Научная статья на тему 'Собрание икон уральского заводчика А. Ф. Турчанинова'

Собрание икон уральского заводчика А. Ф. Турчанинова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
312
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЫСЕРТСКИЙ ЗАВОД / СИМЕОНО-АННИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ПОЛЕВСКОЙ ЗАВОД / ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ИКОНОПИСЬ XVIII В / РАФАЭЛЬ / ГАРОФАЛО / ДАЛМАТОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ / УРАЛЬСКАЯ ИКОНА / ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА 1789 Г / THE SYSERTSKI PLANT / THE CHURCH OF ST. SYMEON AND ST. ANN / THE POLEVSKOY PLANT / THE SAINTS PETER AND PAUL CHURCH / ICONS OF THE 18TH CENTURY / RAPHAEL / GAROFALO / DALMATOV MONASTERY / URAL ICON / INVENTORY OF A. F. TURCHANINOV'S PROPERTY OF 1789

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пирогова Елена Павловна

В статье дается обзор богатого собрания икон владельца Сысертского горного округа А. Ф. Турчанинова, сделанный на основе составленной после его смерти Описи имущества 1789 г. Представлены сведения о материалах и технике изготовления икон, рассмотрены их сюжеты, история бытования некоторых из них. Приведены документальные свидетельства существования среди «святых образов», находившихся в турчаниновских усадьбах, заводских конторах и церквах, как полотен знаменитых итальянских художников XVI в. Рафаэля и Гарофало, так и работ местных иконописных мастерских. Статья завершается публикацией фрагментов Описи с перечислением икон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Collection of icons of the Ural Plant Owner A. F. Turchaninov

The article provides an overview of the rich collections of icons belonged to Alexander F. Turchaninov, the owner of Sysertsky mining region; the review is performed on the basis of the Inventory of 1789 compiled after A. F. Turchaninov’s death. Here we present the information on the materials and the technology of icon manufacturing, as well as on the icon-painting plots and about some details of the existence of some icons. The article contains some documentary evidence of the existence among the sacred images of Sysert Manors of the masterpieces of the famous sixteenth-century Italian artists S. Raphael and B. Garofalo as well as of the icons made by local icon-painting workshops. In the conclusion some fragments of the Inventory enlisting the icons are published.

Текст научной работы на тему «Собрание икон уральского заводчика А. Ф. Турчанинова»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 3(19). 2017, 83-110

Е. П. Пирогова

СОБРАНИЕ ИКОН УРАЛЬСКОГО ЗАВОДЧИКА А. Ф. ТУРЧАНИНОВА

В статье дается обзор богатого собрания икон владельца Сысертско-го горного округа А. Ф. Турчанинова, сделанный на основе составленной после его смерти Описи имущества 1789 г. Представлены сведения о материалах и технике изготовления икон, рассмотрены их сюжеты, история бытования некоторых из них. Приведены документальные свидетельства существования среди «святых образов», находившихся в турчаниновских усадьбах, заводских конторах и церквах, как полотен знаменитых итальянских художников XVI в. Рафаэля и Гарофало, так и работ местных иконописных мастерских. Статья завершается публикацией фрагментов Описи с перечислением икон.

Ключевые слова: Сысертский завод, Симеоно-Аннинская церковь, По-левской завод, Петропавловская церковь, иконопись XVIII в., Рафаэль, Гарофало, Далматовский монастырь, уральская икона, Опись имущества 1789 г.

Уральская икона XVIII в. изучена плохо, слишком мало сведений о ней сохранили источники, да и сами ее образцы редко находятся в современных уральских музеях. Поэтому любые новые материалы о ней важны для исследователей истории духовной культуры Урала этого периода. В статье предлагаются к обозрению данные ценного источника — Описи 1789 г., составленной после смерти одного из крупнейших уральских предпринимателей, владельца Сысертского горного округа А. Ф. Турчанинова. Опись дает комплексные и достоверные сведения не только о его заводах, но и редкий материал для изучения бытовой истории дворянской усадебной жизни Урала второй половины XVIII в.1 Благодаря этому источнику мы наглядно убеждаемся в том, что А. Ф. Турчанинов не жалел средств не только на предметы роскоши, которыми заполнял дома и имения, но и на книги и различные коллекции. В статье рассмо-

1 См.: Пирогова Е. П. Опись имущества А. Ф. Турчанинова 1789 г. как источник изучения культурно-бытовых традиций уральского дворянства // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2017. Т. 19. № 1. С. 146-159.

© Е. П. Пирогова, 2017

83

трены и представлены (в виде опубликованных фрагментов Описи) принадлежавшие заводчику иконы2.

Опись состоит из трех томов, где сначала следуют разделы, касающиеся недвижимого имущества: фабрик, плотин, мостов, магазинов, конюшен, медных и железных рудников, церквей, домов, садов и прочего3. Затем следуют разделы движимого имущества, которые начинаются именно с икон. Таким образом, интересующие нас данные в основном сконцентрированы в начале Описи, а точнее — в ее первом томе, соответственно под порядковыми номерами от 1 до 78 (в тексте статьи они приводятся в скобках после названия икон). Однако часть икон оказалась в других разделах, уже третьего тома, куда частично включено имущество нескольких екатеринбургских домов, заводских контор и господских домов в Полевском и Северском заводах. В этой части Описи отсутствует порядковая нумерация, зато указана стоимость икон, а иногда даже их вес. Внутри каждого раздела имеются подразделы, указывающие на место нахождения икон на момент составления Описи: «в Екатеринбурге», «в Сысертском заводе», «при Северском заводе в конторе...», «в Полевской канторе», «при Полевском заводе в болшем господском доме», и др.

Данные Описи позволяют судить о количестве икон, их сюжетах, иногда о материале, на котором они выполнены. Следует отметить, что в Описи представлены не только иконы (такого термина вообще нет!), т. е. «святые образа», но и живописные полотна на библейские сюжеты («священно Библии живописных на холсте картин»). При этом собственно иконы распределены в два раздела: «на дцках...» (на досках) и «на холсте» писанные.

Всего в Описи значится 136 икон и живописных работ на библейские темы, включая одни складни. Кроме того, в отдельных разделах указаны 13 деревянных распятий — резных, «иконописных» или «подмалеванных» — и один «крест благословенной на простом древе», находившийся в «большом зеленом доме» в Екатеринбурге. Опись дает некоторое представление о технике изготовления икон, лишь в некоторых случаях

2 Хочу выразить благодарность за помощь в работе над статьей и ценные консультации уральским историкам С. А. Белобородову и И. Л. Маньковой.

