны. Следует обратить внимание на изменение этой характерной для указанного времени традиции впоследствии. В XIX веке круг заменен на квадрат или прямоугольник, больше подходящий контурам стенок раки. В более поздних украшениях рак распространена традиция включения изображения в квадрат (прямоугольник). Клейма вертикальных стенок рак повествуют о главных событиях жизни подвижника, а также о его чудесах.
Образ Иакова Боровичского представляет собой тип святых-мирян [9]. Достаточно часто Иаков представлен во фронтальной позе со скрещенными на груди руками. На сложение такого вида иконографии повлияла уже разработанная традиция представления юродивых и блаженных XVI века. На это указывают шитые покровы блаженного Исидора Ростовского (1571-1585, ГМЗРК) и святого Василия Блаженного (1589, ГИМ). Однако есть основания связывать эту особенность иконографии с видением патриарха Никона: «опрятовашеся яко жив, и руки своя складоваше на перси своя по чину» [11, с. 270]. Поклонение Иакову Борович-скому осуществлялось не только в церковных приходах Новгородской епархии, но и в Санкт-Петербурге, Сибири. Известно, что частица мощей преподобного Иакова Боровичского вместе с другими реликвиями была привезена в Екатеринбург из Новгородской Софии первой настоятельницей Ново-Тихвинского монастыря матушкой Таисией в 1811 году. В Троицком соборе Александро-Невской лавры среди других хранился и ковчег с мощами святого Иакова Боровичского, Христа ради юродивого. К сожалению, нет сведений, тот ли ковчег сегодня находится в Историческом музее в городе Боро-вичи, но такую возможность исключать нельзя.
Ковчег Иакова Боровичского (1756) (рис. 2) — это памятник, выполненный в традициях новгородских (боровичских) мастеров-литейщиков
и предъявленный как вкладной предмет. На одной из малых сторон ковчега имеется надпись: «СЕЙ КОВЧЕГ ПОСТРОЕН ТЩА//НИЕМЪ ПРЕ ОБРАЖЕНЬСКА ГО//ПОЛКУ КАПИТАНА ИВАНА ЕМЕЛЬ//ЯНАВИЧА БОБРИ-ЩЕВА ПУШИН//1756 ГОДУ ДЕКАБРЯ 9 (?) ДНЯ». Золочение по серебру выполнено «купцом Андреем Звонаревым со товарищи» в 1832 году. Как и полагается, верхняя крышка ковчега занята персональным изображением святого со сложенными на груди руками в пре-поясании. На боковых поверхностях воспроизведены житийные сцены. Важно отметить значимую деталь: Иаков явился жителям города Боровичи в колоде (гробу) уже после своей земной кончины, поэтому о его жизни ничего не известно. (Влияние такой таинственной традиции «явления» отмечаем в загадочном появлении перед своими земляками Прокопия Вятского (Устьянского) в гробу из ивовых прутьев столетием позже.) Естественно, это не могло остаться незамеченным, и художник изобразил на ковчеге именно эту сцену. На одной из вертикальных стенок представлен момент чуда: рыбаки вытягивают тело Иакова из бурных вод реки Мсты. Прямоугольник внешней стены ковчега повторяется в малом прямоугольнике гроба, где святой представлен со скрещенными на груди руками, т. е. как во сне патриарха Никона. Бурные волны и клубящиеся облака придают сцене динамичность. Свидетели чуда — крестьяне в армяках и шапках, прилагая усилия, на канате тянут колоду с телом Иакова к берегу. Им помогают рыбаки на лодке. Рисунок выглядит реалистичным, и, усиливая в художественном произведении житийно-легендарное начало, ковчег можно рассматривать в трех ипостасях: как религиозную реликвию, как историческое свидетельство и как изобразительный памятник.
