Научная статья на тему 'Реликварий вмц. Варвары и свт. Митрофана Воронежского из церкви Иоана Воина, что на Якиманке в Москве. Проблемы атрибуции и датировки'

Реликварий вмц. Варвары и свт. Митрофана Воронежского из церкви Иоана Воина, что на Якиманке в Москве. Проблемы атрибуции и датировки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
386
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ / ВРЕМЯ И СТИЛЬ СОЗДАНИЯ / ТЕХНИКА ИЗГОТОВЛЕНИЯ РЕЛИКВАРИЯ / ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО / ИМЕНА МАСТЕРОВ-ЮВЕЛИРОВ / КОВЧЕГ-МОЩЕВИК / ARTE SACRA / THE FORMATION HISTORY / THE TIME AND STYLE OF CREATION / MANUFACTURING TECHNICS OF RELIQUARY / JEWELRY ART / THE NAMES OF THE MASTERS-JEWELERS / SACRAL ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Максимова Галина Александровна

Статья посвящена редкому произведению ювелирного искусства серебряному реликварию, хранящему перст великомученицы Варвары, частицу Ризы Господней и мощи святителя Митрофания Воронежского. Собранный из разновременных мощевиков и различных декоративных деталей ковчег-реликварий сохраняется в московском храме св. мученика Иоанна Воина как особо чтимая святыня, но совершенно неизвестен в научном мире, о нём отсутствуют какие-либо исследования и публикации. В настоящее время мы можем составить представление о ковчегах-мощевиках лишь по единичным примерам, так как они практически полностью были уничтожены в период большевистского террора. К тому же церковные собрания древностей не всегда доступны для исследователей, поэтому процессы формирования, бытования и миграции сакральных предметов, хранящихся в церкви, остаются неизученными, и в этом принципиальное их отличие от музейных и частных коллекций. Реликварии, как особенные и редкие произведения arte sacra, требуют внимательного изучения и дальнейших исследований. По результатам научно-исследовательской работы, вследствие демонтажа и натурного обследования ковчега, удалось обнаружить и расшифровать скрытые клейма и надписи, определить технику изготовления и материалы, на основе формально-стилистического анализа выявить датирующие признаки, стиль и время создания реликвария, а также уточнить этапы его формирования, наполнения и бытования, выявить имена мастеров-ювелиров. И, таким образом, атрибутировать и ввести в научный оборот ценное произведение ювелирного искусства, созданное как знаменитыми, так и неизвестными художниками конца XVIII первой половины XIX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reliquary of St. martyr Barbara and St. Mitrophan bishopof Voronezh from the church of St. John Warrior that is in Moscow on Yakimanka street.The problems of attribution and dating

The article is devoted to the rare works of jewelry art the silver reliquary, storing the finger of St. Barbara, the piece of the Robe of Lord and the particles of the holy relics of St. bishop Mitrofan from Voronezh. The reliquary was constructed from the reliquaries of different times of reliquaries and various decorative details, and it’s preserved in the Moscow Cathedral of St. Martyr John the Warrior as one of the most respected relics, but it’s completely unknown in the scientific world, there are no any studies and publications. At the present time we can get an idea about the reliquaries just on the few examples, as its were almost completely destroyed during the period of Bolshevik terror. Moreover the churches collections of antiquities are not always available for researchers, so the processes of formation, existence and migration of the sacred subjects, which are saved in the churches, remain unstudied and this is theirs fundamental difference from museum and private collections. Reliquaries, like special and unique works of arte sacra, need careful study and further research. According to the results of research, and due to the dismantling and the full-scale inspection of the ark, it was possible to discover and decrypt the hidden marks and inscriptions, to identify the manufacturing techniques and materials, to reveal on the basis of formal-stylistic analysis the dating features, style and time when the reliquary was created, and also to specify the stages of its forming, filling and existence, to reveal the names of masters-jewelers. And thus, it has allowed to attribute and to introduce into scientific use the precious work of jewelry art which was created both by famous and unknown artists at the late XVIII early XIX centuries.