3 Подробно о структуре Описи см.: Пирогова Е. П. Новый источник изучения имущественного положения уральского заводчика А. Ф. Турчанинова: аналитический обзор описи 1789 г. // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2015. № 3 (142). С. 131-143.

позволяет судить о ее возрасте и тем более художнике. Материал, из которого изготавливались иконы, в Описи специально не оговаривается, о нем можно судить лишь из названия раздела: «на дцках», без уточнения, каких. Но поскольку известно, что иконные доски тогда традиционно изготовлялись из липы, то, видимо, это само собою разумелось. Случаи, когда доски были другими, оговаривались, как, например, под № 21: «образ в кипарисной дцке с жемчужиной». Уточнялся и любой другой материал: «на стекле писанной» (№ 72, возможно, речь идет о витраже), «на меди» (№ 35), «на бумаге» (№ 71), наконец, целый раздел «образов, на холсте писанных». Что касается техники изготовления икон, то, судя по Описи, часть из них писалась «по золотому грунту», красками «из яиц» (№ 1, 3, 26), но использовались и «камедные краски» (№ 71), которые изготавливались не на желтке, а на растворимой в воде смоле из коры деревьев.

Икона XVIII в. часто вставлялась в богато декорированную рамку, пришедшую из европейской живописи, что хорошо видно по Описи. Особенности рам всегда в ней оговорены, они или «финифтяные», или «зеркальные», «зеленые под лаком» или просто «черные», но чаще всего — золоченые. Многие иконы в собрании Турчанинова имели дорогие ризы и оклады. Так, икона Казанской Богоматери имела оклад «с полями», «венец и гривна» вокруг Лика Богородицы были серебреные, а «оглавие и ризы» — золоченые и «низаные жемчугом с аматистовым канмнем» (№ 33). Икона с изображением Спаса Нерукотворного имела оклад, в котором «венец, гривна и поле» были «серебреные чеканные» (№ 40), в похожий оклад были облачены иконы святых Кирика и Улиты (№ 39), Жи-воначальной Троицы (№ 36), святителя Николая (№ 22), воина Иоанна (№ 23), святой Екатерины. При этом последняя находилась еще и «в медном киоте за стеклом» (№ 8). Серебряный венец имелся на иконе святого Антипы (№ 41).

У А. Ф. Турчанинова было несколько господских домов: в Сысерт-ском и Полевском заводах, в Екатеринбурге. Конечно, во всех этих домах были, согласно русской православной традиции, иконы, что видно и по Описи. Кроме того, много икон находилось и в принадлежавших заводчику храмах, при этом они в Опись не попали, т. к. считались церковным имуществом. Ряд икон, отмеченных в Описи, позднее все же оказались в этих храмах, куда были переданы после его смерти вдовой или детьми. В Сысертском заводе, где находилась главная вотчина

А. Ф. Турчанинова, еще со времен постройки завода стояла старая деревянная церковь «во имя святаго Симиона Богоприимца» и «Иоанны Пророчицы» (освящена в 1736 г.). В Описи сказано, что она имела «иконостас столярной работы», который был «раскрашен красками», а «образа» в церкви были «иконного писма»4. Рядом с этой старой церковью по велению А. Ф. Турчанинова в 1773 г. был заложен каменный храм во имя тех же святых (Симеона и Анны) с колокольней и двумя приделами: правым — Поклонения веригам апостола Петра, левым — Алексия, человека Божия. Храм был богат «украшением, сосудами, ризницей и книгами», но не имел отопления и был при жизни владельца без иконостаса (в Описи сказано, что «иконостасу еще нет, но оной исправляется из общего капитала», т. е. из средств всех наследников). Задержка в строительстве храма была вызвана нападением на Сысертские заводы пугачевских войск, его освящение состоялось только в 1789 г., уже после смерти Алексея Федоровича. Оба храма, по-видимому, выполняли какое-то время роль летнего (каменный) и зимнего (деревянный) храмов, имели общее кладбище5.

Можно с уверенностью утверждать, что ряд икон в Описи предназначался именно для новой каменной церкви. Прежде всего, это икона «святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы живописной» (№ 10), а также «Поклонение вериг святаго апостола Петра» (№ 14). Сюда же следует отнести 12 икон праздничных (все они в Описи перечислены), о которых в источнике сказано: «.по золотому грунту из яица писанных иконнаго искуства двунадесятых праздников образа» (№ 1) и 12 же «овалных по золотому грунту из яица писанных двунаде-сятии апостолов иконнаго искуства» (№ 3). Несомненно, это были иконы праздничного и апостольского рядов иконостаса. Вот как последний описан в издании «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» 1902 г.: «Иконостас главнаго храма трехставный; гладь белая, резьба золоченая. В нижнем ставе иконы облачены серебряными ризами (весом от 19 до 21 фунта)». Здесь же упомянуты «Царския врата резныя, вызолочены»6.

4 ГАСО. Ф. 59. Оп. 7. Д. 2531. Т. 1. Л. 3.

5 О Симеоно-Аннинской церкви Турчаниновых см.: Пирогова Е. П., Неклюдов Е. Г., Ларионова М. Б. Род Турчаниновых: Культурно-исторические очерки. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2008. С. 69-70.

6 Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902. С. 104.

Возможно, для этой церкви были предназначены (или позднее переданы) перечисленные в Описи и упомянутые выше распятия из Сысерти: «.. .резное распятие с предстоящими, в резной стариннаго образа арматуре золоченой» (№ 58), «образ Распятия Господня с Предстоящими» (№ 27), «резное распятие господа нашего Иисуса Христа малеванное» (№ 60), а также восемь одинаковых («одинаких») «резных распятий. подмалеванных» (№ 59). Попутно отметим, что с самого начала храм Симеона и Анны стал родовым для всей семьи А. Ф. Турчанинова. Именно здесь были крещены его дети, здесь многие из них венчались. В ограде Симеоно-Аннин-ской церкви будут похоронены его вторая жена, Фелицата Степановна, двое сыновей и внуки по линии среднего сына Петра.