Ковчеги и раки юродивых Христа ради не нарушают общего процесса формирования декора мощевиков. Существующие культовые предметы (раки Василия Блаженного и Михаила Клоп-ского, ковчег Иакова Боровичского) демонстрируют выделенную нами линию изменения декора от растительного орнамента к персональному образу святых. На верхней крышке раки (ковчега) традиционно изображается святой в молитвенном предстоянии, на вертикальных
поверхностях (чаще на передней) — сцены жития святого, вкомпонованные в картуши овальной или прямоугольной формы. Сосредоточив свое внимание на двух памятниках новгородского происхождения (раке Михаила Клопского и ковчеге Иакова Боровичского), отмечаем, что
они содержат персональные изображения святых, выполнены местными мастерами. В декоре этих памятников использован растительный орнамент. Являясь предметами высокого художественного достоинства, названные памятники заслуживают отдельного изучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баталов, А.Л. Моление о чадородии и обетное строительство царя Федора Иоанновича [Текст] / А.Л. Баталов // Заказчик в истории рус. архит. / Об-во историков архит.; Архив архит. — Вып. V — М.: Наука, 1994. — С. 117—140.
2. Белков, Е. История Клопской обители [Текст] / Е. Белков //История Свято-Троицкой Михайло-Клоп-ской обители. Истор. очерки разных лет. — В. Новгород: Меценат, 2009. — 29 с.
3. Журавлева, И.А. Ковчеги-мощевики конца XVI — первой трети XVII в. из Благовещенского собора Московского Кремля [Текст] / И.А. Журавлева // Древнерус. скульптура: проблемы и атрибуции. — Вып. 1. — М.: НИИ теории и истории изобразит. иск-ва, 1991. — 297 с. — С. 106—125.
4. Мазуринский летописец [Текст] // ПСРЛ. — Т. 31. — М.: Наука, 1968. — 263 с.
5. Макарий (Веретенников). Святая Русь: агиография, история, иерархия [Текст] / Макарий (Веретенников). — М.: Индрик, 2005. — 368 с.
6. Мельник, А.Г. Ростовская старина [Текст] / А.Г. Мельник. — 2008. — № 138.
7. Новгородские летописи (Новгородская вторая и Новгородская третья летописи) [Текст]. — СПб.: Археограф. комиссия, 1878. — 115 с.
8. Пискаревский летописец [Текст] // ПСРЛ. — Т. 34. — М: Наука, 1978. — 304 с.
9. Пуцко, В.Г. Русские иконы святых простолюдинов [Текст] / В.Г. Пуцко // История обществ. сознания: становление и эволюция. Сб. памяти А.О. Амель-кина. - Воронеж: Науч. кн., 2008. - 220 с. - С. 78-84.
10. Рывдина, А.В. О литургической символике древнерусских серебряных панагий [Текст] / А.В. Рындина // Восточнохристианский храм. Литургия и иск-во. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1994. - 325 с. - С. 204-219.
11. Секретарь, Л.А. Боровичская святыня [Текст] / Л.А. Секретарь // Где Святая София, там и Новгород: сб. матер. - СПб.: София, 1998. - 314 с.
12. Соколова, И.М. Древнерусские скульптурные надгробия и культ святых мощей [Текст] / И.М. Соколова // Россия и восточнохристианский мир. Древне-рус. скульптура. Средневековая пластика. - Вып. IV. -М.: Индрик, 2003. - 297 с. - С. 119-127.
13. Соловецкий летописец второй половины XVI в. [Рукопись]. - ГПБ. Сол. 22/1481. - Л. 34-83.
14. ТИтов, А.А. Ростов Великий в его церковно-археологических памятниках [Текст] / А.А. Титов. -СПб., 1911. - 153 с.
15. Шалина, И.А. Реликвии в восточнохристи-анской иконографии [Текст] / И.А. Шалина. - М.: Индрик, 2005. - 536 с.
16. Radojkovich, B. Sitna plastika u staraj srpskoj umetnosti [Text] / B. Radojkovich. - Beograd: Posebna izdawa, 1977. - 218 с.