Текст научной работы на тему «Реликварий вмц. Варвары и свт. Митрофана Воронежского из церкви Иоана Воина, что на Якиманке в Москве. Проблемы атрибуции и датировки»

УДК 74.01/.09+739.2+247.3 ББК 85.1

Максимова Галина Александровна,

заведующая лабораторией реставрации живописи, ФГБОУ ВПО «Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова» (МГАХИ им. В. И. Сурикова), Товарищеский пер., д. 30, 109004 г. Москва, Российская Федерация

E-mail: galamaximova@mail.ru

РЕЛИКВАРИЙ ВМЦ. ВАРВАРЫ И СВТ. МИТРОФАНА ВОРОНЕЖСКОГО ИЗ ЦЕРКВИ ИОАННА ВОИНА, ЧТО НА ЯКИМАНКЕ В МОСКВЕ. ПРОБЛЕМЫ АТРИБУЦИИ И ДАТИРОВКИ

Аннотация: Статья посвящена редкому произведению ювелирного искусства — серебряному реликварию, хранящему перст великомученицы Варвары, частицу Ризы Господней и мощи святителя Митрофания Воронежского. Собранный из разновременных мощевиков и различных декоративных деталей ковчег-реликварий сохраняется в московском храме св. мученика Иоанна Воина как особо чтимая святыня, но совершенно неизвестен в научном мире, о нём отсутствуют какие-либо исследования и публикации. В настоящее время мы можем составить представление о ковчегах-мощевиках лишь по единичным примерам, так как они практически полностью были уничтожены в период большевистского террора. К тому же церковные собрания древностей не всегда доступны для исследователей, поэтому процессы формирования, бытования и миграции сакральных предметов, хранящихся в церкви, остаются неизученными, и в этом принципиальное их отличие от музейных и частных коллекций. Реликварии, как особенные и редкие произведения arte sacra, требуют внимательного изучения и дальнейших исследований. По результатам научно-исследовательской работы, вследствие демонтажа и натурного обследования ковчега, удалось обнаружить и расшифровать скрытые клейма и надписи, определить технику изготовления и материалы, на основе формально-стилистического анализа выявить датирующие признаки, стиль и время создания реликвария, а также уточнить этапы его формирования, наполнения и бытования, выявить имена мастеров-ювелиров.

И, таким образом, атрибутировать и ввести в научный оборот ценное произведение ювелирного искусства, созданное как знаменитыми, так и неизвестными художниками конца XVIII - первой половины XIX вв.

Ключевые слова: история формирования, время и стиль создания, техника изготовления реликвария, ювелирное искусство, имена мастеров-ювелиров, ковчег-мощевик, arte sacra.

© Максимова Г. А., 2014

Храм святого мученика Иоанна Воина является одним из самых известных московских архитектурных памятников начала XVIII в. Эта уникальная по композиции и декоративному убранству церковь имеет богатую историю, связанную с именами многих выдающихся личностей государства Российского. Закладка храма состоялась в год победы русских войск под Полтавой, непосредственное участие в этом принял сам Пётр I, давший, по преданию, план и вклад на строительство церкви.

Храмовое собрание икон, старопечатных книг, произведений лицевого шитья и ювелирного искусства во многом сформировалось в период интенсивного гонения на Русскую православную церковь, начавшийся в 1920-х гг., когда храму Иоанна Воина было предназначено стать спасительным приютом для икон и других произведений церковного искусства из закрытых и снесённых окрестных церквей и часовен. Рискуя навлечь на себя подозрения и преследования, защищая святыни от осквернения и уничтожения, верующие приносили их в храм на Якиманке, который власти никогда не закрывали.

По словам Г. С. Колпаковой, впервые детально исследовавшей это собрание: «Храм Иоанна Воина на Якиманке в Москве по количеству сохранившихся в нем икон, церковной утвари, богослужебных книг — один из самых богатых и разнообразных среди московских приходов. Именно по этой причине собрание храма на Якиманке является неиссякаемым источником для исследования поздней русской культуры (XVI—XIX вв.)» [3, с. 236]. Оставаясь уникальным культурным явлением, хранение этого московского храма одновременно отражает процесс собирания предметов церковного искусства, составивших традиционное «наполнение» русского храма в ХУТТТ-ХГХ вв.

К сегодняшнему дню храмовое собрание насчитывает около восьмисот предметов, четверть из них — подлинные шедевры древнерусского искусства1. Богатейшее хранение церкви содержит редчайшее по представительности и качеству собрание arte sacra (ковчеги-мощевики), в которые вложено около ста восьмидесяти частиц святых мощей и священных реликвий, многие из которых дошли до нас от первых веков христианства.

Один из наиболее почитаемых ковчегов — реликварий искусной ювелирной работы, хранящий частицы мощей великомученицы Варвары, святителя Митрофа-ния Воронежского и частицу Ризы Господней [2, on. I, № 461], собранный из разновременных мощевиков и таящий в себе множество загадок.