Еще одна икона, уже после смерти владельца оказавшаяся в храме, описана в том же издании 1902 г. как «замечательная, по древности, икона Божией Матери» из Симеоно-Аннинского храма, «написанная на дске» и приведен текст (с непрочитанными окончаниями двух слов) на сохранившейся при ней металлической пластинке, где выгравировано следующее: «Икона Богоматери с Предвечным Младенцем осия-вающая(-емая?) Святым Духом окружающая(-емая?) ангелами и предстоящими по обе стороны великомученицами Екатериной и Варварой писана в Италии мастером Бенефенутом Графолло славнаго живописца Рафаэля учеником 1516 года, а от написания по сей 1820 год тристо три года»7. Эта икона, точнее — живописная картина, находится сегодня в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, куда попала после революции 1917 г. и последовавшего закрытия церквей8. Об этой иконе писал в 1924 г. и уроженец тех мест уральский писатель П. П. Бажов, который запомнил ее «в одном из алтарей главной церкви», запомнил и упомянутую пластинку при ней, по его мнению — серебряную. «Среди других скучных казенных образов картина казалась занимательной», — писал он. А далее, вполне в духе «пролетарско-атеистической» морали того времени, ерничая и почти издеваясь, продолжал: «Мадонна и две каких-то "великомученицы", — все очень телесные, в костюмах, отчет-

7 Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. С. 104-105. В указанный год в Сы-сертском имении жил внук А. Ф. Турчанинова Марк Петрович, возможно, именно он заказал эту табличку. Впрочем, среди наследников были и три его сестры (был и брат, но больной психически).

8 См.: Булавин В. С. Свердловская картинная галерея. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1983. С. 45.

ливо обрисовывающих основательную конструкцию таза и бедер, с довольно глубокими для небожительниц вырезами платья на груди, — непринужденно расположились на облаках. Кругом снуют веселые ангелы, амуры трубят и что-то нашептывают улыбающимся женщинам. От картины, несмотря на потускневшие краски, так и пышет радостью бытия» (этот фрагмент важен как единственное имеющееся для исследователей описание картины и изображенных на ней лиц, что дает некоторую возможность ее идентификации с тем полотном, которое висит в экспозиции екатеринбургского музея, т. к. иных документальных доказательств у сотрудников музея нет). Картину, по-видимому, действительно трудно было назвать иконой, несмотря на сюжет, не случайно Бажов вспоминал, что «попы не любили эту "древнюю икону", держали ее в тени, на стенке алтаря, в котором редко служили, акафистов над ней не чинили и вообще не рекламировали». Желание школяров, вроде самого Бажова, «посмотреть на веселую картину» немедленно пресекалось церковным дьячком. Но при этом, добавлял писатель, «снять или замазать этот владельческий подарок. не решались»9.

Искусствовед В. С. Булавин приводит невероятную версию происхождения этой картины. Сначала он ошибочно утверждает, что Сысерт-ский завод был основан Демидовым (почему-то в 1708 г.) и продан позднее «известному уральскому промышленнику Соломирскому, считавшемуся большим ценителем и собирателем старой живописи». А дальше следуют уж совсем фантазийные размышления автора о том, что якобы «при перепродаже завода Соломирский поставил условие, чтобы ему было передано и имущество местной церкви, в которой, как он мог предполагать, могли находиться большие ценности.» Обосновывает этот пассаж автор тем, что «сам Демидов» был «одним из богатейших коллекционеров своего времени». Заметим, что при этом не уточняется, о каком времени и о ком из Демидовых идет речь. На самом деле до передачи во владение А. Ф. Турчанинову в 1759 г. Сысертский, Полевской и Северский заводы принадлежали казне. А владельцы этих заводов братья Соломирские приходились ему внуками и принадлежали, следовательно, уже другой эпохе. Таким образом, описываемая икона (или живописная картина) была приобретена самим Алексеем Федоровичем, а после его смерти пожалована церкви. В Описи 1789 г. она значится как «образ Божия Матери с Пре-

9 Бажов П. П. Сочинения: в 3-х т. М.: Изд-во «Правда», 1976. Т. 3. С. 72.

вечным Младенцем и с предстоящими на коленях великомученицами Екатериной и Варварой в резных золоченых рамах» и оценена крупной суммой в 35 рублей (№ 32). Ее автора — итальянского художника XVI в. Бенвенуто Тизи да Гарофало — высоко ценили в России уже с петровского времени, когда начался расцвет русского коллекционирования, при этом едва ли не больше самого Рафаэля, учеником которого он считался. Действительно, современники называли Гарофало «феррарским Рафаэлем» (родился в Ферраре), а нынешние искусствоведы причисляют его то к числу «не очень значительных, но добросовестных мастеров», то называют Рафаэлем «местного значения»10. Так или иначе, работы Гарофало разбросаны сегодня по всему миру, они есть в Эрмитаже и в Гатчинском дворце, есть, как оказалось, и в Екатеринбурге.

Не менее удивительным следует признать факт наличия у Турчанинова работы и самого Рафаэля. В Описи она находится тоже среди икон и о ней сказано так: «. древнии образ славнаго иконописца Рафаила Богоматерь с фамилией в резных золоченых рамах которой за великую редкость почитать должно». Эта «икона» оценена еще более значительной суммой в 70 руб. (№ 31), т. е. вдвое дороже, чем Гарофало. То, что она не упомянута среди церковного имущества в справочнике «Приходы и церкви.», может свидетельствовать о том, что картина Рафаэля не была пожертвована церкви, а оставалась у наследников.

О судьбе картины Рафаэля на сегодня ничего не известно, но нельзя исключать и возможности ее нахождения в фондах Екатеринбургского музея изобразительных искусств наряду с полотном Гарофало. Доказательства последнего факта нам удалось обнаружить среди документов 1920-х годов в архиве Свердловского областного краеведческого музея. Речь идет об акте, составленном 27 июня 1926 г. и подписанным членами Комиссии по охране памятников старины, искусства и народного быта. В акте говорилось о необходимости «взять на учет в Симеоно-Аннинской церкви Сысертского завода» ряд предметов, среди которых перечислено и знакомое полотно: «.в алтаре северного придела икона Богоматери на холсте, в золоченой раме, приписываемая Бенвенуто Граффоло, ученику Рафаэля»11.

10 См.: Трофименко М. Рафаэль местного значения. Картины Гарофало в Эрмитаже // Коммерсантъ С-Петербург. ЗАО «Коммерсантъ. Изд. дом». 14.08.2008. № 143 (3960). URL: http://www.kommersant.ru/doc/1011362 (дата обращения: 29.01.2017).

11 Архив СОКМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 13. Л. 102.

Но самое удивительное, что в следующем пункте сказано: «. в алтаре южного придела другой экземпляр той же иконы, но на дереве, в черной, деревянной раме и с медной мемориальной пластинкой». Можно только предположить, что с картины Гарофало была сделана копия в виде иконы, возможно, именно, в 1820 году, когда и появилась пластинка с надписью. Но этот сюжет для расследования предоставим искусствоведам. Что касается указанного акта, то к нему имеется дополнение в виде приписанных еще двух икон: «Богоматерь, живопись неизвестного художника на холсте, в теплой церкви на правом клиросе» и «Христос в терновом венце, живопись неизвестного художника на холсте в северном алтаре [за] жертвенником»12. Из другого найденного в том же фонде документа становится ясно, что через месяц после приведенного акта члены упомянутой комиссии снова обратились в Симеоно-Аннинскую церковь за дополнительными сведениями. Ответ был составлен священником Александром Поповым и отправлен 7 августа того же года. Приводим его содержание, важное для идентификации находящихся ныне в СОКМ икон с теми, что были вывезены из сысертского храма в конце 1920-х или начале 1930-х гг. Вот его текст: «В Уральский областной государственный музей. На Ваше отношение от 22.VII.26 за № 2100, сим сообщаются размеры икон, взятых на учет в Симеоно-Аннинском храме Сысертского завода: месяцеслов, в количестве одинадцати икон, каждый в высоту 57 сантиметров, в ширину 42 сан[тиметра]; икона Богаматери — Гараффоло в алтаре северного придела в высоту 71 сан[тиметр], в ширину 103 сан[тиметра], другой экземпляр той же иконы в алтаре южного придела в высоту 72 сан[тиметра], в ширину 104 сан[тиметра]; в теплой церкви Богоматерь в высоту 102 сан[тиметра], в ширину 88 сан[тиметров] и Христос в терновом венце, икона в северном алтаре, в высоту 66 сан[тиметров], в ширину 56 сантиметров.»13 Уточним, что перечисленные «предметы» тогда, в 1926 г., не были изъяты, а лишь поставлены на учет и оставлены «для сохранения в той же церкви на ответственности церковного совета и причта». История показала, что это была всего лишь отсрочка, т. к. в 1936 г. церковь будет не просто закрыта, а варварски взорвана. Судьба церковного имущества неизвестна. Упомянутый акт и дополнение к нему в виде ответа-записки с размерами икон позволяют надеяться, что по крайней

12 Архив СОКМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 13. Л. 102 об.

13 Там же. Д. 14. Л. 49.

мере перечисленные в них, с точки зрения членов комиссии, ценности не пропали, а были переданы в музей.

Но вернемся к Описи 1789 г. и рассмотрим иконы, находившиеся на территории Полевского завода. Здесь А. Ф. Турчанинов в 1786 г. заложил на свои средства на месте старой деревянной церкви каменную, во имя апостолов Петра и Павла. Ее освящение состоялось в 1793 г., уже после его смерти. Вероятно, тогда же вдовою была передана в эту церковь часть икон, отмеченных в Описи, это могли быть «образ Святаго апостола Петра, живописной» (№ 4) и иконы «святыя великомученицы Екатерины» для северного придела, названного в ее честь. В Описи последних указано две: первая — «с серебряным чеканным окладом в медном киоте за стеклом» (№ 8), а о второй сказано только, что это «образ живописной.» (№ 5). Известно, что вдова Фелицата Степановна пожертвовала в Петропавловскую церковь книги, хранящиеся ныне в местном музее. В справочном издании «Приходы и церкви.» упомянут и иконостас этой церкви, точнее «четыре местные иконы», о которых преосвященный Анатолий, знаток иконописи, по мнению авторов справочника, отозвался как о «весьма высокой работы». К сожалению, названия икон не приведены14. К местным иконам мы еще вернемся. В иконостасе же могли оказаться пожертвованные позднее три иконы деисусного чина, перечисленные в Описи в отдельном разделе имущества Полевского завода при описании господского дома. Попутно отметим, что в прихожей и разных комнатах дома находилось еще пять икон, связанных со Спасителем и Богородицей и один «образ Святаго Димитрия царевича» (без номера. Т. 3. Л. 128).

Отмеченный в Описи как «живописной на холсте Марии Магдалины» образ (№ 73) мог быть передан через наследников уже в XIX в. в храм в честь Вознесения Господня, один из приделов которого был посвящен Марии Магдалине. Этот каменный храм, приписанный к Петропавловской церкви, строился более полувека на средства заводовла-дельцев (Соломирских) и прихожан, а названный придел был освящен в 1887 г., т. е. ровно через сто лет после смерти А. Ф. Турчанинова15.

Остановимся на сюжетах икон. Пожалуй, больше всего у Турчанинова было изображений Богородицы и праздников в честь Нее — всего 22 иконы. Из них две Казанские, одна Печерская, пять — Всех скор-

14 Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902. С. 101.

15 Там же. С. 102.

бящих Радость, «...Божия Матере, со Иосифом и Спасителем» (№ 6), «.Обручения Пресвятыя Богородицы со Иосифом.» (№ 66), Ее коронования (№ 55), Покрова (№ 2), две Успения (№ 46, 70), «образ. по успении явления Божия Матере на воздухе апостолом.» (№ 72). Сюда же можно отнести «складни маленкие в медных киотцах обложенныя серебряным окладом», в центре которых изображен был «образ Богоматери, а по сторонам многих святых» (№ 20). Одно описание в источнике очень напоминает панагию — небольшую нательную икону, о которой сказано: «.образ круглинкой малинкой деревянной резной Святыя Троицы, и Знамения Пресвятыя Богородицы в серебряном ковчеге со сканью с четырми жемчужинами» (№ 19), т. е. поля иконки были украшены орнаментикой в старой технике скани.

Икон с изображением «Пресвятыя» или «Живоначалныя» Троицы в Описи семь. Столько же образов Спасителя, кроме того, три деисус-ных чина: один, уже упомянутый, в полевском доме и два в екатеринбургском — из 12-ти образов «вершковых» и «трех четвертной нацках» весом в 3 пуда и ценой 75 коп. Были еще иконы «Господь исцеляющей человека от духа нечиста» (№ 25) и «Господа Саваофа в воздухе держащей за руку Сына Своего Иисуса Христа яко плотию уснувшаго.» (№ 74). Несколько икон в Описи имеют Евангельские сюжеты, имена библейских персонажей и святых: Иоанна Предтечи (№ 5), Севастьяна (№ 7), Кирика (назван Кирилл) и Улиты (№ 39), Антипы (№ 41), Фрола и Лавра (№ 57), две упоминавшиеся уже иконы «великомученицы Екатерины», Андреяна и Наталии (№ 15), «Царь Давыд обличаемои пророком Нафа-ном.» (№ 75), «Целомудрие Иосифа Прекраснаго.» (№ 76), Архангела Михаила (№ 24), две иконы «Иоанна воина» (№ 11, 23), и др.