Предлагаемая статья посвящена уточнению этапов формирования святыни, определению датирующих признаков и выявлению имён мастеров — создателей различных деталей и мощевиков, составляющих ковчег-реликварий, — по резуль-

1 Большая роль в изучении и обследовании храмового собрания икон, книг, шитья, реликвариев и других священных предметов принадлежит Галине Сергеевне Колпаковой и Артуру Адамовичу Галашевичу. Они составили первую полную опись собрания под названием «ЦЕРКОВЬ ИОАННА ВОИНА НА ЯКИМАНКЕ. Т. I: Научное обследование церковных ценностей. Т. II: Список уникальных церковных ценностей». М., 1997 — Архив церкви Иоанна Воина (АЦИВ). Ф. без №. Сведения, не вошедшие в Опись, сохраняются в личном архиве Г. С. Колпаковой, как и многие её записи по художественной оценке памятников.

татам натурного исследования и формально-стилистического анализа этого редкого произведения ювелирного искусства.

Техника изготовления ковчега чрезвычайно сложна: литьё, чеканка, гравировка, давление, золочение, чернь, эмали, масляная живопись по металлу. Ложе и крышка выполнены из позолоченного серебра, опорные ножки — из латуни2. В декоративном убранстве мощевиков использовано серебро, бриллиантовая россыпь, горный хрусталь, мелкий речной жемчуг, золотное шитьё. Приклад — брошь и серьга: серебро, топазы — 0,5 карата, кольцо на мощах святой Варвары — белое золото, бриллиант с огранкой — 2,5-3 карата. Общий вес ковчега-мощевика: 9212 г. Его размеры: 38 х 71 х 35.

Клейма на серебряной накладной овальной пластине на фасаде реликвария указывают, что ковчег был создан в московской серебряных дел мастерской3.

Под крышкой ковчега — разделительная трёхчастная пластина, с собственно мощевиками в центре и двумя иконами по сторонам. В центральной части под серебряной пластиной помещены два креста-мощевика, прикреплены два киотца, брошь и серьга с топазами4. На «зеркале» ложа ковчега нанесены надписи5 (слева-направо): под киотцем с власами св. Митрофана — «Влас Святителя Митрофана Воронежского Чудотвор», над вкладным серебряным крестом — «Крестъ съ Частицей Мощей Святителя Митрофана Воронежского Чудотворца», под другим меньшим серебряным позолоченным крестом — «Часть Ризы Господней», под киотцем с мощами св. Варвары — «Частица мощей Святой Великомученицы Варвары». Подписи отчеканены стилизованным церковнославянским шрифтом, характерным для середины XIX столетия®.

Главное место отведено мощевику св. Варвары7, пышно украшенному бриллиантовой россыпью, горным хрусталём, золотным шитьём и мелким жемчугом.

1 Ковчег реставрирован в 2000-2001 гг. реставраторами по металлу Н. Б. и А. Н. Вих-

ровыми.

3 Георгий Победоносец в заглублении — клеймо московской пробирной палаты; 84 — проба серебра; МК — 1823 — клеймо пробирного мастера Михаила Михайловича Карпинского, работавшего в Москве в 1800-1824 гг.; АТ — клеймо знаменитого мастера Андрея Григорьева, чьи произведения хранятся в собраниях Государственного Исторического музея и Успенского собора Московского Кремля, работавшего в Москве в 1808— 1826 гг. См.: [11, с. 205,207].

4 При демонтаже ковчега была обнаружена конструкция закрепления мощевиков под пластиной в углублениях, вырезанных с тыльной стороны иконы святителя Николая Мир-ликийского чудотворца (XIX в.).

5 Благодарим Евгению Валентиновну Горскую за консультации относительно палеографии и церковнославянской орфографии надписей.

6 Судя по характеру надписей, пластина, на которой они нанесены, так называемое «озеро», выполнена при поновлении ковчега около 1851 г.

7 Мощи великомученицы Варвары оказались в России, проделав длительный путь из Константинополя в Киев в XII в. вместе с дочерью византийского императора Алексея Комнина. Во время нашествия татар на Русь мощи святой были сокрыты и, спустя много лет, вновь возвращены в Михайловский Златоверхий монастырь. Часть мощей св. Вар-

Сквозь хрустальное оконце виден палец святой, украшенный перстнем с алмазом. Клейма этого киотца можно обнаружить лишь при демонтаже ковчега8.

Серебряный киотец с власом святителя Митрофания Воронежского9 проще и скромнее, он выступает над плоской поверхностью пластины и исполнен в виде одноглавого храма. Мощи святителя находятся в кресте-мощевике, помещённом в просечном отверстии крестообразной формы, с трёхлепестковым завершением каждой ветви креста, повторяющем форму мощевика. На кресте гравировано Распятие, причём изображение Спасителя плохо сохранилось, оно полустёрто, особенно пострадал лик, однако можно разглядеть изображение тернового венца вокруг головы Христа и нимба в виде расходящихся лучей. Вверху, в сиянии, — треугольник и Всевидящее око — символ Святой Троицы. На верхней перекладине, в свитке, — надпись «1НЩ», в нижней части — схематичное изображение горок, главы Адама и Иерусалима. На нижней ветви креста слева выбиты клейма10.

Крест-мощевик был создан в Туле в 1845 г., спустя некоторое время после прославления Митрофания епископа Воронежского [5, с. 458—465], вероятно, по специальному заказу, для сохранения частицы его мощей. Приблизительно в это же время, скорее всего, был изготовлен и киотец для «власа» святителя.

На оборотной стороне креста была обнаружена выгравированная вкладная надпись: «Крестъ съ мощами стаго Митрофана воронежского чудотворца. По-жертвованъ: 1851 года Августа 2 дня»п.

Рядом помещён, также в просечном отверстии, крест с частицей Ризы Господней12. Рисунок на этом кресте в общих чертах повторяет предыдущий, отличаясь, однако, некоторыми деталями. По сторонам от горизонтальной перекладины

вары (левая рука) была оставлена в Константинополе и только в середине XVII столетия перенесена в Луцк, а затем соединена с мощами в Киеве. Вероятно, именно тогда палец св. Варвары попал в Москву.

8 Георгий Победоносец на коне; 84 — проба серебра:Я Г— Григорьев Пётр, серебряного дела мастер, чеканщик работал в Москве в 1802-1824 гг., создал произведения, которые ныне хранятся в коллекциях Государственного Исторического музея и Государственной Оружейной палаты; IB —1813 — Вихляев Иван, пробирный мастер, работавший в Москве в 1808-1818 гг. См.: [11, с. 205,224].

9 Первый епископ Воронежский Митрофаний (6 ноября 1623 - 23 ноября 1703 г.), канонизированный в 1832 г., удостоился народной любви и почитания за свою иноческую подвижническую жизнь. Пётр I лично присутствовал на его погребении. Прах епископа Митрофана дважды переносился (последний раз в 1735 г.), и оба раза мощи оказывались нетленными. См.: [5, с. 265].

10 84 — проба серебра, введённая как обязательная с 1798 г. и тульское городское клеймо в виде двух перекрещённых пушек, ружейного ствола и двух молотков — герб Тулы с 1796 г.; И А —1845 — клеймо тульского пробирного мастера Ивана Семеновича Артамонова. Справа: клеймо в овале SS. См.: [12, с. 227, 300].

11 Надпись была обнаружена при демонтаже реликвария. На нижней ветви с оборота креста пробиты два клейма: 84 и SS.

12 Риза Господня была обретена в 1625 г. при царе Михаиле Фёдоровиче. В 1617 г. персидский шах Аббас захватил святыню при завоевании Грузии и через несколько лет подарил её молодому русскому царю [14, с. 45].

креста — надпись «ШС ХРС НИ КА»; вертикальная перекладина креста расширяется вверху наподобие короны; над крестом в сияющем полукруге—надпись «БГЪ»; более тщательно и подробно проработано изображение Иерусалима с каменными остроконечными башнями; нимб Христа традиционно крестчатый. Крест с частицей Ризы меньше по размеру, и изображение на нём более стилизованное, без ярко выраженной объёмной моделировки. Вероятно, он был изготовлен в то же время, что и крест с мощами свт. Митрофана13, либо немного раньше.

На обороте креста гравирована надпись: «РИЗА ГДНЯ» тем же шрифтом, что и надписи на лицевой стороне.

Введённая в практику Елизаветой Петровной раздача частиц Ризы Господней, привела к её дроблению и появлению в России множества мощевиков, хранивших святыню. Один из таких реликвариев — серебряный позолоченный крест-мощевик с гравированным на нём изображением Распятия, видимо, в какой-то период был соединён с мощевиком св. Варвары, и они сохранялись вместе в ковчеге до присоединения к ним мощей святителя Митрофана в середине XIX в.