Среди образов пророков и чудотворцев в Описи можно найти имена святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (№ 12, 47, 56), пророков Илии (№ 49) и Захарии (№ 13), но чаще других встречается образ особо почитаемого с древности на Руси Николая Чудотворца (№ 22, 37 и др.). Из других русских святых назовем образы преподобных «отца Сергия игумена Радонежскаго» (№ 29), «.Зо-симы и Саватия соловетских чудотворцов» (№ 51), два образа «святителя Димитрия, митрополита Ростовскаго» (№ 68, 69). Одна икона имеет редкий сюжет, объединивший «Леонтиа, епископа Ростовскаго и Михаила, епископа Синадскаго» (№ 28), которые имеют общий день помино-

вения — 23 мая (по старому стилю). Можно предположить, что с этим днем у А. Ф. Турчанинова было связано какое-то семейное событие, но немногие, к сожалению, известные нам точные фамильные даты не позволяют определить, какое именно.

Обращает на себя внимание отсутствие в собрании Турчанинова следов весьма популярной в XVIII в. иконографии (и жития) Симеона Верхо-турского, получивших широкое распространение за пределами не только Верхотурья, но и Урала16. По-видимому, А. Ф. Турчанинов больше был связан не с Верхотурским, а с южным Далматовским Успенским монастырем. Последний, обладая значительными земельными владениями с жившими на них монастырскими крестьянами, многочисленными хозяйственными заимками и железоделательным заводом, к середине XVIII в. по ряду экономических показателей занимал первое место среди монастырей восточной части Российской империи. Правда, с введением духовных штатов и передачей монастырских крестьян Коллегии экономии в 1764 г. Далма-товский монастырь во многом утратил свое экономическое значение, но оставался центром духовного просвещения и образования в Сибири. В монастыре имелись богатая библиотека, училище для детей церковнослужителей, славяно-российская школа и славяно-латинская семинария.

О связях Турчаниновых с Далматовским монастырем пока документальных свидетельств не найдено, но они могли развиваться по нескольким направлениям. Во-первых, Турчаниновы могли жертвовать средства в монастырь. Во-вторых, они могли приглашать далматовских монастырских каменщиков на строительство Симеоно-Аннинской и Петропавловской церквей в Сысерти и Полевском, т. к. к середине XVIII в. каменное строительство на территории самого монастыря в основном завершилось и далматовские каменщики освободились от внутренних работ. Известно, например, об их участии в строительстве Богоявленской церкви в Екатеринбурге, их нанимали в 1764 г. Демидовы для строительства Входоиеру-салимской церкви, — словом, далматовских монастырских каменщиков приглашали по всему Среднему Уралу. Наконец, монастырь мог закупать у Турчаниновых медь для своих нужд (например, литье колоколов), а те, в свою очередь, могли покупать у монастыря хлеб, скот, сукно.

16 См.: Гончарова Н. А., Губкин О. П., Рунева Т. А. Иконописное наследие Урала: истоки и пути развития // Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII — начала XX в. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. С. 11.

Так или иначе, но среди икон в Описи Турчанинова отмечен «образ Успения пресвятыя Богородицы с изображением Далматовскаго монастыря и самого Долмата» (№ 70). Хотя, скорее всего, уместнее говорить о картине, а не об иконе, т. к. такого канонического иконописного сюжета не было. Откуда она могла появиться у Турчанинова? Была ли она написана специально для него, подарена кем-то или приобретена им на Ир-битской или Шадринской ярмарках? Историк монастыря А. А. Пашков отмечает, что во второй половине XVIII в. «особенно интенсивно развивается художественная жизнь в монастыре», где открывается иконописная мастерская Н. И. Ершова и его учеников. «Наряду с иконами, — утверждает историк, — Никифор Ершов писал и картины. Правда, какие это были картины и на какие сюжеты, мы не знаем и, пожалуй, не узнаем. В 1762 г. написал на холсте картины для челябинского воеводы Ермолова. В 1756 г. им написаны на железе 12 налойных образов»17. В любом случае, отмеченная в Описи картина-икона являлась произведением кого-то из местных художников-иконописцев. Мало того, это было самое раннее из известных на сегодня изображений монастыря с его основателем, миссионером-просветителем заисетского края XVII в. Далматом в виде картины-иконы, т. к. изображение монастыря широко известно по литографии уже начала XX в.

Но Опись «подбрасывает» нам еще одну загадку. Среди ее разделов с книгами упоминается одна уникальная. Описана она так: «.личная голанская священная библия с ланкартами которую за редкость почитать должно, в поллист переплет аглинской обрез золотой» (№ 6470). Как оказалось, это знаменитая Библия Пискатора — одна среди 13-ти различных иллюстрированных Библий XVI-XVIII вв., главным образом нидерландского и немецкого происхождения, так или иначе связанных с художественной культурой России в XVII и XVIII столетиях18. И. Э. Грабарь называет ее в качестве основного источника новых иконографических композиций. Библия Пискатора представляет собой альбом, который включает почти 500 гравюр резцом на библейские сюжеты; он был опубликован в XVII столетии амстердамским пейзажистом

17 Пашков А. А. Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь. Шадринск, 2000. С. 80.

18 За определение Библии и сведения о ней приношу благодарность специалисту по западноевропейской книге, зав. отделом редких книг Астраханской ОУНБ им. Н. К. Крупской З. А. Малометовой.

и издателем Класом Янсем Висхером трижды — в 1643, 1650 и 1674 гг.19 На сегодня Библия Пискатора считается одним из самых популярных западноевропейских иконографических источников, применявшихся во второй половине XVII-XVIII вв. сразу в нескольких странах славянского мира — России, Сербии, Македонии, Болгарии и др. Не может ли наличие знаменитой Библии (одного из трех изданий) свидетельствовать о существовании у Турчанинова иконописной мастерской? Или она нужна была ему для заказов «святых образов» тем же далматовским иконописцам? Пока вопрос остается открытым.