По сторонам от киотцев, под стеклом—живописные изображения свт. Митрофана в епископском облачении с посохом и вмц. Варвары в венце и с крестом в руках14. Иконы написаны, видимо, после 1851 г., когда в московский храм великомученицы Варвары неизвестным дарителем был пожертвован крест-мощевик, изготовленный в Туле в 1845 г., и когда мощи святителя Митрофания Воронежского, св. великомученицы Варвары и частицу Ризы Господней соединили в общем ков-чеге-реликварии. Таким образом, завершилось формирование святыни.

Ковчег-мощевик изготовлен в виде саркофага трапециевидной формы, с откидной крышкой, которая напоминает, в свою очередь, погребальное ложе, с возлежащим на нём, выполненным в высоком рельефе телом св. Варвары. В руках, сложенных на груди, она держит крест — символ мученической кончины. Лицо округло, волосы распущены, вокруг головы — накладной позолоченный нимб. Святая облачена в платье, стянутое в талии поясом (знак целомудрия и воздержания), и мафорий, драпированный пышными складками. На её правое плечо наброшена мантия, подбитая мехом горностая (символ добродетели и чистоты). Складки облачения святой Варвары выполнены ещё по барочному, со множеством извивов. Крышка ковчега обрамлена изображениями лавровых листьев и листьями аканта по углам — символическое указание на победное торжество и величие происходящего по традиции, восходящей к античной, что подчёркнуто текстом кондака в честь Великомученицы, помещённым на серебряной овальной пластине в лавровом венке, прикреплённой к передней стенке ковчега, наподобие поминальной надписи на саркофагах. Надпись выполнена чернью по серебру, стилизованным церковнославянским шрифтом. «КОНДАКЪ 12 ХОД АТА ИТЩ ЗАУМИРАЮЩИХЪ БЛАГОДАТЬ ОТЬ БОГА ДАНА ТИ ЕСТЬ ХРАНИТИ И СОБЛЮДАТИ ОТЬ ВНЕЗАПНЫЯ

13 Клейма на лицевой стороне креста: внизу слева — 4 (видимо, плохо пробитое пробирное клеймо 84); справа—ЛП— клеймо неизвестного мастера.

14 Образы написаны маслом по металлу, однако их облик сильно искажён неумелыми поновлениями второй половины XX в.

БОЛЕЗНИ И НАГЛЫЯ СМЕРТИ ВСЯКАГО ЧЕЛОВЕКА ВЕРОЮ ЛЮБОВИЮ ИБЛАГО ГОВЕНИЕМ ЧЕСТНАЯ ТВОЯ СТРАДАНИЯ ВОСПОМИНАЮЩАГО ИПОЧИТАЮЩАГО ТОЯ БЛАГОДАТИ НЕЛИНГИ И НАСЪ ДОБРАЯ ДЕВО ВАРВАР О ДА И МЫ ЗДРАВИ СУЩЕ ТЕЛОМЬ ИДУХОМЬ ВЪ НЫНЕШНЕЙ И БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ О ТЕБЕ ПОЕМЬ БОГУ АЛЛИЛУ ИЯ

Лавровые листья по периметру крышки и основания ковчега, лавровые венки на торцах реликвария и вокруг текста тропаря символизируют славу и победу святой над смертью. Никогда не увядающие и всегда сохраняющие зелёный цвет листья лавра являлись символом вечности, бессмертия или новой жизни, обретаемой во Христе. Кроме того, лавровые листья наделялись в древности целительной силой и способностью очищать душу после осквернения. Изображения горящих факелов по сторонам от тропаря символизируют жизнь, Божественный свет, указывающий путь благочестивым, обращающимся к святой за помощью. Как известно, великомученица Варвара почитается христианами как защитница от «наглыя» смерти, помогающая умирающим удостоиться последнего приобщения Святых Христовых Тайн. Факел также является атрибутом мучеников.

Приём изображения на плоской крышке саркофага возлежащей фигуры восходит к византийской традиции16. Этот обычай укоренился в России с конца XVI столетия [15, с. 200-203,205], а в конце XVIII в. подобные ковчеги с мощами получили массовое распространение. Традиция эта продолжалась в XIX в., несколько мастерских, как можно судить по дошедшим до нас предметам, специализировались на изготовлении ковчегов-мощевиков. В последние вкладывалось различное количество частиц мощей святых и священных предметов, иногда превышающее сотню17.

Ковчег, несмотря на небольшие размеры, прямо ассоциируется с саркофагом. Это сходство находит аналогии в гравюрах XVIII столетия, на которых изображены погребальные церемонии царственных особ, когда их прах выставлялся для последнего прощания в «парадных» гробах-саркофагах [1, с. 164—165]. В монументальной пластике XVIII в. формы саркофагов, повторяющие надгробия XVII столетия, в большом количестве изготовлявшиеся в средней полосе России из известняка, обретают барочные черты. Рельефные белокаменные надгробия-саркофаги, сохранившиеся в старинных некрополях, на рубеже XVIII—XIX столетий превратились в изысканно оформленные памятники над погребениями усопших [4, ил. 30, 35,

15 Орфография надписей на ковчеге сохранена. Надпись приводится в упрощённой церковнославянской орфографии.

16 «По мнению А. Грабара, русские скульптурные надгробия имеют византийские истоки, а их объемность наглядно воплощает идею нетления святых тел. Эта идея имеет догматическое основание, например, в тексте 15 Псалма: “Ибо Ты не оставишь души моей в аде, и не дашь святому Твоему увидеть тление” (Пс. 15: 10)». См.: [13, с. 119-127].

17 Реликварии сохранялись не только в приходских храмах, но и в домовых церквях. Их выносили во время торжественных праздничных служб для поклонения. В период большевистского гонения ковчеги-мощевики, по идеологическим соображениям, уничтожались в первую очередь, поэтому в настоящее время мы можем составить о них представление лишь по единичным примерам.

37-72]. Их формы нашли широкое распространение в идентично изготовляемых раках для мощей святых и трансформировались в мелкую пластику — небольшие ковчеги-реликварии. Например, в надгробиях неизвестных мастеров некрополя Донского монастыря (1770-1780, 1800), надгробии В. Я. Чичагова (1809 г.), Кусо-вых (1822 г. — некрополь Александро-Невской лавры) и др. [4, ил. 30, 34, 88, 103], можно подметить некоторые черты ковчега-мощевика святой Варвары. Античная же атрибутика фасадов реликвария: венки, горящие фиалы, лавровые гирлянды и др. — излюбленные декоративные мотивы жилых и общественных строений, созданных в конце XVIII - начале XIX столетий [6; 9].

Ковчег предназначался для церкви вмц. Варвары18, известной в Москве с 1514 г. и возведённой в числе «одной из одиннадцати» итальянцем Алевизом по заказу богатых «гостей-сурожан» [10, с. 459; 8, с. 47^9]. Посвящение церкви дало название одной из старинных улиц города. В конце XVHI столетия древняя церковь обветшала и началась её капитальная перестройка19.

С завершением строительства храма он был украшен внутри на средства тех же заказчиков, что одновременно повлекло за собой, скорее всего, поновление некоторой части церковной утвари. Среди прочего поновлялся, видимо, и особо почитаемый ковчег с мощами святой Варвары. Вероятно, во время Отечественной войны 1812 г. драгоценный ковчег пострадал от мародёров, а реликвия чудом сохранилась, ив 1813 г.20 для перста святой Варвары был создан новый небольшой позолоченный серебряный киот-мощевик. Разорённая церковь не сразу нашла средства для изготовления ковчега-саркофага, и лишь спустя десять лет, в 1823 г., мощевик с перстом великомученицы был помещён в новый реликварий. В создании ковчега для церкви святой Варвары принимали участие знаменитые московские серебряных дел мастера, такие, как Пётр Григорьев и Андрей Григорьев.

Наше утверждение относительно времени изготовления ковчега-саркофага (1823 г.) подтверждает клеймо на пластине с текстом тропаря, чему не противоречат ни форма реликвария, ни его декоративное наружное убранство, выполненные в стиле классицизма. Тогда как накладной рельеф на крышке реликвария, выполненный в технике давления с прочеканкой, с изображением возлежащей фигуры Святой, рельефные складки со сложным рисунком детально проработанного облачения, тонкие черты округлого лика с распущенными волосами несут стилистические признаки барокко, повторяя формы деревянной храмовой скульптуры второй

18 В храм Иоанна Воина на Якиманке реликварий поступил вскоре после закрытия московской церкви святой Варвары в 1931 г. [7, с. 42-55].

19 Перестройка велась с 1796 по 1804 гг. по проекту архитектора М. Казакова, осуществлена по заказу «артиллерии майора Ивана Барышникова и московской первой гильдии купца Н. А. Самгина. Супруги обоих счастливо исцелились от болезней по вере к мощам святой Варвары». См.: [8, с. 47].

20 Никаких более древних частей при демонтаже и обследовании ковчега обнаружено не было.