Можно предположить, что значительная часть иконописных образов, представленных в Описи, была местного происхождения, поскольку, по мнению специалистов, в тот период «спрос Урала и Сибири на иконы полностью удовлетворялся продукцией местных иконописцев». При этом они добавляют, что ранние уральские иконы (XVII-XVIII вв.) «не отличались высоким качеством», так как на Урал в то время «ехали от-нють не лучшие мастера». На развитие иконописания на Урале XVIII в. влияли традиции многих местных школ России (новгородской, московской, ярославской и др.), на которые ориентировались уральские иконо-писцы20. Это влияние невозможно проследить по Описи, лишь однажды в ней промелькнуло упоминание об иконе «суздалской работы» (№ 26), что означало, скорее всего, место, откуда прибыл данный иконописец.

Надеемся, что вводимый нами в научный оборот ценный источник поможет искусствоведам и историкам в разрешении многих спорных и неясных вопросов, возникающих при изучении истории уральской иконы раннего периода, а также окажется полезным всем исследователям истории духовной культуры Урала XVIII в.

Ниже публикуются фрагменты Описи 1789 г. с перечислением икон и полотен на библейские темы, а также распятий и крестов. Нумерация Описи в тех случаях, где она есть, сохраняется, колонки с указанием цены в рублях и копейках объединены в одну, указание на том Описи и листы приведены в первой колонке.

19 Гамлицкий А. В. Библия Пискатора и проблема гравированных образцов в европейском искусстве XVI-XVIII столетий // Библиотека Якова Кротова. http://krotov.info/ spravki/4_faith_bible/varia/piskator.html (дата обращения: 15.01.2017).

20 Гончарова Н. А., Губкин О. П., Рунева Т. А. Иконописное наследие Урала. С. 7.

Приложение

Фрагменты Описи имущества А. Ф. Турчанинова 1789 г.

В вышеписанных заводах домах кладовых палатах и анбарах движимаго имения а имянно: святых образов на дцках писанных Число Цена: рубли, копейки

Т. 1. Л. 53 1 По золотому грунту из яица писанных иконнаго искуства двунадесятых празников образа, Преображения Господня, Успения Пресвятыя Богородицы, Рождества, и Введения Пресвятыя Богородицы, Рождества Христова, Сретения Господня, Благовещения Пресвятыя Богородицы, вход во Иерусалим, Вознесения Господня, Пресвятыя Троицы, Воздвижения честнаго и животворящаго Креста Господня, и Богоявления Господня итого всех 12

2 Образ Покрова Пресвятыя Богородицы, живописной 1

3 Овалных по золотому грунту из яица писанных двунадесятии апостолов иконнаго искуства 12

4 Образ Святаго апостола Петра, живописной 1

5 Образ живописной святыя великомученицы Екатерины 1

6 Образ живописной Божия Матере, со Иосифом и Спасителем 1

7 Живописной святаго мученика Севастиана 1

Л. 53 об. 8 Образ святыя великомученицы Екатерины с серебряным чеканным окладом в медном киоте за стеклом 1

9 Образ Ангела хранителя, живописной 1

10 Святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы живописной 1

11 Святаго великомученика Иоанна воина живописной на дцке 1

12 Иоанна Златоуста живописной 1

13 Святаго пророка Захариа и святыя праведныя Елисаветы живописной 1

14 Поклонение вериг святаго апостола Петра 1

15 Образ святых мученик Андреяна и Наталии живописной 1

16 Образ Пресвятыя Богородицы всем скорбящим 1

17 Образ Богоматери живописной 1

18 Образ Пресвятыя Богородицы всем скорбящим с золоченым серебряным сплошным окладом неболшой 1

19 Образ круглинкой малинкой деревянной резной Святыя Троицы, и Знамения Пресвятыя Богородицы в серебряном ковчеге со сканью с четырми жемчужинами 1

Л. 54 20 Складни маленкие в медных киотцах обложенныя серебряным окладом, в средине образ Богоматери, а по сторонам многих святых 1

21 Образ в кипарисной дцке с жемчужинои на коей изображен резбой крест господен с одной принизанной жемчужиной обложен серебряным окладом 1

22 Святителя Николая Чудотворца маленких в серебряных золоченых окладах 2

23 Иоанна воина неболшой с серебряным золоченым протирным городками (?) окладом 1

24 Образ архангела Михаила в воздухе резной оттениванной красками 1

25 Господь исцеляющей человека от духа нечиста 1

26 Суздалской работы всем скорбящим Пресвятыя Богородицы, из яица писанной 1

27 Образ Распятия Господня с Предстоящими 1

28 Леонтиа епископа Ростовскаго и Михаила епископа Синадскаго на дце ж 1

29 Образ серебряной черневой Преподобнаго отца Сергия игумена Радонежскаго чудотворца в финифтяных рамах 1

Л. 54 об. 30 Финифтяных маленких образов с серебряными накладками 8

31 Древнии образ славнаго иконописца Рафаила Богоматерь с фамилией в резных золоченых рамах которой за великую редкость почитать должно 1 70-00

32 Образ Божия Матери с превечным младенцем и с предстоящими на коленях великомученицами Екатериной и Варварой в резных золоченых рамах 1 35-00

33 Образ Пресвятыя Богородицы Казанския оклад с полями венец и гривна серебряные, золоченье оглавие и ризы низаные жемчугом с аматистовым канмнем 1

В Екатеринбурге

34 Нерукотворенных образов Спасителя на дцках 2

35 Образ святых Первоверховных апостолоф Петра и Павла, на меди высокой живописной работы в медном киоте со стеклом 1

36 Образ Живоначалныя Троицы с серебряным чеканным узенким окладом на дцке 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37 Образов святых Николая Чудотворца с чудисами 1-н, Димитрия митрополита Ростовскаго 1-н, итого 2

Л. 55 38 Образ Воскресения Христова 1

39 Образ святых мучеников Кирилиа и Улиты риза и поля серебряные чеканные 1

40 Образ Спасителя нерукотворенны, венец гривна и поле серебреные чеканные 1

41 Образ священномученика Антипы венец серебряной 1

42 Деисус, 12 вершковых образов 3

43 Восресение Христово на дцке 12-ти вершковой 1

44 Образ Воскресения Христова 1

В Сысерском заводе

45 Образ Всем Скорбящим Пресвятыя Богородицы иконописной 1

46 Образ Успения Божия Матере 1

47 Образ трех Святителей 1

48 Образ Божия Матери живописной 1

49 Образ святаго пророка Илии живописной 1

В Полевской канторе

50 Образ Пресвятыя Троицы 1

51 Образ преподобных Зосимы и Саватия соловетских чудотворцов 1

В Воздвиженской деревне

52 Образ Пресвятыя Троицы 1

53 Образ Воскресения Господня 1

Л. 55 об. 54 Образ Воздвижения честнаго Креста Господня 1

55 Образ коронования Пресвятыя Богородицы 1

56 Образ трех святителей Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго 1