половины XVIII в.21 Вероятно, рельеф сохранился от прежнего ковчега, созданного для почитаемой реликвии во время или накануне перестройки церкви святой Варвары, до войны с французами. Тело и крышка реликвария изготовлены из серебра, но клейма ни внутри, ни снаружи ковчега не обнаружены (кроме клейм, пробитых мастерами на накладной пластине), хотя под рельефом на крышке были найдены следы резца пробирного мастера. И это ещё одна из многочисленных загадок, заключённых в неординарном произведении ювелирного искусства, созданном в конце XVIII - первой четверти XIX вв. и дополненном реликвиями — мощами святителя Митрофания Воронежского в середине XIX столетия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Алексеева М. Гравюра Петровского времени. Л.: Искусство, 1990. 208 с.

2 АЦИВ (Архив церкви Иоанна Воина). Ф. б/№. Опись «Церковь Иоанна Воина на Якиманке. Т. I: Научное обследование церковных ценностей. Т. II: Список уникальных церковных ценностей». М., 1997.

3 ГалашевичА. А., КолпаковаГ. С. Складень-мощевик 1775 г. из церкви Иоанна Воина, что на Якиманке // IV Грабаревские чтения. Древнерусское искусство. М.: ВХНРЦ, 1999. 286 с.

4 Ермонская В. В., Нетунахина Г. Д., Попова Т. Ф. Русская мемориальная скульптура. М.: Искусство, 1978. 312 с.

5 Жития русских святых. М.: Патриаршее подворье Заиконоспас. и Никол, монастырей в Китай-городе: Сиб. Благозвонница, 2003. Т. 2. 815 с.

6 Ильин М. Москва. Памятники архитектуры XVIII - первой трети XIX в. М.: Искусство, 1975. 470 с.

7 Казакевич И. И. Московское Зарядье. М.: Искусство, 1977. 208 с.

8 Паламарчук П. Сорок сороков. М.: Книга и бизнес, 1994. Т. 2. 646 с.

9 Памятники архитектуры Ленинграда. Л.: Стройиздат ЛО, 1971. 495 с.

10 Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, Центральные площади. М.: Искусство, 1983. 504 с.

11 Постникова-Лосева М. М. Золотое и серебряное дело Х^КК вв. М.: Наука, 1983. 385 с.

12 Постникова-Лосева М. М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера. XVI-XIX вв. М.: Наука, 1974. 374 с.

13 Соколова И. М. Древнерусские скульптурные надгробия и культ святых мощей // Россия и восточно-христианский мир. Средневековая пластика. Древнерусская скульптура: сб. ст. Вып. 4 / ред.-сост. А. В. Рындина. М.: Индрик, 2003. С. 119-127.

14 Стерлигова И. А. Новозаветные реликвии в Древней Руси // Христианские реликвии в Московском Кремле / ред.-сост. А. М. Лидов. М.: Радуница, 2000. С. 19-93.

15 Христианские реликвии в Московском Кремле / ред.-сост. А. М. Лидов. М.: Радуница, 2000. 305 с.

***

21 Благодарим Анну Вадимовну Рындину за ценные консультации относительно датировки рельефа.

Maximova, Galina Alexandrovna,

Head of the Painting Restoration Laboratory, Moscow State Academic Art Institute named after V. I. Surikov (MGAHIV. I. Surikov), Tovarishcheskiy Lane, 30, 109004 Moscow, Russian Federation

E-mail: galamaximova@mail.ru

THE RELIQUARY OF ST. MARTYR BARBARA AND ST. MITROPHAN BISHOP OF VORONEZH FROM THE CHURCH OF ST. JOHN WARRIOR THAT IS IN MOSCOW ON YAKIMANKA STREET.

THE PROBLEMS OF ATTRIBUTION AND DATING

Abstract'. The article is devoted to the rare works of jewelry art — the silver reliquary, storing the finger of St. Barbara, the piece of the Robe of Lord and the particles of the holy relics of St. bishop Mitrofan from Voronezh. The reliquary was constructed from the reliquaries of different times of reliquaries and various decorative details, and it’s preserved in the Moscow Cathedral of St. Martyr John the Warrior as one ofthe most respected relics, but it’s completely unknown in the scientific world, there are no any studies and publications. At the present time we can get an idea about the reliquaries just on the few examples, as its were almost completely destroyed during the period of Bolshevik terror. Moreover the churches collections of antiquities are not always available for researchers, so the processes of formation, existence and migration of the sacred subjects, which are saved in the churches, remain unstudied and this is theirs fundamental difference from museum and private collections. Reliquaries, like special and unique works of arte sacra, need careful study and further research. According to the results of research, and due to the dismantling and the full-scale inspection of the ark, it was possible to discover and decrypt the hidden marks and inscriptions, to identify the manufacturing techniques and materials, to reveal on the basis of formal-stylistic analysis the dating features, style and time when the reliquary was created, and also to specify the stages of its forming, filling and existence, to reveal the names of masters-jewelers. And thus, it has allowed to attribute and to introduce into scientific use the precious work of jewelry art which was created both by famous and unknown artists at the late XVIII - early XIX centuries.

Keywords: the formation history, the time and style of creation, manufacturing technics of reliquary, jewelry art, the names of the masters-jewelers, sacral art.

REFERENCES

1 Alekseeva M. Graviura Petrovskogo vremeni [Engravings in the times of Peter the Great]. Leningrad, Iskusstvo Publ., 1990. 208 p.

2 ATsIV (Arkhiv tserkvi Ioanna Voina) [Archive of the Church of St. John the Warrior], F. b/№. Opis’ «Tserkov’ Ioanna Voina na Iakimanke. T. I: Nauchnoe obsledovanie tserk-ovnykh tsennostei. T. II: Spisok unikal’nykh tserkovnykh tsennostei» [Inventory of

the Church of St. John the Warrior Yakimanka. V. I: The scientific research of church treasures. V. II: List of unique church treasures»]. Moscow, 1997.

3 Galashevich A. A., Kolpakova G. S. Skladen’-moshchevik 1775 g. iz tserkvi Ioanna Voina, chto na Iakimanke [Reliquary Triptych of 1775 from the Church of St. John the Warrior in Yakimanka]. IV Grabarevskie chteniia. Drevnerusskoe iskusstvo [IV Grabar readings. Old Russian Art]. Moscow, VKhNRTs Publ., 1999. 286 p.

4 Ermonskaia V. V., Netunakhina G. D., Popova T. F. Russkaia memorial’naia skul’ptura [Russian memorial sculpture]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1978. 312 p.

5 Zhitiia russkikh sviatykh [Lives of Russian saints]. Moscow, Patriarshee podvor’e Zaikonospas. i Nikol. monastyrei v Kitai-gorode: Sib. Blagozvonnitsa Publ., 2003. Vol. 2. 815 p.

6 IP in M. Moskva. Pamiatniki arkhitektury XVIII - pervoi treti XIX v. [Moscow. Monuments of architecture of XVIII - the first third of the XIX century]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1975. 470 p.

7 Kazakevich I. I. Moskovskoe Zariad’e [Moscow Zaryadye]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1977. 208 p.

8 Palamarchuk P. Soroksorokov [The Forty Forties]. Moscow, Kniga i business Publ., 1994. Vol. 2. 646 p.

9 Pamiatniki arkhitektury Leningrada [Architectural monuments of Leningrad]. Leningrad, Stroiizdat LO Publ., 1971. 495 p.

10 Pamiatniki arkhitektury Moskvy. Kreml’, Kitai-gorod, Tsentral’nyeploshchadi [Architectural Monuments of Moscow. The Kremlin, China Town, the Central Square]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1983. 504 p.

11 Postnikova-Loseva M. M. Zolotoe i serebrianoe delo XV-XX w. [Gold and silver art in XV-XX centuries]. Moscow, Nauka Publ., 1983. 385 p.

12 Postnikova-Loseva M. M. Russkoe iuvelimoe iskusstvo, ego tsentry i master a. XVI— XIX w. [Russian jewelry art, its centers and its masters. XVI-XIX centuries.] Moscow, Nauka Publ., 1974. 374 p.

13 Sokolova I. M. Drevnerusskie skul’ptumye nadgrobiia i kul’t sviatykh moshchei [Old Russian sculptured tombstones and the cult of saint relics]. Rossiia i vostochno-khristianskii mir. Srednevekovaia plastika. Drevnerusskaia skul’ptura: sb. st. Vyp. 4 [Russian and Eastern Christian world. Medieval plastics. Old Russian sculpture: a collection of articles. Issue 4], ed.-compiler A. V. Ryndina. Moscow, Indrik Publ., 2003, pp. 119-127.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Sterligova I. A. Novozavetnye relikvii v Drevnei Rusi [New Testament relics in old Russia]. Khristianskie relikvii v Moskovskom Kremle [Christian relics in the Moscow Kremlin], ed.-compiler A. M. Lidov. Moscow, Radunitsa Publ., 2000, pp. 19-93.

15 Khristianskie relikvii v Moskovskom Kremle [Christian relics in the Moscow Kremlin], ed.-compiler A. M. Lidov. Moscow, Radunitsa Publ., 2000. 305 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.