57 Образ святых мучеников Фрола и Лавра 1

В Сысерском заводе резных распятий деревянных

58 Резное распятие с предстоящими, в резной стариннаго образа арматуре золоченой 1

59 Резных распятий одинаких подмалеванных 8

60 Резное распятие господа нашего Иисуса Христа малеванное 1

В Екатеринбурге

61 Иконописное распятие 1

62 Распятие резное 1

В Воздвиженской деревне

63 Распятие господне резное

Л. 56 об. Образов, на холсте писанных в Сысерском заводе

64 Образ нерукотворенный господа нашего Иисуса Христа 1

65 Живописнои же образ усеченной главы святаго славнаго пророка и Предтечи господня Иоанна, в золоченых рамах 1

66 Иконописной образ обручения пресвятыя Богородицы со Иосифом в золоченых рамах 1

67 Образ живоначалныя Троицы в зеллионых под лаком рамах 1

68 Образ святителя Димитрия митрополита Ростовскаго 1

69 Сего ж святителя Димитрия митрополита, преподобнаго отца его, на холсте 1

70 Образ Успения пресвятыя Богородицы с изображением Далматовскаго монастыря и самого Долмата 1

71 Живописная ис камедных красок на бумаге изображающая Спасителя спящаго, за стеклом в чорных рамах 1

72 Образ на стекле писанной по успении явления Божия Матере на воздухе апостолом в рамках 1

73 Живописной на холсте Марии Магдалины 1

Л. 56 об. 74 Господа Саваофа в воздухе держащей за руку сына своего Иисуса Христа яко плотию уснувшаго в золоченых рамах 1

Священно Библии живописных на холсте картин

75 Царь Давыд обличаемои пророком Нафаном в золоченых рамах 1

76 Целомудрие Иосифа Прекраснаго в золоченых рамах 1

77 В зеркалных рамках разных священных картинок малеванных маленких 8

В Екатеринбурге

78 Образ Спасителя 1

Т. 3. Л. 61 об. При Северском заводе в канторе образа

Первой Живоначальной Троицы без окладу 1

Второй Николая чудотворца с медным окладом 1

Третей Георгия Победоносца без окладу 1

Л. 63 ... При домах господских. В первом в котором ныне жителство имеет прикащик Алексей Белоглазов

Образов святых — 3 и в том числе один Казанской, другой Скорбящим радости Богоматерины, третей Иоанна Богослова 3

Л. 86 ... В Сысерской заводской конторе в судейской каморе

Образ Троицы Живоначальныя писан на холсте в зеленых под лаком рамах 1 2-00

Л. 128 При Полевском заводе в болшем господском доме

В прихожей

Образ Воскресения Христова 1 0-25

В зале

Образ Святаго Димитрия царевича 1 0-20

Рождество Христово с медным окладом 1 0-20

В передней

Деисус 3 1-50

В спалной

Образ пресвятыя Богородицы Печерской 1 0-50

В детской

Образ спасителя нашего Иисуса Христа 1 0-50

Л. 156 ... В Екатеринбурге В большом зеленом доме ... В передней

Два образа пресвятыя Богородицы гридированныя на бумаге за стеклами по 10 коп. [2 пуда]* 2 0-20

... В задней угловой

Крест благословенной на простом дереве [1 пуд] 1 0-10

Л. 152 об. ... При Хильковском доме В горнице прихожей

Образ Спасителев на холсте [1 пуд] 1 0-10

... В малинкой горнице

Образ Деисус трех четвертной на цках [по 25 коп.] 3 0-75

Л. 159 об. ... В семейной избе

Образ Божии Матери [1 пуд] 1 0-10

... В Груберских покоях

Образ Воскресения на цке [1 пуд] 1 0-10

Публикуется по: ГАСО. Ф. 59. Оп. 7. Д. 2531. Т. 1. Л. 53-56; Т. 3. Л. 61 об., 63, 86, 128, 152 об., 156. Подлинник. Рукопись.

Список литературы

1. Архив СОКМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 13, 14.

2. Бажов П. П. Сочинения: в 3 т. М.: Изд-во «Правда», 1976. Т. 3. С. 3-72.

* Здесь и далее в квадратных скобках сведения из отдельной графы в Описи.

3. Булавин В. С. Свердловская картинная галерея. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1983. 205 с.

4. Гамлицкий А. В. Библия Пискатора и проблема гравированных образцов в европейском искусстве XVI-XVIII столетий // Библиотека Якова Кротова. http://krotov. info/spravki/4_faith_bible/varia/piskator.html (дата обращения: 15.01.2017).

5. ГАСО. Ф. 59. Оп. 7. Д. 2531. Т. 1, 3.

6. Гончарова Н. А., Губкин О. П., Рунева Т. А. Иконописное наследие Урала: истоки и пути развития // Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII — начала XX в. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. С. 7-12.

7. Пашков А. А. Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь. Шадринск, 2000. 416 с.

8. Пирогова Е. П., Неклюдов Е. Г., Ларионова М. Б. Род Турчаниновых: Культурно-исторические очерки. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2008. 352 с.

9. Пирогова Е. П. Новый источник изучения имущественного положения уральского заводчика А. Ф. Турчанинова: аналитический обзор описи 1789 г. // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2015. № 3 (142). С. 131-143.

10. Пирогова Е. П. Опись имущества А. Ф. Турчанинова 1789 г. как источник изучения культурно-бытовых традиций уральского дворянства // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2017. Т. 19. № 1. С. 146-159.

11. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902. 612 с.

12. Трофименко М. Рафаэль местного значения. Картины Гарофало в Эрмитаже // Коммерсантъ. С-Петербург. ЗАО «Коммерсантъ. Изд. дом». 14.08.2008. № 143 (3960). URL: http://www.kommersant.ru/doc/1011362 (дата обращения: 29.01.2017).

Elena P. Pirogova

THE COLLECTION OF ICONS OF THE URAL PLANT OWNER

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A. F. TURCHANINOV

Abstract

The article provides an overview of the rich collections of icons belonged to Alexander F. Tur-chaninov, the owner of Sysertsky mining region; the review is performed on the basis of the Inventory of 1789 compiled after A. F. Turchaninov's death.

Here we present the information on the materials and the technology of icon manufacturing, as well as on the icon-painting plots and about some details of the existence of some icons. The article contains some documentary evidence of the existence among the sacred images of Sysert Manors of the masterpieces of the famous sixteenth-century Italian artists S. Raphael and B. Garofalo as well as of the icons made by local icon-painting workshops. In the conclusion some fragments of the Inventory enlisting the icons are published.

E. n. nuporoBa

Keywords: the Sysertski plant, the Church of St. Symeon and St. Ann, the Polevskoy plant, the Saints Peter and Paul Church, icons of the 18th century, Raphael, Garofalo, Dalmatov monastery, Ural icon, Inventory of A. F. Turchaninov's property of 1789.

References

1. Arkhiv SOKM [The Archive of the Sverdlovsk Regional Museum of Local History]. Stock 1. L. 1. Dos. 13, 14.

2. Bazhov P. P. Sochineniia: v 3 t. [Collected works: in 3 vols.]. Moscow: Izd-vo «Pravda», 1976, vol. 3, pp. 3-72.

3. Bulavin V. S. Sverdlovskaia kartinnaia galereia [The Sverdlovsk Art Gallery]. Sverdlovsk: Sred.-Ural. kn. izd-vo, 1983. 205 p.

4. Gamlitskii A. V. Bibliia Piskatora i problema gravirovannykh obraztsov v evropeiskom iskusstve XVI-XVIII stoletii [The Piscator Bible and the problem of engraving examples in the European art of the 16th-18th cc.]. Available at: http://krotov.info/spravki/4_faith_bible/varia/ piskator.html (accessed: 15.01.2017).

5. GASO (The State Archive of Sverdlovsk Region). Stock 59. L. 7. Dos. 2531, vols. 1, 3.

6. Goncharova N. A., Gubkin O. P., Runeva T. A. Ikonopisnoe nasledie Urala: istoki i puti razvitiia [Iconographic heritage of the Ural: the origins and ways of development]. Uralskaia ikona. Zhivopisnaia, reznaia i litaia ikonaXVIII — nachalaXX v. [The Urals Icon. The Painted, carved and cast icons of the 18th — early 20th cc.]. Ekaterinburg, 1998, pp. 7-12.

7. Pashkov A. A. Sviato-Uspenskii Dalmatovskii muzhskoi monastyr [The Dalmatov Monastery of the Assumption]. Shadrinsk, 2000. 416 p.

8. Pirogova E. P., Nekliudov E. G., Larionova M. B. Rod Turchaninovykh: Kul'turno-is-toricheskie ocherki [The Turchaninov's Family: cultural-historical sketches]. Ekaterinburg: ID Sokrat, 2008. 352 p.

9. Pirogova E. P. Novyi istochnik izucheniia imushchestvennogo polozheniia ural'skogo za-vodchika A. F. Turchaninova: analiticheskii obzor opisi 1789 g. [The new source of studying for the property status of A. F. Turchaninov, the Urals plant owner: analytical review of the Inventory of 1789]. Izvestiia Ural'skogo federal'nogo universiteta — Izvestia: Ural Federal University Journal. Ser. 2: Humanitarian Sciences. 2015, no. 3 (142), pp. 131-143.

10. Pirogova E. P. Opis' imushchestva A. F. Turchaninova 1789 g. kak istochnik izucheniia kul'turno-bytovykh traditsii ural'skogo dvorianstva [A. F. Turchaninov's Inventory of 1789 as a source of studying of cultural and domestic traditions of the Urals nobility]. Izvestiia Ural'skogo federal'nogo universiteta — Izvestia: Ural Federal University Journal. Ser. 2: Humanitarian Sciences. 2017, vol. 19, no. 1, pp. 146-159.

11. Prikhody i tserkvi Ekaterinburgskoi eparkhii [Parishes and churches of the Ekaterinburg Eparchy]. Ekaterinburg, 1902. 612 p.

12. Trofimenko M. Raphael' mestnogo znacheniia. Kartiny Garofalo v Ermitazhe [The Local Raphael. Garofalo's paintings in the Hermitage]. Kommersant. St. Petersburg. ZAO "Kom-mersant. Izd. dom". 14.08.2008. № 143 (3960). Available at: http://www.kommersant.ru/ doc/1011362 (accessed: 29.01.2017).

Портрет А. Ф. Турчанинова. Литография нач. XIX в. Полевской краеведческий музей

*

Сысерть. Вид на Симеоно-Аннинскую церковь. Фото нач. XX в.

Сысерть. Вид с горы Думной. Фото нач. XX в.

т

I Ut tXOO l.lJCír/' [ ШШГО4X¿ Нон Gil ftlXÈ

^юкмлипо H4ífH(úL

Лнлшшо

M Л

С .п.ч 1111, и е Об!стах Ясщу «axe пина <ш I £4

j ПЛл.чтмь«» tenrro uif,л U ly- llBHiiiiiiiXi H110..T-.-1D 'О?

jdtimittaa fV*' ТТГС15н«<<аде OGjiciou, f

rtftuefiiAen ïdt 10(114-1.- Лиги». (ffH[i--ntn.v GbU'pcj Poo^iTtneoi ( lur siuini'*- TTTtfu 'nui К Éoftpí!

Ly.JJj , 11 JtfLtIHlltM X iniHW, trn. CITHi'l' ГЬ(Т1МЛ1,

UdU^i,^-... ItMum.n ®otwo<K*Ür" j ïfectDiUio t Лв»н»м и м Хегшдол., ТТТ(имA tnrot.ii..: , -tij^v"*1' ■ tirmtitilo Цастло^л^' А in««™ «Cm-.' ла«сгнм_ lernen*. «•"'«•••"'i 1

ö ¡ и Ж

У* - £ДПсЩКла 11' lüu'.mi i. j 1

Ü

к

СЫ :TTc-û^omù. -i- ÏWi.tt.» «ífeA^. mt« KlüJtt ^.BC^MWIII CteBtteeJtei """

№uM 7 ~

^ ' bf^Oipb CMmalo I'liKumML. П Irriga , .4'«™"™" - ^

5" yí.'asú ¿«чиишситГ Сштшл. £u«tnE

ifkiiii

€ i

№aSt [/uú*. Cuom-fjf,

''""'»nui 0J ti

^ pi(\mnnitt

íftv

u" c««4oiú vfmttittua clmiii""'

Фрагмент Описи 1789 г. Л. 53

Фрагмент Описи 1789 г. Л. 55 об.

Полевской. Восстановление Петропавловской церкви

Петропавловская церковь в г. Полевском. Фото 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.